Полученные результаты указывают на индивидуально-психологическую особенность девушек и юношей в возрасте от 16 до 21 года. Дальнейшее изучение специфики стилевых характеристик интеллектуальной деятельности позволит создать полную картину о когнитивной сфере в юношеском возрасте.
Библиографический список
1. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. - Иркутск: Восточно-Сибирской изд-во, 1976. - 192 с.
2. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие -М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.
Ю.В. Смирнова
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье обозначены проблемы национального и интернационального воспитания детей в школе. Для их решения выделены взаимосвязанные принципы построения системы воспитания на основе социальных и нравственных образов. Подчеркивается роль гуманитарных дисциплин в сочетании с естественными для формирования личности учащегося.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей и идеологический вакуум оказывают негативное влияние на сознание детей и молодежи. Стала заметной утрата нашим обществом национальных и интернациональных традиций. Педагогическая наука все чаще поднимает вопрос о национальном воспитании. Это связано, прежде всего, с обострением отношений на национальной почве. Причиной многих трагические событий в наши дни являются межнациональные конфликты. Поскольку общеобразовательная школа отражает все события современности, то национальные вопросы не обходят ее, и мы наблюдаем конфликты среди учащихся разных национальностей.
Желание людей сохранить свои этнические корни, вполне понятно и оправдано. Поддержание и развитие национальных традиций разных народов является движущей силой развития общества. Этот аспект крайне важен в условиях распространяющейся глобализации, характеризующейся едиными образовательными стандартами, подходами, учебными планами в разных странах мира. На первый план в нашей стране выходят вопросы, связанные с «воспитанием патриотов России, граждан правового государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям
и культуре других народов» [4]. Тенденциями мирового развития выступают расширение масштабов межкультурного взаимодействия, факторы коммуникабельности и толерантности.
Национальное и интернациональное воспитание учащихся определяет приоритетные направления работы по патриотическому воспитанию на современном этапе, обогащает содержание патриотического воспитания и усиливает патриотическую направленность в курсах социально гуманитарных дисциплин. Воспитание должно быть направлено на формирование патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении ценностей других культур; стремящегося сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; терпимого к другим людям и их ценностям.
Исследователями отечественной и зарубежной науки усматривается тесная связь между такими фундаментальными понятиями, как: образование, культура, национальное самосознание, гражданственность, патриотизм, компетентность. Путь к возрождению России лежит через воспитание, усвоение личностью общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.
Структурообразующие принципы системы воспитания детей. Необходима педагогически обоснованная система воспитательной работы во всех звеньях общества. При этом роль образовательных учреждений особенно велика. В них необходимо создавать непрерывную систему, ос-
нованную на консолидирующей деятельности школы с семьей, научными учреждениями, ветеранскими, молодежными организациями, творческими, военно-патриотическими союзами. Решение комплекса проблем национального и интернационального воспитания возможно на основе стратегических программ, уточняемых в годовых планах учебных заведений.
В силу своей специфики гуманитарные учебные дисциплины обладают большим потенциалом духовно-нравственного воспитания в сравнении с естественнонаучными. Для наук о человеке и обществе главным является не то, какие в них изучаются законы, а то, что они учат искусству интерпретации, пониманию другой индивидуальности, иной истории и культуры. Человек, лишенный полноценного гуманитарного образования, по мнению В.А. Лекторского [3], будет односторонним, ущербным как личность и не соответствующим новой культурной формации, которая характеризуется отказом от односторонне технологической линии развития. Более того, он будет догматичным, поскольку только при изучении гуманитарных дисциплин может формироваться понимание изменчивости культуры. Гуманитарно образованный человек понимает основы естественнонаучных знаний и то, что любое знание исторически и культурно определено. Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития человека есть одно из условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности.
В отечественной педагогике в настоящее время происходит переход к новой концепции воспитания, к гуманистическому, личностно направленному воспитанию, что предполагает новую систему принципов или наполнение их новым содержанием в соответствии с современной концепцией воспитания. В данной ситуации национальные особенности и тенденции их интеграции в мировые сообщества играют важную роль, так как они ориентирует образование на формирование личности, способной адаптироваться в многонациональной среде. Принцип национального в образовании и воспитании в контексте интернационального, по мнению Ж.М. Блие-вой [1], предполагает формирование национального самосознания учащихся параллельно с выработкой социальных и нравственных образов:
«Я - представитель своего народа», «Я - гражданин России», «Я - представитель содружества народов России», «Я - гражданин мира» [1].
