19. Емельянова, Р. Именные стипендии от губернатора / Р. Емельянова // Омская правда. — 2004. — 19 ноября.
20. Стипендия для души // Вечерний Омск. — 2004. — 6 октября.
21. Емельянова, Р. Выпускные экзамены в форме ЕГЭ / Р. Емельянова // Омская правда. — 2004. — 28 января.
22. Вступительная лихорадка // МК в Омске. — 2001. — 2 — 9 августа.
23. Широковская, С. Простимся мы со школою / С. Широ-ковская // Красный Путь. — 2001. — 13 июня.
24. Мамин, И. Подумаешь, наука! / И. Мамин // МК в Омске. — 2001. — 8— 15 ноября.
КЛИМОВА Ксения Владимировна, аспирантка кафедры истории и социально-педагогических дисциплин.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2013 г.
© К. В. Климова
уДК 379.8:070:378(09) Н. С. КОНОВАЛОВА
Омский государственный технический университет
ОТРАЖЕНИЕ
КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВУЗА НА СТРАНИЦАХ МНОГОТИРАЖНЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ОмПИ «ПОЛИТЕХНИК», 1985-1990 гг.)______________________
В статье отражены вопросы культурно-массовой работы вуза, на основе изучения многотиражной газеты Омского политехнического института за период с 1985— 1990 г. Приведен историко-типологический анализ многотиражной газеты «Политехник». Указаны основные культурно-массовые мероприятия и организаторы этих мероприятий.
Ключевые слова: многотиражная газета, культурно-массовая работа, вуз, библиотека, студенческий совет.
При рассмотрении газетных материалов в качестве исторического источника информации о культурно-массовой работе вуза необходимо исходить из того, что пресса, в том числе многотиражная газета, возникла в результате потребности организации знать о происходящих событиях и фактах, явлениях и процессах своего времени.
Многотиражная газета — газета, выпускаемая трудовыми, учебными и научными коллективами в малых тиражах, которые распространяются лишь на территории данного коллектива, т. е. в ограниченной аудитории, и остаются для его руководителей средством управления. В основе газетных публикаций отражается информация, связанная со студентами и сотрудниками вуза, их социальным и культурным развитием, заложено истолкование происходящих событий.
Газета, выпускаемая вузом, имеет свои функции. Е. В. Лапина выделяет следующие [1]:
1. Информационная — информирование сотрудников и студентов университета о состоянии текущих дел, планах руководства и других аспектах деятельности вуза.
2. Мотивационная — приобщение сотрудников к ценностям организации (вуза).
3. Посредническая — контроль над соответствием действий руководства университета с провозглашенными ценностями.
4. Развлекательная — удовлетворение потребностей самовыражения и отдыха читателей.
Другие исследователи выделяют, кроме указанных выше, имиджевую функцию — влияние на процесс построения и поддержания корпоративной культуры вуза, и просветительскую.
Чтобы представить особенность функционирования многотиражной газеты вуза, необходимо дать ей характеристику. Для изучения была выбрана газета ОмПИ «Политехник». Период изучения 1985 — 1990 гг.
Историко-типологический анализ многотиражной газеты «Политехник» проводился по следующим аспектам: общая характеристика (издатель, цели и задачи, предметно-тематическая направленность, аудитория, авторский состав, квантитативные характеристики (формат), распространение); композиционно-графическая модель издания (дизайн); жанровое своеобразие.
Первый номер многотиражной газеты ОмПИ «Политехник» вышел 10 марта 1967 года. Газета является органом ученого совета вуза. В числе важнейших целей и задач газеты — необходимость информирования внутренней аудитории о жизни института.
По предметно-тематической направленности «Политехник» является универсальным изданием, информирует читателей о внутренних сторонах
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
жизни вуза, об общих тенденциях в сфере образования в стране, о событиях и деятельности, касающихся отдельных студентов института.
В составе целевой аудитории и студенты, и преподаватели, и сотрудники, и администрация.
Авторский состав газеты. В изучаемый период редакция газеты состояла из профессионалов. С 1985 по 1989 годы редактором газеты была Л. Ф. Жиндерова, с 1989 г. до конца изучаемого периода — С. П. Сибина. Среди членов редакции были и непрофессиональные журналисты, материалы писали сотрудники института, выпускники и студенты. Поэтому в газете имеются материалы, не претендующие на глубину, широту охвата и аналитичность.
Квантитативные характеристики газеты за исследуемый период: листы формата А3. Объем газеты устоявшийся — четыре полосы. Выходила 37 раз в год. Тираж «Политехника» — 1000 экз.
