ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ BASED ON THE EXPERIENCE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
УДК/UDC 378:023.5
О. В. Дворовенко O. Dvorovenko
ОТРАЖЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
PRACTICE STRUCTURE REFLECTION DURING LIBRARY AND INFORMATION SPHERE SPECIALISTS TRAINING
В статье описан опыт участия сотрудников Кемеровского государственного института культуры в работе над профессиональным стандартом специалиста библиотечно-инфор-мационной деятельности. Сотрудниками института предпринята попытка экспертизы образовательных программ вуза.
The article describes the experience of the staff of the Kemerovo state Institute of culture in the professional standard of the library and information work specialist. Also, employees of the Institute attempted to use the method of expert evaluation of university's educational programs.
Ключевые слова: профессиональные стандарты, качество образования, экспертиза образовательных программ, библиотечно-ин-формационная деятельность, библиотечно-ин-формационное образование.
Keywords: professional standards, quality of education, expert evaluation of educational programs, library and information activities, library and information education.
Динамичное развитие отраслей производства и социальной сферы оказывает существенное влияние на систему высшего об-
разования. Востребованными на рынке труда становятся мобильные специалисты, готовые к модернизации технологии производства и сервиса, изменениям рыночной конъюнктуры. Учебные заведения профессионального образования призваны соответствовать требованиям работодателей, отслеживать тенденции развития отрасли. Подобная динамика свидетельствует об изменении приоритетов системы образования: доминирующим заказчиком и оценщиком ее качества становится работодатель. Цель внедрения уров-невой образовательной системы «бакалавриат — магистратура» в российскую высшую школу — обеспечение подготовки компетентных специалистов, востребованных на рынке труда.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определяют варианты участия работодателей в подготовке и оценке качества выпускников: это непосредственное вхождение в учебный процесс в качестве преподавателей практико-ориентиро-ванных учебных дисциплин; работа в составе государственной аттестационной комиссии; экспертиза образовательных программ; орга-
низация производственных и инновационных площадок — баз практики студентов.
Сравнительно небольшой опыт подготовки на основе образовательных стандартов третьего поколения свидетельствует об отсутствии налаженных связей среди основных сегментов профессионального сообщества, какими являются практика и образование. Эпизодический характер носит привлечение вузами работодателей для разработки программ практик студентов, экспертизы образовательных программ; при проведении государственной аттестации выпускников акцент ставится на теоретические знания, которые проверяются на соответствие требованиям и правилам, заданным представителями высшей школы.
Работодатели и вузы имеют общие интересы и цели в кадровом секторе экономики: первые — получить, вторые — подготовить высококвалифицированных специалистов. Объединение усилий всех заинтересованных сторон позволит решить эти задачи. Ощущая остроту кадровой ситуации, связанной с производственными инновациями, ростом мобильности трудовых ресурсов, работодатели приходят к пониманию того, что налаживание отношений с учебными заведениями будет содействовать качеству подготовки специалистов.
Наукоемкие отрасли экономики кардинально подходят к решению подобных вопросов. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) инициировал заключение с Министерством образования и науки Российской Федерации Соглашения о взаимодействии (2007 г) [1], в котором предусматривались следующие направления сотрудничества:
• создание и развитие национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования;
• создание системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций;
• содействие развитию современных инновационных образовательных программ;
• разработка и реализация процедур аккредитации центров независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций на основе профессиональных стандартов.
По мнению разработчиков документа, объектом пристального внимания должна стать независимая оценка качества образо-
вания и сертификация выпускников. В соглашении отмечено, что средством проведения независимой оценки станет разработанная система профессиональных стандартов.
Категория «качество образования» является ключевой при обсуждении кадровых проблем подготовки специалистов. Чаще всего это понятие связывают с состоянием и результативностью образовательного процесса, соответствием требованиям работодателей.
В связи с этим можно выделить три направления оценки качества высшего образования:
1) анализ состояния высшего образования — экспертиза образовательных программ;
2) итоговая оценка качества знаний и умений выпускника — работа в составе государственных аттестационных комиссий (оценка результата образования);
3) соответствие требованиям профессиональных стандартов, отражающим запросы работодателей.
РСПП и Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны и утверждены Положение о формировании независимой оценки качества профессионального образования [2] и Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах [3]. Документы закрепляют процедуру оценки качества образования на основе профессиональных стандартов.
