Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ Л. ЛЕОНОВА «ЗОЛОТАЯ КАРЕТА»'

ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ Л. ЛЕОНОВА «ЗОЛОТАЯ КАРЕТА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ФРОНТ / ЗОЛОТАЯ КАРЕТА / БЕРЁЗКИН / ИСТЕРЗАННЫЙ ГОРОДОК / НАКАЗАНИЕ ДЕЗЕРТИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шихаб Эд-Дин Мухаммед Исмаил

Исследование посвящено изучению нравственных проблем, оставленных войной, и ее негативному влиянию на людей в российском обществе через анализ пьесы «Золотая карета» русского писателя Леонида Леонова, пережившего события Великой Отечественной войны, и изображал их в своих различных литературных произведениях. Драматургия всегда была зеркалом русского народа за происходящее на фронте и на полях сражений, за жертвование героев, шедших на войну добровольно. Она было также средством выявления нерадивых, отставших в войне и придумывавших ложные предлоги, чтобы спастись от бедствий войны, предпочитающих свои материальные прихоти и личные удовольствия защите Родины и разгрому врагов на ее фронтах. Разрушенный городок изображен в произведении чудесным образом, давая возможность будущим поколениям представить и прожить период, в котором происходили события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE MORAL PROBLEMS OF POST-WAR PEOPLE IN SOVIET LITERATURE: ON THE EXAMPLE OF L. LEONOV’S PLAY «THE GOLDEN CARRIAGE»

The study is devoted to the study of the moral problems left by the war and its negative impact on people in Russian society through the analysis of the play “The Golden Carriage” by the Russian writer Leonid Leonov, who survived the events of the Great Patriotic War, and portrayed them in his various literary works. Dramaturgy has always been a mirror of the Russian people for what is happening at the front and on the battlefields, for the sacrifice of heroes who went to war voluntarily. It was also a means of exposing the negligent, those who fell behind in the war and invented false pretexts to save themselves from the disasters of war, who preferred their material whims and personal pleasures to the defense of the Motherland and the defeat of enemies on its fronts. The ruined town is depicted in the work in a miraculous way, giving future generations the opportunity to imagine and live the period in which the events took place.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ Л. ЛЕОНОВА «ЗОЛОТАЯ КАРЕТА»»

Отражение нравственных проблем людей послевоенного времени в советской литературе: на примере пьесы Л. Леонова «Золотая карета»

Шихаб эд-Дин Мухаммед Исмаил,

аспирант кафедры русского языка, Университет Айн-Шамс, Египет

Е-таП: М.е.с1пе11аЬеИте@дтаП.сот

Исследование посвящено изучению нравственных проблем, оставленных войной, и ее негативному влиянию на людей в российском обществе через анализ пьесы «Золотая карета» русского писателя Леонида Леонова, пережившего события Великой Отечественной войны, и изображал их в своих различных литературных произведениях. Драматургия всегда была зеркалом русского народа за происходящее на фронте и на полях сражений, за жертвование героев, шедших на войну добровольно. Она было также средством выявления нерадивых, отставших в войне и придумывавших ложные предлоги, чтобы спастись от бедствий войны, предпочитающих свои материальные прихоти и личные удовольствия защите Родины и разгрому врагов на ее фронтах. Разрушенный городок изображен в произведении чудесным образом, давая возможность будущим поколениям представить и прожить период, в котором происходили события.

Ключевые слова: Драматургия, Великая Отечественная война, Фронт, Золотая карета, Берёзкин, Истерзанный городок, Наказание дезертира.

Творчество Л. Леонова связывается с переосмыслением главных эпических событий его современности. У драматурга постоянное стремление точно изобразить быстро меняющийся окружающий мир, что приводит писателя к открытию новых способов художественного отражения действительности. В 20-е годы, для большинства критиков, художник слова - Леонид Леонов известен как продолжатель традиций писателей великой классической русской литературы, Гоголя, Достоевского, и др.

Особое место в творчестве Л. Леонова занимала война и её проблематики. Об этом свидетельствуют его пьесы - «Нашествие», «Лёнушка» и «Золотая карета», которые составляют драматургическую трилогию Л. Леонова о войне.

