Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИЙ МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ИХ ИНТЕГРАЦИЮ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: ПО МАТЕРИАЛАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОТРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИЙ МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ИХ ИНТЕГРАЦИЮ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: ПО МАТЕРИАЛАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / КАТЕГОРИИ МИГРАНТОВ / СМИ / ОБРАЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бедрик Андрей Владимирович, Бинеева Наталья Камильевна, Пантелеев Вадим Геннадьевич

Цель исследования: посредством выявления представленности различных категорий мигрантов в СМИ Ростовской области выявить потенциал влияния транслируемых образов этих категорий на их (мигрантов) интеграцию в принимающее общество. Методологическую базу исследования составили принципы отбора информационных сообщений в интернет-СМИ, при которых единицей отбора является сообщение, в котором затрагивается тематика мигрантов. При отборе сообщений ключевыми словами были не только «мигрант» и производные от этого слова, но и контексты, которые подходят к теме миграции: беженцы, вынужденные переселенцы, пересечение границы и т.д. При этом каждому сообщению присваивались маркеры, характеризующие их с точки зрения отражения категорий мигрантов. По количественным показателям отобранных сообщений - доля сообщений, приходящаяся на каждую категорию мигрантов и распределение этих сообщений в течение периода отбора - оценивался потенциал влияния образов категорий мигрантов на их интеграцию в принимающее сообщество. Результаты исследования. Выявлено, что СМИ Ростовской области главным образом не нацелены на формирование образов мигрантов различных категорий. Отбор сообщений средствами массовой информации о мигрантах зависит от событий, которые являются сверхординарными для региона и регионального информационного пространства. Наибольший уровень представленности выявлен у категорий: беженцы и вынужденные переселенцы; трудовые мигранты; без указания целей и/или обстоятельств пребывания в регионе. Ни одна из категорий мигрантов не обладает устойчивым информационным освещением в течение срока отбора сообщений, за исключением той, в которой категория мигрантов не обозначена. Наибольшим потенциалом влияния на интеграцию обладает образ вынужденных переселенцев и беженцев. Перспективы исследования. Результаты исследования можно использовать для дальнейшей разработки темы миграции на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бедрик Андрей Владимирович, Бинеева Наталья Камильевна, Пантелеев Вадим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF MIGRANT CATEGORIES IN REGIONAL MEDIA AND THE POSSIBILITY OF ITS INFLUENCE ON THEIR INTEGRATION INTO THE HOST SOCIETY: BASED ON THE CONTENT ANALYSIS OF ONLINE PUBLICATIONS OF THE ROSTOV REGION

Objective of the study: by identifying the representation of various categories of migrants in the media of the Rostov region, to identify the potential impact of the broadcast images of these categories on their (migrants') integration into the host society. The methodological basis of the research was the principles of the selection of information messages in the Internet media, in which the unit of selection is a message that touches on the subject of migrants. When selecting messages, the keywords were not only “migrant” and derivatives of this word, but also contexts that fit the topic of migration: refugees, internally displaced persons, border crossing, etc. At the same time, markers were assigned to each message, characterizing them from the point of view of reflecting the categories of migrants. According to the quantitative indicators of the selected messages - the proportion of messages per each category of migrants and the distribution of these messages during the selection period - the potential impact of images of categories of migrants on their integration into the host community was assessed. Research results. It is revealed that the media of the Rostov region are mainly not aimed at forming images of migrants of various categories. The selection of mass media reports on migrants depends on events that are extraordinary for the region and the regional information space. The highest level of representation was found in the categories: refugees and internally displaced persons; labor migrants; without specifying the goals and/or circumstances of stay in the region. None of the categories of migrants has a stable information coverage during the period of the selection of messages, except for the one in which the category of migrants is not indicated. The image of internally displaced persons and refugees has the greatest potential to influence integration. Prospects of the study. The results of the study can be used to further develop the topic of migration at the regional level.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИЙ МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ИХ ИНТЕГРАЦИЮ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: ПО МАТЕРИАЛАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 316.4

DOI 10.18522/2227-8656.2022.6.5

EDN CYWCCN

ОТРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИЙ

МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ВЛИЯНИЯ

НА ИХ ИНТЕГРАЦИЮ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: ПО МАТЕРИАЛАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тип статьи в журнале - научная

REFLECTION OF MIGRANT CATEGORIES IN REGIONAL MEDIA AND THE POSSIBILITY OF ITS INFLUENCE ON THEIR INTEGRATION INTO THE HOST

SOCIETY: BASED ON THE CONTENT ANALYSIS OF ONLINE PUBLICATIONS OF THE ROSTOV REGION

© 2022 г.

A. В. Бедрик*,

Н. К. Бинеева*, **,

B. Г. Пантелеев**

© 2022 A. V. Bedrik*, N. K. Bineeva*, **, V. G. Panteleev**

* Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

* * Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,

г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования, посредством выявления представленности различных категорий мигрантов в СМИ Ростовской области выявить потенциал влияния транслируемых образов этих категорий на их (мигрантов) интеграцию в принимающее общество.

Методологическую базу исследования составили принципы отбора информационных сообщений в интернет-СМИ, при которых единицей отбора является сообщение,

*Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia ** South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study: by identifying the representation of various categories of migrants in the media of the Rostov region, to identify the potential impact of the broadcast images of these categories on their (migrants') integration into the host society.

