10. Режим доступа: http:/Www MagcvesUozDvayaoig /fei!:h;ives/aih03/co:h030701 htm l. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 2910 2007 г.
Kirichenko O A. Functining cf the New Testament quotation "I came not to send peace, but a sword" in Leo Tolitoy's novel "Anna Kaienina". The article analyzes
functioning of the New Testam ent quotation "I came not to send peace, but a swoid" (M atth. 10 34) in Leo Tolstoy's novel "A nna K aisnina". The conclusion is m ade that the author apprehended lEligion as a refection of G od-given know ledge in a hum an soul, hence he urges people to rely on this know ledge in faith-related m atters, not on hum an logic.
Key word: novel, quotation, the Bible, war, the G od.
МЕТАФОРЫ ГОРОДА И ВРЕМЕНИ В ПЬЕСЕ Л М ЛЕОНОВА «ЗОЛОТАЯ КАРЕТА»
М.С .Тимонина
В статье представлено исследование метафорического контекста образов времени и города в пьесе Л М. Леонова «Золотая карета» (1964). Особое внимание уделено анализу восприятия города персонажами пьесы, а также метафорическим способам передачи быстротечности времени. Статья показывает, как пространственно переменные ориентиры произведения углубляют его смысловой контекст .
Ключевые слова: метафора, сюжет, время, пространство.
Образы пространства и времени являются сюжетной основой пьесы Л М. Леонова «Золотая карета». Исследователи отмечают особое внимание писателя к изображению времени. «Пьесы Леонова - всегда арена борьбы настоящего с прошлым, исход кото -рой открывает перспективы будущего» [1], -заметил Н В . Зайцев в статье «Леоновское в драме». Для полноценного и всестороннего отображения всех жизненных противоречий драматург часто использует прием ретроспекции, тем самым уплотняя и углубляя идейно -тематическое содержание своих пьес . Сюжет и конфликт Леонов организует таким образом, что особое значение в контексте всего произведения приобретает место действия . Благодаря богатой метафоричности речи героев пьес временные и территориальные границы произведений значительно расширяются, сливаются воедино пространства разного уровня, обогащая его содержание .
Пьеса «Золотая карета» была задумана Леоновым еще в 1946 г., автор работал над нею около двенадцати лет. Известно три законченных варианта пьесы (1946, 1955, 1957). В процессе работы над произведением неоднократно менялись характеры центральных персонажей, однако основная фабула пьесы сохранилась. В бывший прифронтовой городок приезжает известный академик, ко -
торый когда-то покинул его после неудачного сватовства. Приезжает навестить могилы родителей, посмотреть, кем стала теперь его возлюбленная. В той же гостинице останав -ливается полковник, чтобы «наказать одно здешнее лицо» [2], по воле случая оказавшееся мужем той самой знакомой академика. Таким образом, получается, что жизнь в городке благодаря своим гостям оживляется, а вместе с ней оживают и прежние события.
В произведении чрезвычайно важен образ разрушенного войной города. Благодаря обстоятельным ремаркам и следуя за щедрыми, по замыслу автора, рассказами любящих свои дома и улицы героев, в мельчайших подробностях вырисовывается картина прошлого, настоящего и даже будущего это -го маленького городка. Так, Непряхин, расхваливая перед Кареевым свой город, восклицает : «Нет русской летописи такой, чтоб про нас словечка не нашлось, а то и двух!» 7; 597). Каждого героя что-то связывает с ним, у каждого из них свое к нему отноше -ние . Внимание и бережливость персонажей к своей малой родине не только особым образом характеризует героев, но также и делает сам город таким же полноправным участником действия. Это становится ясно из наблюдений за метафорами, которые ярко иллюстрируют произведение.