Комплекс нравственных проблем, обозначенных в пьесе Л. Леонова «Золотая карета» стремится к расширению кругозора послевоенной аудитории. Известно, что нравственный конфликт в пьесе представлен в трех разных редакциях произведения: 1946, 1955 и 1964 годов. В каждой из новых редакций автору удавалось свести к минимуму нравственные переживания со стороны зрительской аудитории, которая была уже достаточно искушена новыми произведениями в послевоенное время. И хотя пьеса была задумана еще в 1943 году, автору все-таки удалось порадовать читателей произведения инновационными подходами к способам решения нравственных конфликтных ситуаций. Этот творческий подход отразился в формировании комплексных отношений между различными персонажами пьесы.

События пьесы разворачиваются в маленьком прифронтовом городке, всего через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны. Советский народ победил фашизм, но радость, заполнявшая всех в первые послевоенные дни, прошла. Ей на смену пришло осознание тех последствий и разрушений, которые оставила война. Люди успели отпраздновать свою победу, но вдруг осознают, что все вокруг уничтожено: ни зданий, ни улиц, уничтожены также и судьба и жизнь людей.

«В эпопее господствует событие, в драме герой эпоса происшествие; герой драмы личность человеческая» - писал В.Г. Белинский [1, С. 148]. Все герои пьесы «Золотая карета» непосредственно или косвенно связаны с только что закончившейся войной, каждый из них, так или иначе, имеет личную ситуацию с последствиями этого ужасного события. Все в городе дышит войной.

В пьесе Леонова встречаются люди разного поколения и социального положения. Главными же

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

персонажами пьесы являются полковник Берез-кин, который взял на себя ответственность разыскивать дезертира в глухом селе, бывший танкист Тимошка, который потерял зрение во время войны, Невеста Тимошки юная девочка Марька, её мать, Марья Сергеевна, жена того самого дезертира Щелканова, которого разыскивает полковник Березкин, ученый Кареев, бывший возлюбленный матери Марьки и его сын, влюбившийся в саму Марьку.

Самым главным персонажем пьесы является полковник Березкин - 'совесть войны'. Он приезжает в этот прифронтовой городок, где погибла его семья. Воспоминания о родных и близких людях теребят его душу. Характер полковника закалился в военных переживаниях. Он успел понять, насколько война может разлучить дорогих людей и даже стереть с лица земли память о них. Однако нельзя не признать, что полковнику хочется вновь пережить приятные моменты единения с родными, пускай они уже и ушли в мир иной.

Полковнику недостает душевного тепла родственников, поэтому возвращаясь в этот край, он желает сделать все возможное, чтобы вспомнить теплые моменты и радостные дни общения с близкими. Проявление простых человеческих эмоций, таких как радость, любовь, сострадание, - вот в чем заключается духовный потенциал и сила духа главного героя.

Не менее важным является способ проявления чувств со стороны Березкина. Он жаждет мести дабы наказать дезертира Щелканова, нынешнего директора спичечной фабрики, мужа Марьи Сергеевны, председателя горсовета. Березкину присущ холодный рационализм, ведь он всем своим поведением старается доказать, что измена Родине - наиболее страшный шаг, который нельзя прощать, независимо от социального статуса или неких других привилегий. Щелканов, по мнению Березкина, не имеет права претендовать на расширение комплекса прав и свобод, так как он повинен в тяжелых преступлениях. В этой связи цель полковника - восстановить справедливость всеми доступными ему способами, и главное - он чувствует, что имеет право вершить справедливость.

В этом контексте четко прослеживается параллель с известными словами Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею...», из известного произведения Ф. Достоевского «Преступление и наказание» [2, Часть 5, глава IV]. Для великого классика это изречение напрямую связано с необходимостью к переоценке собственных ценностей. Подобно Раскольникову, Березкин непроизвольно становится частью определенного нравственного конфликта, разрешить о который ему помогает социальное окружение. а Имеет ли он в действительности право самостоЯ ятельно вершить справедливость, или это просто ~ будет так называемый «суд линча», очень попу-^ лярный способ восстановления справедливости

в латиноамериканских странах1. И тем не менее, решение данного морально-этического конфликта вряд ли возможно без определения личных границ. Для понимания этических границ каждого персонажа необходимо сделать все возможное для разграничения рамок моральной ответственности.

