Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФЛЕЙТЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИРАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФЛЕЙТЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИРАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иран / народные и профессиональные флейты / иранская музыкальная педагогика / исполнительства на флейте в Иране / Iran / folk and professional flutes / Iranian musical pedagogy / flute performances in Iran

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М. Джабаламели, В.П. Матвейчук

В статье рассматривается становление народного и профессионального исполнительства на флейте в Иране. Исследуется влияние на этот процесс таких явлений, как происходившие в стране общественно-политические события, развитие иранской музыкальной педагогики, исполнительская и педагогическая деятельность проживавших в стране зарубежных музыкантов. Дана периодизация развития музыкальной педагогики в Иране в соответствии с господствующими хронологическими тенденциями и их связь с изменениями, происходившими в культурной, социополитической и общественной жизни страны в XX веке. Особое внимание уделено изучению возникновения, развития и современного функционирования музыкальных учебных заведений в Иране; исполнительской, педагогической и исследовательской деятельности наиболее видных представителей иранской флейтовой школы. Дается анализ методик обучения игре на флейте, а также учебников и учебных пособий, наиболее активно используемых в учебном процессе иранских музыкальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING FOLK AND PROFESSIONAL PERFORMANCE ON THE FLUTE IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF IRANIAN MUSIC PEDAGOGY

The article deals with forming folk and professional flute performance in Iran. The influence on this process of such phenomena as the socio-political events taking place in the country, the development of Iranian musical pedagogy, the performing and pedagogical activities of foreign musicians living in the country are studied. The periodization of the development of musical pedagogy in Iran in accordance with the prevailing chronological trends and their connection with the changes that took place in the cultural, sociopolitical and social life of the country in the 20th century are given. Particular attention is paid to the study of the emergence, development and modern functioning of musical educational institutions in Iran, performing, teaching and research activities of the most prominent representatives of the Iranian flute school. An analysis is given of the methods of teaching to play the flute, as well as textbooks and teaching aids, most actively used in the educational process of Iranian musical educational institutions.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФЛЕЙТЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИРАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

6. Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. Москва: Наука, 1967.

7. Лу С. Китайская народная опера: к вопросу о национальной специфике жанра. Музыкальное образование и наука. 2015; № 1 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/konfutsianstvo-o-roli-muzyki-v-obschestve

8. Чжу Т. Методы обучения как основа общей китайской методики обучения вокалу. Бизнес. Образование. Право. 2021; № 2 (55): 430-434.

9. Хань Пэн. Особенности вокальной культуры Китая XX столетия: техника бельканто. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 2 (116): 121-125.

10. Германович А.А. Педагогическое наследие Сюнь-цзы. Историко-педагогический журнал. 2017; № 2. Available at: https://cyb erleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-syun-tszy

11. Ду С. Формирование певческих умений у вокалистов в высших учебных заведениях КНР. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва.

12. Титаренко М.Л., Кобзев А.И., Лукьянов А.Е. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Философия. Москва: Восточная литература, 2006; Т. 1.

13. Цай Ю., Эмих Н.А. Философско-антропологические размышления Конфуция и Мэн-цзы об образовании: компаративистский анализ. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; № 12 (114): 93-97.

References

1. U Gen-Ir. Konfucianstvo o roli muzyki v obschestve. VestnikMGUKI. 2008; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konfutsianstvo-o-roli-muzyki-v-obschestve

2. Shestakov V.P. Muzykal'naya 'estetika stran Vostoka. Moskva: Muzyka, 1967.

3. Daj Yu. Otrazhenie tradicionnoj filosofii v sovremennoj muzyke Kitaya. Nauka i mir: Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015; № 6 (22): 141-142.

4. Konfucianskij trakiat «Chzhun yun»: Perevody i issledovaniya Moskva: Vostochnaya literatura, 2003.

5. Yan I. Istoriya drevnejkitajskojmuzyki. Pekin: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1981.

6. Pozdneeva L.D. Ateisty, materialisty, dialektikiDrevnego Kitaya. Moskva: Nauka, 1967.

7. Lu S. Kitajskaya narodnaya opera: k voprosu o nacional'noj specifike zhanra. Muzykal'noe obrazovanie i nauka. 2015; № 1 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ konfutsianstvo-o-roli-muzyki-v-obschestve

8. Chzhu T. Metody obucheniya kak osnova obschej kitajskoj metodiki obucheniya vokalu. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021; № 2 (55): 430-434.

