Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗА МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ НА ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗА МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ НА ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / СМИ / ОБРАЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пантелеев Вадим Геннадьевич

В статье показано, насколько образ мигрантов в СМИ способен влиять на их интеграцию в принимающее общество. Анализ данных контент-анализ выявил, что тематика миграции находится на периферии внимания СМИ, количественное распределение в течение исследуемого периода не приводит к формированию устойчивого образа; выявлена событийность образа мигрантов; а соотношение сообщений по тональности скорее формирует противоречивый образ мигрантов. В сообщениях с позитивной тональностью выявлена тематическая доминанта «оказание помощи мигрантам со стороны государства»; в сообщениях с негативной тональностью - «деструктивное поведение мигрантов»; в сообщениях с нейтральной тональностью - «демографическая статистика». Установлено, что у выявленного образа мигрантов потенциал влияния на успешность их интеграции в принимающее общество находится на низком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE IMAGE OF MIGRANTS IN THE REGIONAL MEDIA ON THE POSSIBILITIES OF THEIR INTEGRATION INTO THE HOST SOCIETY: ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION

The article shows how the image of migrants in the media is able to influence their integration into the host society. Data analysis content analysis revealed that the topic of migration is on the periphery of media attention, the quantitative distribution during the study period does not lead to the formation of a stable image; the eventfulness of the image of migrants is revealed; and the ratio of messages by tone rather forms a contradictory image of migrants. In the messages with a positive tone, the thematic dominant “state assistance to migrants” was revealed; in messages with a negative tone - “destructive behavior of migrants”; in messages with a neutral tone - “demographic statistics”. It is established that the identified image of migrants has a low potential to influence the success of their integration into the host society.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗА МИГРАНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ НА ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО: НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Воздействие образа мигрантов в региональных СМИ на возможности их интеграции в принимающее общество: на примере Ростовской области

Пантелеев Вадим Геннадьевич,

младший научный сотрудник, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук E-mail: [email protected]

В статье показано, насколько образ мигрантов в СМИ способен влиять на их интеграцию в принимающее общество. Анализ данных контент-анализ выявил, что тематика миграции находится на периферии внимания СМИ, количественное распределение в течение исследуемого периода не приводит к формированию устойчивого образа; выявлена событийность образа мигрантов; а соотношение сообщений по тональности скорее формирует противоречивый образ мигрантов. В сообщениях с позитивной тональностью выявлена тематическая доминанта «оказание помощи мигрантам со стороны государства»; в сообщениях с негативной тональностью - «деструктивное поведение мигрантов»; в сообщениях с нейтральной тональностью - «демографическая статистика». Установлено, что у выявленного образа мигрантов потенциал влияния на успешность их интеграции в принимающее общество находится на низком уровне.

Ключевые слова: мигранты; СМИ; образ; интеграция; Ростовская область.

£2

CJ

см

см

см

Z

54

Интеграция мигрантов в принимающее общество является важным процессом, который влияет на социально-экономическое благополучие сообщества, территории, в которых он происходит. Эта интеграция тем успешнее, чем более схожи жизненные ценности представителей социальной группы мигрантов и представителей принимающей стороны. На этот процесс также существует и запрос со стороны государства, который оформлен в виде Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. Согласно этому документу Россия является мигрантоориенти-рованной страной. Следовательно, этот государственный запрос должен находить отражение и в СМИ различных уровней: федеральном, региональном, локальном. Важное место здесь занимает региональное сообщество и региональные СМИ, поскольку являют собой «конкретизацию» проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество. Вместе с тем здесь играют роль специфические региональные аспекты, присущие тому или иному региону. Особое место в этом отношении принадлежит Ростовской области, для которой ранее внешними контурами границы были Украина, Донецкая народная республика, из которых после 2014 года в область прибывали мигранты. Ростовская область и в настоящее время играет особую роль, принимая беженцев, эвакуированных гражданских лиц из новых регионов России и территорий Украины.

