ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
С. И. КузЬМИн главный научный сотрудник отдела изучения отечественного
и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор
Отрядная система содержания осужденных: опыт, проблемы
Историко-правовой обзор
Возвращение к прогрессивной отрядной системе
Если в 30-х годах наиболее удачной организационной формой объединения заключенных в коллективы выступали строительные отряды, и в рамках отрядов удавалось формировать трудовые коллективы с положительной направленностью, создавать актив и опираться на него в работе, то возвращение к прогрессивной отрядной системе началось в 1957 году, и уже к августу почти во всех ИТЛ и во многих колониях были созданы отряды.
Сотрудники исправительно-трудовых учреждений единодушно одобрили новую структуру. Многие работники, назначенные начальниками отрядов, сразу же увидели то главное, что составляет смысл и содержание отрядной системы. На первой стадии внедрения отрядной структуры министерство установило численный состав отрядов на строгом режиме - 75-100 человек, на общем режиме - 100-150 и на облегченном режиме - 200 человек. Это максимальная численность, которая допустима на разных видах режима. Однако при комплектовании отрядов были допущены серьезные ошибки: в отдельных ИТЛ отряды создавались с количеством заключенных до 300 и даже до 350 человек.
При комплектовании отрядов встал вопрос о том, по какому принципу следует их создавать. Предлагалось несколько решений: по возрасту, по составу преступлений и по производственному принципу. Единственное правильным был признан производственный принцип, так как он обеспечивал организацию единого отрядного коллектива и сплочение его вокруг производственных задач.
Окончание. Начало в № 11-2015
С введением отрядной системы обезличенный подход заменялся индивидуальным, который явился первым условием правильной постановки воспитательной работы.
В вопросах режима отрядная система создавала возможность подходить к каждому заключенному не с формальных позиций, а индивидуально и всесторонне, то есть руководствоваться не только статейными признаками, но и исходить из поведения осужденного. Это позволило превратить режим в подлинное средство воспитания.
С точки зрения укрепления коллектива и повышения его воспитательной роли преимущество отрядной системы заключается в том, что отряд, состоящий из 100-200 человек и объединяющий несколько бригад, являлся стабильным и устойчивым. В отрядном коллективе организационно оформлялся актив (совет отряда, редколлегия стенгазеты, совет бригадиров, культорги), развивались здоровые традиции коллектива. Отрядная система позволяла максимально использовать коллектив как важнейшую воспитательную силу в работе с осужденными. Другое преимущество отрядной системы - это постоянный воспитатель - начальник отряда, который знал личные качества каждого члена отряда, его поведение и настроение, организовывал и проводил с каждым конкретную воспитательную работу.
Прошло почти 60 лет со времени повсеместного внедрения отрядной системы содержания осужденных в исправительных учреждениях. В процессе функционирования эта система совершенствовалась, а отряд всегда был центром воспитательной работы. Именно с этим признанием связано практическое внедрение идеи «педагогического сотрудничества» между воспитателями
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
и осужденными на основе функционирования педагогического треугольника: учитель - мастер - воспитатель. Накопленный практический опыт воспитательный работы в отрядном звене не утратил своего значения, а поэтому, несомненно, заслуживает осмысления на новом этапе развития УИС. И есть смысл обратиться к содержанию сущности работы начальника отряда.
организация индивидуальной воспитательной работы с осужденными
Первое, с чего начинает свою работу начальник отряда - изучение своих подопечных. Перед ним, прежде всего, стоит задача знать хорошо каждого из них. Необходимо изучить и подобрать наиболее эффективные меры воспитательного воздействия. Изучение личности осужденного начинается с его личного дела. Однако приговор и анкета не дают всех необходимых для воспитателя данных. Не могут восполнить этот пробел и содержащиеся в личном деле отрывочные сведения о поведении осужденного в местах лишения свободы.
В процессе развития отрядной системы сведения о личности осужденных отражались в списках, составленных по определенной форме, в личных карточках на каждого осужденного, в специально разработанных анкетах, в дневниках или журналах. Однако наиболее приемлемым оказался план индивидуальной работы, составляемый на каждого осужденного. Все наиболее важные сведения о личности концентрируются в вводной части индивидуального плана, а именно: возраст, количество судимостей и состав преступлений, наличие алиментов и исков по исполнительным листам, образование и специальность; сведения о родителях и ближайших родственниках и их адреса; образ жизни на свободе; наличие и характер связей с уголовными группировками; место в системе неформальной стратификации осужденных; поведение в местах заключения (количество взысканий и поощрений и за что именно); отношение к труду и учебе; участие в общественной жизни отряда; круг интересов; состояние здоровья и др. Если этот минимум сведений будет достоверным, то его вполне достаточно для составления плана-дневника индивидуальной воспитательной работы.