9. Han' Pen. Osobennosti vokal'noj kul'tury Kitaya XX stoletiya: tehnika bel'kanto. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2022; № 2 (116): 121-125.

10. Germanovich A.A. Pedagogicheskoe nasledie Syun'-czy. Istoriko-pedagogicheskijzhurnal. 2017; № 2. Available at: https://cyb erleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-syun-tszy

11. Du S. Formirovaniepevcheskih umeniju vokalistov v vysshih uchebnyh zavedeniyah KNR. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva.

12. Titarenko M.L., Kobzev A.I., Luk'yanov A.E. Duhovnaya kul'tura Kitaya: 'enciklopediya: v 5 t. Filosofiya. Moskva: Vostochnaya literatura, 2006; T. 1.

13. Caj Yu., 'Emih N.A. Filosofsko-antropologicheskie razmyshleniya Konfuciya i M'en-czy ob obrazovanii: komparativistskij analiz. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021; № 12 (114): 93-97.

Статья поступила в редакцию 27.03.23

УДК 378

Jabalameli M., MA student, Moscow State Institute of Arts (Moscow, Russia), E-mail: marina250165@yandex.ru

Matveychuk V.P., Cand. of Art History, Professor, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: matvejchukvaslll@mail.ru

FORMING FOLK AND PROFESSIONAL PERFORMANCE ON THE FLUTE IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF IRANIAN MUSIC PEDAGOGY.

The article deals with forming folk and professional flute performance in Iran. The influence on this process of such phenomena as the socio-political events taking place in the country, the development of Iranian musical pedagogy, the performing and pedagogical activities of foreign musicians living in the country are studied. The periodization of the development of musical pedagogy in Iran in accordance with the prevailing chronological trends and their connection with the changes that took place in the cultural, sociopolitical and social life of the country in the 20th century are given. Particular attention is paid to the study of the emergence, development and modern functioning of musical educational institutions in Iran, performing, teaching and research activities of the most prominent representatives of the Iranian flute school. An analysis is given of the methods of teaching to play the flute, as well as textbooks and teaching aids, most actively used in the educational process of Iranian musical educational institutions.

Key words: Iran, folk and professional flutes, Iranian musical pedagogy, flute performances in Iran

М. Джабаламели, магистрант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: maral.jbl1994@gmail.com

В.П. Матеейчук, канд. искусствоведения, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: matvejchukvasili@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФЛЕЙТЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИРАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье рассматривается становление народного и профессионального исполнительства на флейте в Иране. Исследуется влияние на этот процесс таких явлений, как происходившие в стране общественно-политические события, развитие иранской музыкальной педагогики, исполнительская и педагогическая деятельность проживавших в стране зарубежных музыкантов. Дана периодизация развития музыкальной педагогики в Иране в соответствии с господствующими хронологическими тенденциями и их связь с изменениями, происходившими в культурной, социополитической и общественной жизни страны в XX веке. Особое внимание уделено изучению возникновения, развития и современного функционирования музыкальных учебных заведений в Иране; исполнительской, педагогической и исследовательской деятельности наиболее видных представителей иранской флейтовой школы. Дается анализ методик обучения игре на флейте, а также учебников и учебных пособий, наиболее активно используемых в учебном процессе иранских музыкальных учебных заведений.

Ключевые слова: Иран, народные и профессиональные флейты, иранская музыкальная педагогика, исполнительства на флейте в Иране

Развитие музыкальной (в том числе флейтовой) педагогики, несмотря на ее продолжительную и богатую историю, в Иране пока еще очень мало исследовано. В русскоязычном сегменте эта тема пока не рассматривалась вообще, что подтверждает актуальность рассматриваемой нами проблемы.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование исторического пути и специфики развития иранской флейтовой педагогики (академической и народной традиции).

Задачи исследования:

1. Определить актуальность и перспективы заявленной проблематики.

2. Установить периодизацию (этапы, вехи) развития иранской флейтовой педагогики (академическая /профессиональная/ и народная традиции).

3. Выявить специфику развития профессиональной и народной флейтовой исполнительской школы в Иране.

