Научная статья на тему 'Отражение истории православных духовных училищ российской империи в дореволюционных и современных исследованиях'

Отражение истории православных духовных училищ российской империи в дореволюционных и современных исследованиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1037
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров С. А.

В данной статье исследуется историография истории духовных училищ в Российской империи синодального периода. Этот период в истории Церкви считается временем наиболее активного развития духовного образования. В статье затрагиваемая тема рассматривается в основном на примере Центрального Черноземья. Новизна исследования заключается в том, что историографию истории духовных училищ исследователи не рассматривали как самостоятельную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение истории православных духовных училищ российской империи в дореволюционных и современных исследованиях»

УДК О; 93:930

ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ УЧИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

С.А. ГОНЧАРОВ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail:

sergej.gon4arov2012@yandex.ru

В данной статье исследуется историография истории духовных училищ в Российской империи синодального периода. Этот период в истории Церкви считается временем наиболее активного развития духовного образования. В статье затрагиваемая тема рассматривается в основном на примере Центрального Черноземья. Новизна исследования заключается в том, что историографию истории духовных училищ исследователи не рассматривали как самостоятельную проблему.

Ключевые слова и фразы: Российская империя; синодальный период; духовное образование; историография; духовные училища.

Проблематика духовных училищ в настоящее время недостаточно изучена. В центре внимания исследователей всегда были духовные академии и духовные семинарии. Историография этого вопроса фактически не изучалась, мало внимания этой проблематике уделяли в дореволюционное время и в советский период. В наши дни ситуация меняется в лучшую сторону. Изучение истории духовных училищ привлекает внимание исследователей, появляются научные статьи по этой тематике, защищаются диссертации. В то же время следует сказать, что они чаще всего касаются общих проблем духовного образования, а проблематика духовных училищ освещается в них фрагментарно. Указанная тема относится к числу актуальных научных проблем, некоторые ее аспекты (сама история духовных училищ, но не историография) уже ранее рассматривались исследователями.

Фундаментальным монографическим исследованием по истории духовных учебных заведений является сочинение церковного историка П.В. Знаменского (1836 - 1917 гг.)1. Ученый довольно подробно изучил духовное образование, сам образовательный процесс в духовных учебных заведениях. Исследователь сообщает, что белгородский архиерей Епифаний (Тихорский) организовал высшее духовное училище в Харькове2. Его усердным помощником в этом деле явился князь М.М. Голицын. Местом, где располагалось училище, стал купленный за 500 рублей дом при Покровской церкви3. П.В. Знаменский отмечает, что духовные училища явили новый тип духовных учебных заведений. Он недостаточно изучил проблему духовных училищ, большая часть работы касается духовных учебных заведений до реформы 1808 - 1818 годов. Сами же духовные училища появляются именно в ходе этой реформы.

Более подробно проблематику возникновения и функционирования духовных училищ рассмотрел в своем труде Б.В. Титлинов4. Исследователь показал процесс создания в ходе реформы 1808 - 1818 годов четырехступенчатой системы духовного образования (духовные академии, семинарии, приходские и уездные училища) и его результаты. Б.В. Титлинов описал время деятельности Комиссии духовных училищ (1809 - 1839 гг.), следовательно, даже не полностью первую половину XIX века. Но его труд ценен тем, что он одним из первых заговорил об истории духовных училищ как об отдельной проблеме. Кроме того, при изучении проблематики Б.В. Титлинов показывает и отрицательные стороны в функционировании училищ. Исследователь отдельно рассматривает историю создания «Комитета о усовершении духовных училищ». Говоря об этой проблеме, Б.В. Тит-линов приводит данные, что на содержание духовных училищ в год выделялось

1 См.: Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. СПб., 2001.

2 Там же. С. 140.

3 Там же.

4 См.: Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1. Время Комиссии Духовных Училищ. К столетию духовно-учебной реформы 1808-го года. Вильна, 1908.

