Научная статья на тему 'Метафоры города и времени в пьесе Л. М. Леонова «Золотая карета»'

Метафоры города и времени в пьесе Л. М. Леонова «Золотая карета» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2265
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / СЮЖЕТ / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / METAPHOR / PLOT / TIME / SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимонина Марина Сергеевна

В статье представлено исследование метафорического контекста образов времени и города в пьесе Л.М. Леонова «Золотая карета» (1964). Особое внимание уделено анализу восприятия города персонажами пьесы, а также метафорическим способам передачи быстротечности времени. Статья показывает, как пространственно-временные ориентиры произведения углубляют его смысловой контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphors of city and time in the play «The Gold Carriage» by L.M. Leonov

The article deals with the metaphorical context of the images of city and time in L.M. Leonovs play The Gold Carriage (1964). The special attention is given to the analysis of the perception of city by the plays characters, and also to the metaphorical ways of the transfer of transience of time. The author shows how the existential reference points of the work deepen its semantic context.

Текст научной работы на тему «Метафоры города и времени в пьесе Л. М. Леонова «Золотая карета»»

10. Режим доступа: http:/Www MagcvesUozDvayaoig /fei!:h;ives/aih03/co:h030701 htm l. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 2910 2007 г.

Kirichenko O A. Functining cf the New Testament quotation "I came not to send peace, but a sword" in Leo Tolitoy's novel "Anna Kaienina". The article analyzes

functioning of the New Testam ent quotation "I came not to send peace, but a swoid" (M atth. 10 34) in Leo Tolstoy's novel "A nna K aisnina". The conclusion is m ade that the author apprehended lEligion as a refection of G od-given know ledge in a hum an soul, hence he urges people to rely on this know ledge in faith-related m atters, not on hum an logic.

Key word: novel, quotation, the Bible, war, the G od.

МЕТАФОРЫ ГОРОДА И ВРЕМЕНИ В ПЬЕСЕ Л М ЛЕОНОВА «ЗОЛОТАЯ КАРЕТА»

М.С .Тимонина

В статье представлено исследование метафорического контекста образов времени и города в пьесе Л М. Леонова «Золотая карета» (1964). Особое внимание уделено анализу восприятия города персонажами пьесы, а также метафорическим способам передачи быстротечности времени. Статья показывает, как пространственно переменные ориентиры произведения углубляют его смысловой контекст .

Ключевые слова: метафора, сюжет, время, пространство.

Образы пространства и времени являются сюжетной основой пьесы Л М. Леонова «Золотая карета». Исследователи отмечают особое внимание писателя к изображению времени. «Пьесы Леонова - всегда арена борьбы настоящего с прошлым, исход кото -рой открывает перспективы будущего» [1], -заметил Н В . Зайцев в статье «Леоновское в драме». Для полноценного и всестороннего отображения всех жизненных противоречий драматург часто использует прием ретроспекции, тем самым уплотняя и углубляя идейно -тематическое содержание своих пьес . Сюжет и конфликт Леонов организует таким образом, что особое значение в контексте всего произведения приобретает место действия . Благодаря богатой метафоричности речи героев пьес временные и территориальные границы произведений значительно расширяются, сливаются воедино пространства разного уровня, обогащая его содержание .

Пьеса «Золотая карета» была задумана Леоновым еще в 1946 г., автор работал над нею около двенадцати лет. Известно три законченных варианта пьесы (1946, 1955, 1957). В процессе работы над произведением неоднократно менялись характеры центральных персонажей, однако основная фабула пьесы сохранилась. В бывший прифронтовой городок приезжает известный академик, ко -

торый когда-то покинул его после неудачного сватовства. Приезжает навестить могилы родителей, посмотреть, кем стала теперь его возлюбленная. В той же гостинице останав -ливается полковник, чтобы «наказать одно здешнее лицо» [2], по воле случая оказавшееся мужем той самой знакомой академика. Таким образом, получается, что жизнь в городке благодаря своим гостям оживляется, а вместе с ней оживают и прежние события.

