Научная статья на тему 'Отрицание орнаментации в архитектурно-художественном металле Омска 1920-1930-х годов'

Отрицание орнаментации в архитектурно-художественном металле Омска 1920-1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ОМСКА / ARCHITECTURE OF OMSK / КОНСТРУКТИВИЗМ / CONSTRUCTIVISM / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ / ARCHITECTURAL AND ART METAL / МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОГРАЖДЕНИЯ / METAL PROTECTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алгазина Наталья Владимировна

Статья посвящена вопросам стилевых изменений в архитектуре и декоративном искусстве начала ХХ века. На примере известного памятника омского зодчества дома-общежития для рабочих Сибметаллтреста приведен анализ изделий архитектурно-художественного металла на стадии переходного периода эпохи модерна к конструктивизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DENIAL OF FIGURATION IN ARCHITECTURAL AND ART METAL OF OMSK 1920s-1930s years

Article is devoted to questions of style changes in architecture and decorative art of the beginning of the XX century. On the example of a known monument of Omsk architecture houses hostels for Sibmetalltrest's workers the analysis of products of architectural and art metal is given in a stage of a transition period of an era of a modernist style to constructivism.

Текст научной работы на тему «Отрицание орнаментации в архитектурно-художественном металле Омска 1920-1930-х годов»

www.sibacinfo

СЕКЦИЯ «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»

ОТРИЦАНИЕ ОРНАМЕНТАЦИИ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЕТАЛЛЕ ОМСКА 1920-1930-Х ГОДОВ

Алгазина Наталья Владимировна

доц. кафедры Дизайна, рисунка и живописи ФГБОУ ВО «Омский университет дизайна и технологий»,

РФ, г. Омск E-mail: nataanv@mail. ru

DENIAL OF FIGURATION IN ARCHITECTURAL AND ART METAL OF OMSK 1920S-1930S YEARS

Natalya Algazina

associate professor of Design, drawing and painting Omsk university of design and technologies,

Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам стилевых изменений в архитектуре и декоративном искусстве начала ХХ века. На примере известного памятника омского зодчества - дома-общежития для рабочих Сибметаллтреста приведен анализ изделий архитектурно-художественного металла на стадии переходного периода эпохи модерна к конструктивизму.

ABSTRACT

Article is devoted to questions of style changes in architecture and decorative art of the beginning of the XX century. On the example of a known monument of Omsk architecture - houses hostels for Sibmetalltrest's workers the analysis of products of architectural and art metal is given in a stage of a transition period of an era of a modernist style to constructivism.

www.sibac.info

Ключевые слова: архитектура Омска, конструктивизм, архитектурно-художественный металл, металлические ограждения.

Keywords: architecture of Omsk, constructivism, architectural and art metal, metal protections.

За 300 лет существования города Омска в его архитектуре отражено созвучие всех архитектурных стилей, характерных для российской провинции. И если архитектура в целом уже проанализирована искусствоведами и специалистами в этой области, то декоративные элементы из художественного металла не подвергались подобному аналитическому обзору. В контексте данной статьи предлагается рассмотреть стилевые характеристики декоративных деталей как элементов архитектуры 1920-х-1930-х годов.

В 1920-х годах стремление к революционному переустройству жизни оказывает колоссальное влияние на архитектуру и приводит проектировщиков к провозглашению идей конструктивизма. Рождение конструктивизма не было «эпизодом, возникшим «по воле группы энтузиастов, бунтовавших против эклектики» [7, с. 34]. Тенденции стилевых изменений, складывающиеся в архитектуре и декоративном искусстве начала ХХ века, обусловлены возрастающей потребностью творческих личностей в поисках нового художественного языка, и как следствие - создания искусства будущего. Эти тенденции непосредственно связаны с изменением приоритетов относительно декора в архитектуре. Отношение к орнаментации становится весьма неоднозначным и в профессиональных архитектурных кругах вызывает множество споров и дискуссионных суждений. Так, например, венский архитектор Адольф Лоос публикует статьи «Орнамент и преступление» (1908) и «Архитектура» (1911), в которых отвергает какое-либо украшательство, объявив их пережитками прошлого: «Орнамент, утратив всякую органическую связь с нашей культурой, перестал быть средством ее выражения» [4]. В своих высказываниях Лоос откровенен и категоричен: «Подлинным величием нашего времени является именно то, что оно уже не способно придумывать новые орнаментации. Мы преодолели орнамент, мы научились обходиться без него ...» [4].

