уровня развития психомоторных способностей.
Можно отметить высокие адаптационные возможности юных хоккеистов с мячом 2007 года рождения к физическим нагрузкам в тренировочном процессе, что отразилось на большинстве показателях психомоторики, которые не имели динамики резкого их колебания в сторону снижения, особенно после выступления на соревнованиях. И лишь такие показатели как объемное внимание (мс), концентрация внимания (мс) и количество ошибок на красный цвет (раз) в реакции выбора (мс) имели некоторые колебания в сторону то улучшения, то ухудшения в ходе исследования и в результате итоговые показатели, зафиксированные в апреле 2023 года после соревнований, достоверно ухудшились по сравнению с показателями февраля 2023 года.
Благодаря, осуществлению постоянного текущего контроля психофизического состояния, в том числе показателей психомоторики у юных хоккеистов с мячом 2007 года рождения, выступавших за команды «СКА - Нефтяник», и внесению своевременных коррекций в их тренировочный процесс, сказалось на результатах выступления команды, что позволило юным хоккеистам с мячом уверенно занять первое место на Всероссийских соревнованиях среди юношей 2007-2008 г. р. Подопечные тренера Ивана Кондрашкина не оставили своим соперникам ни единого шанса в борьбе за первенство, выиграв все семь матчей финального турнира с общим счетом 38:11!
ЛИТЕРАТУРА
1. Изменение показателей психофункционального состояния игроков команды «СКА -Нефтяник» по хоккею с мячом 2007 года рождения / О.З. Зиганшин, В.В. Мезенцев, А. Л. Крамаренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 12 (214). - С. 206-210.
REFERENCES
1. Ziganshin, O.Z., Mezentsev, V.V., Kramarenko, A.L, Popov, P.D. and Kondrashkin, I.V. (2022), "Change in the psycho-functional state of players of the SKA - Neftyanik team in ball hockey born in 2007", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (214), pp. 206-210.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.08.2023
УДК 159.99
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ И АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИМНАСТОК С ПРИЗНАКАМИ
ОДАРЕННОСТИ
Марьяна Ивановна Мурзина, лаборант-исследователь, Психологический институт Российской академии образования, Москва, магистрант, Казанский федеральный университет, Казань; Ольга Геннадьевна Лопухова, кандидат психологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, Казань
Аннотация
Статья посвящена обоснованию применения арт-диагностики эмоционально-образных и артистических способностей начинающих спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, с признаками одаренности. В качестве такого метода применена авторская методика «Рисунок в круге» (не валидизирована в настоящее время), которая использовалась вместе с методиками «ССПД-М2» В.И. Моросановой на выявление индивидуального стиля саморегуляции и измерения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в адаптации А.М. Прихожан. Выделены критерии рисунков, по которым можно выявлять гимнасток с признаками одаренности (мотивы рисунков, креативность, чувство гармонии, возраст фигуры изображенной гимнастки, большая цветность, изобилие мелких деталей). Выявлена взаимосвязь между показателями субъективных методов оценки признаков одаренности (самооценка с проявлением специфической субъектности, высокий уровень
саморегуляции), объективными признаками (занятия на более высоком уровне спортивной подготовки, дисциплинированность и исполнительность при выполнении задания на заполнение анкеты и выполнение рисунка) с показателями более высокого уровня эмоционально-образных и артистических способностей по методике «Рисунок в круге». Данная батарея тестов позволит спортивному психологу выявлять юных спортсменок 7-11 лет, занимающихся художественной гимнастикой, с признаками одаренности для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: спортивная одаренность, выявление одаренности, художественная гимнастика, младшие школьники, арт-диагностика. диагностические методики.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p432-436
DIAGNOSIS OF EMOTIONAL-FIGURATIVE AND ARTISTIC ABILITIES TO IDENTIFY GYMNASTS WITH SIGNS OF GIFTEDNESS
