Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ КРЫМСКИХ ТАТАР В АРХИТЕКТУРЕ МЕЧЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ МИХРАБА'

ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ КРЫМСКИХ ТАТАР В АРХИТЕКТУРЕ МЕЧЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ МИХРАБА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / МЕЧЕТЬ / МИХРАБ / ИСЛАМ / СВЯЩЕННЫЙ КОРАН / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валитов Алим Акимович

Статья посвящена изучению влияния религии на архитектурные традиции строительства крымских мечетей в ходе интерпретации в этом регионе культурно-исторического наследия и духовно-эстетической мысли ислама. Изучение объекта исследования через призму социокультурных и исторических процессов, обусловивших появление ислама в Крыму, призвано раскрыть конъюнктуру внутреннего и внешнего обустройства религиозного института. В контексте выбранной тематики предлагается рассмотреть архитектуру мечети во взаимосвязи религиозного, функционального, эстетического и исторического опыта крымских татар. Особое внимание уделяется оформлению михрабу - нише в стене мечети, имеющей сугубо религиозную функциональную специфику, но при этом отражающую особенности развития ислама в контексте исторических и социальных процессов, происходивших в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE RELIGIOUS VIEWS OF THE CRIMEAN TATARS IN THE ARCHITECTURE OF MOSQUES. FEATURES OF THE MIHRAB

The article is devoted to the study of the influence of religion on the architectural traditions of the construction of Crimean mosques during the interpretation of the cultural and historical heritage and spiritual and aesthetic thought of Islam in this region. The study of the object of research through the prism of socio-cultural and historical processes that led to the emergence of Islam in the Crimea is designed to reveal the conjuncture of the internal and external arrangement of the religious institute. In the context of the chosen topic, it is proposed to consider the architecture of the mosque in the interrelation of the religious, functional, aesthetic and historical experience of the Crimean Tatars. Particular attention is paid to the design of the mihrab - a niche in the wall of the mosque, which has a purely religious functional specificity, but at the same time reflects the peculiarities of the development of Islam in the context of historical and social processes that took place in the Crimea.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ КРЫМСКИХ ТАТАР В АРХИТЕКТУРЕ МЕЧЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ МИХРАБА»

Эстетика и философия архитектуры

УДК 726.2

Валитов Алим Акимович

Архитектор;

Российская Федерация, Симферополь, e-mail: valitov.alim@inbox.ru

ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ КРЫМСКИХ ТАТАР В АРХИТЕКТУРЕ МЕЧЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ МИХРАБА

Статья посвящена изучению влияния религии на архитектурные традиции строительства крымских мечетей в ходе интерпретации в этом регионе культурно-исторического наследия и духовно-эстетической мысли ислама. Изучение объекта исследования через призму социокультурных и исторических процессов, обусловивших появление ислама в Крыму, призвано раскрыть конъюнктуру внутреннего и внешнего обустройства религиозного института. В контексте выбранной тематики предлагается рассмотреть архитектуру мечети во взаимосвязи религиозного, функционального, эстетического и исторического опыта крымских татар. Особое внимание уделяется оформлению михрабу — нише в стене мечети, имеющей сугубо религиозную функциональную специфику, но при этом отражающую особенности развития ислама в контексте исторических и социальных процессов, происходивших в Крыму.

Ключевые слова: архитектура, мечеть, михраб, ислам, Священный Коран, крымские татары.

Alim A. Valitov

Architect;

Russian Federation, Simferopol

REFLECTION OF THE RELIGIOUS VIEWS OF THE CRIMEAN TATARS IN

THE ARCHITECTURE OF MOSQUES. FEATURES OF THE MIHRAB

Abstract. The article is devoted to the study of the influence of religion on the architectural traditions of the construction of Crimean mosques during the interpretation of the cultural and historical heritage and spiritual and aesthetic thought of Islam in this region. The study of the object of research through the prism of socio-cultural and historical processes that led to the emergence of Islam in the Crimea is designed to reveal the conjuncture of the internal and external arrangement of the religious institute. In the context of the chosen topic, it is proposed to consider the architecture of the mosque in the interrelation of the religious, functional, aesthetic and historical experience of the Crimean Tatars. Particular attention is paid to the design of the mihrab — a niche in the wall of the mosque, which has a purely religious functional specificity, but at the same time reflects the peculiarities of the development of Islam in the context of historical and social processes that took place in the Crimea.

