Научная статья на тему 'Отражение исторического контекста через пространственно-временные символыв опере-балладе С. М. Слонимского «Мария Стюарт»'

Отражение исторического контекста через пространственно-временные символыв опере-балладе С. М. Слонимского «Мария Стюарт» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Категории пространства и времени / балладный хронотоп / жанр баллады / С. М. Слонимский / опера-баллада «Мария Стюарт» / «Новый Ренессанс». / Categories of space and time / ballad`s chronotope / ballad genre / S. M. Slonimsky / opera-ballad «Mary Stuart» / new Renaissance.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сорокина Екатерина Александровна, Кутилина Алёна Алексеевна

В статье рассматриваются особенности отражения авторской картины мира в пространственно-временной структуре музыкального произведения. Раскрывается специфика отображения исторического контекста через комплекс пространственно-временных маркеров. В частности, исследуется обращение композитора к средневеково-ренессансному пласту культуры как способу диалога прошлого и современности. Выбранная в качестве материала исследования опера-баллада«Мария Стюарт» С. М. Слонимского ярко иллюстрирует возникший в советской культуре 70–80-х годов интерес к старинной музыке. Ключевым звеном в раскрытии исторического контекста становится обращение к старинному жанру баллады,заявленному автором уже в заголовке произведения. В статье выявляются ключевые символы рассматриваемой эпохи, анализируются характерные признаки жанра баллады, особенности сюжета и драматургии произведения, а также комплекс интонационно-выразительных средств, которые ярко отражают специфику средневековой культуры. В заключение, на основе выявленных элементов исторического контекста, делается вывод о том, что пространственно-временные символы встречаются на всех уровнях музыкального произведения и являются ключевым средством диалога эпох, позволяя вовлекать в художественную среду настоящего культурно-эстетические ценности прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the Historical Context by Means of Space and Time Symbols in the Opera-Ballad of S. M. Slonimsky «Mary Stuart»

The article studies the reflection of the author's conception in the space-time structure of a musical composition. The specifics of the historical context representation by a complex of space-time markers are revealed. The authors focus on the composer's attention to the Medieval-Renaissance layer of culture as a way of a dialogue between the past and the present. The opera-ballad «Mary Stuart» by S. M. Slonimsky, chosen as the research material, distinctly illustrates the interest in ancient music that emerged in the Sovietculture of the 1970–1980s. The key link in the presentation of the historical context is using the ancient genre of the ballad, declared by the author in the title of the work. The article identifies the key symbols of the Renaissance: the original features of the ballad genre,the features of the story and composition of the work, and also a complex of intonation and expressive means that distinctly reflect the specifics of Medieval culture. Based on the identified elements of the historical context, it is concluded that space-time symbols are found at all levels of a musical composition and are key means of dialogue between epochs, allowing to involve the cultural and aesthetic values of the past in the cultural environment of the present.

Текст научной работы на тему «Отражение исторического контекста через пространственно-временные символыв опере-балладе С. М. Слонимского «Мария Стюарт»»

Сорокина Екатерина Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова Sorokina Ekaterina Aleksandrovna, PhD (Arts), Associate Professor at the History and Theory of Music Department of the Tambov State Musical and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov

E-mail: sorokina_e_al@mail.ru

Кутилина Алёна Алексеевна, аспирант кафедры истории и теории музыки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова

Kutilina Alyona Alekseevna, Postgraduate Student at the History and Theory of Music Department of the Tambov State Musical and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov

E-mail: alyona.kutilina@yandex.ru

ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛЫ В ОПЕРЕ-БАЛЛАДЕ С. М. СЛОНИМСКОГО «МАРИЯ СТЮАРТ»

В статье рассматриваются особенности отражения авторской картины мира в пространственно-временной структуре музыкального произведения. Раскрывается специфика отображения исторического контекста через комплекс пространственно-временных маркеров. В частности, исследуется обращение композитора к средневеково-ренессансному пласту культуры как способу диалога прошлого и современности. Выбранная в качестве материала исследования опера-баллада «Мария Стюарт» С. М. Слонимского ярко иллюстрирует возникший в советской культуре 70-80-х годов интерес к старинной музыке. Ключевым звеном в раскрытии исторического контекста становится обращение к старинному жанру баллады, заявленному автором уже в заголовке произведения. В статье выявляются ключевые символы рассматриваемой эпохи, анализируются характерные признаки жанра баллады, особенности сюжета и драматургии произведения, а также комплекс интонационно-выразительных средств, которые ярко отражают специфику средневековой культуры. В заключение, на основе выявленных элементов исторического контекста, делается вывод о том, что пространственно-временные символы встречаются на всех уровнях музыкального произведения и являются ключевым средством диалога эпох, позволяя вовлекать в художественную среду настоящего культурно-эстетические ценности прошлого.

