Научная статья на тему 'Отражение религиозно-мифологических воззрений мордвы в архитектуре сельского жилья'

Отражение религиозно-мифологических воззрений мордвы в архитектуре сельского жилья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЙ КОМПЛЕКС МОРДВЫ / MORDOVIAN HOUSING COMPLEX / КУЛЬТ ПРЕДКОВ / ОБРАЗ ХРАНИТЕЛЯ ДОМА / IMAGE OF A HOUSE GUARDIAN / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ / MYTHOLOGICAL BELIEFS / ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / DECORATIVE ELEMENTS / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ARCHITECTURAL AND ARTISTIC ELEMENT / ANCESTOR WORSHIP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рябов Николай Владимирович

Раскрываются мировоззренческие представления о жизненных циклах бытия человека, отраженные в жилищном комплексе мордвы. Затронуты духовные компоненты традиционной культуры в форме исполнения различных обрядовых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of Religious and Mythological Beliefs of Mordovians in Architecture of Rural Housing

It reveals the philosophical ideas about life cycles of human existence as reflected in the housing complex of Mordovians. It emphasises the spiritual components of traditional culture in the form of performing various ceremonial actions.

Текст научной работы на тему «Отражение религиозно-мифологических воззрений мордвы в архитектуре сельского жилья»

ОТРАЖЕНИЕ

РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ МОРДВЫ В АРХИТЕКТУРЕ СЕЛЬСКОГО ЖИЛЬЯ

Н. В. РЯБОВ,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Одним из основополагающих мест жизнедеятельности людей и ведения крестьянского хозяйства и быта выступает жилище, которое представляет для исследователя неподдельный научный интерес как со стороны самого процесса жизнеобеспечения, так и со стороны связи с временными циклами. Жилищный комплекс, являясь частью культуры мордовского этноса, интегрирует его взгляды на мир и наиболее значимые жизненные циклы бытия человека, наполненные разнообразием знаково-символических форм. Строительство жилища, его заселение и «об-живание» сопровождались различными обрядовыми действиями, которые имели глубокий символический смысл и несли традиционный оттенок освоения жизненного пространства (выбор места, выбор породы дерева, закладка первого венца сруба и т. п.). В соответствии с языческим мировоззрением пространство дома, двора и надворных построек населялось божествами-покровителями, олицетворяющими определенные объекты, и другими мифологическими существами.

Дом как жилище человека в своей пространственной организации нередко уподобляется человеческому организму: различные его части отождествляются с частями и органами тела человека: крыша - голова, окна - глаза, очаг - сердце дома и т. д. В некоторых культурах жилище разделяется по половому признаку, что отражает представления о дуальной структуре мировоззрения. В духовном

© Рябов Н. В., 2014

плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости народа и его традиций. В духовных традициях мордвы дом (крестьянскую избу) принято связывать с женским началом, с материнским лоном; он изображался на женском платье покае (э.) в виде символа конька избы, на сундуке невесты паре (э.) в виде треугольников, и это не случайно: дом является для человека символом жизни, продолжением рода. Мордва с глубоким почтением относилась к своему жилищу, населяя его божествами, обращаясь при молениях к хозяину дома Юртате (э.), (юрт - тюркск. «дом, жилище»), хозяйке дома Юртаве (э.) с просьбами о защите от чертей, колдунов, пожаров и других бедствий.

С крестьянской избой тесно связана такая часть духовной культуры, как фольклор. Во многих старинных мордовских сказаниях и песнях хранитель дома является человекоподобным существом, а в некоторых случаях он принимает облик животного, например кошки. Считалось, что божество - хранитель дома обитает в подполе и что ему надо приносить в жертву черную овцу с молитвой: «Защитница дома Юртава, матушка, я для тебя зарезал овцу, здесь и твоя доля!» [7, 256]. По поводу строительства дома у народа сложилось много суеверий и предостережений. Одно из предостережений, как указывает Т. Б. Щепанская, касается выбора места для дома: «...дом никогда не строят на месте дороги, не только действу-

Финно-угорский мир. 2014. № 4

ющей, ходовой, но и давно заброшенной» [6, 28]. В построенном на дороге доме не станет жить хранитель дома (Юртава, Юртатя), а значит, не будет развиваться хозяйство.

Мордва-мокша жилище преимущественно строила из дерева лиственных пород: дуба, липы, реже осины. Надворные постройки возводились из самана или плетения, с глиняной обмазкой. Распространение такого типа строений согласно историческим материалам датируется концом XIX - первой половиной XX в. Дома были трехраздельного типа: изба, сени, горница. Крестьянская усадьба также подразделялась на три части. Одна часть была занята избой, вторая часть -двором, третья - огородом вместе с садом.

Эрзянская усадьба по типу строения несколько отличалась от мокшанской. В связи с богатыми глиняными запасами во многих селах преобладали постройки саманного типа. Одинаковые природные условия и заимствование традиций у соседей привели к тому, что для многих типов построений у разных народов характерно сходство архитектурного конструирования. У марийцев, например, по свидетельству А. Можаровского, «каждый двор состоит, так же как и у мордвы, из черной избы, из стоящих "розно" хлевов, и из небольших на высоких столбах сгроможден-ных кладовых, кои служат в летнее время горницами» [5, 23].

Надворные и хозяйственные постройки строились по тому же типу, что и дома, и, возможно, также имели культовое и обрядово-ритуальное значение в жизненных устоях людей. При выборе материала для строительства нового дома соблюдались запреты: не рубили деревья священных рощ и одиноко растущие на открытой местности, называемые в народе прощенными. Таким деревьям приписывалось «чудесное» свойство отвращать гнев раздраженных богов и получать от них прощение [2, 27].

