Научная статья на тему 'ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарнаева Г.И., Низамова Э.И., Шигапова Э.Д., Фадеева Е.Ю.

Статья посвящена анализу опыта проведения производственной (педагогической) практики бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль: физика и математика института физики Казанского федерального университета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и профессиональным стандартом Педагога. Обращается внимание на требования, предъявляемые к оцениванию результатов производственной (педагогической) практики по физике бакалавров, будущих учителей физики в условиях компетентностного подхода. Раскрываются вопросы, связанные с порядком проведения оценочных процедур, а также критериев оценивания уровня сформированности компетенций и степень влияния прохождения педагогической практики на их формирование. Результаты исследования можно использовать при сопровождении прохождения педагогической практики, при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарнаева Г.И., Низамова Э.И., Шигапова Э.Д., Фадеева Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE RESULTS OF THE PRODUCTION (PEDAGOGICAL) PRACTICE OF STUDENTS FROM THE PERSPECTIVE OF A COMPETENCY-BASED APPROACH

The article is devoted to the analysis of the experience of conducting industrial (pedagogical) practice of bachelors studying in the direction 44.03.05 "Pedagogical education", profile: physics and mathematics of the Institute of Physics of Kazan Federal University in accordance with the federal state educational standard of higher education and the professional standard of the Teacher. The attention is drawn to the requirements for evaluating the results of the production (pedagogical) practice in physics of bachelors, future teachers of physics in the conditions of a competency-based approach. The issues related to the procedure for conducting assessment procedures, as well as the criteria for assessing the level of competence formation and the degree of influence of the passage of pedagogical practice on their formation are disclosed. The results of the study can be used when accompanying the passage of pedagogical practice, in the development of curricula, work programs of practices implemented within the framework of higher education.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

УДК 378.1

Оценивание результатов производственной (педагогической) практики студентов с позиции компетентностного подхода

Evaluation of the results of the production (pedagogical) practice of students from the perspective of a competency-based approach

Гарнаева Г.И., Казанский (Приволжский) федеральный университет, guzka-1@yandex.ru Низамова Э.И., Казанский (Приволжский) федеральный университет, enizamova@yandex.ru Шигапова Э.Д., Казанский (Приволжский) федеральный университет, elvshi@mail.ru Фадеева Е.Ю., Казанский (Приволжский) федеральный университет, lenoktggpy@mail.ru

Garnaeva G., Kazan Federal University, guzka-1@yandex.ru Nizamova E., Kazan Federal University, enizamova@yandex.ru Shigapova E., Kazan Federal University, elvshi@mail.ru Fadeeva E., Kazan Federal University, lenoktggpy@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.004

Ключевые слова: производственная (педагогическая) практика, фонд оценочных средств, профессиональные компетенции, критерии оценивания, индикаторы достижения, планируемые результаты.

Keywords: production (pedagogical) practice, fund of assessment tools, professional competencies, assessment criteria, achievement indicators, planned results.

Аннотация. Статья посвящена анализу опыта проведения производственной (педагогической) практики бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль: физика и математика института физики Казанского федерального университета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и профессиональным стандартом Педагога. Обращается внимание на требования, предъявляемые к оцениванию результатов производственной (педагогической) практики по физике бакалавров, будущих учителей физики в условиях компетентностного подхода. Раскрываются вопросы, связанные с порядком проведения оценочных процедур, а также критериев оценивания уровня сформированности компетенций и степень влияния прохождения педагогической практики на их формирование. Результаты исследования можно использовать при сопровождении прохождения педагогической практики, при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the experience of conducting industrial (pedagogical) practice of bachelors studying in the direction 44.03.05 "Pedagogical education", profile: physics and mathematics of the Institute of Physics of Kazan Federal University in accordance with the federal state educational standard of higher education and the professional standard of the Teacher. The attention is drawn to the requirements for evaluating the results of the production (pedagogical) practice in physics of bachelors, future teachers of physics in the conditions of a competency-based approach. The issues related to the procedure for conducting assessment procedures, as well as the criteria for assessing the level of competence formation and the degree of influence of the passage of pedagogical practice on their formation are disclosed. The results of the study can be used when accompanying the passage of pedagogical practice, in the development of curricula, work programs of practices implemented within the framework of higher education.