Ключевые слова: Категории пространства и времени, балладный хронотоп, жанр баллады, С. М. Слонимский, опера-баллада «Мария Стюарт», «Новый Ренессанс».

REFLECTION OF THE HISTORICAL CONTEXT BY MEANS OF SPACE AND TIME SYMBOLS IN THE OPERA-BALLAD OF S. M. SLONIMSKY «MARY STUART»

The article studies the reflection of the author's conception in the space-time structure of a musical composition. The specifics ofthe historical context representation by a complex of space-time markers are revealed. The authors focus on the composer's attention to the Medieval-Renaissance layer of culture as a way of a dialogue between the past and the present. The opera-ballad «Mary Stuart» by S. M. Slonimsky, chosen as the research material, distinctly illustrates the interest in ancient music that emerged in the Soviet culture of the 1970-1980s. The key link in the presentation of the historical context is using the ancient genre of the ballad, declared by the author in the title of the work. The article identifies the key symbols of the Renaissance: the original features of the ballad genre, the features of the story and composition of the work, and also a complex of intonation and expressive means that distinctly reflect the specifics of Medieval culture. Based on the identified elements of the historical context, it is concluded that space-time symbols are found at all levels of a musical composition and are key means of dialogue between epochs, allowing to involve the cultural and aesthetic values of the past in the cultural environment of the present.

Key words: Categories of space and time, ballad's chronotope, ballad genre, S. M. Slonimsky, opera-ballad «Mary Stuart», new Renaissance.

Категории времени и пространства играют важнейшую роль в художественном творчестве, отражая события объективной реальности. Особенности отражения данных категорий в произведении определяются спецификой авторской концепции. Так А. Б. Темирболат отмечает, что «время и пространство, являясь важнейшими характеристиками реальной действительности, пронизывая быт, сознание людей, выступают объективными условиями существования художественного произведения» [9, с. 6]. Проблемы отражения данных категорий в творческом методе автора и их определения в структуре текста сочинения являются фундамен-

тальными направлениями исследования. Несмотря на весомое количество научных работ, посвящённых вопросам хронотопа произведения, в музыковедении применение пространственно-временных соотношений как структурообразующего элемента текста и их использование в рамках целостного анализа музыкального произведения встречается не часто. На сегодняшний день эта область исследования остаётся малоизученной и дискуссионной.

Актуальность данного вопроса обусловлена возрастающим интересом научного сообщества к проблеме интерпретации категорий времени и пространства

в художественном произведении. Это связанно с распространением в XX веке феномена «договаривания» культуры (А. С. Соколов) [8, с. 354] и формированием культурологического метода композиторского творчества (В. Г. Тарнопольский) [2, с. 25]. Кроме того, изучение пространственно-временных координат художественного текста, а также систематизация основных типов хронотопа придают ясность и полноту аналитическим представлениям о содержании и форме произведения, являясь перспективным направлением научного анализа.

Целью статьи является раскрытие специфики отражения исторических событий в художественном произведении через особенности воплощения пространственно-временных категорий. Научная новизна данной работы заключается в выявлении способов воплощения хронотопических параметров в авторских концепциях на примере оперы-баллады «Мария Стюарт» С. М. Слонимского.

Исходя из цели, в статье решаются следующие задачи: 1) проследить принципы воплощения пространственно-временных символов в художественном творчестве на примере произведения С. М. Слонимского; 2) изучить специфику отражения исторического хронотопа в индивидуально-авторской концепции С. М. Слонимского в опере-балладе «Мария Стюарт»; 3) выявить ключевые символы времени и пространства, а также комплекс интонационно-выразительных средств, отражающих особенности исторического контекста в опере-балладе «Мария Стюарт» С. М. Слонимского.

