ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА
О.А. Шевченко
Кафедра трудового права и права социального обеспечения Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ул. Садовая-Кудринская, 9, Москва, Россия, 123995
Автором оценивается важность исследования трудовых отношений в области профессионального спорта. В работе обращается внимание на то, что, несмотря на весомый вклад профессиональных спортсменов в национальные экономики и общества, их труд остается наименее урегулированной и незащищенной формой занятости. В статье рассматриваются перспективы и направления развития международно-правового обеспечения спортивно-трудовых отношений в области профессионального спорта. Автор анализирует направления развития правового обеспечения спортивно-трудовых отношений в таких областях, как переходы (трансферы) спортсменов и тренеров, профессиональный трудовой договор игроков со спортивными клубами. В процессе анализа автор рассматривает международное трудовое законодательство, трудовое право Евросоюза, европейскую практику разрешения споров в профессиональном спорте и приводит свои предложения в рамках концепции международной нормы о труде в профессиональном спорте.
Ключевые слова: профессиональный спорт, спортивно-трудовые отношения, международно-правовая норма.
Труд профессиональных спортсменов является глобальным явлением, затрагивающим как богатые, так и бедные страны во всех регионах мира. Он не только отличается высоким уровнем саморегулирования, поскольку зависит от правил и регламентов, принимаемых как межправительственными международными организациями, так и спортивными федерациями, но и характеризуется высоким уровнем трудовой миграции как внутри национальных границ, так и вне их. Спорт является неотъемлемой частью жизни.
Сфера профессионального спорта является важным источником занятости, обладающим мощным потенциалом создания новых рабочих мест и расширения возможностей ведения бизнеса, на что указывает рост числа профессиональных клубов, появление новых видов спорта, организация и проведение значимых международных соревнований и олимпийских игр.
Переходы (трансферы) спортсменов и тренеров задействуют крупные денежные суммы, перечисляемые между государствами и зачастую не контролируемые ими.
Несмотря на весомый вклад профессиональных спортсменов в национальные экономики и общества, их труд остается наименее урегулированным и незащищенным формой занятости.
Обеспечение достойного труда для профессиональных спортсменов требует установления нормативных правовых основ, выходящих за рамки традиционных трудовых отношений, и учета особой роли регламентного регулирования спортивных федераций.
В своих резолюциях 49/29 от 19.12.1994, 58/5 от 03.11.2003, 59/10 от 27.10.2004, 60/1 от 16.09.2005, 60/9 от 03.11.2005, 61/10 от 03.11.2006, 62/271 от 23.07.2008, 63/135 от 11.12.2008, 65/4 от 18.10.2010, 67/17 от 28.11.2012, 67/296 от 23.08.2013 Генеральная Ассамблея ООН неоднократно подчеркивала, что потенциал спорта может быть и должен быть задействован для развития и обеспечения мира, для развития человеческого потенциала, укрепления солидарности и сотрудничества на местом, национальном и международном уровнях, выполнения приоритетных задач в области национального миростроительства и государственного строительства. А в резолюциях 48/10 от 01.11.1993, 64/4 от 19.10.2009 и 66/5 от 17.10.2011 была подчеркнута роль и значение спорта для построения более счастливой жизни на планете и для продвижения целей и принципов Устава ООН.
Среди международных актов, определяющих правовые основы спортивной деятельности, особо значимыми являются:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г.;
- Олимпийская хартия;
- Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г.;
- Европейская спортивная хартия;
- Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, во время футбольных матчей 1985 г.;
- Конвенция против применения допинга 1989 г.;
- Кодекс спортивной этики и др.
Однако здесь важно учитывать, что международные документы не создают прав непосредственно для индивида, а накладывает соответствующие обязанности на государства обеспечить соблюдение обозначенных в нем прав. То есть профессиональный спортсмен не может непосредственно воспользоваться данными правами, пока государство как суверенный субъект международного права не выразит на то свое согласие, приняв на себя соответствующее международное обязательство [2]. Поэтому с юридической точки зрения говорить о международно-правовом, в том числе международном спортивно-правовом, статусе индивида можно весьма условно [1].
