Научная статья на тему 'Отражение торговых взаимоотношений Ганзейского союза и русских городов в школьных учебниках истории нового поколения'

Отражение торговых взаимоотношений Ганзейского союза и русских городов в школьных учебниках истории нового поколения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПСКОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК / ПАМЯТКА / ПРОЕКТ / HANSEATIC LEAGUE / PSKOV / ECONOMIC UNION / SCHOOL TEXTBOOK / JOTTING / PROJECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна, Филиппова Татьяна Владимировна

Авторы обращаются к анализу проблемы взаимоотношений Пскова и европейских государств в школьном курсе истории, осмысление которой необходимо в рамках подготовки педагогических кадров для российского образования. Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа характеристик Ганзейского союза, представленных в учебниках по истории России и всеобщей истории, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию Министерством просвещения Российской Федерации, и наиболее распространенных в школах Псковской области. Не ограничиваясь критикой школьных учебников, авторы предлагают универсальные памятки характеристики экономических союзов и написания проекта по теме «Ганза и Псков» которая, на их взгляд, позволит формализовать подготовку обучающихся не только с позиции содержания предмета, но и с позиции оценивания результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF TRADE RELATIONS BETWEEN THE HANSEATIC LEAGUE AND RUSSIAN CITIES IN SCHOOL HISTORY TEXTBOOKS OF THE SO-CALLED “NEW GENERATION”

The authors turn to the analysis of the problem of relations between the Hanseatic League and Russian cities (primarily, Pskov and Novgorod) in the school course of history, the understanding of which is necessary in the training of school teachers. The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the characteristics of the Hanseatic League, presented in the textbooks of history of Russia and World history, included in the “Federal List of School Textbooks” by the Ministry of Education of the Russian Federation. The authors do not limit the scope of their research only to critical analysis of school textbooks but they offer universal references concerning the characteristics of economic unions and suggest writing a project on the topic “Hansa and Pskov”, which, in their opinion, will allow to conclude the training of pupils not only from the point of view of the subject, but also from the point of view of its learning outcomes.

Текст научной работы на тему «Отражение торговых взаимоотношений Ганзейского союза и русских городов в школьных учебниках истории нового поколения»

СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА, ПСКОВ И ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

УДК 378

Л. В. Алиева, Т. В. Филиппова

ОТРАЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГАНЗЕЙСКОГО СОЮЗА И РУССКИХ ГОРОДОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Авторы обращаются к анализу проблемы взаимоотношений Пскова и европейских государств в школьном курсе истории, осмысление которой необходимо в рамках подготовки педагогических кадров для российского образования. Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа характеристик Ганзейского союза, представленных в учебниках по истории России и всеобщей истории, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию Министерством просвещения Российской Федерации, и наиболее распространенных в школах Псковской области. Не ограничиваясь критикой школьных учебников, авторы предлагают универсальные памятки характеристики экономических союзов и написания проекта по теме «Ганза и Псков» которая, на их взгляд, позволит формализовать подготовку обучающихся не только с позиции содержания предмета, но и с позиции оценивания результатов обучения.

Ключевые слова: Ганзейский союз, Псков, экономический союз, школьный учебник, памятка, проект.

В 1980 г. была основана международная неправительственная межмуниципальная организация «Ганзейский союз Нового времени»1, часто именуемая «Новой Ганзой», активным

1 Ганзейский союз Нового времени. Цикл фильмов о древнерусских городах. [Электронный ресурс]: URL: https://www.gtrkpskov. ru/television/tv-programs/ganzejskij-soyuz-novogo-vremem.html (дата обращения: 17.05.2019).

участником которой с 1993 г. стала Российская Федерация. Появление союза было направлено не только на поддержку торговли и туризма, но и на сохранение и формирование исторической памяти народов, входящих в состав Новой Ганзы.

Важную роль в сохранении исторической памяти поколений играет, в том числе, и школьный учебник истории, который для подрастающего поколения одновременно является и носителем объективных исторических знаний.

Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории2 определяет требования не только к компоновке и структуре учебника, но и к его содержанию. Так, в разделе «Зрелое средневековье (конец XI-XIII вв.)» отражены следующие смысловые блоки: «Рост городов: возрождение старых и возникновение новых. Ремесло, цехи, гильдии. Ремесленные уставы. Мастера, подмастерья, ученики. Торговля. Основные торговые пути. Средиземноморье и Балтика. Ярмарки. Ростовщичество и банки. Ганза»3.

Историко-культурный стандарт Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в разделе «Русские земли в середине XIII-XIV вв.» предписывает изучение блока вопросов: «Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей»4. В процессе знакомства с последующим периодом истории России (раздел Историко-культурного стандарта «Формирование единого Русского государства в XV в.») обучающиеся должны освоить содержание вопроса «Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским»5.

2 Проект Концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории. [Электронный ресурс]: URL: http://www.tsput. ru/his_seminar/progect.pdf (дата обращения: 18.05.2019).

3 Там же.

4 Историко-культурный стандарт по отечественной истории. [Электронный ресурс]: URL: https://historyrussia.org/proekty/ kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html (дата обращения: 18.05.2019).

5 Там же.

Очевидно, что в основе нормативно-правовых требований к уровню и объему знаний и умений обучающихся лежит материал учебников по истории. Мы поставили своей целью провести сравнительный анализ информации о Ганзейском союзе (далее — ГС), представленной в учебниках по истории России и по всеобщей истории, входящих в Федеральный перечень учебников6, и выработать методические рекомендации по изучению экономических союзов для выполнения проектной работы в школе7.

В выборку вошли наиболее распространенные в школах Псковской области учебники различных издательств. В основу сравнительного анализа были положены следующие критерии: причины создания ГС, дата создания ГС, города ГС, торговые отношения ГС с Псковом, торговые отношения ГС с Новгородом, дата распада ГС.

1. Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. История Сред-

них веков. 6 класс. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012. 207 с.

Название ГС Союз городов — Ганза (с. 109).

Причины создания ГС Рост в Германии числа свободных имперских городов, развитие ремесел (с. 108).

Дата создания ГС ХШ-ХТС вв. (с. 109)

Города ГС «В период расцвета в него входило до 100 городов, в том числе города Восточной Балтии Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Рига. Развитию морской торговли способствовало налаженное в Любеке производство больших торговых кораблей. Ганзейские купцы имели свои конторы в Лондоне, Стокгольме, Бергене и др. Они добирались и до Руси, бывали в Новгороде. Сосредоточившись на прибыльной

6 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. [Электронный ресурс]: URL: http://shcola29. ucoz.ru/matertehobesp17/federalnyj_perechen_uchebnikov_na_2017-2018.pdf (дата обращения: 18.05.2019).

7 Пример такого рода анализа см.: Дмитриев В. А. Отражение истории Древнего Ирана в школьном курсе истории Древнего мира в учебнике для V класса // ПИвШ. 2018. № 9. С. 35-38.

зарубежной торговле, германские города уже не были так заинтересованы в создании единого внутреннего рынка» (с. 109)_

Торговые отношения ГС с Псковом

Торговые отношения ГС с Новгородом

Ганзейские купцы «бывали в Новгороде» (с. 109).

Дата распада ГС

Иллюстрации

План рынка в городе Любек (Германия) (с. 62)

Порт в Гамбурге.

Средневековая миниатюра (с. 108)

Герб города Магдебург (с. 108)

Вопросы и задания

Расскажите о средневековых немецких городах. Какую роль они играли в европейской торговле?

Прочтите высказывание современного историка Ж. Ле Гоффа и выполните задание. «В XIII веке в купеческом мире господствуют два народа: на юге, в Средиземноморье, — итальянцы, а на севере, на Британских островах, во Фландрии и до Балтийского моря, — немцы». Установите по карте, на территориях каких современных государств находились ганзейские города и торговые конторы. Выскажите суждение, благодаря чему ганзейские купцы заняли лидирующие позиции в европейской торговле. Объясните, почему в германских землях в отличие от западноевропейских стран не сложилось единое государство (с. 110)

2. Пчелов Е. В. История России с древнейших времен до конца XVI века. учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. 272 с.

