Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ'

ПРАВОВОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
мигрант / вынужденный мигрант / вынужденный переселенец / беженец / лицо / ищущее убежище / внутренне перемещенное лицо / migrant / forced migrant / internally displaced person / refugee / asylum seeker / internally displaced person

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляховенко Екатерина Сергеевна, Нагорная Мария Сергеевна

В данной статье на основе анализа международных и зарубежных нормативно-правовых актов, официальных статистических данных и данных СМИ выявлены актуальные аспекты правового и институционального регулирования статуса вынужденных мигрантов на международном и национальном уровнях на примере зарубежных стран; рассмотрена специфика различных категорий вынужденных мигрантов: беженцев, лиц, ищущих убежище, вынужденных переселенцев, внутренне перемещённых лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND INSTITUTIONAL REGULATION OF THE STATUS OF FORCED MIGRANTS AT THE INTERNATIONAL AND NATIONAL LEVELS

In this article, based on the analysis of international and foreign normative legal acts, official statistics and media data, topical aspects of legal and institutional regulation of the status of forced migrants at the international and national levels are identified on the example of foreign countries; the specifics of various categories of forced migrants are considered: refugees, asylum seekers, internally displaced persons, internally displaced persons.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ

Для цитирования: Ляховенко Е.С., Нагорная М.С. Правовое и институциональное регулирование статуса вынужденных мигрантов на международном и национальных уровнях// Управление в современных системах. 2022. №4. С. 43-54.

DOI: 10.24412/2311-1313-36-43-54 УДК 325.1 ББК 67.91

ПРАВОВОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Ляховенко Е.С.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Нагорная М.С.2, ОУ ВО «Южно- Уральский технологический университет»

Аннотация

В данной статье на основе анализа международных и зарубежных нормативно-правовых актов, официальных статистических данных и данных СМИ выявлены актуальные аспекты правового и институционального регулирования статуса вынужденных мигрантов на международном и национальном уровнях на примере зарубежных стран; рассмотрена специфика различных категорий вынужденных мигрантов: беженцев, лиц, ищущих убежище, вынужденных переселенцев, внутренне перемещённых лиц.

Ключевые слова: мигрант, вынужденный мигрант, вынужденный переселенец, беженец, лицо, ищущее убежище, внутренне перемещенное лицо.

Введение

В связи с активными процессами глобализации, а также современными событиями (пандемия COVГО-19, события в Афганистане, Украине, Сирии, Нигерии, Центрально-Африканской Республике, Южном Судане, Армении и Азербайджане) общество столкнулось с проблемой перемещения значительного числа людей, соответственно, растет и количество вынужденных мигрантов в мире, что, непосредственно оказывает влияние на все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и др. [Ляховенко, 2022].

Основными причинами вынужденной миграции, по мнению учёных [Пайтян, 2021; Улыбин, 2020; Швецов, 2019], являются: гражданские войны, конфликты на национальной, расовой и религиозной почве, угроза физического уничтожения, преследование по политическим или этническим мотивам и др.

1 Ляховенко Екатерина Сергеевна - студентка 3 курса ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: lyakhovenko2002@mail.ru

2 Нагорная Мария Сергеевна - к.и.н., доцент кафедры ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: marya.nagornaya@mail.ru; SPIN-код: 4190-9463, Author ID: 670336

Согласно данным Организации Объединенных Наций (ООН), в конце 2021 г. количество людей, вынужденно перемещенных по всему миру в результате преследований, конфликтов, насилия, нарушений прав человека или событий, серьезно нарушающих общественный порядок, составило 89,3 млн, 53,2 млн являются внутренне перемещенными лицами (59,58%), 4,6 млн просили убежище (5,15%), а 27,1 млн получили статус беженцев (30,35%), 4,4 млн - внутренне перемещенные венесуэльцы (4,92%)1. В 2021 г. 68% всех беженцев были выходцами из пяти стран: Сирии, Венесуэлы, Афганистана, Южного Судана и Мьянмы. Например, из-за гражданской войны в Сирии международными организациями были признаны беженцами 6,8 млн чел. - самое значительное количество вынужденных мигрантов в мире на начало 2022 г. Начиная с 2022 г., ситуация на Украине привела к перемещению миллионов людей как внутри страны, так и за ее пределы, в связи с этим общее количество беженцев в мире по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) на конец мая 2022 г. резко увеличилось и составило более 100 млн человек, или более 1% населения мира2. Вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования.