В актуальных научных публикациях мигранты Ростовской области рассматриваются как социальное явление, существующее в регионе, влияние на социально-экономическое развитие региона - на основе массового опроса заключено, что большинство жителей региона не испытывают влияния мигрантов на социальную и трудовую сферу [1]. Близкая тема к теме настоящей статьи - мигранты в дискурсе виртуальных социальных сетей: основной вывод заключился в том, что в дискурсе социальных сетей формируется противоречивый образ мигрантов, с преобладанием негативных характеристик данной социальной группы [2]. Российскими учеными рассматривался образ мигрантов в федеральных СМИ: с одной стороны ученые пришли к выводу, что в российских СМИ формируется негативный, стереотипический образ мигранта, акцентируются негативные последствия миграции [3-7]; в других же исследованиях при сопоставлении официального государственного издания и федеральных СМИ напротив, делается заключение о том, что количество публикаций о мигрантах, которые имеют позитивные коннотации, возрастает синхронно с принятием на государственном уровне политики по привлечению мигрантов [8]. В исследованиях образа мигрантов в региональных СМИ Хабаровского края ученые приходят к выводу, что в них транслируется устойчивый негативный образ [9]; либо, в случае СМИ Татарстана, формируют восприятие нейтральное, обезличенное, либо как возможный источник рисков [10]. Таким образом, рассмотрение образа мигрантов в СМИ Ростовской области является научно актуальным.

Эмпирические данные были получены в ходе отбора сообщений для контент-анализа коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в апреле-мае 2022 года. Объектами отбора

сообщений стали региональные интернет-издания Ростовской области: «АиФ Ростов-на-Дону», «КП-Ростов», «Privet-Rostov», «161.ru». Принцип отбора: сообщение считалось за единицу отбора, если в нем освещается ми-грантская повестка. Отбирались не только сообщения, в которых напрямую упоминалось слово «мигрант», производные от него, близкие по смыслу, но и сообщения, посыл которых описывал по сути мигрантскую повестку, но действующие лица мигрантами не обозначались (беженцы, нелегальное пересечение границы другие варианты). Временная глубина отбора сообщений составила 3 года и квартал: 2019 г., 2020 г., 2021 г., первые три месяца 2022 года. Всего отобрано 756 сообщений. Каждому сообщению присвоен ряд маркеров, характеризующий их с точки зрения мигрантской тематики.

В статье анализируется возможность формируемого образа мигрантов в СМИ Ростовской области на их интеграцию в принимающее общество. Такую общую оценку можно дать, рассмотрев количественные параметры массива сообщений и тематические блоки сообщений различной тональности (позитивная, негативная, нейтральная).

Количественные показатели: количество отобранных сообщений за весь период; соотношение количества отобранных сообщений с общим количеством сообщений; помесячные и годовые распределение долей отобранных сообщений в течение рассматриваемого периода; соотношение долей отобранных сообщений с позитивной, негативной и нейтральной тональностью. Эти показатели позволяют определить, насколько образ мигрантов формируется целенаправленно; насколько он заметен в потоке сообщений, является ли мигрант-ская тематика периферийной, насколько образ зависит от событий, а насколько от критериев селекции событий в рассматриваемых изданиях.

Тематические блоки сообщений, в которых фигурируют мигранты, характеризуют контексты, в которых раскрывается мигрантская повестка. Также в рамках сообщений различной тональности анализ тематических блоков позволяет выделить контекстные доминанты в сообщениях с различной тональностью; определить возможное влияние этих доминант на потенциальное влияние образа мигрантов в СМИ на их интеграцию в принимающее общество.

Анализ обозначенных параметров позволит заключить, насколько образ мигрантов в СМИ Ростовской области способен оказывать влияние на их интеграцию в принимающее общество.

Общая характеристика массива сообщений в СМИ. В целом сообщения, отобранные согласно критериям этапа отбора контента, по тональности практически поровну делятся между позитивной тональностью и негативной тональностью. Так из 756 сообщений 37,2% несут в себе позитивную тональность; 40,3% несут в себе негативную тональность; лишь 22,5% сообщений обладают нейтральной тональностью. Такое распределение сообщений может говорить о том, что целенаправленной повестки в пространстве региональных СМИ относительно мигрантов не формируется. В пользу этого говорит тот факт, что нет существенного перевеса в сторону позитивной или негативной тональности. Помимо соотношения сообщений с негативной, позитивной или нейтральной тональностью о характере формирования повестки о мигрантах могут говорить количественные факты сами по себе.

В исследуемых региональных СМИ было выбрано всего 756 сообщений. Сопоставим это количество сообщений с информационным потоком в выбранных средствах массовой информации. На сайте «Аргументы

и факты Ростов-на-Дону» за рассматриваемый период всего опубликовано 21071 сообщений; на сайте «Комсомольская правда - Ростов» было опубликовано 15928 сообщений; на сайте «Privet-Rostov» количество опубликованных сообщений составило 42482 штук; на сайте «161.ru» сообщений за период три года и квартал было опубликовано 22263 сообщений. Суммарный поток информационных сообщений всех изданий за три и года и квартал составил 101744 сообщений. Таким образом, выбранные сообщения, в количестве 756 штук, от всего потока информации составляют лишь 0,7%. Из этого можно заключить, что тематика мигрантов для региональных СМИ Ростовской области находится скорее на периферии внимания.