Название ГС «Ганзейский союз северных немецких городов» (с. 107).

Причины создания ГС —

Дата создания ГС —

Города ГС —

Торговые отношения ГС с Псковом —

Торговые отношения ГС с Новгородом «Новгород стоял у истоков торговых путей по Волге, связывал страны Северной Европы и Балтики с Византией, арабским Востоком, Кавказом. Новгородское государство имело непосредственный выход к морю. Новгород вывозил пушнину, воск, мед, оружие, гончарные и кузнечные изделия, а ввозил сукно, янтарь, ювелирные украшения. Новгородские купцы, гости, осваивали и морские пути. Их суда ходили по Балтике в немецкие государства, в Данию и Швецию. Очень активно торговал Новгород с Ганзейским союзом северных немецких городов.

В самом городе были дворы иностранных купцов, а торговые отношения регулировались договорами. <...> Все это обогащало Новгородское государство. Географические и природные условия Новгородской земли благоприятствовали развитию ремесла и торговли. Ремесленники и купцы составляли значительную часть населения Новгородского государства» (с. 107)._

Дата распада ГС

Новгородский торг. Миниатюра. XVI в. (с. 108)

Как назывался самый знаменитый торговый путь, Вопросы проходивший по Новгородским землям? С помои задания щью карты... определите, с какими странами Европы и Азии могли торговать новгородцы (с. 108).

3. Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков. учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. 264 с.

Название ГС «Большое товарищество — Ганза» (с. 124).

Причины создания ГС —

Дата создания ГС —

Города ГС

«Центром Ганзы долгое время был город Любек на Балтике» (с. 124).

Торговые отношения ГС с Псковом

Торговые отношения ГС с Новгородом

«Ганзейцы держали контору в Новгороде и покупали в русских землях очень ценившиеся на Западе меха. Ганзейские купцы снабжали всю Европу не только русскими мехами, но и засоленной балтийской сельдью. В основном на торговле именно этими двумя товарами и выросло богатство и мощь северогерманских городов» (с. 124)._

Дата распада ГС

Иллюстрации

Основные торговые пути в Европе к концу Средневековья (с. 126)

Виды немецких городов Нюрнберга и Трира. Гравюры. XVI-XVII вв. (с. 123)

Вопросы

и задания

Покажите по карте торговые пути, которыми купцы доставляли товары из Константинополя, Александрии и Новгорода на ярмарки Шампани и во Фландрию. Подумайте, каким путем шли товары из Средиземноморья на Балтику в те неспокойные столетия, когда распадалась Франкская империя (с. 125)._

4. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С., Токарева А. Я. История России. 6 класс. учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2017. 128 с.

Название ГС —

Причины создания ГС —

Дата создания ГС —

Города ГС —

Торговые отношения ГС с Псковом —

Торговые отношения ГС с Новгородом «Новгородцы в основном занимались ремеслом и торговлей. Изделия новгородских плотников, кузнецов, ткачей, гончаров, кожевников, оружейников славились по всей Руси. Новгородские ладьи (ушкуи) плавали по северным морям. Драгоценная пушнина, добытая скотниками и полученная в виде дани, приносила большой доход боярам, снаряжавшим военно-промысловые походы. Кроме пушнины, основными предметами заморской торговли новгородских купцов были мед и воск высокого качества. Продавали также льняные ткани, выделанные кожи, смолу, строевой лес. Торговля велась главным образом с немецкими и датскими купцами, а также с Византией, странами Востока. В Новгороде существовали торговые дворы и храмы для иноземных купцов. Эти купцы везли в город сукно, металлы, вино, предметы роскоши. Новгородцы вели оживленную торговлю и на территории Руси. Они проникали в самые отдаленные русские земли» (с. 117-118).

Дата распада ГС —

Иллюстрации —

Вопросы и задания Как назывались объединения купцов в средневековых городах в Западной Европе? (с. 118)

5. Ведюшкин В. А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 288 с.

