Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2017. № 27
УДК 7.03+72.01
DOI: 10.17223/22220836/27/2
Т.В. Гудкова
ОТРАЖЕНИЕ МОДЕРНИСТСКИХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ В МИНИМАЛИСТИЧЕСКОЙ
АРХИТЕКТУРЕ
Генетическая связь минимализма с архитектурой модернизма позволила автору провести интерполяцию между модернистскими идеями и их репрезентацией в минима-листической архитектуре. Поэтому предметом исследования в данной статье стали ведущие концепции архитектурного модернизма, которые отразились в минималистической архитектуре. Анализируются основные идеи модернистской архитектуры, повлиявшие на архитектурный минимализм: концепция пустоты и простоты, концепция единого пространства, концепция связи с природой. Описывается проявление их в минималистической архитектуре на примере загородного жилья состоятельного класса.
Ключевые слова: минималистическая архитектура, архитектурный минимализм, архитектурный модернизм, модернистская архитектура, черты архитектурного минимализма, архитектурные модернистские концепции и идеи.
Введение
О минималистической архитектуре заговорили в конце 1980-х гг. как о сложившейся тенденции, но первые монографии появились в середине 1990-х гг. (Кармагнола, Паска, 1996; Сави, Монтанер,1996; Поусон, 1996; Ипма, 1996) [1].
В научных теоретических исследованиях минимализм связывают с модернизмом, одновременно находя родство с японским традиционализмом и даже сходство с традиционными культурами, в которых проявляются простота и утилитаризм [2]. Есть авторы, которые не просто усматривают генетические связи между архитектурным минимализмом и модернистским течением, но выделяют черты, которые роднят эту архитектуру с постмодернизмом и обществом потребления. Так, М. Гримшоу о минималистской архитектуре пишет как о реанимированном модернизме, используя термин «мягкий модернизм» (англ. «Soft Modernism») [3], а И. Руби, А. Руби, Ф. Урспранг и А. Сачс называют её редукционистской, но при этом считают минималистскую тенденцию консьюмеристской [4]. Дж. Макартур обозначает минимализм, как часть широкого движения нового модернизма, или второго модернизма. Он пишет, что неомодернистский минимализм по своей сути является модернизмоподобным, что изменились социальный контекст и типичный пользователь архитектуры, которая «очищена от политики и социологии» [5]. X. Ибелингс, анализируя архитектуру минимума, в которой основным лозунгом является «Меньше значит больше» (англ. «Less is more»), использует термин «супермодернизм» (англ. supermodernism), но при этом он выделяет нейтральность такой архитектуры и внеконтекстуаль-ность, что также связывает ее с модернизмом XX в., называя минимализм коммерческой версией 60-х гг. [6]. Ч. Дженкс утверждает, что минимализм
является буржуазной версией модернизма, подчеркивая утрату идеологической составляющей и коммерциализацию духовности. В диаграмме «Эволюционное древо архитектуры XX в.» период 1980-1990 гг. он обозначает как «новый модернизм» (англ. New Modernism). Истоки модернизма Дженкс видит в логической традиции (LOGICAL). В эту традицию Дженксом включена и минималистская тенденция [7]. В целом можно констатировать, что эта теоретическая линия исследования минимализма позиционирует его как продолжение модернистского течения, считая его ременисенцией героических 20-х гг. и одновременно современным явлением, видя кульминацию стилевых особенностей данного явления в интернациональном стиле. Опираясь на доказательную базу ряда вышеперечисленных авторов, можно констатировать, что минималистическую архитектуру можно рассматривать как сложное явление западной цивилизации и отнести к развивающейся тенденции внутри основного эволюционирующего модернистского течения.
На основании этого логично предположить, что в минималистической архитектуре все еще используются идеи модернистской архитектуры.
В этой статье нас интересует, какие основные идеи архитектурного модернизма отразились в минималистической архитектуре.
Аутентичные черты минималистической архитектуры
Какие же проектные предпочтения используют авторы этой архитектуры?
Ф. Бертони противопоставляет здания модернистского движения, открытые окружению за счет стеклянных внешних поверхностей, минималистической архитектуре, выделяя в ней изолированность («закрытая» архитектура), отсутствие видимых деталей, внедрение природного окружения внутрь объекта. «Открытая» минималистическая архитектура, по его словам, возможна только в чистом природном окружении [8]. Говоря о минималистической эстетике, Дж. Поусон считает, что необходимо уйти от идеи минимализма как стиля и начать понимать его как способ мышления пространством, где главными являются пропорции, поверхности и свет [9].
