Научная статья на тему 'Влияние двигательной активности на показатель биологического возраста студенток'

Влияние двигательной активности на показатель биологического возраста студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КАЛЕНДАРНЫЙ ВОЗРАСТ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / STUDENTS / CALENDAR AGE / BIOLOGICAL AGE / PSYCHOLOGY OF HEALTH / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Размахова Светлана Юрьевна, Пушкина Валентина Николаевна, Гернет Ирина Николаевна, Оляшев Николай Владимирович

Проведен сравнительный анализ биологического и календарного возраста, установлено, что у 97 % студенток, не занимающихся физической культурой, наблюдаются процессы преждевременного старения, 9 % находятся в группе с возрастной градацией 41-45 лет и 1 % в группе 46-50 лет. Выявлено, что у студенток двигательная активность составляет четыре часа в неделю, превышение биологического возраста над паспортным отмечено у 67 %. Для повышения качества жизни, функциональных резервов организма студенток рекомендованы: коррекция физических нагрузок, развитие мотивации к здоровому образу жизни, обучение технологиям сохранения здоровья, изучение роли поведенческого фактора, воспитание двигательного, пищевого и эмоционального режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Размахова Светлана Юрьевна, Пушкина Валентина Николаевна, Гернет Ирина Николаевна, Оляшев Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFL UENCE OF PHYSICAL ACTIVITY ON THE INDICATOR OF THE BIOLOGICAL AGE OF STUDENTS

A comparative analysis of the biological and calendar age has been conducted, it has been established that 97 % of students who do not engage in physical culture have processes of premature aging, 9% are in the group with an age gradation of 41-45 years and 1 % in the group of 46-50 years. It was revealed that the students' motor activity is four hours per week, the excess of biological age over the passport age was registered in 67 %. To improve the quality of life, the functional reserves of the body of female students are recommended: correction of physical activity, development of motivation for a healthy lifestyle, training in health preservation technologies, studying the role of the behavioral factor, education of motor, food and emotional regimes.

Текст научной работы на тему «Влияние двигательной активности на показатель биологического возраста студенток»

Подоруев Юрий Владимирович, канд. пед. наук, старший преподаватель, uri-yura@mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

SUCCESSFUL MASTERY OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF THE SPECIALTY «ECONOMIC SECURITY» WITH THE USE OF MODERN MEANS OF PHYSICAL CULTURE TEACHING

J. V. Podoruev

The search for mechanisms to increase motivation to assimilate professional tasks in the field of law enforcement is presented by the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education in the field of training (specialty) 080101 "Economic Security". Modern means of teaching the discipline "Physical Culture" for successfully mastering competences by students are offered.

Key words: means of physical culture, general cultural competences, professional competences, open-air activities with elements of hand-to-hand combat and fire training, electronic shooting range.

Podoruev Jury Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, uri-yura@mail.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

УДК 796.012

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТУДЕНТОК

С.Ю. Размахова, В.Н. Пушкина, И.Н. Гернет, Н.В. Оляшев

Проведен сравнительный анализ биологического и календарного возраста, установлено, что у 97 % студенток, не занимающихся физической культурой, наблюдаются процессы преждевременного старения, 9 % находятся в группе с возрастной градацией 41-45 лет и 1 % - в группе 46-50 лет. Выявлено, что у студенток двигательная активность составляет четыре часа в неделю, превышение биологического возраста над паспортным отмечено у 67 %. Для повышения качества жизни, функциональных резервов организма студенток рекомендованы: коррекция физических нагрузок, развитие мотивации к здоровому образу жизни, обучение технологиям сохранения здоровья, изучение роли поведенческого фактора, воспитание двигательного, пищевого и эмоционального режимов.

Ключевые слова: студенты, календарный возраст, биологический возраст, психология здоровья, двигательная активность.