Название ГС «В торговле на Балтике преобладали немецкие города, объединенные в торговый союз — Ганзу» (с. 126).

Причины создания ГС С Х-Х1 веков начинается период быстрого роста городов, углубления различий между городом и деревней. В ходе борьбы со своими сеньорами многие города добились свободы и самоуправления и Основой хозяйственной жизни города являлось ремесло, организованное в цехи, а также торговля; под их воздействием на смену натуральному хозяйству постепенно приходит товарно-денежное (с. 117-124).

Дата создания ГС —

Города ГС Обозначены на карте (см. ниже).

Торговые отношения ГС с Псковом —

Торговые отношения ГС с Новгородом —

Дата распада ГС —

Карта «Ремесло и торговля в Европе в XIV в.» (с. 122-123)

Иллюстрации ■ Крупные торгово-ремесленные города |ТУнис о Прочие центры ремесленного производства Кайру а н

Без таких весов не обходился ни один купец (с, 125)

РШ

Венецианское судно и ганзейский корабль (когг) (с. 126)

Вопросы и задания

Раздел «Наши проекты и исследования», п. 7: _«Ганза и Великий Новгород» (с. 129).

6. Искровская Л. В., Федоров Е. С., Гурьянова Ю. В. История Средних веков: 6 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2016. 304 с.

Название ГС

«Ганза (от немецкого «союз», «товарищество»), включающая купцов более 100 городов в основном на севере Германии. Ганзейцы занимались в основном торговлей шерстяными тканями, железом, солью, закупали строевой лес, пушнину, хлеб, рыбу и мясо» (с. 141).

Причины создания ГС

Рост числа городов, развитие ремесел (с. 141).

Дата создания ГС

Х1-ХП вв. (с. 141)

Города ГС

«Их торговые представительства — дворы были в Англии, Скандинавии, Нидерландах и на Руси» (с. 141).

Торговые отношения ГС с Псковом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Торговые отношения ГС с Новгородом

Дата распада ГС

Порт Ганзейского города. Современный рисунок (с. 142)

Иллюстрации

Ганзейский купец ХШ-ХГУ вв. (с. 142)

Вопросы и задания Для каких целей купцы объединялись в гильдии? Какова роль Ганзы в международной торговле? (с. 145)

Из таблиц видно, что материала, изложенного в учебниках, выпускнику будет явно недостаточно для полноценной характеристики ГС; на изучение многочисленных публикаций, посвященных Ганзе, у школьника элементарно не хватит времени, а роль Великого Новгорода и Пскова в ГС требует отдельного внимания. Компенсацией выявленного недостатка является включение в методический аппарат учебника задания провести проектное исследование по теме «Ганза и Великий Новгород».

Выполнение подобной проектной работы возможно на основе предлагаемой нами памятки, руководствуясь которой учитель сможет эффективно организовать не только проектную деятельность обучающихся, но и проведение сравнительного анализа экономических союзов, существующих на сегодняшний день. Памятка может быть основана на уставах современных экономических союзов (в данном случае — ВТО8) и выглядеть следующим образом:

8 Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс]: URL: https://www.wto.org (дата обращения: 18.05.2019).

1. Предпосылки создания торгово-экономических союзов. Социально-экономические, политические и культурные причины, основания и стимулы создания торгово-экономического союза.

2. Форма союза. Зона свободной торговли. Таможенный союз. Общий рынок. Полный экономический союз.

3. Стороны, участники союза. Перечень стран, городов — участников союза. Цель сторон, участников союза (повышение жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития и т. д.).

4. Сфера деятельности союза. Перечень услуг, работ предоставляемых союзом странам, городам, предприятиям, организациям и отдельным людям.

5. Структура союза. Органы управления союза, руководители и должностные лица. Учреждения и организации, входящие в союз.

6. Отношения союза с другими организациями, государствами, институтами.

7. Статус союза. Привилегии и иммунитеты союза и его участников.

8. Способы принятия решений в союзе.

