УДК 34:796 ББК 67.93
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ В ОБЛАСТИ
W
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА1
Е. Ю. Коваленко, О. А. Шавандина
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
В статье изучены национальные и международные правовые основы регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта. Установлено, что изучение и учет положительного зарубежного опыта эффективного регулирования отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, важны для совершенствования норм национального спортивного права, в том числе для проведения кодификации спортивного законодательства России, и выступает одной из важных причин, обусловливающих развитие международного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами. Другой важной причиной выступает необходимость проведения гармонизации и унификации национального законодательства России в области физической культуры и спорта с нормами международного права. Развитие международного сотрудничества России с зарубежными странами и международными организациями в направлении обеспечения национальной безопасности особенно актуально в условиях осуществления давления на российских спортсменов в последнее десятилетие на спортивных соревнованиях и мероприятиях различного уровня. Сделан вывод о необходимости для России развивать все направления международного сотрудничества, так как физическая культура и спорт на национальном и международном уровнях выступает важным инструментом обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран, инструментом личностного развития человека, инструментом, обеспечивающим межкультурное, партнерское и дружественное развитие межгосударственного общения и служит мощным стимулом повышения конкурентоспособности каждой страны в условиях мировой глобализации.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, правовое регулирование, международное сотрудничество, гармонизация, унификация, кодификация, международные спортивные организации, участники спортивных отношений.
LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH FOREIGN COUNTRIES IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
E. Y. Kovalenko, O. A. Shavandina
Altai State University (Barnaul, Russia)
The article studies the national and international legal framework for regulating relations in the field of physical culture and sports. It has been established that studying and taking into account positive foreign experience in effectively regulating relations arising in the field of physical culture and sports, for improving the norms of national sports law, including for codifying the sports legislation of Russia, is one of the important reasons for the development of international cooperation of the Russian Federation with foreign countries. Another important reason is the need to harmonize and unify the national legislation of Russia in the field of physical culture and sports with international law. The development of international
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (научный проект № 20-01 1-00053 А «Правовое регулирование спортивных отношений в Российской Федерации»).
cooperation between Russia and foreign countries and international organizations in the direction of ensuring national security is especially relevant in the context of exerting pressure on Russian athletes in the past decade at sports competitions and events of various levels. It is concluded that Russia needs to develop all areas of international cooperation, since physical culture and sport at the national and international levels is an important tool for ensuring the sustainable socio-economic development of countries, a tool for personal development of a person, a tool for intercultural, partnership and friendly development of interstate communication and serves as a powerful incentive to increase the competitiveness of each country in the context of globalization.
Keywords: physical culture, sport, legal regulation, international cooperation, harmonization, unification, codification, international sports organizations, participants in sports relations.
Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)2.14
Физическая культура и спорт выступают залогом формирования здорового образа жизни населения и являются важными показателями успехов россиян, участвующих в различных спортивных мероприятиях различного уровня. В Российской Федерации (далее — РФ) разработаны ряд концепций и стратегий, призванных заложить фундамент для дальнейшего развития общественных отношений в сфере физической культуры и спорта. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. Указывается, что улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта. Однако уровень развития данной сферы не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов, что закреплено в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.
Правительству Российской Федерации рекомендовано в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» при разработке национальной программы в сфере демографического развития исходить из того, что в 2024 г. необходимо обеспечить: а) достижение следующих целей и целевых показателей: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; б) решение следующих задач: формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек; создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва. Кроме того, в России распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 1188-р утверждена Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 г. и комплекс мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019-2020 гг., Приказом Минспорта России от 21.11.2017 № 1007 утверждена Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г.
Помимо актов стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта действует несколько сотен нормативных правовых актов, изданных законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации. Основополагающее значение в системе источников спортивного права России имеет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и закрепляющая основы конституционного строя, формирующая вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. В то же время в Конституции РФ есть нормы, обес-
печивающие конституционные основы правового регулирования спортивных отношений. В частности, статья 41 Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно п. 2 указанной статьи в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Также к нормам, регулирующим отношения в сфере физической культуры и спорта, относятся ч. 1 и 5 ст. 43, ч. 2 ст. 446, п. «е» ст. 72 Конституции РФ.