Периферический характер внимания региональных СМИ Ростовской области к тематике мигрантов влечет за собой и эпизодический характер освещения этой темы. Это можно проследить по тому, каким образом сообщения распределяются в течение всего периода отбора; какую долю отобранные сообщения занимают в общем массиве сообщений на данный месяц. Во всех годах в большинстве месяцев сообщения, которые касаются мигрантов, занимают не более 1% от общего потока сообщений. Лишь в некоторых месяцах доля этих сообщений достигает 1% и больше: октябрь 2019 года - 1%; сентябрь 2020 года - 1,5%; февраль 2022 года - 9,1% и март 2022 года - 2,8%. Такое тиражирование сообщений изданиями говорит о том, что тематика мигрантов носит скорее событийный характер, а не систематический. При систематическом тиражировании сообщений должно наблюдаться достаточно большое количество сообщений (очевидно, их доля от общего потока сообщений должна составлять более 1%). То есть, эта тема должна быть сквозной, поскольку лишь постоянное тиражирование в информационном пространстве определенной тематики может возыметь эффект при формировании образа какого-либо объекта.

Соответственно, это характерно как для СМИ, которые представляют собой региональные представительства федеральных СМИ («АиФ Ростов-на-Дону», «КП-Ростов»), освещающих региональную повестку, так и для местных, региональных средств массовой информации («Privet-Rostov», «161.ru»). Такой характер тиражирования сообщений о мигрантах в Ростовской области свидетельствует о том, что эта тематика находится на периферии внимания представительств федеральных СМИ, освещающих регион; так и для СМИ, которые являются «автохтонами», тематика мигрантов не находит того отражения, которого было бы достаточно для формирования образа мигрантов и на основе этого образа, в свою очередь, подготавливать почву для интеграции мигрантов в принимающее общество.

Хотя сообщения отбираюсь в средствах массовой информации, которые тиражирую главным образом новости, эти средства массовой информации не все происходящие события, а подвергают события отбору для публикации их в виде новости. Следовательно, из такого характера тиражирования сообщений, не вдаваясь в контент этих сообщений, можно заключить, что, возможно, таким образом проявляется селекционный процесс в СМИ, освещающих региональную специфику. С другой стороны, это может означать то, что для Ростовской области проблематика мигрантов не является насущной, следовательно, просто нет такого количества событий, которые можно было отобрать для тиражирования. То есть, тематика мигрантов не имеет социальной значимости для регионального социума. С третьей стороны, эти два момента могут проявляться одновременно: критерии селекции в средствах массовой информа-

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

со

I_

u

см <o

ции игнорируют события, связанные с мигрантами, и таковых событий настолько мало, что не занимают значимого места в ряду социальных проблем.

Критерии обора событий для новостных сообщений могут быть самыми разнообразными: от редакционной политики конкретного средства массовой информации до влияния фактора внутренней или внешней цензуры. С другой стороны, низкий уровень социальной значимости может быть обусловлен тем, что Ростовская область не является значительным реципиентом мигрантов. Это можно подтвердить тем, что общий массив сообщений за рассматриваемый период в СМИ регионального происхождения («Privet-Rostov», «161.ru») составил долю в 63,6%, а массив сообщений представительств федеральных СМИ («АиФ Ростов-на-Дону», «КП-Ростов») составил долю в 36,4%. В отобранных сообщениях наблюдается обратная картина: в СМИ регионального происхождения доля сообщений составила 32,4%, а в представительствах федеральных СМИ доля отобранных сообщений составила 67,6%. Если бы события, связанные с мигрантами, случались в реальности часто, то и СМИ регионального характера отбирали бы их больше. Однако, в массиве отобранных сообщений картина обратная, что свидетельствует скорее о критериях отбора в представительствах федеральных СМИ. Как бы то ни было, даже в этом ограниченном виде отобранный комплекс сообщений обладает свойствами, которые можно охарактеризовать с точки зрения их влияния на интеграцию мигрантов в региональный социум.

В совокупности факты, вытекающие из статистических данных, говорят о том, что региональные средства массовой информации не формируют целенаправленно образ мигрантов, способствующий или не способствующий их интеграции в местное сообщество.