9. Торговые соглашения между членами союза.

10. Сильные и слабые стороны союза.

Сегодняшний девиз ганзейских городов — «Внутри согласие, снаружи мир» — становится как нельзя актуальным и отражает процесс глобализации не только в экономической, социальной, политической, но и духовной сферах. Для того чтобы обучающиеся понимали значение Ганзы, а так же могли охарактеризовать деятельность союза и его взаимоотношения с русскими городами, важно включить в содержание учебно-методического комплекса по истории информацию, соответствующую возрасту обучающихся, а также региональный компонент.

Региональный компонент может быть реализован через проектную деятельность. Мы предлагаем учебный проект «Ганза и Псков», осуществление которого строится по плану:

1. История ГС. Дата и цели создания. Участники.

2. Географические и политические предпосылки возникновения и развития взаимоотношений между Псковом и ГС.

3. Договорные отношения Пскова и городов ГС.

4. Преимущества и недостатки ГС.

5. «Ганзейские дни Нового времени» в Пскове.

6. Список источников и литературы.

Источники

Историко-культурный стандарт по отечественной истории. [Электронный ресурс]: URL: https://historyrussia.org/ proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html (дата обращения 18.05.2019).

Проект Концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории. [Электронный ресурс]: URL: http://www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf (дата обращения: 18.05.2019).

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. [Электронный ресурс]: URL: http://shcola29. ucoz.ru/matertehobesp17/federalnyj_perechen_uchebnikov_ na_2017-2018.pdf (дата обращения: 18.05.2019).

Литература

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2017.

Ангерманн Н. Торговля Пскова с Ганзой и ливонскими городами во второй половине XVI в. // Псков в российской и европейской истории: Междунар. науч. конф. В 2 т. Т. 1. М., 2003. С. 305-309.

Аракчеев В. А. Псков и Ганза в эпоху средневековья: научная справка. Псков, 2012.

Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., 2017.

Ведюшкин В. А. Всеобщая история. История Средних веков.

6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2012.

Ганзейский союз Нового времени. Цикл фильмов о древнерусских городах. [Электронный ресурс]: URL: https://www. gtrkpskov.ru/television/tv-programs/ganzejskij-soyuz-novogo-vremeni.html (дата обращения: 17.05.2019). Дмитриев В. А. Отражение истории Древнего Ирана в школьном курсе истории Древнего мира в учебнике для V класса // ПИвШ. 2018. № 9. С. 35-38. Искровская Л. В., Федоров Е. С., Гурьянова Ю. В. История Средних веков. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2016. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С., Токарева А. Я. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. М., 2017. Кирпичников А. Н. Иностранец о Пскове XVI века. Сообщение Самуэля Кихеля // Труды Псковского музея-заповедника. Вып. 1. Псков, 1994. С. 47-67. Об историческом исследовании В. А. Аракчеева «Псков и Ган-за в эпоху средневековья» // Ганзейские города: восстановление исторических связей для современного управления в сфере культуры. [Электронный ресурс]: URL: http:// hansaproject.ru/rabochiy-paket-3/p-2171 (дата обращения: 18.05.2019).

Пчелов Е. В. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., 2016.

Алиева Людмила Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, доцент (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: zemkod1922@gmail.com.

Филиппова Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры отечественной истории (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: zemkod1922@gmail.com.

Representation of Trade Relations between the Hanseatic League and Russian Cities in School History Textbooks of the So-called "New Generation"

The authors turn to the analysis of the problem of relations between the Hanseatic League and Russian cities (primarily, Pskov and Novgorod) in the school course of history, the understanding of which is

necessary in the training of school teachers. The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the characteristics of the Hanseatic League, presented in the textbooks of history of Russia and World history, included in the "Federal List of School Textbooks" by the Ministry of Education of the Russian Federation. The authors do not limit the scope of their research only to critical analysis of school textbooks but they offer universal references concerning the characteristics of economic unions and suggest writing a project on the topic "Hansa and Pskov", which, in their opinion, will allow to conclude the training of pupils not only from the point of view of the subject, but also from the point of view of its learning outcomes.