Key words: architecture, mosque, mihrab, Islam, Holy Quran, Crimean Tatars.

Для цитирования:

Валитов, А. А. Отражение религиозных воззрений крымских татар в архитектуре мечетей. Особенности михраба // Гуманитарная парадигма. 2022. № 4 (23). С. 33-39.

Большинство современных исследований мечетей посвящены философии культового сооружения, его историческому развитию и архитектурным аспектам, в то время как особенности убранства и внутреннего оснащения игнорируются, оставляя без внимания значительный пласт материала, который может представлять научный интерес. Однако специфика этого объекта исследования заключается в том, что некоторые архитектурные элементы мечети, не могут быть рассмотрены отдельно от развития религиозной мысли, обеспечившей культовому сооружению его полифункциональность, социальную ориентированность и множество интерпретаций объёмно-пространственных решений.

Развитие мечети, как центра общественной жизни мусульман, имеет глубинные взаимосвязи с историческими процессами, его сформировавшими, и берут начало со времён религиозной и социально-политической деятельности пророка Мухаммеда и его сподвижников [3, с. 539-540]. И если строительство первой мечети было закономерным явлением в условиях формирования и консолидации новой общины, нуждавшейся в религиозном центре, то пространственная ориентация здания и появление в интерьере мечети михраба1 — ниши в стене, обращенной в сторону Мекки и

1 Среди возможных лингвистических значений слова «михраб» (от араб. глагола «х.р.б.» — 'разрушать', с локативным префиксом ма- [5]) наиболее часто употребляемым исследователями является толкование 'самое почётное место мечети', 'отдалённое место' [11,

обозначающей направление (киблы) для молящихся [9, с. 166], — связанно исключительно с особенностями исламского вероучения.

Появление михраба обязано окончательной интеграции мусульманской общины времён пророческой миссии с единым духовным трансцендентальным центром (киблой). Свидетельство этого содержится в 144 аяте суры «аль-Бакара». Обязанность определять киблу так же закреплена в Коране приказом Аллаха: «...и где бы ты ни оказался, обращай лицо к Запретной мечети» [6, с. 307] и конкретизирована Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «Кибла между востоком и западом» [Там же], создав тем самым прочную основу мусульманской молитвы — намаза.

Первым мусульманам-арабам, жителям пустыни и караванщикам, были хорошо знакомы методы определения направления сторон света по небесным светилам. Но в первых мечетях указателем киблы и места нахождения имама служил камень или деревянный кол с целью облегчения ориентации. Процесс развития богословской мысли в последующие за пророческой миссией периоды и значительно возросшее количество мусульман обусловило необходимость создания в мечетях акустического элемента, который бы позволял слышать чтение молитв в самых отдалённых частях увеличившихся сооружений, а также позволял видеть имама, приподнимая его над молящимися [1, с. 17]. По этой причине во времена правления халифа Валида ибн Абдул-Малика (VIII в.) в стене мечетей появилась ниша, которая в контексте функционального назначения и исполнения религиозных предписаний заняла практически то же место, что и алтарь в архитектурно-планировочных решениях христианских храмов. Дальнейшее развитие объёмно-планировочных решений основывалось на достижениях мусульманских учёных основателей богословско-правовых школ (мазхабов) [10, с. 90]. Другими словами, рациональное понимание основных принципов веры и положений религии, разработанные и систематизированные ими, послужили основой формирования архитектурного облика мечети, поскольку способствовали анализу, интерпретации и ассимиляции многовековых достижений мирового искусства, культуры, философии [см. 7]. Изучение и интерпретация религиозных текстов позволила основателям мазхабов выработать пластичные доктрины мусульманского вероучения, гармонично

с. 597]. Михраб как почётное место проведения молитвы предназначено для имамов — руководителей исламского богослужения. В Священном Коране слово «михраб» упоминается 4 раза в сурах «Али Имран» (3/37), «Марьям» (19/11), «Саба» (34/13), «Сад» (38/21) в обозначении особых молитвенных мест Марьям и пророков Давуда, Сулеймана и Закарийи (мир им всем).

