УДК 739
Н. В. АЛГАЗИНА
Омская гуманитарная академия
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА В УБРАНСТВЕ ДОМА УПРАВЛЯЮЩЕГО «КОНТОРОЙ УСТРОЙСТВА МУКОМОЛЬНЫХ МЕЛЬНИЦ» Я. И. ЭННСА_
В статье рассматриваются композиционные особенности и приемы стилизации архитектурного декора эпохи модерна на примере памятника архитектуры в г. Омске — дома управляющего «Конторой устройства мукомольных мельниц» Я. И. Эннса. Наиболее пристальное внимание уделяется кованым монументально-декоративным изделиям, подчеркивающим индивидуальность архитектурного замысла особняка. Приводится анализ монументально-художественных кованых изделий, украшающих фасад и интерьеры особняка.
Ключевые слова: стиль модерн, монументально-декоративное искусство, архитектурно-художественный металл, ковка.
1910-е годы для Омска были ознаменованы ростом экономического и социально-культурного развития. Значительно возросло его торгово-промышленное значение относительно других городов Западной Сибири, что способствовало активному строительству и изменению архитектурного облика города. Для омского зодчества это было время переходного периода от эклектики к модерну — стилю, который живо «откликался на прогрессивные идеи своего времени» [1, с. 9].
Эпоха модерна оставила щедрое наследие среди архитектурных памятников Омска, но в контексте данной статьи рассмотрим лишь одно из первых каменных сооружений в «новом» стиле. Двухэтажный дом управляющего «Конторой устройства мукомольных мельниц» Я. И. Эннса (1910— 1911, ул. Сенная, 22) неизменно привлекает внимание всех, кто хоть однажды оказался в бывшем Мокринском фор-штадте, на Сенной улице — одной из немногих, никогда не менявшей свое название и сохранившей исторические и архитектурные памятники конца XIX — началаХХ вв.
Касательно дома Эннса неоднократно поднимались вопросы исследовательского характера в краеведческих, исторических и архитектурно-искусствоведческих аспектах как в профессиональных кругах, так и среди граждан, интересующихся историей города (публикации разного рода — упоминания в монографиях, статьи в научно-популярных и периодических изданиях, обсуждения на интернет-форумах и т.п.).
В настоящей статье наиболее пристальное внимание уделяется кованым монументально-декоративным изделиям, подчеркивающим индивидуальность архитектурного замысла особняка. Актуальность статьи может быть обоснована проблемами сохранения этого архитектурного сооружения как объекта культурного наследия регионального значения и необходимостью проведения реставрационных работ.
Строилось здание как торговый дом Якова Эннса (рис. 1) — на первом этаже находились тор-гово-выставочные залы, на втором располагались конторские помещения [2, с. 32 — 33]. Главный фасад
выглядит довольно аскетично и в некоторой степени сурово, тем не менее «архитектору удалось создать выразительный, и даже причудливый его силуэт» [3, с. 14].
Не всегда метафора, порой и прямые аналогии способствовали авторскому замыслу художника и его творческой стилизации предмета. Мистика и экзальтация, так часто сопровождающие произведения модерна, на уровне визуальных эмоций присутствуют в облике и этого здания. Но если попытаться внимательнее и более детально рассмотреть приемы стилизации металлического декора и его композиционное решение, мы непременно увидим вполне земные реалии, сопровождающие коммерческую деятельность заказчика. Присутствие кованых архитектурно-художественных элементов, в замысловатом ажуре которых прочитываются растительные мотивы, характерные для стиля модерн, отражается сущность профессиональной деятельности заказчика — Эннс Яков Иванович был владельцем фирмы сельскохозяйственных орудий в Омске1. С большой долей вероятности можно говорить о том, что автор орнамента использовал в качестве творческого источника пластический образ хлебных злаковых культур.
Парапетная решетка на главном фасаде особняка неизменно привлекает к себе внимание (рис. 2). Довольно простая, на первый взгляд, композиция карнизного ограждения, прочитывающаяся четкой линейной графикой в контражуре неба, выполнена на высоком художественном уровне. Простота исполнения граничит здесь с четко выверенной, семантически «отшлифованной» профессиональной логикой стилизации. Ассоциативно возникает мысль, что симметрично расходящиеся от центра волнообразные линии символизируют прорастающие побеги, отсюда и строгий композиционный ритм, характерный для рядового посева хлебных злаков. Металлические «стебли», выполненные из раскованной полосы, верхушка которой завершается остроконечной формой молодого побега, стянуты двумя параллельно расположенными горизонтальными поясами. И если верхний пояс, состоящий из двух рядов
Рис. 1. Здание конторы Я. И. Эннса. 1910-1911
плоского металлического проката, подчеркивает стремление вверх, то нижний — статичен, словно обозначая суть земного предназначения. Два эллипса, сцепленные в трех местах хомутами, акцентируют внимание на смысловом центре композиции карнизной решетки.