1 669 450 рублей5. Борис Васильевич подчеркивает, что средств на реформу по созданию духовных училищ не хватало6. Интересна данная работа и тем, что ученый очень подробно охарактеризовал духовное образование в Российской империи и историю духовных училищ в этом контексте. Говоря о духовных училищах, исследователь отмечает, что они не имели четкого устава и не отличались систематическим образованием7. Но на основании исследования Б.В. Титлинова можно сделать вывод, что обучали в православных духовных училищах даже лучше, чем ожидали.

И.А. Чистович, как и Б.В. Титлинов, в первую очередь в своем исследовании рассматривает деятельность «Комитета о усовершении духовных училищ», говоря, что «проект этот был весьма отличным»8. Исследователь особо говорит о роли М.М. Сперанского в проведении реформы духовного образования, включая реформу по созданию духовных училищ. И.А. Чистович сообщает о материальном обеспечении этих учебных заведений, о способах по изысканию сумм на содержание духовных училищ9. Этот ученый говорит о духовных училищах, подчеркивая только положительные стороны. Можно сказать, что благодаря этому работа И.А. Чистовича является недостаточно объективной.

В начале XX столетия вышла работа Ф.Н. Белявского10. В данном исследовании говорится о реформе духовной школы в 1896 - 1899 годах, о подготовке к созыву Поместного Собора и о реформе духовных учебных заведений 1906 года11. Ценность этой работы заключается в том, что ученый показал не только положительные, но и отрицательные стороны реформ. По мнению исследователя, все преобразования духовных школ Российской империи не затрагивали главного, то есть сословного характера духовного образования. Ф.Н. Белявский отмечает, что во главу угла в духовных учебных заведениях следовало поставить задачу воспитания православного христианина и его воцерковление. Несмотря на то, что основной темой его произведения является история высших духовных учебных заведений, история духовных училищ также рассматривается данным исследователем.

Среди исследований краеведческого характера, изданных до революции, интересна работа А.М. Дренякина12. В ней приводятся важные данные по образовательным учреждениям, включая духовные. В статистических таблицах по храмам встречается информация об Училищно-Николаевской церкви, которая была так названа из-за того, что при ней в 1843 году учредили духовное училище13. В перечне духовных учебных заведений названо Николаевское духовное училище, которое располагалось в здании Белгородского Николаевского мужского монастыря. В нем обучалось 144 учащихся, из них 39 на полном казенном содержании14.

При изучении проблематики истории духовных училищ на региональном уровне представляют интерес «Епархиальные ведомости». Например, в «Воронежских епархиальных ведомостях» встречается информация по исключению из духовных учебных заведений. 3 октября 1866 года из низшего отделения Бирюченского духовного училища был исключен ученик Иван Затонский по итогам экзамена, после чего он был определен к Митрофановской церкви села Хлевище на пономарское место15. Из высшего отделения Бирюченского духовного училища уволили воспитанника Ивана Мешковского и определили к Покровской церкви слободы Марьевки Бирюченского уезда на пономарское ме-

5 См.: Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1. Время Комиссии Духовных Училищ. К столетию духовно-учебной реформы 1808-го года. Вильна. С. 25.

6 Там же. С. 26.

7 Там же. С. 24.

8 Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия Духовных Училищ. СПб., 1894. С. 20 - 21.

9 Там же. С. 2l.

10 См.: Белявский Ф.Н. О реформе Духовных школ: в 2-х ч. Ч. 1: Краткий очерк прошлого средней духовной школы. СПб., l907.

11 Гончаров С.А. Дореволюционная историография российского духовного образования синодального периода || Религия - наука - общество: проблемы и перспективы взаимодействия: материалы II международной научно-практической конференции l - 2 ноября 20l2 года. Пенза - Саратов - Семей, 20l2. С. lll.

12 См.: Дренякин А.М. Белгород с уездом: Историко-статистический очерк. Харьков, 1882.