Введение. Анализ федеральных

государственных образовательных стандартов высшего образования уровня бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

показывает, что на практику должно отводиться не менее 60 зачетных единиц из общих 300, что составляет 20% от общего количества зачетных единиц на программу [3]. Производственная (педагогическая) практика по физике является

основополагающим звеном в системе подготовки учителя физики. Она способствует обогащению и закреплению полученных в вузе знаний по физике, педагогике, психологии, частным методикам, общественным и специальным наукам, позволяет будущим учителям познакомиться с особенностями преподавания физики в школе, с используемыми учебными и методическими пособиями, техническими средствами обучения (ТСО), демонстрационным и лабораторным оборудованием школьного кабинета физики. Основная задача педагогической практики: овладение умениями и навыками практической деятельности учителя физики в современной школе, формирование элементов педагогического опыта. Значимость педагогической практики состоит в том, что студенты в период прохождения практики оказываются включенными во все основные виды деятельности учителя-предметника и классного руководителя, получают представление о фактическом содержании и объеме их работы, приобретают опыт решения реальных проблем профессионального труда педагога. Исходя из вышесказанного, приоритетным становится формирование профессиональных компетенций, устанавливаемых программой бакалавриата, на основе профессионального стандарта Педагог и соответствующее оценивание уровня

сформированности этих компетенций. Фонд оценочных средств производственной (педагогической) практики должен быть сформирован таким образом, чтобы адекватно устанавливать соответствие результатов прохождения практики индикаторам достижения компетенций [8;9]. Учитывая вышеизложенное, целью исследования является анализ опыта реализации производственной (педагогической) практики, усовершенствование фонда оценочных средств с их дальнейшей апробацией.

Методология исследования. Для достижения цели авторы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ состояния проблемы на основе изучения литературы; нормативных документов, определяющих структуру и содержание профессиональной подготовки учителя физики, изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование.

Проблеме организации производственной (педагогической) практики как одного из важнейших элементов профессиональной подготовки будущих учителей в высшем учебном заведении посвящено много работ. Организационные и содержательные аспекты производственной (педагогической) практики

нашли отражение в трудах А.А. Боброва, А.В. Петрова, А.В. Усовой [16]. В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают не только усвоение студентом знаний, умений, но и готовность применять их в профессиональной деятельности. Это предполагает и внесение существенных изменений в процесс организации и прохождения производственной

(педагогической) практики. Исследования, посвященные процессу подготовки будущих учителей, основанного на компетентностном подходе осуществлялись Э.Ф. Зеером, Н.Н. Тулькибаевой, М.Д. Даммер, Г.П. Стефановой, О.Р. Шефер. В их работах особое внимание обращается на условия реализации компетентностного подхода, средствам и методам оценивания уровня сформированности компетенций обучающихся [5;6;13; 15]. Исследования проведенные З.К Бакшеевой, М.В. Григорьевой, И.С. Карасовой, Е.А. Селезневой раскрывают механизмы организации

педагогической практики в условиях компетентностного подхода [1;7;10;12;14]. В работах И.С. Карасовой, М.В. Потаповой, Е.А. Селезневой, В.И. Тесленко, Н.Н. Калацкой особое внимание обращено на технологию оценивания результатов и методы определение уровня сформированности компетенций обучающихся в процессе прохождения практики [4;8;11;17].

Результаты исследования. Практика - вид учебной работы, направленный на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Целью педагогической практики является приобретение опыта педагогической деятельности в условиях реального педагогического процесса. Производственная (педагогическая) практика направлена на решение следующих задач:

- ознакомление с системой работы современных образовательных учреждений;

изучение методического опыта учителей физики, анализ личного педагогического опыта;

- формирование у практикантов:

• потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании;

• профессионально-педагогического мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя и исследовательского подхода к ней;

• умения реализовать коммуникативные, конструктивные, исследовательские и организационные функции учителя;

• умения планировать учебный процесс по физике в условиях современной концепции школьной физики;

• умения организовывать учебный процесс по физике на разных уровнях обучения: пропедевтическом, базовом, углубленном, профильном;

• умения использовать современные технические средства в обучении физике;

• умения анализировать учебные пособия с точки зрения их соответствия целям обучения физике, возрастным и индивидуальным особенностям школьников, дидактическим и частно-методическим принципам;

- углубление и закрепление

профессионально значимых качеств личности

учителя, психолого-педагогических и

специальных знаний и умений применять их в конкретной ситуации при решении различных педагогических задач с учетом гносеологических, дидактических, психологических,

организационных и социологических

закономерностей;

- выработка личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе [2;3;14].

