Научная статья на тему 'Отражение темы памяти в образе Герлофа Давидссона (на материале произведений Юхана Теорина)'

Отражение темы памяти в образе Герлофа Давидссона (на материале произведений Юхана Теорина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю. ТЕОРИН / ДЕТЕКТИВ / РОМАН / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ФОЛЬКЛОРЕ / МОРЕ / ТЕМА / ОБРАЗ / J. THEORIN / DETECTIVE / NOVEL / INDIVIDUAL MEMORY / COLLECTIVE MEMORY / FOLKLORE / SEA / THEME / CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коновалова М.А.

Цель данной статьи состоит в рассмотрении и анализе взаимодействия образа Герлофа Давидссона, который является ключевой фигурой творчества Юхана Теорина, и темы памяти, к которой также часто обращается автор. Прототипом для персонажа послужил дедушка писателя Эллерт Герлофссон, а также все моряки Эланда, где Ю.Теорин провел значительную часть детства, благодаря чему с островом его связывают теплые воспоминания. Герлоф большую часть жизни проработал в море, на пенсии не может расстаться с воспоминаниями: мастерит кораблики в бутылках, оставаясь таким образом причастным водной стихии, рассказывает истории о себе и своих друзьях, произошедшие в море. Часто он повествует о тех же событиях, о которых говорил его прототип, Эллерт. Индивидуальная память героя сочетается с коллективной памятью народа, носителем которой также является Герлоф. Она проявляется в менталитете старого моряка, который отражает события и нравы прошлого века, его близости к фольклору и истории. Так, в этом персонаже с темой памяти синтезируется образ моря, которое так же, как и история, сохраняется на протяжении жизни многих поколений и в то же время не остается неизменной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of Memory in the Character of Gerlof Davidsson (Based on the Works of Johan Theorin)

The purpose of this article is to examine and analyze the interaction of the character of Herlof Davidsson, who is the key figure of Juhan Theorin’s works, and the theme of memory, which the author also often refers to. Gerlof is not the main character in the detective novels of the writer, for all his books he is very important person. The prototype for the character was the grandfather of the writer Ellert Gerlofsson, as well as all the sailors of Eland, where J. Theorin spent a larger half of his childhood, thanks to which warm memories are associated with this island. Gerlof worked most of the time in the sea, he can’t live without the memories: he makes boats in bottles, that involves him in the water element, tells stories about himself and his friends that happened at sea. Often he talks about the same events, which Ellert told. The individual memory of the character is combined with the collective memory of the people. It seens in the mentality of the old sailor, which reflects the events and customs of the last century, folklore and history. So, in this character with the theme of memory is synthesized the representation of the sea, and it, like history, conserves the life of many generations and at the same time does not remain unchanged.

Текст научной работы на тему «Отражение темы памяти в образе Герлофа Давидссона (на материале произведений Юхана Теорина)»

УДК 821.113.6

ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ПАМЯТИ В ОБРАЗЕ ГЕРЛОФА ДАВИДССОНА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮХАНА ТЕОРИНА)

М. А. КОНОВАЛОВА,

преподаватель кафедры германской филологии и скандинавистики, Петрозаводский Государственный университет, 185910, Петрозаводск, проспект Ленина, 33, тел. +7 (953) 5451249, e-mail: konovmasha@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Коновалова М. А. Отражение памяти в образе Герло-фа Давидссона (на материале произведений Юхана Те-орина).

Цель данной статьи состоит в рассмотрении и анализе взаимодействия образа Герлофа Давидссона, который является ключевой фигурой творчества Юхана Тео-рина, и темы памяти, к которой также часто обращается автор. Прототипом для персонажа послужил дедушка писателя Эллерт Герлофссон, а также все моряки Элан-да, где Ю.Теорин провел значительную часть детства, благодаря чему с островом его связывают теплые воспоминания. Герлоф большую часть жизни проработал в море, на пенсии не может расстаться с воспоминаниями: мастерит кораблики в бутылках, оставаясь таким образом причастным водной стихии, рассказывает истории о себе

© М. А. Коновалова, 2017

и своих друзьях, произошедшие в море. Часто он повествует о тех же событиях, о которых говорил его прототип, Эллерт. Индивидуальная память героя сочетается с коллективной памятью народа, носителем которой также является Герлоф. Она проявляется в менталитете старого моряка, который отражает события и нравы прошлого века, его близости к фольклору и истории. Так, в этом персонаже с темой памяти синтезируется образ моря, которое так же, как и история, сохраняется на протяжении жизни многих поколений и в то же время не остается неизменной.