Основополагающим отраслевым нормативным правовым актом в настоящее время является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3, который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Не менее важными являются нормы, закрепленные в иных нормативных правовых актах. Например, нормы гражданского законодательства, закрепленные прежде всего в Гражданском кодексе РФ, определяют правовое положение участников (граждан и юридических лиц) гражданского оборота и регулируют имущественные, личные неимущественные и корпоративные отношения между равными участниками названных отношений. В Трудовом кодексе РФ содержатся общие нормы, регулирующие трудовые отношения всех категорий работников и специальные нормы, устанавливающие особенности правового регулирования труда спортсменов и тренеров (глава 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров»). К источникам правового регулирования отдельных видов спортивных отношений относятся Налоговой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1 и ряд других законов и подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование и охрану спортивных отношений.
В российской юридической литературе уже давно обсуждается проблема кодификации спортивного законодательства [1, с. 165]. Действующий Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не регулирует все возникающие в сфере спорта общественные отношения. Многие нормы данного нормативного акта нуждаются в совершенствовании с целью восполнения пробелов, устранения коллизий, а также унификации и гармонизации с нормами международного права. По мнению Андрея Александровича Соловьева, члена Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, издание нескольких десятков федеральных законов в этой сфере, в том числе законов: о спортивном образовании и спортивной подготовке; о борьбе с допингом; о спорте в системе образования; о спорте для инвалидов; о спортивном арбитраже в Российской Федерации; о финансовом, научном и технологическом обеспечении спорта; о механизмах защиты на международном уровне интересов Российской Федерации в области спорта и прав участников спортивных правоотношений, — не может рассматриваться как реалистичная возможность совершенствования спортивного права России. Но даже принятие всех этих законов не сможет обеспечить надлежащей системности и взаимной согласованности правового регулирования правоотношений в области спорта и при этом является далеко не оптимальным решением проблемы. Поэтому автор предлагает Концепцию Спортивного кодекса РФ как основополагающего системообразующего фундаментального акта, консолидирующего все законодательные акты в этой области. Спортивный кодекс нацелен на создание правовых условий для успешной модернизации, развития и функционирования спорта в России, включая профессиональный, любительский, массовый спорт и систему спортивной подготовки, системы государственно-общественного управления спортом в РФ; обеспечение эффективного правового регулирования общественных отношений в области спорта с соблюдением баланса прав и обязанностей граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления; сочетание демографических, социально-экономических и культурных интересов общества, а также федеральных, региональных и местных интересов и потребностей [2, с. 10-25].
Антон Тариэльевич Сихарулидзе, заслуженный мастер спорта Российской Федерации, олимпийский чемпион, считает, что в процессе совершенствования правового регулирования спортивных
отношений во главу угла необходимо поставить именно правовое регулирование посредством принятия нормативных правовых актов и в первую очередь — законов. При этом следует сразу же отказаться от максималистских устремлений и поспешных выводов о необходимости что-то срочно унифицировать на основе рецепции понравившегося зарубежного примера, превращать отечественное право в эклектического «монстра», состоящего, словно лоскутное одеяло, из кусочков, копирующих иностранные законы. С другой стороны, замыкание в себе, игнорирование того, что кто-то уже разработал и эффективно применяет те или иные правовые модели, обедняет правовой опыт, правовые доктрины, научные взгляды и не дает возможности учиться на чужих ошибках, не допуская при этом собственных [3, с. 3-5].
Изучение и учет положительного зарубежного опыта эффективного регулирования отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, важны для совершенствования норм национального спортивного права, в том числе для проведения кодификации спортивного законодательства России, и выступает одной из важных причин, обуславливающих развитие международного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами. Другой важной причиной выступает необходимость проведения гармонизации и унификации национального законодательства России в области физической культуры и спорта с нормами международного права.