Key words: Hanseatic League, Pskov, economic union, school textbook, jotting, project.

Lyudmila Alieva, Associate Professor of the Department of Russian History, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: zemkod1922@gmail.com.

Tatiana Filippova, Assistant Lecturer of the Department of Russian History (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: zemkod1922@gmail.com.

References Primary sources

Istoriko-kul'tumyi standart po otechestvennoi istorii. [Elektronnyi resurs]: URL: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istor-iko-kulturnyj-standart.html (data obrashcheniia 18.05.2019).

Proekt Kontseptsii novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po vse-mirnoi istorii. [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.tsput.ru/his_ seminar/progect.pdf (data obrashcheniia: 18.05.2019).

Federal'nyi perechen' uchebnikov, rekomenduemykh k ispol'zovaniiu pri realizatsii imeiushchikh gosudarstvennuiu akkreditatsi-iu obrazovatel'nykh program nachal'nogo obshchego, osnovnogo ob-shchego, srednego obshchego obrazovaniia 2018-2019 uch. god. [Ele-ktronnyi resurs]: URL: http://shcola29.ucoz.ru/matertehobesp17/ federalnyj_perechen_uchebnikov_na_2017-2018.pdf (data obrashche-niia: 18.05.2019).

Secondary sources

Aleksashkina L. N. Vseobshchaia istoriia. Istoriia Srednikh vekov. 6 klass. Uchebnik dlia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. Moscow, 2017.

Angermann N. Torgovlia Pskova s Ganzoi i livonskimi gorodami vo vtoroi polovine XVI v. // Pskov v rossiiskoi i evropeiskoi istorii: Mezhdunar. nauch. konf. V 2 t. T. 1. Moscow, 2003. S. 305-309.

Arakcheev V. A. Pskov i Ganza v epokhu srednevekov'ia: nauchnaia spravka. Pskov, 2012.

Boitsov M. A., Shukurov R. M. Vseobshchaia istoriia. Istoriia Srednikh ve-kov. Uchebnik dlia 6 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. Moscow, 2017.

Vediushkin V. A. Vseobshchaia istoriia. Istoria Srednih vekov. 6 klass. Uchebnik dlia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. Moscow, 2012.

Ganzeiskii soiuz Novogo vremeni. Tsikl fil'mov o drevnerusskikh goro-dakh. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.gtrkpskov.ru/televi-sion/tv-programs/ganzejskij-soyuz-novogo-vremeni.html (data ob-rashcheniia: 17.05.2019).

Dmitriev V. A. Otrazhenie istorii Drevnego Irana v shkol'nom kurse istorii Drevnego mira v uchebnike dlia V klassa // Prepodavanie istorii v shkole. 2018. № 9. S. 35-38.

Iskrovskaia L. V., Fedorov E. S., Gur'ianova Iu. V. Istoriia Srednikh vekov. 6 klass. Uchebnik dlia uchashchikhsia obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. Moscow, 2016.

Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Stefanovich P. S., Tokareva A. la. Istoriia Rossii. 6 klass. Uchebnik dlia obshcheobrazovatel'nykh organizatsii. V 2 ch. Ch. 1. Moscow, 2017.

Kirpichnikov A. N. Inostranets o Pskove XVI veka. Soobshchenie Samuelia Kikhelia // Trudy Pskovskogo muzeia-zapovednika. Vyp. 1. Pskov, 1994. S. 47-67.

Ob istoricheskom issledovanii V. A. Arakcheeva "Pskov i Ganza v epokhu srednevekov'ia" // Ganzeiskie goroda: vosstanovlenie istoricheskikh sviazei dlia sovremennogo upravleniia v sfere kul'tury. [Elektronnyi resurs]. URL: http://hansaproject.ru/rabochiy-paket-3/p-2171 (data obrashcheniia: 18.05.2019).

Pchelov E. V. Istoriia Rossii s drevneishikh vremen do kontsa XVI veka. Uchebnik dlia 6 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. Moscow, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.