Статус вынужденных мигрантов: институционально-правовой аспект

В соответствии с положениями ст. 14 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем3.

С целью исследования данной проблематики, на наш взгляд, прежде всего, необходимо на основе анализа международных, отечественных и зарубежных нормативно-правовых актов определить статус различных категорий вынужденных мигрантов.

Юридически согласованного на международном уровне понятия «мигрант» не существует, однако ООН определяет мигранта, как «лицо, проживающее в чужой стране в течение более одного года, независимо от причин миграции (добровольных или недобровольных) и методов миграции (легальных или нелегальных)». По определению Международной организации по миграции (МОМ), мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от юридического статуса лица; добровольного или недобровольного характера перемещения; причин перемещения; и продолжительности пребывания.

Одной из категорий вынужденных мигрантов являются беженцы, на международном уровне этому понятию не придавалось четкого содержания до тех пор, пока 28 июля 1951 года не была принята Конвенция ООН о статусе беженцев, данный документ впервые закрепил определение понятия «беженец», общепринятое всеми государствами4. Конвенция признаёт

1 Беженцы, искатели убежища, перемещенные лица // ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/fight-racism/vulnerable-groups/refugees-asylum-seekers-internally-displaced (дата обращения: 15.08.2022).

2 More than 100 million people are forcibly displaced // ООН. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unhcr.org/refugee-statistics/insights/explainers/100-million-forcibly-displaced.html (дата обращения: 21.08.2022)

3 Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) // ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 03.10.2022).

4 Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи

ими лица, вынужденные покинуть страну проживания, чтобы избежать конфликта, насилия, стихийного бедствия или преследования по причинам расы, религии, национальности, политической позиции или принадлежности к определенной социальной группе. Также было определено, что беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера или же которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Следующим важным шагом в определении статуса беженцев, на наш взгляд, является Нью-Йоркская декларация1 - документ о беженцах и мигрантах, одобренный ООН 19 сентября 2016 г., определяющий цель - спасение жизни, защиту прав человека и распределение ответственности между субъектами международного права. Согласно данному документу на государства возлагаются следующие обязательства:

- защита прав человека всех беженцев и мигрантов независимо от их статуса;

- обеспечение всем детям-беженцам и детям-мигрантам условий для получения образования в течение нескольких месяцев после прибытия в страну назначения;

- предотвращение и пресечение сексуального и гендерного насилия;

- оказание поддержки странам, принимающим беженцев и мигрантов и т. д.

В декабре 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Глобальный договор о беженцах2, основу для более «предсказуемого и справедливого распределения ответственности» между субъектами международного права, признав, что устойчивое решение ситуации с беженцами не может быть достигнуто без активного международного сотрудничества.

Конвенция ООН о статусе беженцев регулирует статус еще одной категории вынужденных переселенцев - лиц, ищущих убежище [Фархутдинова, 2022], - это лица, которые стремятся получить международную защиту и на чьи заявления на получение официального статуса беженца еще не дано ответа3.

Категория «внутренне перемещенных лиц» определяется Руководящими принципами ООН по вопросу о перемещении лиц внутри страны4, принятыми в 1998 году, это люди, которые были вынуждены индивидуально или группами покинуть свои дома (перемещаются внутри государства). Критериями признания данного статуса являются:

- факт изгнания из места постоянного проживания;

от 14 декабря 1950 года) // ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 05.08.2022).

1 Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 9 сентября 2016 года // ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/283/52/PDF/N1628352.pdf?OpenElement (дата обращения: 05.08.2022).