«Спорт как фактор обеспечения устойчивого развития» — так озаглавлена резолюция, принятая 3 декабря 2018 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее — ООН) в Нью-Йорке. В докладе Генерального секретаря ООН, посвященном вопросам спорта и развития, говорится о том, что странам-членам необходимо расширять государственную политику и программы в области развития спорта и признать ту важную роль, которую играют в этой связи Олимпийский комитет и спортивные организации. В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года признается, в частности, что спорт является одним из важных факторов обеспечения устойчивого развития. Резолюция Генеральной Ассамблеи подтверждает «неоценимый вклад олимпийского и пара-лимпийского движения в становление спорта как уникального средства содействия миру и развитию, в частности путем воплощения идеала олимпийского перемирия, отмечая возможности, созданные в рамках прошлых Олимпийских и Паралимпийских игр». В резолюции также подтверждается роль спорта как одного из важных факторов обеспечения устойчивого развития и признается растущее значение спорта в деле развития и мира. Как считают авторы документа, спорт способствует утверждению принципов терпимости и уважения и содействует расширению прав и возможностей населения, в том числе женщин и молодежи. Спорт также помогает достичь целей в области здравоохранения, образования и социальной интеграции [4]. Генеральная Ассамблея ООН в принятых многочисленных резолюциях 48/10 от 01.11.1993 г., 64/4 от 19.10.2004 г., 66/5 от 17.10.2011 г., 07/17 от 28.11.2012 г., 67/296 от 23.08.2013 г., 69/6 от 31.10.2014 г. и многих других обращала внимание на значимость спорта как мощного инструмента продвижения мира, благополучия и равенства.
ООН играет важную роль в обеспечении международного сотрудничества и сохранении мира и безопасности на нашей планете. Для реализации данного направления своей деятельности ООН регулярно принимает основополагающие документы международного характера. Одним из таких документов выступает Международная хартия физического воспитания и спорта, принятая на Генеральной конференции ООН в 1978 г. Целью принятия данного документа явилась необходимость поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества. Как закреплено в ст. 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, каждый человек обладает правом на доступ к физическому воспитанию и спорту. Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. Каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям.
Обеспечение безопасности всех участников спортивных отношений в настоящее время выступает одним из приоритетных направлений деятельности ООН и других спортивных организаций всех уровней. Под эгидой ООН разработан и реализуется запрет на расовое и политическое давление в спорте, который закрепляет олимпийские принципы физической культуры и спорта в рамках международного спортивного сообщества. С этой целью принимаются международные документы, среди кото-
рых необходимо отметить Международную Конвенцию против апартеида в спорте, утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1985 г., в Преамбуле которой указывается, что Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, осуждающих практику апартеида в спорте, и подтвердила свою безусловную поддержку олимпийского принципа о недопустимости какой-либо дискриминации на основе расы, религии или политической принадлежности, а также отмечается, что единственным критерием участия в спортивных мероприятиях должны быть спортивные показатели.
Развитие международного сотрудничества России с зарубежными странами и международными организациями в этом направлении особенно актуально в условиях осуществления давления на российских спортсменов в последнее десятилетие на спортивных соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
В целях реализации такого направления международного сотрудничества, как гармонизация и унификация национального права с нормами международного права Россия активно расширяет взаимодействие с международными спортивными организациями всех уровней по основным направлениям развития физической культуры и спорта и увеличивает свое представительство в международных спортивных организациях. Многие аспекты необходимости развития сотрудничества России с международными организациями рассматриваются в юридической литературе. Так, О. А. Шевченко обращает внимание на перспективы и направления развития международного правового обеспечения спортивно-трудовых отношений и указывает на заинтересованность России в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала Международной организации труда (МОТ), а также анализирует положения Программы сотрудничества МОТ и России [5].
Кроме того, Россия активно участвует в подписании и ратификации важных международных Конвенций и Соглашений по вопросам физической культуры и спорта. Так, распоряжением Президента РФ от 13.07.2016 г. № 200-рп подписана Конвенция Совета Европы о едином подходе к обеспечению безопасности, охране общественного порядка и обслуживанию во время футбольных матчей и других спортивных соревнований, заключенная в г. Сен-Дени 03.07.2016 г.
Основополагающее значение также имеют универсальные международные акты, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г., Олимпийскую хартию, введенную в действие с 9.10.2018 г., Конвенцию против применения допинга 1989 г., Конвенции Международной организации труда (МОТ) и др. Среди международных актов регионального характера в сфере спорта можно назвать Европейскую спортивную хартию 1992 г., Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий 1985 г., Кодекс спортивной этики Европейского Союза 1992 г., Концепцию евразийской социальной хартии, принятой Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС в 2004 г., Регламент Европейского Союза 593/2008 от 17.06.2008 г. «О праве, применимом к договорным обязательствам» (Рим I) и другие многочисленные директивы и рекомендации, нормативные документы Совета Министров Европейского Союза и других региональных объединений различных государств.