Специфика пространственно-временных категорий, отражённая в произведении, аккумулируется в рамках явления художественного хронотопа. Заимствованный из естествознания данный термин вошёл в музыковедение благодаря исследованиям известного русского философа, культуролога и литературоведа М. М. Бахтина. Хронотоп определяется как своеобразная система координат, в которой разворачивается содержание художественного произведения. Л. А. Гоготошвили характеризует его как «эстетическую категорию, отражающую амбивалентную связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств» [1, с. 307].

Хронотоп в произведении искусства имеет существенное жанровое значение. М. А. Чернухина в своём исследовании приводит заключение В. Г Щукина о том, что «жанр стремится к своему завершению в определённом хронотопе — времени-месте свершения» (цит. по [10, с. 46]). В некоторых жанрах, преимущественно эпического склада, возможно использование различных типов хронотопа, в том числе и в рамках одного произведения.

Особенно в этом плане показателен жанр баллады. Важную роль в нём играет эпическое повествование, рассказ какой-либо истории, вследствие чего категории времени и пространства оказываются подвижны и соотносятся в зависимости от хода развития сюжета. Время в балладе может быть эпическим (отражающее какие-

либо приметы описываемой эпохи) и непосредственно балладным (лишённое исторически конкретных примет) [4]. В свою очередь элементы балладного пространства обусловлены её фольклорными, национальными корнями. Также возможны своеобразные переключения между реальностью и фантастикой, диалог прошлого и настоящего. Подобные смены планов повествования обуславливают поэтику баллады, являются характерной чертой данного жанра, а также создают особую ауру, родственную кинематографичности.

Характеристики категорий времени и пространства в музыкальном произведении оказываются обусловлены спецификой творческого метода композитора и конкретной авторской концепцией. Так, нередко в рамках жанра баллады происходит обращение к различным историческим сюжетам. В этом отношении интересен пример оперы-баллады «Мария Стюарт» С. М. Слонимского. Автор в произведении, пользуясь приёмами поэтизации прошлого, отражает своеобразный диалог современности с эстетическими категориями эпохи Возрождения. В данной культуре композитора заинтересовали романтизированность, рыцарство, некоторые приёмы вокальной исполнительской манеры, а также старинные жанровые модели. Баллада как один из основных жанров музыкально-поэтической культуры данного периода в отношении пространственно-временной символики оказалась особенно привлекательной. Принцип балладности в опере является ключевым, что подчёркивает и сам С. М. Слонимский, выведя данную жанровую принадлежность в подзаголовок оперы. Обращение композитора к балладе неслучайно, так как она, являясь по существу старинным жанром, на протяжении многих веков не теряет своей актуальности и обладает способностью отражать картину мира прошлого. Специфика преломления жанровых черт баллады в опере «Мария Стюарт» была рассмотрена авторами данной статьи в другой работе в ином ракурсе исследования [3].

Опера-баллада «Мария Стюарт», наряду с такими произведениями, как опера «Гамлет» и вокальный цикл «Песни Трубадуров», представляет группу сочинений композитора, обращённых к средневеково-ренессанс-ной культуре. Характеризуя композиторское наследие С. М. Слонимского, М. Г. Рыцарева отмечает, что «каждая <...> линия его творчества требовала своего выхода и обобщения в большом музыкально-сценическом сочинении» [5, с. 174]. Созданная в 1981 году, данная опера стала обобщением музыкальных исканий С. М. Слонимского конца 70-х и начала 80-х годов.

Действие оперы происходит в Шотландии 1560-х годов. Насыщенная сюжетная линия произведения отражает события драматичного периода в истории этой страны — два года правления королевы Марии Стюарт, за время которых она оказалась обманута близкими ей людьми и стала жертвой религиозных и политических распрей.

Опера наполнена множеством пространственно-временных маркеров, очень точно отражающих культуру и исторический контекст, в рамках которого разворачи-

вается действие. Так символы эпохи Ренессанса прослеживаются в литературной составляющей произведения, в частности, в либретто оперы. Оно создано известным российским писателем и публицистом Я. А. Гординым, основным жанром в творчестве которого является историческая проза. Близость либретто старинному европейскому музыкально-поэтическому искусству выражена в использовании характерных стихотворных форм, специфике метроритмической организации текста и стилистических особенностях лексики. Использование цитат оригинальных сочинений рассматриваемой эпохи также помогает создать историческую достоверность в либретто. К примеру, в одном из центральных номеров оперы — Сонете Шателяра, где раскрываются любовные чувства героя к королеве Марии, автор обращается к подлинному (в переводе В. Левика) тексту Пьера де Ронсара — французского поэта XVI века.