В статье В. Стеванович говорится о концептах простоты, пустоты, редукции, духовности, первичности и скромности, которые свойственны минимализму с начала формирования. На основании анализа работ большого количества авторов им выделены стилистические особенности минимализма: уДж. М. Монтанер (1993) - строгость геометрических форм, техническая точность, единство и простота, искажение масштаба; у П. Вице (1994) - редукция, простота, линейность, приглушенная палитра цветов; у П. Мюррей (1999) - архитектурная редукция пространства, света, массы; у X. Ибелингс (1998) - монолитность форм, световая конструкция, сублимация формы, усовершенствованные технологии и новые материалы, отсутствие идеологии, семантики и внеконтекстуальность; у Ф. Бертони (2002) - редукция, выразительная ясность, строгая существенность, ментальная чистота, формальная простота [1].
Поскольку об архитектуре минимализма заговорили именно в середине 80-х как о сложившемся явлении («сущностном минимализме», по И. Руби и др. [4]), именно в это время проявили себя его основные стилистические
(узнаваемые) черты: пустота, простота и пространство, для создания которых необходимы редукция и единство формы, нейтральные / монохромные цвет и свет, гомогенность поверхностей и отсутствие деталей в интерьере и экстерьере здания. И. Руби, А. Руби, Ф. Урспранг и А. Сачс определили минимализм 80-х гг. XX в. («сущностный минимализм») как стиль предельной простоты, лаконизма и точности. Архитектура минимализма - это лаконизм формы и пространства. Интровертность (закрытость) - стилистическая особенность индивидуальной жилой архитектуры, которая была выражена в архитектуре минимализма 80-х гг. XX в. через геометрически замкнутую форму за счет плотных (не разреженных) массивных стен и изолированное внутреннее пространство объекта, которое решалось внутренним двором или двором-садом [8].
Обобщая вышеизложенное, к аутентичным архитектурно-художественным чертам минималистической архитектуры можно отнести: 1) единое, подвергнутое редукции, пространство и внешнюю монолитную, строгую и единую форму здания; 2) свет и монохромный / нейтральный цвет; 3) пустоту, строгость и простоту, что подчеркивает значимость пространства внутри объекта и единую нерасчлененную форму здания; 4) гомогенность поверхностей и отсутствие деталей, что создает неопределенность размеров и масштабов интерьера и экстерьера; 5) современные усовершенствованные технологии строительства, высококачественные современные материалы, которые дают возможность создать идеальные поверхности и стыки; 6) инновации при техническом оснащении здания, позволяющие сделать пространство удобным для жизни и одновременно пустым («снаружи просто, внутри сложно»); 7) внедрение природного окружения внутрь объекта [10].
В рамках данной статьи обратим внимание на наиболее значимые архитектурно-художественные идеи, воплотившиеся в минималистической архитектуре: концепцию простоты и пустоты, концепцию единого пространства, концепцию внедрения природного окружения в архитектуру, -и их сходство с подобными идеями модернизма.
Модернистские идеи (концепции), повлиявшие на архитектурный минимализм
На основании того, что такие теоретики, как М. Гримшоу, И. Руби, А. Руби, А. Сачс, П. Урспранг, Дж. Макартур, X. Ибелингс, Ч. Дженкс, рассматривают архитектурный минимализм как часть общего явления - архитектурного модернизма в его эволюции, выявим те модернистские идеи, которые отразились в минималистической архитектуре [3-7].
Идейным вдохновителем минимализма называют Мисван дер Роэ, но концепции Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта также оказали значительное влияние на архитектуру минимализма. Каждый из авторов разрабатывал идеи, имевшие воплощение не только в архитектуре общественного назначения, но и в жилье для людей с разным уровнем доходов (элитарное, жилье для среднего класса и жилье для малообеспеченных граждан). В отличие от идеологии модернисткой программы, минимали-
стическая архитектура, в которой и были использованы основные модернистские концепции, сосредоточилась на решениях образа жизни для состоятельного класса [11].
Концепция пустоты и простоты
Лозунг Мис ван дер Роэ «Less is more» стал идейным отражением модернистской архитектуры (интернационального стиля) и позднее архитектурного минимализма. В основу этой концепции были положены индустриальная утилитарность и экономия на излишествах, связанные с максимальным извлечением прибыли при наименьших затратах. Этот лозунг в той его части, которая касается экономии на излишествах, привел к созданию модернистской архитектуры с гомогенными поверхностями и отсутствием деталей, где главной концепцией пространства стала идея пустоты и простоты. Функциональная идеология промышленной эры создала «машину для жилья» с холодным и стерильным пространством; минимализм, оставив внешнее сходство, переместил внимание на сенсорный и телесный опыт пустого пространства за счет введения тактильных качественных текстур.