2 Договор о беженцах // Беженцы и мигранты. Официальный сайт ООН. - URL: https://refugeesmigrants.un.org/ru/refugees-compact (дата обращения: 17.08.2022).

3 Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года) // ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 07.10.2022).

4 Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны (приняты в 1998 году) // ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/internal_displacement_principles.shtml (дата обращения: 07.10.2022).

- доказательства, что данные лица были вынуждены оставить дома из-за повсеместного применения насилия, нарушения прав человека, природных или вызванных людьми катастроф;

- не пересечение признанных международным сообществом границ государства.

Таким образом, мы видим, что данные нормативно-правовые акты содержат в себе

определение правового статуса различных категорий вынужденных мигрантов, прав и обязанностей как вынужденных мигрантов, так и принимающих их стран. Правовой статус мигрантов также отражается в рамках законодательства отдельных государств и международных организаций, таких как Содружество Независимых Государств (СНГ), ЕС (Европейский союз), Совет Европы и др.

В Совете Европы приняты: Европейское соглашение об отмене виз для беженцев от 20 апреля 1959 г.; Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев от 16 октября 1980 г.; Рекомендация 773 (1976) о де-факто беженцах; Рекомендация 817 (1977) о праве на убежище; Декларация о территориальном убежище.

На уровне СНГ в Соглашении от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» мигрантом признаётся лицо, осуществляющее пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.

В этом же нормативно-правовом акте определяется статус вынужденного переселенца, критериями признания которого являются следующие:

- лицо является гражданином государства, предоставившего убежище (государства въезда);

- лицо вынуждено покинуть место своего постоянного жительства, находящееся на территории другого государства (государства выезда);

- причиной, по которой лицо вынуждено покинуть государство, является совершенное насилие или преследование в иных формах, либо реальная опасность подвергнуться преследованию не только в отношении самого лица, но и против членов его семьи по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе;

- существует связь между совершением насилия или преследования, либо реальной опасностью подвергнуться преследованию с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Кроме того, в СНГ за 31 год его существования были приняты следующие нормативно-правовые акты: Положение о межгосударственном фонде помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 10 февраля 1995 г.; Соглашение между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г.; Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 14 июня 1999 г.

Европейский союз, начиная с 1990 г. принял ряд нормативно-правовых актов, регулирующих статус беженцев [Гукепшев, 2022], а также порядок предоставления убежища: Дублинская конвенция 1990 г. определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств - членов Европейского сообщества; Резолюция Совета Европейского союза от 20 июня 1995 г. о минимальных гарантиях процедур предоставления убежища; Совместная позиция от 4 марта

1996 г., определенная Советом на основании статьи К.3 Договора о Европейском союзе по согласованному применению определения термина «беженец» в статье 1 Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. относительно статуса беженцев. Статус временной защиты в странах ЕС регулируется Директивой ЕС 2001/55/ЕС, в соответствии с решением Совета ЕС 2022/382 от 04.03.2022. Данная Директива была принята в 2001 г. после событий в Югославии и актуализирована в 2022 г.

Признавая важность регулирования проблемы вынужденной миграции, в рамках выполнения международно-правовых обязательств, ориентируясь на нормативно-правовые акты ООН, государства принимают документы, регулирующие правовой статус вынужденных мигрантов в странах их пребывания. Например: Закон ФРГ по делам изгнанных и беженцев, от 19.05.1953 г.; Закон Польши от 12.12.2013 г. «Об иностранцах»; Закон Чешской Республики № 326/1999 Сборника законов о пребывании иностранцев на территории Чешской Республики; Закон Турции от 04.04.2013 г. № 6458 «Об иностранных гражданах и международной защите»; Закон Болгарии от 01.12.2002 г. «О беженцах и убежище» и др.

Несмотря на усилия международного сообщества, количество вынужденных мигрантов в последние десятилетия увеличивается.

120

Рисунок 1. Количество вынужденных переселенцев, ВПЛ и беженцев в мире в период за 2000-2022 гг. (млн чел.)