The methodological basis of the research was the principles of the selection of information messages in the Internet media, in which the unit of selection is a message that touches on

в котором затрагивается тематика мигрантов. При отборе сообщений ключевыми словами были не только «мигрант» и производные от этого слова, но и контексты, которые подходят к теме миграции: беженцы, вынужденные переселенцы, пересечение границы и т. д. При этом каждому сообщению присваивались маркеры, характеризующие их с точки зрения отражения категорий мигрантов. По количественным показателям отобранных сообщений - доля сообщений, приходящаяся на каждую категорию мигрантов и распределение этих сообщений в течение периода отбора - оценивался потенциал влияния образов категорий мигрантов на их интеграцию в принимающее сообщество.

Результаты исследования. Выявлено, что СМИ Ростовской области главным образом не нацелены на формирование образов мигрантов различных категорий. Отбор сообщений средствами массовой информации о мигрантах зависит от событий, которые являются сверхординарными для региона и регионального информационного пространства. Наибольший уровень представленности выявлен у категорий: беженцы и вынужденные переселенцы; трудовые мигранты; без указания целей и/или обстоятельств пребывания в регионе. Ни одна из категорий мигрантов не обладает устойчивым информационным освещением в течение срока отбора сообщений, за исключением той, в которой категория мигрантов не обозначена. Наибольшим потенциалом влияния на интеграцию обладает образ вынужденных переселенцев и беженцев.

Перспективы исследования. Результаты исследования можно использовать для дальнейшей разработки темы миграции на региональном уровне.

Ключевые слова: мигранты; категории мигрантов; СМИ; образ; интеграция; Ростовская область.

the subject of migrants. When selecting messages, the keywords were not only "migrant" and derivatives of this word, but also contexts that fit the topic of migration: refugees, internally displaced persons, border crossing, etc. At the same time, markers were assigned to each message, characterizing them from the point of view of reflecting the categories of migrants. According to the quantitative indicators of the selected messages - the proportion of messages per each category of migrants and the distribution of these messages during the selection period - the potential impact of images of categories of migrants on their integration into the host community was assessed.

Research results. It is revealed that the media of the Rostov region are mainly not aimed at forming images of migrants of various categories. The selection of mass media reports on migrants depends on events that are extraordinary for the region and the regional information space. The highest level of representation was found in the categories: refugees and internally displaced persons; labor migrants; without specifying the goals and/or circumstances of stay in the region. None of the categories of migrants has a stable information coverage during the period of the selection of messages, except for the one in which the category of migrants is not indicated. The image of internally displaced persons and refugees has the greatest potential to influence integration.

Prospects of the study. The results of the study can be used to further develop the topic of migration at the regional level.

Keywords: migrants; categories of migrants; mass media; image; integration; Rostov region.

Введение

Обладающие институализированным статусом средства массовой информации продолжают играть важную роль (Бузовский, 2019), несмотря на конкуренцию со стороны социальных сетей интернет -пространства, в котором циркуляция сообщений о событиях происходит более динамично. По этой причине институализированные СМИ «мигрируют» в интернет-пространство, часто совмещая возможности социальных сайтов (публикации) и социальных сетей (размещение ссылок на сообщения сайта). Статус институализированности дает определенный кредит доверия тому, что публикуется проверенная информация, во многом по этой причине институализированные новостные СМИ продолжают обладать аудиторией. Если учесть еще и фактор бренда, который у многих интернет-изданий «наследуется» от печатных версий, то кредит доверия может несколько возрастать. Это влияние на аудиторию может выражаться в формировании информационной повестки, социальных норм (Деревцова, 2019), образов каких-либо объектов, их отражении в публикациях. Такими объектами могут выступать социальные группы. Одной из таких групп, чей образ подвержен «медиатизации», являются различные категории мигрантов (Завьялов, 2022). Миграция и мигранты являются повседневным явлением в российском обществе, которое, однако, отличается различной степенью актуализированности в разных регионах страны, так как они (регионы) отличаются разной степенью привлекательности для мигрантов. Эта разница проистекает из региональных особенностей, которые требуют социологического подхода при изучении (Горшков, 2021). В свою очередь, миграционный процесс может играть в регионах разную роль с точки зрения демографической перспективы (Му-комель, 2021). И СМИ в этом отношении могут влиять на интеграцию мигрантов в принимающее общество, транслируя определенный их образ (Абакумова, 2011). Образ этот может быть как положительным, так и отрицательным (Васильев, 2020; Шерман, 2014). Мигранты -очень общая характеристика, скрывающая за собой самые различные категории, выделяемые на самых различных основаниях. Формирование образов мигрантов в социальном отношении опирается на трансляцию в сообщениях информации о целях пребывания мигрантов, их основной деятельности, обстоятельств прибытия. Вопрос отражения категорий мигрантов в региональных СМИ обладает актуальностью, так СМИ играют значимую роль в региональном пространстве (Лим-кина, 2019). Это справедливо и для такого региона, как Ростовская область.