Значительную роль в регулировании трудовых правоотношений в сфере спорта на территории государств — членов Европейского Союза играет трудовое законодательство Европейского Союза, а именно Концепция евразийской социальной хартии, принятая Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС в 2004 г. Концепция закрепляет базовые принципы правового регулирования труда [5].
В рамках Совета Европы принимаются директивы и рекомендации Совета министров СЕ, ряд которых касается вопросов, связанных с отношениями в сфере труда, в частности, рекомендации Rec(91)11E от 9 сентября 1991 г., Rec(95)2E от 11 января 1995 г., Rec(96)5E от 19 июня 1996 г., Rec(2001)17E от 27 ноября 2001 г., Rec(2003)19E от 24 сентября 2003 г., Rec(2004)2E от 24 марта 2004 г., CM/Rec(2008)10E от 10 июля 2008 г., CMZR.ec (2011)2Е от 19 января 2011 г.
Вместе с тем, вопрос о существовании трудового права Евросоюза носит дискуссионный характер.
Несмотря на то что термины «европейское трудовое право» и «трудовое право Европейского Союза» используются в юридической литературе, эти термины не упоминаются ни в учредительных договорах ЕС, ни в иных правовых актах, ни в правоприменительных документах [6].
Следует отметить, что органы Европейского Союза наделены незначительным числом полномочий по регулированию трудовых отношений, порядка 95% вопросов в этой сфере решается на уровне национального законодательства стран — членов ЕС.
В качестве успешно применяемой модели можно использовать Регламент ЕС 593/2008 от 17 июня 2008 г. о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (Рим I). Статья 8 Регламента устанавливает правило, что индивидуальный трудовой договор регулируется правом, выбранным сторонами. При этом выбор применяемого права должен быть ограничен правом государств — членов ЕврАзЭС, а при отсутствии оговорки подлежит применению право страны, где работник фактически выполняет работу. Если работа выполняется в нескольких странах, подлежит применению право страны, в юрисдикции которой находится работодатель [4].
Как верно отмечают Серж Пото и Мишель Пото, существенную роль в регулировании трудовых правоотношений в сфере спорта на территории государств — членов Европейского Союза играет «прецедентная судебная практика на уровне ЕС, признавшая право профессиональных спортсменов на свободное передвижение» [7].
Важно подчеркнуть, что действенным правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие как правовых, так и судебных систем в этой сфере, стал Европейский суд по правам человека. Создаваемая им судебная практика должна лежать в основе и национального законодательства, и национальной судебной практики.
Вместе с тем в трудовых отношениях при рассмотрении споров государство и надгосударственные структуры (в рамках ЕС) активно вмешиваются в регулирование этих отношений. Такое вмешательство происходит прежде всего ввиду реализации принципа защиты прав работников, что хорошо видно на примере деятельности Европейского суда справедливости.
Ярким примером является решение Европейского суда справедливости по делу Босмана [8]. Так, футболист Ж.М. Босман, отыграв по контракту в футбольном клубе «Льеж», получил приглашение от французской команды «Дюнкерк». Согласно существовавшему регламенту любой игрок принадлежал дан-
ному клубу. Бельгийский клуб «Льеж» оценил Босмана в 100 тыс. долл. и не соглашался отпускать его до тех пор, пока не получит эту сумму в полном объеме. При рассмотрении дела Европейский суд справедливости в Люксембурге основывался на ст. 48, 85 и 86 Римского договора о регулировании трудовой, предпринимательской и другой экономической деятельности от 25 марта 1957 г., ко-торе можно интерпретировать как:
- запрещающие требовать компенсацию за переход игрока, у которого закончился контракт;
- запрещающие национальным и международным спортивным организациям включать в свои регламенты нормы, ограничивающие доступ иностранных игроков к соревнованиям, которые они организуют.
