Научная статья на тему 'Проблемы региональной системы образования в периодической печати (на примере омской области)'

Проблемы региональной системы образования в периодической печати (на примере омской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OMSK REGION / PERIODICALS / THE SPHERE OF EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION / SCHOOL / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Ксения Владимировна

Изучены источники и проанализировано отражение в омских газетах проблем региональной системы образования. Отмечено: начальное профессиональное и среднее профессиональное образование практически не освещалось на страницах газет. Анализ публикаций по проблемам системы образования в периодической печати не показал достаточно объективную картину развития системы образования Омского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of regional education systems in the media (by the example of the Omsk region)

The sources of the problems of the regional educational system and their reflection in the newspapers of the city of Omsk have been examined and analyzed. It has been noted that primary professional and secondary professional education practically have not been considered on the pages of newspapers. The analyses of the publications on the problems of the system of education in the periodicals has not displayed a fairly objective picture of Omsk region system of education development.

Текст научной работы на тему «Проблемы региональной системы образования в периодической печати (на примере омской области)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Адрес для переписки: gnosis_72@mail.ru

ДЕСЯТОВ Станислав Владимирович, аспирант

кафедры всеобщей истории, социологии и полито- Статья поступила в редакцию 17.04.2013 г. логии. © С. В. Десятов

УДК 37.071.1:070(571.13) К. В. КЛИМОВА

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)____________________________

Изучены источники и проанализировано отражение в омских газетах проблем региональной системы образования. Отмечено: начальное профессиональное и среднее профессиональное образование практически не освещалось на страницах газет. Анализ публикаций по проблемам системы образования в периодической печати не показал достаточно объективную картину развития системы образования Омского региона.

Ключевые слова: Омская область, периодическая печать, сфера образования, дошкольное образование, школа, высшее образование.

Определяющим фактором, способствующим формированию личности, является образование, включающее в себя различные уровни.

Эта сфера является одной из приоритетных отраслей социально-экономического развития региона, поскольку охватывает собой практически все население, если не в качестве учащихся и педагогов, то, как минимум, в качестве родителей, бабушек и дедушек учащихся. Таким образом, проблемы образования в той или иной мере представляют интерес для подавляющего большинства общества. Отражением этого интереса являются публикации в средствах массовой информации.

В статье приведен аналитический обзор публикаций в омских газетах «Омская правда» (учредитель Правительство Омской области) [1, с. 22 — 23], «Вечерний Омск» (учредитель Администрация города Омска) [1, с. 41—43], «Ваш Ореол» (учредитель ООО «Редакция СМИ») [1, с. 46 — 49], «МК в Омске» (учредитель ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец»») [1, с. 55 — 56] и «Красный Путь» (учредитель Омский обком КПРФ) [1, с. 76 — 77] по проблемам образования за 2000 — 2004 гг. В общей сложности в ходе работы над статьей проработано 200 публикаций.

Анализируя показатели в таблице, видно, что по степени интереса к рассматриваемым проблемам на первом месте стояла газета «Вечерний Омск». Этой газетой за рассматриваемый период было опубликовано 63 статьи, что говорит о значительном интересе журналистов к проблемам образования (табл. 1).

В обсуждении современных проблем системы образования на страницах омских газет приняли участие представители властных структур, руково-

дители системы образования и образовательных учреждений, педагоги и общественные деятели.

Спектр обсуждаемых проблем за рассматриваемый период охватывал практически все уровни системы образования (дошкольный, школьный, высший, послевузовский). Мало освещались вопросы образования на уровне начального профессионального и среднего профессионального образования. Наиболее представленными в рассматриваемых газетах являлись уровень дошкольного образования и школьного. Наименьший интерес вызывали проблемы вузовского и послевузовского образования.

На уровне дошкольного образования отмечалась некоторая стабилизация положения относительно количества дошкольных образовательных учреж-

Таблица 1

Название газеты Количество публикаций

2000 2001 2002 2003 2004 Всего

«Омская правда» 3 5 11 7 21 47

«Вечерний Омск» 4 12 17 12 18 63

«Ваш Ореол» 2 - 1 - 2 5

«Красный Путь» - 3 4 - - 7

«МК в Омске» 1 5 1 1 - 8

*Составлено автором. Источник: «Омская правда», «Вечерний Омск», «Ваш Ореол», «МК в Омске», «Красный Путь» за 2000-2004 гг.