Источник: авторская разработка

Беженцы по официальной статистике ООН составляют менее трети от числа вынужденных мигрантов [Швецов, 2019]. В соответствии с Докладом Генерального секретаря ООН за анализируемый период 2022 г. 19,7 млн беженцев, просителей убежища, внутренне перемещенных лиц и других лиц, находящихся в ситуациях, вызывающих обеспокоенность, получили доступ к услугам по защите, включая защиту детей, профилактику гендерного

насилия и реагирование на него1. По данным ООН на первое полугодие 2022 г. количество беженцев, находящихся под мандатом УВКБ ООН, составило 21,3 млн чел. Например, Украину по состоянию на август 2022 г. с февраля покинули более 10,3 млн человек, из них в страны Европы в период с 24 февраля по 4 октября прибыли в общей сложности более 7,6 миллиона беженцев: более 5,1 млн человек перебрались в Польшу, свыше 1,9 млн украинцев уехали в Россию, более 1 млн - в Венгрию, около 964 тыс. - в Румынию, в Словакию выехали 471 тыс. украинских беженцев, в Молдавию - 557 тыс.2

В современных геополитических условиях, как никогда, важна деятельность Управления ООН по координации гуманитарных вопросов и Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. В начале 2020 г. УВКБ ООН, Агентство ООН по делам беженцев и ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный детский фонд ООН) с целью удвоения усилий по поощрению и защите прав детей-беженцев и принимающих сообществ путем их включения в национальные планы, бюджеты и системы предоставления услуг разработали масштабный план совместных действий. Данный план является обязательством этих организаций активизировать совместные усилия в рамках программы преобразований в соответствии с Глобальным договором о беженцах. Начальная фаза данного партнерства охватывает образование, защиту детей и WASH (вода, санитария и гигиена). В начале 2021 г., основываясь на информации, полученной за первый год внедрения Плана, организации договорились продлить сроки его реализации до конца 2022 г., скорректировать структуру управления Blueprint, и включить эффективные механизмы, успешно апробированные в ряде конкретных государств3.

Одной из международных организаций, играющих важную роль в регулировании вынужденной миграции, является МОМ, действующая при ООН, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам. В данную организацию входят 146 государств-членов, 13 стран имеют статус наблюдателей.

В сентябре 2022 г. МОМ опубликовала информацию о том, что в сотрудничестве с Европейской комиссией запускает совместный проект, финансируемый Европейским Союзом через Инструмент технической поддержки (TSI), для оказания помощи Верховной комиссии по миграции в Португалии (ACM) по улучшению интеграции мигрантов и беженцев в стране, в том числе лиц, перемещенных из Украины.

В связи с современной миграционной ситуацией в мире, в странах Европы в целях предотвращения перегрузки миграционных служб, разработан механизм, в основе которого лежит правило предоставления лицам, пересекающим границу стран ЕС временной защиты нежели политического убежища. В марте 2022 г., в результате оттока населения из Украины, в Совете Европы было принято решение об активации Директивы о временной защите, принятой 20 июля 2001 г., предназначенной для быстрого предоставления перемещенным лицам неотложных услуг, таких как жилье, доступ к медицинским помощи, трудоустройству

1 Доклад Генерального секретаря ООН за 2022 // ООН. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/annualreport/files/2022/09/ARWO-2022-WEB-Spread-RU.pdf (дата обращения: 04.10.2022).

2 ООН сообщила более чем о 6,3 млн беженцев с Украины в странах Европы // РБК. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/08/2022/62eacc359a79476a9a89ac27 (дата обращения: 21.08.2022).

3 План совместных действий УВКБ ООН и ЮНИСЕФ в интересах детей-беженцев // Unicef. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/emergencies/unhcr-unicef-blueprint (дата обращения: 26.09.2022).