15 декабря 1995 г. Европейским судом справедливости было вынесено решение, что правила перехода игроков ограничивают свободу перемещения работников, следовательно, противоречат ст. 48 Римского договора. Трансферная система, по которой игрока должны были купить у его прежнего клуба даже по истечении срока контракта, была признана незаконной.
По второму вопросу суд решил, что ст. 48 Договора ЕС запрещает применение правил национальных и международных спортивных организаций, ограничивающих количество иностранных игроков, участвующих в соревнованиях, и наложил вето на лимиты на покупку клубами игроков-иностранцев (правда, лишь в том случае, если они являются выходцами из стран ЕС).
Итак, значение решения суда по «делу Босмана» состоит в следующем.
Если профессиональный футбольный контракт игрока с его клубом истекает и если данный игрок является гражданином одной из стран Европейского Союза, то этот клуб не может запретить футболисту подписать новый контракт с другим клубом, входящим в национальную ассоциацию на территории ЕС, требуя от нового клуба выплаты компенсации за подготовку футболиста.
Ограничения относительно гражданства профессиональных игроков, граждан стран Европейского Союза (в пределах конкуренции между футбольными клубами, а также спортивными ассоциациями) недопустимы [3].
После этого решения все регламенты футбольной федерации были приведены в соответствие с законодательством ЕС.
Безусловно, прямая параллель между нормами ЕС и национальным правом не является корректной с точки зрения различной правовой природы актов, однако с точки зрения мер по защите прав игроков она вполне приемлема. Таким образом, баланс принципов автономии спорта и принципа защиты прав спортсменов составляет основу прогрессивного развития международного спортивного регулирования.
Анализ международных актов и практики ряда стран показывает, что правовое регулирование труда субъектов профессионального спорта происходит в следующем правовом порядке:
- закреплении комплекса норм в виде отдельной главы (раздела) непосредственно в трудовом кодексе или в базовом законе о труде (Российская Федерация, Мексика, Чили; Венесуэла и др.);
- закреплении норм в общем законе о спорте (Латвия и др.);
- закреплении норм в специальном законе о спортивно-трудовых отношениях спортсменов (Эквадор, Перу, Аргентина, Испания, Италия и др.);
- закреплении норм о статусе профессиональных спортсменов в законодательстве о спорте с отсылками к профильному трудовому законодательству (Франция);
- закреплении норм только в коллективных договорах и соглашениях (Швеция).
Европейская ассоциация работников сферы спорта (European Association of Sport Employers; EASE) и организация UNI Europa признают, что международные конвенции Международной организации труда применяются к спортивному сектору как к любому другому. В совместном заявлении, опубликованном в декабре 2008 г., эти организации призвали к развитию коллективных переговоров и социального диалога на национальном (и в конечном итоге — на общеевропейском) уровне, а также к установлению конкретных минимальных требований во всех трудовых договорах профессиональных игроков, защищающих их трудовые и смежные права.
К сожалению, правовая основа Международной организации труда в рассматриваемой области не может быть признана достаточной по своим полноте. Необходимость развития практики Международной организации труда в части повышения защищенности трудовых прав спортсменов и других субъектов спортивно-трудовых отношений также определяет актуальность обращения к рассматриваемому кругу вопросов.
Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 гг. определены основные направления совместной работы, которые направлены:
- на расширение возможностей занятости и создание качественных рабочих мест;
- обеспечение безопасных условий труда и расширение социальной защиты;
- продвижение международных трудовых норм и укрепление социального диалога.
Важным шагом на пути к сближению российского законодательства с международными правовыми нормами и дальнейшего стратегического развития является совместная разработка Конвенции МОТ о достойном труде профессиональных спортсменов в целях обеспечения их социальной защиты.
Областью применения такого международного документа явился бы труд профессиональных спортсменов. А его целью — создание всеобъемлющей нормы (конвенции, дополненной рекомендацией), охватывающей, по мере возможности, все современные нормы уже существующих конвенций и рекомендаций о труде применительно к профессиональным спортсменам, а также дополнительно содержащей положения, учитывающих специфику деятельности в
сфере профессионального спорта, и отвечающей требованиям современных стандартов по соблюдению достойных условий труда и отдыха указанных работников.