Из многочисленных и обширных ремарок мы узнаем о богатой духовной жизни города. Само место действия в пьесе выбрано неслучайно: в бывшей трапезной находится кабинет городничихи, гостиница Непряхина -бывшее монастырское подворье .Хозяин этой гостиницы по-своему понимает причину столь неожиданного внимания немцев к их городу. Метафорическим языком он доносит важную для пьесы и, пожалуй, для всего творчества Леонова мысль о том, что же яв -ляется настоящей ценностью для народа: «В плоду главное-то - семечко... и желательно им было то золотое зернышко склевать. Народ уничтожают со святынь» 7; 597). «Семечко» и «золотое зернышко» - это не только храмы, но и все то, что составляет наше национальное богатство . Богатая образность языка Непряхина усиливает звучание патриотических мотивов произведения, направляя восприятие пьесы в фольклорное русло .
К вниманию и почтительности, с которыми обращается к городу Непряхин, прибавляется его очеловечивание, оживление в метафорической ассоциации: «Весь городок ничком полег!» 7; 596). Павел Александрович говорит о родном разрушенном войной городе так, словно он лежит обессиленный, как человек после тяжелых физических испытаний .
Так Леонов с помощью душевных интонаций Непряхина метафорически вводит в пьесу тему Родины, России. Кажется, автор пьесы намеренно не называет тот город, в котором происходит действие, ведь подобное могло случиться в любом месте, которое по -страдало от войны. Например, в статье С М. Козловой есть предположение, что го -род, в котором происходит действие, - это Тверь [3].
Важно,что этот город внушает уважение не только своим коренным жителям, но и тем,кто только что сюда приехал.Это положительно характеризует не только сам город, но и человека, отнесшегося к нему с почтительностью. Например, при первом знакомстве с Березкиным выясняется, что полковник не носит ордена как раз «... из деликатности перед этим обугленным городком» 7; 600). Поразительно, но в том, что этот самый городок не сумел защитить и сберечь двух самых близких для него людей, он никого не винит. В надорванной и израненной
душе полковника сохранилась не только сильная ненависть к трусам и предателям, но и необыкновенная нежность к своей Родине. Кажется настоящим откровением, что такой суровый, скупой на чувства человек может так говорить о России: «Примечательно -прошел со своей бригадой Европу наискосок. и след поучительный оставил. А вот вернулся, взглянул на это, милое, и стою, как мальчишка, и колени дрожат. Здравствуй, первейшая любовь моя. ».
Совершенно особое отношение к своему родному городу у председательницы горсовета Марьи Сергеевны Щелкановой. Ее заслуги перед городом намного существеннее, важнее и серьезнее, чем вся академическая деятельность Кареева. Он и сам признает это в финале своей встречи с городничихой. По -еле этого действия к читателю приходит понимание того, почему много лет назад Машенька Порошина не пошла вслед за Карее-вым: «Она не захотела покинуть этот город, потому что он для нее больше, чем место жительства. Это ее родина, ей завещанная часть земли» [4]. Вместе с трепетной заботой о городе Марьи Сергеевны и сердечностью Павла Непряхина в пьесу входит важная для всего леоновского творчества тема памяти. Кареева сюда занесло лишь «проездом», но и он спешит проведать родительские могилы. Поэтому, по мысли СМ. Козловой, место действия «... приобретает особое поэтическое и философское значение» [3, с . 71]. И далее : «... Городок - это не только дом родной, но еще и образ "колыбели" человечества, тот "первородный привычный и теплый ил", в котором человек не может остаться, как не может и вернуться в него в своем движении к высшей красоте,к высшему счастью» [3, с.75].
Так, образ города в пьесе Леонова «Золотая карета» метафорически соединяет в себе образ всей России с ее богатыми духовными ценностями.Метафора оживляет в глазах героев пьесы родную страну, назначая ее стать «первейшей любовью» (Березкин). Город также в речи героев предстает живым.
Сюжетно -композиционная особенность пьесы «Золотая карета» заключается также в особой важности здесь образа времени.