В частности, важное роль для России играет международное сотрудничество со странами Содружества независимых государств (далее — СНГ). Так, А. М. Задорина, исследуя вопросы правового регулирования развития физической культуры и спорта в СНГ, указывает, что принятие модельных законов СНГ в сфере физической культуры и спорта направлено на унификацию и гармонизацию нормативной правовой базы, формирование единой молодежной и спортивной политики стран СНГ в целях обеспечения национальной безопасности [6, с. 33]. Обсуждение аналогичных и других важных вопросов в сфере физической культуры и спорта также встречается в трудах многих исследователей [7, с. 82-85; 8, с. 155-161; 9].
Согласно «Плану деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2021 годы», утвержденному Министерством спорта РФ 24.05.2016 г. № 16, Министерство спорта РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управления государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. Министерство спорта РФ реализует документы стратегического планирования непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, орга-
нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В мае 2017 г. Министерство спорта РФ приняло методические рекомендации «О развитии международного сотрудничества в области физической культуры и спорта», выступающие основой для разработки локальных нормативных правовых актов физкультурно-спортивных организаций.
Рассматривая развитие системы физической культуры и спорта Российской Федерации с учетом основных направлений международного сотрудничества, Е. Р. Яншина и К. Е. Лукичев высказали предложение о необходимости дополнения документов стратегического планирования целевым показателем, дающим четкое представление о проводимой работе в сфере международного сотрудничества, с целью имплементации российской системы физической культуры и спорта в международную среду для корректировки оценки результатов работы в этом направлении [10, с. 27-31].
В юридической литературе обсуждаются вопросы деятельности различных органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта, в частности, К. Е. Лукичев, Э. А. Зюрин, А. С. Евсеев, Т. Р. Зембатов анализируют мероприятия, осуществляемые субъектами Российской Федерации, по совершенствованию системы физической культуры и спорта с учетом Стратегии развития отрасли и обсуждают другие актуальные проблемы государственного регулирования данной группы общественных отношений [11, с. 48-52; 12, с. 3-7]. Другой автор, Р. М. Ольховский, рассматривает актуальные вопросы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих общественных организаций для реализации потенциала вовлечения молодежи в спортивную деятельность [13]. З. И. Матина в своих работах исследует перспективы развития сферы студенческого спорта и физической культуры [14, с. 32-37].
Российские ученые в своих работах указывают на тот факт, что данная отрасль является наиболее динамично развивающейся в Российской Федерации, а это в свою очередь обусловливает необходимость адекватного правового регулирования отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта [15, с. 5-11; 16; 17, с. 7-12; 18, с. 388-390; 19, с. 122-126]. В юридической литературе неоднократно высказывалась мысль о целесообразности развития международного сотрудничества с зарубежными странами. Такое сотрудничество нацелено главным образом на сближение правовых систем, а также унификацию и гармонизацию правового регулирования в сфере физической культуры и спорта [20, с. 39-40].
В зарубежной литературе также широко обсуждаются актуальные вопросы правового регулирования спортивных отношений, в частности, рассматриваются аспекты, связанные с анализом системы управления в спорте. Авторы выделяют разные системы управления в спорте в зависимости от степени вмешательства государства в регулирование спортивных отношений. Одни государства определяют общие политико-правовые тенденции в спорте и его финансовую поддержку, а другие — осуществляют управление или опеку спортивных организаций [21, с. 116-128; 22, с. 171-183]. Важное место в зарубежных источниках отводится сравнительно-правовым исследованиям. Так, в литературе отмечается транснациональный характер правил профессионального спорта, что, однако, не влечет простого копирования международных норм на уровне страны или региона. Как отмечают авторы, страны могут иметь схожие социально-экономические системы в целом, но совершенно разные порядки правового регулирования, обусловленных своеобразием спортивных отношений [23; 24, с. 24-45].
