АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-4-19-25
УДК 378.14 + 373 ББК 74.484.4 + 74.200.55
Н.В. Егорова, Г.М. Федосимов, Н.Л. Егорова, Н.И. Комарова (Курганский государственный университет, г. Курган, Россия)
ОЦЕНКА АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И БАКАЛАВРОВ УНИВЕРСИТЕТА
В статье дана оценка сформированности компонентов аксиологической компетенции в рамках повышения физкультурной образованности у старшеклассников и бакалавров классического университета, занимающихся и не занимающихся спортом. Охарактеризованы уровни аксиологической компетенции. Проанализированы результаты оценки изменений ценностного, операционального, эмоционально-волевого, практико-деятельностного компонентов исследуемой компетенции. Выявлено отношение испытуемых к здоровью и физической культуре.
Ключевые слова: аксиологическая компетенция, физкультурная образованность, компонентный состав аксиологической компетенции, старшеклассники, бакалавры университета.
N.V. Egorova, G.M. Fedosimov, N.L. Egorova, N.I. Komarova (Kurgan State University, Kurgan, Russia)
ASSESSMENT OF AXIOLOGICAL COMPETENCE OF PHYSICAL LITERACY OF SENIOR SHOOLCHILDREN AND UNIVERSITY BACHELORS
The article examines the assessment of the formation of components of axiological competence among senior schoolchildren and Bachelors of a classical university. Some of them are engaged and some are not engaged in sports, as part of increasing physical education. The levels of axiological competence are described. The results of assessment of changes in the value, operational, emotional-will, practical-activity components of the studied competence have been analyzed and the attitude of the subjects to health and physical culture.
Keywords: axiological competence, physical literacy, component composition of axiological competence, high schoolchildren, university Bachelors.
о о x x го m о
CO
го
ю о
¡5 го § *
£ 5 S
го
ш
о
Ш
ГО Ц
ГО
^
го ю
го ф
* I
IX Я
о Ь
го ш о
го
о
го ш о
о
ш ±
со о
о о
ч
ф
©
го ш о
о
ш
т
В современном обществе образованность человека становится главным стратегическим ресурсом и важным фактором развития экономики. Составной его частью является физкультурная образованность молодежи. Решение таких задач, как сохранение и укрепление здоровья, оптимальное развитие психофизических качеств, а также обеспечение готовности к получению непрерывного образования, через формирование необходимых компетенций посредством оптимизации физкультурной деятельности лежат в основе физкультурной образованности как у старшеклассников, так и у бакалавров университета [10].
Проблема физкультурной образованности достаточно исследована, но продолжает оставаться значимой и актуальной в настоящее время. По данным Министерства просвещения РФ, а также Министерства здравоохранения и социального развития, в результате сниженной двигательной активности и неправильного образа жизни, здоровье молодого поколения россиян ухудшается, а численность практически здоровых выпускников российских школ составляет не более 20%. Правительство России активно работает над проблемами оздоровления нации и повышения уровня их образования в области физической культуры [7]. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, разработанной по поручению Президента РФ, ориентированной на достижение национальной цели по сохранению здоровья, формирования навыков и умений в сфере физической культуры и спорта, определены приоритетные направления ее реализации [8].
Осуществленный анализ определений А.В. Кулымова «физическая образованность», И.В. Манжелей, С.Н. Черня-ковой «физкультурная компетентность», С.Р. Гилазиевой «физкультурно-спортив-ная компетентность» и других авторов, позволил уточнить понятие «физкультурная образованность», под которой
мы понимаем интегральную структуру качеств личности, включающую необходимый объем знаний, умений и навыков, формирующих ключевые компетенции в сфере физической культуры, а также способности, направленные на поддержание устойчивого состояния двигательных функций через определяющую систему мотивов и личностных потребностей, в сфере здоровьесбережения, и отражающие готовность к успешной образовательной деятельности [2; 6].
Исследования ученых (Н.С. Гаркуша, С.Р Гилазиева, А.В. Кулымов, А.И. Федоров, СБ. Шарманова) свидетельствуют о том, что необходимо формировать у старшеклассников и бакалавров университета ключевые компетенции физкультурной образованности, которые включают культуру здоровья и здорового стиля жизни, ценностные ориентации на физическое самосовершенствование посредством активных занятий физической культурой и спортом, формирование интереса к физкультурно-спортив-ной деятельности, так как она вызывает положительные эмоции, а также позитивно влияет на личность обучающихся [1; 2; 6; 11].
В настоящее время представлено несколько классификаций компетенций. В рамках ФГОС СОО и ВПО выделены компетенции в процессе получения образования, в том числе и по дисциплине «Физическая культура». Проанализировав научные труды отечественных ученых И.А. Зимней, А.В. Хуторского, С.Р. Гилазиевой, мы систематизировали ключевые компетенции и их влияние на физкультурную образованность школьников и бакалавров университета [2; 5; 9; 12].