Эллиптическая форма повторяется и в орнаменте кованых элементов ограждения балкона, устроенного над парадным входом. В данном контексте можно предположить, что эллипс — это не что иное, как интерпретация продолговатой, овальной формы зерновки основных хлебных культур — пшеницы, ржи, овса и др. Меняя свои пропорции, овал несколько раз интерпретируется в металлическом ажуре декоративной решетки, располагаясь в верхней и нижней частях композиции, символизируя тем самым полный жизненный цикл растений и олице-
творяя идеальную модель мира, воспетую модерном: торжество жизни — рождение, смерть и вновь рождение.
Экран балкона представляет собой равномерное деление на три декоративных сегмента: центральная часть акцентирована вертикальным ритмом стержней квадратного сечения и абрисом «повышенной арки», выполненной из плоской металлической полосы; боковые сегменты ориентированы строго симметрично относительно центра, ось симметрии присутствует и внутри композиции каждой из зеркально расположенных боковых частей (рис. 3).
Центральным звеном в конструктивно-композиционной структуре ограждающей решетки являются прямые стержни с круглым наконечником, согнутые вверху под 90о. Такая же пластика характерна для строения спелых колосьев пшеницы и ржи, которые
Рис. 4. Центральное звено решетки балкона и хлебное поле как возможный творческий источник для создания декоративной композиции художественной ковки ограждающих конструкций
«несут на верхушке стебля лишь один крупный колосок» [4], склоняющийся под тяжестью налитого спелостью зерна. Графика ажурного пояса у основания конструкции вероятно также «подсмотрена» у природной формы злаковых культур. В качестве практической аргументации приведем цитату из биологической энциклопедии: «у большинства злаков ветвление побегов осуществляется лишь у их основания, где находится так называемая зона кущения, состоящая из тесно сближенных узлов» [5] (рис. 4).
Тема волны прочитывается в поникающих стеблях, интерпретированных в виде симметрично расположенных арочных изгибов из дугообразно выгнутого плоского проката. Левая и правая сегменты композиции фронтальной части балкона также отражают характерную пластику хлебных полей. Общий композиционный ритм балконной решетки представ-
лен так, словно при порыве ветра хлебные колосья низко клонятся к земле, создавая эффект набегающих волн. Волнообразное движение подчеркнуто и линейно-ланцетной формой листьев, выполненных из металлической полосы. Железобетонное основание балкона в виде сводов Монье органично вписывается в идею «мотива волны».
Стоит отметить различную степень стилизации в контексте одного произведения декоративного искусства: если прямолинейный ритм «стеблей с колосками на верхушке» практически доведен до зна-ковости и здесь просматриваются рационалистические тенденции модерна, то тема листьев решена почти в буквальном смысле, отражая его ранние стилистические приемы.
Вместе с тем в орнаменте, наряду со стилизацией изгибающихся листьев, присутствует мотив «восточ-
Рис. 5. Фрагменты решетки балконного ограждения. Узоры «бута»
ного огурца» (рис. 5) («пейсли» или «бута» — традиционного элемента орнамента известного многим народам Ближнего Востока), который с определенной периодичностью завоевывал популярность в России и в Западной Европе начиная c XVIII века. Узоры «бута» встречаются в декоративном искусстве повсеместно — от ювелирных изделий до архитектурного декора. Существует несколько семантических разночтений и трактовок происхождения этой излюбленной художниками-декораторами формы. Но большинство смысловых значений бута сводится к символу энергии движения и развития, плодородия и богатства, пожелания благополучия дому. В древнейшей религии зороастризма «бута» — это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Но одна из легенд гласит, что этот узор был «завезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия» [6]. Как бы там ни было, любая из этих трактовок укладывается в символическую канву размышлений о «хлебе насущном» в прямом и переносном смысле.