Тематические аспекты освещения мигрантов в сообщениях СМИ. Соотношение долей сообщений различной тональности следующее: сообщения позитивной тональности - 37,2%, сообщения негативной тональности - 40,3%, сообщения нейтральной тональности -22,5%. Такая разрозненность тональности сообщений, как уже отмечалось, не способствует формированию образа мигрантов. Каковы же аспекты, касающиеся мигрантов, затрагиваются в этих сообщениях.

Сообщения позитивной тональности. Наименьший процент набрала тематика культурных мероприятий -0,3%. Культурные мероприятия отбирались по принципу репрезентации ими особенностей культуры народов; мероприятия нацеленные на знакомство представителей принимающего сообщества Ростовской области с культурными особенностями мигрантов. Одним из эффектов таких мероприятий должна стать реализация потенциала интеграции мигрантов посредством простого знакомства жителей региона с особенностями. Хотя бы в силу того, что нечто известное и объясненное не вызывает такого отторжения и неприятия, как неизвестное и чужое. А если на подобных культурных мероприятиях сделаны соответствующие акценты, то эффект может возрасти. Сообщения в СМИ о культурных мероприятиях выполняют информационную функцию. Из отобранных 756 сообщений таковые занимают абсолютное меньшинство, следовательно, можно заключить, что функцию (явную или неявную) информирования регионального сообщества о культурных мероприятиях рассматриваемые СМИ не выполняют. Возможно, эту функцию в Ростовской области выполняют другие СМИ.

Следующая категория сообщений - примеры положительного поведения мигрантов - 1,3% от отобранных сообщений. Простой способ формирования позитивного образа мигрантов - это систематическое тиражирова-

ние в информационном пространстве сообщений, характеризующих проявления мигрантов с позитивной стороны (например, мигрант спас тонущего местного жителя, помог кому-то и т.д.). Уже один факт бедной представленности таких сообщений говорит о том, что региональные СМИ с широкой аудиторией не нацелены на формирование образа мигрантов, который способствовал бы их интеграции в местное сообщество. Между этими четырьмя СМИ эта информация вообще фрагментируется и теряется в общем информационном потоке. Во влиянии на интеграционные процессы и воздействии на аудиторию эта тематика сообщений обладает «прямым действием» - читатель считывает информацию и она, проходя через индивидуальные фильтры, как-то влияет или не влияет на его отношение к мигрантам. Упоминаемые выше культурные мероприятия еще нужно посетить, чтобы они достигли эффекта. Из этих фактов можно заключить, что самый очевидный и действенный тематический инструмент в формировании образа мигрантов не используется региональными СМИ.

Описание традиций и культуры других национальностей - доля таких сообщений в массиве отобранных сообщений составила 4,4%. Информация о культуре представителей других этнических групп (в нашем случае не представителей этнического большинства региона - русских) является тематикой «прямого воздействия» на аудиторию в формировании образа мигрантов, поскольку не требует непосредственного участия аудитории в какой-либо акции. Этих сообщений больше, чем предыдущих, однако они могут касаться не только зарубежных мигрантов, но и народов, проживающих в Ростовской области, других регионах России. Следовательно, их действенность в формировании образа мигрантов снижается. Можно констатировать, что и эта тематика не формирует интеграционного потенциала для мигрантов.

Большую долю занимают сообщения, которые относятся к мигрантам опосредованно, то есть они не являются акторами событий, описываемых в тиражируемых сообщениях. Это описание примеров положительного поведения представителей принимающей стороны по отношению к мигрантам - 8.7%. Эти сообщения могут служить в качестве нормативных по отношению к мигрантам для аудитории. Однако при такой доле сообщений в выборке, и при еще меньшей доле в общем массиве сообщений за исследуемый временной промежуток эффект влияния на интеграцию мигрантов, вероятно, будет наблюдаться минимальный. С другой стороны, демонстрация сообщений, подразумевающих прямой призыв или одобрение каких-либо действий, может производить двоякий эффект: как отторжение, так и одобрение аудитории.

Наконец, наиболее значительная часть сообщений позитивного характера - оказание государственной поддержки мигрантам, размещение беженцев, помощь волонтеров - 22,5%. С большой вероятностью, данный тип сообщений не является самостоятельным в части характеристики деятельности государственной, региональной и муниципальной власти (либо связанными с ними акторами). Это часть потока сообщений, которые перечисленных субъектов и характеризуют, и именно этим можно отчасти объяснить преобладание этих сообщений среди позитивных тематик. С другой стороны, здесь явно считывается влияние значительных событий, а именно связанных с эвакуацией гражданского населения из Донецкой народной республики и Луганской народной республики накануне начала специальной военной операции и после ее начала. Соответственно, значительную часть этих сообщений занимает информация о помощи

беженцам. Таким образом, эта тематика во многом, с одной стороны, событийна, а с другой стороны, отчасти проистекает из формирования определенного реноме представителей властей различных уровней. Формирование образа мигранта здесь не занимает центрального места, но он, тем не менее, присутствует в этих сообщениях - это человек, который нуждается в помощи. Насколько он в положительном смысле влияет на интеграционный потенциал мигрантов остается открытым. Для соответствующей категории мигрантов - вероятно, а для принимающего сообщества этот эффект под вопросом.