Для полковника Березкина представляется необходимым участвовать в наказании за дезертирство, хотя, по сути, морального права на это у него нет и не может быть. Скорее всего полковником Березкиным движет чувство зависти к почестям и комфортным условиям жизни, а гибель его семьи вызывает у него чувство заостренной социальной справедливости. Каждый новый день для него - это способ избежать моральных страданий. Утрата семьи в военное время - это, пожалуй, наиболее тяжкая травма, которую может понести человек. Терпение полковника способствует формированию у него повышенного чувства справедливости. Он считает, что отомстить другим -это наиболее эффективный выход из сложившегося положения.

Тем не менее, месть за преступления, совершенные во времена войны, далеко не самый лучший выход из сложившегося положения. Для Бе-резкина очень важно осознать, что понять и простить тех, кто успел пережить военные психологические травмы, - это наиболее простой способ прийти в себя после пережитого травматического опыта. Скорее всего, полковнику придется пережить не только стресс, но и посттравматический синдром, и это заострит его чувства восприятия окружающей реальности. Леонов старается показать в образе Березкина, насколько важно в жизни определить границы собственности.

Военные перипетии смогли изменить чувства героев и само их отношение к миру и друг к другу. Каждому из них пришлось пройти через горнило мучений и страданий, что сделало их сильными и способными сопереживать. Тональность пьесы изменилась на более спокойную с тем, чтобы донести до читателя главную мысль - мы не властны над собственной судьбой, и каждый волен выбирать именно тот путь, который способен привести его к счастью.

Это - одно из ясных стремлений ученого-геолога Николая Степановича Кареева, который приезжает в городок вместе со своим сыном Юлием. Поселившись в гостиничном номере помещения, которое до войны использовалось в качестве монастыря, они начинают бурно вспоминать довоенное время, делиться размышлениями об укладе жизни «до и после». Для ученого война открыла новые возможности наладить контакт с окружающим миром и открыть новые грани окружающей реальности. Ему не хватает душевного тепла, а сын Юлий старается скрасить его одиноче-

1 С именем мирового судьи Чарльза Линча связано понятие «Суд Линча», и означает убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

ство, добавив в жизненный цикл новые яркие краски. И хотя оба данные персонажи вовсе не хлопочут о комфорте, гостиничный номер кажется им несколько неуютным, они стараются поскорее выбраться отсюда в иное место.

Марии Сергеевне, проживающей в городке с мужем и дочерью Марькой удалось пережить войну и сохранить в себе основные качества человечности, такие как гуманизм и отсутствие эгоцентризма. Юная девочка - Марька - способна очаровать Юлия красотой и жизненной энергией, которыми она обладает благодаря собственному оптимизму и настрою. Тем не менее, время и место не способствуют зарождению нового любовного чувства, и Юлий начинает чувствовать себя обделенным женским вниманием. Вопреки чувствам отца, его любовь не способна развиться благотворно на руинах социального строя, поврежденного военными действиями общества, в которых роль девушки и юноши теряется на подмостках истинных духовных и социальных ценностей. Обществу приходится разделить их, но место любви остается в сердце для последующих этапов воспламенения чувств.

С каждым днем Марька становится более зрелой и красивой, и ей удается покорить сердца многих мужчин. И хотя ее родители Сергей Захарович Щелканов и Марья Сергеевна занимают важное положение в обществе, Марьке удается сохранить детскую простоту и наивность, а также чувство бескорыстности и готовности искренне помогать людям. Девушка еще не испорчена миром зависти, подлости и лжи, который очень часто находит место в домах благородных людей. Тем не менее, каждый новый день для нее - это возможность насладиться гармонией с окружающими людьми и миром. Марька очень тонко чувствует грань между реальностью и вымыслом, так как в меру развитого чувства собственной фантазии ей удается наладить контакт с жителями городка, в котором живут ее родители. В столь юном возрасте ей только начинает открываться мир здоровой и чистой любви к людям, городу, природе и настоящим ценностям.

Хозяин гостиницы Непряхин видит в Марьке достойную партию для своего сына Тимофея, слепого гармониста, мир для которого невосполнимо поврежден в послевоенный период. Тимофей больше не может видеть ни окружающего мира, ни своей возлюбленной, что приводит юношу в состояние отчаяния. Для него теперь закрыта дорога к счастью, как ему кажется. И это подтверждает подарок Марьи Сергеевны, матери его невесты, -она приносит дорогой аккордеон, чтобы юноша отступился от ее дочери.

