УДК 796.42.093.61 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-139-145
ОЦЕНКА АРТИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ ПРИ ОТБОРЕ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГИМНАСТИКУ
С.П. Романова, А.С. Солнцева, А.А. Донина
Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка, Россия
Аннотация
Цель исследования: разработать диагностический инструментарий оценки артистической одаренности девочек для проведения отбора в группы начальной подготовки по художественной гимнастике и обосновать корректность его использования в спортивной практике.
Методы и организация исследования. В ходе исследования были применены методы научного познания: анализ и обобщение научно-методической и научно-исследовательской литературы; анкетирование, экспертная оценка, контрольные испытания, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Представленный диагностический инструментарий включает критерии - «природная живость», «двигательная выразительность», «эмоциональная выразительность», «музыкальность», а также их признаки и оценочные шкалы (их корректность обусловлена тем, что измерения проявления артистической одаренности осуществляются не в баллах, а в качественных характеристиках). В качестве средств предложены доступные для понимания детей данного возраста игровые задания и тесты.
Заключение. Артистическая одаренность участвующих в исследованиях девочек 6-7 лет группы начальной подготовки проявляется по отдельных признакам, показатели данной одаренности, выявленные на основе разработанной диагностики, коррелируют с их соревновательным результатом и, следовательно, могут применяться в практике художественной гимнастики.
Ключевые слова: художественная гимнастика, отбор, артистизм, артистическая одаренность, начальная подготовка, артистические способности, артистическое мастерство.
ASSESSMENT OF ARTISTIC GIFTEDNESS OF 6-7 YEAR OLD GIRLS DURING SELECTION IN RHYTHMIC GYMNASTICS
S.P. Romanova, e-mail: romansp.ru@mail.ru, ORCID: 0009-0005-1366-7087 A.S. Solntseva, e-mail: ant-solnc@yandex.ru, ORCID: 0009-0001-0930-2414 A.A. Donina, e-mail: donina.29@bk.ru, ORCID: 0009-0002-5233-2288
Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, Russia Abstract
The research purpose: to develop diagnostic tools for assessing the artistic talent of girls for selection into initial training groups in rhythmic gymnastics and to substantiate the correctness of their use in sports practice. Methods and organization of the research. During the study, the following methods of scientific knowledge were used: analysis and synthesis of scientific, methodological and research literature; questionnaires, expert assessment, control tests, methods of mathematical statistics.
Results and their discussion. The presented diagnostic tools include the criteria - "natural liveliness", "motor expressiveness", "emotional expressiveness", "musicality", as well as their characteristics and rating scales (their correctness is due to the fact that the measurement of the manifestation of artistic talent is carried out not in points, but in qualitative characteristics). As a means, game tasks and tests that are understandable for children of this age are offered.
Conclusion. The artistic talent of the 6-7 year old girls of the primary training group participating in the research is manifested according to individual characteristics; the indicators of this talent, identified on the basis of the developed diagnostics, correlate with their competitive result and, therefore, can be used in the practice of rhythmic gymnastics.