Ключевые слова: Ю. Теорин, детектив, роман, индивидуальная память, коллективная память, фольклоре, море, тема, образ.

Summary

Konovalova M. A. Reflection of Memory in the Character of Gerlof Davidsson (Based on the Works of Johan Theorin).

The purpose of this article is to examine and analyze the interaction of the character of Herlof Davidsson, who is the key figure of Juhan Theorin's works, and the theme of memory, which the author also often refers to. Gerlof is not the main character in the detective novels of the writer, for all his books he is very important person. The prototype for the character was the grandfather of the writer Ellert Gerlofsson, as well as all the sailors of Eland, where J. Theorin spent a larger half of his childhood, thanks to which warm memories are associated with this island. Gerlof worked most of the time in the sea, he can't live without the memories: he makes boats in bottles, that involves him in the water element, tells stories about himself and his friends that happened at sea. Often he talks about the same events, which Ellert told. The individual memory of the character is combined with the collective memory of the people. It seens in the mentality of the old sailor, which reflects the events and customs of the last century, folklore and history. So, in this character with the theme of memory is synthesized the representation of the sea, and it, like history, conserves the life of many generations and at the same time does not remain unchanged.

Keywords: J. Theorin, detective, novel, individual memory, collective memory, folklore, sea, theme, character.

Размышления о природе памяти занимали людей с древнейших времен. К этому феномену обращались представители как гуманитарных, так и естественных наук, и во все эпохи под разным углом смотрели на эту проблему. Несмотря на это, природа и механизмы памяти по сей день во многом остаются неразгаданными. Именно неизведанность, в определенной степени таинственность этого явления заставляет снова и снова обращаться к нему ученых, писателей и поэтов. А. Г. Гачева обращает внимание и на то, что именно благодаря памяти человек может изменять ход времени, пусть и мысленно, обращать время вспять: «если природа стремит свои создания вперед и только вперед, то человек постоянно обращается вспять, стремится остановить мгновенье, вырвать из меоничес-кого плена забвенья драгоценные события жизни, дорогих сердцу людей» [2, с. 13]. Это - одна из причин, по которой тема памяти становится важнейшей в литературе. Литература, как и история, «дает новую жизнь мертвым, воскрешает их. <...> Все они живут теперь с нами, и мы чувствуем, что мы им родные, друзья» [1, с. 162].

К этому свойству литературы часто прибегает в своих произведениях Юхан Теорин, современный шведский автор детективов. Таким образом он пытается возродить память о своих погибших родственниках, вернуть память об острове под названием Эланд, где прошло его детство, когда «все было более насыщенным и захватывающим, а пейзаж был более мистическим и жутким, чем сейчас» [8]. Главной причиной, заставившей изобразить Эланд, стала ностальгия по миру старого острова, ушедшему в небытие.

В одном из интервью писатель объясняет: «Книга посвящена всем моим эландским родным. Но мой дед Эл-лерт представляет собой тот самый старый Эланд и все, что исчезло с новым временем. Все знания о том, как раньше занимались промыслом, утеряны, так же, как и память о времени, когда он был капитаном шаланды и перевозил

эландскую известь в Смоланд и Стокгольм через Балтийское море, а обратно возвращался с топливом и другими товарами. Эллерт скончался, когда мне было 11, я о многом не успел его спросить. Я сумел поговорить с его братьями, но сейчас и их нет» [9]. Автор во введении к книге «Ре stort alvar» пишет: рассказы деда, Эллерта Герлофс-сона «послужили вдохновением, когда я создавал моего друга Герлофа Давидссона, пожилого капитана шаланды на пенсии, который играет второстепенную роль в моих романах об Эланде, и главную - в некоторых новеллах этого сборника» [10, с. 11]. Однажды он признается: «Мне кажется, образ Герлофа - это в каком-то роде попытка вернуть дедушку к жизни» [3]. Именно поэтому Герлоф так близок писателю, он пишет: «если Герлоф Давидссон есть в рассказе, значит, в историях есть доля правды...» [10, с. 14].

Благодаря такому вниманию автора и, вероятно, его симпатии, Герлоф Давидссон является любимым героем серии детективов. Он - второстепенный персонаж, если рассматривать отдельные романы Юхана Теорина, однако, если уделить внимание всему творчеству автора, - это ключевая фигура. Этот герой очень переменчив, в разных произведениях он может быть как пенсионером, скучающим по своей «морской» жизни (в цикле романов об Эланде и некоторых новеллах), так и молодым моряком, совсем недавно начавшим свою профессиональную деятельность (в новеллах «Jungfruns hдmnd», «Perro del mar», «Pasnaljer» и др.).