Сообщения негативной тональности также можно разделить на сообщения, в которых мигранты являются активными действующими лицами и сообщения, в которых они являются скорее объектами воздействия со стороны принимающего сообщества. Наименьший процент среди отобранных сообщений заняли те, которые освещают события, связанные с примерами неуважения к русской культуре, проявления бескультурья и нарушения общественного порядка со стороны мигрантов - 1,1%. Соответственно, таких событий либо действительно мало, либо они не попадают в региональные СМИ из-за особенностей критериев селекции событий для тиражирования. Ростовская область действительно не принимает такого количества мигрантов как Москва или Санкт-Петербург. Так или иначе, негативного воздействия на интеграцию мигрантов в регионе этот тип сообщений оказывает менее прочих.

Следующая тематика - ограничение деятельности мигрантов (например, запрет на трудовую деятельность) - занимает 1,5% в массиве отобранных сообщений. Здесь уже описываются действия принимающей стороны по отношению к мигрантам, и здесь они скорее объекты. Информация о запретительных действиях может интерпретироваться в нескольких аспектах: во-первых, деятельность органов власти по соблюдению миграционного законодательства; во-вторых, мигранты как нарушители миграционного законодательства и правил пребывания иностранных граждан на территории России. В первом случае характеризуются представители власти, во втором - мигранты. Эти сообщения характеризуют мигрантов как акторов, которые не очень склонны интегрироваться, так они нарушают закон.

Тематика потенциальной угрозы со стороны мигрантов занимает 2,1% в отобранном массиве сообщений. Эти сообщения также имеют скорее негативное воздействие на потенциал интеграции мигрантов. Чаще всего они связаны с темой переноса болезней, отсутствия прививок (особенно в контексте темы COVID-19). Примечательно, что за период с 2019 года по первый квартал 2022 года, в том числе и в период пандемии, эта тема не нашла широкого отражения в региональных СМИ. Хотя в контексте миграции и распространения инфекционных заболеваний эта тема логично вписывается в дискурс о короновирусной инфекции, который связан с закрытием границ. Вероятно, в Ростовской области в этом отношении действует фактор низкого уровня миграционных потоков, что и снижает уровень значимости этой темы. Хотя эти сообщения и несут негативную информацию, их влияние на формирование образа мигрантов минимально.

Далее, тематика ухудшения жизненных условий в связи пребыванием мигрантов - 2,4%. Также негативно влияет на интеграционный потенциал, источником которого может являться образ мигрантов в СМИ. Отчасти источником этих сообщений является ситуация накануне и после начала специальной военной операции - Ростовская область граничит с Донецкой народной республикой и первой принимала волны беженцев. Но более все-

го эти сообщения связаны с событиями во время пандемии COVID-19: мигранты из Узбекистана из-за ограничений пассажирской способности железнодорожных сообщений не смогли выехать на родину, и организовали палаточный лагерь на станции Первомайской в Ростове-на-Дону. Таким образом, эти сообщения имеют эпизодический характер, и с разрешением проблемы этих сообщений стало меньше, что лишний раз указывает на событийность сообщений, а не на целенаправленный отбор с целью формирования образа.

Далее, неуважительное отношение к мигрантам: презрительное отношение, оскорбления в адрес мигрантов, бездействие чиновников - доля таковых сообщений составила 3,2%. Мигранты в этих сообщениях выступают объектами негативных действий. С этой точки зрения, данные сообщения в информационном потоке скорее влияют на мигрантов, если они становятся аудиторией таковых сообщений. Однако воздействие таких сообщений на аудиторию принимающего сообщества может быть самым различным: от возникновения проявлений осуждения таких действий до их одобрения. Такие сообщения скорее будут способствовать поляризации мнений относительно мигрантов, чем их интеграции. Кроме того, в общем потоке сообщений эта тематика теряется на фоне других, не касающихся мигрантов.