Для получения необходимой информации, интересующей начальника отряда, необходимо использовать документы личного дела, беседы с осужденными, их переписку с родственниками, беседы с сотрудниками, общающимися с осуж-
денными в силу тех или иных причин, личное наблюдение начальника отряда. Полученные сведения помогут выявить причины и те индивидуальные особенности личности, которые привели ее к преступлению в прошлом и могут привести к новому преступлению после освобождения.
В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством каждый осужденный имеет реальную возможность освободиться условно-досрочно по истечении определенного срока. Поэтому план индивидуальной воспитательной работы необходимо составлять с учетом своевременного решения жизненно важных для осужденного вопросов ко времени возможного досрочного освобождения.
На наш взгляд, в план в обязательном порядке необходимо включать следующие мероприятия:
- получение общего, среднего (полного) общего образования или высшего профессионального образования;
- получение профессионального образования или профессиональной подготовки;
- полное или хотя бы частичное погашение исков и исполнительных листов;
- явка с повинной в тех случаях, когда осужденный совершил преступление совместно с неустановленным лицом или лицами;
- восстановление социально-полезных связей с родственниками;
- вовлечение в общественную работу и ее выполнение и др.
Составлять перспективный план на будущее целесообразно с самим осужденным. При этом он должен убедиться в возможности продвижения вперед для достижения поставленных поэтапных целей. Индивидуальный план - это перспектива на будущую жизнь, которая не будет связана с местом лишения свободы. Поэтому, например, совершавшим кражи и грабежи нужно на цифрах доказывать разницу между той суммой, которая была добыта преступным путем, и той суммой, какую можно было бы заработать в условиях свободы за полученный срок наказания.
Воспитательная работа в отряде имеет две основные формы: работа с коллективом и индивидуальная работа с осужденным. При этом обе формы или направления имеют одну цель -оказывать воспитательное воздействие на личность. Работая с коллективом воспитателю необходимо проводить собрания по различным вопросам. Исходя из интересов осужденных, воспитатель организует досуг, спортивные
исторический аспект
соревнования, с помощью осужденных поддерживает на должном уровне санитарно-бы-товые условия, формирует из заинтересованных активистов соответствующие комиссии и помогает им в работе. Вполне понятно, что эта работа с коллективом является одновременно и работой с каждым осужденным, но внешне конкретно она ни к кому не обращена.
Индивидуальная воспитательная работа начальника отряда основывается, прежде всего, на изучении личности осужденного. С учетом свойств характера могут применяться необходимые меры воспитательного воздействия. При этом следует учитывать, что личность находится не в вакууме, на нее оказывает влияние окружающая среда, и это может оказать более сильный эффект, чем меры воспитательного воздействия со стороны начальника отряда. Необходимо внимательно следить за отдельными осужденными для выявления круга общения и влияния ближайшего его окружения. Осужденные, отправленные в штрафной изолятор или в помещение камерного типа, требуют особого внимания начальника отряда. Индивидуальная работа с ними может быть эффективной в силу того, что нарушитель выведен из-под влияния поддерживающей его группировки. Ее можно реализовывать в различных формах, но ее нельзя сводить к индивидуальным беседам с осужденными, представляя себе, что это главное средство воспитания.
Одно из направлений деятельности начальника отряда - работа с родственниками осужденных. Переписка осужденных помогает установить, с кем из родственников осужденный считается, а значит и в состоянии оказать на него положительное влияние. Переписка может дать и другую ценную для воспитателя информацию. Именно поэтому начальник отряда обязан знакомиться с поступающей в адрес осужденных и отправляемой ими корреспонденции. Воспитателю необходимо общаться с приезжающими на свидание родственниками осужденных. Им не безразлично как отбывает срок осужденный. При личной встрече с родственниками начальник отряда может многое узнать о характере, привычках, наклонностях осужденного, о его прошлой жизни и многое другое. Письма отдельных родственников, имеющих воспитательное значение, с разрешения осужденного можно помещать в стенной газете, использовать для иллюстрации при проведении групповых бесед или иных воспитательных мероприятий. При общении с родственниками вполне разумна просьба со стороны начальника отряда об оказании воздействия на осужденного.
Начальнику отряда также уместно использовать авторитет родственников осужденных при индивидуальной воспитательной работе.