дений и численности воспитанников в них по сравнению с 2000 годом. В 2004 г. на территории города Омска работало 594 дошкольных учреждения, которые посещали 52,7 тыс. человек. Благодаря разнообразию видов учреждений и реализации различных образовательных программ, система дошкольного образования города Омска в 2004 г. позволяла удовлетворить разнообразные запросы родителей на образовательные услуги. Все больше в практике дошкольных учреждений уделялось внимание социальному воспитанию детей, защите их прав и социальных гарантий. Но при этом проблема с нехваткой мест в детских садах обсуждалась постоянно. Для Омского региона эта проблема являлась не менее острой, чем для других регионов.

Также видна положительная динамика относительного снижения заболеваемости воспитанников дошкольных учреждений. Это было связано, прежде всего, с тем, что дошкольные учреждения все больше внимания уделяли помимо вопросов подготовки к обучению в школе укреплению здоровья детей. Одно из приоритетных направлений работы дошкольных учреждений — охрана и укрепление здоровья детей. Во многих детских садах функционировали бассейны, что позволяло проводить занятия по обучению плаванию, закаливанию детского организма.

Авторы газетных публикаций рассматривали проблемы дошкольного воспитания, знакомили читателей с особенностями учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях г. Омска различного типа и направленности (в газете «Вечерний Омск» статья «Собрались и подумали о детях» — о состоявшейся коллегии при мэре города, где обсуждался опыт работы детских образовательных учреждений, а также вопросы патриотического воспитания, статья «Малыши учат взрослых» — малыши 349-го детского сада показывали взрослым, что можно, а что нельзя делать пешеходу на дорогах и др.) [2, 3].

В 2002 г. в газете «Красный Путь» был опубликован ряд статей, посвященный проблемам дошкольного образования в Омской области. В частности, статья «Контору обустраивают, а про детей забыли» за 23 октября 2002 г. освещала проблемы, связанные с капитальным ремонтом детского сада в поселке Омский Омского района [4]. А в статье под названием «Липовые заповеди», опубликованной в номере за 13 ноября, рассказывалось о ситуации с закрытием детского сада в АО «Звонаревокутское» [5].

Проблемы общего среднего образования являлись наиболее обсуждаемыми на страницах периодической печати: 52 % публикаций было связано со средней общеобразовательной школой.

На страницах газет отмечалось, что конституционные гарантии государства на получение всеми гражданами России бесплатного среднего общего образования в значительной мере превратились в нонсенс. Практика показывала, что школа, ориентированная только на бюджетное финансирование, в наших экономических условиях обречена на нищету и прозябание (нехватка учителей, устаревание материально-технической базы, ухудшается качество образования). Безусловно, проблемы были. По данным газеты «Вечерний Омск», в 2000 г. бюджетное финансирование составило 4,5 млн руб., в 2001 г. — 5,4 млн руб. [6]. Но бюджетного финансирования не хватало не только на содержание образовательной системы, но и на обновление оборудования, мебели, а также на приобретение учебников. Большинство

зданий требовало капитального ремонта. В связи с этим в августе 2002 г. было принято постановление мэра «Об организации шефской помощи муниципальным учреждениям г. Омска». Как отмечалось в газете «Вечерний Омск» №№ 110, 111 от 20 декабря 2002 г., «Шефство над школами поощряется. И даже очень», 90 школ и гимназий заключили соглашение о взаимном сотрудничестве со 126-ю различными компаниями, производственными объединениями и фирмами [7]. Большая помощь была оказана учреждениям образования в подготовке к учебному году и к отопительному сезону.

Проблема компьютеризации образовательных учреждений в периодической печати за 2004 г. стоит менее остро по сравнению с 2000 годом. Этому в значительной степени способствовали шефствующие предприятия, которые активно выделили средства для укрепления материально-технической базы образовательных учреждений («Пустите ребенка к компьютеру» «Вечерний Омск» № 153 от 20 октября 2000 г. — о проблемах внедрения информационных технологий в школах, о нехватке компьютеров, «Будущие кадры мы готовим сегодня», «Омская правда» от 25 августа 2004 г. — о принимаемых мерах по оснащению школ новыми компьютерами и др.) [8, 9].