Сообщения, которые описывают незаконные действия представителей принимающей стороны по отношению к мигрантам, составляют 3,6% от отобранных сообщений. В этой тематической группе сообщений мигранты выступают скорее объектами, нежели акторами. Чаще всего здесь фигурируют практики нарушения норм пребывания мигрантов на территории России. Здесь, конечно, может быть деятельное взаимодействие между сторонами принимающей и прибывающей, однако представители принимающей стороны все-таки лучше осведомлены о юридических нормах. Это влечет за собой большую ответственность, поскольку порою даже хорошее знание русского языка бывает недостаточным условием, чтобы ориентироваться в нормах. Эффект от этих сообщений может быть двояким как для мигрантов, так и для принимающей стороны. Мигранты, если считывают такие сообщения, могут видеть Ростовскую область как неблагоприятное место для миграции, поскольку представители местного сообщества могут приобщить их к незаконным действиям; так и как благоприятное, поскольку здесь можно применять неформальные практики для достижения целей. Для аудитории принимающей стороны: с одной стороны, такие явления могут восприниматься как следствие не обустроенности условий для мигрантов, что порождает нарушение закона; с другой стороны, нарушение закона как следствие спроса на это нарушение со стороны мигрантов. Здесь также можно отметить, что эта тематика влечет скорее поляризацию мнений, и оказывает скорее негативный эффект на интеграцию мигрантов.

Наконец, наиболее значительная группа сообщений: описание деструктивного поведения мигрантов и/или агрессии - таковых сообщений 26,6% от отобранного массива. В эту группу сообщений попали события самого разного характера: от уголовных преступлений до нарушения мигрантами российского законодательства. И здесь проваляется положение Ростовской области в рассматриваемый временной промежуток, с 2019 года по март 2022 год: приграничный регион, граничащий с Украиной и Донецкой народной республикой. Вследствие этого регулярными были сообщения о нарушении правил пересечения границы, нарушения таможенного законодательства, провоз незадекларированных грузов, контрабанда и пр. Чаще всего в этих сообщениях фигу-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

u

см со

рируют граждане Украины. Все перечисленные действия носят деструктивный характер, поскольку являются прямым нарушением норм принимающего сообщества. Таким образом, среди сообщений негативной тональности, характеризующих мигрантов как «деструктивных» акторов, оказывают наибольшее негативное влияние на формирование интеграционного потенциала.

Сообщения нейтральной тональности являются таковыми, что их интерпретация полностью зависит от воспринимающей аудитории, так как в них не расставлены позитивные или негативные акценты. Ограничимся их краткой характеристикой. Меньше всего в этой группе сообщений, которые несут в себе информацию о разработке и вступлении в сиу норм миграционного законодательства (0,3%) и справочная информация (2,2%). Таким образом, СМИ с массовой аудиторией в отборе сообщений не ориентируются на политику «мигрантоориенти-рованности», иначе бы они чаще публиковали сообщения о таковых нормах. Следующей по представленности тематикой являются публичные заявления чиновников и иных официальных лиц - 7,9%. Чаще всего эти сообщения связаны с событиями накануне специальной военной операции и после ее начала и касается беженцев из Донецкой и Луганской народных республик. Наибольшее количество сообщений касается данных демографической статистики - 12%. Наименование этой группы сообщений говорит само за себя. До специальной военной операции этот тип сообщений был редок и освещал статистку миграции в Ростовскую область. После начала эвакуации гражданского населения из Донецкой и Луганской народных республик эти сообщения транслировали информацию о количестве беженцев, прибывших на территорию Ростовской области.

Рассмотренное соотношение тематических контекстов позволяет заключить, что в СМИ Ростовской области формируется противоречивый образ мигрантов.

Заключение. Анализ аспектов данных контент-анализа сообщений позволяет сделать следующие выводы:

По части анализа общих количественных показателей: во-первых, отсутствие значительного перевеса в сторону сообщений негативной тональности или сообщений позитивной тональности свидетельствует об отсутствии целенаправленного формирования образа мигрантов. Такое соотношение сообщений говорит скорее о том, что у аудитории могут формироваться полярные мнения, а не образ положительный или отрицательный. Во-вторых, соотношение количества отобранных сообщений о мигрантах и количества общего массива сообщений в информационном потоке за исследуемый период говорит о периферийности темы мигрантов для СМИ Ростовской области, так как занимают в нем незначительную долю. В-третьих, стабильная эпизодичность появления сообщений о мигрантах в исследуемый период говорит в пользу стихийности, событийности природы образа, формируемого СМИ. То есть появление сообщений зависит от значимости событий, и действительно, наибольшее количество сообщений приходится на февраль-март 2022 года.

