Научная статья на тему 'Архитектурно-художественный металл Омска 1920-1930-х годов (историко-архитектурный обзор)'

Архитектурно-художественный металл Омска 1920-1930-х годов (историко-архитектурный обзор) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ОМСКА / КОНСТРУКТИВИЗМ / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ / ГАЛЕРЕЙНЫЕ БАЛКОНЫ / МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОГРАЖДЕНИЯ / ARCHITECTURE OF OMSK / CONSTRUCTIVISM / ARCHITECTURAL AND ART METAL / GALLERY BALCONIES / METAL PROTECTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алгазина Наталья Владимировна

В статье представлен краткий исторический обзор развития архитектурно-художественного металла Омска и его стилевых особенностей периода конструктивизма. Приведен анализ металлических элементов наиболее характерных зданий и сооружений Омска 1920-1930-х годов. Обозначены тенденции преемственности эстетических и формообразующих принципов проектирования конструктивистов в современных архитектурно-дизайнерских направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and art metal of Omsk of 1920-1930s years (Historical and architectural review)

In the article there is presented a brief historical overview of the development of architectural and artistic metal of Omsk and its stylistic peculiarities of the period of constructivism. The analysis of the metal elements most characteristic architectural monuments of the Omsk of 19201930s years is done. Tendencies of the continuity of aesthetic and form design principles of the constructivists in contemporary architectural and design destinations are presented.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-художественный металл Омска 1920-1930-х годов (историко-архитектурный обзор)»

УДК 739+091

Н. В. АЛГАЗИНА

Омский университет дизайна и технологий

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ОМСКА 1920-1930-х ГОДОВ

(ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЗОР)

В статье представлен краткий исторический обзор разв ития архитектурно-художественного металла Омска и ег о стилевых особенностей периода конструктивизма. Приведен анализ металлических элементов н аиболее х арактерных зданий и сооружений Омска 1920-1930-х годов. Обозначены тенденции преемственности эстетических и формообразующих принципов проектирования конструктивистов в современных архитектурно-дизайнерских н аправлениях.

Ключевые слова: архитектура Омска, конструктивизм, архитектурно-художественный металл, галерейные балконы, металлические ог ражд ения.

В архитектуре и декоративном искусстве начала XX века формируются новые стилевые тенденции, обусловленные возрастающей потребностью творческих личностей создать остросовременный художественный язык и — как следствие — искусство будущего. Эти веяния непосредственно связаны с изменением приоритетов относительно декора в архитектуре. Отношение к орнаментации становится весьма неоднозначным и в профессиональных архитектурных кругах вызывает множество споров и дискуссионных суждений. В русле новых стилевых тенденций русский конструктивизм громко заявил о себе в 1910-е годы и «достиг своей зрелости» [1] на волне революционных событий. В условиях приоритетного поиска архитектурной выразительности объемов зданий и сооружений декоративная орнаментация не исчезает одновременно, а начинает двигаться к строгой рационализации линий в архитектурных элементах. Завершающая стадия эпохи модерна приводит к пониманию конструктивной логики и, соответственно, к изменению пластической трактовки металлического декора.

Выделяя местные черты и говоря о временных рамках стилистических предпочтений в архитектуре, подчеркнем, что освоение стилевых тенденций в Омске не всегда совпадало с хронологическим развитием архитектурных стилей в городах европейской части России. Как отмечает А. Н. Гуменюк в своем научном исследовании, «провинция оценивала происходящее чуть со стороны, со спокойным интересом и свойственной ей неспешностью», запаздывая порой на десятилетие [2, с. 7]. Ретардация первой волны модерна привела к более активному развитию рационального варианта стиля. Используя типичные для модерна мотивы, омские мастера кузнечного ремесла довольно быстро переходят к своеобразной их интерпретации в рамках нового конструктивистского мышления [3, с. 11]. Симметрия и строгость графического построения в композиции отражают специфику местных особенностей архитектурно-художественного металла. Таким образом, «конструктивная правильность» металлического декора в завершающей стадии омского модерна позволила без «эстетических потрясений» перейти

к провозглашенной конструктивистами чистоте форм.