Ниже приводится концепция международной нормы о труде в профессиональном спорте.
1. Необходимость принятия международной нормы о труде профессиональных спортсменов:
a. учитываются обязательства Международной организации труда содействовать обеспечению достойного труда для всех посредством достижения целей Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, особенно проявляющейся в области спорта;
b. признается значительный вклад профессиональных спортсменов не только в национальную и глобальную экономику, но и в популяризацию и развитие не только спорта высших достижений, но в первую очередь — массового спорта, его продвижение на международном и национальном уровнях как открытого для всех, как средство сохранения и трансляции ценностей спорта;
c. принимается во внимание, что специфика спорта существенно отличает его от всех прочих сфер экономической деятельности и всех других сфер общественных отношений и основным принципом организации является принцип автономности спорта, налагающий определенные ограничения на компетенцию государства в урегулировании трудовых отношений профессиональных спортсменов;
d. принимается внимание необоснованность ограничительного сведения статуса профессионального спортсмена только лишь к условию заключения профессиональным спортсменом трудового договора со спортивной организацией, понимая сложную природу спортивно-трудовых отношений профессиональных спортсменов;
e. учитывается, что на национальном уровне в абсолютном большинстве случаев недооценивается и не уделяется должного внимания законодательному регулированию гарантий признания, охраны и защиты прав профессиональных спортсменов в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в спорте, что труд профессиональных спортсменов до сих пор не урегулирован на национальном уровне (за исключением нескольких примеров национальных законов о трудовых отношениях профессиональных футболистов);
f. принимая также во внимание, что и национальными и международными спортивными федерациями, иными спортивными организациями, обладающими компетенцией автономно от государства устанавливать внеправовые регламентные нормы (lex sportiva) в области профессионального спорта, в абсолютном большинстве случаев по разным мотивам игнорируется необходимость четкой регламентации посредством указанного нормотворчества признания, охраны и защиты прав профессиональных спортсменов в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в спорте;
g. признаются, что международные трудовые конвенции и рекомендации распространяются на всех работников, включая и профессиональных спортсме-
нов, если не предусмотрено иное, за теми лишь изъятиями, которые определяются автономностью спорта;
h. учитываются, что недооценивание и неурегулированность гарантий признания, охраны и защиты прав профессиональных спортсменов в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в спорте влечет социальную незащищенность профессиональных спортсменов, необоснованную чрезмерность власти над ними со стороны спортивных организаций, а нередко и дискриминацию профессиональных спортсменов, а потому считается существенным упущением Международной организации труда отсутствие до сих пор конвенций и рекомендаций, посвященных защите прав профессиональных спортсменов и, вследствие этого, необходимым исправление этого упущения;
i. отмечается особое значение для профессиональных спортсменов Конвенций МОТ: № 47 о сорокачасовой рабочей неделе; № 52 об оплачиваемых отпусках; № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию; № 100 о равном вознаграждении; № 105 об упразднении принудительного труда; № 111 о дискриминации в области труда и занятий и ряд других;
j. признаются особые условия, в которых выполняется труд профессиональных спортсменов, специфика которого определяется спецификой производимого ими спортивно-трудового продукта (результата их труда), что делает целесообразным дополнение общих норм нормами, специально предназначенными для профессиональных спортсменов, чтобы позволить им в полной мере пользоваться своими правами и связанными с ними трудовыми и социальными гарантиями.
2. Сфера применения международной нормы и основные понятия
Сфера действия и применения норм международной нормы распространяется на отношения, связанные с трудом с участием профессионального спортсмена и включает:
- трудовые отношения между спортсменом и спортивной организацией;
- гражданско-правовые отношения между спортсменом и спортивной организацией;
- иерархические отношения между спортсменом и спортивной федерацией.