Цена газеты за интересующий период составляла 2 коп.
В 1985—1990 гг. в газете было несколько постоянных рубрик: «Партийная жизнь»; «Инженер будущего века», освещающие различные вопросы внедрения технических новшеств в учебный процесс и изобретения в науке; «Люди Омского политехнического» — здесь рассказывалось о людях, посвятивших свою жизнь вузу; «Политехнику отвечают» — рубрика, где помещались ответы на материалы прошлых номеров; «Творчество наших читателей» — об увлечениях читателей газеты.
В данный период газета выпускалась в чернобелом формате. Заглавие издания было выполнено крупным шрифтом, рядом с названием размещался логотип ОмПИ (ОмГТУ).
В газете преобладала вертикальная верстка. Редакция предпочитала использовать четырех-пяти-колонное размещение материала.
Иллюстрации сопровождали текстовой материал или сообщали о каком-либо событии. С 1988 года в газете появилась рубрика «Наш фоторепортаж», где размещались фотографии с какого-либо вузовского мероприятия.
Среди основных жанров, используемых в «Политехнике», можно выделить информационные и событийные заметки, интервью, отчеты о деятельности, блиц-опросы, анкеты, аннотации к книгам, репортажи, беседы, обзор СМИ (рубрика 19891990 гг. «По страницам студенческих газет»). Также на страницах газеты присутствовали художественно-публицистические материалы: очерк, фельетон, житейские истории, развлекательная информация в жанре анекдота, шутки, игры.
Полосы газеты были насыщены разнообразными рубриками, освещающими культурно-массовую работу вуза, такими как «Интерклуб «Политехник», «Конкурс на лучшую читающую группу», «Студенческая весна», «За эффективный труд и здоровый быт», «Есть такое мнение», «Твой досуг, студент», «Компас» и др.
Культурно-массовые мероприятия вуза можно разделить на два вида — культурно-досуговые и информационно-просветительские.
По результатам анализа газетных материалов за 1985-1990 гг. можно выделить основные формы культурно-досуговой деятельности вуза, это различные конкурсы, фестивали, концерты, театральные представления, игры, а также выставки.
К формам информационно-просветительских мероприятий, проводимых в вузе, можно отнести работу клубов, кинопоказы, лекции, конференции,
встречи, дискуссии, вечера, литературные гостиные.
Среди основных организаторов культурно-массовой работы вуза можно выделить библиотеку, музей, студенческий совет, профсоюзную организацию, кураторов групп, зам. деканов по воспитательной работе, комитет ВЛКСМ и самих студентов.
Студсоветом проводились различные культурномассовые мероприятия. В общежитии № 4 был оборудован кинолекторий, в котором «состоялись вечера встреч, с молодыми преподавателями... встреча с туристами, побывавшими в Японии» [2]. Студсовет проводил смотры-конкурсы общежитий. К праздникам, например к Новому году, студсовет составлял план проведения мероприятий, который включал праздничное оформление общежития, выпуск стенной газеты, праздничную программу по радиоузлу, новогодний бал-маскарад, также были объявлены конкурсы на лучшую стенгазету этажа, на лучший новогодний костюм, новогодний номер. «На лестничных клетках и этажах оформлены, стенды «Советская молодежь в борьбе за мир», ««Спорт, и мы»...» [2].
Важной задачей профсоюзной организации являлась забота о досуге студентов. Проводились праздничные вечера и вечера отдыха, устраивались конкурсы для выявления талантов среди студентов первого курса. В статье «Впервые в самодеятельности» в № 27 1985 г. корреспондентом газеты «Политехник» И. Ирининой было взято интервью у директора студенческого клуба Г. А. Завьяловой о празднике «Студенческая весна»: «Общепризнанный праздник «Студенческая весна» посвящен XXVII съезду КПСС. Итоги самодеятельности по факультетам, будут проведены, традиционно: по оценкам конкурсов молодых талантов, конкурсных вечеров к торжественным, датам., участию студентов в жизни институтских коллективов...» [3]. Также в статье приводятся варианты проведения досуга студентами: «первокурсники найдут, применение своим, способностям, в ансамбле скрипачей, баянистов, камерном, хоре, политтеатре ««Солидарность» и театре поэзии ««Странники», театре миниатюр ««Эстафета», коллективах народного и современного танца» [3].