В значительном количестве научных исследований отмечаются факты ухудшения состояния здоровья молодого поколения, связанного, в первую очередь, с особенностями поведенческого фактора или образом жизни человека. Сюда можно отнести риски, связанные со снижением

двигательной активности, нарушением пищевого поведения, увеличением эмоциональной нагрузки. В то же время существуют значительные индивидуальные различия по скорости нарастания и выраженности негативных изменений, что приводит к существованию внутри однородной возрастной группы широкого спектра колебаний различных морфофункциональных параметров [1]. Выявлены и гендерные различия в темпах старения организма [10].

Поиск эффективных маркеров оценки степени, темпов и динамики возрастных изменений в организме идет давно. Существует и множество подходов к оценке биологического возраста (БВ), в том числе, основанного на определении генетических маркёров [8], паспортного возраста, массы тела, роста, систолического и диастолического артериального давления, среднего артериального давления, стабилометрического показателя [6], исследовании физической работоспособности [5]. В большинстве исследований отмечается, что определение биологического возраста является объективным методом не нозологической оценки индивидуального здоровья человека, когда на каждом этапе онтогенеза диагностика биологического возраста является мерой оценки биологических возможностей организма, определяющих прожитое, и дающая возможность прогнозировать настоящее и будущее, являясь своеобразной парадигмой здоровья [1].

Ориентация данной работы на студенческий возраст особенно актуальна, так как именно данная возрастная группа подвержена значительным психоэмоциональным стрессам, связанным с привыканием к новым методам преподавания и контроля, периодом возрастной физиологической перестройки организма, изменением привычного образа жизни. С этим связано и возрастание в последние годы числа студентов с низким уровнем физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья, что по разным регионам и вузам составляет от 30 до 50 % и может быть связано со снижением двигательной активности за счет увеличения затрат времени на учебную деятельность. Кроме того, у студентов, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, имеются и определенные личностные проблемы, что так же необходимо учитывать при организации процесса обучения [9].

Тем не менее, именно в данном возрастном аспекте возможно эффективное влияние на поведенческие факторы риска, на формирование «психологии здоровья», на повышение мотивации у молодежи к занятиям различными направлениями оздоровительной тренировки [7].

Цель работы: провести сравнительный анализ биологического и календарного возраста у студенток, занимающихся физической культурой и освобожденных от практических учебных занятий.

Материалы и методы исследования.

Оценка показателей биологического возраста была проведена у студенток 1-3 курсов, обучающихся в Российском университете дружбы народов (РУДН). Биологический возраст определялся по следующим тестам: тест на задержку дыхания; тест на определение вестибулярной устойчивости; тест на оценку внимания; тест на оценку быстроты обработки информации; тест на оценку возрастных изменений зрения; тест на оценку динамики артериального давления.

Все студентки были разделены на две группы: 1 группа - девушки, посещающие практические учебные занятия (108 чел.) в возрасте 18,8±0,75 года; 2 группа - девушки, освобожденные от практических учебных занятий (88 чел.) в возрасте 18,9±0,82 года.

Статистическая обработка данных выполнена с использованием пакета прикладных статистических программ SPSS (версия 19.0 for Windows). Различия считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты исследования показали, что средние показатели биологического возраста (БВ) студенток РУДН превышают календарный возраст (КВ) (рис. 1). Так, возраст девушек, участвующих в исследовании, в среднем был 19 лет, тогда как средние биологические его значения находились в пределах 25-28 лет. Превышение хронометрического возраста в 1-й группе составляет 24 %, в группе студенток, освобожденных от занятий физической культурой, превышение биологического возраста над календарным составило 32 %.

28 -26 • 24 22 • 20 4 18 •

14

12 -

10 4 8 4

6 4

4 •

"> -I

0 4

□ освобождении с студенты! ■ занимающиеся студенты!

Рис. 1. Сравнительные показатели возрастных изменений

студенток (лет)

Ускорение темпов старения особенно выражено в тестах, связанных с оценкой функционального состояния и координационных способностей, снижение которых как раз и определяется у лиц в пожилом возрасте. У 75 %

студенток в обеих группах показатели времени задержки дыхания и среднее время фиксации статической позы на одной ноге находятся на уровне ниже средних величин.

У девушек, посещающих практические занятия по физической культуре, биологический возраст ближе к календарному, хотя опережающий темп старения наблюдается у 67 % студенток. В группе студенток, освобожденных от учебных занятий по физической культуре, у 94 % биологический возраст превышает паспортный.