и образованию. При этом, право на временную защиту имеют граждане Украины, проживающие там до 24.02.2022 г., а также члены их семей. В соответствии с Директивой Европейского совета 2001/55/ЕС, содержащей основные стандарты предоставления временной защиты в странах ЕС, одним из главных отличий беженцев от лиц, ищущих убежища заключается в том, что с временным статусом можно поехать в любую страну (например, где есть жилье, родные, друзья), в то время, как потенциальным беженцам такое право не предоставляется: они должны запрашивать убежище в той стране, в которую въехали изначально. Помимо этого, преимуществом временной защиты является то, что автоматически предоставляется право на работу, что касается статуса беженца - до его получения возможности работать нет.

В 2021 г. по данным Генерального секретаря ООН больше всего среди беженцев граждан Сирии, их насчитывалось более 6,6 млн чел. Под мандатом Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), которое было учреждено Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 году для оказания услуг зарегистрированным палестинским беженцам на Ближнем Востоке, в 2021 г. находилось около 5,7 млн чел. В соответствии с международным правом и принципом единства семьи дети беженцев и их потомки тоже считаются беженцами до обеспечения долгосрочного урегулирования ситуации. В связи с этим, и БАПОР, и УВКБ придерживаются мнения о том, что потомки беженцев тоже являются беженцами. Количество беженцев из Афганистана в 2021 г. составляло 2,7 млн чел. [Пайтян, 2021]. В 2021 г. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал все страны принимать беженцев из Афганистана и Сирии и воздерживаться от их депортации, ведь из-за ситуации в Афганистане, Сирии неправильно и невозможно сразу возвращать беженцев на родину, т.к. по возвращению в свои страны возникает необходимость обеспечения им достойных условий для проживания, доступа к образованию, медицинским услугам и трудоустройству [Ляховенко, 2022].

Наибольшее внимание международного сообщества сегодня приковано к вынужденным мигрантам из Украины.

Таблица 1

Соотношение лиц, пересекших границу и получивших статус беженца, из числа

жителей Украины

Государство Данные на Пересечение границы гражданами Украины Беженцы из Украины, «зарегистрированные для временной защиты»

Польша 25.10.2022 7 113 589 1 469 032

Болгария 25.10.2022 нет данных 142 806

Чехия 25.10.2022 нет данных 462 911

Словакия 25.10.2022 884 374 98 572

Румыния 23.10.2022 1 426 392 76 155

Германия 08.10.2022 1 002 668 815 134

Источник: авторская разработка

Исходя из данных таблицы, мы видим, что количество пересечений украинским населением границ стран Европы намного превышает количество зарегистрированных в качестве беженцев людей. Это обусловлено тем, что не всем лицам, подающим документы на

получение статуса беженца, будет присвоен данный статус, к тому же этот процесс занимает длительный период времени.

Польша, является одной из стран, принимающих значительное количество мигрантов, на наш взгляд, это обусловлено в том числе её территориальным положением. Получение статуса беженца в Польше, как и в любой другой стране дает определенные права: беженцы пользуются своими правами наравне с гражданами Польши, то есть могут официально работать, пользоваться медицинскими услугами и т. д., кроме того, семья беженцев бесплатно посещает курсы по польскому языку, помощь гражданам Украины регулируется принятым Правительством республики Законом «О помощи гражданам Украины в связи с вооружённым конфликтом на территории этого государства» от 12 марта 2022 г. Для того, чтобы получить статус беженца в Польше необходимо подать заявление на получение статуса беженца, если данное заявление принято, то следующим шагом будет собеседование, на котором будут заданы вопросы о том, почему лицо было вынуждено покинуть свою страну, по какому признаку было преследование, какой лицо национальности, религии и какие у него политические убеждения и т. д. После начала рассмотрения дела, лицо будет иметь право на получение пособий, проживание, питание, медицинскую помощь. Финансовая поддержка для одного украинца, самостоятельно проживающего на территории Польши, рассчитывается, исходя из общего количества членов семьи:

- на одного -161,5 EUR в месяц;

- на двоих - по 129,2 EUR в месяц;

- на троих - по 97 EUR в месяц;

- на четверых - по 81 EUR в месяц1.