Говоря о проблемах системы образования нельзя не сказать о тех людях, которые делают все возможное и невозможное, чтобы их решить, — о педагогических сотрудниках. Именно им и посвящен ряд публикаций, раскрывающих не только особенности обучения, новаторство, достижения, но частично описывался и жизненный путь учителя, становление личности педагога. Также из публикаций читатели могли узнать о том, кто являлся заслуженным учителем Омской области («Не смейте забывать учителей» в газете «Вечерний Омск» за 10 мая 2002 г. рассказывали об открытии мемориальной доски Е. Я. Клевакову, учителю математики в гимназии № 19) [10], о проходивших конкурсах среди работников образования («Педагоги-2000» «Вечерний Омск» за 29 сентября 2000 г. — о победителях конкурса «Педагог года» за 24 января 2003 г. «Имена, за которыми будущее» — о подведенных итогах конкурса «Открытие-2003», «Омская правда» за 2 июля 2004 г. «Гранты победителям» — о вручении грантов и дипломов представителям лучших образовательных учреждений области за хорошую подготовку к началу минувшего учебного года и др.) [11 — 13]. А в статье «Вечернего Омска» за 22 ноября 2002 г. «И нужно видеть «говорящие руки» педагога» рассказывалось о работе педагогов школы-интерната № 15 для слабослышащих и потерявших слух детей [14].

Большое внимание журналисты уделяли здоровью учащихся. Рассказывали об участии омских школ в программе «О тебе», которая позволяла дать школьникам 7 — 9 классов знания о том, как сохранить здоровье в период взросления. Также на страницах омских СМИ освещались проблемы плохой организации системы питания в школах города Омска. («Начало учебы — конец здоровья?» «Вечерний Омск» за 8 января 2001 г. — о подготовительных курсах перед школой, о новых образовательных программах и др.) [15].

Много материалов местных газет посвящено вопросам летнего отдыха школьников (18 публикаций). Помимо отдыха в загородных оздоровительных лагерях и санаториях омские школьники активно трудились и зарабатывали карманные деньги.

Не забывали журналисты и освещать проблемы с выплатой заработной платы работникам образо-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

вания. Этой проблеме за рассматриваемый период было уделено порядка 15 публикаций («Вечерний Омск» №№ 102, 103 за 22 ноября, «Учительские заработки — в фиксированные сроки» — о проблемах с выплатой заработной платы учителям, «Омская правда» за 23 января 2004 г. «Городские учителя будут получать зарплату из областной казны» — о новом механизме выплаты зарплаты городским учителям, «МК в Омске» за 8—15 марта 2001 г. «Учителя бьют тревогу» — об акции протеста работников образовательных учреждений г. Омска и др.) [16-18].

Большое внимание в газетах уделялось важной работе по взращиванию интеллектуальной творческой элиты области. Журналисты активно освещали мероприятии по вручению учащимся школ, студентам и аспирантам, победителям различных конкурсов и олимпиад различных стипендий («Омская правда» за 19 ноября 2004 г. «Именные стипендии от губернатора», «Вечерний Омск» за 6 октября 2004 г. «Стипендия для души» и др.) [19, 20].

На страницах газет находили отражение вопросы организации и проведения эксперимента по введению Единого государственного экзамена (порядка семи публикаций). В частности, отмечалось, что недостаточно отлажена технология проведения ЕГЭ, хотя с 2003 г. велась активная работа по обеспечению информационной безопасности при организации и проведении ЕГЭ, отработке процедуры обработки экзаменационных материалов, оказанию методической помощи в ходе эксперимента. О результатах эксперимента по введению ЕГЭ говорилось, что, с одной стороны, менялось сознание участников эксперимента — на первый план выходили качество знаний учащихся и профессионализм учителя, а с другой — заметным стало натаскивание обучающихся на ответы («Омская правда» за 28 января 2004 г., «Выпускные экзамены в форме ЕГЭ» — об эксперименте по вступлению Омской области в эксперимент по введению ЕГЭ) [21].