В результате прохождения производственной (педагогической) практики по физике у обучающегося формируются и

совершенствуются общепрофессиональные и профессиональные компетенции:

ОПК-3 способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ОПК-5 способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

ПК-3 способен формировать мотивацию, познавательные интересы и способности к обучению

ПК-4 способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно -воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов

ПК-5 способен осуществлять педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося

На основе индикаторов достижения планируемых результатов определяется уровень сформированное™ компетенций. В качестве

примера, см. таблицу 1 рассмотрим одну из формируемых в ходе прохождения педагогической практики компетенций.

Таблица 1. -Индикаторы достижения планируемых результатов по ПК-3

Маркеры компетенции Содержание маркеров компетенции

Знать виды мотивации и основные методы и приемы формирования мотивации к обучению

Уметь подбирать при проектировании в соответствии с целями урока различные методы и приемы обучения физике, активизирующие учебно-познавательную деятельность обучающихся

Владеть навыками проектирования уроков, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся

Педагогическая практика студентов по физике проходит в средних

общеобразовательных учреждениях г. Казань и Республики Татарстан в 7-11-х классах. Образовательные учреждения, выбираемые для прохождения практики должны соответствовать требованиям, которые предъявляются образовательным стандартом к базам практики, в плане соответствия направлению и профилю подготовки, материально-техническому

оснащению и обеспечению квалифицированным педагогическим составом и руководством.

В процессе прохождения педагогической практики студенты как обучаются под

руководством преподавателей ВУЗа, учителей-предметников и классных руководителей, так и организуют урочную и внеурочную деятельность учащихся, общаются с учениками, а также сотрудничают с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

Реализация педагогической практики проходит под руководством преподавателей выпускающей кафедры Института физики, а также преподавателей кафедры методологии обучения и воспитания и кафедры педагогической психологии Института психологии и образования. Соответствующее взаимодействие с преподавателями обеспечивает

руководитель практики от КФУ [4].

Результаты прохождения производственной (педагогической) практики по физике представляются в отчетных материалах. Отчет по практике является основным документом студента-практиканта, который демонстрирует выполненную им работу во время практики, свидетельствует о приобретении и развитии компетенций. В его структуру входят элементы, определяемые локальными нормативными документами ВУЗа.

Оценивание результатов прохождения практики определяются путем проведения промежуточной аттестации. Форма

промежуточной аттестации по практике - зачет с оценкой. Зачет оценивается в диапазоне: 86-100 баллов - «отлично», 71-85 баллов - «хорошо», 56-70 баллов - «удовлетворительно», 0-55 баллов - «не зачтено».

Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого подхода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества и своевременности сдачи отчетной документации, трудовой дисциплины. Общая оценка работы каждого студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности в период практики. Она определяется на основе обсуждения и согласования мнений руководителей практики: в

контакте с педагогами и психологами с профильных кафедр, учителей-предметников, классного руководителя, администрации школы. Мнение руководителя практики от профильной организации, в которой обучающийся проходил практику, оформляется в виде отзыва, содержащего оценивание сформированности компетенций обучающегося. В качестве примера в таблице 2 приведем критерии оценивания сформированности компетенции ПК-3.

Для оценивания деятельности практикантов, учителем-предметником на начальном и заключительном этапе практики заполняется «Лист оценивания учителем», см. таблицу 3, учитывающий определенный уровень развития компетенций. Для определения уровня сформированности компетенций в качестве продуктов деятельности могут рассматриваться разработанные студентами-практикантами

календарно-тематический план, технологические карты уроков, планы-конспекты внеклассных мероприятий, презентационные материалы, проведение уроков и внеклассных мероприятий с учащимися и их самоанализ, участие в установочной и отчетной конференциях. Руководитель практики от университета при выставлении итоговой оценки учитывает не только уровень развития компетенций студента, но и качественные приращения в развитии компетенций студента за время практики.