К началу XX века в европейском архитектурном сообществе звучат призывы вовсе отказаться от орнамента как явления, чуждого духу эпохи, и обратить внимание на экспрессивные возможности чистой формы [6].

Относительно архитектурной орнаментики Омска необходимо сказать, что «вопросы теории архитектуры на периферии, как правило,

не решались» [2, с. 33]. В условиях приоритетной динамики архитектурной выразительности зданий в функционально-конструктивном направлении, орнаментация архитектурных элементов не исчезает вдруг и сразу, скорее происходит их рационализация. Завершающая стадия эпохи модерна приводит к пониманию конструктивной логики и соответственно, к изменению пластической трактовки архитектурно -художественных изделий.

В художественном металле молодой Советской России отражается победная символика нового строя - пятиконечные звезды, серп и молот, наковальни и т.п., а одновременно - стремление к стандартизации и типизации изделий для массового строительства, такие как ограждения балконов и лестничных маршей [3, с. 177-178].

В омском архитектурно-художественном металле революционная тематика и атрибутика социализма займут свои позиции несколько позже. А пока, для города, недавно пережившего статус «Белой столицы» антибольшевистской России [5], наиболее жизнеспособным оказалось направление, приемлемое для массового строительства. Характерной чертой революционного стиля явилось создание простых, логичных, функционально оправданных форм, в том числе и в декоративно-прикладном искусстве. Поздняя «рациональная» стадия модерна приводит к предельному упрощению архитектурных элементов. Орнаментальные композиции в изделиях из художественного металла сменяются новыми эстетическими идеалами простоты и демократичности. Ясность конструкции превалирует в разработке композиционных решений, функциональные связи являются основополагающими элементами архитектоники.

С приходом авангардного стиля меняется и технология производства архитектурных решеток. Находит свое применение в изготовлении ограждений металлический прокат; для стоек используются труба или прут круглого сечения; при заполнении каркаса все чаще применяются арматурные прутки; горизонтальные связи, как правило, выполняются из полосовой стали. Элементы соединяются муфтами, болтами и сваркой.

Так, например, представляют интерес по своей конструктивной пластике балконы двухэтажного дома-общежития для рабочих Сибметаллтреста (1928-1929, инж. П.П. Голышев, ул. Красный путь, 20) [1]. Несущие функции здесь выполняют изогнутые окаймляющие двутавровые балки (рис. 1). Архитектура балконов очень проста, но при всей своей строгости они все же отличаются своеобразностью пластического выражения объемов - здесь еще чувствуется влияние модерна, пусть и в довольно сдержанный форме. Все составные части -основание, ограждение и поддерживающие элементы - получают

www.sibac.info

ясную, определенную структуру, конструктивное решение строго логично. Технологически решетка выполнена с помощью гибки; горизонтальные связи изготовлены из полосовой стали, перпендикулярно поставленной на ребро относительно плоскости стены, сквозь отверстия в которой с равномерным шагом пропущены вертикальные стержни круглого сечения; ограждение балкона и основание соединяется при помощи крепления на болтах.