Целью данной статьи является попытка рассмотреть композиционные приемы в производстве архитектурно-художественного металла Омска, отражающие идеи конструктивизма.

Анализируя стилевые характеристики металлических элементов в архитектуре 1920 — начала 1930-х годов, отметим, что декоративно-прикладное искусство, каким является художественный металл города, неотделимо от самой сути этого непростого времени, его трансформирующейся культуры, быта, нравов. Новая система ценностей всегда воспринимается сквозь призму определенной системы категорий, их смыслов, продиктованных культурой данной исторической эпохи [4, с. 28].

Характерной чертой революционного стиля явилось создание простых, логичных, функционально оправданных форм, в том числе и в декоративно-прикладном искусстве. Пропагандируя возможности технологического производства, приверженцы конструктивизма, наряду со стеклом и бетоном, возводят в приоритетные материалы и металл. Орнаментальные композиции металлодекора сменяются новыми эстетическими идеалами простоты и демократичности. Задачами конструктивизма прежде всего являлись чистота форм и ритмическая строгость в архитектурно-художественных изделиях утилитарного характера. В них ничего не должно было напоминать о «буржуазных излишествах», романтических изысках предшествовавших стилевых направлений, — приветствовались лаконизм и предельная простота.

Искусство художественной обработки металла уступает место современным средствам промышленного производства, которые способствуют применению инженерных технологий, заимствованных из области машиностроения.

В период активной фазы новаторских движений в области архитектуры и искусства Омск не оказался на периферии современных тенденций — здесь заявила о себе группа архитекторов-конструктивистов, сформировавших местную бригаду Современных архитекторов (СА). Организаторами группы

Рис. 1. Жилой комбинат для рабочих обозного завода, 1931-1932 гг. (инженер С. М. Игнатович, архитектор П. И. Русинов7)

стали преподаватели омского Худпрома1 — П. И. Русинов, С. М. Игнатович и А. С. Огородников. В своих проектах они отстаивали «чистоту» конструктивистских форм. В архитектурных ансамблях органично и «немногословно» присутствовали прагматичность и конструктивная логика металлических элементов. Представляет интерес жилой комбинат для рабочих обозного завода (1931 — 1932; инженер С. М. Игнатович, архитектор П. И. Русинов; проспект Маркса, 33). Во всем облике здания отражены стилевые черты конструктивизма: подчеркнутая геометрия форм — строгость прямого угла, мерный ритм вертикалей оконных проемов лестничных маршей, протяженность горизонталей галерейных балконов, ограждения которых выполнены из металла в виде палубной решетки с горизонтальными тягами (рис. 1). Проектирование домов-коммун стало ярким явлением своего времени, однако принципы обобществления и коллективизма оказались дискредитированными стереотипами и ментальностью. Рафинированность конструктивизма не выдержала испытания индивидуализации собственности. Со временем балконы дома-комбината были реконструированы — исчезла эстетизированная линейная горизонталь, и в настоящее время на фасаде остались лишь следы от опорных двутавровых балок, по которым можно судить о протяженности рационально-строгих балконов.

В соответствии с курсом правительства на всемерное ускорение индустриального развития и форсирование социалистической промышленности в Омске в конце 1920 — начале 1930-х годов активно начинает развиваться авиация. Омская аэростанция определяется узловой2, и 1931 году возникает необходимость строительства аэровокзала3. Впоследствии здание аэровокзала станет одним из наиболее значимых архитектурных памятников периода конструктивизма в Омске.