По материалам газеты также можно проследить этапы фестиваля, например, за 1988 год, «Студенческая весна-88» и составляющие его конкурсы. В «Политехнике» № 7 за 1988 г. было размещено положение о конкурсе политического творчества, который включал в себя факультетские смотры — концерты творчества по следующим жанрам: политическая песня, политический театр, политическое литературное творчество, политическая стенная печать и политический плакат [4]. В № 15 были подведены итоги смотра-конкурса стенной печати, которые показали, что участники не уделили должного внимания конкурсу, снизился интерес к оформлению стенгазет. «Сегодня такой стенгазеты, которая явилась бы. образцом, и примером, подражания для других, в институте нет» [5].
В рамках фестиваля «Студенческая весна-88» проводился конкурс «визитных карточек факультета». Целью конкурса были: «активизация самодеятельного художественного творчества студентов; выявление творческих способностей студентов; подготовка программ, для участия в профориентационных мероприятиях» [6]. Каждый факультет в течение 15 — 20 минут должен был рассказать о себе с помощью танца, песни, стихов, миниатюр и т. п. Первые трудности, с которыми пришлось столкнуть-
ся студклубу при организации конкурса, — пассивность, и не только студентов, но и комсомольских активистов факультета, об этом говорится в статье «Ищем рецепт активности» [7].
Регулярно в вузе проводились заседания клуба интернациональной дружбы (КИД), где обсуждались различные вопросы, связанные с антифашистским движение в Германии [8]. «Ребята-кидовцы рассказывали о демократическом, молодежном, движении, о создании Всемирной федерации демократической молодежи...» [9]. Проводились «Праздники дружбы», где студенты рассказывали о себе, исполняли национальные мелодии, танцы, знакомили с традициями своего народа «Кидовцы решили несколько разнообразить свое заседание. Особое внимание уделить соседней республике — Казахстану и устроить чаепитие. Говорили о братстве и равноправии советских народов, взаимопомощи...» [10]. Также проводились встречи с ветеранами войны и труда. Одной из форм работы КИДа являлось составление сценариев и проведение вечеров, посвященных выдающимся личностям и праздникам. Руководители КИДа размещали в газете приглашения стать членами клуба: «Приглашаем, вас стать членами клуба интернациональной дружбы..... В КИДе вы узнаете много интересного, приобретете навыки организаторской работы, умение выступать перед аудиторией. Каждый год мы проводим, интересные вечера, встречи с людьми, побывавшими в других странах, выездные заседания в училищах и школах» [11].
Общественная комсомольская редакция сообщала в газете об итогах конкурса политплаката и политгазеты в институте, например конкурса, посвященного 40-летию Победы. «Ярким, и кратким языком плаката участники конкурса выразили свое отношение к проблемам, мировой политики.... Победители примут, участие в городском, конкурсе...» [12]. Также к юбилею Победы в вузе были проведены и другие культурно-массовые мероприятия. Цикл конкурсов «Тебе, Победа!», «Первый конкурс — ««Информация к размышлению». Представители четырех факультетов работают, с различными документами Великой Отечественной войны.... Следующий конкурс — знатоков довоенной музыки ««Ещё до войны». ... Третье соревнование называлось «Неизвестная война». Вопросы, о крупнейших событиях Великой Отечественной войны.. ... Четвертый конкурс ««На войне, как на войне» проводила военная кафедра. ... Были подведены, итоги конкурса на лучший текст, обращения омских политехников к молодежи мира» [12]. Открыта выставка прикладного творчества студентов ЭТФ «Здесь и искусно связанные салфетки, шали... и макраме, ... работы, по дереву, рисунки...» [12].
В институте проводился смотр-конкурс на звание «Лучшая группа ОмПИ», в финал выходили группы, которые по итогам успеваемости и качеству знаний имели высокие баллы «группы.: АС-223 (успеваемость — 96 процентов, качество знаний — 67 процентов)...» [13]. Представители претендентов должны были рассказать о себе, о своей группе, о том как складывается коллектив. Материалы были опубликованы в газете «Политехник». В следующем номере газеты был размещен материал итогов смотра-конкурса «...соревнования были интересными. Тут и конкурс сувениров, и спортивный конкурс, и викторина об Омске, и конкурс болельщиков...» [14]. Турнир претендентов — это игра, но игра со своими принципами: «...1. ««Гражданином, быть обязан».
2. Интеллект, плюс юмор равно ««хорошее настрое-
ние». 3. Главное — чувство меры, особенно в желании победить...» [15].
Силами студентов факультета холодильных машин (ФХМ) был организован концерт для выпускников факультета. «Самое яркое впечатление произвело выступление ВИА «Экипаж», в составе
которого выступили недавние наши выпускники.....
Очень тепло было встречено выступление полит-театра «Солидарность», который показал три миниатюры» [16].