Авторы публикаций рассматривали и вопросы высшего образования. Большой объем материала был посвящен приему студентов в вузы («МК в Омске» за 2-9 августа 2001 г. «Вступительная лихорадка» и др.) [22], сложному материальному положению преподавателей омских вузов («Красный Путь» за 13 июня 2001 г., «Простимся мы со школою...», «МК в Омске» за 8-15 ноября 2001 г., «Подумаешь, наука!» и др.) [23, 24]. Не обходили стороной журналисты вопросы участия омских вузов в реализации социально-экономической политики региона.

Рассматривались и вопросы профориентационной работы с абитуриентами вузов, на какую специальность подать заявление, чтобы полученная профессия была востребована обществом. В 2004 г. ситуация была такова, что рынком труда наиболее востребованы профессии, связанные с физическим трудом, а не с умственным.

Изучение публикаций омской периодической прессы позволяет сделать следующие выводы:

— в период 2000-2004 гг. внимание газет, финансируемых из бюджета, уделялось проблемам дошкольного и школьного образования, организации летнего отдыха школьников и патриотическому воспитанию в детских садах и школах, как наиболее явным и зависящим от региональной власти, так позволяющим привлечь большое количество читателей. Недостаточное внимание местная пресса уделяла вопросам начального профессионального и среднего профессионального образования;

— свободные печатные газеты региона в основном освещали проблемы высшего образования. В частности, это касалось вступительных испытаний в омские вузы, сложного материального положения преподавателей университетов и положения дел в послевузовском образовании;

— оппозиционная пресса в основном публиковала материал, затрагивавший на тот момент наиболее острые проблемы: закрытие детских садов в области и устаревание материально-технической базы в сельских школах.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что публикации по проблемам системы образования в омской периодической печати не показывают достаточно объективную картину развития системы образования Омского региона. Проблемы образования не соотносились с проблемами социально-экономического развития региона в целом, а также с правительственным курсом.

Следует отметить, что омская периодическая печать не отражает реальных проблем в сфере образования г. Омска и не может служить полноценным источником информации по истории развития системы образования города.

Библиографический список

1. Новиков, С. В. Влияние печатных СМИ на результаты избирательных кампаний федерального уровня. Омское Прииртышье (1992-2003 гг.) : моногр. / И. В. Новикова, В. С. Новиков, С. В. Новиков / под ред. С. В. Новикова. - Омск : Сфера, 2007. - 339 с.

2. Анатольева, Т. Собрались и подумали о детях / Т. Анатольева // Вечерний Омск. - 2002. - 22 ноября.

3. Мигунова, А. Малыши учат взрослых / А. Мигунова // Вечерний Омск. - 2000. - 2 марта.

4. Малахов, Л. Контору обустраивают, а про детей забыли / Л. Малахов // Красный Путь. - 2002. - 23 октября.

5. Ларин, Л. Липовые заповеди / Л. Ларин // Красный путь. - 2002. - 13 ноября.

6. Как готовимся к новому учебному году // Вечерний Омск. - 2002. - 16 августа.

7. Анатольева, Т. Шефство над школами поощряется. И даже очень / Т. Анатольева // Вечерний Омск. - 2002. -20 декабря.

8. Бер, Т. Пустите ребенка к компьютеру / Т. Бер // Вечерний Омск. - 2000. - 20 октября.

9. Леонова, Л. С. Будущие кадры мы готовим сегодня / Л. С. Леонова // Омская правда. - 2004. - 25 августа.

10. Граф, Н. Не смейте забывать учителей / Н. Граф // Вечерний Омск. - 2002. - 10 мая.

11. Федина, Т. Педагоги 2000 / Т. Федина // Вечерний Омск. - 2000. - 29 сентября.

12. Эльф, И. Имена, за которыми - будущее / И. Эльф // Вечерний Омск. - 2003. - 24 января.

13. Гранты победителям // Омская правда. - 2004. -2 июля.

14. Кралько, А. ... И нужно видеть «говорящие руки» педагога / А. Кралько // Вечерний Омск. - 2002. - 4 октября.

15. Руденко, Н. Начало учебы - конец здоровья? / Н. Руденко // Вечерний Омск. - 2001. - 11 января.