По части анализа тематических аспектов сообщений: во-первых, выделена домината в массиве сообщений с позитивной тональностью, и она касается оказания органами государственной и региональной власти помощи мигрантам, размещения беженцев, помощи волонтеров. Эта доминанта главным образом приходится на февраль-март 2022 года, и характеризует, прежде всего, принимающую сторону, а мигрантов как нуждающихся в помощи (беженцев из ДНР и ЛНР). Во-вторых, выделена доминанта в массиве негативных сообщений,

и она касается деструктивного поведения мигрантов и/ или их агрессивного поведения. Чаще всего эти сообщения касались нарушения гражданами Украины норм пересечения границы и таможенных правил. Эта тематика регулярно встречается в течение всего исследуемого периода. В-третьих, выделена нейтральная доминанта, и она касается данных демографической статистики. Главным образом это сообщения, информирующие о количестве беженцев из ДНР и ЛНР, прибывших в Ростовскую область.

Таким образом, региональные СМИ Ростовской области на протяжении исследуемого периода практически не формировали образ мигрантов, сообщений этих недостаточно, чтобы влиять на аудиторию. Эти сообщения целиком зависят от событий, а не от целенаправленного формирования повестки. Соотношение сообщений различной тональности не позволяет формировать образ целиком положительный или целиком отрицательный, этот образ может породить общественную дискуссию (из-за количества сообщений вероятность этого мала). Тематические линии формируют противоречивые нарративы: с одной стороны, на протяжении всего исследуемого периода тиражировались сообщения о нарушителях из Украины, с другой стороны накануне специальной военной операции и после ее начала масса сообщений о помощи беженцам и эвакуированным со стороны государства, с третьей стороны, сообщения о все возрастающем количестве беженцев могут сформировать скорее негативное отношение в принимающем обществе Ростовской области. Следовательно, СМИ Ростовской области не формируют образ мигрантов, который бы продуцировал интеграционный потенциал по отношению к ним.

Литература

1. Денисова, Г.С. Социологическая оценка влияния международной миграции на социально-экономическое развитие Ростовской области // Ре-гионология. - 2021. - Т. 29. - № 1(114). - С. 126150. - DOI 10.15507/2413-1407.114.029.202101.126150. - EDN TZCMUR.

2. Бинеева, Н.К. Миграция в дискурсивном поле виртуальных социальных сетей: анализ контента публикаций жителей Ростовской области // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9. - № 5. - С. 174-187. -DOI 10.18522/2227-8656.2020.5.14. - EDN CVKEBB.

3. Музыченко, Н.П. Трудовая миграция и особенности отношения к образу трудового мигранта в СМИ / Н.П. Музыченко, Е.Д. Лескова // Актуальные вопросы юридической науки и практики: Материалы III Международной научно-практической конференции, Хабаровск, 30-31 октября 2018 года. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. - С. 337-342. - EDN ZBLSEX.

4. Перминова, М.С. Формирование образа мигранта современными СМИ // Mediaобразование: Материалы Третьей международной научно-практической конференции, Челябинск, 27-28 ноября 2018 года. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018. - С. 424-428. - EDN SKWJPF.

5. Ивлева, И.В. Образы трудовых мигрантов в российских массмедиа / И.В. Ивлева, А.В. Тавровский // Этнографическое обозрение. - 2019. - № 1. - С. 149165. - DOI 10.31857/S086954150004186-4. - EDN ZADZQT.

6. Комарова, Е.В. Образ мигранта в медиадискур-се: традиционные СМИ и новые медиа // Филология и культура. - 2019. - № 4(58). - С. 52-60. -

DOI 10.26907/2074-0239-2019-58-4-52-60. - EDN DTUCJX.

7. Васильев, В.Е. Образ мигрантов в российских интернет-СМИ в период пандемии COVID-19 /

B.Е. Васильев, К.В. Власова // Вестник общественных и гуманитарных наук. - 2020. - Т. 1. - № 3. -

C. 44-51. - EDN OAJIQD.

8. Хисамова, И.И. Влияние пандемии COVID-19 на образ мигрантов в российских интернет-СМИ // Формирование общероссийской идентичности в поликультурном социуме: научно-теоретические подходы и образовательные практики: Материалы XXVI всероссийских с международным участием историко-педагогических чтений, Екатеринбург, 22-25 марта 2022 года / Главный редактор Г.А. Крутикова. - Екатеринбург: [б.и.], 2022. - С. 398-407. - DOI 10.12345/978-5-7186-1932-4_2022_26_58. - EDN KPEHQF.