Keywords: rhythmic gymnastics, selection, artistry, artistic talent, initial training, artistic abilities, artistic skill.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ литературных источников (Л.П. Матвеев, В.П. Филин, В.Г. Никитушкин) дал основание характеризовать отбор девочек в группы начальной подготовки по художественной гимнастике комплексным мероприятием, позволяющим тренеру выявить спортсменок с высокой степенью предрасположенности к виду спорта [8]. Среди множества компонентов отбора можно выделить артистическую одаренность как сочетание специфических задатков и способностей детей к артистической деятельности. Утверждается, что дети от природы в разной мере предрасположены к данной деятельности, каждый имеет пределы (границы, лимиты) артистических проявлений (Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова). Однако в содержание компонентов начального отбора в художественной гимнастике включают: возраст претенденток, оценку состояния здоровья и функциональных возможностей, оценку внешних данных гимнасток и их перспектив, оценку физических способностей — их уровня, темпов прироста и перспектив развития, оценку технических перспектив — скорости и качества освоения технических умений и навыков, моти-вационно-волевые особенности — стремление к высоким достижениям, к самосовершенствованию, настойчивость, терпеливость [1, 2, 5]. Сегодня на мировой арене побеждают гимнастки с высокой степенью артистического мастерства, способные при виртуозном владении телом и предметом показывать «мини-спектакли», вызывать восторг и восхищение у зрителей и судей [9, 3, 10]. Способность к перевоплощению — это дар [13]. Идентифицировать признаки артистической одаренности ребенка возможно на ранних этапах его взросления, что определяет целесообразность учета их наличия при отборе в группы начальной подготовки [4, 5, 11]. Вместе с тем в научных и методических источниках слабо описаны критерии и признаки артистической одаренности юных гимнасток, а в практике первичного отбора тренеры, как правило, ограничиваются оценкой пригодности по мор-фофункциональным данным детей [6, 7, 12].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило с сентября 2022 года по май 2023 года. В ходе исследования разрабатывался диагностический инструментарий
для оценки артистической одаренности девочек 6-7 лет, предназначенный к использованию при первичном отборе в группы начальной подготовки по художественной гимнастике. Были описаны критерии отбора, их признаки и оценочные шкалы. В соответствии с каждым признаком подбирались простые и доступные для детей данного возраста игровые задания и тесты. На базе СДЮШОР (г. Москва) и СК МГАФК (Московская область, р.п. Малаховка) в сентябре 2022 года определялась степень артистической одаренности участниц. В мае 2023 года (по завершении первого года подготовки) определялась взаимосвязь между показателями артистической одаренности гимнасток и их соревновательной оценкой, делались выводы о корректности разработанных диагностических материалов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для того чтобы выяснить, знают ли тренеры признаки артистической одаренности детей и берут ли их в расчет при первичном отборе в художественную гимнастику, нами была разработана анкета, состоящая из следующих вопросов: Учитывается ли при первичном отборе детей их природный артистический дар? Какие признаки одаренности оцениваются? Какие артистические способности можно развить в ходе тренировок? Какие методы и средства используются в работе для повышения исполнительского артистизма гимнасток? В анкетировании участвовали 10 тренеров по художественной гимнастике, работающих в разных регионах страны (Вологда, Кострома, Москва и Московская область, Пенза, Владимирская область). Возраст специалистов варьировал в диапазоне 23-50 лет, тренерский стаж — от 6 до 25 лет.
Результаты проведенного в рамках исследования анкетирования позволили сказать, что 60% тренеров при отборе не ориентируются на артистическую одаренность детей, затрудняются назвать признаки артистической одаренности. Среди тренеров, оценивающих природный дар девочек, большинство выделили признак — двигательная выразительность, чуть меньше — грациозность и изящество линий, далее в равной степени отдали предпочтения признакам эмоциональная выразительность и природная
Рисунок - Мнение тренеров о значимых для художественной гимнастики признаках природной одаренности Figure - Coaches' opinions on signs of natural talent that are significant for rhythmic gymnastics
Примечание: 1 - природная живость; 2 - музыкальность; 3 - эмоциональная выразительность; 4 - двигательная выразительность; 5 - грациозность; 6 - изящество линий; 7 - легкость
Note: 1 - natural liveliness; 2 - musicality; 3 - ето^опа1 expressiveness; 4 - motor expressiveness; 5 - gracefulness; 6 - grace of lines; 7 - lightness
живость, меньше всего специалистов связали артистическую одаренность с легкостью и музыкальностью (рисунок).
Это говорит о том, что большинство опрашиваемых тренеров оценивают артистическую одаренность прежде всего по способности девочек красиво позировать и двигаться, оставляя не отмеченными для себя другие важные для вида спорта проявления рассматриваемого качества.
Среди артистических способностей, которые можно развить в ходе тренировок, специалисты называют эмоциональную и двигательную выразительность, манерность в движениях, музыкальность, харизму, легкость, музыкальность, пластичность, изящество линий, мимику и чувство ритма. К методам развития артистических способностей относят — наглядный, словесный, игровой, творческие задания, представление образа; к средствам — хореографию, занятия под живую музыку, просмотр мультфильмов, сказок, танцевальные и ритмические упражнения, импровизацию, чтение по ролям, зеркальное отражение, выражение музыки только эмоциями, игры.