Таблица 2. - Критерии оценивания сформированности компетенции ПК-3

Зачтено Не зачтено

Высокий уровень (отлично) (86-100% от максимальных баллов) Средний уровень (хорошо) (71-85% от максимальных баллов) Низкий уровень (удовлетворительно) (56-70% от максимальных баллов) Ниже порогового уровня (неудовлетворительно) (до 55% от максимальных баллов)

может проанализировать виды мотивации и основные методы и приемы формирования мотивации к обучению описывает виды мотивации и основные методы и приемы формирования мотивации к обучению называет виды мотивации и основные методы формирования мотивации к обучению не знает виды мотивации и методы и приемы формирования мотивации к обучению

умеет использовать на практике, в соответствии с целями урока, различные методы и приемы обучения физике, активизирующие учебно-познавательную деятельность обучающихся при проектировании учебного занятия правильно, в соответствии целям урока, подбирает методы и приемы обучения физике, активизирующие учебно-познавательную деятельность обучающихся умеет подбирать методы и приемы обучения, вызывающие интерес к изучению физики не умеет подбирать методы и приемы обучения вызывающие интерес к изучению физики

владеет навыками организации ситуаций, вызывающими интерес к изучению физики используя различные средства обучения владеет навыками организации ситуаций, вызывающими интерес к изучению физики владеет навыками применения средств наглядности для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся не владеет навыками активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Таблица 3. - Лист оценивания учителем

Группа компетенций Компетенция Критерии оценивания Оценивание тах 80 баллов

на начало практики на конец практики

Общепрофессиональные компетенции ОПК 3 Проектирует уроки по физике в соответствии с требованиями образовательных стандартов, демонстрируя правильную постановку и формулировку целей и задач учебного занятия

Подбирает учебный материал с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся

Логично и грамотно структурирует содержание учебного материала для обучающихся. В нем выделяет главное и второстепенное, использует разные формы представления учебной информации (текстовая, графическая, табличная, компьютерная и др.) на занятиях

Излагает материал в доступной форме в соответствии с особенностями восприятия

Умеет организовывать групповую и индивидуальную работу с учениками, учитывая особенности развития детей разного возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями

Среднее значение

ОПК 5 Умеет проектировать контрольно-измерительные материалы всех видов текущего контроля

Умеет осуществлять контроль и оценку учебных достижений по физике, используя различные виды и формы контроля знаний и умений учащихся на уроках

Демонстрирует умение оценивать учебные достижения обучающихся и обосновывать оценку

Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании

Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности

Умеет анализировать и интерпретировать результаты текущего контроля, выявлять трудности в обучении

Среднее значение

Профессиональные компетенции ПК 3 Проектирует учебные занятия, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся с учетом уровня развития интересов учащихся и направленности мотивации

Применяет на уроке методы и приемы обучения физике, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся

Использует разнообразные материалы и задания, средства наглядности, в том числе электронные образовательные ресурсы, вызывающие интерес у обучающихся к изучаемому предмету

Умеет создавать на уроке условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

Среднее значение

ПК 4 При организации и проведении урочной и внеурочной деятельности по предмету демонстрирует владение учебным материалом по физике в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов

Владеет способами отбора материала, приемов, средств обучения для различных уровней обучения и организации классной и внеурочной работы по физике

Реализует планирование уроков с использованием элементов современных педагогических технологий, направленных на формирование и развитие УУД

Использует возможности образовательной среды (разнообразные материалы и задания, средства наглядности, в том числе электронные образовательные ресурсы) для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения физике

Умеет организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность

Среднее значение

ПК 5 Демонстрирует знания об основных составляющих системы сопровождения профессионального самоопределения и образования обучающихся

Умеет организовывать и осуществлять внеурочную деятельность по физике, направленную на формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей обучающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использует различные средства педагогического сопровождения социализации с учетом потребностей и возможностей обучающихся

Среднее значение

По итогам прохождения практики студент-практикант также определяет уровень сформированности компетенций в целях рефлексии своей профессиональной

деятельности. Пример «Листа самооценки уровня сформированности компетенций» представлен в таблице 4.

Таблица 4. - Лист самооценки студента-практиканта уровня сформированности компетенций

Критерии оценивания Оценивание max 80 баллов

на начало практики на конец практики

Общепрофессиональные компетенции

Умею формулировать цели и задачи учебного занятия в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Могу подобрать учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Проектирую уроки по физике в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Логично и грамотно структурирую содержание учебного материала для обучающихся

На занятиях использую разные формы представления учебной информации (текстовая, графическая, табличная, компьютерная и др.)

Излагаю материал в доступной форме в соответствии с особенностями восприятия.