Maryana Ivanovna Murzina, laboratory assistant, Psychological institute of Russian Academy of Education, Moscow, master student, Kazan Federal University; Olga Gennadievna Lopu-khova, candidate of psychological sciences, docent, Kazan Federal University, Kazan
Abstract
The article is devoted to the substantiation of the use of art diagnostics of emotional-figurative and artistic abilities of beginner athletes involved in rhythmic gymnastics, with signs of giftedness. As such a method, the author's technique "Drawing in a circle" was used, which was used together with the methods of "SSPD-M2" by V.I. Morosanova on the individual style of self-regulation and the measurement of self-esteem according to the Dembo-Rubinshtein method adapted by A.M. Prikhozhan. The criteria for drawings are identified, according to which it is possible to identify gymnasts with signs of giftedness (motives for drawings, creativity, a sense of harmony, the age of the figure of the depicted gymnast, great color, an abundance of intricate details). The relationship between the indicators of subjective methods of assessing the signs of giftedness (self-esteem with the manifestation of specific subjectivity, a high level of self-regulation), objective signs (classes at a higher level of sports training, discipline and diligence in completing the task of filling out the questionnaire and drawing) with indicators of a higher level of emotional-imaginative and artistic abilities according to the method "Drawing in the circle". This battery of tests will allow a sports psychologist to identify young athletes aged 7-11 years old involved in rhythmic gymnastics, with signs of giftedness for further psychological and pedagogical support.
Keywords: sports giftedness, identification of giftedness, artistic gymnastic, junior schoolchildren, art-diagnostics, diagnostic techniques.
ВВЕДЕНИЕ
Художественная гимнастика по праву называется принцессой спорта: этому прекрасному, женственному, грациозному и захватывающему виду спорта отдают свои сердца много людей. По статистике Минспорта России за 2021 год в этом виде спорта занимается 224 000 человека, из них 2200 девочек до 4 лет, 62200 от 5 до 17 лет. Сейчас в группах художественной гимнастики у одного тренера может заниматься до 30 человек одновременно. В таких условиях практически невозможно обеспечить индивидуальный подход, и есть риск «не обнаружить» одаренного ребенка. Возрастает актуальность подбора комплекта диагностических методик для выявления спортсменов с признаками одаренности с целью отбора их в особые малые группы, где могут быть созданы специальные условия для их развития: возможности индивидуальной работы, усиленные тренировки и сопровождение спортивного психолога.
В психологической литературе «спортивная одаренность» рассматривается как качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации и являющихся проявлением общей одаренности [3, 6]. В эстетических видах спорта для выявления лидера соревнований судьи учитывают также и образ, созданный спортсменом. В художественной гимнастике оценка за выступление слагается из технической и артистической оценок. «Артистизм» - многомерное понятие, однако критерии артистизма
объективно существуют, они имеют достаточно четкие определения, и должны учитываться судьями при оценке исполнительского мастерства гимнасток. [1].
В связи с этими объективными требованиями проблема отбора юных спортсменок с признаками одаренности, занимающихся художественной гимнастикой, расширяется и включает, помимо прочего, необходимость обнаружения эмоционально-образных, артистических способностей. Так, например, на летней Олимпиаде 2016 года чемпионкой стала «артистичная» Маргарита Мамун, а не «техничная» Яна Кудрявцева. Таким образом, можно утверждать, что в детской спортивной психологии встает проблема подбора или разработки диагностических методов не только для оценки возможности развития технических способностей у будущих гимнасток младшего школьного возраста (7-11 лет), но и для оценки их художественных, артистических способностей.