Таким образом, тренеры при полном убеждении, что артистические способности необхо-
димо развивать в процессе тренировок гимнасток, используя определенные средства и методы, в своем большинстве не осуществляют первичный отбор по принципу артистической одаренности, затрудняются выделить признаки и показатели, которые ее идентифицируют. С целью определения диагностического инструментария для отбора девочек 6-7лет в группы начальной подготовки по художественной гимнастике были разработаны критерии артистической одаренности (таблица 1). Первый критерий — «природная живость» — отражается в стремлении и готовности девочки проявлять активность и инициативу в деятельности, второй — «двигательная выразительность» — в умении выражать свое понимание сюжета, ритмически точно двигаться и синхронизировать движения рук, ног, тела с музыкой, третий критерий — «эмоциональная выразительность» — в способностях передавать разные эмоциональные состояния, вживаться в роль персонажа, четвертый критерий — «музыкальность» — в способностях воспринимать и понимать музыку, воспроизводить ритмический рисунок музыкального произведения [1]. В целях перевода качественных показателей в количественные каждой степени проявления
Таблица 1 - Критериальные характеристики артистической одаренности девочек 6-7 лет Table 1 - Criteria characteristics of artistic giftedness of girls aged 6-7 years
Критерии Criteria Признаки Signs Оценочные отношения Evaluative Relationships
Природная живость Natural liveliness Активность, желание участвовать в игре Инициативность, стремление погружаться в предлагаемую игровую ситуацию Творческий потенциал, способность придумывать яркие фантазийные истории Пытливость, стремление во всем разобраться и выполнить задание Activity, desire to participate in the game Initiative, desire to immerse yourself in the proposed game situation Creativity, ability to come up with vivid fantasy stories Inquisitiveness, desire to understand everything and complete the task Б B
О O
Н N
Двигательная выразительность Motor expressiveness Способность выполнять движения в ритме с музыкой Способность синхронизировать движения с музыкой Способность создавать танцевальный образ Способность точно воспроизводить предлагаемые движения Ability to perform movements in rhythm with music Ability to synchronize movements with music Ability to create a dance image Ability to accurately reproduce suggested movements Б B
О O
Н N
Эмоциональная выразительность Emotional expressiveness Внешняя эстетика, харизма, обаяние Способность выражать характер персонажа Способность передавать разные эмоциональные состояния Способность выражать мысль через интонацию External aesthetics, charisma, charm Ability to express character Ability to convey different emotional states The ability to express thoughts through intonation Б B
О O
Н N
Музыкальность Musicality Способность воспроизводить мелодию голосом Способность определять характер, настроение музыки Способность воспринимать и улавливать изменение высоты звуков мелодии Способность воспроизводить ритмический рисунок музыкального произведения Ability to reproduce a melody by voice The ability to determine the character and mood of music The ability to perceive and capture changes in the pitch of melody sounds The ability to reproduce the rhythmic pattern of a piece of music Б B
О O
Н N
артистической одаренности условно присваиваются баллы: «Н» — 1 балл, «О» — 2 балла, Б — 3 балла. Средний балл определяется по сумме баллов четырех критериев. При этом применяется неравномерная математическая шкала, где значения от 4 до 6 баллов говорят о том, что артистическая одаренность не проявляется даже по отдельным признакам (Н), от 7 до 9 баллов —о проявлении по отдельным признакам (О), от 10 до 12 баллов — о проявлении по большинству признаков (Б). Баллы проставляются посредством согласованной экспертной оценки. В роли экспертов могут быть тренеры, хореографы, высококвалифицированные гимнастки. Для получения информации о кандидатах в группы начальной подготовки в процессе отбора с помощью предложенного диагностиче-
ского инструментария тренер включает девочек в игровую деятельность — используются специально разработанные игровые задания и тесты. Например, критерий природная живость. Признаки — активность, желание участвовать в игре, инициативность, стремление погружаться в предлагаемую игровую ситуацию, творческий потенциал, способность придумывать яркие фантазийные истории, пытливость, стремление во всем разобраться и выполнить задание. К данному критерию были предложены следующие задания — Игра «У медведя во бору» и игра «Шире шаг» [9].