Теоретическая значимость состоит в том, что в статье определен понятийно-терминологический аппарат исследования, Установлена периодизация (этапы, вехи) развития иранской педагогики в классе народной и профессиональной флейты. Выявлена специфика этого процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные итоговые материалы и выводы могут быть использованы в практике обучения в классе народной и профессиональной флейты, а также в ракурсе дисциплин по истории иранской педагогики музыкального образования, музыкального исполнительства на флейте.

Традиционная народная инструментальная музыка в Иране имеет древнейшую историю, насчитывающую более 5 000 лет. Древние иранские духовые инструменты, в том числе и деревянные флейты, использовались в традиционных церемониях и для музыкальной терапии. Обучение игре на них велось устным способом [1].

Начало вестернизации системы образования Ирана было положено известным политиком и реформатором Амиром Кабиром (1807-1852) [подробнее см. 2]. Наиболее значительное влияние на модернизацию иранского музыкального образования оказали французские музыканты. В 1856 г много французских консультантов было отправлено в Тегеран, чтобы предпринять модернизацию иранской армии. Среди этих консультантов были два музыканта - Бускет (Bousquet) и его помощник Роуиллон (Rouillon). Они начали обучать иранских студентов исполнению западноевропейской музыки, готовя их к игре в создаваемом марширующем духовом оркестре, предназначаемом для музыкального сопровождения проводимых при дворе иранского шаха официальных церемоний. Важно отметить, что все учебники по преподаваемым дисциплинам (гармонии, инструментовке, теории музыки и др.) были привезены из Франции и позже переведены на фарси. Тем не менее Бускет и Роуиллон не были успешными в обучении студентов и не могли удовлетворить желание Насер ад-Дин Шаха иметь марширующий оркестр западного стиля.

Наиболее значимым для становления иранского музыкального образования стал приезд в Иран французского учителя музыки, выпускника Парижской консерватории Альфреда Жана Батиста Лемера (1842-1909) [3], посланного в Тегеран французским правительством в качестве музыкального директора придворной музыки иранского шаха. Для подготовки музыкантов в придворный оркестр Ж.Б. Лемером была создана музыкальная школа. Разработанный им учебный план, состоящий из восьми уровней и предполагавший восьмилетний цикл обучения, основывался на программе военно-музыкальной школы в Париже. Ж.Б. Лемер был единственный учитель в этой музыкальной школе и преподавал все предметы, включая сольфеджио, гармонию, контрапункт, фортепиано и обучение игре на медных и деревянных духовых инструментах. Позже в школе проводили занятия ученики Ж.Б. Лемера: Колэм-Реза Сэлаар-э Мо'эззез (Мин-бэшиэн) и его сын Нэсролла Минбэшиэн, а также Солтэн Хоссейн Хан (Ханга-фарин) [4].

Ученики Лемера нередко выступали солистами на придворных концертах. Так, на одном из таких концертов выступил капитан Мирза Хусейн, исполнивший на малой флейте «Султан-польку» Д'Альбре. После церемонии вручения дипломов студенты музыкальной школы зачислялись в армию на чиновничьи должности [5].

Таким образом, начало профессиональной подготовки флейтистов было положено в 1856 году. После смерти Ж.Б. Лемера в 1909 г иранское правительство не нанимало больше иностранных музыкантов, и музыкальная школа была закрыта. Но через небольшой период обучение на духовых инструментах было введено в открывшихся в стране музыкально-учебных заведениях. А среди преподавателей последующих поколений были многие из учеников Ж.Б. Лемера.

Ж.Б. Лемера считают самым влиятельным педагогом в современном иранском музыкальном образовании. Его продуктивная музыкальная и педагогическая деятельность в Тегеране продолжалась более сорока лет. Музыкальные усилия Ж.Б. Лемера охватывали различные области, включая обучение, репетицию, управление и содержание учебного процесса, руководство оркестровыми и ансамблевыми коллективами, формирование и популяризация в Иране западных обучающих методик. По мнению известного иранского флейтиста и ученого Арьи Бэстэнинежада, «его (Лемера) метод музыкального обучения и практики исполнения стал стандартной моделью и определял основные критерии измерения музыкальной компетентности и эстетического суждения для музыкантов последующих поколений» [6, с. 5].