При вступлении в должность новый начальник отряда основное внимание должен уделять организационной работе с целью изучения личности каждого осужденного и создания актива. Значение имеет и уяснение состава отряда по характеру совершенных преступлений, поскольку в дальнейшем это поможет определить направленность воспитательного воздействия. Состав осужденных в отряде неоднороден и условно подразделяется на три неравномерных группы:
- в первой группе - осужденные, положительно зарекомендовавшие себя во всех отношениях и на которых начальник отряда может опереться в своей работе;
- по второй группе следует отнести тех, кто нарушает установленный порядок отбывания наказания, безразличен к своей судьбе, придерживается так называемого арестантского кодекса чести.
- к третьей группе имеют отношение те, кто не определился с линией своего поведения в период отбывания наказания и при определенных условиях может присоединиться как к первой, так и второй группе.
Неоднородность состава осужденных отряда, несомненно, должна учитываться при выборе методов воспитательной работы с каждой из обозначенных групп.
Осужденные очень ценят проявление справедливости при решении всех вопросов их жизни и быта. Это требует от начальника отряда объективно рассматривать все проступки осужденных, давать им правильную оценку, заслуженно и своевременно их поощрять и справедливо наказывать виновных.
В воспитательной работе с осужденными возможно использовать дисциплинарные меры, но положительный результат от этого может быть достигнут только при индивидуальном подходе к назначению наказания. Это позволяет определить и наиболее целесообразную меру взыскания. Правом применения поощрений и взысканий Уголовно-исполнительный кодекс наделил только двух должностных лиц: начальника исправительного учреждения и начальника отряда.
Начальник отряда вправе применять определенные меры поощрения, например, объявлять благодарность, разрешать дополнительно расходовать деньги в сумме 500 руб. на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, досрочно снимать взыскание, ранее наложенное им (устный выговор). В воспитательных
ИНФОРМАцИОННОЕ ОБОзРЕНИЕ
колониях старшие воспитатели - начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения: объявлять благодарность, разрешать дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, досрочно снимать ранее наложенное начальником отряда взыскание. Они имеют также право применять следующие меры взыскания: выговор и лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца.
Наделение начальников отрядов дисциплинарными правами, несомненно, работает на их авторитет среди осужденных. Этому еще больше будет способствовать практика, в соответствии с которой ни один осужденный не может быть поощрен или наказан руководителем исправительного учреждения без учета мнения непосредственного воспитателя - начальника отряда. Именно он, как никто другой, знает осужденных, их положительные черты и недостатки, а поэтому может подсказать начальнику учреждения наиболее целесообразную меру поощрения или взыскания.
В работе каждого воспитателя очень важен личный пример. Начальник отряда должен быть для осужденных образцом подтянутости, дисциплинированности, культуры, требовательности, добросовестности и аккуратности. Он не вправе давать осужденным пустых обещаний. Если он не выполнит обещание, то его авторитет будет подорван раз и навсегда, и он утратит моральное право воспитывать своих подопечных. Только авторитетный начальник отряда может быть хорошим воспитателем.
опыт организации работы начальника отряда
Успех в работе начальника отряда во многом зависит от правильной организации его деятельности и рационального использования рабочего времени. Но многолетняя практика показала, что с одной стороны, начальники отрядов находятся на работе с утра до позднего вечера, а с другой стороны, после локализации помещений отряда они предпочитают заниматься чем угодно, только бы не находиться в помещениях отряда. В воскресные и праздничные дни, когда осужденные ничем не заняты, начальников отрядов привлекают к работе, но зачастую это не компенсируется предоставлением отгулов. Разумеется, распорядок дня начальников отрядов не может быть одинаковым для всех: в одном случае, необходимо находиться на рабочем месте с утра, в другом - в послеобеденное время. Это зависит
от конкретной обстановки в каждом отряде и тех задач, решение которых воспитатель планирует в течение рабочего дня. Вполне понятно, что твердо установленный распорядок работы начальника отряда дисциплинирует не только его, но и осужденных, позволяет руководству исправительного учреждения контролировать его работу, создавать для него условия для повышения своего профессионального мастерства. Работа у начальника отряда разнообразна и готовых рецептов у него не бывает. Творческий характер деятельности проявляется в умелой и правильной организации воспитательной работы с учетом складывающейся обстановки в исправительном учреждении и состава осужденных.
Еще во времена становления отрядной системы широкий круг обязанностей начальника отряда привел к пониманию, что в многосторонней работе с осужденными ему необходима активная помощь. Такую поддержку начальнику отряда оказывали агитаторы, помощники начальника отряда по надзору, учителя, мастера производства, актив из осужденных, совет воспитателей отрядов, шефы и др. При этом на протяжении всего времени было стремление возложить на начальников отрядов несвойственные им функции: дежурство на производственных объектах, конвоирование осужденных, подмена дежурных помощников начальника учреждения, выполнение работ по интендантскому снабжению и производственно-плановых мероприятий, сопровождение осуж-денных на производственные объекты, а освободившихся осужденных - для передачи органам милиции, привлечение к проведению обысковой работы и др. На некоторые из таких обязанностей в воспитательной работе со стороны подопечных вызывали обратную реакцию и недоверие.