В педагогической литературе выделяются следующие принципы обучения и воспитания в работе с детьми и молодежью [5]. Принципы гуманизации и гуманитаризации, так же как и принципы ориентации на ценности и ценностные отношения, напрямую связаны с воспитательным потенциалом всех учебных предметов, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодёжи в диалог разных культур. При этом гуманизация образования понимается нами, вслед за Г.М. Коджаспировой [2], как распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Соответственно, гуманитаризация образования - это установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
Отметим, что система научных знаний по предметам включает воспитательный компонент - труд ученых (история науки), что способствует расширению способов познания за счет применения в исследованиях естественно-научных и гуманитарных методов. В частности, в учебных дисциплинах «География», «Биология», «Физика», «Химия» следует подчеркивать значение и вклад выдающихся деятелей науки, как в своем Отечестве, так и в мировую практику, тем самым, усиливая национальный и интернациональный компоненты воспитания.
Согласно принципу субъектности педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать своё «я» в связях с другими людьми и миром в его многообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для собственной судьбы, так и для других, оценивать себя как носителя и транслятора знаний, отношений. Субъектная позиция ребенка - это основа воспитания, когда человек осмысленно влияет сам на себя, на свое развитие (саморазвитие). Без саморазвития не может быть воспитания.
Принцип демократизма в управлении образованием и воспитании гражданина уравнива-
ет в правах всех граждан, а также предполагает соблюдение личностью определенных условий (норм, правил, законов), выработанных конкретным обществом. Поэтому задачей предмета «Об-ществознание» является формирование свободной и ответственной личности, с уважением относящейся к обществу. При этом воспитание осуществляется на примерах подлинного патриотизма в России.
В развитии нравственного сознания учащихся необходимо формировать экологическое сознание, экологическую грамотность и экологическую культуру. Следовательно, принцип экологизации образования способствует развитию у ребёнка физического, психологического и нравственного здоровья, чувства ответственности за окружающий мир и его защиту. Учащиеся знакомятся с вопросами международного сотрудничества в области экологии, что подчеркивает глобальность экологических проблем для общества. Дети осознают необходимость охраны природы в процессе взаимодействия с ней, формируя экологическое мировоззрение.
Принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций означает принятие многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания. В реализации данного принципа приоритетными являются гуманитарные предметы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся предполагает дифференцированный подход к отбору дидактического материала для национального и интернационального компонентов в содержании воспитания. Например, если в начальной школе в большей мере нужны яркие, запоминающиеся образы родной природы, ее защитников богатырей (Илья Муромец и др.), то в средней и старшей школе для оценки поведения героя создается проблемная ситуация, которая обсуждается под руководством учителя.
Личность как социально-психологический феномен определяет принцип целостности, предписывая педагогу целенаправленное, целостное воспитательное воздействие на каждого обучаемого.
Принцип социализации [2], трактуемый как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, означает овладение навыками практической деятельности, преобразования существующих коммуникативных
отношений в качества личности. Достаточно хороший уровень социализации характеризуется способностью человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения.
Построение образования на основе культурного плюрализма (принцип поликультуризма), признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, не допускает дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста [2], помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, сформировать в сознании многогранную картину мира.
Принцип дифференциации и индивидуального развития творческих способностей связаны между собой и способствуют выявлению и развитию у школьника склонностей и способностей к творчеству в различных направлениях деятельности, предоставляя возможность каждой личности работать на разном уровне сложности.
Указанные принципы можно представить в виде схемы (см. рис.).
Сопоставление принципов на схеме показывает, что они все тесно взаимосвязаны и приоритетными являются принципы гуманизации и гуманитаризации, субъектности и целостности, без которых невозможно формирование национального и интернационального самосознания личности.
Реализация вышеуказанных принципов в процессе национального и интернационального воспитания детей призвана обеспечить развитие у них нового, заинтересованного отношения, как к родной стране, так и к странам мира. При этом она осуществляется по следующим основным направлениям:
- духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает ответственность за свое Отечество, развитие культуры межнационального общения, осознание идеи единства всего человечества;
- историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, гордость за сопричастность современного поколения к деяниям
- взаимосвязи
Рис. Графическая схема принципов взаимосвязи воспитания. 1) принцип гуманизации и гуманитаризации; 2) принцип субъектности; 3) принцип демократизма в управлении образованием и воспитании гражданина; 4) принцип экологизации; 5) принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; 6) принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 7) принцип целостности; 8) принцип социализации; 9) принцип поликультуризма; 10) принцип дифференциации и индивидуального развития творческих способностей
предков при изучении истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, в понимании особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций как своего, так и других народов, их героического прошлого;
- гражданское - включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России;
- патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания россиян. Оно включает воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к служению Родине и ее народу;
- трудовое - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации самореализации личности, нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей;
- психологическое - формирование у детей психологической устойчивости, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в многонациональном обществе. Оно включает ознакомление с психологическими особенностями людей разных национальностей, снятие психологической напряженности в отношении людей.