В произведении чрезвычайно важен образ разрушенного войной города. Благодаря обстоятельным ремаркам и следуя за щедрыми, по замыслу автора, рассказами любящих свои дома и улицы героев, в мельчайших подробностях вырисовывается картина прошлого, настоящего и даже будущего это -го маленького городка. Так, Непряхин, расхваливая перед Кареевым свой город, восклицает : «Нет русской летописи такой, чтоб про нас словечка не нашлось, а то и двух!» 7; 597). Каждого героя что-то связывает с ним, у каждого из них свое к нему отноше -ние . Внимание и бережливость персонажей к своей малой родине не только особым образом характеризует героев, но также и делает сам город таким же полноправным участником действия. Это становится ясно из наблюдений за метафорами, которые ярко иллюстрируют произведение.

Из многочисленных и обширных ремарок мы узнаем о богатой духовной жизни города. Само место действия в пьесе выбрано неслучайно: в бывшей трапезной находится кабинет городничихи, гостиница Непряхина -бывшее монастырское подворье .Хозяин этой гостиницы по-своему понимает причину столь неожиданного внимания немцев к их городу. Метафорическим языком он доносит важную для пьесы и, пожалуй, для всего творчества Леонова мысль о том, что же яв -ляется настоящей ценностью для народа: «В плоду главное-то - семечко... и желательно им было то золотое зернышко склевать. Народ уничтожают со святынь» 7; 597). «Семечко» и «золотое зернышко» - это не только храмы, но и все то, что составляет наше национальное богатство . Богатая образность языка Непряхина усиливает звучание патриотических мотивов произведения, направляя восприятие пьесы в фольклорное русло .

К вниманию и почтительности, с которыми обращается к городу Непряхин, прибавляется его очеловечивание, оживление в метафорической ассоциации: «Весь городок ничком полег!» 7; 596). Павел Александрович говорит о родном разрушенном войной городе так, словно он лежит обессиленный, как человек после тяжелых физических испытаний .

Так Леонов с помощью душевных интонаций Непряхина метафорически вводит в пьесу тему Родины, России. Кажется, автор пьесы намеренно не называет тот город, в котором происходит действие, ведь подобное могло случиться в любом месте, которое по -страдало от войны. Например, в статье С М. Козловой есть предположение, что го -род, в котором происходит действие, - это Тверь [3].

Важно,что этот город внушает уважение не только своим коренным жителям, но и тем,кто только что сюда приехал.Это положительно характеризует не только сам город, но и человека, отнесшегося к нему с почтительностью. Например, при первом знакомстве с Березкиным выясняется, что полковник не носит ордена как раз «... из деликатности перед этим обугленным городком» 7; 600). Поразительно, но в том, что этот самый городок не сумел защитить и сберечь двух самых близких для него людей, он никого не винит. В надорванной и израненной

душе полковника сохранилась не только сильная ненависть к трусам и предателям, но и необыкновенная нежность к своей Родине. Кажется настоящим откровением, что такой суровый, скупой на чувства человек может так говорить о России: «Примечательно -прошел со своей бригадой Европу наискосок. и след поучительный оставил. А вот вернулся, взглянул на это, милое, и стою, как мальчишка, и колени дрожат. Здравствуй, первейшая любовь моя. ».

Совершенно особое отношение к своему родному городу у председательницы горсовета Марьи Сергеевны Щелкановой. Ее заслуги перед городом намного существеннее, важнее и серьезнее, чем вся академическая деятельность Кареева. Он и сам признает это в финале своей встречи с городничихой. По -еле этого действия к читателю приходит понимание того, почему много лет назад Машенька Порошина не пошла вслед за Карее-вым: «Она не захотела покинуть этот город, потому что он для нее больше, чем место жительства. Это ее родина, ей завещанная часть земли» [4]. Вместе с трепетной заботой о городе Марьи Сергеевны и сердечностью Павла Непряхина в пьесу входит важная для всего леоновского творчества тема памяти. Кареева сюда занесло лишь «проездом», но и он спешит проведать родительские могилы. Поэтому, по мысли СМ. Козловой, место действия «... приобретает особое поэтическое и философское значение» [3, с . 71]. И далее : «... Городок - это не только дом родной, но еще и образ "колыбели" человечества, тот "первородный привычный и теплый ил", в котором человек не может остаться, как не может и вернуться в него в своем движении к высшей красоте,к высшему счастью» [3, с.75].