13 Там же. С. l8.

14 Там же. С. 26.

15 О местах священно-церковно-служительских 11 Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 3. С. 48.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. -jgg

2013 № 22 (165). Выпуск 28

сто16. Из среднего отделения Воронежского духовного училища после экзамена был исключен ученик Иван Петров и определен к Ильинской церкви слободы Осмаковой Бирюченского уезда, которая числилась за семейством покойного пономаря Шрамкова, с обязательством выделять семейству умершего половину дохода17. Следует сказать, что даже при исключении из училища воспитанники получали места при церквях, обычно пономарские. Это заставляло их не волноваться за учебу, влияло на дисциплину среди учащихся. Обер-прокурор Святейшего Синода Дмитрий Андреевич Толстой распорядился предоставить пособие начальникам и наставникам четырех духовных училищ Воронежской епархии. Оно было распределено по Воронежскому училищу на 11 лиц в размере 565 рублей, по Павловскому на 5 лиц выделили 330 рублей, по Бирюченскому духовному училищу на 5 лиц определили 315 рублей, а по Задонскому - 290 рублей на 5 лиц18. Присутствуют данные о ректорах и преподавательском составе по шести духовным училищам на территории Воронежской епархии (Воронежское, Павловское, Бирюченское, Задонское, Новочеркасское и Усть-Медведицкое)19. Определением Синода от 5 апреля 1866 года в духовных училищах Воронежской епархии сократили двухчасовые уроки на полуторачасовые. Основанием сокращения времени послужила обременительность для наставников и для воспитанников20. В «Епархиальных ведомостях» публиковались разрядные списки учащихся после экзаменов. Например, за 1865 - 1866 учебные годы есть списки по Павловскому духовному училищу21, Бирюченскому духовном училищу22, Задонскому духовному училищу23, Усть-Медведицкому духовному училищу24, Воронежскому духовному училищу25.

Что касается советского периода, то вопрос истории духовных училищ отдельно фактически не рассматривался. Главной и характерной чертой историографии этого периода является воинствующий атеизм и отрицание роли духовного образования в жизни общества. Историографическую ситуацию в России изменило празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, если точнее сказать, не изменило, а начало менять в лучшую сторону, подтолкнув многих исследователей к переориентации научных интересов. Можно сказать, что именно с этого времени формируются принципы отношения к духовному образованию в современной отечественной науке. Советское руководство окончательно пересмотрело свою политику по отношению к Русской Православной Церкви26. В результате к настоящему времени сложились центры изучения истории Церкви, в которых и в тесных контактах с которыми создано большое количество исследований по основным актуальным проблемам российского духовного образования.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

16 О местах священно-церковно-служительских // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 4. С. 76.

17 О местах священно-церковно-служительских // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 5. С. 105.

18 Распоряжения по духовно-учебному ведомству // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 4. С. 73.

19 См.: Воронежская епархия в настоящем ее составе // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 6. С. 134 - 140.

20 Распоряжения по духовно-учебному ведомству // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 11. С. 232.

21 Разрядный список учеников Павловского духовного уездного училища, составленный после внутренних испытаний, бывших в июле месяце за 1865 - 1866 первый учебный год / / Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 18. С. 424 - 428.

22 См.: Список учеников Бирюченского духовного уездного училища, составленный после испытаний, произведенных в июле месяце за 1865 - 1866 учебный год // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 19. С. 443 - 446.

23 См.: Список учеников Задонского духовного уездного училища, составленный после испытаний, произведенных в июле месяце 1866 года // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 20. С. 476 - 478.

24 См.: Список учеников Усть-Медведицкого духовного училища, составленный после июльских испытаний 1865 - 1866 учебного года // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 21. С. 504 - 506.

