Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ*'

ОТРАЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ* Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Е.Ю., Тыдыкова Н.В., Кусаинова А.К.

В статье названы некоторые международные акты, которые посвящены регулированию вопросов физической культуры и спорта. Отмечено, что российское законодательство как федерального,так и регионального уровней отражает основные положения, сформулированные в названных международных актах. На конкретных примерах продемонстрировано, что в российском национальном законодательстве о физической культуре и спорте получают успешное развитие следующие аспекты: место спорта в системе образования, безопасность участников и зрителей при проведенииспортивных мероприятий, предотвращение допинга, популяризация спорта. Отмечено, что российское законодательство в области физической культуры и спорта находится в стадии становления, поэтому достижение первоочередных задач делает возможной постановку новых, что требует включения в нормативную базу других идей. Авторы считают, что целесообразным было бы усиление идеиборьбы с дискриминацией по различным признакам в спорте, закрепление нормы о моральной и этической основах спорта, создание гарантий спортсменам от политической и коммерческой эксплуатации, закрепление принципов глобализма и сохранения окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коваленко Е.Ю., Тыдыкова Н.В., Кусаинова А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF INTERNATIONAL NORMS IN THE RUSSIAN FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article lists some international acts that are devoted to the regulation of issues of physical cultureand sports. It is noted that Russian legislation at both federal and regional levels reflects the main provisionsformulated in the named international acts. On specific examples, it was demonstrated that in the Russiannational legislation on physical culture and sports, such aspects as: the place of sports in the educationsystem, the safety of participants and spectators during sports events, the prevention of doping, and thepopularization of sports are being successfully developed. It is noted that the Russian legislation in the fieldof physical culture and sports is at the stage of formation, therefore, the achievement of priority tasks makesit possible to formulate new ones, which requires the inclusion of other ideas in the regulatory framework.The authors believe that it would be advisable to strengthen the idea of combating discrimination onvarious grounds in sports, to consolidate the norms on the moral and ethical foundations of sports, to createguarantees for athletes from political and commercial exploitation, to consolidate the principles of globalismand preservation of the environment.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ*»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 34.05 ББК 67.404.9

ОТРАЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ*

Е. Ю. Коваленко1, Н. В. Тыдыкова1, А. К. Кусаинова2

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

2 Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы, Республика Казахстан)

В статье названы некоторые международные акты, которые посвящены регулированию вопросов физической культуры и спорта. Отмечено, что российское законодательство как федерального, так и регионального уровней отражает основные положения, сформулированные в названных международных актах. На конкретных примерах продемонстрировано, что в российском национальном законодательстве о физической культуре и спорте получают успешное развитие следующие аспекты: место спорта в системе образования, безопасность участников и зрителей при проведении спортивных мероприятий, предотвращение допинга, популяризация спорта. Отмечено, что российское законодательство в области физической культуры и спорта находится в стадии становления, поэтому достижение первоочередных задач делает возможной постановку новых, что требует включения в нормативную базу других идей. Авторы считают, что целесообразным было бы усиление идеи борьбы с дискриминацией по различным признакам в спорте, закрепление нормы о моральной и этической основах спорта, создание гарантий спортсменам от политической и коммерческой эксплуатации, закрепление принципов глобализма и сохранения окружающей среды.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, международные нормы и принципы, национальное законодательство, региональное законодательство.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (научный проект № 20-01 1-00053 А «Правовое регулирование спортивных отношений в Российской Федерации»).

REFLECTION OF INTERNATIONAL NORMS IN THE RUSSIAN FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

E. Y. Kovalenko1, N. V. Tydykova1, A. K. Kusainova2

Altai State University (Barnaul, Russia)

2A-Farabi Kazakh National University (Almaty, Republic of Kazakhstan)

The article lists some international acts that are devoted to the regulation of issues of physical culture and sports. It is noted that Russian legislation at both federal and regional levels reflects the main provisions formulated in the named international acts. On specific examples, it was demonstrated that in the Russian national legislation on physical culture and sports, such aspects as: the place of sports in the education system, the safety of participants and spectators during sports events, the prevention of doping, and the popularization of sports are being successfully developed. It is noted that the Russian legislation in the field of physical culture and sports is at the stage of formation, therefore, the achievement of priority tasks makes it possible to formulate new ones, which requires the inclusion of other ideas in the regulatory framework. The authors believe that it would be advisable to strengthen the idea of combating discrimination on various grounds in sports, to consolidate the norms on the moral and ethical foundations of sports, to create guarantees for athletes from political and commercial exploitation, to consolidate the principles of globalism and preservation of the environment.

Keywords: physical culture, sports, international norms and principles, national legislation, regional legislation.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)4.9

Среди основных международных актов, которые посвящены регулированию вопросов физической культуры и спорта, можно назвать следующие: Международная хартия физического воспитания и спорта, принятая на Генеральной конференции ООН в 1978 г., Международная Конвенция против апартеида в спорте, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1985 г., Конвенция Совета Европы о едином подходе к обеспечению безопасности, охране общественного порядка и обслуживанию во время футбольных матчей и других спортивных соревнований, заключенная в г. Сен-Дени 03.07.2016 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г., Конвенция против применения допинга 1989 г., Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий 1985 г.