Вдохновителем простоты в архитектуре был и Ле Корбюзье, который в своей книге «К архитектуре» (1923) в «Трех напоминаниях архитекторам» говорит о простоте форм и о том, что простая форма более легко воспринимается [12]. Качество простоты было использовано архитекторами-минималистами для формирования семантически и информативно ненагруженного архитектурного пространства, позволяющего отгородить человека от агрессивного воздействия и переизбытка информации общества потребления.
Отсутствие полноты масштабной иерархии элементов (наличие 4 уровней масштаба, по Н. Салингаросу [13]: «здание, часть, деталь, фактура», особенно это касается уровня «деталь») - пространственно-композиционная особенность архитектуры минимализма начиная с 80-х гг. XX в.
Минималистические фасады не просто лишены элементов мелкого масштаба (декора и выразительных архитектурно-художественных элементов), на фасадах зачастую отсутствуют или замаскированы такие человеческие маркеры, как окна и двери - элементы среднего масштаба. Во внутреннем пространстве минима-листических объектов элементы мелкого и среднего масштаба также сведены к минимуму. Из него удалены такие привычные для жизни элементы пространства, как двери, перегородки, перила. Эле-
Рис. 1. Простота и пустота. А.К. Баеза «Гаспар Хауз», Испания, 1992 (A.K. Baeza «Gaspar House»)
меты быта - мебель, стеллажи, кровати - в основном спрятаны в нишах и встроенных шкафах и тем самым становятся невидимыми. Минималистические помещения воспринимаются как пространства с однородными поверхностями, где пол, потолок, стены сливаются воедино (рис. 1).
Концепция единого пространства
Ле Корбюзье заложил пять новых принципов домостроения (плоская кровля, опоры столбы, свободная планировка, ленточные окна, свободный от деталей фасад), которые наиболее полно воплотил в вилле Савой (Villa Savoye) (рис. 2). С одной стороны, его идеи были направлены на создание пространства для жизни современного человека, поэтому он освободил дом от идей традиционного стиля и образа жизни. С другой стороны, современный образ жизни требовал, чтобы строительство шло быстро, поэтому он стремился к простой архитектуре, вырастающей из целесообразной конструкции и современного материала (металл, железобетон, стекло). Свободная планировка, упрощение функциональных связей, объединение зон, предложенные Ле Корбюзье, разрушали представления о традиционном укладе, формировали новое представление о жизни, основанное на новом домоустройстве («Дом - машина для жилья») и одновременно позволяли по своему желанию зонировать свободное пространство, что соответствовало новым представлениям о свободе современного человека.
Рис. 2. Пять принципов домостроения. Ле Корбюзье. Вилла Савой (Le Corbusier Villa Savoye, 1928-1931). Автор фото И. Лежава
Таким планировочным подходом, а вернее, образом жизни, предложенным Ле Корбюзье, в сознании человека создаются условия, когда индивидуум может принимать самостоятельные решения на уровне уклада жизни и его стиля, превращая уклад жизни в динамический процесс. Ф.Л. Райт и Мис ван дер Роэ также стремились к объединению и укрупнению функциональных зон, расширению пространства за счет отсуствия перегородок. Мис ван дер Роэ в своем Стеклянном доме (Farnsworth House) вообще отказался от перегородок, воплотив идею так называемого «универсального пространства», объеденив зону гостинной, спальни и вестибюля и оставив изолированным только санузел [14] (рис. 3).
Рис. 3. «Универсальное пространство». Мис ван дер Роэ. Дом Фарнсворт / Стеклянный дом (Mies van der Rohein. The Farnsworth House, 1946-1951)
Рис. 4. Объединенные пространства. Дж. Паусон, К. Сильвестрин. Неюендорф Хауз, 1987-1989 (John Pawson with Claudio Silvestrin «Neuendorf House»)
Идея свободной планировки, упрощение функциональных связей, объединение зон проявляют себя и в минималистической архитектуре при создании единого пространства внутри здания. Для минималистических объектов общественного назначения характерно единое нерасчлененное пространство, для объектов жилого назначения - упрощение функциональных связей в объекте для создания максимально свободного пространства. В жилых объектах по возможности отсутствуют перегородки, но следует отметить, что спальни, уборные, ванные комнаты остаются изолированной приватной зоной (рис. 4).
