Научная статья на тему 'ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО'

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ОЦЕНИВАНИЕ / ИНФОРМАТИКА / МЕТОД / ДОСТИЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробова О.А.

Статья посвящена электронному портфолио как средству оценивания учебных достижений школьников на уроках информатики.В работе рассматривается роль электронного портфолио как средства оценивания учебных достижений школьников в современной школе.В работе дается характеристика понятию электронного портфолио как средству оценивания. Большое место в работе уделено методике создaния, ведения и использования электронного портофлио ученика. Главное внимание обращается на пopядoк фopмиpoвaния и вeдeния элeктpoннoгo пopтфoлио.Подробно описываются этапы создания электронного портфолио.Работа представляет интерес с точки зрения педагогического вопроса об использовании электронного портфолио в обучении в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS USING ELECTRONIC PORTFOLIOS

The article is devoted to the electronic portfolio as a means of assessing the educational achievements of schoolchildren in computer science lessons.The paper examines the role of the electronic portfolio as means of assessing the educational achievements of The paper describes the concept of an electronic portfolio as means of evaluation.A large part of the work is devoted to the method of creating, maintaining and using the student's electronic portfolio. The main attention is paid to the ordering of the format and the behavior of the electrophotographic profile.The stages of creating an electronic portfolio are described in detail.The work is of interest from the point of view of the pedagogical question of the use of an electronic portfolio in school teaching.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО»

УДК 37.014.6:37.091.267:004

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО

Коробова О.А., студент, направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: Olenka.korobova@mail.ru

Научный руководитель: Токарева М.А., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: tokareva@mail.osu.ru

Аннотация. Статья посвящена электронному портфолио как средству оценивания учебных достижений школьников на уроках информатики.

В работе рассматривается роль электронного портфолио как средства оценивания учебных достижений школьников в современной школе.

В работе дается характеристика понятию электронного портфолио как средству оценивания. Большое место в работе уделено методике создaния, ведения и использования электронного портофо-лио ученика. Главное внимание обращается на пopядoк фopмиpoвaния и вeдeния элeктpoннoгo пopтфoлио. Подробно описываются этапы создания электронного портфолио.

Работа представляет интерес с точки зрения педагогического вопроса об использовании электронного портфолио в обучении в школе.

Ключевые слова: электронное портфолио, оценивание, информатика, метод, достижение, образование, обучение.

EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS USING ELECTRONIC PORTFOLIOS

Korobova O.A., student, training direction 44.03.01 Pedagogical education, Orenburg State University, Orenburg e-mail: Olenka.korobova@mail.ru

Scientific adviser: Tokareva M.A., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Computer Science, Orenburg State University, Orenburg e-mail: tokareva@mail.osu.ru

Abstract. The article is devoted to the electronic portfolio as a means of assessing the educational achievements of schoolchildren in computer science lessons.

The paper examines the role of the electronic portfolio as means of assessing the educational achievements of The paper describes the concept of an electronic portfolio as means of evaluation.

A large part of the work is devoted to the method of creating, maintaining and using the student's electronic portfolio. The main attention is paid to the ordering of the format and the behavior of the electrophotographic profile.

The stages of creating an electronic portfolio are described in detail.

The work is of interest from the point of view of the pedagogical question of the use of an electronic portfolio in school teaching.

Keywords: electronic portfolio, evaluation, computer science, method, achievement, education, training.

Вопросу оценивания качества обучения в настоящее время уделяется огромное интерес. Процессы оценивания основываются на концепциях и стратегиях профилях.

образования, преобладающих в образовательных Собрание включает следующее: роль самих де-

системах. Оценивание с помощью портфолио явля- тей в разработке курса, аспекты отбора, аспекты

ется одним из самых распространённых в западно- оценки собственных результатов. Учителю реко-

европейских странах и США методов. мендовано представлять лучшие работы учащих-

Портфолио - собрание трудов обучающихся, ко- ся и выбранные учениками образцы работ, связан-

торые демонстрируют старания обучающегося, его ных с оцениваемыми итогами, и документы, фик-

развитие и достижения в одной либо нескольких сирующие развитие. В качестве документов могут

быть представлены эскизы, творческие работы, грамоты и т.п.

Цель ведения «портфолио» - увеличение образовательной активности обучающегося, степени осознания им собственных возможностей, выбора последующего направления и формы обучения в школе.

Цель формирования «портфолио» - представить документированные итоги учебной и внеу-чебной работы обучающегося, отследить его личный рост, приобретенный в ходе обучения, дать оценку его образовательным достижениям. Поддерживать учебную мотивацию учеников, стимулировать их активность, увеличивать возможности обучения и самообучения, совершенствовать знания рефлексивной и оценочной (самооценочной) работы обучающихся, развивать умение обучаться - составлять план и создавать свою собственную учебную деятельность, способствовать индивидуализации (персонализации) образования школьников, закладывать дополнительные предпосылки возможности с целью эффективной социализации. Описанные особенности портфолио создают его перспективной формой индивидуальной ориентированности учебных достижений опреде-

ленного ученика, отвечающей задачам предпро-фильной подготовки и в последующем - профильного обучения.

Электронное портфолио - это организованные учеником на базе средств информационно-коммуникационных технологий документы, которые содержат итоги учебной и внеучебной работы, сертификаты, дипломы, рецензии.