Библиотечная отрасль столкнулась с теми же проблемами, что и отрасли промышленного производства. Опираясь на собственный опыт и опыт в других сферах деятельности, следуя тенденциям образовательной и кадровой политики государства, профессиональное сообщество в 2013 г. приступило к разработке профессионального стандарта библиотечно-информационной деятельности.
Согласно определению, закрепленному в Трудовом кодексе Российской Федерации, профессиональный стандарт — характеристика квалификаций, необходимая работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [4]. Формат статьи не позволяет детально остановиться на описании всех структурных элементов профессионального стандарта. Его подробная характеристика дана И. Спилко, О. В. Абалако-вой [5].
Для формирования профессионального стандарта создана рабочая группа, которая занимается проектированием контента документа, обеспечивает его общественную и профессиональную экспертизу. В состав рабочей группы включены представители вузов, работодателей и профессиональных объединений и ассоциаций.
К этой работе были привлечены и сотрудники кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена Совета Российской библиотечной ассоциации И.С. Пилко (http://kemguki.гu/index.php?option=com_ content&v¡ew=art¡cle&¡d=266&Item¡d=/l98). Перед нами была поставлена задача — разработать трудовые функции библиотечных специалистов по работе с электронными данными.
Конкретизация трудовых функций закреплена в детальном описании трудовых действий (табл. 2). Для выделенных трудовых действий сформирован перечень знаний и умений. Принято решение включить в раздел «Другие характеристики» перечень компетенций и условий труда. Разработчики считают эту позицию принципиальной, позволяющей применять компетентностный подход к сфере практической библиотечной деятельности [6].
Раздел «Условия труда» отражает специфику библиотечной деятельности — активное использование технических средств и интеллектуализацию библиотечного труда.
Внедрение профессиональных стандар-
Кемеровская группа разработчиков, изучив регламенты профессиональной деятельности библиотек, предложила процессную структуру обобщенных трудовых функций по работе с электронными данными. Эта структура детально раскрывает такие направления библиотечной деятельности, как: поиск информации в электронных ресурсах; семантическая и техническая обработка электронной информации; создание электронных информационных продуктов; мониторинг электронных информационных ресурсов; хранение (консервация, архивирование, защита) электронных информационных ресурсов; обучение сотрудников и пользователей библиотеки информационно-коммуникационным технологиям; участие в управлении внедрением информационно-коммуникационных технологий в деятельность библиотеки.
Каждая из предложенных обобщающих функций была конкретизирована описанием трудовых функций (табл. /).
тов в библиотечно-информационную практику даст возможность согласовать требования к специалисту, предъявляемые различными регламентами профессиональной деятельности и образовательными стандартами. Профессиональные стандарты позволяют актуализировать действующие регламенты профессиональной деятельности. Для руководителей библиотек профессиональный стандарт может стать инструментом кадровой работы, позволяющим осуществлять подбор и аттестацию кадров. Для сферы образования профессиональный стандарт — это основание для определения уровня квалификации и востребованности компетенций работодателями.
Таблица 1
Конкретизация обобщающих функций по работе с электронными данными в библиотеке (фрагмент)
Наименование обобщающей функции Перечень трудовых действий
Поиск информации в электронных ресурсах Составление поискового предписания
Поиск библиографической информации в электронных ресурсах
Поиск фактографической информации в электронных ресурсах
Поиск полнотекстовой информации в электронных ресурсах
Семантическая обработка информации Компьютерная обработка текста
Аналитико-синтетическая переработка информации с использованием прикладного программного обеспечения
Компьютерная визуализация данных
Таблица 2
Описание трудовой функции «Составление поискового предписания»
Элемент профессионального стандарта Описание
Трудовые действия • Формулирование [прием] запроса • Определение вида, цели и задач поиска • Структурно-семантический анализ запроса, расширение предметного поля поиска • Выбор языка поиска [естественный, информационно-поисковый] • Перевод запроса на ИПЯ поисковых систем • Уточнение [корректировка] запроса • Определение формальных ограничений и содержательных границ поиска • Разработка программы поиска
Необходимые умения • Формулировать, принимать, уточнять информационные запросы • Создавать поисковый образ запроса • Выделять поисковые признаки • Проводить структурно-семантический анализ информационных запросов • Индексировать запросы ключевых слов, предметных рубрик, классификационных индексов на ИПЯ* • Использовать методы морфологического анализа запросов, присвоения булевых операторов, определения синтаксических знаков • Осуществлять выбор источников информационного поиска • Разрабатывать программуинформационного поиска