Общие положения о статусе беженцев в Германии содержатся в Основном законе ФРГ, однако дал точное определение понятию «беженец», а также определил круг лиц, имеющих возможность получить данный статус Закон ФРГ по делам изгнанных и беженцев, принятый 19 мая 1953 г. В соответствии со ст. 16 Основного закона Германии статус беженца предоставляется лицам, подтверждающим политическое преследование в своей стране. В соответствии с Основным законом Германии в случае получения лицом статуса беженца, ему будут предоставлены права, равные правам граждан ФРГ. После регистрации беженцев в лагере они имеют право на оплату потребностей в питании, жилье, одежде и т. д., данная помощь может предоставляться в виде вещей, а также различных товарных купонов для их приобретения, также предусматриваются карманные деньги. Размер выплат карманных денег беженцам в лагерях составляет, на:

- взрослого без семьи, родителя-одиночку - 163 евро;

- совместно проживающих супругов, партнеров - 147 евро;

- взрослых, находящихся в больнице, а также молодежи до 25 лет, проживающих с родителями - 131 евро;

- молодого человека с 14 до 17 лет - 111 евро;

- детей с 6 до 13 лет - 109 евро;

1 Кто может получить статус беженца в Польше в 2022 году // Zagranportal. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://zagranportal.ru/polsha/emigraciya-polsha/poluchit-status-bezhenca-v-polshe.html (дата обращения: 17.09.2022).

- детей до 5 лет - 105 евро1.

В Чехии пребывание иностранных граждан, в том числе беженцев, регулируется Законом № 326/1999 Сборника законов о пребывании иностранцев на территории Чешской Республики. Чехия в пересчете на собственное население приняла наибольшее из всех стран число украинских беженцев - визы в МВД республики получили 418,8 тысячи человек, 53,6 тысяч человек приняли Прага и прилегающий к ней Центрально-Чешский край. В связи с перегрузкой данных городов (ограниченность ресурсов, как жилищных, так и финансовых) Мэрия Праги приняла решение приостановить прием беженцев из Украины. Что касается пособий для беженцев, то в региональном центре помощи (КАСРи) можно оформить выплаты в размере около 200 евро на покрытие первоочередных расходов.

Несмотря на то, что в ЕС действует единый нормативно-правовой акт, содержащий основные стандарты предоставления временной защиты, в разных странах ЕС действуют свои, установленные условия принятия вынужденных переселенцев и беженцев, определены различные размеры пособий для тех или иных категорий вынужденных мигрантов и т. д. В связи с этим множество вынужденных мигрантов выбирают в качестве страны иммиграции ту, в которой наиболее выгодные условия и размер пособий. Кроме того, иностранцы нередко прибегают к таким методам получения дополнительных пособий, как заражение ВИЧ-инфекцией.

В 2019-2022 гг. наибольшее количество беженцев в мире приняла Турция. Процедура получения статуса беженца в Турции: при въезде в страну необходимо подать заявление о необходимости предоставления убежища; затем, после прохождения регистрационного интервью и личной беседы с миграционным инспектором, в течение 15 суток будет выдано удостоверение беженца; спустя полгода беженец получит статус и документ временного ВНЖ; после чего проводится генеральное интервью, результатом которого становится получение статуса и документа постоянного ВНЖ. Таким образом, лицо, получившее статус беженца в Турции получает следующие виды поддержки:

- материальная помощь в виде пищевых наборов и др.;

- пособия на предметы первой необходимости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в соответствии с Законом об образовании Турции, возможность получения образования детям 6-14 лет;

- получение медицинских услуг2.