Обзор литературы

В контексте темы статьи особое место в отечественных исследованиях получила тематика трудовых мигрантов, их образов в СМИ, особенностей отражения трудовых мигрантов в СМИ. А. В. Гришина, выявляя особенности трансляции образа трудовых мигрантов в отечественных СМИ, пришла к выводу, что в публикациях СМИ 2007-2010 гг. формировался образ трудовых мигрантов как негативный, приписывающий этой категории мигрантов стереотипы и формирующий у аудитории неприятие по отношению к ним (Гришина, 2010). Р. В. Осин и В. В. Константинов считают, что СМИ создают клишированный образ мигрантов с ярко выраженными негативными чертами, порождая тем самым негативное отношение принимающего сообщества (Осин, 2014). И. В. Нам, Е. М. Карагеоргий, А. И. Ермолова и Е. В. Никитина, изучая региональную прессу г. Томска, пришли к выводу, что региональные СМИ формируют обезличенный образ трудовых мигрантов, акцентируя внимание на социальном статусе мигрантов (Нам, 2017). И. В. Ивлева и А. В. Тавровский на основании изучения сообщений СМИ за 20052015 гг. заключили, что преобладают негативные образы трудовых мигрантов, сами они помещены в очень ограниченном количестве контекстов, что приводят к различного рода стереотипизации (Ивлева, 2019). Е. А. Мусалитина при изучении образа трудовых мигрантов в СМИ Хабаровского края установила, что электронные издания играют значительную роль при формировании образа трудовых мигрантов, они транслируют устойчивый негативный их образ (Мусалитина, 2019).

Таким образом, исследователи приходят к выводу, что СМИ формируют в целом негативный образ трудовых мигрантов. В научных работах часто акцентируются характеристики образа в СМИ различных регионов, однако СМИ Ростовской области и отражение категорий мигрантов в изданиях этого региона не получили достаточного освещения.

Эмпирические данные, индикаторы

Данные контент-анализа интернет-изданий Ростовской области были получены в ходе исследования СМИ коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в апреле-мае 2022 года. Изданиями, которые были выбраны в качестве объекта контент-анализа, стали, с одной стороны, «представительства» федеральных СМИ в Ростовской области - «АиФ Ростов-на-Дону», «КП-Ростов»; с другой стороны, это издания, которые имеют региональное происхождение, - «Privet-Rostov», «161.ru». Исследовались версии названных изданий, размещенные в Интернете. За единицу отбора принималось сообщение, в котором затрагивались тематики мигран-

тов и миграции; сообщения отбирались не только по упоминанию слова «мигрант» и его вариаций, но и те сообщения, контекст которых прямо отсылает к мигрантской тематике, но описывается без соответствующей терминологии, например сообщения о вынужденных переселенцах, контрабандистах, приезжих и др. Каждому сообщению присваивалась кодировка по такому маркеру, как категория мигрантов в соответствии с целями и/или обстоятельствами их пребывания в регионе. Это следующие категории мигрантов. беженцы и вынужденные переселенцы; иностранные студенты; иностранные туристы; нелегальные мигранты; трудовые мигранты; без указания категории. Период отбора сообщений продолжался с 2019 года по первый квартал 2022 года. Массив отобранных сообщений составил 756 единиц.

Целью статьи является выявление того, насколько в региональных изданиях Ростовской области отражаются различные категории мигрантов и каков потенциал влияния этих образов на интеграцию мигрантов в принимающее общество. Эта цель достигается посредством анализа количественных показателей сообщений. соотношение доли сообщений, относящихся в каждой категории мигрантов и анализа распределения сообщений о каждой категории мигрантов в течение периода отбора сообщений. Первый показатель позволяет определить, образ каких мигрантов может обладать наибольшим потенциалом влияния на аудиторию; второй показатель определяет, насколько устойчиво это влияние и его зависимость от событийного фактора.

По анализу этих параметров можно оценить потенциал влияния образов категорий мигрантов, транслируемых в СМИ Ростовской области, на их (мигрантов) интеграцию в принимающее общество.

Представленность различных категорий мигрантов в сообщениях

региональных СМИ

По итогам отбора сообщений наименьшую представленность демонстрирует группа мигрантов «иностранные туристы» - 0,9 %. Эта группа мигрантов может попасть в информационное пространство Ростовской области исключительно вследствие события. Такой низкий уровень представленности иностранных туристов в информационном потоке объясняется низким уровнем иностранного туристического потока в рассматриваемый период. Так, по данным статистики в 2017 году иностранных туристов приехало в область всего 133 человека; в 2018 году - 1570 человек (такой скачок связан с чемпионатом мира по футболу 2018 года); в 2019 году - 86 человек, в 2020 году - ни одного иностранного туриста (связано с пандемией COVID-19 и антиэпидемиоло-

гическими ограничениями); в 2021 году - 1 человек1. То есть нет такого числа акторов, которые могли породить событие, подходящее по критериям отбора региональных СМИ.

Следующая группа, «иностранные студенты» - 1,9 % сообщений от отобранного массива. Иностранные граждане, прибывшие для получения высшего образования, представлены в самых разных учебных заведениях Ростовской области. Однако не являются теми мигрантами, по отношению к которым в исследуемых изданиях работают критерии селекции. Чтобы данный тип мигрантов попал в информационную повестку, как правило, необходимо чтобы они стали действующими лицами в каких-либо резонансных событиях (например, убийство одного иностранного студента другим иностранным студентом)2. Таким образом, представленность этой группы мигрантов в информационном потоке исключительно событийная. По такой представленности иностранных студентов в сообщениях можно заключить, что региональные СМИ не информируют о них местное сообщество. Вероятно, эта категория мигрантов в Ростовской области не «порождает» события, которые местные СМИ могли бы отбирать для тиражирования.