вписавшиеся в культуру каждого региона, принимавшего его, в том числе и Крыма. Интеграция религиозного вероучения на территории Крыма продолжила устоявшиеся традиции принявших его этносов, к которым под влиянием ислама добавился значительный пласт общемусульманских ценностей, обогатив и украсив культуру, а также духовность крымскотатарского народа [см. 2].

Исламизация многих регионов современной Российской Федерации происходила за счёт проникновения уже оформившегося вероучения ханафитского мазхаба, поэтому исторические памятники в виде мечетей от Крыма до Поволжья имеют общие черты, характерные всей мусульманской культуре раннесредневекового периода. Дальнейшая культурная ассимиляция ислама происходила за счёт развития богословской мысли и социально-политических взаимосвязей внутри Золотой Орды, о чём можно судить по исследованиям архитектурных памятников Крыма, в частности мечети хана Узбека в г. Старый Крым (Солхат). Например, сталактитовый свод — мукарнас, которым украшен вход в мечеть и верхняя часть михраба, — излюбленный приём мастеров региона Двуречья и современного Ирана, где его формирование началось ещё во времена расцвета Персидской империи. Наличие такого элемента в мечети объясняется тем, что её строительством руководил выходец из Бухары — Абдуль-Азиз-аль Ирбили, а принципы и детали его построения можно найти в трудах учёного из Самарканда Джамшида аль-Каши, который изучал достижения персидской культуры [4, с. 11-12]. Наличие подобных сталактитовых сводов в мечетях Крыма, служит доказательством высокого уровня развития точных наук, знания основ сферической геометрии и алгебры, которые позволяли крымским учёным составлять метрические книги с координатами Киблы задолго до появления магнитных компасов. Данный пример наглядно показывает, как достояние мировой культуры, переосмысленное мусульманскими учёными, внесло разнообразие в строительные технологии мусульманского Крыма, обогатив вместе с ним техническими терминами и крымскотатарский язык. Сталактитовый свод наряду с крымскими татарами был заимствован строителями других народов в более поздние периоды, что объясняет его присутствие на культовых сооружениях других конфессий, проживающих в Крыму. Так, его можно увидеть на некоторых элементах монастыря Сурб-Хач, недалеко от г. Старый Крым [12, с. 112-113].

В свою очередь вдохновение, которое черпали мусульмане из исламского вероучения, нашло отражение в наиболее выразительной части мечети — михрабе, который стал объектом декоративного украшения. По мнению турецких исследователей, наиболее часто в оформлении михрабов

используют 255 аят суры «аль-Бакара», 112 суру «аль Ихляс» или 23-24 аяты суры «аль-Хашр», которые показывают, какой должна быть искренность и вера в могущество Творца, необходимая каждому мусульманину [11, с. 597]. Эти аяты можно встретить в оформлении михраба мечети хана Узбека с высеченной на фоне сельджукского растительного орнамента, каллиграфической надписью:

«Аллах — нет божества, кроме него, вечно Живого, Вседержателя. Не властны над ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без его соизволения заступаться перед ним? Он знает то, что было до людей и что будет послених. Люди же постигают из его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля. Ему не в тягость их охранять. Он — Всевышний, Великий» [13, с. 227-228].

Ещё чаще в мечетях Крымского полуострова встречается отрывок из 144 аята суры «аль-Бакара», который, согласно исследованиям турецкого автора, М. Сюлюна, можно увидеть на одном из михрабов «мечети Пророка» в Медине, именуемом «михрабом Усмана». Автор исследования указывает на то, что оформление михрабов каллиграфией из суры «Али Имран» и отрывком из 144 аята суры «аль-Бакара» являются наиболее характерными для зодчества классической османской традиции [11, с. 605]. По-видимому, данный факт оказал влияние и на крымскотатарскую традицию декоративного оформления мечетей, поскольку, начиная с XV в., Крым оказался под сильным влиянием культуры Османской империи, сформировавшейся на основе доктрины ханафитско-матуридитской правовой школы.