Арья Бэстэнинежад выделяет в развитии педагогики музыкальной культуры Ирана 20-го столетия пять хронологических тенденций: национализм, модернизм, консерватизм, неотрадиционализм (ширин-нэвэзи) и стремление к возрождению традиции. Хронологический порядок педагогических тенденций связан с культурными и социополитическими событиями в течение двадцатого века. Появление этих тенденций было тесно сопряжено с происходившими изменениями в общественной жизни страны, такими как конституционная революция 1905 г, Исламская революция 1979 г и война с Ираком в 1980 году. Большая часть немногочисленных научных исследований, имеющих отношение к иранскому музыкальному образованию, обычно концентрируется на определенном промежутке времени, таком как эра Пехлеви (1925-1979), и не устанавливает педагогические связи между ключевыми историческими событиями и их воздействием на текущие события в Иране, что не дает возможности воссоздания картины всестороннего развития иранской инструментальной музыкальной педагогики [6].

После революции 1905 г в Иране возникло движение антивестернизации и национализма. В музыкальной области одним из ярких представителей традиционалистов стал иранский лирик, музыкант и поэт Ареф Гацвини (1882-1934), написавший много прореволюционных и политических песен, которые в основном способствовали формированию политико-патриотического таснифа - вокально-инструментального жанра классической персидской музыки, использующего регулярный метр, считающегося персидским эквивалентом баллад и представляющего собой авторскую песню для сольного певца в сопровождении инструментального ансамбля.. Тасниф процветал и стал ведущим популярным националистическим жанром того периода. Иранская народная флейта най -один из наиболее применявшихся инструментов для сопровождения тасниф [7]. Важным результатов деятельности националистов стало устранение разрыва между придворными музыкантами и обществом.

Модернизм. В начале двадцатого века преобразование иранского устного музыкального творчества в соответствии с западным обучающим стилем совпало с культурными, социальными и политическими изменениями в обществе. Во время Конституционной революции 1905 г в стране начинает свою деятельность общественное движение, поставившее перед собой задачу познакомить Иран с западной цивилизацией через интеллектуалов, обученных в основном в Европе и Соединенных Штатах Америки (США). Иранский музыкант Али-Накий Вазири рассматривал иранскую классическую музыку как устаревшую и старомодную традицию, несовместимую с быстрым темпом вестернизации в двадцатом веке. Методы обучения классической иранской музыке тоже считались ненаучными, примитивными и неграмотными. Музыку предлагалось осваивать по европейскому образцу - по нотной записи и расшифровке мелодий, через обеспечение легкого доступа к нотам, распространённость устройств звукозаписи и организацию общественных концертов, что впоследствии дало беспрецедентный толчок в оживлении музыкальной жизни по сравнению с традиционными собраниями в частных домах [6].

Во время правления шаха Пэхлеви (1925-1979) в связи с тем, что Иран стал более стабильным и богатым в экономическом плане, возросли и возможности для музыкального развития страны; характерным становится стилистическое разнообразие исполняемой музыки, по радио и телевидение свободно демонстрировалась музыка самых разнообразных жанров, шах Ирана активно поддерживал развитие культуры и искусства, в том числе и музыкального. Этот период по праву считается золотым временем в музыке Ирана: наряду с классической и народной музыкой широкое распространение получили поп-музыка, джаз и даже рок. Народная и классическая флейты активно используются в музыке самых разнообразных жанров, обучение игре на флейте осуществлялось не только в военных оркестрах, но и в музыкальных школах разных городов Ирана.

В отличие от идей Вазири и его последователей, была консервативная группа музыкантов, которые изучали, преподавали и исполняли иранскую классическую музыку только посредством устно-слухового метода. Консервативные музыканты рассматривали западный письменный стиль как большую угрозу иранской музыкальной традиции.

До 1945 г и иранские, и западные учебные музыкальные программы реали-зовывались в Консерватории музыки, хотя основу обучения там составляла все же западная музыка. В 1945 г по инициативе иранского музыканта Рухоллаха Халеги было создано Общество национальной музыки, а в 1949 г - фонд Национальной музыкальной консерватории. Это учреждение до конца 1960-х годов проводило обучение игре на классических иранских инструментах на основе западной музыкальной теории и системы нотной записи. Таким образом, Консерватория музыки осталась главным учреждением для обучения западной музыке, в то время как Национальная музыкальная консерватория специализировалась на иранской классической музыке.