В связи с современной ситуацией в мире (события в Афганистане, Украине, Сирии, Нигерии, Центрально-Африканской Республике, Армении и Азербайджане), значительно увеличился приток вынужденных мигрантов в зарубежные страны, вследствие этого возникает риск возникновения национальных диаспор, которые имеют отличия от населения стран, принимающих этих мигрантов в таких сферах как: культура, язык, Возникновение диаспор связано с тем, что вынужденные мигранты, прибывшие в чужую страну на длительный срок стараются объединиться, с целью помощи друг другу, сохранения своей культуры и языка, а также упрощения адаптации в незнакомом государстве [Табасаранский, 2021]. В результате, вместо индивидуальной адаптации мигрантов в общество того

1 Размер пособия и помощь беженцам в Германии - сколько платят беженцам в Германии и других странах Европы? // Бизнес, работа и жизнь в Германии на русском. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://ru-geld.de/benefits/asylum.html (дата обращения: 17.11.2022).

2 Беженство в Турцию в 2022 году // Юридический портал для эмигрантов. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://migrator.ru/how/pmzh/bezhenstvo-v-turtsiyu (дата обращения: 18.11.2022).

государства, куда они прибыли, возникает более простой вариант: коллективная адаптация, т.е. пребывание в том обществе, которое им уже привычно. Возникновение диаспор вызывает следующие последствия: развитие ксенофобии у граждан принимающей страны, увеличение криминогенного фона в стране прибытия, неравномерность распределения мигрантов и др.

Одной из проблем является и то, что вынужденные мигранты, в связи с условиями быстрого реагирования стремятся как можно быстрее покинуть свою страну, вследствие этого вся нагрузка ложится на близлежащие страны, которые являются единственным возможным местом прибытия. Например, беженцы из Ближнего Востока отправляются преимущественно в Италию, а беженцы из Украины в Польшу. Таким образом, в странах первого въезда находится наибольшее количество вынужденных мигрантов, что также вызывает ряд проблем: неравномерное распределение иностранных граждан, нехватка жилья и финансовых ресурсов и др. В 2021 г. 72% беженцев оказались в странах, граничащих со странами их первоначального пребывания. Иными словами, страны первого прибытия не могут в одиночку нести бремя ответственности за управление миграционными потоками.

Кроме того, сейчас, из-за ситуации в Украине, в странах ЕС возникает проблема неравенства между беженцами из Украины и из других стран, т. к. Европа автоматически предоставляет первым вид на жительство и визы, и они находятся в приоритете в получении жилья и услуг для беженцев, в то время, как беженцы из других стран теснятся в переполненных центрах приема, а в некоторых случаях вынуждены жить на улице. В результате происходит формирование двухуровневой системы и дискриминация беженцев, прибывших не из Украины.

Одним из государств, для которых проблема вынужденных мигрантов считается наиболее актуальной, являются США, стабильная экономика и достаточно высокий уровень жизни привлекают значительное количество мигрантов, в том числе и вынужденных, в основном это венесуэльцы. По официальным данным ООН за 2021 г. количество венесуэльцев, вынужденно оказавшихся за границей составило 3,9 млн чел. Основной приток приходится на страны Латинской Америки, такие как Колумбия, Перу, Чили, Бразилия, однако в эти государства в основном въезжают наиболее бедные категории граждан Венесуэлы, в то время как средний класс и выше стремится эмигрировать в более развитые страны, в том числе и США [Улыбин, 2020]. В ноябре 2022 г. мигранты из Венесуэлы, Гаити, Гондураса, Гватемалы и Колумбии разбили лагерь на границе с США, более двух тысяч человек находятся в условиях антисанитарии в надежде, что американские власти вскоре откажутся от немедленной депортации нелегалов в рамках борьбы с коронавирусом1.

Заключение

Таким образом, одним из важных направлений политики многих государств является забота о вынужденных переселенцах, в том числе - беженцах. В настоящее время большинство стран мира берут на себя обязательства по предоставлению временного убежища беженцам и проводят масштабную работу, связанную с их социализацией и адаптацией, начиная со второй половины XX в., в связи с обострением проблемы миграции и увеличения вынужденной миграции, международные организации и объединения были вынуждены принять нормативно-правовые акты, регулирующие миграционные потоки.