Концепция связи с природой
Ф.Л. Райт развивал в своем творчестве идею модернистского дома, построенного на принципах «новой органичности», интегральности, связи с природой. Он взял за прототип японский традиционный дом, пытаясь вдохнуть в «машину для жизни» саму жизнь. Все архитектурные объекты Ф.Л. Райта имеют простую геометрическую форму. В них используются натуральные материалы (дерево, камень) и рельеф территории. Его объектам свойственна и идея открытого плана (единое перетекающее пространство
в светской части дома), и идея открытой наружу в окружение за счет больших поверхностей остекления формы, что, по сути, объединяет его идеи с идеями Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. Тем не менее реализация этих идей у авторов идет различными путями и приводит к различным эстетическим результатам. Если у Ле Корбюзье в его вилле Савой (Villa Savoye) природа вживлена в само здание - «сад на крыше» (рис. 5), что создает дополнительную приватность, а у Мис ван дер Роэ в Доме Фарнсворт (Farnsworth House) решение стен из стекла по всему периметру приводит к растворению здания в
природном окружении (рис. 6), то «Райт - один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление» [15. С. 71], сочетает две противоположные тенденции, проявившие себя еще в домах прерий. В вилле Кауфмана он тоже создает слияние дома и окружения, сохраняя приватность. Причем идея Райта и в этом случае состоит в том, что дом закрыт с той стороны, которая связывает его с внешним миром (город, дороги), но при этом открыт в природное окружение . Райт исполь-зует не каркасную конструкцию с сеткой колонн, как указанные выше авторы (Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ), а кирпичные стены, пилоны из необработанного камня, стеклянные панели, что объединяет его объекты с ок-ружающей природой. Выделим важный аспект, который предложил Райт, - раскрытие границ архитектурного пространства дома в окружение при сохранении приватности (рис. 7). Модернистская идея открытой наружу формы архитектурного пространства при сохранении его приватности используется и в современном минималистичном жилье [16].
Рис. 5. Вживление природы в здание (усиление приватности). Ле Корбюзье. Сад на крыше виллы Савой. (Le Corbusier Villa Savoye, 1928-1931)
Рис. 6. Растворение здания в природном окружении. Мисс ванн дер Роэ. Дом Фарнсворт / Стеклянный дом (Mies van der Rohein. The Farnsworth House, 1946-1951)
Рис. 7. Раскрытие границ архитектурного пространства дома в окружение при сохранении приватности. Ф.Л. Райт. Дом над водопадом / Резиденция Кауфмана (Fallingwater / Kaufmann. Residence, Frank Lloyd Wright, 1935-1938)
Связь с природой за счет двора-сада является композиционно-пространственной особенностью архитектуры минимализма, впервые проявившей себя в 80-е гг. XX в. Т. Андо отмечал, что свет, воздух и вода имели в минималистическом объекте свое особое назначение и выполняли важные для человеческого существования функции, направленные на его гармоничное единение с «вживленной» природной средой» [8]. Оба типа объемно-пространственного решения характеризуются тем, что все помещения объекта открываются преимущественно только во внутреннее пространство дома, в первом случае - во внутренний двор, во втором -в сад. В минималистиче-ских объектах данного периода имелся один или несколько внутренних открытых дворов, дворов-
садов. Если это внутренний двор, то пространство внутри объекта было наполнено воздухом, светом, именно они становились объектом эстетического любования.
Рис. 8. Внедрение природы в искусственную среду здания. А.К. Баеза. Гуерро Хауз. Испания, 2005
Если это внутренний двор-сад, то для пространства была характерна «вживленная» природа (деревья, цветы, водоемы), что тоже решалось минималистичными средствами и простой геометрией. Идея связи внутреннего пространства дома c природой (садом) была применена в стилистике минимализма как компенсация отсутствия связи человека с природным окружением в современном городе (рис. 8).
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что использование концепций модернизма (пустоты и простоты, единого пространства, связи с природой) для архитекторов-минималистов стало генетически закономерным явлением. Эти концепции были отражены как в жилье для состоятельного класса, так и в общественных зданиях.
Концепция пустоты и простоты была реализована в модернизме через стерильное пустое пространство, пространство простых форм, пространство без деталей. Далее она была развита в минимализме и продемонстрирована через тактильное пустое пространство и пространство абсолютной пустоты (невидимость и маскировка элементов архитектуры и мебели).
