УДК 378.4
Chzhan Shuge, postgraduate, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: [email protected]
THE REFLECTION OF NATIONAL PHILOSOPHY IN CHINESE VOCAL PEDAGOGY. The article deals with a problem of preserving national traditions in Chinese vocal pedagogy, which is very relevant for transformation of the modern education system taking place in the country. In this process one of the main tasks is the spiritual growth of personality, which historically was the basis for the formation of national Chinese culture. In this context appeal to the ideas of Chinese philosophy allows identifying their influence on forming the concepts of vocal pedagogy based on national performing traditions and the achievements of European vocal schools. The method of comparative analysis helps to identify similarities and differences in philosophical systems that influenced the formation of vocal education in China. In this context, the vocal techniques of Shen Xiang and his student Jin Tielin are analyzed, in which the ideas of Confucianism and Taoism are clearly manifested. The study showed that Chinese vocal techniques are based on the concepts of the leading philosophical schools, which are associated with the specifics of breathing, sound driving and the expressive side of performance, which is based on the concept of emotional balance (the golden mean "Zhong Yong"). In this sense, the specificity of the Chinese song genre is revealed, the interpretation of which requires inner spirituality, the ability to think and developed vocal technique, which is in line with the ideas of Confucianism and Taoism.
Key words: Chinese philosophy, vocal pedagogy, voice, music, vocal technique
Чжан Шугэ, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]
ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ФИЛОСОФИИ В КИТАЙСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В статье рассматривается проблема сохранения национальных традиций в китайской вокальной педагогике, которая является весьма актуальной для трансформации современной системы образования, происходящей в стране. В этом процессе одной из основных задач является духовное воспитание личности, которое исторически было основой для формирования национальной китайской культуры. Обращение к идеям традиционной философии в этом контексте позволяет обозначить их влияние на становление концепций вокальной педагогики, основанных на национальных исполнительских традициях и достижений европейских вокальных школ. Предложенный в работе метод компаративистского анализа способствует выявлению сходства и различия в философских системах, которые оказали влияние на становление вокального образования в Китае. В этом контексте анализируются вокальные методики Шэнь Сяна и его ученика Цзинь Телиня, в которых ярко проявляются идеи конфуцианства и даосизма. Как показало исследование, в основе китайских вокальных техник лежат концепции ведущих философских школ, которые связаны со спецификой дыхания, отношением к звуку и художественно-выразительной стороной исполнения, основу которого составляет понятие эмоционального баланса (золотая середина «Чжун юн»). С этой точки зрения выявлена специфика жанра китайской песни, интерпретация которой требует от исполнителя внутренней духовности, мышления и развитий вокальной техники, что соответствует идеям конфуцианства и даосизма.
Ключевые слова: китайская философия, вокальная педагогика, голос, музыка, вокальная техника
Современная профессиональная подготовка вокалистов в Китае развивается достаточно динамично. Как известно, вокальное образование в стране в настоящее время представляет собой синтез национальной культуры и достижений в области вокального искусства европейской школы. Такой межкультурный диалог требует поиска новых форм, методов, подходов к обучению, направленных не только на выполнение чисто технических исполнительских задач, но и на расширение общего культурного кругозора, освоение смежных музыкально-образовательных и философско-эстетических программ, связанных с духовными традициями народа, что необходимо для повышения уровня профессионального мастерства и конкурентоспособности национальной вокальной школы на мировом музыкальном рынке.
В процессе развития китайской вокальной школы, начиная с середины прошлого столетия и до настоящего времени, происходит теоретическое осмысление образовательного процесса подготовки вокалистов, но наибольшее число научных исследований посвящено развитию певческих навыков в области так называемого «китайского бельканто» и народного пения, формированию эмоционально-образного мышления, сценического мастерства на основе мануальной техники Мэй Ланьфана и др. Таким образом из процесса вокальной подготовки выбираются отдельные элементы и тщательно прорабатываются с исполнительской и научно-педагогической точек зрения, но философский аспект обучения практически не рассматривается. Основным критерием качественного исполнения вокальной музыки и соответственно первоочередной задачей обучения певца большинство педагогов считают формирование качества и гибкости голоса, которые достигаются определенными техническими приемами, что помогает, по их мнению, в раскрытии содержания произведения, но при этом не учитывается важность философско-эстетической базы, на которой должна формироваться как исполнительская культура вокалиста, так и в целом китайская вокальная школа, имеющая богатые национальные традиции. Отметим, что обозначенная нами проблема практически не нашла всестороннего освещения в научно-педагогических трудах, связанных с формированием исполнительской культуры певцов, что и определило актуальность темы исследования.