Термин «профессиональный спортсмен» означает любое лицо, вступающее
со спортивной организацией работающее по найму или занятое по иному договору, которое лично и систематически участвует в спортивных соревнованиях и занимается подготовкой к ним за определенное вознаграждение в целях достижения спортивного результата, но не распространяется на лиц, выполняющих работы исключительно связанные с тренировками для личных целей, либо участвующих в соревнованиях без получения вознаграждения.
Термин «спортивный трансфер» означает перевод или переход профессионального спортсмена из одной спортивной организации в другую на основании договора, условия которого определяются нормами lex sportive спортивных федераций.
Термин «lex sportiva» означает устанавливаемые спортивными организациями внеправовые регламентные нормы нормами мягкого права (регламенты и
правила международных и национальных спортивных федераций, обычаи и принципы в сфере спорта), обязательные для применения профессиональными спортсменами.
Термин «спортивно-трудовые отношения в сфере профессионального спорта» означает общественные отношения, основанные на соглашении между субъектами в сфере профессионального спорта, направленные на реализацию спортивного продукта с одновременным обеспечением работника социально-трудовыми правами и гарантиями.
Термин «спортивный продукт» означает результат трудовой деятельности профессионального спортсмена.
Каждое государство-член, которое ратифицирует Конвенцию, после проведения консультаций с общенациональными, региональными и международными спортивными федерациями (а при необходимости — и с профсоюзами, представляющими интересы профессиональных спортсменов) может исключить, полностью или частично, из сферы ее применения:
a) категории работников, которым в ином случае предоставляется, как минимум, эквивалентная защита;
b) ограниченные категории работников, в отношении которых возникают специальные проблемы существенного характера.
3. Гарантии признания, охраны и защиты прав профессиональных спортсменов в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, подлежащие закреплению в международной норме, а в дальнейшем в национальном законодательстве
a) гарантии и пределы автономности спорта — в части объема и содержания подлежащей признанию и уважению государством компетенции общенациональных, региональных и международных спортивных федераций, иных спортивных организаций автономно от государства устанавливать внеправовые регламентные нормы (lex sportiva) о спортивно-трудовых отношениях профессиональных спортсменов со спортивными организациями, о разрешении конфликтов и споров профессиональных спортсменов со спортивными организациями по поводу указанных отношений, в также в части гарантий и пределов невмешательства государства во внутренние дела спортивных организаций;
b) минимальные социальные гарантии, определяемые государством и подлежащие признанию и обеспечению спортивными организациями при установлении и реализации этими спортивными организациями спортивно-трудовых и иерархических отношений с профессиональными спортсменами, включая минимальные стандарты труда, отдыха, безопасности, оплаты труда и социальной защиты профессиональных спортсменов;
c) меры содействия созданию общенациональными спортивными федерациями и конфедерациями нормативных (lex sportiva) механизмов медиативного (допроцессуального и внепроцессуального) и арбитражного разрешения конфликтов и споров профессиональных спортсменов со спортивными организациями по поводу спортивно-трудовых и иерархических отношениях профессиональных спортсменов со спортивными организациями (в том числе государ-
ственными) и связанных с такими отношениями прав профессиональных спортсменов, а равно правовые условия и механизмы досудебного и судебного разрешения конфликтов и споров профессиональных спортсменов со спортивными организациями в государственных судебных органах, эффективно и понятно состыковав эти две системы разрешения конфликтов и споров.
4. Основные концептуальные положения международной нормы, отражающие ее содержание
- минимальный возраст для профессиональных спортсменов и установление статуса юных профессиональных спортсменов;
- вопросы трудовой мобильности и право на выбор формы договора, заключаемого профессиональным спортсменом с соответствующей спортивной организацией;
- правовые возможности, условия и механизмы участия профессиональных спортсменов в спортивных соревнованиях;
- условия труда, рабочее время, время отдыха, минимальная заработная плата;
- социальные гарантии для профессиональных спортсменов, завершивших спортивную карьеру;
- инвалиды — профессиональные спортсмены;
- спортивные трансферы и лимиты;
- спортивные травмы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Международное публичное право: сб. документов — М.: Проспект, 2009.