Образ вереска также становится одним из пространственно-временных маркеров, отражающих атмосферу эпохи в данном произведении. Это растение, являющееся национальным символом Шотландии, играет немаловажную роль в драматургии произведения и в различных интерпретациях встречается во всех характеристиках ключевых персонажей оперы. По сюжету вереск оказывается враждебным знаком для сторонников Марии Стюарт. Так, в хоре баронов и толпы из первого действия вереск упоминается как символ смерти. Данный образ возникает и во время непосредственного сражения двух противоборствующих сторон. Яркий пример — Баллада Босуэла, в которой вереск упоминается в описании места битвы. Символ вереска аллегорично предвещает трагический исход и в песенке Мэри Сэтон, предвосхищающей свадебную сцену. Об этом подробнее: [3, с. 533-534].

Важной составляющей балладного хронотопа является наличие типизированных образов. Например, персонажа-рассказчика, отражающего позицию и отношение автора к текущим событиям. В данном произведении это Грустный и Весёлый скальды — носители древнескандинавской певческой культуры, выполняющие функцию своеобразных рапсодов, ведущих философское повествование о происходящих в опере событиях. Персонажи играют важную роль в драматургии произведения: они являются символами средневеково-ренессансной культуры. По мнению М. А. Сапонова, именно менестрели «заполняли музыкальную жизнь своей эпохи. Задавали тон музыкальным вкусам и художественному мировоззрению современников» [6, с. 31]. Творчество скальдов, опираясь на музыкально-поэтическую традицию, сочетало в себе лирику и эпос. Контрастно-противоположные образы этих героев раскрываются в самом начале оперы в двух песнях, являющихся их музыкальными портретами.

Оперу открывает именно характеристика Грустного скальда, выполняющая функцию пролога. Его песня представляет собой отстранённый философский рассказ о тяготах жизни. Эпичность повествования здесь подчёркивается неспешностью темпа, метроритмической

ровностью, а также наличием характерных черт жанра баллады: куплетно-строфического строения, вариантной повторности тематизма (интонационно-ритмическая попевка выполняет функцию рефрена), периодичности (см. прим. 1).

Пример 1. Действие I. Прелюдия. Первая песня Грустного скальда

Andantino

Грустный скальд (перед занавесом)

Привлекает внимание структура данного номера — небольшой инструментальный проигрыш разделяет два куплета. Данная форма характерна для построения средневековой вокальной баллады. Мелодика песни также отражает стилистику старинных образцов жанра: избегание вводнотоновых оборотов, диатоничность, трихордовость, фоновые квартовые и квинтовые созвучия. Благодаря тембровому разнообразию в партии оркестра воспроизводится звучание старинного инструментального ансамбля: арфа позволяет создать эффект игры на лютне, а в группе деревянно-духовых инструментов не используется кларнет (его тембровая окраска возникла в оркестре в более поздний период).

Подобные вставные номера, по мнению М. Г. Ры-царевой, выполняют в опере функцию «балладных рефренов» [5, с. 178]. Эти музыкальные портреты пронизывают всю композицию «Марии Стюарт» и являются частью балладного хронотопа, так как в них раскрываются ключевые образы-символы эпохи.

Другими примерами вставных рефренов в опере являются баллады Босуэла. В них раскрываются образы средневековой рыцарской культуры. Сам персонаж в диалоге подчёркивает свою социальную принадлежность. В конце первого действия Мария Стюарт просит у него защиты, и тот клянётся ей в верности. В характеристике лорда Босуэла автор снова обращается к жанру баллады как к одному из вариантов средневековых песенно-ку-плетных фиксированных форм formex fixes) [6, с. 145]. Примечательно, что в музыкальных номерах именно этого персонажа жанровое обозначение баллады отражено в названии.

Образцом военно-героической песни является Первая

74

баллада Босуэла. Эпический характер звучания подчёркивает сдержанный темп, постепенное развёртывание повествования, использование синкопированного ритма (см. прим. 2). Музыкальная ткань баллады насыщена характерными элементами средневековых образцов жанра — мелодика вокальной партии строится на вариантных повторах краткой мелодической попевки, максимально приближенной к устной речи. Воплощению образа способствует фанфарность звучания, призывные решительные интонации, а «холодный» колорит группы низких струнных ассоциируется с мужественным рыцарским образом.