Исходя из вышеизложенного, была сформулирована цель исследования: теоретическое обоснование роли традиционной философии в становлении китайской вокальной педагогики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть актуальность и проблематику заявленной темы.
2. Установить методологическую основу китайской вокальной педагогики.
3. Выявить основные элементы, раскрывающие специфику китайской вокальной педагогики в ее методологическом контексте.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании влияния философских идей великих китайских мыслителей на совершенствование
вокальной подготовки певцов, что будет способствовать повышению уровня профессионального мастерства исполнителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные материалы могут использоваться при подготовке вокалистов в вузах Китая, на курсах повышения квалификации, профессиональными певцами, исполняющими китайскую вокальную музыку.
Для обоснования выдвинутых научных положений была изучена литература в области истории философии, вокальной педагогики, сделан анализ, синтез и обобщение основных положений научных работ и философских идей. Используя метод компаративистского анализа, выявлено влияние различных философских школ на развитие вокальной педагогики. Данная проблема в контексте рассматриваемой темы нашла отражение в трудах китайских философов и педагогов: Конфуция, Лао-цзы, Шэнь Сяна, Люй Цзяина У Линьсяна, Ян Бо, Лю И.
Еще в середине XX века известный китайский певец и педагог Шэнь Сян сформулировал базисные принципы подготовки вокалистов: учиться развивать голову (объективно оценивать свои слабые стороны для трансформации в сильные), сердце (эмоции, художественно-образные представления), тело (инструмент человека - голос). Таким образом, была сформирована, говоря современным языком, концепция вокальной педагогики, включающая интеллектуальный компонент, эмоционально-творческий и вокально-технический. Представленные принципы напрямую связаны с самыми мощными философскими идеями конфуцианства и даосизма, которые направлены на воспитание гармонии, духовных качеств и мышления.
Развитие эмоциональной стороны в концепции вокальной педагогики отражает идеи конфуцианства, в основе которых лежит положение, что музыка имеет огромное влияние на человека: серьезная музыка возвышает человека, помогает ему достигнуть гармонии с миром и обществом, а развлекательная - развращает и приносит дисбаланс [1]. Конфуций считал, что образование необходимо начинать с поэзии, затем развивать и совершенствовать его в нормах поведения и завершать музыкой [2, с. 230]. Этими идеями проникнуты и многие камерно-вокальные произведения современных китайских композиторов. Приведем в пример произведение композитора Сюй Чанцзюня «Тишина» для меццо-сопрано и национальных инструментов - альтового Шэна, Люцинь, Гучжэн и ударных. Исследователи отмечают в этой музыке эмоциональные состояния - «наличия» и «отсутствия», «движения и покоя» [3], что связано с одной из ведущих категорий конфуцианства - идеального баланса, изложенного в трактате «Чжун юн» («Учение о середине») [4].
Начиная с эпохи Хань, в Китае возникает противоборство двух философских концепций - конфуцианской и даосской. Философия «дао» (путь) была направлена на мышление человека, поэтому музыка должна вести не к сердцу человека, а его уму. Каждый звук в музыке, согласно философии, имеет определенный космический смысл, который пронизывает всю Вселенную. Само суще-
ствование звука в китайской культуре связано с понятием «дао» («правильный путь») - центральной категорией китайской мысли, силой, находящейся в центре сотворения мира: «Истоки происхождения музыки уходят в древность. Музыка возникла из колебания тонов, восходя к бессмертному Дао. Дао породило небо и землю, небо и земля породили свет и тень, а закономерное чередование света и тени сопровождалось благозвучной мелодией. Государь установил правила музыки, основываясь на принципах гармоничного сочетания звуков. Музыка явилась продуктом гармонии между небом и землей, светом и тенью» [5, с. 21]. На этом положении были основаны многие музыкально-теоретические системы, в которых музыка - это гармония пяти первоэлементов усин, основу которой составляют элементы инь и ян. Пентатоника, состоящая из шкалы ушен, представляла собой модель Вселенной: Земля - 2, Небо - 3, в результате сложения этих чисел возникает гармония Земли и Неба (5): «Познавший музыку приводит в гармонию Небо и Землю...» [6, с. 241]. Обращаясь к концепции вокальной педагогики Шэнь Сяна, можно увидеть, что два компонента - разум и тело (голос) - соответствуют именно идеям даосизма. Таким образом, здесь органично сочетаются идеи конфуцианства и даосизма.