Так, образ города в пьесе Леонова «Золотая карета» метафорически соединяет в себе образ всей России с ее богатыми духовными ценностями.Метафора оживляет в глазах героев пьесы родную страну, назначая ее стать «первейшей любовью» (Березкин). Город также в речи героев предстает живым.

Сюжетно -композиционная особенность пьесы «Золотая карета» заключается также в особой важности здесь образа времени.

В пьесе важно, прежде всего, звучание исторического времени. Об этом свидетельствует образ разрушенного войной города, и сама тема войны, так настойчиво напоми-

нающая о себе. Война только что закончилась, но люди еще не перестроились, не адаптировались вновь к новой мирной жизни , поэтому в пьесе, по меткому наблюдению В М. Акимова, все еще действуют законы военного времени: «... критериями войны, ее суровым опытом, ее строгим судом проверяются человеческие отношения современности» [5]. Леонов не побоялся правдиво отобразить в своем произведении все те экономические и социальные трудности, с кото -рыми столкнулся советский народ после испытаний Великой Отечественной войны. Отсюда важная деталь сценической истории пьесы «Золотая карета»: именно по этой причине пьеса была «под запретом» до 1955 г.

Появление знаков прошлого в настоящем - один из излюбленных мотивов Леоно -ва,под пером которого метафорически оживают страницы истории. Об этом пишет и К Л. Рудницкий: «... Леонов открыл новый для него аспект драматического столкновения "дней нынешних и дней минувших". Сохранив полностью - ив неприкосновенности -свою излюбленную философскую проблему борьбы между прошлым и будущим , он увидел новый исторический ее ракурс» [6].

По всей пьесе рассыпаны упоминания о фрагментах русской истории. Выдающиеся деятели прошлых времен как бы вживую предстают на страницах произведения: как раз в том самом номере, где остановились Кареев с сыном,Иван Грозный когда-то гостил у игумена Варнавы, собираясь в карательный поход на Новгород; Петр Великий подарил факиру Рахуме шубу со своего плеча. Таким образом в пьесе проявляется значительность органичной взаимосвязи прошлого , настоящего и будущего .

В «Золотой карете» «... создается особый поэтический хронотоп, - пишет исследователь С М. Козлова. - Время действия - это время некоей "задержки" в пути, передышки после еще одного "перевала истории"» [5, с. 70]. Получается, что Леонов уже тогда чувствовал всю важность послевоенной адаптации людей к мирной жизни и отобразил этот период в образе быстротекущего времени.

Как раз этому посвящена беседа академика Кареева и Марьи Сергеевны. Их жизнь настолько стремительно несется, что при

единственной встрече наедине им некогда говорить о личном, о том, что когда-то связывало их обоих. Они оба чувствуют эту стремительность, говорить могут только о времени, в котором они живут, и о том, как оно их меняет. Кареев говорит Марье Серге -евне: «Как бы пыль дальнего путешествия легла вам на волосы и лицо. На дорогах с таким историческим движением, как наша в особенности, всегда много такой пыли» 7; 646). Метафора времени предстает в пьесе быстроменяющимися событиями человече -ской жизни. В пьесе особое значение приоб -ретают метафоры молодости. О ней размыш -ляет приехавший в город Кареев: «Бывает перед закатцем: молодость пройдет про -щальным маршем, жаром обдаст и дыханьем лугов... и в яму потом!» (7; 599). И далее: «В каждом возрасте содержится свое вино, только мешать не рекомендуется... во избежание изжоги и разочарований!» (7; 600). Подобные рассуждения выдают тревогу и грусть пожилого академика, его осторожность и готовность к неприятностям. Метафора молодости в виде марша может ассоциироваться с торжественностью, отвагой, силой и величием этой поры в жизни челове -ка, которая, однако, слишком быстро заканчивается . Он и сам это чувствует, когда ме -тафорически ассоциирует свой возраст с приближающимся окончанием дня: «Вот уж ночь стучится в жизнь» 7; 662).

У Марьи Сергеевны воспоминания о молодости запрятаны глубоко, они слишком личные, чтобы говорить о них. Может быть, «городничиха» в душе примирилась со всем и покорно принимает все испытания судьбы. «Это прошлое приходило улыбнуться нам, -не помните?.» 7; 644), - говорит она Карее-ву, будто бы с облегчением отпуская от себя эти воспоминания и призывая своего собеседника также отпустить их. В то же время слова эти были сказаны в адрес факира. По -явление доброго волшебника Рахумы и все воспоминания, которые с ним связаны, Марья Сергеевна метафорически ассоциирует с прошлым.