Российское законодательство представлено главным образом Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. Кроме того, в субъектах Российской Федерации принимаются соответствующие региональные законы. Например, Закон Алтайского края от 11.09.2008 № 68-ЗС «О физической культуре и спорте в Алтайском крае», Закон Республики Алтай от 25 сентября 2008 г. № 81-РЗ «О физической культуре и спорте в Республике Алтай», Закон Новосибирской области от 04 декабря 2008 г. № 285-ОЗ «О физической культуре и спорте в Новосибирской области» и др.

Конечно же, в актах международного уровня в общем виде находят отражение самые актуальные вопросы. От национального законодательства всех уровней требуется их детализация и поддержка. Среди таких вопросов: спорт в системе образования, безопасность участников и зрителей при проведении спортивных мероприятий, предотвращение допинга, недопустимость дискриминации, популяризация спорта. Анализ российского законодательства в области физической культуры и спорта показал, что некоторые из названных аспектов успешно получают развитие в нормах федеральных и региональных законов.

Так, Международная хартия физического воспитания и спорта, принятая на Генеральной конференции ООН в 1978 г., в ст. 2 устанавливает, что физическое воспитание и спорт являются важными элементами непрерывного образования в общей системе образования. Статья 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» регулирует вопросы физической культуры и спорта в системе образования. Статья 10 Закона Алтайского края от 11.09.2008 № 68-ЗС «О физической культуре и спорте в Алтайском крае» закрепляет, что задачами физического воспитания в образовательных организациях всех типов являются сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, учащихся и студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, образовательные организации с учетом местных условий и интересов учащихся. Статья 10 Закона Новосибирской области от 04 декабря 2008 г. № 285-ОЗ «О физической культуре и спорте в Новосибирской области» также регламентирует вопросы физической культуры и спорта в системе образования.

Статья 5 Конвенции Совета Европы о едином подходе к обеспечению безопасности, охране общественного порядка и обслуживанию во время футбольных матчей, заключенная в г. Сен-Дени 03.07.2016 закрепляет положение о том, что стороны обеспечивают, чтобы национальная нормативная правовая база обязывала организаторов мероприятий, после консультации со всеми партнерскими организациями, гарантировать безопасность и защиту всех участников и зрителей. Статья 3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте устанавливает обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Пункт 14 ч. 2 ст. 4 Закона Алтайского края от 11.09.2008 № 68-ЗС «О физической культуре и спорте в Алтайском крае» к полномочиям Министерства спорта Алтайского края относит содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении краевых официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Аналогичные нормы содержатся в региональных законах и других субъектов.

Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий 1985 г. в ст. 3 устанавливает, что стороны обязуются обеспечить выработку и осуществление мер, направленных на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей. Часть 2 ст. 16 Закона Алтайского края от 11.09.2008 № 68-ЗС «О физической культуре и спорте в Алтайском крае» устанавливает, что организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий несут ответственность за их организацию и проведение, при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают совместно с собственниками, пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с Федеральным законом и правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Конвенция против применения допинга 1989 г. устанавливает, что стороны принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержит целый ряд положений о предотвращении допинга и установлении правил допинг-контроля, например, ст. 26 Закона регламентирует вопросы предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним. Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ установлены соответствующие составы нарушений в этой области и санкции за них. Так, ст. 6.18 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним. А статьи 230.1 и 230.2 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте и использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. Имеются и региональные нормы о противодействии допингу.

Статья 8 Международной Хартии физического воспитания и спорта от 21 ноября 1978 г. говорит о том, что средства массовой информации должны оказывать положительное влияние на физическое

воспитание и спорт. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержит ряд упоминаний о необходимости популяризации физической культуры и спорта и даже возлагает соответствующие полномочия на органы местного самоуправления. На региональном уровне идея популяризации спорта решается посредством реализации соответствующих программ развития, в которых, в том числе, прописывается роль средств массовой информации. Однако этот вопрос может быть проработан более детально на федеральном уровне. Положительным примером может стать Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. № 243 «О физической культуре и спорте», где в ст. 15 детально закреплена роль средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта [1, с. 34].

Вместе с тем анализ законодательства показывает, что некоторые актуальные для международного уровня вопросы не находят должного отражения в российском законодательстве.

Так, Международная Конвенция против апартеида в спорте, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1985, закрепляет ряд положений для искоренения практики апартеида в спорте и способствованию международным спортивным контактам, основанным на олимпийском принципе. Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета содержит положения против любых форм дискриминации. Статья 3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ в общем виде хотя и устанавливает запрет на дискриминацию в области физической культуры и спорта, однако в региональном законодательстве это положение не находит продолжения и поддержки. Нет его в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 г. и в проекте новой стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 г. Для Российской Федерации данный вопрос является весьма актуальным по ряду причин. Думается, что имеет смысл детализировать идею недопустимости дискриминации в спорте по различным признакам (например, по полу, национальности, социальному положению и ряду других).