Для того чтобы определить наличие у испытуемых признаков одаренности, были подобраны специальные задания, отвечающие следующим требованиям:
Таблица 2 - Распределение участников исследования по степени артистической одаренности (по результатам согласованной экспертной оценки)
Table 2 - Distribution of study participants by degree of artistic talent (based on the results of an agreed expert assessment)
Степень артистической одаренности (Б - проявляется по большинству признаков, О - проявляется по отдельным признакам, Н - не проявляется по отдельным признакам) Degree of artistic talent (B - manifested by most characteristics, O - manifested by certain characteristics, N - not manifested by certain characteristics)
Группа Group природная живость natural liveliness двигательная выразительность motor expressiveness эмоциональная выразительность emotional expressiveness музыкальность musicality общий уровень general level
б B О O Н N Б B О O Н N Б B О O Н N Б B О O Н N Б B О O Н N
% 12 17 71 8 13 79 4 4 92 0 4 96 6 9,5 84,5
Кол-во чел. Number of persons 3 4 17 2 3 19 1 1 22 0 1 23 2 4 18
Таблица 3 - Корреляционная связь между соревновательными рангами гимнасток и показателями, характеризующими степень их артистической одаренности
Table 3 - Correlation between the competitive ranks of gymnasts and indicators characterizing the degree of their artistic talent
Оценочные отношения / ^^ Evaluative ^ ^—--„^relationships Критерии / Criteria Б B О O Н N Сумма баллов Sum of points Средний балл (сумма / кол-во испытуемых) Average score (sum/number of subjects)
Природная живость Natural liveliness 8 10 22 40 10
Двигательная выразительность Motor expressiveness 9 9 23 41 10,25
Эмоциональная выразительность Emotional expressiveness 4 4 27 35 9
Музыкальность Musicality 0 3 29 32 8
— разработаны для определения степени артистической одаренности по всем выделенным критериям и соответствующим образом разбиты на группы;
— доступны для понимания и легки для выполнения девочками 6-7лет;
— представлены к оценке экспертов после их предварительного изучения, получения консультации и достижения единого понимания в оценивании [3].
Возможность применения разработанного диагностического инструментария в процессе отбора девочек в группы начальной подготовки подтверждена итогами исследовательской работы. Степень артистической одаренности участников исследования в среднем балльном выражении по сумме четырех критериев составляла 9 баллов (таблица 3), то есть «проявлялась по отдельным признакам». По критерию «природная живость» доля участниц, данная одаренность
которых «проявлялась по большинству признаков», составляла 12%, по критерию «двигательная выразительность» — 8%, по критерию «эмоциональная выразительность» — 4%, по критерию «музыкальность» — 0% соответственно. О согласованности мнений пяти экспертов свидетельствовал коэффициент конкордации
равный значению 0,74. В мае 2023 года, по завершении первого года подготовки гимнасток, выявлялась взаимосвязь между полученными показателями артистической одаренности и их соревновательной оценкой за исполнительский артистизм (таблица 3). Учитывались средние оценки двух соревнований гимнасток в упражнении «без предмета» — «Сокровища России, апрель 2023, г. Москва и «Принцесса спорта», май 2023, г. Москва). С помощью метода ранговой корреляции Спир-мена выявлено, что между проявлением артистической одаренности отдельно по каждому
из четырех критериев и соревновательными результатами участников существует прямая статистически достоверная связь (p<0,05). В соответствии со шкалой Чеддока сила данной связи является высокой, так как она соответствует значениям в диапазоне от 0,7 до 0,9. Таким образом, доказана состоятельность выдвинутой нами гипотезы и подтверждается возможность применять разработанный диагностический инструментарий для оценки артистической одаренности при проведении отбора девочек 6-7 лет в группы начальной подготовки по художественной гимнастике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Артистическая одаренность является компонентом комплексного отбора в группы начальной подготовки по художественной гимнастике, у каждого ребенка существуют пределы, границы для артистического проявления. Диа-
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лупанова, Е. С. Танцевальная аэробика как средство
развития артистичности у юных гимнасток / Е. С. Лупанова, Е. Г. Сайкина // Фитнес: теория и практика. -2023. - № 15.
2. Нос, М. С. Средства выразительности и проявления ар-
тистизма в технико-эстетических видах спорта / М. С. Нос, Л. С. Алаева // Физкультурное образование Сибири. - 2020. - № 1(43). - С. 52-56.