Следующая категория мигрантов - нелегальные мигранты - 4,4 % от отобранного массива сообщений. Нелегальные мигранты также оказываются на периферии внимания региональных средств массовой информации. Эти мигранты также не попадают в критерии отбора, видимо, по причине того, что таковых мало в Ростовской области, следовательно, мало действующих акторов для создания событий или участия в них. Так, по данным МВД на 2021 год в России было всего 820 тыс. нелегальных мигрантов3. Учет нелегальной миграции, конечно, не может быть досконально точным, однако даже на основании этих данных можно заключить, что в масштабах России на долю Ростовской области приходится меньше нелегальных мигрантов, чем в других регионах. Это может отчасти обусловливать низкий уровень представленности этой категории в сообщениях СМИ.

Следующая категория мигрантов - трудовые мигранты - 7,4 % от всех отобранных сообщений. Иностранные трудовые мигранты не ред-

1 Число принятых иностранных туристов // ЕМИСС - Государственная статистика: сайт. -URL: https://fedstat.ru/indicator/31598 (дата обращения: 29.09.2022).

2 В Ростове-на-Дону подозреваемому в убийстве студента из Эквадора из-за шаурмы продлили срок ареста // Сетевое издание «Комсомольская правда - Ростов-на-Дону»: сайт. - URL: https://www.rostov.kp.ru/online/news/3779305 (дата обращения: 09.09.2022).

3 Тарасенко П. МВД оценило число нелегальных мигрантов из СНГ в 800 тыс. человек // Сетевое издание «Коммерсантъ»: сайт. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5079414 (дата обращения: 17.09.2022).

кое явление в Ростовской области. Так, по данным статистики, на 2019 год в Ростовской области находилось 76,3 тыс. человек международных трудящихся-мигрантов1. Факт трудовой деятельности такого количества иностранных мигрантов является почвой для появлений соответствующих событий, которые будут отобраны новостными СМИ. Кроме того, можно отметить, что есть некоторые признаки социальной напряженности, о которых можно косвенно судить, например, по комментарию представителя мэрии Ростова-на-Дону «Организации, осуществляющие работы по содержанию городских территорий, принимают на данную работу людей любых национальностей, независимо от этнического происхождения и вероисповедания»2. Тем не менее уровень представленности этой категории мигрантов также довольно низок.

Наконец, наибольшую представленность в отобранных сообщениях имеет группа «беженцы/вынужденные переселенцы» - 49,9 %. Причиной такой представленности в СМИ являются события, связанные с началом эвакуации гражданского населения из Донецкой и Луганской Народных Республик, а также началом специальной военной операции. Соответственно, большая часть сообщений об этой категории мигрантов приходится на февраль и март 2022 года. За период с 2019 по 2021 год эта категория мигрантов не получала такого освещения в областных СМИ, как в 2022 году. Следовательно, отражение этой категории мигрантов в сообщениях региональных СМИ имеет наибольший потенциал по влиянию на их (мигрантов этой категории) интеграцию в принимающее общество.

Отдельно необходимо упомянуть категорию «без указания категории», то есть в сообщении было лишь указание на то, что актор сообщения является мигрантом, приезжим и т. д. А цели пребывания и/или обстоятельства приезда в Ростовскую область не указываются. Таковых сообщений 35,6 % от общего количества отобранных сообщений. Если «вынести за скобки» резонансные события, которые изменили характер информационного пространства, то сообщения, в которых отмечается лишь факт миграции, составляли бы большую часть в массиве. В этом факте можно усмотреть «стерилизацию» образа мигрантов: умалчивание социальных подробностей в некотором роде дезавуирует восприятие этих новостей аудиторией, что может отчасти нивелировать ее негатив в адрес акторов новости.

1 Численность международных трудящихся-мигрантов (рабочая сила) // ЕМИСС -Государственная статистика: сайт. - URL: https://fedstat.ru/indicator/59533 (дата обращения: 29.09.2022).

2 Почему дворники-цыгане заполнили улицы Ростова - объяснили в мэрии // Сетевое издание «Привет-Ростов.ру»: сайт. - URL: https://privet-rostov.ru/gorod/74541-pochemu-dvorniki-cygane-zapolnili-ulicy-rostova-objasnili-v-mjerii.html (дата обращения: 29.09.2022).

В целом можно отметить, что представленность категорий мигрантов в СМИ Ростовской области не отличается равномерностью. Вследствие этого образ, который мог бы иметь потенциал влиять на интеграцию мигрантов в принимающее общество, формируются лишь у двух категорий мигрантов: трудовые мигранты; беженцы и вынужденные переселенцы. Уровень представленности других категорий мал для такой возможности.

Событийность образа мигрантов в региональных СМИ

Причиной выявленного характера представленности в региональных СМИ разных категорий мигрантов может быть событийность, то есть отбор событий, в которых фигурируют мигранты, а не освещение темы мигрантов. Это можно проследить по тому, как сообщения, в которых фигурируют рассматриваемые категории мигрантов, распределены в течение периода отбора сообщений.