Концепция единого пространства в модернизме была осуществлена через свободную планировку, позволившую избавиться не только от несущих стен, но и от перегородок вообще, через упрощение функциональных связей, объединение зон. В минимализме это привело к использованию в проектировании нерасчлененного, универсального пространства в общественных зданиях, а в жилье - к отсутствию перегородок в дневной / светской части дома. Концепция связи с природой архитекторами-модернистами была решена через слияние с природным окружением за счет больших поверхностей остекления (ленточного остекления, стеклянных перегородок), через «вживление» природы в дом - «сад на крыше». Архитекторы-минималисты идею связи с природой реализовали за счет стеклянных перегородок и наличия двора-сада или внутреннего двора.
Литература
1. Stevanovic V. A reading of interpretative models of minimalism in architecture// METU JFA. 30(2). P. 181-194. doi: 10.4305/METU.JFA.2013.2.10
2. Гудкоеа T.B. Черты модернизма, японского традиционализма и современной японской архитектуры (50-70-х гг.) и их проявление в архитектуре минимализма / Т.В. Гудкова, К.С. Каряка // Ползуновский вестник. 2013. № 4-1. С. 62-65. URL: http://elib.altstu.ru/elib/ books/Files/pv2013_04_1/pdf7062gudkova.pdf (дата обращения: 20.09.2016).
3. Grimshaw M. Soft Modernism : The World of Post-Theoretical Designer. Ctheory online journal, article 140. URL: www.ctheory.net/articles.aspx?id=418#_ednref24 (дата обращения: 20.09.2016).
4. Ruby I. Minimal Architecture / Ruby I., Ruby A., Sachs A.,Ursprung P. Munich: Prestel, 2003. 175 p.
5. Macarthur J. The look of the object : minimalism in art and architecture, then and now. Architectural Theory Review, 2002, 7(1), 137148. doi: 10.1080/13264820209478450
6. Ibelings H. Supermodernism : Architecture in the Age of Globalisation. Rotterdam : NAI Publishers, 1998. 144 p.
7. Jencks Ch. Critical Modernism : Where is post-modernism doing? Great Britain: Wiley-Academy, 2007. 240 p.
8. Bertoni F. Minimalist Architecture. Birkhauser: Basel, 2002. 224 p.
9. Pawson J. To be minimalist... or maximalist? // Theguardian. URL: www.theguardian.com/ culture/2004/apr/19/guesteditors1 (датаобращения: 20.09.2016).
10. Gudkova T. Minimalist Architectural Space as a Carrier of Connotations of Social Benefits (High Quality of Life) // Review of European Studies, 2014. Vol. 6, No. 4. P. 122-126. doi:10.5539/res.v6n4p122
11. GlanceyJ. The New Moderns. San Francisco : Crown; 1st American ededition. 1990. 191 p.
12. Корбюзье Ле. Архитектура XX века. М. : Прогресс, 1977. 303 с.
13. SalingarosN. A Theory of Architecture. Germany : Umbau-Verlag, Solingen, 2006. 278 p.
14. Мачулъский Г.К. Мис ван дер Роэ. М. : Стройиздат, 1969. 255 с.
15. ГолъдштейнА.Ф. Франк Ллойд Райт. М. : Стройиздат, 1973. 136 с.
16. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. М. : Стройиздат, 1960. 248 с.
Gudkova Tatyana V. Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2017. № 27. 15-25 pp. DOI: 10.17223/22220836/27/2
REFLECTION OF MODERNIST ARCHITECTURAL-ARTISTIC CONCEPTS IN MINIMALIST ARCHITECTURE
Key words: minimalist architecture, architectural minimalism, modernism, modernist architecture, characteristics of an architectural minimalism, modernist ideas.
People started talking about the architecture of minimalism as about an established phenomenon at the middle of the 80s. At that exact time its basic stylistic (recognizable) features manifested themselves: emptiness, simplicity and space. The authentic architectural and artistic features of a minimalist architecture include: 1) a unified, repressed internal space and an external monolithic, strict and unified form of the building; 2) light and monochrome / neutral color; 3) emptiness, severity and simplicity; 4) homogeneity of surfaces and lack of details; 5) modern advanced construction technologies, high-quality modern materials; 6) innovations in the technical equipment of the building; 7) the implementing of a natural environment inside the construction.