1 Более двух тысяч латиноамериканцев скопились на границе с США // Риа Новости. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20221119/migranty-1832801437.html (дата обращения: 21.11.2022).

Исходя из вышесказанного, мы видим, что понятие вынужденный мигрант более широкое и включает в себя различные категории субъектов правоотношений: вынужденные переселенцы, беженцы, лица, ищущие убежища, внутренне перемещенные лица. Миграция населения обусловлена влиянием разнообразных факторов: социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических, особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

Вынужденная миграция несет ряд негативных последствий для принимающих стран: нелегальная миграция; повышение криминогенного фона, нагрузка на бюджет государств, принимающих вынужденных мигрантов, развитие ксенофобии у граждан принимающих государств к мигрантам, неравномерность распределения иностранных граждан (возникновение анклавов) и др.

Однако, вынужденная миграция может нести и положительные результаты для некоторых стран, принимающих вынужденных мигрантов: частичное решение демографической проблемы [Келепова и др., 2022], потенциальное увеличение налогоплательщиков, рост количества трудовых ресурсов, особенно в сферах труда, невостребованных среди коренных жителей, обретение уникальных специалистов, например, в 1Т-сфере, значительные капиталовложения в экономику государств от состоятельных лиц.

Верховный комиссар по делам беженцев Филиппе Гранди отмечает, что в последнее десятилетие ежегодно число беженцев только возрастает. Он заявил, что международному сообществу необходимо объединить усилия и сделать все, чтобы нивелировать эту тенденцию и предотвратить дальнейшие конфликты.

Список источников

1. Гукепшев А.А. Новейшие тенденции в правовом регулировании вынужденной миграции в Европейском Союзе // Закон и право. 2022. № 1. С. 243-240.

2. Келепова М.Е. Молодчик А.В., Нагорная М.С. Современные тенденции демографической политики: опыт зарубежных стран в рамках выполнения международно-правовых обязательств // Управление в современных системах. 2022. № 1(33). С. 42-47.

3. Ляховенко Е.С. Вынужденная миграция и беженцы: социально-правовой аспект // Россия сегодня: предпринимательство, инвестиции, партнерство. Взгляд молодых: статьи и тезисы докладов XXVII международной молодежной научной конференции. 2022. С. 272-273.

4. Ляховенко Е.С. Современные тенденции влияния внешних миграционных процессов на криминогенный фон в зарубежных странах и политика противодействия противоправному поведению / Е.С. Ляховенко, М.С. Нагорная // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2022. Т.1, № 1 (36). С. 63-68.

5. Пайтян Р.Х. Проблемы афганских беженцев в контексте общей проблемы международно-правового регулирования положения беженцев // Юридическая наука. 2021. № 11. С. 115-118.

6. Табасаранский Р.С. Диаспора как социальный феномен глобализирующегося общества // Вопросы развития современной науки и техники. 2021. № 2. С. 108-112.

7. Улыбин И.С. Вызовы и угрозы современного мира на примере миграционного кризиса США // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 2. С. 4349.

8. Швецов А.С. Право убежища в международном праве // Вопросы российской юстиции. 2019. № 1. С. 712-730.

9. Фархутдинова А.С. Конституционно-правовое положение вынужденных переселенцев и их статус // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5-3. С. 234-237.

LEGAL AND INSTITUTIONAL REGULATION OF THE STATUS OF FORCED MIGRANTS AT THE INTERNATIONAL AND NATIONAL LEVELS

Lyakhovenko E.S., South Ural University of Technology Nagornaya M.S., South Ural University of Technology

Abstract

In this article, based on the analysis of international and foreign normative legal acts, official statistics and media data, topical aspects of legal and institutional regulation of the status of forced migrants at the international and national levels are identified on the example of foreign countries; the specifics of various categories of forced migrants are considered: refugees, asylum seekers, internally displaced persons, internally displaced persons.

Keywords: migrant, forced migrant, internally displaced person, refugee, asylum seeker, internally displaced person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.