ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
М.А. Полякова
Социокинетика». - 2007. - .№2.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.
3. Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») //
Вопросы философии. - 1997. - .№2. - С. 13.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. -2002. - №4. - С. 254-269.
5. Педагогика / Ред. П.И. Пидкасистый. 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
М.А. Полякова
ОТРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МАРТИНА ЛЮТЕРА В «МЕМОРИАЛЕ» ВОЛЬФГАНГА РАТКЕ
Реформационное движение в Германии оказало существенное влияние на все сферы общественной жизни, как в этой стране, так и во всей Европе. Начавшись в религиозной сфере и развиваясь под патронатом политической власти, оно затронуло и изменило, прежде всего, средневековую мораль и систему феодально-сословных отношений; обнажило проблемы экономического характера; акцентировало авторитет и потенциал светской власти в период формирования национальных государств. Вывод Мартина Лютера о возможности и необходимости общения человека с Богом без посредства церкви коренным образом изменил парадигмы отношения человека к самому себе в сторону его большей автономии и ответственности, а также явился истоком европейского индивидуализма [3].
Преобразования в области религии и морали не могли не затронуть сферу образования. Заслуга Лютера состоит в том, что он теоретически обосновал его необходимость в деле самореализации личности как перед Богом (исполнение идеи предопределения), так и перед другими людьми и обществом (осуществление мирской профессии), синтезировав оба эти направления в своей концепции о человеческом призвании (Beruf), и определил основные пути, по которым должно строиться образование.
Вместе со своими ближайшими соратниками Лютер быстро реагировал на внешние события и использовал для популяризации своих идей и Священного Писания новейшие технические изобретения (прежде всего - книгопечатание). Среди ближайшего окружения реформатора можно назвать многих деятелей, неравнодушных к проблемам высшего, классического среднего и начального образования. Это и виттенбергский профессор и реформатор Иоганн Агрикола,
и личный проповедник и ближайший соратник Лютера Иоганн Бугенхаген - автор школьных уставов не только на территории Германии, но и в Дании, Швеции и Шлезвиге, и реформатор вюртем-бергских школ, автор первого протестантского Катехизиса, Иоганн Бренц, и создатель Гольдбергс-кой школы (Силезия) Валентин Фридланд Троцен-дорф и, несомненно - «учитель Германии» Филипп Меланхтон, с которым 56 немецких городов консультировались по вопросу реорганизации своих школ [2, с. 439], и многие другие.
Педагогика XVII века, внесла коррективы в теоретические разработки предшествующей эпохи. Это связано с изменением экономической обстановки в европейских странах, утверждением капиталистического уклада, ужесточением борьбы за расширение экономического пространства, вылившейся в колониальные захваты и войны по перегруппировке сил в Европе. Наиболее ярким проявлением этого явилась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), основные события которой разворачивались на территории политически слабой и раздробленной Германии [5, с. 5].
В целом можно сказать, что XVII век дает пример совершенно нового социально-культурного уклада, опирающегося уже не на связь со средневековьем и религиозным фанатизмом предыдущего столетия, а базирующегося на рационализме, попытках реалистического подхода ко многим, в том числе и педагогическим вопросам, и тем не менее, связанным с недавнем временем тесными узами.
Теоретические разработки Лютера и практическая реализация его идей в форме перевода Библии на немецкий язык, написание катехизисов, создание церковных и школьных уставов и открытие его соратниками школ, пусть в большей степени - гимназического типа, нашли свое продолжение в XVII веке, прежде всего в пропаганде
Отражение педагогических идей Мартина Лютера в «Мемориале» Вольфганга Ратке
и документальном утверждении всеобщего обязательного образования.
Несомненно, народное образование, являясь продуктом Реформации, к XVII веку имело уже некоторую историю. Первым ее этапом можно считать введение обучения катехизису в церквях [4, с. 181], что было официально предписано после визитации приходов 1527 года, проведенной Лютером, Меланхтоном и Бугенхагеном. С введением института конфирмации потребовались более серьезные знания в области Священного Писания и церковных обрядов, что повлекло за собой массовое открытие народных школ, прежде всего в Германии [4, с. 183].
Однако не всегда и не везде образование и развитие школ шло гладко. В начале XVII века попытки реформирования школьной системы были предприняты немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635 гг.). В 1612 г. он выступил на франкфуртском рейхстаге со своим программным документом «Мемориал», адресованном «высокопоставленным лицам и князьям» Германской империи [1]. Примечательно, что подобная форма обращения явно перекликается с методами пропаганды Лютера - призыв к реформам адресован светской власти.
«Мемориал» содержит три основных мысли:
1. Подобно древнееврейскому, греческому и латинскому, другие языки должны изучаться быстро как молодыми людьми, так и старыми.
2. Следует создать школы, где можно было бы изучать не только (верхне)немецкий, но и другие языки, науки и искусства.
3. Во всей империи необходимо ввести и мирными средствами поддерживать единый язык, управление и религию [1].
Влияние Лютера, особенно в формулировке первой проблемы, очевидно. В разъяснениях своей программы Ратке буквально повторяет высказывания своего предшественника о ценности древнееврейского и греческого языков в связи с тем, что на них написаны Ветхий и Новый Заветы - то есть они суть божественные языки [1]. Однако начинать обучение чтению и Священному Писанию следует, по его мнению, на родном языке, в частности на немецком - тем более что, благодаря усилиям доктора Мартина Лютера, Библия переведена на немецкий язык и это надлежит использовать в процессе обучения [1]. Подобный способ Ратке считает правильным и сообразным природе, чем он явно предвосхищает
формулировку Яном Амосом Коменским принципа природосообразности.