[2] Гусов К.Н., Шевченко О.А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2012.
[3] Крашенинников П.В. Вопрос-ответ // Спорт: экономика, право, управление. — 2010. — № 1.
[4] Кручинин А.В. Методологические предпосылки интеграции трудового законодательства стран ЕврАзЭС // Российский юридический журнал. — 2011. — № 5.
[5] Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: научно-практическое пособие. — М.: Центр социально-трудовых прав, 2012.
[6] Право Европейского союза / Под ред. С.Ю. Кашкин А.М., 2009; Коротаева А.М. Трудовое право Европейского союза: анализ с позиции российской и западной юридических доктрин: дисс. ... канд. юрид. наук. — Пермь, 2011.
[7] Pautot S., PautotM. Les contrats de travail des sportifs — Voiron: Presses universitaires du sport, 2012.
[8] C-415/93 Union Royale de Societes de Football v. Jean-Marc Bosnian (1995). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:62003J0265:EN:HTML.
PROSPECTS AND DEVELOPMENT TRENDS INTERNATIONAL LEGAL SUPPORT SPORTS LABOR RELATIONS IN PROFESSIONAL SPORTS
O.A. Shevchenko
The Department of Labor Law and Social Security Law Moscow State University of Law named after OE Kutafin (MSLA)
9, Garden Kudrinskaya st., Moscow, Russia, 123995
The article discusses the prospects and directions of development of international legal support sports-labor relations in the field of professional sports. The author analyzes the development trends of legal support sports-labor relations in areas such as transitions (transfers) athletes and coaches, professional players contracts with sports clubs. During the analysis the author examines international labor law, labor law of the European Union, the European practice of dispute resolution in professional sports and leads their proposals within the concept of international labor standards in professional sports. The author analyzes the direction of development of legal support of sports and labor relations in areas such as transitions (transfers) athletes and coaches, professional employment contract of players with sports clubs. During the analysis the author examines international labor law, labor law of the European Union, the European practice of dispute settlement in professional sports, and gives suggestions within the concept of international labor standards in professional sports.
Key words: professional sports, sports and labor relations, international legal norm.
REFERENCES
[1] Bekjashev K.A., Bekjashev D.K. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: sb. dokumentov — M.: Prospekt, 2009.
[2] Gusov K.N., Shevchenko O.A. Sportivnoe pravo. Pravovoj status sportsmenov, trenerov, spor-tivnyh sudej i inyh specialistov v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnoe posobie. — 2-e izd. — M.: Prospekt, 2012.
[3] Krasheninnikov P.V. Vopros-otvet // Sport: jekonomika, pravo, upravlenie. — 2010. — № 1.
[4] Kruchinin A. V. Metodologicheskie predposylki integracii trudovogo zakonodatel'stva stran EvrAzJeS // Rossijskij juridicheskij zhurnal. — 2011. — № 5.
[5] Ljutov N.L. Rossijskoe trudovoe zakonodatel'stvo i mezhdunarodnye trudovye standarty: soot-vetstvie i perspektivy sovershenstvovanija: nauchno-prakticheskoe posobie. — M.: Centr so-cial'no-trudovyh prav, 2012.
[6] Pravo Evropejskogo sojuza / Pod red. S.Ju. Kashkin A.M., 2009; Korotaeva A.M. Trudovoe pravo Evropejskogo sojuza: analiz s pozicii rossijskoj i zapadnoj juridicheskih doktrin: diss. ... kand. jurid. nauk. — Perm', 2011.
[7] Pautot S., Pautot M. Les contrats de travail des sportifs — Voiron: Presses universitaires du sport, 2012.
[8] C-415/93 Union Royale de Societes de Football v. Jean-Marc Bosnian (1995). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:62003J0265:EN:HTML.