Отрывок 144 аята суры «аль-Бакара»: д^ьЛ „да («Поверни

же свое лицо в сторону запретной мечети» [8, с. 30]) — можно увидеть сегодня в декоративном украшении фронтонов мечетей «Кебир Джами», «Кадыр Джами», «Богъурча Джами», «Сейит-Сеттар Куллие», мечети района Марьино г. Симферополя и михрабов мечетей Рефат Велиулла Джами (г. Белогорска); «Акъяр Джами» (г. Севастополя); имени Ахмата Хаджи Кадырова (с. Воинки); Юкары Джами (г. Алушты); Корбек Джами (с. Изобильного, Алуштинского района); Мекке Джами (п. Красногвардейское); в михрабе мечети г. Саки «Янъы Джами» и мечети «Аджи Бей Джами» (с. Дачное, Судакского района).

Другой отрывок из 37 аята суры «Али-Имран»: чО^ ^

(«Каждый раз, когда Закарийа входил к ней в михраб») [8, с. 52]) — можно увидеть в «Большой Ханской Мечети» г. Бахчисарая, а также во многих мечетях Турции, среди которых «Сулеймание», «мечеть Рустемпаша», «Эйюп

Султан», «Шехзадебаши», «Долмабахче», «Юскюдар Селимие», «Топкапы Ахтемпаша» и пр. [11, с. 605], что наглядно демонстрирует влияние в своё время османской культуры на архитектуру Крыма и преемственность исламских традиций у крымских мастеров.

Помимо украшения михрабов аятами из Корана, они покрывались декоративными растительными и геометрическими орнаментами (исторически орнаментальность искусства ислама стала результатом запрета на изображение живых существ в мечетях). Для культовых сооружений золотоордынского периода характерны сельджукские растительные мотивы и каменная резьба, в то время как в более поздние периоды выработалась тенденция к лаконичному убранству в виде геометрических орнаментов, которые сегодня можно увидеть на мечетях Хан-Джами в г. Евпатории и Муфтий-Джами в г. Феодосии.

Как мы видим, ислам стал фактором развития и обогащения традиций крымских татар. Посредством социокультурного обмена, происходившего под влиянием ислама, формировался и архитектурный облик культовых сооружений мусульман Крыма. Пластичное религиозное вероучение ханафитской правовой школы отразилось и на внутреннем убранстве мечетей, показывая развитие религиозной мысли, точных наук, искусства каллиграфии и орнаменталистики, что сыграло огромную роль в обогащении крымскотатарской мусульманской культуры и архитектуры. Михрабы, как наиболее выразительная часть внутреннего убранства мечети, стали в результате характерных архитектурных решений произведениями мусульманского искусства, воплощающими творческую мысль и религиозные чувства людей, наполняя окончательным смыслом институт культового сооружения, что подтверждают слова средневекового турецкого путешественника Эвлии Челеби, который, упоминая мечети Крыма, называет их не иначе как «михрабы».

1. Акмоллаева, Э. М. Диний Хитабет. Симферополь: Терджиман, 2013.

274 с.

2. Абдульвапов, Н. Ислам в истории и культуре Крыма: учебное пособие для учителей общеобразовательных школ. Симферополь: Таврида, 2013. 387 с.

3. Бартольд, В. В. Сочинения: в 9 т. Т. 8. М. : Наука, 1966. 784 с.

4. Буюккылыч, М. Мимар Синан // Du§unen §етг. 2019. № 9. 248 с.

5. Болотов, В. Н. Арабский язык. Справочник по глаголам. М. : Живой язык, 2009. 224 с.

Литература

6. Забиров, А. А. Энциклопедия норм и правил Ислама. М. : Мир знаний, 2016. 832 с.

7. Исмаилов, А. Мазхабы в Исламе. Симферополь: АРИАЛ, 2021. 48 с.

8. Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М. : Раритет, 1990. 528 с.

9. Милославский, Г. В. Ислам: Энциклопедический словарь. М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 315 с.

10. Очак, С., Доганай, А. Влияние мазхабов на исламскую архитектуру: на примере марроканских мечетей // istem. 2019. Vol. 17/33. С. 89-109.

11. Сюлюн, М. Аяты из Корана, применяемые в оформлении михрабов мечетей // Международный симпозиум мечетей. 2018. № 39. С. 598-610.

12. Халпахчьян, О. Х. Архитектура крымских армян. Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2019. 380 с.

13. Языджи, С. Ильмихаль. Основы исламских знаний. Симферополь: ЦРО ДУМК (Таврический муфтият), 2020. 625 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.