Будучи верным лютеранином, в своем выводе о важности четырех языков (немецком, латинском, древнегреческом и древнееврейском) Рат-ке по существу провозглашает основной постулат лютеранства о непосредственном общении человека с Богом: «И когда стар и млад, женщины и дети сами будут читать и понимать Речи Божие, Священное Писание на древнееврейском и греческом языках, никто уже не сможет легко ввести их в заблуждение» [1].
«Мемориал» Ратке, кроме того, содержит явное указание на социальную значимость образования в целом и немецкоязычной школы в частности. Третий пункт программы гласит, что необходимо объединить империю под эгидой единого языка и единой религии. Очевидно, что для XVII века подобное заявление звучит несколько утопично и преждевременно. Однако его наличие в программном произведении того времени говорит о том, что, возможно, в отдельных германских землях (Саксонии, Франконии, Швабии и Тюрингии, по мнению Ратке) на тот момент назрели предпосылки к объединению на началах, провозглашенных немецким педагогом. Своеобразным этапом процесса объединения Ратке считает «немецкую Библию доктора Лютера», что также подчеркивает явную преемственность его замыслов с идеями великого реформатора.
Способ, которым Ратке рассчитывает решить поставленные задачи, содержится во втором пункте «Мемориала» - это разумное учреждение немецких школ, где шло бы преподавание на (вер-хне)немецком языке с использованием сочинений Лютера, Бренца, Якоба Андреэ, Хемница, Гунния и других благородных и чистых духом учителей [1]. Тем самым Ратке по шагам представляет нам историю развития лютеровских идей от их родоначальника до себя самого и провозглашает наличие определенной связи собственных воззрений с эпохой Реформации.
Несмотря на свою прогрессивность, замыслы Ратке не получили воплощения в практике немецкого образования. Он предпринял безуспешные попытки внедрения своего плана в Веймаре, Аугсбурге, Эрфурте и других городах [6], добился некоторых успехов в Кётене, но из-за своего независимого характера вступил в конфликт с князем и был посажен в тюрьму [1].
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Е.Ю. Стрижов
В своем «Учении о должности правителя» (Regentenamtslehre) Ратке провозгласил принципы организации школы, основанные на государственном надзоре за школьным образованием, обязательном обучении юношей и девушек (посредством учителей - женщин) [6]. На базе его «новых педагогических методов» генеральным суперинтендантом Веймара Иоганном Кромай-ером (1576-1643 гг.) был составлен школьный устав (1619 г.), действующий без изменений до введения на территории Тюрингии methodus» (школьного устава, утверждающего обязательное начальное образование) Андреа-са Рейера в 1642 г. [6].
Несомненно, как и многим другим начинаниям первой половины XVII века, практическому воплощению замыслов Вольфганга Ратке, кроме его сложного характера, помешала Тридцатилетняя война, в которой Германия пострадала более других стран. Дитер Брун относит к одному из наихудших следствий Тридцатилетней войны отсутствие на протяжении многих лет именно регулируемого школьного образования, несмотря на те выводы, которые еще за 100 лет до этого сделал Лютер о значимости труда, образования и профессиональной специализации [5, с. 5-6].
Однако многие идеи Ратке, прежде всего, о естественности как дидактическом принципе, нашли
свое воплощение и более четкое развитие в педагогических сочинениях Коменского, с которым он вел переписку; Руссо и Песталоцци [6].
Библиографический список
1. Балашова Н.Ю. «Мемориал» немецкого реформатора образования Вольфганга Ратке // www.vostlit.info/ Wolfgang Ratke / memorial. htm.
2. ДелюмоЖ. Цивилизация Возрождения / Пер. с франц. И. Эльфонд. - Екатеринбург: У-Факто-рия, 2006. - 720 с.
3. Мацкевич В.В. Становление и эволюция индивидуальности в истории образования // Индивидуально-ориентированная педагогика: сборник научных трудов по материалам 2-ой научной тьюторской конференции и региональных семинаров. - М.; Томск, 1997. - С. 4-18.
4. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурною жизнью народов / Пер. с нем. Эдуарда Циммермана. Т. 3.: История педагогики от Лютера до Песталоцци - М.: К.Т. Солдатенков, 1880. - 760 с.
5. AndreasM. Reyher: Magister, Pädagoge, Schulreformer 1601-1673. Festschrift zum 400. Geburtstag am 4. Mai 2001. Suhl-Information, Suhl 2001. - 32 S.
6. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon // www.bautz.de.
Е.Ю. Стрижов
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ СОТРУДНИКОВ
К МОШЕННИЧЕСТВУ
Проведен методологический анализ методик психодиагностики склонности к мошенничеству. Дана классификация этих методик, показаны их возможности и недостатки. Предложена собственная методика психодиагностики нравственной надёжности личности и склонности к мошенничеству.
Трудности в исследовании склонности к хищению корпоративного имущества объясняются, на наш взгляд, методологическими просчётами в понимании природы, содержания и структуры психики субъекта. При изучении склонности сотрудников к мошенничеству (ССМ) личность понимается как биологическое существо, живущее в контексте конкретной биологической или социокультурной общности и имеющее в качестве главного смысла жизни обеспечение биологического или социокультурного выживание [11]. Общим для представителей этого направления является то, что
«объективный критерий», позволяющий описывать личность, всегда обнаруживается за пределами психологической науки. Дело доходит до того, что «в психологии термин «объективное описание» употребляется в качестве синонима «физиологическое описание», а «психологическое» - в качестве синонима «субъективное» [8].
В отечественных исследованиях ССМ пока также преобладает естественнонаучная парадигма. Но естественнонаучная теория не устраняет автоматически другие теории. Применяемые для диагностики ССМ методики можно классифицировать на 4 группы.