3. Подольская, И. Н. Артистизм как критерий оценки в технико-эстетическом виде спорта ( на примере спортивных бальных танцев)/ И. Н. Подольская, Г. Г. Плотникова, А. В. Плотников // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2021. № 3. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/artistizm-kak-kriteriy-otsenki-v-tehniko-esteticheskom-vide-sporta-na-primere-sportivnyhbaLnyh-tantsev (дата обращения: 05.01.2024).
4. Печеневская, Н. Г. Артистическое мастерство гимнасток
11-12 лет, выступающих в групповых упражнениях в художественной гимнастике / Н. Г. Печеневская, А. Д. Кудряшова // Вестник Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. - 2023. - № 3(8). - С. 33-41.
5. Поздеева, Е. А. Композиция и виды взаимодействий,
перестроений гимнасток высокого класса как фактор артистичности в групповых упражнениях / Е. А. По-здеева // Перспективы науки. - 2020. - № 11(134). - С. 78-81.
6. Романова, С. П. Артистическая одаренность как компо-
нент комплексного отбора девочек в группы начальной подготовки по художественной гимнастике / С. П. Романова, О. В. Шагова, А. А. Донина // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма : материалы VI Всерос-
гностический инструментарий оценки данной одаренности при проведении отбора девочек б-l лет в группы начальной подготовки по художественной гимнастике включает критерии, их признаки и оценочные шкалы — «проявляются по большинству признаков», «проявляются по отдельным признакам», «не проявляются по отдельным признакам». Средствами отбора выступают задания игрового характера и тесты, доступные для понимания и простые для выполнения детьми.
Проведенный корреляционный анализ позволил констатировать, что между каждым из выделенных 4 критериев и соревновательными рангами участников существует статистически достоверная связь (p<0,05) высокой тесноты (r от 0,l до 0,9), что позволяет рекомендовать разработанный диагностический инструментарий для использования при первичном отборе в художественную гимнастику.
сийской научно-практической конференции с международным участием, Малаховка, 18 мая 2023 года / Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2023. - С. 280-294.
I. Санина, А. С. Пластическая выразительность как один
из компонентов мастерства спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой / А. С. Санина, Е. Ф. Легкая // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. - 2024. - Т. 3. - №. 1. - С. 6l-l4.
8. Транбаева, Э. Н. Выразительные основы художествен-
ной гимнастики / Э. Н. Транбаева // Известия ВУЗов (Кыргызстан). - 2005. - № 6. - С. 18l-189.
9. Шувалова Л. С. и др. Показатели специально-двигатель-
ной подготовленности в художественной гимнастике, влияющие на достижение спортивного результата у девочек в возрасте 9-10 лет // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - №. 10. - С. 131.
10. Donti, OLyvia & Bogdanis, Gregory & Kritikou, Maria & Donti, Anastasia & Theodorakou, KaLLiopi. (2015). Technique and artistry in eLite rhythmic gymnasts: their association with physicaL fitness parameters. June 2015 Conference: 20th AnnuaL Congress of the European CoLLege of Sport Science
II. MuscLe, Genes and AthLetic Performance / JL. Andersen [е^] // Scientific Amer., 2000. P. 31-3l.
12. Starosta, W. SeLected bio-sociaL conditions determining the effectiveness of sport training of chiLdren and youth / W. Starosta // Godisnjak FakuLteta sporta i fizickog vaspitanja. - 2002. - № 11. - P. 9-43.
13. StruÏyk, M. Wiek czoiowych zawodniczek startujacych w gimnastyce artystycznej. Monografie^od^czniki, Sk^pty / M. StruÏyk // WSWF Poznac - 1969. - № 23. - pp. l9-83.
REFERENCES:
1. Lupanova, E. S. Dance aerobics as a means of developing
artistry in young gymnasts / E. S. Lupanova, E. G. Saykina // Fitness: theory and practice. - 2023. - No. 15.
2. Nos, M. S. Means of expressiveness and manifestation of
artistry in technical and aesthetic sports / M. S. Nos, L. S. Alaeva // Physical education in Siberia. - 2020. - No. 1(43). - pp. 52-56.
3. Podolskaya I.N., Plotnikova G.G., Plotnikov A.V. Artistry
as an assessment criterion in a technical and aesthetic sport (using the example of sports ballroom dancing) // Physical culture, sport - science and practice. 2021. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artistizm-kak-kriteriy-otsenki-v-tehniko-esteticheskom-vide-sporta-na-primere-sportivnyhbalnyh-tantsev (access date: 01/05/2024).