Более комфортной в применении является модель электронного портфолио, допускающая размещение в сети Интернет. Управление подобным электронным портфолио гарантирует допуск к индивидуальным результатам вне зависимости от того, где учится ученик, это даст возможность исключить лишние затраты времени и сил для сбора и представления информации для различных целей. Средства, с помощью которых есть возможность организовать подобное портфолио, могут быть разные: диски Gооglе либо УаМех, образовательные и др. Онлайн-портфолио подразумевает удобное расположение и представление собственных достижений в цифровом формате. Мы провели сравнение конструкторов сайта и выявили, что для более удобной работы подходит конструктор (рисунок 1).

Ср 1 leilHf К1>11Ст ру кто р * № cu ii тон

HIM LPm-nrreL-iH- idl[ lfefl.ru

BwcpiT»» J to** 7ДНГЙ ¿•ССрОЧН

Пщтыйпдц ■(И liJpyH. «мкпц всЫЮиб. D iHin «ЛИЦ 01 Мру&аноч

АдоксоАгл btrtwIitronVsi dtcnflmp. tiJl.WI ют ЦП

trndmr ■

Подшкмгмг С W<T<? JUOMfH* вазидона нллллшмл вондлжно нвпльгьом |i.nfl"C абАМТГЛЫЮ nmuoMrio с&=ыг? лы-о

Калнчгсво цмблочи S50+ гю* 170»

bill rililtpiWfuLj drciLnirrhUt t^ifc, ифлтп беСЛЛЛтЬН-ффТфьЯЬЬДОЬЬ ЙКЛJUfThUr HriQhhU Ё«ПЛЛ1к1ЫЛ £0[Г 6tC ПЛ Л Г Нс4Г ф ВТС

Поддер«нл фоЦУЧ! [МЗН форм Л обрЛ1Н[>й [МЭИ, -r.if^oi-. ч>г skype ЛтЛ||нфзрМЛ эйрлтнйй шм &jf vj oCpj i ноч г t" ?м и 'чаг

Рисунок 1 - Сравнение конструкторов сайта

К основным задачам портфолио обучающегося относятся:

- отслеживать индивидуальные достижения обучающегося; динамику развития значимых

качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

- оценивать эффективность саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;

- формировать и совершенствовать учебную мотивацию, мотивацию достижений и мотивацию на профессиональную деятельность и. т. д.

Исходными в использовании портфолио являются следующие основные принципы:

- целесообразности;

- систематичности;

- последовательности;

- системного учета развития ключевых компетенций;

- открытости.

Электронное портфолио предполагает совместную деятельность преподавателя и школьника, в которой определяется будущий процесс и результат личностного развития школьника при решении тех или иных образовательных задач.

Методика создания и ведения электронного портфолио разработана на основе проектного метода в обучении. Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется значительное внимание.

Суть метода проектов состоит в том, что очень нужно стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Для каждого класса должна быть своя программа по создание электронного портфолио.

Для организации электронного портфолио нужно владеть определенными техническими навыками, которые и определяют электронное порт-фолио, используемое в обучающем процессе.

Ресурсное обеспечение продумывается заранее на этапе планирования работ по проекту. Например, необходимое количество часов в рамках дополнительного образования на консультирование по ведению портфолио; на работу по реализации проектов для участия в городских и международных конкурсах.

Ориентировочно-мотивационный этап - создание положительного мотивационного момента. Учитель объясняет, что такое портфолио, что оно может дать учащемуся, какие навыки и умения развить.

Исполнительный этап - реализация проекта: самостоятельная работа учащихся над задачами. Здесь важно организовать совместную деятельность учеников и учителя по регулярному наполнению электронного портфолио в процессе обучения.

Рефлексивно-оценочный этап - подготовка презентации - анализируется содержание электронного портфолио, по пройденной теме, разделу или учебному году; организуется итоговая защита порт-фолио, по результатам которой заполняется оценочный лист, включающий оценку учителя и самооценку ученика.

Защита включает: организацию технической поддержки презентации (компьютер - сервер класса, мультимедиа-проектор), ознакомление учащихся с планом проведения защиты портфолио (презентация учащимся с помощью мультимедиа-проектора); устное выступление с кратким изложением своих мыслей (самоанализ ученика, ответ на вопросы учителя и товарищей).

Рисунок 2 - Фрагмент программно-методического комплекса

Для того чтобы ребёнку было комфортно делать своё электронное портфолио, мы создали программно-методический комплекс, где рассказываем

как создать своё первое электронное портфолио (рисуноки 2, 3, 4).

Рисунок 3 - Фрагмент программно-методического комплекса

Рисунок 4 - Фрагмент программно-методического комплекса

Использование метода проектов при формировании электронного портфолио учащегося содействует формированию познавательных умений обучающихся, умению без помощи других конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, способствует к самообразованию, саморазвитию, рефлексии. Таким образом,

формирование и ведение своего электронного порт-фолио является эффективным инструментом, позволяющим мотивировать учащихся на дальнейшее освоение новых знаний, развивать рефлексию, что неизбежно приводит к Суть портфолио - «покажи всё, на что ты способен». А окажут помощь в этом информационные технологии.

Литература

1. Новикова З. М. «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / З.М. Новикова. - М.: ИН-ФРА-М ПРЕМЬЕР, 2005. - 90 с.

2. Череемных Е. Г. Особенности ведения портфолио / Е. Г. Черемных.- М.: Прометей, 2010. - 95 с.

3. Шакиров Р. Х. Оценивание учебных достижений учащихся: учебное методическое пособие / Р. Х Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. - Б.: Билим, 2012. - 80 с.

4. Андреев А. В. Практика электронного обучения с использованием МооШе / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. - Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.

5. Смолянинова О. Г. Электронный портфолио в образовании и трудоустройстве / под общ. Ред. О. Г. Смоляниновой. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.