В первой группе 23 % студенток по биологическому возрасту соответствовали возрастной группе 17-20 лет, 31 % - были отнесены в группу 21-24 года, 23 % - соответствовали возрасту 25-28 лет (рис. 2). В возрастную группу 29-32 лет были отнесены 17 % студенток и еще 4 % девушек попали в категорию 33-36 лет. К возрастной категории от 37 до 40 лет в 1-й группе были отнесены 2 % студенток.

17-20 ■ 21-24 ■ 25-28 ■ 29-32 ■ 33-36 ■ 37-40 ■ 41-45

Рис. 2. Процентное соотношение календарного и биологического возраста по градациям у студенток 1-й группы

Во второй группе только 6 % студенток по биологическому возрасту соответствовали паспортным значениям и находились в возрастной группе 17-20 лет (рис. 3). Согласно полученным данным 28 % студенток были отнесены в возрастную группу 21-24 года, 26 % - отнесены в группу 2528 лет, 17 % - в группу 29-32 года и 9 % - в возрастную группу 33-36 лет. К биологическому возрасту 37-40 лет во 2-й группе были отнесены 4 % девушек, 9 % - соответствовали возрастной категории 41-45 лет. Во 2-й группе 1 % девушек попал в возрастную категорию 46-50 лет.

Рис. 3. Процентное соотношение календарного и биологического возраста по градациям у студенток 2-й группы

В практике вузовского воспитания постоянно ведется дискуссия об определении биологического возраста студентов. Так, в исследованиях А.Н. Плакуева и др. (2006) у студентов 20-24 лет, проживающих на территории Европейского Севера, выявлено превышение должного возраста в среднем на 27-31 год [3]. В исследованиях Е.В. Церковной, А.Л. Нефедовой (2011), анализ биологического возраста выявил различия в группах сравнения, достигающие значений 26-39 лет [4]. В группах с высокой двигательной активностью (дополнительные занятия в секциях) показатели БВ превышают возраст по паспорту у юношей на 14,8 года, у девушек на 8,2 года; в группах, занимающихся по учебному плану, на 22,6 и 8,8 года соответственно. Исследования биологического возраста Л.М. Белозеровой (2007) по биоэлектрической активности головного мозга в группах сравнения лиц, занимающихся спортом и негативно относящихся к спорту в студенческий период, выявили у последних преобладание БВ над КВ на 9-14 лет [2]. В научных публикациях увеличение либо снижение БВ относительно КВ связывают с индивидуальными особенностями, наследственностью, расовой принадлежностью, функциональным состоянием желез внутренней секреции, перенесенными заболеваниями, с образом жизни, характером питания, вредными привычками, природными условиями и с организацией спортивной деятельности.

Таким образом, наши исследования согласуются с общим выводом, который приводится различными авторами, использующими разнонаправленные методы исследования, что на процессы старения значительное влияние оказывают внешние факторы среды и, в первую очередь, снижение функционального потенциала организма связано с уменьшением двигательной активности. Причем снижение адаптивных резервов организма фиксируется уже в юношеском возрасте. Полученные результаты сравнительного анализа свидетельствуют о том, что для

повышения качества жизни и функциональных резервов организма необходимо присутствие доступных физических упражнений в повседневной жизни студенток, по состоянию здоровья освобожденных от занятий физической культурой. Так как уже в 19 лет у 97 % девушек, не занимающихся физической культурой, наблюдается превышение календарного возраста над биологическим, 9 % находятся в группе с возрастной градацией 41-45 лет, 1% - отнесены к категории 46-50 лет.

Кроме того, требуется увеличение физической нагрузки у студенток, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе здоровья, так как и в данной группе у 67 % отмечено превышение биологического возраста над календарным. Наиболее выраженное снижение показателей в обеих группах (у 75 %) отмечено в тестах на задержку дыхания и на координацию - среднее время фиксации статической позы на одной ноге.