Юноша переживает крушение надежд на благостное будущее, которое оказывается спрятанным за жесткой вуалью несбыточных надежд. Мать Марьки мечтает о лучшей судьбе для своей дочери, нежели связь со слепым гармонистом, и это прослеживается в канве произведения. Для Марьи Сергеевны немыслимой остается тот факт,

что дочь может выйти замуж за калеку и потерять надежды на исполнение заветных мечтаний.

Основной нравственной проблемой, которую Леонов представляет в произведении, является стремление наладить диалог между различными поколениями. Например, Марька и Дашенька -это образы протеста против налаженных столетиями материальных и семейных ценностей. Для Дашеньки очень важно понять роль полковника в судьбе целого народа: «Дашенька (Доверительно.) Березкин-то все утро с собою нашего-то сманывал. Уходи, говорит, пока звезды твои в тебе не погасли. Тень твоя буду, ворота жизни распахну. Ты половинка, я другая, и составится из нас цельный, непобедимый человек. В такую, убеждает, высоту вознесемся - и не разберешь сверху-то, где она там затерялась, горемычная твоя, солдатская любовь. А у полковника полная чаша в осиротелом-то дому...» [3, т. 7 с. 654]. Для Марьки и Дашеньки очень сложным кажется путь сопротивления окружающей действительности. Для юных девушек еще только начинает открываться загадочный мир, в котором реальность правды сталкивается с неправдивым восприятием окружающего мира.

Тема войны в пьесе является центральным отражением героического стремления народа к собственному выживанию. Многие персонажи произведения отдают дань усиленному пониманию собственных ролей в назревающих трудностях послевоенной эпохи. Люди воевали на протяжении всей истории. При том, любая война губительна, она приносит больше разрушений и страданий, чем выгоды, однако войны продолжаются и люди оправдывают их.

Для героев пьесы Леонова война предстает далеко не бессмысленным испытанием, так как в ее ходе закаляется характер и формируются гуманистические ценности любви и сострадания к ближним. Например, в кульминационных пассажах произведения полковник Березкин учится прощать и понимать устои общества, которые достались ему в наследие от предыдущих поколений. Он отказывается от немыслимого бремени мести по отношению к Щелканову, что демонстрирует мудрость, логическое рассуждение и холодный рационализм.

Великой Отечественной войне удалось отразиться в литературе благодаря воспоминаниям участников. Пьеса Леонова в этом плане - это еще один качественно созданный артефакт, благодаря которому у настоящего поколения появилась возможность узнать о горечи послевоенного времени из уст персонажей. В их диалогах и монологах содержатся смешанные чувства радости и печали, благополучия и страдания, а эта эмоциональная окраска позволяет выразить чувственное восприятие окружающей действительности.

Художественные образы раскрываются в произведении постепенно, что делает его насыщенным средствами выразительности. Очень часто автор старается выразить эмоции героев в моно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

логах и диалогах. Диалоги в речи персонажей развиваются очень стремительно и динамично, что помогает творить особенную картину реальности: «Марька (не смея поднять голову). И согласился он? Юлий (беспощадно). Карета у подъезда и. ровно одна минута, Марька!» [3, т. 7 с. 666].

Одним из способов выражения авторского представления мира является «художественный символ «Художественный символ представляет собой высшую степень отстраненности лексической единицы от предметно-денотативной области, где она выполняет функцию прямой номинации» [4, с. 51].

В пьесе Л. Леонова символов много. Напри-мер:"Алая роза" - символ жизни и вечной любви: «в Тимошиной руке показывается слепительная на длинном черенке алая роза» [3, т. 7 с. 659]. Ти-моша принёс Марьке чудесную алую розу, которая кажется настоящим чудом в этом предзимнем, разрушенном войной городке. Такой прекрасный цветок символизирует многое: красоту, чистоту и нежность, надежду и пожелание света и добра. У Марьки было два выбора, один сложнее другого; остаться ли с Тимошей или уехать с Кареевым в поисках счастья. Юлий Кареев пытается уговорить её и рассказывает ей о сказочной стране Памире. Сначала Марька отказывается от поездки на море и решает жертвовать собой ради любви к такому человеку, Тимофею. Однако, ей снова звонит Юлий, и она внезапно передумывает. Она бросается за Юлием, попросив мать объяснить Тимофею, что она ни в чем не виновата. Однако алая роза - символ бесконечной любви Тимоши к Марьке - не останавливает ее стремления уехать из города вместе с Кареевым в поисках своего счастья на Памире.