Введение зарубежными музыкантами, а также иранскими модернистами, позже - иранскими университетами в середине 1950-х годов привязки обучения иранских студентов-музыкантов к западной системе музыкального образования привело к критическим изменениям в иранской музыкальной педагогике и взаимосвязям между господствующими педагогическими тенденциями. С одной страны, было стремление освоить европейскую музыкальную культуру, особенно французскую и австрийскую, но от этого страдала традиционная классическая иранская музыка, что вызывало негативную реакцию ряда иранских музыкантов, называвшихся традиционалистами [8].

Иранское движение романтизма возникло и развивалось в основном как антипод иранскому национализму. В музыкальной сфере оно было представлено и распространено, прежде всего, среди музыкантов, получивших музыкальное образование в музыкально-учебных заведениях Западной Европы. Иранский романтизм, находившийся под большим влиянием французских романистов и артистов, был далее развит иранскими модернистами, которые также были обучены во Франции и вдохновлены ее музыкальной культурой. В первые десятилетия XX в. возрождению культурных и исторических ценностей предысламского Ирана сильно покровительствовал новый правитель Реза Шах. Он был ведущим модернистом и рассматривал себя наследником правителей древнего Ирана, поэтому ему казалось уместным возвратить страну к ее оригинальному названию Иран вместо Персии, что, в конечном итоге, и было утверждено им в 1934 году.

Важным аспектом отношения иранских романтиков, проявленного к литературе и искусству, был разожженный ими интерес к великолепию древнего Ирана. Возрождение интереса к иранской литературе и истории нашло отражение и в музыкальной культуре. Так, Вазири и его ученики полагали, что иранская музыка сильно пострадала после арабского завоевания (633-644 гг.) из-за ислама, введшего религиозные ограничения. По утверждению Визари, "даже лад и характер иранской музыки изменились после исламского завоевания... музыки обычно избегали в (постисламской) иранской культуре, прежде всего, благодаря власти духовенства" [цит. по: 6, с. 7]. Таким образом, иранский романтизм, по образному выражению А. Бэстэнинежада, «проиллюстрировал страсть и предпочтение своего рода романтичному национализму, филантропическому отношению и атеизму, соединенную с ностальгией по древней Персии, а не мистике или либерализму» [6, с. 7].

Неотрадиционализм (или Ширин-нэвэзи). В середине 1950-х г под покровительством Национального иранского радио и телевидения возник новый жанр

иранской классической музыки. Эта музыкальная господствующая тенденция, которая иногда описывается как неотрадиционализм, обычно известна как ши-рин-нэвэзи (означает: сладкое/приятное исполнение). Этот стиль исполняется в иранском ладу, который на персидском называется «дастгах». Ширин-нэвэзи появился в качестве поворотного момента в формировании беспрецедентного отношения к понятию звучности в иранской классической музыке. Это новое тональное качество, которое произошло больше в инструментальном исполнительстве, чем в вокальной музыке, в частности - при игре на таких народных духовых иранских инструментах, как нэй и нейлабак. Ширин-нэвэзи создал новые перспективы для многих иранских музыкальных учеников, ознакомив их с понятием звучности в иранской классической музыке, что особенно ярко проявляется в чистой и круглой звучности нэй в игре известного иранского исполнителя Хассана Кассаи.

В 1965 г. был открыт музыкальный отдел в Университете Тегерана. Здесь впервые в истории иранского музыкального образования обучение иранской и западной музыке осуществляется педагогами с учеными степенями. Подобным педагогическим составом располагает и Колледж искусств Тегеранского университета, являющегося одним из главных музыкальных центров в Иране. Здесь в настоящее время класс флейты ведет выпускница Гарвардского университета профессор Азин Мовахед.

Одним из наиболее ярких преподавателей по классу флейты, успешно совмещающий педагогическую и научно-исследовательскую деятельность, является Арья (Али) Бэстэнинежад. Он родился в Ширазе (Иран) и учился игре на ней у иранских мастеров-учителей. После получения степеней бакалавра в области музыкального исполнительства на ней и магистра музыки в исполнительстве на западной классической флейте в Тегеранском университете искусств Арья защитил докторскую диссертацию по музыкальному образованию в университете Мо-наш в 2009 году. До недавнего времени Арья преподавал в Тегеранском университете искусств и в Консерватории музыки. Он проводил занятия по сольфеджио, основам музыкального исполнительства и чтению нот с листа на основе метода Лотфа; вел классы нея (персидская флейта), флейты и ансамбля. В настоящее время Арья занимается исследовательской работой в областях музыкальной педагогики, композиции и исполнительства. В исследованиях им уделяется внимание истории и современным проблемам иранской педагогики, в том числе флейтовой методике.