Тема памяти в произведениях Юхана Теорина является одной из ключевых, наравне с проблемой поколений а также вопросом взаимоотношений и противопоставления жителей острова «материковым» шведам. Как известно, память может быть индивидуальной, то есть принадлежащей одному человеку, и коллективной - памятью целого народа. С фигурой Герлофа Давидссона связаны оба проявления этого феномена. Б. В. Томашевский пишет о том,

что с определенными персонажами в произведении связывают те или иные темы или мотивы: «Принадлежность того или иного мотива определенному персонажу облегчает внимание читателя. Персонаж является руководящей нитью, дающей возможность разобраться в нагромождении мотивов, подсобным средством для классификации и упорядочения отдельных мотивов» [7, с. 199]. Неудивительно, что с отставным моряком Юхан Теорин связывает тему памяти - море всегда воспринималось человеком как что-то неизменное, то, что связывает одно поколение с другим и остается незыблемым на века.

Индивидуальная память Герлофа, в которой его сознание сливается с мыслями Эллерта, постоянно возвращается к уже забытым устоям жизни на острове и к морю, с которым они были тесно связаны. В старости это находит воплощение в его хобби - вязание ковриков из корабельного каната, которые, по словам моряка, «приносит в дом удачу» [5, с. 138]; и строительство великолепных корабликов в бутылках в подарок или на заказ позволяет ему оставаться неким образом причастным водной стихии. Гер-лоф, проведя большую часть жизни в море, и на пенсии не может его забыть. Воспоминания о прошлом не оставляют его. Особенно ярко отпечатались в памяти годы войны: «Он тогда работал лоцманом, проводил торговые суда в обход минных полей, но его и сейчас преследовал кошмар: его корабль подрывается на мине» [5, с. 77]. «Бывших моряков не бывает» - вот что хочет сказать нам Юхан Теорин и что он показывает в своем творчестве. Моряк старого Эланда - это образ мыслей, состояние души, а душа, как известно, не стареет, все бережно сохраняя в памяти.

Мысли о море возникают не только в рассказах Герлофа о былых временах, они присутствуют в интерьере, предметах, окружающих персонажей: «На стенах висели разные памятные предметы: доски с названиями кораблей, доку-

менты в рамках и черно-белые фотографии двухмачтовых парусников» [6, с. 207] — здесь морская тема так же, как в рассказах, тесно переплетается с темой памяти. Старый капитан может увидеть корабль не только в море: «...большая веранда ему понравилась — полы с разделяющими доски аккуратными темными желобками напоминали палубу корабля» [5, с. 141], а сама освещенная веранда в темноте «со стороны смотрелась, наверное, как палуба корабля, рассекающего ночное море» [5, с. 147].

Помимо индивидуальной памяти, заключающейся в личном опыте Герлофа, он является носителем памяти коллективной. Благодаря тому, что образ этого персонажа особенно близок автору, он получает право стать голосом народа, в котором синтезируются все знания, истории, обычаи и поверья. Герлоф признается, что у него много воспоминаний и объясняет это тем, что «эти истории я слышал много раз. И много раз рассказывал. Это только укрепляет память» [6, с. 40]. О его памяти положительно отзываются и другое герои романов: «Ну, память то у тебя -дай бог каждому. Все эландские лайбы помнишь, людей. не знаю, как это у тебя получается» [4, с. 250]. В некоторых новеллах Герлоф рассказывает те же старые истории, о которых говорил его прототип, Эллерт Герлоффсон. Однажды во время своего рассказа, употребив слово «бен-дежка», Герлоф сталкивается с непониманием у слушателей: «Вдруг Герлофу пришло в голову, что, наверное, никто, кроме него и Йона, никогда не слышал это слово» [5,-с. 142].

Кроме того, стоит отметить, что некоторые события, описанные Ю. Теорином в романах, основаны на реальной истории. Вот что автор говорит об одном из эпизодов первого романа Эландского квартета: «В основе «Мертвой зыби» лежат реальные исторические события: несколько десятков из тысяч немецких солдат, которые в конце второй мировой войны оказались отрезанными в балтийской

Курляндии, сбежали через Балтийской море и добрались до берегов Швеции» [9]. В тексте детектива мы читаем о том, что на острове оказались два немецких солдата, которые были застрелены сбежавшим впоследствии Ниль-сом Кантом, поисками которого занимается Герлоф. Гер-лоф рассказывает и об истории постройки одного их хуторов на острове: «У дома в Олуддене плохая репутация. Говорят, фундамент сложен из остатков заброшенной часовни, а бревна взяли с потерпевшего крушение корабля. Тогда для людей главным была экономия» [6, с. 83].