Исторически голосу, вокальной технике в китайской педагогике уделяется особое внимание, так как считается, что нарушения в этой области влекут за собой изменения в стройной системе Мироздания. Первые принципы вокальной педагогики изложены в книге «Юэ цзи» («Записки о музыке»), в которой известный педагог того времени Ший дает следующие рекомендации: «Звукоизвлече-ние должно быть одновременно прямолинейным и мягким, в соответствии со следующим критерием: все звуки плавно соединяются друг с другом подобно жемчужинам в ожерелье» [5, с. 29]. Автор определяет и важную роль педагога, который должен направлять и контролировать этот процесс. Так, уже в древнем трактате можно увидеть определенные соответствия современным принципам вокальной педагогике.
В X веке появляется трактат («Разнообразные записи Юэ Фу»), в котором содержатся важные рекомендации о технике певческого искусства, в частности дыхания. Все методические наставления непосредственно связаны с философией даосизма, например, указывается, что исток правильного дыхания «ци» находится в даньтяне (нижней части живота), где, как утверждает философская мысль, расположен центр циркуляции космической энергии (Небо - Земля). Поэтому правильный процесс пения способствует развитию души и тела. Здесь следует отметить, что, несмотря на глубину вдоха, китайская певческая практика традиционно работает с меньшим объемом воздуха, нежели итальянская техника бельканто, что связано с определенными эстетическими категориями. Для традиционного китайского пения важна изящность, умеренность, особые тембральные характеристики, которые утрачиваются в результате использования большого объема воздуха, создающего излишнюю мощь в пении. Прекрасные арии Верди или мощные вокальные номера Вагнера, которые строятся на сильном выдохе, никак не вписываются в конфуцианское понятие золотой середины «Чжун юн».
В исторических трактатах можно найти сведения и о различных вокальных техниках, изложенных очень образно в контексте китайской эстетики: «Песня похожа на извилистую дорогу: то высока, то низка, то подъем, то спуски; во время пения задействованы все части речевого аппарата - рот, горло, губы, зубы, язык и др. Певец должен обладать безупречной дикцией, петь легко и гладко, соединяя звук речевой и музыкальный» [7, с. 191]. Если обратиться к современности, то педагог Шэнь Сян объясняет многие принципы вокальной техники, также используя образные метафоры: «Вдох должен быть полностью расслабленным, как будто вы нюхаете цветы»; «Резонансная полость подобна раковине, и мы должны позволить звуку проникнуть в раковину» [8, с. 433]. Педагог Сяолун Лю комментирует этот метод как образно-художественный, когда принципы вокальной техники объясняют через явления, существующие в жизни [8, с. 433].
Ученик Шэнь Сяна Цзинь Телинь является создателем стройной педагогической концепции обучения вокалу, основанной на философском подходе даосизма, в основе которого лежит число 7: 1 - это базис теоретической концепции, 3 - этапы развития вокалиста «естественный - искусственный - научно-естественный», 4 - основные принципы изучения вокальной музыки «научность, национальность, художественность и эпохальность», 7 - элементы, составляющие исполнительскую культуру вокалиста, - «голос, эмоции, язык, стиль, исполнение, подготовка и сценический образ» [9, с. 123].