Вся массовая работа библиотеки в эти годы была направлена, прежде всего, на пропаганду чтения, книги и библиотеки. Одни мероприятия были рассчитаны на широкий круг читателей, другие — на определенную целевую группу. Рассматривая вузовскую газету «Политехник» как источник информации о культурно-массовой работе библиотеки, можно увидеть, что в исследуемый период (1985 — 1990 гг.) материалы о библиотечных мероприятиях присутствовали практически в каждом выпуске газеты. Работа библиотеки освещалась в рубриках: «Все о книге», «Фельетон», «За эффективный труд и здоровый быт», «Лаборатория культуры студенческого труда», «Уголок книголюба», «Внимание — выставка!», «Внимание — конкурс», «Компас», «Конкурс на лучшую читающую группу», «Новинки библиотеки».
Остановимся на основных темах, которые библиотека освещала в газете: работа «Общества книголюбов ОмПИ», созданного в 1983 году; информация об открытии книжного киоска в главном корпусе института, о новых поступлениях; обзор новых книг, поступивших в отдел художественной литературы; рассказ о правилах библиографического описания изданий (в статье «Внимание — новый стандарт»). В рубрике «Фельетон» осмеивались задолжники библиотеки. Практически в каждом выпуске газеты за 1986 год давалась информация о конкурсе на лучшую читающую группу, об игре «Что? Где? Когда?», в числе организаторов которой были работники библиотеки. В газете регулярно печатались приглашения на книжно-иллюстративные выставки в отделах библиотеки.
В выпусках, приуроченных к Дню знаний, размещалась информация о библиотеке, в том числе и о массовой работе. Например, в № 25 от 3 сентября
1986 года в рубрике «Знакомься, первокурсник» размещена статья зав. библиотекой О. Андрюшиной «Твоя библиотека»: «Сотрудники отдела художественной литературы приглашают всех первокурсников принять участие в .конкурсе на лучшую читающую группу.... В отделе идейно-воспитательной работы создана лаборатория культуры студенческого труда — это цикл лекций, бесед, тестов по научной организации труда студентов.... Посещая библиотеку, обратите внимание на книжные выставки...» [17].
В газетах за 1986— 1988 гг. в рубрике «Лаборатория культуры студенческого труда» размещались статьи с полезными советами для студентов. Например, в № 17 за 1986 г. — о правилах труда и ссылками на книги по теме, которые есть в библиотеке. «Не беритесь за работу, пока в голове окончательно не сложилась модель готовой работы.. Во время самой работы, не стоит есть и пить...» [18]. В № 25 за
1987 г. в статье «Умеете ли вы спорить?» [19] были даны советы по предотвращению споров, также со ссылками на полезную литературу. «Тренируйте память» — в статье под таким названием зав. отделом идейно-воспитательной работы библиотеки И. Ха-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
занова давала советы, которые помогали студентам подготовиться к сессии: «Читая текст.лекции, ... попытайтесь представить себе то, о чем. идет, речь...» [20].
В исследуемый период библиотека ОмПИ активно пропагандировала в газете конкурс на лучшую читающую группу. В выпусках за 1986 и 1987 гг. информация о конкурсе размещалась в рубрике «За эффективный труд и здоровый быт». В выпусках
1988 г. появляется отдельная рубрика «Конкурс на лучшую читающую группу ОмПИ». В статье «Приходи, выбирай, читай...» назывались самые читающие группы, а также те студенты, кто ещё не записался в библиотеку, и те, кто мало читает, поименно: «Комсорг группы. В-325 В. Панков не читает, с июля прошлого года. Мало читают, комсорг ЛА-315 А. Рягузов и ответственный за проведение конкурса Чащин.. Нечего сказать, весьма ««положительный» пример...» [21]. В этой же статье говорится, что конкурс на лучшую читающую группу впервые организован в нашей стране в ОмПИ. «Цель конкурса — приобщить студентов-политехников к чтению, а значит, помочь им. в развитии кругозора..» [21]. В конце марта в газете были опубликованы результаты первого этапа конкурса. В № 12 за 1988 г. уже пишется о том, что конкурс завершен, состоялось награждение самых активных участников конкурса. «Заключительным аккордом, конкурса...явилась викторина ««Знатоки среди нас». Каждая из команд должна была проявить свои качества в семи конкурсах. Каждый новый этап конкурса — своего рода экзамен на знание исторических произведений, стихотворных форм и жанров, современных и классических авторов.... За каждую победу в конкурсе приз — книга. победители получили премию 40 рублей» [22]. В последующие годы эта рубрика в газете исчезла, но информация о правилах участия в конкурсе, итоги этапов конкурса все ещё появлялись.