Необходимые знания • Требования к информационным запросам • Виды информационного поиска • Методы структурно-семантического анализа и уточнения информационных запросов • Информационно-поисковые языки • Методы индексированиядокументов и запросов • Типовые алгоритмы решения поисковых задач • Методы информационного поиска • Типология источников поиска информации • Ассортимент электронных информационных ресурсов
Другие характеристики Перечень компетенций: • готовность к постоянному личностному росту, саморазвитию и самообразованию; • способность находить контакт, общий язык и правильный тон при общении с потребителем; • готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы потребителей; • способность выявлять и формулировать проблему, корректно формулировать цель, определять логические взаимосвязи и последовательность решения интеллектуальной задачи; • готовность модифицировать привычные способы работы, осваивать новые методы и технологии в случае невозможности выполнить поставленную задачу традиционным способом; • способность к корректному и грамотному использованию профессионального языка, терминологии и стилей в устной и письменной коммуникации
Условия работы: • постоянный график работы Повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
Условия труда: • повышенный уровень электромагнитных излучений; • повышенный уровень статического электричества; • повышеннаяяркостьсвета; • прямая и отраженная блесткость; • статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук; • перенапряжение зрительного анализатора; • умственное перенапряжение; • эмоциональные перегрузки; • монотонность труда. Соблюдение условий труда в соответствии с документами: • Трудовым кодексом Российской Федерации; • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования кПЭВМ и организации работы»; • инструкцией по охранетруда при работе на персональном компьютере
*ИПЯ — информационно-поисковый язык
Непременным условием оценки качества высшего образования является экспертиза образовательных программ вуза. Работодатели наделены подобным правом, закрепленным в государственных образовательных стандартах третьего поколения.
Сотрудниками кафедры технологии документальных коммуникаций КемГИК было проведено исследование, суть которого — изучить отражение структуры практической деятельности библиотек в учебных курсах. Базой исследования выступили центральные библиотеки Сибирского региона.
Для исследования были отобраны образовательные программы общепрофессионального и профессионального циклов, разработанные преподавателями кафедры технологии документальных коммуникаций КемГИК по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» квалификации (степени) «бакалавр». Анализ содержания образовательных программ позволил выделить и предложить экспертам лексические единицы курсов для оценки их актуальности, соответствия практической деятельности. В качестве экспертов выступили ведущие сотрудники библиотек с высшим образованием и опытом работы не менее /5 лет.
Эксперты сошлись во мнении, что содержание учебных курсов в основном соответствует сложившейся библиотечно-информационной практике. Ими были сформулированы примерные вопросы, которые требуют дополнительной или более тщательной проработки темы:
• правовые основы библиотечной деятельности (формирование государственного задания, государственные программы; основы законодательства по библиотечному делу и авторскому праву; разработка дорожных карт);
• электронные ресурсы библиотек (комплектование фонда электронными изданиями и их обработка; создание и эксплуатация баз данных; техническая и технологическая поддержка развития собственных интернет-ресурсов; создание корпоративных электронных ресурсов; эксплуатация виртуальных офисов);
• автоматизация библиотечной деятельности (оценка реальных потребностей и возможностей библиотек в выборе автоматизированных библиотечных систем; знание сиглов хранения фонда; 1^Ю-технологии);
• продукты и услуги библиотек (создание мультимедийных продуктов; сервисный подход к обслуживанию; продвижение продуктов и услуг);
• защита информации (политика информационной безопасности, инженерно-техническая защита информации; понимание системы безопасности; решение проблем, связанных с несанкционированным доступом к информации; работа с программами-антивирусами и архиваторами; создание резервных копий фонда).
Обсуждение образовательных программ с экспертами-практиками позволяет наполнять учебные курсы актуальным содержанием и расставлять акценты, основываясь на ключевых проблемах библиотечно-информационной практики.
Для формирования четкой структуры библиотечной деятельности и изучения ее отражения в учебных курсах была изучена нормативная документация библиотек (положения о структурных подразделениях и балльно-рей-тинговой системе, государственные задания). Анализ документов позволил выделить функциональные обязанности сотрудников библиотек. Результатом исследования стало установление соответствий между функциональными обязанностями и лексическими единицами образовательных программ. Для удобства работы полученная информация была структурирована. Основанием послужили виды профессиональной деятельности, закрепленные в ФГОС ВПО: производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская и методическая, информационно-аналитическая, психолого-педагогическая [7].