Многообразно значение образа Света: свет звёзд, который уже не суждено увидеть Тимофею, но который остался в его душе; реплика «зорька на краю неба» [3, т. 7 с. 599] как символ надежды; ветер, задувающий огонь свечи - символ угасших жизней; полковник Березкин жжет пальцы над пламенем свечи, не чувствуя боли - слишком велика боль душевная.

Один из главных символов пьесы — образ гор. Это Памир, куда уехал юный Кареев «с горя» «искать счастья» после неудачного сватовства. Каре-ев нашел счастье в работе: он геолог. Дочь Марьи Сергеевны, Марька, тоже стремится на Памир - «к трудному счастью». И последняя реплика Марьи Сергеевны тоже о горах, как символе стремления к высокому, символе преодоления трудностей, символе мечты: «За горы твои высокие, Марька!» [3, т. 7 с. 666]

Символично и само название пьесы. Сама «золотая карета» в буквальном смысле в пьесе не су-шествует, это лишь символика счастья, мечта 5 о счастливой жизни. О золотой карете для доче-5 ри мечтал отец Маши. Этот символ упоминается Я в пьесе всего 3 раза и последний 4-ый раз в конце ° пьесы, упоминается без эпитета «золотая», «Каре-1 та у подъезда и ... » - говорит Юлий [3, т. 7 с. 666],

зовя Марьку с собой на Памир. Карета здесь как возможность счастья.

На самом деле «Золотая карета» для Леонова - это символ стремления к личному счастью без забот о завтрашнем дне. Героям кажется, что словно в сказке про Золушку, появление золотой кареты будет символизировать благосклонность высших сил и самой судьбы к героям пьесы. Тем не менее, крушение надежд является необоснованным, так как каждый новый день полнится известиями о прессинге, который люди начинают чувствовать в послевоенный период.

«Золотая карета» является символической интерпретацией стремлений к счастливой жизни. Этот образ-символ соотнесен с судьбой Кареева и Марьи Сергеевны, Марьки, Тимоши и Юлия. «Золотая карета», как образ, обозначает и ложный путь, и становится объединяющим героев символом движения жизни с ошибками, бедами и прозрениями героев. Для Марьки, дочери Щелкано-ва, - золоченая карета является пределом реализации мечты. Юная девушка обладает такими качествами как красота, душевность и эмоциональная лабильность. Но тем не менее, ей не удается сделать все возможное для того, чтобы правильно принять решение: остаться ли с Тимошей или уехать с Кареевым в поисках счастья. К концу пьесы она все-таки уезжает из города вместе с Кареевым и его сыном Юлием. Они предлагают юной девушке так называемое «место под солнцем», что позволяет Марьке воплотить мечты в реальность.

В пьесе «золотая карета», драматург старается воссоздать неповторимый колорит пространственно-временных соотношений между окружающей действительностью и диалогической коммуникацией между персонажами. Например, в словах Непряхина содержится риторическая выразительность и много метафорических сравнений: «Не трожь ее, голубка, - серчает. Устанешь по хозяйству день-деньской! Да и погодка, ровно из ведра льет. Я уж в сарайчик его отвел, паренька твоего, до самых, скажи, до костей промок. Не остудился бы!» [3, т. 7 с. 630]. Именуя свою дочь «голубкой» (аллегория), Непряхин использует лексические средства с позитивной коннотацией и исключительно подобранным подтекстом.

Городское пространство в пьесе пользуется нарочитой популярностью среди героев, для которых это - еще один шанс эмоционально приблизиться к гуманистическому восприятию окружающей реальности. Леонов старается отразить каждое эмоциональное движение в характерах и диалогах персонажей произведения: «Марька исчезает, чтобы через мгновенье еще раз показаться с заключительной полуфразой: «И ты объясни ему...» - после чего вступает в свои права ночь, Марья Сергеевна берет чей-то нетронутый бокал с этажерки.» [3, т. 7 с. 666].