Согласно А.А. Мелик-Пашаеву, человек, обладающий развитым эстетическим отношением, воспринимает неповторимый чувственный облик вещей (цвет, движение, звучание, уникальное сочетание черт), причем не просто как внешнюю форму, а как прямое выражение внутренней жизни [4]. Соответственно, возникает предположение, что художественные, артистические способности как составляющие эмоционально-образной одаренности у гимнасток младшего школьного возраста можно выявлять с помощью проективных арт-техник, в частности рисуночных. Диагностический рисунок как показатель проективной диагностики также можно сопоставить с количественными и качественными показателями других методик для целостного понимания особенностей развития гимнасток.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
Для решения проблемы ранней диагностики эмоционально-образной одаренности начинающих гимнасток была разработана авторская методика «Рисунок в круге», основанная на классическом методе «Мандала», аналитическом инструменте арт-терапии [2]. Авторский вариант, предназначенный для выявления эмоционально-образных, артистических способностей начинающих гимнасток, отличается характером инструкций и интерпретациями полученных арт-данных. В настоящее время данная методика не прошла валидизацию. Данная статья посвящена описанию исследования по апробации этой методики.
В предыдущем исследовании [5] была выявлена особенность самооценки, лежащая в основе саморегуляции одаренных юных спортсменов. Она связана с особым субъектным качеством и проявляется в большей разнице между тем, что сейчас, и тем, что желается в будущем, по сравнению с обычными спортсменами. В связи с этим можно ожидать, что субъектные качества спортсмена с признаками одаренности должны соотноситься с выраженностью критериев эмоционально-образных, артистических способностей (воображение, цветность, креатив, выход за границы, отношение к внутреннему и внешнему пространству), что будет выступать показателем эмпирической валидности апробируемой авторской методики «Рисунок в круге».
Исходя из этого, в данном исследовании были использованы следующие инструментарии:
• экспресс-методика «Стиль саморегуляции поведения детей» (ССПД2-М) В.И. Моросановой;
• измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в адаптации А.М. Прихожан;
• авторская арт-методика «Рисунок в круге» (на листе А4 рисунок с названием Моя гимнастика).
Выборку составили 63 гимнастки 7-10 лет из трех групп, отличающихся уровнем спортивной подготовки, которая выражена в количестве тренировок, нацеленных на разный спортивный результат:
1. Коммерческая группа, в которой спортсменки тренируются 8-12 часов в неделю, что представляет собой рекомендованный норматив для этого возраста (Клуб по художественной гимнастике «Звёзды Олимпа» г. Балашиха Московской области (далее «Коммерческая группа»);
2. Спортшкола художественной гимнастики «81аг81агТ» города Самара, в которой спортсменки тренируются 12-15 часов в неделю (далее «Спортшкола»);
3. Клуб по художественной гимнастике «Звёзды Олимпа» города Балашиха Московской области, в которой занимаются спортсменки с ориентацией на спорт высших достижений, тренирующиеся по 25-30 часов в неделю (далее «Сборницы»).
Тестирование проводилось анонимно, в домашних условиях. Анкеты и задания раздавались тренером с просьбой заполнить дома и затем передавались психологу для анализа результатов обследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В «Коммерческой группе» общего развития из 16 человек выполнили все задания 8 человек. В группе «Спортшкола» из 27 анкет выполнили все задания 21 человек. В группе «Сборниц» из 20 выполнили все задания 15 человек. Результаты по продуктивной методике «Рисунок в круге» предоставили в сумме 52 человека.
Вторым этапом уточнения выборки стал анализ и отбор подгруппы гимнасток с признаками одаренности по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейн. Диагностическим критерием выступало расхождение по шкалам на 20 мм и более по, как минимум, двум из семи шкал (здоровье, способности (ум), характер, авторитет у сверстников, внешность, умелые руки, уверенность в себе) [5]. В результате выборка с диагностическими данными сократилась до 31 человека.
Третьим этапом была дифференциация гимнасток по критерию общего уровня саморегуляции выше среднего (35-42 балла по методике ССПД2-М). Отсутствие рисунка и невыполнение методики также выступали показателем саморегуляции гимнасток, а именно ее низкого уровня.