16. Марьина, Т. Учительские заработки - в фиксированные сроки / Т. Марьина // Вечерний Омск. - 2002. - 22 ноября.

17. Сергеева, Т. Городские учителя будут получать зарплату из областной казны / Т. Сергеева // Омская правда. -2004. - 23 января.

18. Учителя бьют тревогу. // МК в Омске. - 2001. - 815 марта.

19. Емельянова, Р. Именные стипендии от губернатора / Р. Емельянова // Омская правда. — 2004. — 19 ноября.

20. Стипендия для души // Вечерний Омск. — 2004. — 6 октября.

21. Емельянова, Р. Выпускные экзамены в форме ЕГЭ / Р. Емельянова // Омская правда. — 2004. — 28 января.

22. Вступительная лихорадка // МК в Омске. — 2001. — 2 — 9 августа.

23. Широковская, С. Простимся мы со школою / С. Широ-ковская // Красный Путь. — 2001. — 13 июня.

24. Мамин, И. Подумаешь, наука! / И. Мамин // МК в Омске. — 2001. — 8— 15 ноября.

КЛИМОВА Ксения Владимировна, аспирантка кафедры истории и социально-педагогических дисциплин.

Адрес для переписки: ksy-klimova@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2013 г.

© К. В. Климова

уДК 379.8:070:378(09) Н. С. КОНОВАЛОВА

Омский государственный технический университет

ОТРАЖЕНИЕ

КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВУЗА НА СТРАНИЦАХ МНОГОТИРАЖНЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ОмПИ «ПОЛИТЕХНИК», 1985-1990 гг.)______________________

В статье отражены вопросы культурно-массовой работы вуза, на основе изучения многотиражной газеты Омского политехнического института за период с 1985— 1990 г. Приведен историко-типологический анализ многотиражной газеты «Политехник». Указаны основные культурно-массовые мероприятия и организаторы этих мероприятий.

Ключевые слова: многотиражная газета, культурно-массовая работа, вуз, библиотека, студенческий совет.

При рассмотрении газетных материалов в качестве исторического источника информации о культурно-массовой работе вуза необходимо исходить из того, что пресса, в том числе многотиражная газета, возникла в результате потребности организации знать о происходящих событиях и фактах, явлениях и процессах своего времени.

Многотиражная газета — газета, выпускаемая трудовыми, учебными и научными коллективами в малых тиражах, которые распространяются лишь на территории данного коллектива, т. е. в ограниченной аудитории, и остаются для его руководителей средством управления. В основе газетных публикаций отражается информация, связанная со студентами и сотрудниками вуза, их социальным и культурным развитием, заложено истолкование происходящих событий.

Газета, выпускаемая вузом, имеет свои функции. Е. В. Лапина выделяет следующие [1]:

1. Информационная — информирование сотрудников и студентов университета о состоянии текущих дел, планах руководства и других аспектах деятельности вуза.

2. Мотивационная — приобщение сотрудников к ценностям организации (вуза).

3. Посредническая — контроль над соответствием действий руководства университета с провозглашенными ценностями.

4. Развлекательная — удовлетворение потребностей самовыражения и отдыха читателей.

Другие исследователи выделяют, кроме указанных выше, имиджевую функцию — влияние на процесс построения и поддержания корпоративной культуры вуза, и просветительскую.

Чтобы представить особенность функционирования многотиражной газеты вуза, необходимо дать ей характеристику. Для изучения была выбрана газета ОмПИ «Политехник». Период изучения 19851990 гг.

Историко-типологический анализ многотиражной газеты «Политехник» проводился по следующим аспектам: общая характеристика (издатель, цели и задачи, предметно-тематическая направленность, аудитория, авторский состав, квантитативные характеристики (формат), распространение); композиционно-графическая модель издания (дизайн); жанровое своеобразие.

Первый номер многотиражной газеты ОмПИ «Политехник» вышел 10 марта 1967 года. Газета является органом ученого совета вуза. В числе важнейших целей и задач газеты — необходимость информирования внутренней аудитории о жизни института.

По предметно-тематической направленности «Политехник» является универсальным изданием, информирует читателей о внутренних сторонах

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.