Умею организовывать групповую и индивидуальную работу с учениками, учитывая особенности развития детей разного возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями

Умею подобрать контрольно-измерительные материалы всех видов текущего контроля с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Умею осуществлять контроль учебных достижений по физике, используя различные виды и формы контроля знаний и умений учащихся на уроках

Умею оценивать учебные достижения обучающихся и обосновывать оценку

Умею организовывать деятельность обучающихся, способствующую формированию навыков самооценки учебной деятельности

Умею анализировать и интерпретировать результаты текущего контроля, выявлять трудности в обучении

Профессиональные компетенции

Могу разработать технологическую карту урока, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся с учетом уровня развития интересов учащихся и направленности мотивации

Применяю на уроке методы и приемы обучения физике, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся

Использую разнообразные материалы и задания, средства наглядности, в том числе электронные образовательные ресурсы, вызывающие интерес у обучающихся к физике

Могу создать на уроке условия, обеспечивающие позитивную мотивацию обучающихся

Владею учебным материалом по физике в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов

Могу подобрать материал, приемы, средства обучения для различных уровней обучения и организации классной и внеурочной работы по физике

Могу спроектировать урок с использованием элементов современных педагогических технологий, направленных на формирование и развитие УУД

Использую возможности образовательной среды (разнообразные материалы и задания, средства наглядности, в том числе электронные образовательные ресурсы) для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения физике

Умею организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность

Знаю основы системы сопровождения профессионального самоопределения и образования обучающихся

Умею организовывать и осуществлять внеурочную деятельность по физике, направленную на формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей обучающихся

Использую различные средства педагогического сопровождения социализации с учетом потребностей и возможностей обучающихся

За прохождение практики в

общеобразовательном учреждении в

соответствии с индивидуальным заданием обучающийся может набрать максимально 80 баллов. Оценивание прохождения практики в соответствии с индивидуальным заданием осуществляет руководитель практики от профильной организации. Оценка складывается с учетом весовых коэффициентов оценивания руководителя практики от профильной организации и самооценки студента. Весовой коэффициент для учета оценивания руководителя практики от профильной организации имеет значение 0,8, а для учета результатов самооценивания студентов - значение 0,2.

Мнение руководителя практики от Университета о результатах прохождения педагогической практики складывается исходя из наблюдений за прохождением практики обучающегося в ходе посещения уроков и внеклассных мероприятий, организованных практикантами и проведения их анализа. За представление отчетных материалов по практике обучающийся может набрать максимально 20 баллов. Оценивание отчета и выступления на отчетной конференции по практике осуществляет руководитель практики от КФУ.

Заключение. Результаты прохождения производственной (педагогической) практики являются важнейшим индикатором качества

профессиональной подготовки будущих учителей, тем самым требуя обновления практически всего арсенала и самой педагогической практики. С целью создания модели педагогической практики с позиции компетентностного подхода авторами были определены формируемые в ходе практики компетенции студента-бакалавра; исходя из современных требований к подготовке конкурентоспособного педагога актуализированы цели и задачи педагогической практики; обновлены структура и содержание педагогической практики; разработана система оценивания предпрофессиональной деятельности студента-практиканта.

Представленный авторами подход к оцениванию результатов прохождения производственной (педагогической) практики является интегральным, учитывающим результаты оценки всех видов деятельности практиканта, определение учителем и самим практикантом изменения уровня

сформированности компетенций на начало и конец практики, отраженных в листах оценивания и самооценивания.

Полученные результаты можно использовать при сопровождении прохождения педагогической практики, при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего педагогического образования.

Литература :

1. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е., Зайцева М.С. Совершенствование педагогической практики студентов-бакалавров с позиций компетентностного подхода / З.К. Бакшеева, Н.Е. Строгова, М.С. Зайцева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2016. - № 3. - С. 46-49.

2. Витвицкая Л.А., Мирошникова Д.В. Развитие креативности бакалавра в период педагогической практики / Л.А. Витвицкая, Д.В. Мирошникова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 10. - С. 34-37.

3. Гарнаева Г.И, Низамова Э.И. Представление о модификации производственной (педагогической) практики студентов с позиции компетентсного подхода / Г.И. Гарнаева, Э.И. Низамова, Э.Д. Шигапова, Е.Ю. Фадеева // П-84 Профессиональные представления: электронный сборник научных трудов № 13; под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Фонд науки и образования», 2021. - 164 с.