Вот и Березкин, размышляя о том, как быстро заросла бурьяном его улица, обращаясь к Марье Сергеевне, говорит: «Вы не об -ращали внимания, как быстро зарастает все это. Ну,это самое,дырки на человечестве» 7; 624). Он также чувствует стремитель-

ность бега времени, однако в его восприятие прибавляется ощущение некоторой несправедливости, с одной стороны, и неготовности, с другой, к этому процессу. Факир Ра-хума еще более категоричен в своих оценках: «Если бы вы знали: в переживаемое время работать факиром - это голгофа» 7; 641).

Особое ощущение времени, даже обостренность чувства времени, в «Золотой каре -те» связано еще и с особенностями сюжетного построения произведения. Напоминание о событиях двадцатипятилетней давности помогает четче и углубленнее отобразить конфликт пьесы, а также «показать движение времени», по меткому выражению К Л. Рудницкого [6].

Итак, образ времени в пьесе Л М. Леоно -ва «Золотая карета» показан с различных сторон. Это прежде всего историческое время , календарное, биографическое. Автору важно подчеркнуть тесную взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, для чего в произведении используется прием повторения драматической ситуации. Например, когда мать и дочь оказываются в сходных обстоятельствах выбора своей дальнейшей судьбы. Метафора времени помогает пере -дать стремительность, скоротечность, неуло -вимость описываемого периода. Вместе с тем, благодаря историческим параллелям, вводимым Леоновым, ощущается важность, значительность именно этого «промежуточного» времени. У каждого из персонажей свои собственные метафорические ассоциации по поводу прожитых мгновений, своя лексика, отражающая их внутренние устремления и переживания. Метафорическое вое -приятие времени позволяет героям сближать в своем восприятии людей из прошлого с самими пережитыми событиями.

Из-за большой событийной насыщенности сюжета и различных требований сценического искусства автору пьесы приходится предельно сгущать, концентрировать драматическое действие, используя богатый арсенал образного раскрытия слова. На помощь автору в этом случае часто приходит метафора .

Пространственно -временные ориентиры произведения не только создают сюжетную основу пьесы, но и, оказываясь связанными с основными компонентами его идейно-тематического содержания, во многом уплотняют его смысловой контекст. Метафорическая система пьесы Л М .Леонова «Золотая карета» представляет образ города колыбелью человечества. Город характеризуется, прежде всего, богатой духовной жизнью,памятью о предках. Почтительное отношение персонажей к городу делает его полноправным участником действия пьесы, сравнения с человеком - оживляя его. Чрезвычайная важность образа времени подчеркивается метафорическими образами, связанными со стремительно изменяющимися событиями человеческой жизни. Прием ретроспекции позволяет ощутить преемственность и взаимосвязь различных исторических событий, метафорически превращая время действия в некий «перевал истории».

1. Зайцев НВ. // Литературная Россия: сб. лит .крит. ст. / сост. Г. Бровман, В . Литвинов . М 1962. С. 157.

2. Леонов Л М. Собр. соч.: в 10 т. Пьесы. М., 1984. Т . 7. С. 603 . Далее ссылки на это издание даются в тексте в круглых скобках с указанием тома и страницы.

3. Козлова С М. //Рус .лит. 1986. № 4. С. 70.

4. Велехова НА. Когда открывается занавес. Статьи о театре .М , 1975. С . 103 .

5. Акимов В М. //Нева. 1958. № 12. С. 207.

6. Рудницкий К .Л. //Театр . 1958 . № 7. С . 88.

Поступила в редакцию 1112 2007 г.

Timonina MS. M etaphorsof city and time in the play «The Gold Carriage» by L M . Leonov. The article deals with the metaphorical context of the images of city and time inL M . Leonov's play "The Gold Carriage" (1964). The special attention is given to the analysis of the perception of city by the play's characters, and also to the m etaphorical ways of the transfer of transience of time. The author show s how the existential reference points of the work deepen its sam anti: context.

Key words: metaphor, plot, time, space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.