Стремление к возрождению традиции. После исламской революции в Иране в 1979 г, к сожалению, были введены ограничения на деятельность в стране учебных заведений, активно проводилась политика, направленная на уничтожение культурных и музыкальных центров. С тех пор исламское государство не оказывает никакой поддержки обучению и исполнению музыки. Музыкальное образование было ограничено частными классами и школами. В настоящее время обучение в консерватории в Тегеране и на музыкальных отделениях в школах и вузах поддерживается только самими профессорами и педагогами.

С середины 1990-х годов отмечается поиск национального самосознания, высокий приоритет в распространении иранской классической музыки. Вместе с тем активно развиваются и другие музыкальные жанры и направления, в том

Библиографический список

числе и ориентированные на западную стилистику. После 1995 г была восстановлена атмосфера, при которой можно обучать исполнению всех типов и стилей музыки, включая западный рок и поп-музыку, региональную национальную музыку и сочинения современных иранских композиторов, пишущих в западноевропейской стилистике.

Значительным разнообразием и богатством отличается современное иранское флейтовое исполнительство. Флейта стала регулярно звучать в концертах симфонических оркестров и классических ансамблей, в сольных выступлениях иранских музыкантов. Примечателен тот факт, что в настоящее время в Иране флейта более популярна у композиторов и исполнителей эстрадной и популярной музыки. Такие народные свистящие инструменты, как нэй, нейлабак и сорна, преподаются в государственных музыкальных учебных заведениях и частных музыкальных школах, активно применяются в народных ансамблях и народных оркестрах, в сольных вступлениях артистов на различных мероприятии и традиционных церемониях Ирана.

В настоящее время обучение на флейте продолжается в разных учебных заведениях, как в государственных музыкальных школах, в школах искусств и колледжах искусств (большинство из которых находятся в столице Ирана Тегеране и в г Исфахан), так и в частных музыкальных школах (которых гораздо больше, и они имеются всех городах), в университете Тегерана (там преподает выпускница Гарвардского университета по классу флейты, иранский музыкант, исследователь и профессор Азин Мовахед) [9], в Тегеранском институте искусств, а также в Тегеранской консерватории. Недавно в столице Ирана Тегеране созданы Дом флейты Ирана (Iran Flute Home) и Общество флейты Ирана (Iran Flute Society), которые организуют концерты, проводят семинары, мастер-классы и другие мероприятия, связанные с обучением и игрой на флейте, как для взрослых, так и для детей. Также эта организация ежегодно проводит флейтовые конкурсы для разных возрастных категорий [10].

Методики обучения игре на флейте в Иране представляют собой синтез западноевропейских (чаще французских) и американских традиций в сочетании с иранской педагогической практикой. Преподавание игры на флейте в Иране производится по достаточно разнообразным методикам. В приоритете французские и американские учебные пособия. В начальный период обучения игре на флейте, к примеру, чаще всего используется учебник «A Tune A Day» американских авторов Paul Herfurth и Hugh M. Struart. Пользуются популярностью методики таких авторов, как Марсель Моиз (французский флейтист и педагог), Поль Таффанель (французский флейтист, педагог и дирижер), Филипп Гоберт (французский флейтист, композитор и дирижер), Тревор Вей (английский флейтист и педагог) и т. д. Из сборников этюдов педагогами в Иране отдается предпочтение учебным пособиям Андерсена Карла Иоахима и Роберта Нила Кавалли.

Помимо распространения и развития классической современной флейты в Иране иранская музыка продвинулась вперед в обучении игры на традиционных и народных свистящих и лабиальных духовых инструментах. Профессиональными иранскими музыкантами были созданы учебники и методики для обучения игре на народных иранских флейтах, а также осуществлена нотная запись всех устных иранских произведений для профессиональных и народных флейт.