В пьесе важно, прежде всего, звучание исторического времени. Об этом свидетельствует образ разрушенного войной города, и сама тема войны, так настойчиво напоми-
нающая о себе. Война только что закончилась, но люди еще не перестроились, не адаптировались вновь к новой мирной жизни , поэтому в пьесе, по меткому наблюдению В М. Акимова, все еще действуют законы военного времени: «... критериями войны, ее суровым опытом, ее строгим судом проверяются человеческие отношения современности» [5]. Леонов не побоялся правдиво отобразить в своем произведении все те экономические и социальные трудности, с кото -рыми столкнулся советский народ после испытаний Великой Отечественной войны. Отсюда важная деталь сценической истории пьесы «Золотая карета»: именно по этой причине пьеса была «под запретом» до 1955 г.
Появление знаков прошлого в настоящем - один из излюбленных мотивов Леоно -ва,под пером которого метафорически оживают страницы истории. Об этом пишет и К Л. Рудницкий: «... Леонов открыл новый для него аспект драматического столкновения "дней нынешних и дней минувших". Сохранив полностью - ив неприкосновенности -свою излюбленную философскую проблему борьбы между прошлым и будущим , он увидел новый исторический ее ракурс» [6].
По всей пьесе рассыпаны упоминания о фрагментах русской истории. Выдающиеся деятели прошлых времен как бы вживую предстают на страницах произведения: как раз в том самом номере, где остановились Кареев с сыном,Иван Грозный когда-то гостил у игумена Варнавы, собираясь в карательный поход на Новгород; Петр Великий подарил факиру Рахуме шубу со своего плеча. Таким образом в пьесе проявляется значительность органичной взаимосвязи прошлого , настоящего и будущего .
В «Золотой карете» «... создается особый поэтический хронотоп, - пишет исследователь С М. Козлова. - Время действия - это время некоей "задержки" в пути, передышки после еще одного "перевала истории"» [5, с. 70]. Получается, что Леонов уже тогда чувствовал всю важность послевоенной адаптации людей к мирной жизни и отобразил этот период в образе быстротекущего времени.
Как раз этому посвящена беседа академика Кареева и Марьи Сергеевны. Их жизнь настолько стремительно несется, что при
единственной встрече наедине им некогда говорить о личном, о том, что когда-то связывало их обоих. Они оба чувствуют эту стремительность, говорить могут только о времени, в котором они живут, и о том, как оно их меняет. Кареев говорит Марье Серге -евне: «Как бы пыль дальнего путешествия легла вам на волосы и лицо. На дорогах с таким историческим движением, как наша в особенности, всегда много такой пыли» 7; 646). Метафора времени предстает в пьесе быстроменяющимися событиями человече -ской жизни. В пьесе особое значение приоб -ретают метафоры молодости. О ней размыш -ляет приехавший в город Кареев: «Бывает перед закатцем: молодость пройдет про -щальным маршем, жаром обдаст и дыханьем лугов... и в яму потом!» (7; 599). И далее: «В каждом возрасте содержится свое вино, только мешать не рекомендуется... во избежание изжоги и разочарований!» (7; 600). Подобные рассуждения выдают тревогу и грусть пожилого академика, его осторожность и готовность к неприятностям. Метафора молодости в виде марша может ассоциироваться с торжественностью, отвагой, силой и величием этой поры в жизни челове -ка, которая, однако, слишком быстро заканчивается . Он и сам это чувствует, когда ме -тафорически ассоциирует свой возраст с приближающимся окончанием дня: «Вот уж ночь стучится в жизнь» 7; 662).
У Марьи Сергеевны воспоминания о молодости запрятаны глубоко, они слишком личные, чтобы говорить о них. Может быть, «городничиха» в душе примирилась со всем и покорно принимает все испытания судьбы. «Это прошлое приходило улыбнуться нам, -не помните?.» 7; 644), - говорит она Карее-ву, будто бы с облегчением отпуская от себя эти воспоминания и призывая своего собеседника также отпустить их. В то же время слова эти были сказаны в адрес факира. По -явление доброго волшебника Рахумы и все воспоминания, которые с ним связаны, Марья Сергеевна метафорически ассоциирует с прошлым.