4. Pechenevskaya, N. G. Artistic skill of gymnasts 11-12 years old performing in group exercises in rhythmic gymnastics / N. G. Pechenevskaya, A. D. Kudryashova // Bulletin of the Siberian State University of Physical Culture and Sports. - 2023. - No. 3(8). - pp. 33-41.
5. Pozdeeva, E. A. Composition and types of interactions,
rearrangements of high-class gymnasts as a factor of artistry in group exercises / E. A. Pozdeeva // Prospects of science. - 2020. - No. 11(134). - pp. 78-81.
6. Romanova, S. P. Artistic talent as a component of the complex selection of girls for initial training groups in rhythmic gymnastics / S. P. Romanova, O. V. Shagova, A. A. Donina // Modern trends in the development of the theory and methodology of physical culture , sports and tourism: materials of the VI All-Russian scientific and
practical conference with international participation, Malakhovka, May 18, 2023 / Malakhovka: Moscow State Academy of Physical Culture, 2023. - pp. 280-294.
7. Sanina A. S., Legkaya E. F. Plastic expressiveness as one of
the components of skill of athletes involved in rhythmic gymnastics // Russian Journal of Sports Science: Medicine, Physiology, Training. - 2024. - Vol. 3. - No. 1. - pp. 67-74.
8. Tranbaeva, E. N. Expressive foundations of rhythmic gym-
nastics / E. N. Tranbaeva // News of Universities (Kyr-gyzstan). - 2005. - No. 6. - pp. 187-189.
9. Shuvalova L. S. et al. Indicators of special motor training
in rhythmic gymnastics, influencing the achievement of sports results in girls aged 9-10 years // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. - 2021. - No. 10. - pp. 131.
10. Donti, Olyvia & Bogdanis, Gregory & Kritikou, Maria & Donti, Anastasia & Theodorakou, Kalliopi. (2015). Technique and artistry in elite rhythmic gymnasts: their association with physical fitness parameters. June 2015 Conference: 20th Annual Congress of the European College of Sport Science
11. Muscle, Genes and Athletic Performance / Jl. Andersen [etc] // Scientific Amer., 2000. pp. 31-37.
12. Starosta, W. Selected bio-social conditions determining the effectiveness of sport training of children and youth / W. Starosta // Godisnjak Fakulteta sporta i fizickog vaspitanja. - 2002. - No. 11. - pp. 9-43.
13. Struiyk, M. Wiek czoiowych zawodniczek startujacych w gimnastyce artystycznej. Monografie, PodrKczniki, Skrypty / M. Struiyk // WSWF Poznac. - 1969. - No. 23. - pp. 79-83.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Романова Светлана Павловна (Romanova Svetlana Pavlovna) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спорта; Московская государственная академия физической культуры; 140032, Московская область, Люберецкий район, п. Малаховка, ул. Шоссейная, 33; e-mail: romansp.ru@mail.ru, ORCID: 0009-0005-1366-7087.
Солнцева Антонина Станиславовна (Solnceva Antonina Stanislavovna) - кандидат педагогических наук; Московская государственная академия физической культуры; 140032, Московская область, Люберецкий район, п. Малаховка, ул. Шоссейная, 33; e-mail: ant-solnc@yandex.ru, ORCID: 0009-0001-0930-2414.
Донина Анастасия Алексеевна (Donina Anastasiya Alekseevna) - магистр; Московская государственная академия физической культуры; 140032, Московская область, Люберецкий район, п. Малаховка, ул. Шоссейная, 33; e-mail: donina.29@bk.ru, ORCID: 0009-0002-5233-2288.
• Поступила в редакцию 21 июня 2024 г.
• Принята к публикации 30 июля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Романова, С.П. Оценка артистической одаренности девочек 6-7 лет при отборе в художественную гимнастику / С.П. Романова, А.С. Солнцева, А.А. Донина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 3. - С. 139-145. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-139-145.
FOR CITATION
Romanova S.P., Solntseva A.S., Donina A.A. Assessment of artistic giftedness of 6-7 year old girls during selection in rhythmic gymnastics. Science and sport: current trends, 2024, vol. 12, no. 3. - pp. 139-145. DOI: 10.36028/23088826-2024-12-3-139-145.