Вплоть до 2022 года наблюдается доминирование сообщений о мигрантах, относительно которых не указана цель прибытия в регион и/или обстоятельств, в соответствии с которыми они в регионе оказались; в сообщениях обозначается лишь то, что акторы события являются приезжими для Ростовской области. Доля сообщений, в которых нет информации о категории мигрантов, составила: в 2019 году - 76,8 %, в 2020 году - 53,3 %, в 2021 - 74 %. Лишь в 2022 году стали доминировать сообщения, в которых сообщалось о беженцах и вынужденных переселенцах; доля этих сообщений в феврале-марте 2022 года составила 92 %. Причиной такого изменения информационного поля являются события, которые связаны с началом специальной военной операции, эвакуацией гражданских лиц из ЛНР и ДНР в Ростовскую область. Таким образом, до резонансного для общества в целом, регионального социума и информационного пространства события, в региональных СМИ, с точки зрения обозначения категории мигрантов, нет тенденции на формирование четкого образа мигрантов, привязанного к их роду деятельности, цели и/или обстоятельствам прибытия. Нечеткость образа мигрантов проистекает из того, что мигранты не наделяются никакой другой информацией, кроме той, что они являются приезжими для региона; с другой стороны, мигранты помещаются в событийный контекст, который обладает случайной природой.

Освещение в региональных СМИ трудовых мигрантов также зависит от значительного события для регионального социума. В 2019 году доля сообщений, в которых упоминаются трудовые мигранты, составила 3,2 %; в 2020 году - 35,6 %; в 2021 году - 11,2 %; в 2022 году 0,5 %. Та-

кая динамика свидетельствует о том, что упоминание категории трудовых мигрантов в региональных СМИ носит событийный характер. То есть зависит от вероятности того, подходит ли событие по критериям отбора, которым следуют региональные СМИ. Рост количества сообщений о трудовых мигрантах в 2020 году связан с тем, что железнодорожная сеть сообщений не справилась с нагрузкой, которая выросла в связи с большим количеством мигрантов из Узбекистана, стремящихся вернуться в свою страну1. В результате этого на вокзалах Ростовской области скопилось много трудовых мигрантов, которые организовали палаточный лагерь. Таким образом, СМИ Ростовской области не транслируют стабильно информационные сообщения о трудовых мигрантах, их образ формируется под воздействием событий.

Нелегальные мигранты имеют такой же нестабильный характер упоминания. Так, в 2019 году 7,4 % сообщений содержали упоминания нелегальных мигрантов; в сообщениях 2020 года доля таких сообщений составила 4,4 %; в 2021 году нелегальные мигранты упоминались в 10,1 % сообщений; в первый квартал 2022 года доля сообщений о таких мигрантах составила 1,2 %. Во многих новостях об этой категории мигрантов сообщается о нелегальном пересечении границы (российско-украинская граница), предотвращенных случаях контрабанды, нелегальном трудоустройстве и т. д. Такое неравномерное распределение сообщений, упоминающих нелегальных мигрантов, свидетельствует о событийности отбора сообщений в СМИ. Эти особенности отобранного массива сообщений позволяют заключить, что региональные СМИ не формируют целенаправленно образ нелегальных мигрантов, а также, возможно, что в Ростовской области нелегальная миграция не является такой острой проблемой, как в некоторых других регионах России. С другой стороны, граница с Украиной, которая с началом противостояния между Украиной и ЛДНР стала производить нестабильность и «серые зоны», неизбежно должна была стать источником нелегальной миграции в течение последних 8 лет.

Упоминания иностранных студентов в отобранном массиве сообщений с течением времени обнаруживают тенденцию к затуханию. Так, в сообщениях 2019 года доля упоминаний иностранных студентов составила 6,3 %; в 2020 году доля упоминаний этой категории мигрантов составила 3,3 %; в 2021 году доля упоминаний иностранных студентов составила 2,4 %; в 2022 году доля упоминаний составила 0,2 %. Умень-

1 Граждане Узбекистана разбили палаточный лагерь на ЖД вокзале в Ростове // Сетевое издание «Привет-Ростов.ру»: сайт. - URL: https://privet-rostov.ru/gorod/57823-grazhdane-uzbekistana-razbili-palatochnyj-lager-na-zhd-vokzale-v-rostove.html (дата обращения: 01.10.2022).

шение от года к году сообщений, в которых упоминаются иностранные студенты, может быть связано с тем, что в связи ограничением авиасообщений в период пандемии COVID-19 многие иностранные студенты уезжали на родину, чтобы не утрачивать связь с родной страной. В связи с этим уменьшилось количество акторов, которые могли бы быть источником событий в качестве иностранных студентов. Так или иначе, иностранные студенты как группа образовательных мигрантов не продуцируют достаточное количество событий, в связи с которыми можно было бы обозначить их деятельность в Ростовской области как социально значимую проблему.