В городском пространстве более всего удается раскрыть пространство творческой фантазии автора, который многогранно описывает пейзажи и черты характера героев. Каждому отдельному

персонажу отводится особенная роли в канве произведения, что делает пьесу более насыщенной образами, стилистическими и риторическими фигурами. Например, словами Дашеньки автор старается использовать гиперболу для интенсификации образности мышления: «Спросить не смеешь, а мне твою думку как сквозь воду видать. Не жалей Тимошку-то: он герой, такие втрое вынесут. Опять же при занятиях нонче, сыт: то жиров, то крупки подкинут водники-то. Сама отводила его давеча. Стульчик ему поставлен железный, у всех на виду, публика чистая. Сам начальник милиции тут же: одной рукой ситро пьет, другой папироску курит» [3, т. 7 с. 645]. Автор мастерски использует метафоричность речи и аллегоричность образных риторических фигур: «сквозь воду видать», «он герой, такие втрое вынесут» и др. Образная речь помогает Леонову украсить речь и насытить произведение эмоциональным колоритом.

В произведении Л. Леонова очень важен и образ истерзанного войной города. Подробная картина прошлого, настоящего и даже будущего этого маленького города вырисовывается благодаря щедрым комментариям, рассказам о героях, любящих свою родную землю и свои любимые улицы. «Нет русской летописи такой, чтоб про нас словечка не нашлось, а то и двух!» —- Говорит Не-пряхин [3, т. 7 с. 597], восхваляя свою городку перед Кареевым. Каждый из них имеет отношения с таким родным городом и у каждого свая дорогая память о ней. Внимание и забота персонажей к своему малому городку не только по-особому характеризуют героев, но и делают сам город ключевым актером событий.

Литература

1. Белинский В.Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 2. Статьи и рецензии. М., 1948.

2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах - Л. Наука, 1988-1994. Том 5. Преступление и наказание: роман. - 1989.

3. Леонов Л.М. Золотая карета // Собрание сочинений в 10 томах. Пьесы /Прим ОН Михайлова - М.: Худож. лит., 1983. - Т. 7.

4. Тархова. Е.В. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2018. № 2

REFLECTION OF THE MORAL PROBLEMS OF POSTWAR PEOPLE IN SOVIET LITERATURE: ON THE EXAMPLE OF L. LEONOV'S PLAY «THE GOLDEN CARRIAGE»

Muhammad Ismail Fethy Chеhаbеldinе

Ain Shams University, Egypt

The study is devoted to the study of the moral problems left by the war and its negative impact on people in Russian society through the analysis of the play "The Golden Carriage" by the Russian writer Leonid Leonov, who survived the events of the Great Patriotic War, and portrayed them in his various literary works. Dramaturgy has always been a mirror of the Russian people for what is happening at the front and on the battlefields, for the sacrifice of heroes who went to war voluntarily. It was also a means of exposing the negligent, those who fell behind in the war and invented false pretexts to save themselves from the disasters of war, who preferred their material whims and personal pleasures to the defense of the Motherland and the defeat of enemies on its fronts. The ruined town is depicted in the work in a miraculous way, giving future generations the opportunity to imagine and live the period in which the events took place.

Kеywоrds: Dramaturgy, Great Patriotic War, Front, Golden carriage, Beryozkin, Tormented town, Punishment of a deserter.

References

1. Bеlinsky V.G. Sоbr. cit.: in 3 vоlumеs. tol. 2. Artictes аnd rеviеws. M., 1948.

2. Dоstоеvsky F.M. Cоllеctеd wоrks in 15 vоlumеs - L. Nаukа, 1988-1994. Vоlumе 5. Crimе аnd punishmеnt: а nоvеl. - 1989.

3. Lеоnоv L.M. Gоldеn cаrriаgе // Cоllеctеd wоrks in 10 vоlumеs. Ptays / Prim ON Mikh^i^ - M .: Khudоzh. lit., 1983. - T. 7.

4. Tаrkhоvа. E.V. Bultetin оf VSU. Sеriеs: Linguistics аnd НегсЫ-tural 2018. Nо. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.