Пример 2. Действие II. Эпизод VIII. Первая баллада Босуэла

-р на

Обращение к старинным жаровым моделям, в данном случае к балладе — одно из главных средств стилизации прошлого и способов отражения исторического контекста в этом произведении. Баллада как один из основных музыкально-поэтических жанров эпохи Возрождения является ключевым временным символом в этом произведении. Черты данного жанра заметны на различных уровнях: в музыкальной составляющей отдельных номеров и в целом построении оперы. Балладность оперы становится целостным явлением, проявившим себя во всех аспектах произведения, не ограничиваясь только жанровой составляющей. Принципы балладности проявляются в том числе и в сложной, разветвлённой композиционной структуре «Марии Стюарт». Вокальные номера чередуются с оркестровыми интерлюдиями, выполняющими функцию инструментальных балладных рефренов. Также в опере присутствует множество характерных для данного жанра внесюжетных контрастных вставных эпизодов, а основное действие получает художественное обрамление прелюдией и эпилогом. Помимо основной балладной характеристики, в назва-

ниях вставных номеров оперы встречаются и другие обозначения вокальных и танцевальных жанров эпохи Возрождения, являющихся в данном случае временными маркерами — канцона, притча, вечерняя песня, а также павана, гальярда, пантомима.

Интерес С. М. Слонимского к различным художественным концепциям предыдущих эпох связан с важной для него идеей «Нового Ренессанса» [7, с. 5]. Через воплощение в современном художественном произведении различных исторических пространственно-временных маркеров и эстетических концепций предыдущих эпох в композиторском творчестве прослеживается принцип диалога культур. В этом отношении имя С. М. Слонимского особенно выделяется в галерее современных авторов. В каждом своём сочинении, отражающем старинные стилистические и эстетические единицы, ему удаётся проникнуть в самую суть явления и достоверно воссоздать его исторический контекст. При воспроизведении какой-либо стилевой единицы старинные жанры не становятся объектом поверхностной стилизации, а создаются как образцы профессионального музыкального искусства той или иной эпохи и включают в себя систему образов, действующих в конфликтной драматургии данного произведения.

Таким образом, опера-баллада «Мария Стюарт» в творческом наследии С. М. Слонимского является показательным примером диалога с культурными традициями прошлого. Через различные пространственно-временные маркеры, такие как использование характерных элементов средневековой певческой традиции, применение элементов англо-саксонской культуры, национальной шотландской символики и др., в произведении происходит обращение к творческим принципам менестрельной и рыцарской культуры, а также раскрываются различные аспекты эстетики эпохи Возрождения. Ключевым в опере становится именно принцип балладности, пронизывающий все уровни в «Марии Стюарт» — от структурно-композиционного строения оперы в целом до средств выразительности, используемых в конкретном номере. Различные пространственно-временные маркеры помогают отразить в хронотопе данного произведения исторический контекст Ренессанса. Диалог эпох в рамках произведения искусства таким образом становится главным смысловым критерием, создающим возможность осознания идейного родства далёких поколений. Оживая в авторских концепциях и образах произведений искусства культурные и эстетические ценности прошлого, преодолевая пространство и время, вовлекаются в культурную среду настоящего.

Литература

1. Гоготишвилли Л. А. Хронотоп // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Т. 4: Т-Я. М.: Мысль, 2001. С. 307308.

2. Жоссан Н. Ю. Претворение фольклора в ракурсе постмодернизма (на материале отечественной музыки второй

половины ХХ века) // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 2 (23). С. 25-34.

3. Кутилина А. А. Принципы балладности в опере «Мария Стюарт» С. М. Слонимского как проявление культуры менестрелей // Музыка в современном мире: наука, педа-

гогика, исполнительство: Сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции, Тамбов, 15февраля 2019 года. Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова», 2019. С. 527-536.

4. Мисюров Н. Н., Глонти Н. Н. Баллада как феномен немецко-русских литературных связей (некоторые наблюдения над текстом) // Вестник Омского университета. 1997. № 2. С. 55-59.

5. Рыцарева М. Г. Композитор Сергей Слонимский: монография. Л.: Сов. Композитор, 1991. 253 с.

6. Сапонов М. А. Менестрели: Книга о музыке средневековой Европы. М.: Классика-ХХ1, 2004. 399 с.