Необходимо отметить, что «конструктивизм не сразу нашел те абсолютно «чистые» линии металла, которые отличают лучшие произведения этого направления» [3, с. 183]. В ограждениях лестничных маршей дома-общежития для рабочих Сибметаллтреста по-прежнему слышны ноты предшествующего стиля. Композиция решетки перил выполнена в духе рациональной стадии модерна. Для вертикальных стоек использован профиль квадратного сечения, орнаментальный мотив «прорисован» металлической полосой, все элементы собраны при помощи склепки - старейшей техники художественной ковки - ремесла, уступающего в послереволюционный период путь новым технологиям (рис. 2).

Рисунок 1. Дом-общежитие для рабочих Сибметаллтреста, 1928-1929. Инженер П.П. Голышев: а - балкон; б - ограждения лестничных маршей

Если в здании дома-общежития для рабочих Сибметаллтреста -первом предвестнике омского конструктивизма, еще слышны отголоски поздней стадии рационального модерна, то в целом архитектурно-художественный металл периода 1920-х - начала 1930-х годов отличает разработка ритмических и масштабных соотношений. Главная отличительная черта стиля «Конструктивизм» в творческих изделиях прикладного характера - это, прежде всего, технологичные и функциональные решения, рациональные объемы с четко выявленным каркасом и ясностью архитектурной формы.

В Омской архитектуре существует целый пласт наследия конструктивизма - 9-летняя школа им. 10-летия Марьяновского боя (1927-1928, ул. Воровского, 1 / ул. 1-я Красной Звезды, 25), Ветеринарная клиника (1931, инж. С.М. Игнатович, арх. П.И. Русинов, ул. Орджоникидзе, 47), дом-комбинат для рабочих обозного завода (1931-1932, инж. С.М. Игнатович, арх. П.И. Русинов, проспект Маркса, 33), здание омского аэровокзала (1932, ул..Авиационная, 143А)^здание клуба Общества «Динамо» (1932-1934, ул. Ленина, 2а / ул. Красина), Жилой дом ИТР Омского отделения железной дороги (1934-1937, ул. Лобкова, 4) и др. Время оказалось нещадно к этим выразительным постройкам. Сохранившиеся до наших дней, они претерпевают множество некорректных вмешательств и стилистических изменений, теряя свои лучшие эстетические стороны - чистоту линий и точность пропорциональных соотношений. Безусловно, все эти здания представляют ценный фонд архитектуры и нуждаются в реконструкции и охране.

Список литературы:

1. Алгазина Н.В. Металлические ограждения балконов как важный элемент архитектурно-художественной выразительности зданий - [Электронный ресурс] / Н.В. Алгазина // Архитектура, строительство, транспорт: материалы Международной научно-практической конференции. -Электрон. дан. - Омск: СибАДИ, 2015. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/55873086.pdf - (Дата обращения 24.06.2016).

2. Гуменюк А.Н. Стиль модерн в архитектуре Омска. [Текст]: [монография] /

A.Н. Гуменюк. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 139 с.

3. Ледзинский В.С. Художественная ковка и литье Москвы. [Текст] /

B.С. Ледзинский, А.А. Теличко, А.В. Зверев. - М.: Машиностроение. 1989. - 304 с.

4. Лоос А. Орнамент и преступление. [Текст] / А. Лоос // цит. по: Мастера архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов // Под общ. ред. А.В. Иконникова. - М.: Искусство, 1972. - 592 с.

5. Лосунов А.М. Белый Омск - [Электронный ресурс] / А.М. Лосунов // OMSKREG.RU - Режим доступа: http://ic.omskreg.ru/omskarchive/ section1 ¿1т1 - (Дата обращения 19.10.2014).

6. Особенности архитектурной трактовки орнамента в XX веке -[Электронный ресурс] / Дни науки - режим доступа: http://dninauki.ucoz.ru/pub1/kata1og_statey/osobennosti_arkhitekturnoj_traktov ki_ornamenta_v_khkh_veke/1-1-0-78 - (дата обращения: 15.11.2015).

7. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 [Текст] / В.Э. Хазанова. - М.: Наука, 1970. - 214 с. - С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.