There are most significant architectural and artistic ideas embodied in the minimalist architecture: the concept of simplicity and emptiness, the concept of a unified space, the concept of the implementing of a natural environment into architecture. They clearly have a visual analogy to similar ideas of modernism.
Using the concepts of modernism (emptiness and simplicity, a unified space, connection with nature) for minimalist architects has become a genetically natural phenomenon. It is confirmed in the studies of M. Grimshaw, I. Ruby, A. Ruby, A. Sachs, P. Ursprang, J. MacArthur, H. Ibelinges, C. Jenks, who view Architectural Minimalism as part of a general phenomenon - Architectural Modernism in its evolution . The genetic connection of minimalism with the architecture of modernism allowed the author to interpolate between modernist ideas and their representation in minimalist architecture.
Therefore, the subject of research in this article are the leading concepts of architectural modernism, which are reflected in architectural minimalism.
The article analyzes the main ideas of modernist architecture that have influenced architectural minimalism on the example of suburban housing of a wealthy class.
The concept of emptiness and simplicity was realized in modernism through sterile empty space, space of simple forms, space without details. Further, it was developed in minimalism and represented through tactile empty space and space of absolute emptiness (invisibility and masking of elements of architecture and furniture).
The concept of a single space in modernism was implemented through a fluent lay-out that allowed to get rid of not only the bearing walls, but also of partitions in general, through the simplification of functional links, the unifying of zones. In minimalism, this led to the usage of an undivided, universal space in the design of public buildings, and to the absence of partitions in the day / secular part in the housing.
The concept of connection with nature was solved by modern architects through merging with the natural environment due to large glazing surfaces (ribbon glazing, glass partitions), through the "implantation" of nature into the house - the "roof garden". The minimalist architects implemented the idea of a connection with nature with the glass partitions and the presence of a garden yard or courtyard.
References
1. Stevanovic, V. (2013) A reading of interpretative models of minimalism in architecture. METUJFA. 30(2). pp. 181-194. DOI: 10.4305/METU.JFA.2013.2.10
2. Gudkova, T.V. & Karyaka, K.S. (2013) Features of modernism, Japanese traditionalism and Japanese contemporary architecture (the 50-70s) and their manifestation in architecture modernism. Polzunovskiy vestnik. 4(1). pp. 62-65. [Online] Available from: http://elib.altstu.ru/elib/ books/Files/pv2013_04_1/pdf062gudkova.pdf. (Accessed: 20th September 2016). (In Russian).
3. Grimshaw, M. (2004) Soft Modernism: The World of Post-Theoretical Designer. CTHEORY. A140. [Online] Available from: www.ctheory.net/articles.aspx?id=418#_ednref24. (Accessed: 20th September 2016).
4. Ruby, I., Ruby, A., Sachs, A. & Ursprung, P. (2003) Minimal Architecture. Munich: Prestel.
5. Macarthur, J. (2002) The look of the object : minimalism in art and architecture, then and now. Architectural Theory Review. 7(1). 137148. DOI: 10.1080/13264820209478450
6. Ibelings, H. (1998) Supermodernism: Architecture in the Age of Globalisation. Rotterdam: NAI Publishers.
7. Jencks, Ch. (2007) Critical Modernism: Where is Postmodernism Doing? London: Wiley-Academy.
8. Bertoni, F. (2002) Minimalist Architecture. Birkhäuser: Basel.
9. Pawson, J. () To be minimalist... or maximalist? The Guardian. [Online] Available from: www.theguardian.com/ culture/2004/apr/19/guesteditors1. (Accessed: 20th September 2016).
10. Gudkova, T. (2014) Minimalist Architectural Space as a Carrier of Connotations of Social Benefits (High Quality of Life). Review of European Studies. 6(4). pp. 122-126. DOI:10.5539/res.v6n4p122
11. Glancey, J. (1990) The New Moderns. 1st Am. ed. San Francisco: Crown.
12. Le Corbusier. (1977) ArkhitekturaXXveka [Architecture of the 20th century]. Moscow: Progress.
13. Salingaros, N. (2006) A Theory of Architecture. Germany. Solingen: Umbau-Verlag.
14. Machulskiy, G.K. (1969) Mies van der Rohe. Moscow: Stroyizdat.
15. Goldstein, A.F. (1973) Frank Lloyd Rayt [Frank Lloyd Wright]. Moscow: Stroyizdat.
16. Wright, F.L. (1960) Budushchee arkhitektury [The Future of Architecture]. Translated from English by A.F., Goldstein. Moscow: Stroyizdat.