9. Мусалитина, Е.А. Культурный образ иностранного трудового мигранта в интернет-прессе Хабаровского края // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2021. - № 8(56). - С. 27-33. - DOI 10.17084/20764359-2021-56-27. - EDN EYZZUU.

10. Тузиков, А.Р. Особенности медийных образов мигрантов в городских агломерациях Республики Татарстан / А.Р. Тузиков, Р.И. Зинурова, С.А. Алексеев // Управление устойчивым развитием. - 2020. -№ 4(29). - С. 80-86. - EDN OQEERY.

THE IMPACT OF THE IMAGE OF MIGRANTS IN THE REGIONAL MEDIA ON THE POSSIBILITIES OF THEIR INTEGRATION INTO THE HOST SOCIETY: ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION

Panteleev V.G.

South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

The article shows how the image of migrants in the media is able to influence their integration into the host society. Data analysis content analysis revealed that the topic of migration is on the periphery of media attention, the quantitative distribution during the study period does not lead to the formation of a stable image; the eventfulness of the image of migrants is revealed; and the ratio of messages by tone rather forms a contradictory image of migrants. In the messages with a positive tone, the thematic dominant "state assistance to migrants" was revealed; in messages with a negative tone - "destructive behavior of migrants"; in messages with a neutral tone -"demographic statistics". It is established that the identified image of migrants has a low potential to influence the success of their integration into the host society.

Keywords: migrants; mass media; image; integration; Rostov region.

References

1. Denisova, G.S. Sociological assessment of the impact of international migration on the socio-economic development of the Rostov region // Regionology. - 2021. - T. 29. - No. 1 (114). -S. 126-150. - DOI 10.15507/2413-1407.114.029.202101.126150. - EDN TZCMUR.

2. Bineeva, N.K. Migration in the discursive field of virtual social networks: analysis of the content of publications of residents of the Rostov region // Humanitarian of the South of Russia. -2020. - T. 9. - No. 5. - S. 174-187. - DOI 10.18522/22278656.2020.5.14. - EDN CVKEBB.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Muzychenko, N.P. Labor migration and peculiarities of attitude to the image of a labor migrant in the media / N.P. Muzychenko, E.D. Leskova // Topical issues of legal science and practice: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, Khabarovsk, October 30-31, 2018. - Khabarovsk: Pacific State University, 2018. - P. 337-342. - EDNZBLSEX.

4. Perminova, M.S. Formation of the image of a migrant by modern media // Media education: Proceedings of the Third International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, November 27-28, 2018. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2018. - P. 424-428. - EDN SKWJPF.

5. Ivleva, I.V. Images of labor migrants in the Russian mass media / I.V. Ivleva, A.V. Tavrovsky // Ethnographic Review. - 2019. -No. 1. - P. 149-165. - DOI 10.31857/S086954150004186-4. -EDN ZADZQT.

6. Komarova, E.V. Image of a migrant in media discourse: traditional media and new media // Philology and Culture. - 2019. -No. 4 (58). - S. 52-60. - DOI 10.26907/2074-0239-2019-584-52-60. - EDN DTUCJX.

7. Vasiliev, V.E. The image of migrants in Russian Internet media during the COVID-19 pandemic / V.E. Vasiliev, K.V. Vlasova // Bulletin of Social and Humanitarian Sciences. - 2020. - T. 1. -No. 3. - S. 44-51. - EDN OAJIQD.

8. Khisamova, I.I. The impact of the COVID-19 pandemic on the image of migrants in Russian Internet media // Formation of an All-Russian Identity in a Multicultural Society: Scientific and Theoretical Approaches and Educational Practices: Materials of the XXVI All-Russian Historical and Pedagogical Readings with International Participation, Yekaterinburg, March 2225, 2022 / Chief editor G.A. Kruglikov. - Ekaterinburg: [b.i.], 2022. - S. 398-407. - DOI 10.12345/978-5-7186-1932-4_2022_26_58. - EDN KPEHQF.

9. Musalitina, E.A. The cultural image of a foreign labor migrant in the Internet press of the Khabarovsk Territory // Scientific notes of the Komsomolsk-on-Amur State Technical University. - 2021. - No. 8(56). - S. 27-33. - DOI 10.17084/207643592021-56-27. - EDN EYZZUU.

10. Tuzikov, A.R. Features of media images of migrants in urban agglomerations of the Republic of Tatarstan / A.R. Tuzikov, R.I. Zinurova, S.A. Alekseev // Management of sustainable development. - 2020. - No. 4 (29). - S. 80-86. - EDN OQEERY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.