Приведем критерии оценки эмоционально-образных и артистических способностей начинающих гимнасток с признаками одаренности по «Рисунку в круге»:
• мотивы рисунков: принадлежность и эмоциональное отношение к виду деятельности (большое сердце с названием клуба, здание с названием сообщества, группа друзей) или фигура самой гимнастки как образ Я, идентификация в деятельности;
• заполнение почти всего круга, часто выход за рамки круга (признак креативности);
• рисунок гармонично размещен внутри пространства круга (чувство гармонии);
• возраст фигуры изображенной гимнастки (более взрослая по возрасту - признак образа будущего, тоже можно интерпретировать как признак одаренности, т. к. одаренные дети опережают своих сверстников в успешности овладения действием, которое ему интересно);
• бОльшая цветность, изобилие предметов, мелкие дополнительные детали, например наклеивание страз на купальник (показатель сильно развитого воображения тоже можно интерпретировать как признак одаренности).
В итоге комплексной диагностики была выявлена группа из 12 участниц с признаками одаренности, у которых четко прослеживается взаимосвязь между показателями субъективных методов оценки признаков одаренности (самооценка с проявлением специфической субъектности, высокий уровень саморегуляции), объективных признаков, таких как занятия на более высоком уровне спортивной подготовки, дисциплинированность и исполнительность при выполнении задания на заполнение анкеты и рисунка с показателями более высокого уровня эмоционально -образных и артистических способностей по методике «Рисунок в круге».
ВЫВОДЫ
Батарея тестов, состоящая из трех методик («ССПД-М2» В. И. Моросановой на выявление индивидуального стиля саморегуляции, измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в адаптации и А.М. Прихожан, дополненная авторской методикой «Рисунок в круге»), позволяет спортивному психологу выявлять юных спортсменок с признаками одаренности и осуществлять их психолого-педагогическое сопровождение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина. - Москва : Спорт, 2015. - 120 с.
2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / под ред. А.И. Копытина. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 143 с.
3. Корчагина Т.Ю. Эмпирическое определение спортивной одаренности: методы и результаты / Т.Ю. Корчагина, К.А. Бочавер // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы XIX Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 2021. - С. 124-127.
4. Художественно-творческая одаренность: ориентиры диагностики и приоритеты развития / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2009. - № 1. - С.66-74
5. Мурзина М.И. Молодые спортсмены с признаками одаренности: роль среды, субъектные качества (мотивированность), опыт диагностики / М.И. Мурзина // Психология творчества и одаренности : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва : Ассоциация технических университетов, 2021. - С. 201-205.
6. Яковлев Б.П. Спортивная одарённость детей дошкольников и младших школьников в условиях спортивной деятельности / Б.П. Яковлев // Ананьевские чтения-2021. - 2021. - С. 758-759.
REFERENCES
1. Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Terekhina, R.N. (2015), Theory and methodology of rhythmic gymnastics. Artistry and ways of its formation, Sport, Moscow.
2. Kopytin, AI (2002), Diagnostics in art therapy. The "Mandala" method, Rech, St. Petersburg.
3. Korchagina, T. Yu. and Bochaver, K.A. (2021), "Empirical definition of sports giftedness: methods and results", Modern problems of physical education, sports training, health and adaptive physical culture, materials of the XIX International Scientific and Practical Conference, Nizhny Novgorod, pp. 124127.
4. Melik-Pashaev, A.A., Novlyanskaya, Z.N., Adaskina, A.A. and Chubuk, N.F. (2009), "Artistic and creative giftedness: diagnostic guidelines and development priorities", Theoretical and experimental psychology, No. 1, pp. 66-74
5. Murzina, M.I. (2021), "Young athletes with signs of giftedness: the role of the environment, subjective qualities (motivation), diagnostic experience", Psychology of creativity and Giftedness, collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Association of Technical Universities, Moscow, pp. 201-205.
6. Yakovlev, B.P. (2021), "Sports giftedness of preschool and primary school children in the conditions of sports activity", Ananyev readings-2021, St. Petersburg, pp. 758-759.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.08.2023
УДК 159.9.072.043
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ В ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ
ПОДРОСТКОВ
Юлия Александровна Рокицкая, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск; Ольга Да-мировна Одинцова, магистр, педагог-психолог, Детско-юношеский центр, Челябинск