Проведенный анализ научных работ позволил выделить аксиологическую компетенцию физкультурной образованности старшеклассников и бакалавров университета как одну из ключевых, под которой мы понимаем готовность обучающегося к осознанному пониманию ценностных ориентаций в области физической культуры и здоровьесбереже-
ния, являющейся личностно-значимой, а также способность и возможность к ретрансляции ценностей в течение непрерывного образования и самообразования в повседневной жизни и деятельности.
В структуре аксиологической компетенции учеными (С.Р. Гилазиева, А.В. Ку-лымов и др.) рассматриваются идентичные компоненты, среди которых следует выделить: ценностный, операциональный, эмоционально-волевой, практи-ко-деятельностный [2; 6]. Для оценки компонентного состава и компетенции в целом, был использован комплекс методов: анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение и эксперимент, методы математической статистики и экспертная оценка.
Оценка аксиологической компетенции проходила на базе средних общеобразовательных учреждений города Кургана и Курганского государственного университета (КГУ). Испытуемые (школьники и бакалавры университета) были разделены на 4 группы по 35 человек по критериям: возраст, гендерный признак, включенность в физкультур-но-спортивную деятельность. Методика исследования, основанная на компетент-ностном и деятельностном подходах, и включала в 3 этапа: констатирующий (2018 г.), формирующий (2018-2020 гг.), контрольный (2020 г.).
В ходе констатирующего эксперимента была разработана анкета «Ценностное отношение обучающихся к здоровью и физической культуре». Каждый компонент оценивался по предложенным вариантам ответов, соответствующих оценке по четырехбалльной шкале. Количество набранных баллов в каждом из компонентов определяет уровень сформиро-ванности по отдельности и компетенции в целом у испытуемых.
Крайне низкий уровень (16 - 31 баллов) показывает неосознанное отношение к физкультурным ценностным ориентаци-ям, индифферентное отношение к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Физическая культура рассматривается как малозначимая
сфера личностного развития. Школьники и бакалавры не владеют методическими и практическими умениями использования средств физической культуры для ведения ЗОЖ. Компетентная готовность к развитию физических, психических, личностных качеств, функционального состояния организма отсутствует.
Низкий уровень (32 - 47 баллов) указывает на то, что школьники и бакалавры университета осознают ценность здоровья, но пассивны в организации ЗОЖ, физическая культура рассматривается ими как желательная сфера собственного развития, интерес к самопознанию неустойчивый, познавательная активность проявляется только в рамках учебного процесса, методами и средствами ведения ЗОЖ владеют частично, а также не склонны брать на себя ответственность за свое здоровье. Компетентная готовность является недостаточной для сохранения здоровья в перспективе.
Средний уровень (48 - 59 баллов) отражает направленность на самосовершенствование ценностных ориентаций, осознанное стремление к сохранению здоровья, его зависимость от образа жизни, место физической культуры в социальном и личностном развитии. Физическая культура оценивается как необходимость для повышения умственной и физической работоспособности. Школьники и бакалавры вуза владеют системой знаний, умений и навыков, могут воспроизводить полученную информацию, применяют разнообразные средства и формы физкультурно-спортивной деятельности.
Высокий уровень (60 - 64 балла) представляет разнообразие ценностных ориентаций и устойчивую внутреннюю позицию, ставящую здоровье во главу жизненных ценностей, развита потребность в личностном развитии, самопознании в физкультурно-спортивной деятельности, а также сформированы навыки саморегуляции и рефлексии. Испытуемые ведут ЗОЖ, проявляют потребность в повседневной физкультурно-спортивной деятельности. Компетентно
о
0
1 I
го со о
СО
го
Ю О
¡5 го
и § *
5 Ей
го
ш
о
со
го ц
го
^
го ю
го ф
* л
о Ь
готовы к развитию физических, психи- Результаты исследования представ-
ческих, личностных качеств, функцио- лены в табл. 1. нального состояния организма.