На волне прогрессивных идей начала социалистической эпохи проект омского аэровокзала (1932; ул. Авиационная, 143а)4 отражал новые архитектурные веяния. В целом сохранившееся до наших дней здание претерпело существенные изменения —

и в его настоящем облике с трудом просматриваются формообразующие принципы русского архитектурного авангарда. Но фотографии прошлых лет позволяют судить об инновационных тенденциях периода расцвета конструктивизма (рис. 2). Безусловно, обращает на себя внимание макет самолета, венчающий вертикальный объем здания, — символическая примета времени, принимающая характер прямого цитирования.

Наиболее интересным во взаимосвязи архитектурных объемов и изделий, традиционно относящихся к декоративно-прикладному искусству, а в условиях новых концептуальных воззрений — к продуктам технической эстетики, представляется общее пластическое решение главного фасада с галерейным балконом. Непрерывное ограждение в виде палубной решетки с широкими металлическими лентами, горизонтально протянутыми по всей длине балкона, является центральным элементом композиции. Соразмерность и пропорциональная соподчинен-ность всех архитектурных элементов здания отвечают функциональным и конструктивным требованиям, предъявляемым духом времени.

Характерный пример элементов архитектуры 1920-х годов — галерейные балконы-палубы получили в конструктивизме особенно большое распространение. Такой тип балкона имеет в архитектурно-пространственной композиции немаловажное значение, подчеркивая своей линейной протяженностью горизонтальное членение фасадов [5, с. 58]. В пластическое решение здания клуба общества «Динамо» (1932— 1934; ул. Ленина, 2а / ул. Красина) также включен балкон подобного типа. Динамика горизонтального ритма архитектурной композиции фасада подчеркнута двумя линиями выносных балконов меньшей длины. Изначально балконные ограждения здания клуба представляли собой металлоконструкцию из горизонтально протянутых металлических лент. При всей кажущейся простоте и отрицании декоративности архитектурного металла, которому отводилась роль лишь функционально необходимых деталей, эстетической стороне придавалось большое значение. Металлические элементы фасадов здания

клуба общества «Динамо» отличались тщательно выверенными пропорциями решеток, что видно на фотографии 1936 года: два пояса горизонтальных тяг из сдвоенных полос стандартного прокатного металла усиливают плотность линий в верхней и нижней частях балконных экранов в гармоничном соотношении с равномерным расположением вертикальных стоек (рис. 3а). Протяженную горизонталь поддерживала и парапетная решетка, выполненная в том же ритмическом строе, что и балконные экраны. В процессе реконструкций аутентичные ограждения были демонтированы и заменены на решетку с вертикальным ритмом металлических стержней, которая в стилевом контексте выглядит вполне логичной, но опрощает эстетическое решение авторов проекта (рис. 3б).

Архитектура Омска в этот период развивалась синхронно с крупными городами Сибири и Урала, демонстрируя общие характерные черты стилевого направления в творческих изделиях прикладного характера: это прежде всего технологичные и функциональные решения, рациональные объемы с четко выявленным каркасом и ясностью архитектурной формы.

Пропагандируя идеи «производственного искусства» и провозглашая эстетические идеалы простоты, демократичности и рациональности предметного мира [6], сторонники конструктивизма считали нецелесообразным участие в создании архитектурных объектов ремесленников. Последние являлись специалистами узкого профиля и невольно остались «заложниками» своего мастерства, утратившего популярность в эпоху супрематистских концепций. Как следствие стилевых предпочтений времени, композиционные решения ограждающих металлических решеток лишились декоративной индивидуализации, подчинившись общей пластической идее архитектурного направления.

В конце 1920-х годов конструктивизм подвергается резким нападкам за «формотворчество», причем оппоненты в своей критике «все чаще стали прибегать к философско-идеологическим ярлыкам» [7]. В 1929 году была опубликована декларация ВОПРА5, в которой говорилось: «Архитектура СССР в условиях пролетарской революции и социалистического строительства все еще находится в русле буржуазного искусства: конструктивизм, формализм и особенно эклектизм являются доминирующими течениями в архитектуре в наши дни. Эти течения, тождественные таким же течениям капиталистического Запада, видоизменяясь и приспосабливаясь к нашим условиям под влиянием на них нашей действительности, остаются по своей сущности чуждыми ей» [8, с. 25-26].