Боковые перила повторяют основной принцип построения орнаментальной композиции балконного экрана, здесь также использовано трехчастное деление орнамента (рис. 6а). Но в силу того, что боковые части ограждения имеют другие пропорции, одни элементы композиции (арки) «сжаты», другие (буты) повернуты в вертикальное положение, количество прямых «колосьев» уменьшено до шести штук.
С двух сторон на угловые стойки балкона хомутами закреплены кованые «стаканы под древки флагов». Флагштоки явно выбиваются из общей стилис-
тики всего металлического декора особняка (рис. 6б). Очевидно, что это изделие кузнечного производства имело достаточно большой спрос и часто тиражировалось, такие «стаканы» не были редкостью в оформлении экстерьера на омских улицах. Так, например, недалеко от конторы Эннса, в Грязном (Газетном) переулке на фасаде дома Х. С. Горенбурговой (Газетный переулок, 3) установлены схожие по пластике держатели для флагов.
В интерьере особняка сохранилась пристенная двухмаршевая лестница с веерным разворотом за-бежных ступеней (рис. 7). Железобетонная лестница, ступени которой декорированы валиком и вмонтированными в них держателями для ковра, ограждена ажурными перилами с деревянными профилированными поручнями плавных изгибов2. Кованые перила выполнены в той же стилевой манере, что и металлические элементы, украшающие фасад здания, здесь также продолжена стилизация растительных мотивов, отвечающая пластике модерна. Овал и мотив «восточного огурца» являются основополагающими элементами композиционного строя всей металлоконструкции. Ограждение вдоль лестничных маршей представляет собой раппортную композицию, состоящую из трех относительно сложных по графике сегментов, разделенных вертикальными стойками. Орнамент из повторяющихся декоративных элементов — бут, направленных «каплями» в зеркальном положении, окантован строгими горизонтальными поясами с тремя равномерно расположенными в них овалами. Во внутреннем пространстве большей по размеру «капли» овал принимает вертикальное положение.
Рис. 7. Двухмаршевая лестница с коваными перилами
Рис. 8. Перила лестничной площадки на втором этаже
В узорах бута прочитывается сложное продольно-диагональное формирование композиционного строя: в горизонтальной плоскости орнамента лежат «завитки», а диагональное движение задает центральная дуга, образующая большую и малую «капли». Позволим себе метафоричное прочтение данного аспекта как трактовку основательности (горизонталь) и динамичного развития (диагональ).
Благодаря поворотной линии забежных ступеней, образуется вертикальное звено, соединяющее два пролета ограждений лестничных маршей. С некоторым сожалением следует отметить, что автору не хватило художественного мастерства, чтобы органично вплести этот участок перил в целостную трехмерную композиционную картину. Такая попытка, несомненно, была сделана, но, тем не менее, этот участок выглядит весьма эскизно. Горизонтальные тяги поясов придают решеткам конструктивную жесткость и завершенность композиции, но в «зоне
сочленения» ограждений лестничных маршей эта жесткость утрачивается в силу того, что автор отказался от использования «ленточного обрамления» орнамента. Вероятней всего, эта проблема была сопряжена с определенными технологическими сложностями монтажа.
В орнаментальном решении перил лестничной площадки на втором этаже (рис. 8) присутствуют те же элементы, но композиционный строй выглядит иначе — характер построения орнамента тяготеет к русским традициям кузнечного ремесла, снижая «модернистское звучание». Несмотря на то что узкий боковой сегмент, сопрягающийся с перилами, ограждающими лестничный марш, развернут под 90о относительно основной композиционной линии перил этажной площадки, здесь четко прочитывается вертикальная ось симметрии, на которую словно нанизываются завитки с раскованными концами, образуя в центре мотив червонки. Но говоря о сим-
метрии, необходимо отметить ее легкое нарушение: все элементы фронтальной композиции зеркально симметричны, кроме верхних боковых модулей с овалом в центре — они развернуты в одном направлении, возможно, это всего лишь ошибка монтажа.
Декоративно-художественные металлоконструкции торгового дома Якова Эннса произведены в основном из полосы — конструкционного металлопроката, каркасные функции выполняет профиль квадратного сечения. Соединение каждого компонента в единую конструкцию осуществлено традиционными видами скрепления в художественной ковке — на склепку и профилированные зажимы-хомуты; элементы каркаса — сборка на винтах.