Иностранные туристы обнаруживают такую же тенденцию: снижение уровня упоминаний в течение периода, в рамках которого проводился отбор сообщений. Так в 2019 году таких упоминаний 4,2 %; среди сообщений 2020 года доля таких сообщений 1,1 %; в 2021 году доля сообщений о туристах составила 0,6 %; в первом квартале 2022 года доля таких сообщений 0,2 %. После 2018 года, в котором наблюдался наплыв туристов Ростовскую область в связи с чемпионатом мира по футболу, как уже отмечалось со ссылкой на статистику, количество иностранных туристов в Ростовской области уменьшалось. Следовательно, и событий, которые могли бы быть отобраны СМИ для повестки дня, становилось меньше. Начало пандемии COVID-19, ограничение авиаперелетов уменьшили базу для продуцирования соответствующих событий; начало специальной военной операции еще больше осложнило прибытие туристов в Россию. Таким образом, потенциал для формирования образа мигранта как иностранного туриста обладает низким уровнем воздействия на аудиторию.

Наконец, обратимся к категории беженцев и вынужденных переселенцев. Эта категория наиболее ярко отражает событийность образа мигрантов, который формируется в региональных СМИ. Динамика представленности этой категории мигрантов следующая: 2019 год - 2,1 % сообщений, 2020 год - 2,2 % сообщений, 2021 год - 1,8 % сообщений, 2022 год - 92 % сообщений, в которых упоминаются беженцы и вынужденные переселенцы. Эта категория мигрантов, очевидно, связана с экстраординарным событийным рядом, который нарушает привычную рутинную реальность. Соответственно, чтобы такая категория мигрантов появилась в сообщениях региональной прессы, необходимо, чтобы такое событие произошло рядом с границами этого региона (или в нем самом). Таким образом, такие мигранты по определению не могут постоянно появляться в сообщениях, тиражируемых СМИ. Если в регион прибывает мало беженцев и вынужденных переселенцев, то региональные издания не производят сообщения о такой категории мигрантов.

В данном случае, как уже упоминалось, речь идет об эвакуации гражданских лиц из ДНР и ЛНР накануне и в течение специальной военной операции. Уже не раз упоминалось, что этому способствует пограничное положение Ростовской области с зоной военного конфликта. Эта социальная проблема - приток большого количества людей, нуждающихся в помощи, - уже присутствовала в Ростовской области в 2014 году. О чем, например, свидетельствует сообщение об упразднении штаба по работе с беженцами из Украины в марте 2021 года1. Если бы не эти события, то, вероятно, доминировала бы категория, в которой цель прибытия мигрантов никак не обозначалась.

В целом можно констатировать, что та или иная категория мигрантов с точки зрения цели их пребывания в регионе (или обстоятельств прибытия) в региональных СМИ целиком зависит от событий, которые являются сверхординарными для регионального социума. Эти события обусловлены объективными факторами, вытекающими из особенностей региона (приграничное положение с другими государствами, транзит-ность для мигрантов определенного происхождения, низкий уровень привлекательности для той или иной категории мигрантов и т. д.). В повестке СМИ Ростовской области о мигрантах относительно цели их приезда в регион нет установок по формированию их образа. Доминирует событийный характер отражения тех или иных категорий мигрантов; при отсутствии значимых событий с большой степенью вероятности доминировали бы сообщения, в которых цели и/или обстоятельства прибытия мигрантов в регион не акцентируются.

Заключение

Рассмотрев представленность в региональных СМИ категорий мигрантов, выделенных на основании их целей и/или обстоятельств пребывания в регионе, можно сделать следующие выводы.

- Иностранные туристы - наименее представленная категория в массиве отобранных сообщений. Динамика по годам отбора сообщений демонстрирует тенденцию к снижению количества сообщений об иностранных туристах. Низкая представленность и динамика «затухания» отражения в региональных СМИ являются следствием того, что таковых акторов (иностранных туристов) просто недостаточно для производства событий, что подтверждается статистикой. Таким образом, объем и ди-

1 В Ростовской области власти упразднили штаб по работе с беженцами из Украины // Сетевое издание «Комсомольская правда - Ростов-на-Дону»: сайт. - URL: https://www.rostov.kp.ru/online/news/4209555 (дата обращения: 01.10.2022).

намика сообщений об иностранных туристах не способны формировать устойчивый образ этой категории мигрантов.

- Иностранные студенты мало встречаются в сообщениях региональных СМИ. Освещение этой категории мигрантов имеет тенденцию «затухания» в информационном поле: в 2022 году сообщений об этой категории мигрантов крайне мало. Связано это с объективными факторами: во-первых, иностранных студентов самих по себе недостаточно в регионе для того, чтобы они регулярно порождали события. Во-вторых, период пандемии COVID-19 и начало специальной военной операции снизили количество иностранных студентов в Ростовской области. Сообщения об этой категории мигрантов исключительно событийны, потенциал формирования устойчивого образа у принимающего сообщества низкий.

- Нелегальные мигранты имеют несколько большую долю упоминаний, однако из динамики сообщений по годам видно, что упоминание этой категории мигрантов ситуативно (рост доли упоминаний по отношению к другим категориям в одном году, и наоборот, уменьшение доли в следующем году). Нелегальные мигранты, если их деятельность не порождает социально значимые проблемы для регионального социума, могут попасть в сообщения СМИ только если их нелегальное нахождение было обнаружено органами контроля. Таким образом, упоминание нелегальных мигрантов в региональных СМИ носит исключительно событийный характер. Потенциал формирования образа нелегальных мигрантов в СМИ Ростовской области низок.