В начале 1930-х годов вкусовые приоритеты представителей административно-командной системы повлияли на спад интереса к конструктивизму. Постановлением ЦК ВКП(б)6 в 1932 году были упразднены объединения свободных творческих группировок, в результате чего было принято решение о создании единого архитектурного общества — «Союза советских архитекторов». Союз, подконтрольный власти, призван был участвовать в социалистическом строительстве в соответствии с линией партии, определившей курс на «официальный стиль», актуализирующий классическое наследие.

Технический прогресс и авангард во всех своих проявлениях — главное устремление конструктивистов, их произведения предвосхитили эру высоких технологий, эстетику производства и сверкающих

стеклом и металлом мегаполисов. На новом витке революционного развития декоративно-прикладного искусства конструктивизм прежде всего был отражением социальных преобразований в обществе и посылом в будущее. Стремление конструктивистов к использованию высокотехнологичных материалов, по известным причинам не получившее должного развития в эпоху 20-х годов XX столетия, нашло свое отражение в последующие периоды.

Вторая половина XX века ознаменована появлением минимализма — стилевого течения, которое характеризуется функциональной ясностью и лаконичностью форм, отвечающих, в свою очередь, чистоте геометрии. Конец ХХ-начало XXI века — время заявившего о себе хай-тека — стиля высоких технологий с его предельной функциональностью и приверженностью к современным материалам.

Подчеркнем, что и минимализм, и хай-тек восприняли наследие конструктивистов, приняв их идеологические, эстетические и формообразующие принципы проектирования. Строгий минимализм, максимум функциональности, целостность форм и легкость металла — критерии достоинства стиля, опирающиеся на принципы простоты и гармонии, — актуальны в архитектурном дизайне и сегодня.

Примечания

1 Xудпром — Xудожественно-промышленный институт, позднее Xудожественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля (1920 — 1930).

2Летопись аэропорта / Омский аэропорт. — Режим доступа : http://www.aeгoomsk.гu/main.php?id = 44 (дата обращения: 11.11.2015).

3 Первыми зданиями аэропорта стали помещения бездействующей мельницы купца Емельянова.

4 Это здание аэровокзала использовалось по назначению до 1957 года.

5 ВОПРА — Всесоюзное объединение пролетарских архитекторов, основано в 1929 году, в 1932-м — вошло в состав Союза советских архитекторов.

6 Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций».

7 Фото из фондов ОГИК музея.

8 Фото из фондов музея истории Омского аэропорта.

9 Фото М. В. Горохова. Из фондов ИАОО.

Библиографический список

1. Котович, Т. В. Энциклопедия русского авангарда / Т. В. Котович. — Минск : Экономпресс, 2003. — 416 с.

2. Гуменюк, А. Н. Стиль модерн в архитектуре Омска : моногр. / А. Н. Гуменюк. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 139 с.

3. Алгазина, Н. В. Монументально-декоративный металл в архитектуре омского модерна / Н. В. Алгазина // О вопросах и проблемах современных гуманитарных наук : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. — Челябинск : ИЦРОН, 2015. — Вып. II. — С. 6—11.

4. Стёпин, В. С. Конструктивные основания научной картины мира / В. С. Стёпин // Конструктивизм в теории познания ; отв. ред. В. А. Лекторский. — М. : ИФРАН, 2008. — С. 28.

5. Чернышева, З. С. Архитектура и конструкция балконов / З. С. Чернышева, М. С. Туполев, Ю. С. Рубинштейн ; под ред. А. В. Кузнецова. — М. : Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938. — 204 с.