Спортивная хартия Европы 1992 г. одной из своих целей указывает защиту и развитие моральной и этической базы спорта, создание гарантии спортсменам и спортсменкам от их эксплуатации с целью политической, коммерческой и финансовой наживы [2, с. 142]. К сожалению, российское законодательство как национального, так и регионального уровней не содержат даже упоминаний о категориях морали и этики, что, на наш взгляд является серьезным упущением.

В литературе отмечается необходимость закрепления в законодательстве принципа глобализма, который предполагал бы массовое объединение людей всех цивилизованных государств в рамках идеи здорового образа жизни и стремления к самореализации [3, с. 152]. Отдельные авторы подтверждают, что физическая культура и спорт на национальном и международном уровнях должны оставаться важным инструментом, обеспечивающим межкультурное, партнерское и дружественное развитие межгосударственного общения и служить мощным стимулом повышения конкурентоспособности каждой страны в условиях мировой глобализации [4, с. 101]. Это особенно важно в условиях того, что в последнее время спорт двойственно влияет на международные отношения, хотя Российская Федерация заинтересована в сохранении диалога и трансляции гуманистической ценности спорта и его объединяющей роли [5, с. 60]. Поэтому думается, что вполне обоснованным было бы закрепление этого принципа во внутринациональном российском законодательстве федерального уровня. На сегодняшний день этот принцип лишь вытекает из содержания ст. 40 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которая посвящена вопросам международного сотрудничества и содержания ст. 11 Закона об Олимпийском движении.

Также заслуживает внимание называемый отдельными авторами принцип сохранения окружающей среды [6, с. 213]. Хотя в международном праве достаточно серьезное внимание уделяется этому принципу [7, с. 130-135], в российских нормативных актах, посвященных вопросам физической культуры и спорта, он не находит отражения, не назван он и среди принципов Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Для некоторых регионов Российской Федерации он был бы весьма актуален. Например, для Алтайского края, Республики Алтай, Краснодарского края, территории которых представляют собой уникальные природные комплексы и являются зоной обитания животных. В таких регионах вопросы строительства и спортивных сооружений, размещения спортивных объектов или проведения массовых мероприя-

тий (кстати, не только спортивных) необходимо решать с учетом интересов охраны окружающей среды и не допускать причинения вреда. Так, повышение шума или вибрации на некоторых территориях могут стать причиной миграции диких или редких животных. Могут возникнуть и другие негативные последствия для местной флоры и фауны.

Так как российское законодательство в области физической культуры и спорта вряд ли можно назвать устоявшимся, скорее оно находится в стадии становления, то вполне закономерным является тот факт, что в нем нашли отражение только те международные нормы, отражающие принципы и идеи, которые направлены на выполнение первоочередных задач, поставленных в этой сфере. Постепенное их достижение делает возможной постановку новых задач, что позволяет обогащать нормативную базу другими идеями и положениями.

Таким образом, сказанное выше позволяет подтвердить тот факт, что международные нормы находят отражение в российском федеральном и региональном законодательстве о физической культуре и спорте. Однако можно сформулировать и дальнейшие направления совершенствования нашего национального и регионального законодательства. Так, целесообразным было бы усиление идеи борьбы с дискриминацией по различным признакам в спорте, закрепление нормы о моральной и этической основах спорта, создание гарантии спортсменам от их эксплуатации с целью политической или коммерческой наживы, закрепление принципов глобализма и сохранения окружающей среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коваленко Е. Ю., Тыдыкова Н. В., Кусаинова А. К. Сравнительно-правовой анализ законов о физической культуре и спорте в Российской Федерации и странах Центральной Азии // Российско-Азиатский правовой журнал. 2020. № 3. С. 31-36.

2. Иванов В. Д., Хадеева А. Р., Титова Е. В. Международное правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта // Теоретические и практические проблемы развития современной науки : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2015. С. 141-148.

3. Иглин А. В. Роль международных принципов в развитии спортивного права // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. № 4. С. 150-154.

4. Коваленко Е. Ю., Шавандина О. В. Правовое регулирование международного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами в области физической культуры и спорта // Российско-Азиатский правовой журнал. 2020. № 2. С. 96-102.

5. Липская Л. А. Проблемы современного спорта в контексте глобализации и международной политики // Социум и власть. 2017. № 3 (65). С. 57-62.

6. Ищенко С. А. Принципы управления в сфере физической культуры и спорта российского и международного спортивного движения (административно-правовой аспект) // Общество и право. 2013. № 4. С. 211-215.

7. Кукушкина А. В. Источники международного права окружающей среды // Закон и право. 2020. №4. С.130-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.