- Трудовые мигранты имеют большую долю упоминаний в региональных СМИ, чем перечисленные выше. В то же время в общем количестве сообщений доля таковых мигрантов невелика. Динамика сообщений, в которых фигурируют трудовые мигранты, свидетельствует, что их упоминание носит событийный характер. Сообщения об этих мигрантах не создают устойчивый тренд. Рост сообщений зависит от значительности событий, в которых фигурируют трудовые мигранты. В целом региональные СМИ не формируют устойчивый образ трудовых мигрантов у принимающего сообщества.

- Беженцы и вынужденные переселенцы отражены в наибольшем количестве сообщений отобранного массива. При этом динамика сообщений об этой категории мигрантов в течение трех лет находится на устойчиво низком уровне. Взрывной рост сообщений происходит в 2022 году. Это говорит о событийном характере упоминания этой категории мигрантов, рост сообщений обусловлен объективными событиями. Формирование устойчивого образа этой категории мигрантов возможно, однако весь эффект этого формирования приходится на 2022 год.

- Категория без указания цели и/или обстоятельств прибытия мигрантов в регионе. Эта категория мигрантов занимает значительную долю отобранных сообщений, ненамного уступая категории «беженцы, вынужденные переселенцы». Также эта категория обладает устойчивым трендом на протяжении трех лет (2019-2021 гг.). Снижение доли этих сообщений происходит лишь в 2022 году, уступая место сообщениям, в которых фигурируют беженцы и вынужденные переселенцы. Таким образом, в региональных СМИ имеется тренд на формирование образа мигранта, который включает лишь событийный ряд, и исключает указание на его цели и/или обстоятельства пребывания в регионе.

- Можно заключить, что СМИ Ростовской области транслируют сообщения о мигрантах, в которых доминирует тренд умолчания цели и/или обстоятельств прибытия мигрантов в регион. Этот тренд способны нарушить лишь экстраординарные события, в которых акторами будут конкретные категории мигрантов, умолчание об обстоятельствах прибытия которых будет нарушать контекст сообщения о событии. Таким образом, можно заключить, что имеют потенциал формирования устойчивого образа, который мог бы влиять на интеграцию мигрантов в принимающее общество, те сообщения, в которых фигурируют беженцы и вынужденные переселенцы.

Литература

Абакумова И. В. Образ мигранта в отечественных СМИ: особенности ценностно-смыслового восприятия в молодежной среде / И. В. Абакумова, А. В. Гришина // Российский психологический журнал. - 2011. -Т. 8. - № 1. - С. 9-19. - EDN OIMPRD.

Бузовский И. И. Средства массовой информации в структуре общественных процессов // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. -2019. - № 1. - С. 36-44. - EDN TPXMXJ.

Васильев В. Е. Репрезентация стигматизации мигрантов в СМИ как проявление архетипов коллективного бессознательного / В. Е. Васильев, К. В. Власова // Modern Science. - 2020. - № 8-1. - С. 285-288. -EDN FWBQNT.

Горшков М. К. Социология в регионах и социология для регионов // Социологическое обеспечение стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований России: Сборник статей / Отв. редак-

References

Abakumova I. V. (2011) The image of a migrant in the domestic media: features of value-semantic perception in the youth environment / I. V. Abakumova, A. V. Grishina // Russian Psychological Journal. - Vol. 8. - No. 1. -Pp. 9-19.

Buzovsky I. I. (2019) Mass media in the structure of social processes // Journal of the Belarusian State University. Sociology. -No. 1. - Pp. 36-44.

Vasiliev V. E. (2020) Representation of stigmatization of migrants in the media as a manifestation of the archetypes of the collective unconscious / V. E. Vasiliev, K. V. Vlasova // Modern Science. - No. 8-1. -Pp. 285-288.

Gorshkov M. K. (2021) Sociology in the regions and sociology for the regions // Sociological support of strategic management of the development of regions and municipalities of Russia: Collection of articles / Editor M. K. Gorshkov. - Moscow: Federal Research Socio-

тор М. К. Горшков. - Москва. Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021. -С. 5-8. - Б01 10.19181^Ьогшк.978-5-89697-365-2.2021.1. - ББК Б-МЯТО.

Гришина А. В. Особенности трансляции образа трудовых мигрантов в зарубежных и российских СМИ // Северо-кавказский психологический вестник. - 2010. - Т. 8. - № 3. -С. 35-39. - ББК ЯБУ^ЦХ.

Деревцова Е. А. Особенности влияния электронных средств массовой информации на формирование социокультурных норм // Современная наука. актуальные проблемы теории и практики. Серия. Познание. -2019. - № 3(90). - С. 8-11. - ББК БРКОУК.

Завьялов А. В. Виртуальный образ мигранта // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции, Иркутск, 28 ноября 2022 года / Под общей редакцией О. А. Полюшкевич. - Иркутск. Иркутский государственный университет, 2022. -С. 261-264. - ББК ТШ^ОС.

Ивлева И. В. Образы трудовых мигрантов в российских массмедиа / И. В. Ивлева, А. В. Тавровский // Этнографическое обозрение. - 2019. - № 1. -С. 149-165. - Б01 10.31857/Б0869541 50004186-4. - ББК 2ЛБ20Т.