Таблица 1 - Средние баллы и уровни сформированности аксиологической компетенции у испытуемых
Год Девушки Юноши
ис- старшеклассники студентки старшеклассники студенты
сле-дова-ния спортсмены не спортсмены спортсмены не спортсмены спортсмены не спортсмены спортсмены не спортсмены
2018 48,6±4,9 44,4±1,1 48,9±2,1 42±2,3 44,9±3,3 43,1±4,1 45±3,4 3 9 ± 6 , 1
год средний низкий средний низкий низкий низкий низкий низкий
2020 50,4±4,6 47,4±2,6 52,1±2,9 43±2,5 54±2,6 48,1±3,9 50,1±4,4 44,3±6,2
год средний средний средний низкий средний средний средний низкий
го со о
го ^
о
го ш о
0 ш с;
1
со о
о о
ч
ф
©
го ш о
о
ш
т
Уровень сформированности аксиологической компетенции физкультурной образованности школьников и бакалавров университета отмечен как низкий во всех группах юношей и в группах девушек, не занимающихся спортом: знания в сфере физической культуры носят фрагментарный характер, участники эксперимента выполняют учебные задания по указаниям преподавателя, методами и средствами ведения ЗОЖ владеют частично, неустойчивый, зависящий от ситуации положительный настрой на ЗОЖ и физкультурно-спортивную деятельность. Девушки, занимающиеся спортом как в школе, так и в ВУЗе показали средний уровень сформированности аксиологической компетенции, которая в балльном отношении находится на нижней границе этого уровня: осознают ценность здоровья, его зависимость от образа жизни, роль физической культуры в социальном и личностном развитии, владеют системой знаний, умений и навыков по ведению ЗОЖ.
Анализ полученных на формирующем этапе исследования результатов свидетельствует о необходимости повышения уровня данной компетенции через реализацию комплексной физкультурно-обра-зовательной платформы с привлечением старшеклассников и бакалавров ВУЗа на базе студенческого спортивного клуба КГУ Она должна включать в себя обра-
зовательную и внеучебную деятельность, взаимодействие через физкультурно-массовые мероприятия в сфере здоровьесбе-режения и физической культуры [3; 4]. Повторное исследование показало, что во всех группах произошли положительные изменения по всем компонентам и по аксиологической компетенции в целом.
Таким образом, анализ теоретических исследований и проведенная экспериментальная работа по оценке аксиологической компетенции подтверждают, что сотрудничество старшеклассников и бакалавров университета в спортивных и физкультурно-массовых мероприятиях в рамках реализации проектов, поддержанных фондом президентских грантов и федеральным агентством по делам молодежи по направлению «Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни и занятия спортом, популяризация культуры безопасности в молодежной среде», напрямую взаимосвязано с повышением уровня развития компонентов аксиологической компетенции физкультурной образованности у обучающихся школ и ВУЗа, участвующих в исследовании. Результаты подтверждены проведенной экспертной оценкой. В качестве экспертов выступали компетентные лица в области физической культуры и спорта г. Кургана (тренеры-преподаватели ВУЗов, спортивных школ, управления ФКСиТ Курганской области).
Апробация результатов исследований изучения компетенция физкультурной образованности отражены в работах международных научно-исследовательских конференций в г. Тюмень (2018 г.), г. Курган (2020 г., 2021 г.), г. Петрозаводск (2020 г.), г. Петропавловск (2020 г., 2021 г.). Библиографический список:
1. Гаркуша Н.С. Интегративная модель воспитания культуры здоровья российских школьников // Психология образования в поликультурном пространстве, 2015. - Том 2 (№ 30). С. 12-19.
2. Гилазиева С.Р. Формирование физ-культурно-спортивной компетентности будущих менеджеров: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 22 с.
3. Егорова Н.В. Спортивно-образовательный проект, как метод преемственного развития ключевых компетенций физкультурной профессиональной образованности у учащихся школ и студентов вуза // RESEARCH SUCCESS 2020: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. - C. 133-141.
4. Егорова Н.В. Преемственное развитие физкультурной профессиональной образованности старшеклассников общеобразовательных учреждений и бакалавров классического вуза // Развитие современных инновационных технологий и методик в образовательных учреждениях: сборник научных статей. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. C. 145-151.
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. С. 21-26.
6. Кулымов А.В. Формирование профессиональной физической образованности учащихся средних специальных учебных заведений: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004. - 24 с.
7. Миронова С.П., Ольховская Е.Б., Са-пегина Т.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров [Электронный ресурс]: монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 171 с. - Режим доступа: http://elar.rsvpu. ru/978-5-8050-0640-2.
8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р). - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHX M05d.pdf
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориен-тированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. С. 58-64.
10. Шакина Н.А. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенций пропаганды физической культуры и спорта среди населения [Электронный ресурс] // автореф. дис. пед. наук. - Омск, 2017. - 157 с. - Режим доступа: https://www.dissercat. com/content/formirovanie-u-studentov-fizkulturnogo-vuza-kompetentsii-propagandy-fizicheskoi-kultury-i-sp
11. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Общеобразовательная школа как институциональный субъект формирования культуры здоровья и здорового стиля жизни у подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 5. С. 13-15.