25 См.: Список учеников Воронежского духовного училища, составленный после внутренних испытаний, бывших в месяцах июне и июле первого 1865 - 1866 учебного года / / Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 22. С. 530 - 534; Список учеников Воронежского духовного училища, составленный после внутренних испытаний, бывших в месяцах июне и июле первого 1865 - 1866 учебного года (Окончание) // Воронежские епархиальные ведомости. 1866. № 23. С. 559 - 564

26 Патрахин Л., протоиер. Жемчужина воронежского края. Храм Рождества Христова в Анне. Воронеж, 2012. С. 75.

Основные центры по изучению истории Русской Православной Церкви в наше время сосредоточены в российской столице. В начале 1990-х годов был создан Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, в котором почти сразу очевидным фактом стало устремление к изучению истории Церкви. Нельзя не отметить значения для науки ежегодной богословской конференции Свято-Тихоновского университета, собирающей основных светских и церковных ученых, работающих в области изучения истории Русской Православной Церкви и истории духовного образования.

Историография духовного образования постсоветского периода характеризуется переосмыслением роли Русской Православной Церкви в историческом развитии российского государства. Перемены по отношению к церковной деятельности постепенно привели к изменениям идеологических установок в исторических работах, посвященных российскому духовному образованию. Новые условия развития исторической мысли позволили отойти от отрицания института духовной школы, характерного для советской историографии.

Постановка вопроса о существовании такой сферы исторической науки как историография духовного образования стоит сейчас довольно остро. В России только в 2005 -2006 годах по истории Русской Церкви защищено было не менее 60 светских диссертаций27. Часть из них затрагивала и российское духовное образование. В наши дни проблематика церковной историографии рассматривается в контексте смежных тематик. Можно сказать, что и об институционализации, то есть о возникновении соответствующих научных центров этой сферы, не приходится говорить28.

В Московской духовной академии постоянно защищаются диссертации по богословию исторического содержания, имеющие особое значение для историографии в целом (например, работы игумена Петра (Еремеева) и Г.Е. Колыванова по истории духовного образования, включающие материал по духовным семинариям и училищам). В главном университете России - Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова - достаточно часто в последние годы защищаются диссертации по истории Русской Церкви и духовного образования. Лидером среди кафедр по числу работ по этой тематике является кафедра отечественной истории XIX - начала XX веков.

В последнее время появились диссертации, связанные с проблематикой истории духовных училищ. Среди них можно выделить работы Н.Н. Богемской29, А.И. Конючен-ко30, А.М. Торгашина31, О.П. Федирко32, Л.А. Шуклиной33. Н.Н. Богемская говорит в своем исследовании о реформе духовного образования в 1860 - 1880 годах, включая в исследование материал и по духовным училищам. А.М. Торгашин изучал проблематику на примере Пензенской губернии. Л.А. Шуклина рассматривает историю духовных образовательных учреждений в контексте просвещения в регионе на примере Курской губернии, затрагивает в своем диссертационном исследовании историю духовных училищ.

В наши дни появляется все больше статей, касающихся истории духовных училищ. К ним можно отнести исследования В.В. Денисова34, Н.Н. Богемской35, Ю.С. Можиной36,

27 Мраморнов А.И. Актуальные проблемы современной российской историографии истории Русской Церкви (к вопросу об институциализации отрасли гуманитарного знания) // Богослов.ги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/367i72.html

29 См.: Богемская Н.Н. Реформа системы образования Русской Православной Церкви и ее влияние на последующую деятельность духовенства: 1860 - 1880 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2004.

30 См.: Конюченко А.И. Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX -начале XX века: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Челябинск, 1996.

31 См.: Торгашин А.М. Система православного образования и православные духовно-учебные заведения Пензенской губернии в контексте социально-политических перемен в XIX - начале XX века: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Пенза, 2001.

32 См.: Федирко О.П. Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии (1862 -1918 гг.): автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Благовещенск, 2001.

33 См.: Шуклина Л.А. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв.: По материалам Курской губернии: дисс. ... канд. ист. наук. Курск, 2005.