Необходимо отметить вариативное применение металлопроката в архитектурно-декоративных элементах особняка. На решетках в экстерьере здания стальная полоса расположена плоской стороной к зрителю, подчеркивая фронтальное прочтение главного фасада. В интерьере лестничного пролета главная декоративная функция отводится ажурным кованым перилам. Дополнительную жесткость конструкции перил придает использование параллельной ленточной протяжки в окантовочных поясах. В орнаментальной части маршевого ограждения полоса «поставлена на ребро», мастера художественной ковки эксплуатируют ее главные технологические и эстетические достоинства — гибкость и своеобразие визуального восприятия. Благодаря особенностям формы плоского проката, пластический характер решетки в трехмерном пространстве зрительно воспринимается по-разному: если полоса попадает в поле зрения своей торцовой стороной, металлический декор прочитывается легким ажуром, но при изменении угла зрения во время движения по лестнице решетка приобретает значимость усиливающихся интонаций.
В 2010 году дом Эннса «перешагнул» свой 100-летний рубеж. В настоящее время в двухэтажном особняке начала XX века располагается территориальный орган службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области. На данный момент здание находится в удовлетворительном состоянии, ожидая реставрации. В июне 2014 года на сайте «РосТендер» был объявлен тендер на проведение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия Здание конторы Я. И. Эннса, 1910— 1911 гг.3 — действующий документ, позволяющий надеяться на проведение в обозримом будущем полной научной реставрации памятника.
В заключение следует подчеркнуть, что анализ монументально-художественных изделий в контексте изучения памятников архитектуры Х1Х — ХХ вв., может содействовать исследовательской работе в области декоративно-прикладного искусства Омска и мероприятиям по охране культурно-исторического наследия города.
Примечания
1ГАОО. Ф. 119. Оп. 2. Д. 1. Л. 63 об. ; Ф. 172. Оп. 1. Д. 24. Л. 132 об.
2 Приложение к приказу Министерства культуры Омской области «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Здание института усовершенствования учителей, 1910 год», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Сенная, д. 22».
3 http://rostender.info/region/omskaya-oblast/omsk/18131153-tender-okazanie-uslug-na-provedenie-gosudarstvennoy-istoriko-kulturnoy-ekspertizy-nauchno-proektnoy-dokumentatsii-posokhra-neniyu-obekta (РосТендер).
Библиографический список
1. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы [Текст] / Д. В. Сарабьянов. — М. : Искусство, 1989. — 294 с.
2. Панасенков, В. Н. Торговый дом Эннса на Сенной / В. Н. Панасенков // Строй-газета. — 2008. — 28 января. — № 3. - С. 32-33.
3. Гуменюк, А. Н. Стиль модерн в архитектуре Омска [Текст] : моногр. / А. Н. Гуменюк. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 139 с.
4. Цвелев, Н. Н. Порядок злаки (Poales) [Электронный ресурс] / Н. Н. Цвелев // Жизнь растений. — Режим доступа : http://plantlife.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st018.shtml (дата обращения: 05.06.2014).
5. Биологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Энциклопедии & словари. — Режим доступа : http://enc-dic.com/enc_biology/Semestvo-zlaki-roaceae-1635 (дата обращения: 04.06.2014).
6. Ворончихин, Н. С. Орнаменты, стили, мотивы [Текст] / Н. С. Ворончихин, Н. А. Емшанова. — Ижевск : Издат. дом «Удмуртский ун-т», 2004. — 90 с.
АЛГАЗИНА Наталья Владимировна, доцент кафедры дизайна, рисунка и живописи, член Союза дизайнеров России.
Адрес для переписки: nataanv@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.11.2015 г. © Н. В. Алгазина
Книжная полка
Смирнова, О. В. Философия науки и техники / О. В. Смирнова. - М. : Флинта, 2014. - 296 с. -ISBN 978-5-9765-1806-3.
^ Настоящее учебное пособие призвано помочь студентам и магистрантам в самостоятельной работе над
3; актуальными философскими проблемами развития науки и техники. Пособие разработано на основе госу-
„ дарственного стандарта по вузовскому курсу «Философия» и программе кандидатских экзаменов по курсу
| «История и философия науки». Пособие способствует формированию у обучающихся целостного представ-
| ления о науке и технике как специфических формах человеческой жизнедеятельности. Рекомендуется для
| самостоятельной научной работы студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям, всем, кто инте-
^ ресуется философскими проблемами научно-технического развития.