В целом, учитывая изменение отношения к физической культуре в образовательном процессе вуза, когда значительное количество часов по дисциплине «Физическая культура» переходит в раздел «Самостоятельная работа», необходимо в лекционном курсе больше уделять внимания вопросам развития мотивации к здоровому образу жизни, обучению технологиям сохранения здоровья, умению контролировать свое физическое и функциональное состояние, воспитанию «психологии здоровья», правильному эмоциональному и пищевому поведению.

Список литературы:

1. Абрамович С.Г. Биологический возраст человека // Сибирский медицинский журнал. 1999. № 19(4). С. 4-7.

2. Белозерова Л.М., Нуретдинова З.Г. Биологический возраст у нетренированных лиц и спортсменов-лыжников // Пермский медицинский журнал. 2007. Т. XXIV. №. 1-2. С. 167-174.

3. Биологический возраст и темпы старения студентов с разным уровнем двигательной активности / Е.В. Церковная [и др.] // Физической воспитание студентов. 2011. № 1. С. 130-132.

4. Биологический возраст у молодых людей, проживающих в условиях Европейского Севера / А.Н. Плакуев [и др.] // Экология человека. 2006. № 11. С. 17-20.

5. Кусякова Р.Ф., Лопатина А.Б. Определение биологического возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8(50). С. 19-21.

6. Нейросетевая модель диагностики функциональных состояний человека / Ю.Г. Выхованец [и др.] // Человек и его здоровье. 2016. № 4. С. 116-123.

7. Повышение эффективности физического воспитания студенток средствами степ-аэробики / В.Н. Пушкина [и др.] // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. URL: http//mir-nauki. com//PDF//34PDMN616 (дата обращения 29.03.2017).

8. Подходы к оценке биологического возраста с помощью анализа митохондриальной ДНК / Е.В. Воропаев [и др.] // Проблемы здоровья и экологии. 2015. № 2(44). С. 64-68.

9. Пушкина В.Н., Зелянина А.Н., Аношина Т.В. Динамика личностных характеристик у студенток со сколиозом // Вестник САФУ. 2014. № 2. С. 128-136.

10. The students biological age, as an indicator of the adaptation / N.O. Davydova [ect] // International journal of experimental education. 2012. №12. Р. 55-56.

Размахова Светлана Юрьевна, канд. биол. наук, доц., srazmahova@yandex.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,

Пушкина Валентина Николаевна, д-р биол. наук, проф., taiss43@yandex.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,

Гернет Ирина Николаевна, канд. мед. наук, доц., irinagernet@yandex.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,

Оляшев Николай Владимирович, канд. пед. наук, старший преподаватель, olyashev24@yandex. ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов

THE INFL UENCE OF PHYSICAL ACTIVITY ON THE INDICATOR OF THE BIOLOGICAL AGE OF STUDENTS

S.Yu. Razmakhova, V.N. Pushkina, I.N. Gernet, N.V. Olyashev

A comparative analysis of the biological and calendar age has been conducted, it has been established that 97 % of students who do not engage in physical culture have processes of premature aging, 9% are in the group with an age gradation of 41-45 years and 1 % in the group of 46-50 years. It was revealed that the students' motor activity is four hours per week, the excess of biological age over the passport age was registered in 67 %. To improve the quality of life, the functional reserves of the body of female students are recommended: correction of physical activity, development of motivation for a healthy lifestyle, training in health preservation technologies, studying the role of the behavioral factor, education of motor, food and emotional regimes.

Key words: students, calendar age, biological age, psychology of health, motor

activity.

Razmakhova Svetlana Yurevna, candidate of biological Science, assistant professor, srazmahova@yandex.ru, Russia, Moscow, RUDN University,

Puhkina Valentina Nicolaevna, doctor of biological Science, professor, taiss43@yandex.ru, Russia, Moscow, RUDN University,

Gernet Irina Nicolaevna, candidate of medical Science, assistant professor, irinagernet@yandex.ru, Russia, Moscow, RUDN University,

Olyashev Nikolay Vladimirovich, candidate of pedagogical Science, senior lecturer, olyashev24@yandex.ru, Russia, Moscow, RUDN University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.