34 См.: Денисов В.В. Учебные заведения в монастырях Верхнего Поволжья (вторая половина XIX -начало XX века) / / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2013. № 5 (31): в 2-х ч. Ч. II. С. 47 - 50.

28 Там же.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28

Л.Е. Шапошникова37, А.И. Конюченко38, С.Л. Сивохиной39, Н.В. Воробьева40 и т. д. Все эти исследователи рассматривают историю духовных училищ в региональном контексте, используя краеведческий материал. Особый интерес вызывает работа Денисова Валерия Витальевича. Автор рассматривает дореволюционные учебные заведения при монастырях Верхнего Поволжья в XIX - начале XX века. Исследователь говорит о монастырских духовных училищах, описывает учебный процесс этих заведений. Именно эти духовные учебные заведения сейчас наиболее слабо изучены. В.В. Денисов приводит конкретные статистические данные. Так, в 70-х годах XIX столетия в училище при Богоявленском женском монастыре Углича восемь преподавателей вели занятия с девятнадцатью учащимися. Значительное количество детей пользовалось монастырскими столом, учебниками и квартирами, а на собственном содержании было только шесть человек41.

Среди региональных исследований по данной проблематике следует выделить работу белгородского краеведа А.Н. Крупенкова42. Когда автор говорит об истории Николаевского монастыря, он сообщает, что в Белгороде было открыто уездное духовное училище, которое размещалось здесь до 1883 года, после чего оно переехало в освободившиеся здания духовной семинарии43. Кроме того, интерес представляет работа «Православие и культура в Белгородском крае. Документы и материалы XVIII века. Посвящается 2000-летию христианства»44. В данном исследовании есть значительный материал по истории духовных учебных заведений Центрального Черноземья. При изучении духовного образования на территории Белгородчины интересно исследование под редакцией архиепископа (ныне митрополита) Иоанна (Попова)45. В данной работе говорится о духовных школах XVIII века, которые в дальнейшем стали основой для создания духовных учи-лищ46. В исследовании протоиерея Леонида (Патрахина)47 дается материал по выпускникам духовных училищ, которые служили в храме Рождества Христова в Анне.

Теоретическое и методологическое осмысление проблемы истории духовного образования стало отличаться в последнее время концептуальным многообразием. Из работ этого периода, посвященных проблемам реформирования Церкви и духовной школы, следует особо выделить труды С.В. Римского48, В.А. Федорова49, А.В. Беляевой50, М.А. Бабкина51. Эти

35 См.: Богемская Н.Н. Уровень преподавания и профессиональная подготовка преподавателей Алек-сандро-Невского, Псковского и Новгородского духовных училищ // XII - I Вишняковские чтения «Высшее профессиональное образование в регионе: проблемы и перспективы». СПб.; Бокситогорск, 2010. С. 24 - 28.

36 См.: Можина Ю.С. Духовные училища в системе православного образования Орловской епархии в начале XX века // Четвертые Яхонтовские чтения. Рязань, 2008. С. 595 - 603.

37 См.: Шапошников Л.Е. Современные подходы к реформе православного богословского образования // Православие и проблемы воспитания: материалы VII Рождественских православно-философских чтений. Н. Новгород, 2000. С. 56 - 62.

38 См.: Конюченко А.И. Духовные училища Оренбургской епархии накануне преобразования по Уставу 1867 года / / Проблемы социально-экономического и политического развития Урала в XVIII - XX веках. Челябинск, 1997. С. 82 - 94.

39 См.: Сивохина С.Л. Духовные училища Новгородской епархии в 1-ой половине XIX века // Тезисы докладов и сообщений итоговой научной конференции, 16 - 17 декабря 1997. Новгород, 1997. С. 31 - 32.

40 См.: Воробьев Н.В. Времен связующая нить: История Кинешемского духовного училища и педагогического колледжа. Иваново, 2008.