В 1989 и 1990 годах в газете организуется рубрика «Компас: в книжных лабиринтах», где размещались отрывки из произведений и ссылки на книги в отделах библиотеки [23].
Материалы новостного характера с 1990 г. начали размещаться в рубрике «Теле: тайп». Библиотека размещала здесь информацию о книжных выставках, напоминания о необходимости перерегистрации читателей и сдачи изданий.
Художественная самодеятельность института представлена ансамблем скрипачей, театром «Солидарность», камерным хором, театром миниатюр «Эстафета» и др. коллективами. «17 апреля успешно прошел в Органном зале концерт хоровой музыки, организованный коллективом, студенческого академического хора нашего института по инициативе самого коллектива» [24].
В газете также размещались приглашения на концерты, выставки, студенты делились впечатлениями о проведении свободного времени, о посещении культурно-массовых мероприятий.
За 1985—1990 гг. газета регулярно отражала культурно-массовую работу вуза. По материалам, опубликованным в ней, можно судить о высокой востребованности таких мероприятий, об активности студентов-участников. Наиболее распространены были такие формы культурно-массовой работы, как конкурсы, фестивали, концерты, театральные представления, игры, а также художественные и книж-
ные выставки, работа клубов, кинопоказы, встречи, дискуссии, вечера, литературные гостиные.
Результаты изучения опыта проведения культурно-массовых мероприятий, их форм и методов могут быть использованы специалистами в настоящем времени, в реальной практике.
Библиографический список
1. Лапина, Е. В. Внутрикорпоративная газета как инструмент связей с общественностью : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Е. В. Лапина. — Тамбов, 2004. — 246 с.
2. Гадалин, С. В результате первое место / С. Гадалин // Политехник. — 1985. — № 1. — С. 2.
3. Иринина, И. Впервые в самодеятельности / И. Иринина // Политехник. — 1985. — № 27. — С. 4.
4. Положение о конкурсе политического творчества // Политехник. — 1988. — № 7. — С. 4.
5. Сибина,С.Плюсы и минусы / С. Сибина //Политехник. —
1988. — № 15. — С. 1.
6. Положение о проведении конкурса «визитных карточек факультета» // Политехник. — 1988. — № 25. — С. 2.
7. Ищем рецепт активности // Политехник. — 1988. — № 30. — С. 3.
8. Певцова, А. КИД — в общежитии / А. Певцова // Политехник. — 1985. — № 11. — С. 1.
9. Скачкова, Н. Навстречу фестивалю / Н. Скачкова // Политехник. — 1985. — № 17. — С. 1.
10. Певцова, В. Торт разделили по-братски / В. Певцова // Политехник. — 1988. — № 3. — С. 2.
11. Певцова, В. Клуб интернациональной дружбы / В. Певцова // Политехник. — 1988. — № 14. — С. 4.
12. Конкурс «Тебе, Победа» // Политехник. — 1985. — № 16. — С. 3.
13. Почти все о нас // Политехник. — 1985. — № 14. — С. 4.
14. Валентинов, В. Турнир претендентов / В. Валентинов // Политехник. — 1985. — № 15. — С. 1.
15. Турнир претендентов // Политехник. — 1985. — № 34. —
С. 4.
16. Кондакова, О. Праздничный вечер / О. Кондакова // Политехник. — 1985. — № 15. — С. 4.
17. Андрюшина, О. Твоя библиотека / О. Андрюшина // Политехник. — 1986. — № 25. — С. 4.
18. Хазанова, И. Лаборатория культуры студенческого труда / И. Хазанова // Политехник. — 1986. — № 17. — С. 3.
19. Хазанова, И. Умеете ли вы спорить / И. Хазанова // Политехник. — 1987. — № 25. — С. 4.
20. Хазанова, И. Тренируйте память / И. Хазанова // Политехник. — 1987. — № 27. — С. 4.
21. Вязигин, В. И вновь игра Что? Где? Когда? / В. Вязигин // Политехник. — 1988. — № 4. — С. 3.
22. Костюнчев, С. Итоги подведены / С. Костюнчев // Политехник. — 1988. — № 12. — С. 4.
23. Вас ждет библиотека // Политехник. — 1990. — № 3. —
С. 1.
24. Художественная самодеятельность // Политехник. —
1989. — № 13. — С. 4.
КОНОВАЛОВА Наталья Сергеевна, аспирантка кафедры отечественной истории, методист библиотеки.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.09.2012 г.
© Н. С. Коновалова