Лимкина Н. А. Средства массовой информации в социальном развитии региона // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1(30). - С. 650653. - ББК У^СК.

Мукомель В. И. Перспективы демографического развития России. региональный аспект // Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы». Материалы форума, Воронеж, 30 сентября - 02 октября 2021 года. - Воронеж. Общество с ограниченной ответственностью «Цифровая полиграфия», 2021. - С. 55-57. - ББК ОРИСОУ.

Мусалитина Е. А. Культурный образ иностранного трудового мигранта в интернет-прессе Хабаровского края // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. -2021. - № 8(56). - С. 27-33. - БОТ

logical Center of the Russian Academy of Sciences. - Pp. 5-8. - DOI 10.19181/sbornik.978-5-89697-365-2.2021.1.

Grishina A. V. (2010) Features of broadcasting the image of migrant workers in foreign and Russian media // North Caucasian Psychological Bulletin. - Vol. 8. - No. 3. - Pp. 35-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Derevtsova E. A. (2019) Features of the influence of electronic mass media on the formation of socio-cultural norms // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Cognition. - № 3(90). - Pp. 8-11.

Zavyalov A. V. (2022) Virtual image of a migrant // In search of Social Truth: Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, November 28, 2022 / Under the general editorship of O. A. Polyush-kevich. - Irkutsk: Irkutsk State University. -Pp. 261-264.

Ivleva I. V.(2019) Images of migrant workers in the Russian mass media / I. V. Ivleva, A. V. Tavrovsky // Ethnographic review. - No.1. - Pp. 149-165. - DOI 10.31857/S086954150004186-4.

Limkina N. A. (2019) Mass media in the social development of the region // Modern scientific research and development. -No. 1(30). - Pp. 650-653.

Mukomel V. I. (2021) Prospects of demographic development of Russia: regional aspect // International Demographic Forum "Demography and Global Challenges": Materials of the Forum, Voronezh, September 30 - October 02, 2021. - Voronezh: Limited Liability Company "Digital Polygraphy". - Pp. 55-57.

Musalitina E. A. (2021) The cultural image of a foreign migrant worker in the Internet press of the Khabarovsk Territory // Scientific notes of the Komsomolsk-on-Amur State Technical University. - No. 8(56). - Pp. 2733. - DOI 10.17084/20764359-2021-56-27.

Nam I. A. (2017) Constructing the image of a migrant worker in regional media (on the example of Tomsk) / I. V. Nam, E. M. Kara-georgiy, A. I. Ermolova, E. V. Nikitina // Siberian Historical Studies. - No.1. - Pp. 166192. - DOI 10.17223/2312461X/15/11.

Osin R. V. (2014) Peculiarities of attitude to the image of a migrant worker in the media / R. V. Osin, V. V. Konstantinov // Humanities,

10.17084/20764359-2021-56-27. - EDN EYZZUU.

Нам И. А. Конструирование образа трудового мигранта в региональных СМИ (на примере Томска) / И. В. Нам, Е. М. Ка-рагеоргий, А. И. Ермолова, Е. В. Никитина // Сибирские исторические исследования. - 2017. - № 1. - С. 166-192. - DOI 10.17223/2312461X715/11. - EDN ZRETBX.

Осин Р. В. Особенности отношения к образу трудового мигранта в СМИ / Р. В. Осин, В. В. Константинов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2014. - № 9. - С. 49-52. - EDN SQRZRL.

Шерман Е. М. Образ «чужого»: портрет мигрантов в СМИ и архетипы коллективного бессознательного // Дневник Алтайской школы политических исследований. -2014. - № 30. - С. 41-45. - EDN ТААКН.

socio-economic and social sciences. - No. 9. -Pp. 49-52.

Sherman E. M. (2014) The image of a "stranger": a portrait of migrants in the media and the archetypes of the collective unconscious // Diary of the Altai School of Political Studies. - No. 30. - Pp. 41-45.

Для цитирования: Бедрик А. В., Бинеева Н. К., Пантелеев В. Г. Отражение категорий мигрантов в региональных СМИ и возможность его влияния на их интеграцию в принимающее общество: по материалам контент-анализа интернет-изданий Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2022. - Т. 11. - № 6(58). - С. 112-127. DOI 10.18522/2227-8656.2022.6.5 EDN CYWCCN

Сведения об авторе Бедрик Андрей Владимирович

История статьи:

Поступила в редакцию - 13.10.2022 г. Получена в доработанном виде -25.11.2022 г. Одобрена - 02.12.2022 г.

Information about author

Andrey V. Bedrik

Кандидат социологических наук, доцент, директор Института социологии и регионоведения

Южного федерального университета

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Institute of Sociology

and Regional Studies, Southern Federal University

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 160, e-mail: abedrik@bk.ru

Бинеева Наталья Камильевна

344002, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 160, e-mail: abedrik@bk.ru

Natalia K. Bineeva

Кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета; директор Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 160, e-mail: urfranrostov@gmail.com

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University; Director of South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 160, e-mail: urfranrostov@gmail.com

Пантелеев Вадим Геннадьевич

Vadim G. Panteleev

Младший научный сотрудник, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, д. 102, e-mail: pwg92@mail.ru

Junior Research Assistant, South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

344002, Rostov-on-Don, Maxim Gorky str., 102, e-mail: pwg92@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.