Для возведения дома, надворных построек, изготовления домашней утвари в хозяйстве у мордвы использовался топор. Значение топора было особенно ве-

лико в лесных областях, где раскорчевка леса служила одним из основных условий увеличения площадей под пашню. Появившийся у мордвы в VШ-XI вв. ши-роколезвенный топор стал результатом многовекового развития возникшего еще в начале I тыс. н. э. железного втульчато-го топора-кельта, который на протяжении веков был необходимой принадлежностью почти каждого мордовского мужчины. В Армеевском, Серповском, Лядинском и других могильниках он был найден в большинстве мужских погребений [1, 9].

Многие конструктивные элементы оформления внешнего облика дома и его функциональные части у мордвы имели смысловое предназначение. Так, ворота ортат (м., э.) обладали сакральным значением, связанным с переходом в другое пространство. Добротные ворота служили символом могущества, богатства и силы, разрушенные же ворота свидетельствовали об упадке в хозяйстве.

В повседневной жизни крестьянский двор мордвина и каждая его часть имели свои хозяйственные функции, связанные с их предназначением. «Уязвимые» места в некоторых частях дома (ворота, окна, конек) оформлялись оберегово-охранным орнаментом (вероятно, от злых духов, порчи и сглаза). Большое значение придавалось порогу. Переступание через него имело глубокий сакральный смысл. По описанию В. Н. Майнова, в каждой мордовской семье «молятся косяку двери» или порогу во всех случаях жизни, и каждый раз, когда совершается семейная молитва, самый пожилой член семьи кладет под порог разрезанный ломоть хлеба после нескольких специальных молитв» [3, 23].

В некоторых селах принято было вешать над дверью наговоренные предметы: череп животного (чаще лошади), колесо, перенятую у русских подкову. По рассказам старожилов сел Подлес-ная Тавла и Напольная Тавла, старые предметы домашней утвари не выкидывались, а вешались на самые видные места и служили как охранные амулеты или же как связь с предками. Этнограф М. Г. Маркелов приводит примечательный

факт подвешивания лаптей под коньком избы: «.лапти мордвину сам бог дал, велел всю жизнь носить, в старое время вешались под коньком избы вместе с рождением человека. Он жив до тех пор, пока привязка лыковая не сгниет и не оборвется, тогда и старика умирать заставляют, а если он раньше умрет, то это не своя смерть - его или колдун или шайтан увел, и этого человека боялись, пока лапти с конька не упадут» [4, 133].

Самым устойчивым символом в материально-духовной культуре мордовского народа с древних времен и до наших дней остается символ коня. В сельской архитектуре, в украшениях жилого дома, особенно в коньковой части крыши, часто использовались сильно стилизованные скульптурные изображения коней. Само слово «конек» происходит от обязательного присутствия образа коня на крыше дома в виде конской головы. Причелины и скат крыши символизируют крылья птицы. Такая архитектурная особенность сельского жилья, как «конь-птица», по зооморфным представлениям мордвы, носит глубоко традиционный характер как символ благополучия и силы, плодородия и сохранения рода. По мнению Т. Б. Щепанской, «подобие такого строения, характерное для русской традиции размещения символа коня, возможно, было заимствовано у финно-угорских народов» [6, 30]. Тот же символ можно встретить на многих предметах быта, утвари: это и ковши со сдвоенной конской головой, и солонки. Применение более богатой декоративной пластики на фасаде жилого дома позволяло выделить его на фоне других строений.

При создании архитектурных форм жилой среды учитывались особенности природы и климата конкретного региона, условия труда, быта, национальные представления местного населения, его вкусы, привычки, технические возможности. В связи с этим при создании жилища местам сакрального значения и архитектурно-конструктивным деталям дома придавалась особая художественная выразительность. Элементы жилого дома складывались веками, и, как правило,

все декоративные детали имели образно-символическое значение. Символика резного узорочья дома, ворот, оконных наличников представлена украшениями, выполняющими эстетическую и магическую функции. Наиболее употребительными были солярные, водные и земные знаки, представленные в виде геометрических фигур (квадрат, розетка, ромб, треугольник, прямой крест, крест в круге), зигзагов, вертикальных и горизонтальных линий.

Современная практика строительства на селе изменила многовековой уклад ведения хозяйства, разрушила мировоззренческие представления пространства жилья, оставив лишь рудименты древних поверий. Сакральная значимость жилищного комплекса: дом, двор, ворота, крыльцо, -а также декоративные элементы дома на коньках, окнах, дверных проемах приняли иной функциональный характер, обогатив главный фасад другими архитектурно-художественными элементами.

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

м. - мокшанский язык; э. - эрзянский язык.

Поступила 04.03.2014

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Исследования по материальной культуре мордовского народа : тр. мордов. этногр. экспедиции. - М., 1963. - Вып. 2. - 255 с.

2. Лузгин, А. С. Мордва Заволжья / А. С. Луз-

гин, В. П. Тумайкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1994. - 154 с.

3. Майнов, В. Н. Очерки юридического быта

мордвы / В. Н. Майнов. - СПб. : Тип. М-ва внутр. дел, 1885. - 267 с.

4. Маркелов, М. Т. Саратовская мордва : этногр. сб. / М. Т. Маркелов. - Саратов, 1922. - 238 с.

5. Можаровский, А. Иноверцы-христиане Нижегородской епархии сто лет тому назад // Нижегород. епарх. ведомости. -1886. - № 1. - С. 23.

6. Щепанская, Т. Б. Культура дороги русской

мифоритуальной традиции XIX-XX вв. / Т. Б. Щепанская. - М. : Индрик, 2003. -528 с.

7. Harva, U. Die religiösen Vorstellungen der Mordwinen / U. Harva. - Helsinki, 1952. -448 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.