Реализация национального и интернационального воспитания предполагает совместное использование системы основного (по Госстандарту) и дополнительного обучения, включающие определенное содержание в начальных, средних и старших классах. Обе системы воспитания диалектически взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
Библиографический список
1. Блиева Ж.М. Поликультурное образование в контексте воспитания личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Т. 13. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.
Социокинетика». - 2007. - .№2.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.
3. Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») //
Вопросы философии. - 1997. - .№2. - С. 13.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. -2002. - №4. - С. 254-269.
5. Педагогика / Ред. П.И. Пидкасистый. 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
М.А. Полякова
ОТРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МАРТИНА ЛЮТЕРА В «МЕМОРИАЛЕ» ВОЛЬФГАНГА РАТКЕ
Реформационное движение в Германии оказало существенное влияние на все сферы общественной жизни, как в этой стране, так и во всей Европе. Начавшись в религиозной сфере и развиваясь под патронатом политической власти, оно затронуло и изменило, прежде всего, средневековую мораль и систему феодально-сословных отношений; обнажило проблемы экономического характера; акцентировало авторитет и потенциал светской власти в период формирования национальных государств. Вывод Мартина Лютера о возможности и необходимости общения человека с Богом без посредства церкви коренным образом изменил парадигмы отношения человека к самому себе в сторону его большей автономии и ответственности, а также явился истоком европейского индивидуализма [3].
Преобразования в области религии и морали не могли не затронуть сферу образования. Заслуга Лютера состоит в том, что он теоретически обосновал его необходимость в деле самореализации личности как перед Богом (исполнение идеи предопределения), так и перед другими людьми и обществом (осуществление мирской профессии), синтезировав оба эти направления в своей концепции о человеческом призвании (Beruf), и определил основные пути, по которым должно строиться образование.
Вместе со своими ближайшими соратниками Лютер быстро реагировал на внешние события и использовал для популяризации своих идей и Священного Писания новейшие технические изобретения (прежде всего - книгопечатание). Среди ближайшего окружения реформатора можно назвать многих деятелей, неравнодушных к проблемам высшего, классического среднего и начального образования. Это и виттенбергский профессор и реформатор Иоганн Агрикола,
и личный проповедник и ближайший соратник Лютера Иоганн Бугенхаген - автор школьных уставов не только на территории Германии, но и в Дании, Швеции и Шлезвиге, и реформатор вюртем-бергских школ, автор первого протестантского Катехизиса, Иоганн Бренц, и создатель Гольдбергс-кой школы (Силезия) Валентин Фридланд Троцен-дорф и, несомненно - «учитель Германии» Филипп Меланхтон, с которым 56 немецких городов консультировались по вопросу реорганизации своих школ [2, с. 439], и многие другие.
Педагогика XVII века, внесла коррективы в теоретические разработки предшествующей эпохи. Это связано с изменением экономической обстановки в европейских странах, утверждением капиталистического уклада, ужесточением борьбы за расширение экономического пространства, вылившейся в колониальные захваты и войны по перегруппировке сил в Европе. Наиболее ярким проявлением этого явилась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), основные события которой разворачивались на территории политически слабой и раздробленной Германии [5, с. 5].
В целом можно сказать, что XVII век дает пример совершенно нового социально-культурного уклада, опирающегося уже не на связь со средневековьем и религиозным фанатизмом предыдущего столетия, а базирующегося на рационализме, попытках реалистического подхода ко многим, в том числе и педагогическим вопросам, и тем не менее, связанным с недавнем временем тесными узами.
Теоретические разработки Лютера и практическая реализация его идей в форме перевода Библии на немецкий язык, написание катехизисов, создание церковных и школьных уставов и открытие его соратниками школ, пусть в большей степени - гимназического типа, нашли свое продолжение в XVII веке, прежде всего в пропаганде