Таким образом, в современных условиях для России важно развивать все направления международного сотрудничества, так как физическая культура и спорт на национальном и международном уровнях выступают важным инструментом обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран, инструментом личностного развития человека, инструментом, обеспечивающим межкультурное, партнерское и дружественное развитие межгосударственного общения, и служит мощным стимулом повышения конкурентоспособности каждой страны в условиях мировой глобализации.
Библиографический список
1. Круглов В. В. Проблемы и перспективы кодификации спортивного законодательства в России // Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 4. С. 165-176.
2. Соловьев А. А. Концепция проекта Спортивного кодекса Российской Федерации. Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2009.
3. Спортивный кодекс Франции. Регламентарная часть — Декреты. Книги I и II. Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2010. Вып. 5.
4. Генеральная Ассамблея ООН отметила важную роль спорта в достижении целей устойчивого развития. URL: https://news.un.org/ru/story/2018/12/1344161 (дата обращения: 30.05.2020).
5. Шевченко О. А. Перспективы и направления развития международно-правового обеспечения спортивно-трудовых отношений в области профессионального спорта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Юридические науки. 2014. № 3. URL: www.cyberleninka.ru. (дата обращения: 30.05.2020).
6. Задорина А. М. Правовое регулирование развития физической культуры и спорта в СНГ как направление укрепления безопасности // Международное сотрудничество Евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 4.
7. Пролетенкова С. Е., Беликов А. П. Проект модельного закона Содружества независимых государств «Об обеспечении безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий»: основания разработки, перспективы и предложения // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 5 (78).
8. Каменков В. С. Право о системе спорта в Беларуси, России, Казахстане // Вестник университета им. О. Е. Кутафина. 2015. № 4.
9. Гусинец Е. В. Особенности развития отрасли «Физическая культура и спорт» в Республике Беларусь // Экономика и банки. 2019. № 1. URL: www.cyberleninka.ru. (дата обращения: 30.05.2020).
10. Яншина Е. Р., Лукичев К. Е. Развитие системы физической культуры и спорта Российской Федерации с учетом основных направлений международного сотрудничества // Вестник спортивной науки. 2017. № 6.
11. Лукичев К. Е., Зюрин Э. А., Евсеев А. С., Зембатов Т. Р. Анализ мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, по совершенствованию системы физической культуры и спорта с учетом Стратегии развития отрасли // Вестник спортивной науки. 2017. № 5.
12. Лукичев К. Е. Место статического инструментария в механизме государственного управления организациями, осуществляющими спортивную подготовку // Вестник спортивной науки. 2017. № 1.
13. Ольховский Р. М. Актуальные вопросы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих общественных организаций для реализации потенциала вовлечения молодежи в спортивную деятельность. URL: www.cyberleninka.ru. (дата обращения: 30.05.2020).
14. Матина З. И. Взгляд в будущее: перспективы развития сферы студенческого спорта и физической культуры // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1. № 4.
15. Алексеев С. В. Спортивное право России. М., 2016.
16. Гостева С. Р. Правовое поле развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. URL: www.cyberleninka.ru (дата обращения: 30.05.2020).
17. Алексеев С. В., Бариев М. М., Гостев Г. Р., Гостева С. Р., Саттаров Н. Г. Правовое поле физической культуры и спорта в образовательном пространстве Российской Федерации. Часть 1 // Культура физическая и здоровье. 2018. № 3.
18. Иглин А. В. Юридическое понятие спорта // Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 1. № 4. С. 388-391.
19. Иванов В. Д., Бардина М. Ю. Правовое регулирование физической культуры и спорта в Российской Федерации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 2.
20. Иглин А. В. Актуальные проблемы европейского спортивного права // Спорт: экономика, право, управление. 2014. № 1.
21. De Dycker S. Good governance in Sport: comparative law aspects // International Sports Law Journal. 2019. № 19.
22. Di Marco A. The internal governance of sporting organizations: international convergences on an idea of democracy // International Sports Law Journal. 2019. № 19.
23. Siekmann R. C. R., Soek J. Towards a Typology of (International) Comparative Sports Law (Research) // Siekmann R., Soek J. (eds) Lex Sportiva: What is Sports Law? ASSER International Sports Law Series. T. M. C. Asser Press, 2012.
24. Van Kleef R. The legal status of disciplinary regulations in sport // International Sports Law Journal. 2014. № 14.