4. Гарнаева Г.И., Низамова Э.И. Производственная (педагогическая) практика по физике: методическое пособие / Г.И. Гарнаева, Э.И. Низамова, Л.А. Нефедьев, Е.Ю. Фадеева, Э.Д. Шигапова. - Казань: КФУ, 2021. - 88 с.

5. Даммер М.Д., Гнатышина Е.А., Бабина С.Н. Компетентностный подход в подготовке будущего учителя: монография / М.Д. Даммер, Е.А. Гнатышина, С.Н. Бабина. - Челябинск: Край Ра. - 2013. - 183 с.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Инновационные проекты и программы в образовании. -2012. - № 4. - С. 8-13.

7. Карасова И.С., Селезнева Е.А. Организация и технология проведения производственной практики в педвузе в условиях компетентностного подхода / И.С. Карасова, Е.А. Селезнева // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 2(57). - С. 254-259.

8. Карасова И.С., Селезнева Е.А. Фонд оценочных средств образовательных результатов студентов на педагогической практике / И.С. Карасова, Е.А. Селезнева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2015. - № 5. - С. 23-31.

9. Калацкая Н.Н. Педагогическая практика: новый взгляд на оценивание результатов: монография / Н.Н. Калацкая. - Казань: Отчество, 2012. - 92 с.

10. Потапова М.В., Леонова Е.А., Селезнева Е.А. Модель организации производственной

педагогической практики в условиях модернизации педагогического образования / М.В. Потапова, Е.А. Леонова, Е.А. Селезнева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 4(38). - С. 77-84.

11. Селезнева Е.А. Современные подходы в организации и подведении итогов производственной практики в педагогическом вузе (бакалавриат физико-математического факультета): учебно-методическое пособие / Е.А. Селезнева. - Челябинск: Цицеро, 2017. -53 с.

12. Селезнева Е.А. Теоретико-методические предпосылки формирования методической компетентности у студентов педагогического вуза на производственной практике: сб. науч. тр. / Е.А. Селезнева // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения / Материалы междунар. науч.-практ. конф. -Екатеринбург. - 2016. - № 3. - С. 134-136.

13. Стефанова Г.П., Крутова И.А., Байгушева И.А. Типовые профессиональные задачи как целевой ориентир подготовки бакалавров и магистров в условиях реализации ФГОС ВО / Г.П. Стефанова, И.А. Крутова, И.А. Байгушева // Известия Волгоградского

Referen

1. Baksheeva Z.K., Strogova N.E., Zaitseva M.S. Improving the pedagogical practice of bachelor students from the stand point of a competency-based approach / Z.K. Baksheeva, N.E. Strogova, M.S. Zaitseva // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafev. - 2016. - № 3. - S. 46-49.

2. Vitvitskaya L.A., Miroshnikova D.V. Development of Bachelor's Creativity during Pedagogical Practice / L.A. Vitvitskaya, D.V. Miroshnikova // Bulletin of the Orenburg State University. - 2017. - № 10. - S. 34-37.

3. Garnaeva G.I., Nizamova E.I. The idea of modifying the production (pedagogical) practice of students from the perspective of a competency-based approach / G.I. Garnaeva, E.I. Nizamova, E.D. Shigapova, E.Yu. Fadeeva // P-84 Professional presentations: electronic collection of scientific papers No. 13; edited by E.I. Rogov. - Rostov-on-Don: Publishing House "Fund of Science and Education", 2021. - 164 p.

4. Garnaeva G.I., Nizamova E.I. Industrial (pedagogical) practice in physics: methodical manual / G.I. Garnaeva, E.I. Nizamova, L.A. Nefediev, E.Yu. Fadeeva, E.D. Shigapova. - Kazan: KFU, 2021. - 88 p.

5. Dammer M.D., Gnatyshina E.A., Babina S.N. Competency- based approach in the preparation of the future teacher: monograph / M.D. Dummer, E.A. Gnatyshina, S.N. Babin. - Chelyabinsk: The Land of Ra. -2013. - 183 p.

6. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Competence-based approach as a factor in the implementation of innovative education / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk // Innovative projects and programs in education. - 2012. - No. 4. - S. 8-13.