Важно также отметить, что китайская культура отдает предпочтения голосам высоким, причем в высоком регистре голоса звучат полно, в отличие от западноевропейского понятия фальцета. Китайские исследователи называют такое звучание «легкой функцией тембра», определяют его как изящный и тонкий, что соотносится с теорией Сюн Цзы, продолжателя идей Конфуция. По его мнению, идеальное музыкальное произведение, по мнению Сюн Цзы, сочетает в себе лаконичность и простоту вместе с изысканностью и утонченностью [10], что требует соответствующего звукоизвлечения.
Библиографический список
Многие особенности вокальной практики были сформированы характерными языковыми чертами. Если в европейской практике четкость дикции является важной, однако второстепенной по отношению к чистоте интонации и красоте тембра, то китайская культура относится к этому вопросу гораздо серьезнее. Сам язык имеет четыре основных тона, которые отвечают за смысл слов. Одно и то же сочетание звуков может означать разные слова в зависимости от использования тонов. Сами тоны влияют на интонацию произнесения слогов: ровную, восходящую, нисходящую, нисходяще-восходящую. Естественно, такая система не могла не повлиять на особенности исполнения вокальной музыки. Существует определенная вокальная техника пения иероглифа: легкое и полетное начало в высокой позиции, более звонкое в середине (тело иероглифа) с сильной атакой на переднюю часть рта, губы или зубы в зависимости от гласной и четкое, чистое окончание иероглифа [11, с. 160-161].
В этом контексте интересно рассмотреть национальный вокальный жанр -художественную песню. В призме китайской культуры - это осмысление поэтами окружающей жизни во всем ее многообразии: неба и земли, жизни и общества, а также исследование духовного начала в человеке. Можно сказать, что художественная песня в Китае, как и философия, пытается осмыслить бытие и место человека в нем, только пользуясь другими средствами. Художественная песня стала продуктом конденсации и синтеза лучших образцов традиционной философской мысли, народной культуры и высокой поэзии. Отметим также, что опора на чувственный опыт - это историческая традиция китайской вокальной культуры.
Китайские композиторы часто обращаются к древнекитайским текстам, так как в них заложены философско-эстетические идеи, которые важны для мироощущения людей. Еще в древности существовало убеждение, что стихи и музыка несут добро и чистоту. Интересно отметить, что сама поэзия была музыкальной, и стихи назывались поэтическими песнями. Приведем в пример творчество известного китайского композитора Лю Цуна. Его одна из самых известных песен «Любовь к родному городу» достаточна сложна в исполнении: сложный ритмический рисунок, неожиданные переходы из верхнего в нижний регистр, скачки на широкие интервалы (септиму) - все это требует определенной вокальной техники. В то же время утонченный изысканный стиль и смена регистров отсылает нас к идеям конфуцианства: «образ, рожденный в сердце, преобразуется в музыку, которая является частью вселенской гармонии» [12, с. 322] и даосизма (Земля -Небо).
Таким образом, возникает взаимосвязь между философией и вокальной педагогикой, что необходимо учитывать преподавателю вокала для полноценного воспитания своих учеников, ведь без нее невозможно ни понимание контекста произведения, ни правильная его интерпретация исполнителем.
Опора на традиционную философию в настоящее время особенно актуальна, так как в современном китайском образовании наблюдается определенный сдвиг в сторону европейских идей. Возникла опасность забвения собственных, уникальных практик и учений, которые составляют ядро исконно китайского искусства. Из-за глубокой интеграции западной музыкальной культуры в современное китайское общество традиционная музыка испытывает ее влияние, утрачивая ориентацию на традиционные идеи, которые заменяются на рациональность западной мысли. Когнитивная модель пения, в которой доминирует техническая рациональность, проникает в вокальное образование, отдаляет его от мира человеческой жизни, а деятельность по вокальному обучению становится односторонним, механическим процессом передачи знаний. Ведущие педагоги считают, что эта тенденция может пагубно отразиться на традициях вокального образования, поэтому в приоритете должна быть ценность человеческой природы, развитие творческого потенциала, уважение к чувственному опыту, опора на философско-эстетическую базу, строящейся на морали и традициях. Чжан Хэн -философ, ученый, литератор эпохи династии Восточная Хань, развивая концепции Конфуция об образовании, высказал очень важную мысль, которая должна стать основой современной системы китайского образования: «Если история отрезана, а традиции отброшены, тогда нет образования и нет такой вещи, как человеческое существование» [13].