12. Jean Gordon, Gabor Halasz. Key Competences in Europe: Opening Doors For Lifelong Learners Across the School Curriculum and Teacher Education. -CASE - Center for Social and Economic Research, Warsaw, 2009. - pp. 329
о о x x го m о
CO
го ü ю о
¡5 го § *
£ 5 m
го
ш
о
ш
го ц
го
^
го ю
Поступила 15.11.2021
го ф
* I
О Í3
Об авторах:
Егорова Надежда Викторовна, аспирант очной формы обучения, старший тренер-преподаватель, Курганский государственный университет (г. Курган, Россия), [email protected]
Федосимов Геннадий Михайлович, профессор, Курганский государственный университет (г. Курган, Россия), кандидат педагогических наук, профессор, [email protected]
Егорова Наталья Леонидовна, доцент, Курганский государственный университет (г. Курган, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Комарова Наталья Иозанасовна, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, Курганский государственный университет (г. Курган, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Егорова Н.В., Федосимов Г.М., Егорова Н.Л., Комарова Н.И. Оценка аксиологической компетенции физкультурной образованности старшеклассников и бакалавров университета // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2021. - Т. 13. - № 4. С. 19-25. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-19-25
References:
1. Garkusha N.S. An integrative model of education of a culture of health of Russian schoolchildren // Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve. - 2015. -Vol. 2 (No. 30). P. 12-19. [in Russian]
2. Gilazieva S.R. Formation of physical culture and sports competence of future managers. Author's transcript, Diss. ... Kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2004. - 22 P. [in Russian]
3. Egorova N.V. Sports and educational project as a method of successive development of key competencies of physical culture professional education among schoolchildren and university students // RESEARCH SUCCESS 2020: collection of articles of the International research competition - Petrozavodsk: Novaya nauka, 2020. - P. 133-141. [in Russian]
4. Egorova N.V. The successive development of the physical culture professional educational system of general educational institutions and bachelors of classical universities // Razvitie sovremennykh innovatsionnykh tekhnologii i metodik v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh. - Kurgan: Publishing house of the Kurgan state. University, 2021. -P. 145-151. [in Russian]
ro 5. Zimnyaya I.A. Competence approach. What is its place in the system of modern approaches to education problems? (theoretical and methodological approach) // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2006. - No. 8. P. 21-26. [in Russian] 6. Kulymov A.V. Formation of professional physical education of students of secondary educational institutions. Author's transcript. Diss.. Kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, S 2004. - 24 P. [in Russian]
0 7. Mironova S.P., Olkhovskaya E.B., Sapegina T.A. Innovative technologies in professional ^ training of Bachelors [Electronic resource]: Yekaterinburg: Izd-vo Ros. state prof.-ped.
1 University, 2019.- pp. 171. - Available at: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0640-2. [in Russian] o 8. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation
for the period up to 2030: approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 No. 3081-r). [Electronic resource]. - Available at: f http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5 nANTR10j29BM7zJBHXM05d.pdf [in Russian]
g 9. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of personality-oriented education //
Narodnoe obrazovanie. - 2003. - No. 2. P. 58-64. [in Russian] lu 10. Shakina N.A. Formation of the competence of physical culture and sports promotion among the population at a physical culture university [Electronic resource] // Author's
m
о
ro S о
CO
transcript. Diss.... Kand.ped.nauk. - Omsk, 2017. 157 p. - Available at: https://www.dissercat. com/content/formirovanie-u-studentov-fizkulturnogo-vuza-kompetentsii-propaganda -physical-culture-i-cn [in Russian]
11. Sharmanova, S.B., Fedorov A.I. Comprehensive school as an institutional subject of the formation of a culture of health and a healthy lifestyle among adolescents // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2007. - No. 5. P. 13-15. [in Russian]
12. Jean Gordon, Gabor Halasz. Key Competences in Europe: Opening Doors For Lifelong Learners Across the School Curriculum and Teacher Education. - CASE - Center for Social and Economic Research, Warsaw, - 2009. - pp. 329.
About the authors:
Egorova Nadezhda Viktorovna, postgraduate student, Kurgan State University, K urgan, Russia, senior trainer-teacher, [email protected]
Fedosimov Gennady Mikhailovich, Professor, Kurgan State University, Kurgan, Russia, Candidate of Pedagogy, Professor, [email protected]
Egorova Natalia Leonidovna, Associate Professor, Kurgan State University, Kurgan, Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, [email protected]
Komarova Natalia Iozanasovna, Associate Professor, Department of Russian and Foreign Philology, Kurgan State University, Kurgan, Russia, Candidate of Pedagogy, [email protected]
For citation: Egorova N.V., Fedosimov G.M., Egorova N.L., Komarova N.I. Assessment of axiological competence of physical literacy of senior shoolchildren and university bachelors // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. -No. 4. P. 19-25. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-19-25
о о x x го m о
CO
го ü ю о
¡5 го § *
£ 5 m
го
го ю
го ф
* I
О Í3