6. Домрачева, Е. В. Поздний конструктивизм: архитектура здания гостиницы «Северный Урал» в городе Нижний Тагил /

Е. В. Домрачева, Н. В. Федяшева // Архитектон: известия вузов. — 2016. — № 53. — Режим доступа : http://archvuz.ru/ 2008_22/36 (дата обращения: 09.11.2015).

7. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда. В 2 кн. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения / С. О. Хан-Магомедов. — М. : Стройиздат, 1996. — 709 с.

8. Декларация Объединения пролетарских архитекторов// Строительство Москвы. — 1929. — № 8. — С. 25 — 26.

АЛГАЗИНА Наталья Владимировна, доцент кафедры дизайна, рисунка и живописи, член Союза дизайнеров России.

Адрес для переписки: nataanv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.06.2016 г. © Н. В. Алгазина

УДК 93/94(796.5)

Г. П. ВОЛХОНСКАЯ А. С. МУСАХМЕТОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ РОССИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ_

В статье р ассматриваются исторические условия, виды и формы организации экстремальных путешествий в России. X арактеризуются исторические периоды их разв ития. Анализируется положение данного туристского сегмента в российской туриндустрии начала XXI века.

Ключевые слова: история, исторический период, Россия, туризм, экстремальный туризм.

В последнее время все большую популярность приобретает экстремальный туризм. По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10 % туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом [1, с. 574].

Возрастающий во всем мире интерес к экстремальным путешествиям обусловлен рядом причин. Как ни парадоксально звучит, но все более ускоряющийся темп жизни общества приводит к менее подвижному образу жизни его членов. Современному человеку не хватает физического движения и физических нагрузок. Избалованный техническим прогрессом и стабильным образом жизни, он испытывает потребность в адреналиновом всплеске. Существуют также и другие причины, побуждающие к участию в опасных путешествиях: жажда приключений, потребность в испытании своих возможностей, стремление к преодолению собственных страхов и комплексов, «бегство от действительности» и др.

Экстремальный туризм и в России, и в мире с каждым годом становится интереснее и многообразнее. Вместе с тем осмысление практических и теоретических вопросов современного экстремального туризма отстает от темпов его развития. Отсутствуют исследования, рассматривающие процесс становления и развития данного направления туристской деятельности. Необходимо отметить, что и сам термин «экстремальный туризм» до настоящего времени не имеет четкого определения.

Цель нашего исследования — рассмотрение конкретно-исторических условий формирования экстремального туризма в России.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «экстремальный туризм».

2. Проанализировать основные периоды развития экстремального туризма в России.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что существует несколько подходов к определению понятия «экстремальный туризм». На Западе чаще всего используется термин «приключенческий туризм» Adventure tourism), который варьируется от «мягкого» (сноркелинг — ныряние без использования акваланга) до «тяжелого» (покорение Эвереста). «Тяжелый приключенческий туризм» (hard adventure tourism) требует хорошей физической формы и специфических навыков; кроме того, присутствует определенная степень риска (экстремальный туризм) [2, с. 11].

В российских исследованиях при рассмотрении понятия «экстремальный туризм» определились два основных подхода:

1. Экстремальные путешествия — разновидность одного из видов туризма (приключенческий, спортивный, экологический).

2. Экстремальные путешествия — самостоятельный вид туризма. Так, А. В. Бабкин рассматривает экстрим-туры как разновидность приключенческого туризма, связанную с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющую целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов [3, с. 152]. А. С. Кусков и Ю. А. Джаладян называют экстремальный туризм крайней формой приключенческого, который организуется туристами самостоятельно и сопряжен с серьезным риском для их здоровья и жизни [4, с. 36]. В. В. Храбовченко считает, что понятия «экстремальный туризм» и «приключенческий туризм» — синонимы, так как их характерными чертами являются приключение и риск [5, с. 23].

Т. К. Сергеева не выделяет как таковой экстремальный туризм, но некоторые его виды относит к экологическому туризму (дайвинг, трекинг, путешествия на велосипеде, байдарочные туры, каякинг,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.