Проведенный анализ свидетельствует о соответствии профессиональных функций сотрудников библиотек и ключевых лексических единиц образовательных программ в отношении выделенных видов профессиональной деятельности. Лакуны выявлены в освещении организационно-управленческой и проектной деятельности. Так, например, в учебных программах отсутствуют темы, связанные с формами участия в международных проектах, акциях и форумах; организацией и привлечением к совместной проектно-про-граммной деятельности организаций-партнеров; установлением и поддержанием партнерских отношений и др. Полученные результаты легко объяснить ограничением базы анализа образовательными программами уровня бакалавра. Переход на двухуровневую систему подготовки привел к сокращению организационно-управленческого блока дисциплин для квалификации (степени) «бакалавр» и его
усилению для квалификации (степени) «магистр». Указанные практиками темы включены в программы и учебные курсы подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности.
Изучение показало, что представленные в образовательном стандарте виды профессиональной деятельности не отражают всех направлений деятельности библиотеки. Так, актуальным для библиотек является обслуживание инвалидов, которое требует реализации следующих трудовых функций: тиражирование документов для незрячих и слабовидящих; создание и ведение сайта для незрячих и слабовидящих; организация мероприятий для людей с ограничениями жизнедеятельности и др. Кафедра технологии документальных коммуникаций КемГИК имела опыт постановки учебного курса «Обслуживание инвалидов» для студентов, обучающихся по образовательным стандартам предыдущих поколений. Сокращение сроков обучения при переходе со специалитета на бакалавриат не позволило включить данный курс в учебный план в качестве обязательного для профиля подготовки «Информационно-аналитическая деятельность». Поэтому было принято паллиативное решение освещать отдельные темы по обслуживанию читателей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в учебной дисциплине «Библиотечно-инфор-мационное обслуживание».
Модификация форм обслуживания в библиотеках и изменение ее роли в современном обществе отразились на работе самой библиотеки. Так, в деятельности центральных региональных библиотек востребованным становится социокультурное обслуживание населения. Об этом свидетельствует анализ отчетной документации библиотек, которая фиксирует проведение культурно-просветительских мероприятий, направленных на развитие интереса к книгам и чтению; развитие социокультурных связей библиотеки с другими организациями и успешная реализация совместных проектов; участие сотрудников библиотеки в подготовке и проведении культурно-просветительских мероприятий библиотеки; развитие клубных и творческих объединений, работающих в отделе и др. Расширение форм социокультурного обслуживания стало основанием к объединению выделенных из документов функций в отдельный вид деятельности.
Такой подход позволил кафедре технологии документальных коммуникаций Кем-ГИК выстроить образовательные программы с учетом мнений работодателей, а согласование с регламентами профессиональной деятельности — выделить лакуны в содержании учебных дисциплин и внести в них соответствующие изменения.
Болонский процесс, принесший изменения в российскую систему образования, предусматривает оценку качества образования посредством разработки сопоставимых критериев и методов. Представители российской системы образования, изучая международный опыт оценки качества образовательного процесса профессиональным сообществом, ориентируются на реализацию общественно-профессиональной экспертизы. Общественно-профессиональная экспертиза предполагает оценку качества образования с точки зрения интересов общества. Механизмы осуществления подобной экспертизы недостаточно осмыслены российской высшей школой, заинтересованными слоями общества и требуют детальной проработки.
1. О взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] : соглашение от 25.06.2007. — URL: https://clck. ru/9ZWsJ.
2. О формировании системы независимой оценки качества профессионального образования [Электронный ресурс] : положение от 31.07.2009 № АФ 318/03. — URL: http://media.rspp.ru/document/1/1/0/10e51417a0 a01dd491a2cbacb9ee6df1.pdf.
3. Об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах [Электронный ресурс] : положение от 31 июля 2009 г. № АФ 317/03. — URL: http://media.rspp.ru/document/1/9/ 7/976ec795eca3da07d4dfbec60d3378d9.pdf.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 21.12.2001. — URL: http://www.consultant.ru/popular/ tkrf/.
5. Пилко И. С., Абалакова О. В. Разработка профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-ин-формационной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — №27. — С. 195-203.
6. Ли М. Г. Опыт формирования компетентностной модели библиотечного специалиста // Библиосфера. — 2010. — № 1. — С. 46-50.
7. Библиотечно-информационная деятельность. Направление подготовки 071900 квалификация (степень] бакалавр [Электронный ресурс] : федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования. — URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_10/prm3-1.pdf.