1. История иранской музыки от древних времен до исламской революции. История музыки Ирана. Available at: https://iranmusicology.com/the-history-of-persian-tradition-al-music/

2. Джабаламели М., Матвейчук В.П. Исполнительские и педагогические традиции игры на флейте в Иране. Современные проблемы сольного и оркестрового духового исполнительского искусства: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Москва: МГИК, 2022: 87-95.

3. МесьеЛемер.ДарьюшШахбазиЛаУаЫеа*: https://www.darioush-shahbazi.com/articles/%D9%85%D9%88%D8%B3%DB%8C%D9%88-%D9%84%D9%88%D9%85%D8%B1

4. Лемер Альфред Жан Батист. Словари и энциклопедии на Академике. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1005307

5. Адвиэль В. Музыка у персов в 1885 г. Париж, б/г.

6. Бэстэнинежад А. Исторический обзор иранской музыкальной педагогики (1905-2014). Австралийский журнал музыкального образования. 2014; № 2: 5-22.

7. Джабаламели М., Матвейчук В.П. Иранские народные духовые инструменты: история, современное применение, исполнители. Актуальные вопросы в области духового исполнительского искусства: сборник статей. Москва: МГИК, 2021: 157-173.

8. Фатеми С. Влияние западной музыки на развитие музыкального искусства в Иране в эпоху Каджаров. Тегеран, 2014. Available at: https://www.google.com/url?sa=t&sour ce=web&rct=j&url=https://jfadram.ut.ac.ir/article_51688_957d9908bafaf27ee6f5b5dc7f591d76.pdf&ved=2ahUKEwi1nIaNl7f4AhUSi8MKHQP0DEYQFnoECAMQAQ&usg=AOvV aw2fPyaGglIntW9-9iGbSyVH

9. Биография Азин Мовахед. Флейтовая ассоциация Ирана. Available at: https://iranflutehome.com/flute-players/iranian-flutist/azin-movahed-profile/

10. О доме флейты. Иранский флейтовый дом. Available at: https://iranflutehome.com/

References

1. Istoriya iranskoj muzyki ot drevnih vremen do islamskojrevolyucii. Istoriya muzyki Irana. Available at: https://iranmusicology.com/the-history-of-persian-traditional-music/

2. Dzhabalameli M., Matvejchuk V.P. Ispolnitel'skie i pedagogicheskie tradicii igry na flejte v Irane. Sovremennye problemy sol'nogo i orkestrovogo duhovogo ispolnitel'skogo iskusstva: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIK, 2022: 87-95.

3. Mes'eLemer. Dar'yushShahbazi.Available at: https://www.darioush-shahbazi.com/articles/%D9%85%D9%88%D8%B3%DB%8C%D9%88-%D9%84%D9%88%D9%85%D8%B1

4. Lemer Al'fred Zhan Batist. Slovarii 'enciklopedii na Akademike. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1005307

5. Advi'el' V. Muzyka u persov v 1885 g. Parizh, b/g.

6. B'est'eninezhad A. Istoricheskij obzor iranskoj muzykal'noj pedagogiki (1905-2014). Avstralijskijzhurnalmuzykal'nogo obrazovaniya. 2014; № 2: 5-22.

7. Dzhabalameli M., Matvejchuk V.P. Iranskie narodnye duhovye instrumenty: istoriya, sovremennoe primenenie, ispolniteli. Aktual'nye voprosy v oblasti duhovogo ispolnitel'skogo iskusstva: sbornik statej. Moskva: MGIK, 2021: 157-173.

8. Fatemi S. Vliyanie zapadnoj muzyki na razvitie muzykal'nogo iskusstva v Irane v 'epohu Kadzharov. Tegeran, 2014. Available at: https://www.google.com/url?sa=t&source=web&r ct=jSurl=https://jfadram.ut.ac.ir/article_51688_957d9908bafaf27ee6f5b5dc7f591d76.pdfSved=2ahUKEwi1nIaNl7f4AhUSi8MKHQP0DEYQFnoECAMQAQSusg=A0vVaw2fPyaG glIntW9-9iGbSyVH

9. Biografiya Azin Movahed. Flejtovaya associaciya Irana. Available at: https://iranflutehome.com/flute-players/iranian-flutist/azin-movahed-profile/

10. O dome flejty. Iranskij flejtovyj dom. Available at: https://iranflutehome.com/

Статья поступила в редакцию 29.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.