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Вокальные методики ведущих китайских педагогов опираются на идеи традиционной философии. В ходе исследования взаимосвязи философии и процесса воспитания вокалистов была выделена триада: сердце - разум - тело (голос), которая соответствует эмоционально-творческому, интеллектуальному и вокально-техническому компонентам в современной концепции вокальной педагогики. Рассмотрение каждого из представленных элементов в контексте философских идей конфуцианства и даосизма позволило сделать вывод, что только опора на традиционные ценности, заложенные в философских идеях китайских мыслителей, позволит сохранить национальную культуру и создать вокальную школу, не уступающую по своему качеству мировым исполнительским стандартам.
1. У Ген-Ир. Конфуцианство о роли музыки в обществе. Вестник МГУКИ. 2008; № 6. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/konfutsianstvo-o-roli-muzyki-v-obschestve
2. Шестаков В.П. Музыкальная эстетика стран Востока. Москва: Музыка, 1967.
3. Дай Ю. Отражение традиционной философии в современной музыке Китая. Наука и мир: Международный научный журнал. 2015; № 6 (22): 141-142.
4. Конфуцианский трактат «Чжун юн»: Переводы и исследования Москва: Восточная литература, 2003.
5. Ян И. История древней китайской музыки. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1981.
6. Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. Москва: Наука, 1967.
7. Лу С. Китайская народная опера: к вопросу о национальной специфике жанра. Музыкальное образование и наука. 2015; № 1 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/konfutsianstvo-o-roli-muzyki-v-obschestve
8. Чжу Т. Методы обучения как основа общей китайской методики обучения вокалу. Бизнес. Образование. Право. 2021; № 2 (55): 430-434.
9. Хань Пэн. Особенности вокальной культуры Китая XX столетия: техника бельканто. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 2 (116): 121-125.
10. Германович А.А. Педагогическое наследие Сюнь-цзы. Историко-педагогический журнал. 2017; № 2. Available at: https://cyb erleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-syun-tszy
11. Ду С. Формирование певческих умений у вокалистов в высших учебных заведениях КНР. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва.
12. Титаренко М.Л., Кобзев А.И., Лукьянов А.Е. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Философия. Москва: Восточная литература, 2006; Т. 1.
13. Цай Ю., Эмих Н.А. Философско-антропологические размышления Конфуция и Мэн-цзы об образовании: компаративистский анализ. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; № 12 (114): 93-97.
References
1. U Gen-Ir. Konfucianstvo o roli muzyki v obschestve. VestnikMGUKI. 2008; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konfutsianstvo-o-roli-muzyki-v-obschestve
2. Shestakov V.P. Muzykal'naya 'estetika stran Vostoka. Moskva: Muzyka, 1967.
3. Daj Yu. Otrazhenie tradicionnoj filosofii v sovremennoj muzyke Kitaya. Nauka i mir: Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015; № 6 (22): 141-142.
4. Konfucianskij trakiat «Chzhun yun»: Perevody i issledovaniya Moskva: Vostochnaya literatura, 2003.
5. Yan I. Istoriya drevnejkitajskojmuzyki. Pekin: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1981.
6. Pozdneeva L.D. Ateisty, materialisty, dialektikiDrevnego Kitaya. Moskva: Nauka, 1967.
7. Lu S. Kitajskaya narodnaya opera: k voprosu o nacional'noj specifike zhanra. Muzykal'noe obrazovanie i nauka. 2015; № 1 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ konfutsianstvo-o-roli-muzyki-v-obschestve
8. Chzhu T. Metody obucheniya kak osnova obschej kitajskoj metodiki obucheniya vokalu. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021; № 2 (55): 430-434.
9. Han' Pen. Osobennosti vokal'noj kul'tury Kitaya XX stoletiya: tehnika bel'kanto. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2022; № 2 (116): 121-125.
10. Germanovich A.A. Pedagogicheskoe nasledie Syun'-czy. Istoriko-pedagogicheskijzhurnal. 2017; № 2. Available at: https://cyb erleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-syun-tszy
11. Du S. Formirovaniepevcheskih umeniju vokalistov v vysshih uchebnyh zavedeniyah KNR. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva.