Вот и Березкин, размышляя о том, как быстро заросла бурьяном его улица, обращаясь к Марье Сергеевне, говорит: «Вы не об -ращали внимания, как быстро зарастает все это. Ну,это самое,дырки на человечестве» 7; 624). Он также чувствует стремитель-
ность бега времени, однако в его восприятие прибавляется ощущение некоторой несправедливости, с одной стороны, и неготовности, с другой, к этому процессу. Факир Ра-хума еще более категоричен в своих оценках: «Если бы вы знали: в переживаемое время работать факиром - это голгофа» 7; 641).
Особое ощущение времени, даже обостренность чувства времени, в «Золотой каре -те» связано еще и с особенностями сюжетного построения произведения. Напоминание о событиях двадцатипятилетней давности помогает четче и углубленнее отобразить конфликт пьесы, а также «показать движение времени», по меткому выражению К Л. Рудницкого [6].
Итак, образ времени в пьесе Л М. Леоно -ва «Золотая карета» показан с различных сторон. Это прежде всего историческое время , календарное, биографическое. Автору важно подчеркнуть тесную взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, для чего в произведении используется прием повторения драматической ситуации. Например, когда мать и дочь оказываются в сходных обстоятельствах выбора своей дальнейшей судьбы. Метафора времени помогает пере -дать стремительность, скоротечность, неуло -вимость описываемого периода. Вместе с тем, благодаря историческим параллелям, вводимым Леоновым, ощущается важность, значительность именно этого «промежуточного» времени. У каждого из персонажей свои собственные метафорические ассоциации по поводу прожитых мгновений, своя лексика, отражающая их внутренние устремления и переживания. Метафорическое вое -приятие времени позволяет героям сближать в своем восприятии людей из прошлого с самими пережитыми событиями.
Из-за большой событийной насыщенности сюжета и различных требований сценического искусства автору пьесы приходится предельно сгущать, концентрировать драматическое действие, используя богатый арсенал образного раскрытия слова. На помощь автору в этом случае часто приходит метафора .
Пространственно -временные ориентиры произведения не только создают сюжетную основу пьесы, но и, оказываясь связанными с основными компонентами его идейно-тематического содержания, во многом уплотняют его смысловой контекст. Метафорическая система пьесы Л М .Леонова «Золотая карета» представляет образ города колыбелью человечества. Город характеризуется, прежде всего, богатой духовной жизнью,памятью о предках. Почтительное отношение персонажей к городу делает его полноправным участником действия пьесы, сравнения с человеком - оживляя его. Чрезвычайная важность образа времени подчеркивается метафорическими образами, связанными со стремительно изменяющимися событиями человеческой жизни. Прием ретроспекции позволяет ощутить преемственность и взаимосвязь различных исторических событий, метафорически превращая время действия в некий «перевал истории».
1. Зайцев НВ. // Литературная Россия: сб. лит .крит. ст. / сост. Г. Бровман, В . Литвинов . М 1962. С. 157.
2. Леонов Л М. Собр. соч.: в 10 т. Пьесы. М., 1984. Т . 7. С. 603 . Далее ссылки на это издание даются в тексте в круглых скобках с указанием тома и страницы.
3. Козлова С М. //Рус .лит. 1986. № 4. С. 70.
4. Велехова НА. Когда открывается занавес. Статьи о театре .М , 1975. С . 103 .
5. Акимов В М. //Нева. 1958. № 12. С. 207.
6. Рудницкий К .Л. //Театр . 1958 . № 7. С . 88.
Поступила в редакцию 1112 2007 г.
Timonina MS. M etaphorsof city and time in the play «The Gold Carriage» by L M . Leonov. The article deals with the metaphorical context of the images of city and time inL M . Leonov's play "The Gold Carriage" (1964). The special attention is given to the analysis of the perception of city by the play's characters, and also to the m etaphorical ways of the transfer of transience of time. The author show s how the existential reference points of the work deepen its sam anti: context.
Key words: metaphor, plot, time, space.