41 Денисов В.В. Указ. соч. С. 48.

42 См.: Крупенков А.Н. Белгородская старина. Белгород, 2011.

43 Там же. С. 24.

44 См.: Православие и культура в Белгородском крае. Документы и материалы XVIII века. Посвящается 2000-летию христианства, авт.-сост. О.Б. Пономарева. Белгород, 1999.

45 См.: Храмы Белгородской и Старооскольской епархии, под ред. Иоанна, архиеп. Белгородского и Старооскольского. Белгород, 2005.

46 Там же. С. 11.

47 См.: Патрахин Л., протоиер. Жемчужина воронежского края. Храм Рождества Христова в Анне. Воронеж, 2012.

48 См.: Римский С.В. Российская церковь в эпоху великих реформ. М., 1999.

49 См.: Фёдоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (1700 - 1917).

М, 2003.

50 См.: Беляева А.В. Церковь и государство в России в начале 20 века: Учебное пособие по спецкурсу «Государство. Общество. Церковь. XX век». Ярославль, 1999.

51 См.: Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX века - конец 1917 года). М., 2007.

ученые рассматривают проблематику духовных училищ в контексте истории духовного образования и истории Русской Православной Церкви в Российской империи.

Среди современных исследователей отечественного духовного образования выделяется профессор Московской духовной академии и семинарии А.И. Осипов52. Автор анализирует изменения в системе православного духовного образования, рассматривает их как способ правительственного регулирования религиозной политики в стране. Исследователь выявляет причины актуализации религиозной политики в начале XIX века и показывает неизбежность централизации управления религиозными организациями, вскрывая последствия такого политического курса. Данным исследователем установлена связь между образовательной концепцией и конфессиональной политикой правительства императора Александра I. Алексей Ильич Осипов отдельно не рассматривает в своей работе духовные училища, но показывает тенденции того времени, касающиеся духовного образования в целом. Эти тенденции относятся также и к функционированию духовных училищ.

С.Л. Фирсов53 через призму отношений Церкви и государства выявляет значение церковных иерархов в подготовке реформ, созыве Всероссийского Поместного Собора и восстановлении канонического строя церковного управления. Отдельно он рассматривает судьбу российской православной духовной школы. Работу этого ученого отличает источниковедческое мастерство, умение с помощью анализа источника вскрыть порой не замечаемые исследователями процессы и явления. Труд историка концептуален и имеет аналитическую направленность. У Сергея Львовича есть многочисленные последователи и ученики.

Из Интернет-ресурсов следует выделить работу священника Игоря (Затолокина)54. Это исследование основано на архивном материале Государственного архива Курской области. Статья священнослужителя дает хороший обзор по истории духовных училищ, которые находились на территории Курской епархии. Интересно исследование священника Владимира (Русина)55. Автор использует краеведческий материал, затрагивающий историю Белгородчины, и данные Государственного архива Курской области. В этой работе священник Владимир Михайлович Русин рассказывает о Старооскольском духовном училище, показывает его роль в деле просвещения. В электронной православной энциклопедии «Древо» есть данные по духовным училищам Центрального Черноземья, например, по Бирюченскому56, Задонскому57, Ольховатскому58, Павловскому59, Брянскому60, Воронежскому61 и другим. Интересна статья о Данковском духовном училище, в которой говорится о преподавательском и ученическом составе этого учебного заведения, о преподаваемых предметах62. Про Тамбовское духовное училище информацию можно почерпнуть из работы епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия63. Основная ин-

52 См.: Осипов А.И. Русское духовное образование // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 3. С. 52 - 61.

53 См.: Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2002.