12. Titarenko M.L., Kobzev A.I., Luk'yanov A.E. Duhovnaya kul'tura Kitaya: 'enciklopediya: v 5 t. Filosofiya. Moskva: Vostochnaya literatura, 2006; T. 1.
13. Caj Yu., 'Emih N.A. Filosofsko-antropologicheskie razmyshleniya Konfuciya i M'en-czy ob obrazovanii: komparativistskij analiz. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021; № 12 (114): 93-97.
Статья поступила в редакцию 27.03.23
УДК 378
Jabalameli M., MA student, Moscow State Institute of Arts (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Matveychuk V.P., Cand. of Art History, Professor, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING FOLK AND PROFESSIONAL PERFORMANCE ON THE FLUTE IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF IRANIAN MUSIC PEDAGOGY.
The article deals with forming folk and professional flute performance in Iran. The influence on this process of such phenomena as the socio-political events taking place in the country, the development of Iranian musical pedagogy, the performing and pedagogical activities of foreign musicians living in the country are studied. The periodization of the development of musical pedagogy in Iran in accordance with the prevailing chronological trends and their connection with the changes that took place in the cultural, sociopolitical and social life of the country in the 20th century are given. Particular attention is paid to the study of the emergence, development and modern functioning of musical educational institutions in Iran, performing, teaching and research activities of the most prominent representatives of the Iranian flute school. An analysis is given of the methods of teaching to play the flute, as well as textbooks and teaching aids, most actively used in the educational process of Iranian musical educational institutions.
Key words: Iran, folk and professional flutes, Iranian musical pedagogy, flute performances in Iran
М. Джабаламели, магистрант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]
В.П. Матеейчук, канд. искусствоведения, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФЛЕЙТЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИРАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье рассматривается становление народного и профессионального исполнительства на флейте в Иране. Исследуется влияние на этот процесс таких явлений, как происходившие в стране общественно-политические события, развитие иранской музыкальной педагогики, исполнительская и педагогическая деятельность проживавших в стране зарубежных музыкантов. Дана периодизация развития музыкальной педагогики в Иране в соответствии с господствующими хронологическими тенденциями и их связь с изменениями, происходившими в культурной, социополитической и общественной жизни страны в XX веке. Особое внимание уделено изучению возникновения, развития и современного функционирования музыкальных учебных заведений в Иране; исполнительской, педагогической и исследовательской деятельности наиболее видных представителей иранской флейтовой школы. Дается анализ методик обучения игре на флейте, а также учебников и учебных пособий, наиболее активно используемых в учебном процессе иранских музыкальных учебных заведений.
Ключевые слова: Иран, народные и профессиональные флейты, иранская музыкальная педагогика, исполнительства на флейте в Иране
Развитие музыкальной (в том числе флейтовой) педагогики, несмотря на ее продолжительную и богатую историю, в Иране пока еще очень мало исследовано. В русскоязычном сегменте эта тема пока не рассматривалась вообще, что подтверждает актуальность рассматриваемой нами проблемы.
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование исторического пути и специфики развития иранской флейтовой педагогики (академической и народной традиции).
Задачи исследования:
1. Определить актуальность и перспективы заявленной проблематики.
2. Установить периодизацию (этапы, вехи) развития иранской флейтовой педагогики (академическая /профессиональная/ и народная традиции).
3. Выявить специфику развития профессиональной и народной флейтовой исполнительской школы в Иране.
Теоретическая значимость состоит в том, что в статье определен понятийно-терминологический аппарат исследования, Установлена периодизация (этапы, вехи) развития иранской педагогики в классе народной и профессиональной флейты. Выявлена специфика этого процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные итоговые материалы и выводы могут быть использованы в практике обучения в классе народной и профессиональной флейты, а также в ракурсе дисциплин по истории иранской педагогики музыкального образования, музыкального исполнительства на флейте.
Традиционная народная инструментальная музыка в Иране имеет древнейшую историю, насчитывающую более 5 000 лет. Древние иранские духовые инструменты, в том числе и деревянные флейты, использовались в традиционных церемониях и для музыкальной терапии. Обучение игре на них велось устным способом [1].