7. Karasova I.S., Selezneva E.A. Organization and technology of conducting industrial practice in a teacher training university under the conditions of a competency-

государственного педагогического университета. -2017. - № 3(116). - С. 53-58.

14. Тесленко В.И., Латынцев С.В., Прокопьева Н.В. Развитие компетенций студентов в период педагогической практики / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев, Н.В. Прокопьева // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 63-68.

15. Тулькибаева Н.Н., Большакова З.М. Компетенции и компетентность / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 24(157). - С. 13-19.

16. Усова А.В. Методологические основы профессиональной подготовки студентов вузов / А.В. Усова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4(263). - С. 9-11.

17. Шефер О.Р., Лебедева Т.Н. Комплект оценочных средств для диагностики уровня сформированности компетенций бакалавров педагогического образования по методике обучения и воспитания (информатика, физика): учебно-методическое пособие / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, Л.С. Носова, Н.В. Лапикова. - Челябинск: Край Ра. -2017. - 124 с.

based approach / I.S. Karasova, E.A. Selezneva // World of science, culture, education. - 2016. - № 2 (57). - S. 254-259.

8. Karasova I.S., Selezneva E.A. Fund of evaluation means of educational results of students in pedagogical practice / I.S. Karasova, E.A. Selezneva // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2015. - № 5. -S. 23-31.

9. Kalatskaya N.N. Pedagogical practice: a new look at the evaluation of results: monograph / N.N. Kalatskaya. -Kazan: Patronymic, 2012. - 92 p.

10. Potapova M.V., Leonova E.A., Selezneva E.A. Model of the organization of industrial pedagogical practice in the conditions of modernization of pedagogical education / M.V. Potapova, E.A. Leonova, E.A. Selezneva // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafiev. - 2016. - № 4(38). - S. 77-84.

11. Selezneva E.A. Modern approaches to organizing and summing up the results of industrial practice in a pedagogical university (bachelor's degree in physics and mathematics faculty): teaching aid / E.A. Selezneva. -Chelyabinsk: Cicero, 2017. - 53 p.

12. Selezneva E.A. Theoretical and methodological prerequisites for the formation of methodological competence among students of a pedagogical university in industrial practice: Sat. scientific tr. / E.A. Selezneva // Issues of modern pedagogy and psychology: a fresh look and new solutions / Proceedings of the Intern. scientific-practical. conf. - Yekaterinburg. - 2016. - № 3. - S. 134-136.

13. Stefanova G.P., Krutova I.A., Baigusheva I.A. Typical professional tasks as a target for the training of bachelors and masters in the context of the implementation of the Federal State Educational Standards of Higher Education / G.P. Stefanova, I.A. Krutova, I.A. Baigusheva

// Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2017. - № 3 (116). - S. 53-58.

14. Teslenko V.I., Latyntsev S.V., Prokop'eva N.V. Development of students' competencies during pedagogical practice / V.I. Teslenko, S.V. Latyntsev, N.V. Prokopiev // Higher education in Russia. - 2014. - № 4. - S. 63-68.

15. Tulkibaeva N.N., Bolshakova Z.M. Competence and competency / N.N. Tulkibaeva, Z.M. Bolshakova // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences. - 2009. - № 24 (157). - S. 13-19.

16. Usova A.V. Methodological bases of professional training of university students / A.V. Usova // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences. - 2012. - № 4 (263). - S. 9-11.

17. Shefer O.R., Lebedeva T.N. A set of assessment tools for diagnosing the level of formation of competencies of bachelors of pedagogical education according to the methodology of training and education (computer science, physics): educational and methodological manual / O.R. Shefer, T.N. Lebedeva, L.S. Nosova, N.V. Lapikov. -Chelyabinsk: The Land of Ra. - 2017. - 124 p.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Гарнаева Гузель Ильдаровна (г. Казань, Россия), кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра образовательных технологий в физике, Институт физики, Казанский федеральный университет, e-mail: guzka-1@yandex.ru

Низамова Эльмира Ильгамовна (г. Казань, Россия), старший преподаватель, кафедра образовательных технологий в физике, Институт физики, Казанский федеральный университет, email: enizamova@yandex.ru

Шигапова Эльвера Дамировна (г. Казань, Россия), старший преподаватель, кафедра образовательных технологий в физике, Институт физики, Казанский федеральный университет, email: elvshi@mail.ru

Фадеева Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель, кафедра общей физики, Институт физики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: lenoktggpy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.