В период зарождения отрядной системы руководители Дмитровского ИТЛ понимали, что начальник отряда и воспитатели обязаны опираться в своей работе на положительно зарекомендовавших себя осужденных, использовать их личные возможности в интересах всего отряда. Поэтому было рекомендовано учитывать потребности осужденных и на этой основе формировать общественные комиссии: хозяйственно-бытовую для поддержания чистоты, уюта, порядка в занимаемых осужденными помещениях; культурно-массовую - для организации досуга членов отряда; производственную.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2012 №25-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
исторический аспект
акты Российской Федерации» была ликвидирована сложившаяся ранее система самодеятельных организаций осужденных под тем предлогом, что во-первых, они приносят не столько пользы, сколько вреда, а во-вторых, при переходе на тюремную систему содержания осужденных отпадает необходимость в таком структурном звене исправительного учреждения как отряд во главе с начальником. А что взамен?
Принципиально важно, что администрации исправительных учреждений проблему создавали не сами самодеятельные организации, а отдельные их структурные звенья, такие как секции правопорядка и общественные фонды материальной помощи осужденным. Между тем общеизвестно, что на всем протяжении работы самодеятельных организаций ни к каким секциям не было претензий, и они приносили только пользу. Проблема возникла только тогда, когда администрация делегировала свои полномочия по поддержанию должной дисциплины среди осужденных секциям внутреннего распорядка (СВП) и правопорядка. А члены общественного фонда помощи осужденным с самого начала стали заниматься притеснением сотоварищей, грубо требуя денежные средства у родственников. Безусловно, этим секциям не место в структуре общественных формирований правонарушителей и их ликвидация целесообразна, но другие секции имеют право на существование и способны играть позитивную роль в воспитательном процессе.
В настоящее время происходящее в отрядной системе похоже на процесс «забегания вперед». Еще в 1961 году принятой на XXII съезде Программе КПСС содержался тезис о том, что «в обществе, строящем коммунизм, не должно быть места правонарушениям и преступности», который об отрыве от реальности ориентировал общество на выполнение заранее неразрешимой задачи. И как следствие, началось сокращение ассигнований на содержание и развитие исправительно-трудовой системы. На многие годы было прекращено строительство новых мест лишения свободы.
Современные проблемы отрядной
системы содержания осужденных и предложения по ее совершенствованию
В современных условиях «забегание вперед» проявляется в стремлении отказаться от отрядной системы содержания осужденных, в ликвидации самодеятельных формирований правонарушителей. Возможно, со временем отрядная система постепенно изживет себя. Но пока она необ-
ходима. Сама идея бесперспективности отрядной системы уже привела к тому, что начальники отрядов стали подыскивать для себя место в других службах, которые среди сотрудников считаются более престижными и менее трудоемкими. Между тем деятельность начальников отрядов разнообразная и творческая, что проявляется в организации воспитательного процесса с учетом складывающейся обстановки и состава их подопечных. Для решения этой задачи нужны не только квалифицированные, но и авторитетные сотрудники.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своей целью исправление осужденных, и в современных условиях она реализуется главным образом начальниками отрядов. В связи с этим необходимо, прежде всего, решить проблему укрепления их авторитета, повышения престижности работы. Для этого, на наш взгляд, необходимо предпринять ряд мер, а именно:
- сделать более престижной работу начальника отряда, обеспечив возможность получения по занимаемой должности звания подполковника и увеличив оклад по должности;
- возродить институт наставничества (шефства) над молодыми начальниками отрядов, что поможет им на начальном этапе работы избежать ошибок в общении с осужденными;
- определить, на сотрудников каких служб исправительного учреждения целесообразно возложить обязанность оказывать помощь начальнику отряда и в чем она должна выражаться;
- в учебных заведениях ФСИН России вести отбор будущих специалистов, профессионально способных к воспитательному процессу и давать им знания не только в области юриспруденции, но и педагогики, психологии, социальной работы;
- возродить практику функционирования при ведомственных учебных заведениях небольших по численности колоний (до 200 человек), которые использовали для выполнения хозяйственных работ. В то же время будущие специалисты, пройдя курс теоретического обучения, на практических занятиях с осужденными этих колоний приобретали практические навыки;
- предоставить начальникам отрядов возможность формировать из осужденных общественные комиссии, способные оказывать им реальную помощь;
- на страницах журнала «Преступление и наказание» ввести раздел по обмену опытом работы в отрядном звене. ^