Старый моряк рассказывает не только истории, произошедшие в реальности или те, которые случились с родными или знакомыми писателя. Герлоф помнит много разных примет и преданий, в которые сам не верит, в частности, он не думает, что в каменоломне живут тролли, а работавших там каменотесов, считает суеверными: «Видели на камнях какие-то знаки, верили в троллей, в привидения. Особенно тролли им досаждали. Воровали молотки и кувалды. ну тут-то ясно: всегда легче подумать на тролля, чем на коллегу» [5, с. 148]. Именно Герлоф раскрывает реальное происхождение кровавого разлома, развенчивая легенду о битве между эльфами и троллями, которая играет важнейшую сюжетообразующую роль в романе. Он дает этому явлению природы простое и логичное объяснение: «каменотесы и вправду окрестили ее кровавым разломом. Никакая это не кровь, это окись железа. Да и не разлом. скорее пласт, но так уж назвали. Когда-то Эланд весь был под водой. Солнце светило, все, что могло окисляться на дне, все окислилось. А потом, значит, остров поднялся на поверхность, окись железа так и окаменела, тонким слоем» [5, с. 234]. Таким образом, мы видим, что фольклорные произведения являются частью того культурного наследия, которое несет Герлоф.

Несмотря на то, что устное народное творчество не содержит достоверной информации об исторических со-

бытиях, оно, тем не менее, довольно точно представляет нам характер людей, которые являлись его создателями и сохраняли эту веру на протяжении веков. Очень важно учитывать фольклор, чтобы «понять те смыслы и ощутить те веяния, что носятся в воздухе эпохи и открываются через соприкосновение с памятниками культуры. Именно поэтому Н.П. Анциферов так внимателен к мифу, легенде, преданию. Он повторяет, что через них раскрывается гений места и образ времени, в них воплощается человеческая надежда и вера, созидается идеал. В них — ключ к пониманию эпохи, ее настроений, идеалов и чаяний» [2, с. 12]. В нашем случае этот ключ к пониманию эпохи и хранитель народной памяти предстает, опять же, в образе моряка Герлофа.

Итак, в своем творчестве Юхан Теорин тесно связывает тему памяти с образом Герлофа Давидссона. Значительная часть четырех его детективных романов, действие которых разворачивается на Эланде, представлена воспоминаниями этого персонажа. Отдельные новеллы сборника «Ре stort а^аг» рассказывают о былых временах, и главным героем в них становится именно Герлоф. Этот моряк является носителем как индивидуальной, так и коллективной памяти. В первую очередь, он становится рупором памяти дедушки Юхана Теорина, повествуя о его молодости и о некоторых моментах детства самого автора. Кроме того, Герлоф несет и коллективную память жителей острова Эланд, рассказывая огромное количество историй, бытовавших на острове, фольклорных преданий и легенд, а также сообщая читателям о реальных исторических событиях. Учитывая значимость фигуры Герлофа Давидссона для всего творчества писателя, можно сделать вывод, что тема, связанная с Герлофом, а именно тема памяти, является важнейшей для Юхана Теорина. В связи с этим мы видим необходимым продолжать исследование в произведениях автора этой темы, которая, безусловно, не ограничивается связью с одним персонажем.

Список использованных источников

1. Анциферов Н.П. Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 2003. М., 2004. C. 107-163.

2. Гачева А.Г. Память, культура, история в наследии Н.Ф. Федорова и Н.П. Анциферова //Вопросы культурологи. -2013. - №6. - C. 12-17.

3. Сам я призраков не встречал [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://fantlab.ru/article610. (14.11.2015).

4. Теорин Ю. Призрак кургана. М.: Рипол Классик, 2016. 432 с. (Остров призраков)

5. Теорин Ю. Кровавый разлом. М.: Рипол Классик, 2011. 448 с. (Остров).

6. Теорин Ю. Ночной шторм. М.: Рипол Классик, 2011. 320 с. (Book&Travel).

7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Уче-б.пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. 333 с.

8. Intervju med Johan Theorin [Electronic Resource] / Mode of access: URL:http://www.deckarhuset.se/intervju-med-johan-theorin (дата обращения 14.11.2014).

9. Johan Theorin: Han skriver med hjдrtat [Electronic Resource] / Mode of access: URL: http://www.dast.nu/artikel/ johan-theorin-han-skriver-med-hjartat (дата обращения 14.08.2017).

10. Theorin Johan, Ре stort alvar : femton цlдndska be^ttelser. Stockholm : Wahlstn^m & Widstrand, 2013. 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.