54 Затолокин И., свящ. Духовное образование в синодальную эпоху (на примере Курской епархии) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orthedu.ru/ch_hist/zatolokin.htm

55 Русин В.М., свящ. Последние дни Старооскольского духовного училища [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kavicom.ru/pages/view/1911

56 Бирюченское духовное училище / / Свободная православная энциклопедия «Древо» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/21403.html

57 Задонское духовное училище / / Свободная православная энциклопедия «Древо» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/23295.html

58 Ольховатское духовное училище // Свободная православная энциклопедия «Древо» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/21374.html

59 Павловское духовное училище // Свободная православная энциклопедия «Древо» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/19955.html

60 Брянское духовное училище // Свободная православная энциклопедия «Древо» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/21943.html

61 Воронежское духовное училище / / Свободная православная энциклопедия «Древо» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/21858.html

62 Старых Г.В. Данковское духовное училище [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gvstar.ucoz.ru/index/dankovskoe_dukhovnoe_uchilishhe/0-19

63 Феодосий, еп. Тамбовский и Мичуринский. Тамбовская Духовная семинария накануне и в период реформ духовных учебных заведений 1808 - 1818 годов // Официальный сайт Тамбовской митрополии Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eparhia-tmb.ru/archierey/trudy-vladyki/nakanune-reform/

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28

формация в этой статье касается семинарии, но есть материал и по духовному училищу. Про это же духовное заведение сказано в статье «Тамбовское духовное училище»64. Важные данные по истории данного образовательного учреждения есть в исследовании «Духовное образование в Тамбовской епархии»65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование показало, что в дореволюционной историографии истории духовных училищ можно заметить апологетический подход. Фактически все духовные учебные заведения, включая духовные училища, показывали с положительной стороны, а недостатки старались отодвинуть на второй план. Именно благодаря этому не все работы по этой тематике можно считать объективными. Из дореволюционных исследований по истории духовных училищ наиболее подробными и охватывающими все сферы функционирования этих духовных учебных заведений, являются труды Б.В. Титлинова и И.А. Чистовича. Большинство же других дореволюционных авторов об училищах сообщают в контексте истории духовного образования в Российской империи. Эта тенденция находит свое отражение и в постсоветской историографии. В современной историографии истории духовных училищ мы видим сдвиг в положительном направлении. Возрастает количество работ по истории духовных училищ на примере конкретных учебных заведений, появляются научные диссертации, затрагивающие историю православных духовных училищ, можно встретить списки учащихся конкретных учебных заведений. Если рассматривать дореволюционную и современную историографию истории духовных училищ, то можно увидеть преемственность в подходах. В современных исследованиях, как и в работах авторов синодального периода, преобладает тенденция к освещению именно положительных сторон в деятельности данных учебных заведений. Историография истории духовных училищ рассматривалась лишь частично, да и то в контексте смежных проблематик. В заключении необходимо сказать, что современные исследования отражают плюрализм мнений, позволяют взглянуть на проблематику православных духовных училищ без ограничений идеологическими рамками.

64 Тамбовское духовное училище [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tambovia.ru/ dukhovnoe_uchilishhe.html

65 История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица. Духовное образование в Тамбовской епархии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tambovdoc.ru/issledovaniya/lektsii-po-istorii-eparhii/l4-duhovnoe-obrazovanie-v-tambovskoy-eparhii-v-xviii-nach-xx-vv.php

THE REFLECTION OF THE HISTORY OF ORTHODOX RELIGIOUS SCHOOLS IN RUSSIAN EMPIRE IN PRE-REVOLUTIONARY AND MODERN RESEARCHES

Belgorod National Research University

e-mail:

sergej.gon4arov2012@yandex.ru

SA GONCHAROV

In this article we research historiography of the history of Religious Schools in synodical period in Russian Empire. This period in Church history is considered to be the time of the most active development of the Religious Education. In the article the involved topic is basically being described with the example of the Central Black Earth territory. The novelty of the research is that the researchers hadn’t examined the historiography of the history of Religious Schools as the independent problem yet.

Keywords and phrases: Russian Empire, Synod period, Religious Education, historiography, Religious Schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.