7. Слонимская Р. Н, Шитикова Р. Г. Сергей Слонимский и Новый Ренессанс // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: Сборник статей по материалам Международного форума к 80-летию Сергея Слонимского, Санкт-Петербург, 04-07 апреля 2012 года. СПб.: Lennex Corporation, Edinburgh, 2014. С. 5-8.

8. Соколов А. С. «Post scriptum» как модус композиторского высказывания // Научный вестник Московской консерватории. Том 13. Выпуск 2 (июнь 2022). С. 354-367.

9. Темирболат А. Б. Проблема хронотопа в современной прозе: учебное пособие. Алматы, 2003. 199 с.

10. Чернухина М. А. Проблема хронотопа в философии культуры // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 2-4. С. 44-47.

References

1. Gogotishvilli L. A. Khronotop [Chronotope] // Novaia fi-losovskaia entsyklopedia [The New Philosophical Encyclopedia]. In 4 volumes. Vol. 4: T-IA. M.: Mysl, 2001. P. 307-308.

2. Zhossan N. lu. Pretvorenie folklora v rakurse postmoderniz-ma (na materiale otechestvennoi muziki vtoroi polovini XXveka) [The implementation of folklore in the perspective of postmodernism (based on the material of Russian music ofthe second half of the XX century)] // Problemy musikalnoy nauki [Problems of music science]. 2016. № 2 (23). P. 25-34.

3. Kutilina A. A. Printsipy balladnosti v opere «Mariia Stiuart» S. M. Slonimskogo kak proiavlenie kultury menestrelei [The principles of the ballad in S. M. Slonimsky's opera «Mary Stuart» as a manifestation of the culture of minstrels] // Muzyka v sovre-mennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitelstvo: Sbormik statei po materialam XV Mezhdunarodnoi nauchno-practicheskoi kon-ferentsii, Tambov, 15 fevralia 2019 goda [Music in the modern world: science, pedagogy, performance: Collection of articles based on the materials of the XV International scientific and practical conference, Tambov, February 15, 2019]. Tambov: Tambovskoe oblastnoe gosudarstvennoe biudzhetnoe obrazo-vatelnoe uchrezhdenie vyshego professionalnogo obrazovania «Tambovskii gosudarstvennii muzikalno pedagogicheskiy institut im. S. V. Rakhmaninova», 2019. P. 527-536.

4. Misiurov N. N., Glonti N. N. Ballada kak fenomen nemets-ko-russkikh literaturnykh sviazei (nekotorye nabludenia nad tekstom) [Ballad as a phenomenon of German-Russian literary relations (some observations on the text)] // Vestnik Omskogo uiversiteta [Bulletin of Omsk University]. 1997. № 2. P. 55-59.

5. Rytsareva M. G. Kompozitor Sergei Slonimskii: monografia [Composer Sergey Slonimsky: monograph]. L.: Sov. Kompozitor, 1991. 253 p.

6. Saponov M. A. Menestrelli: Kniga o muzyke srednevekovoi evropy [Minstrels: A Book about the music of Medieval Europe]. M.: Klassika-XXI, 2004. 399 p.

7. Slonimskaia R. N., Shitikova R. G. Sergei Slonimskii i Novyi Renessans [Sergei Slonimsky and the New Renaissance] // Otrusskogo Serebrianogo veka k Novomu Renesansu: Sbornik statei po materialam Mezhdynarodnogo foruma k 80-letiu Ser-geia Slonimskogo, Sankt-Peterburg, 04-07 aprelya 2012 goda [From the Russian Silver Age to the New Renaissance: A collection of articles on the materials of the International Forum for the 80th anniversary of Sergei Slonimsky, St. Petersburg, April 04-07, 2012]. SPb.: Lennex Corporation, Edinburgh, 2014. P. 5-8.

8. Sokolov A. S. «Post scriptum» kak modus kompozitorskogo vyskazyvania [«Post scriptum» as a mode of a composer's utterance] // Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii [Scientific Bulletin of the Moscow Conservatory]. Tom 13. Vypusk 2 (June 2022). P. 354-367.

9. Temirbolat A. B. Problema khronotopa v sosremennoi proze: uchebnoe posobie [The issue of chronotope in Modern Prose: a textbook]. Almaty, 2003. 199 p.

10. Chernukhina M. A. Problema khronotopa v filosofii kultury [The issue of chronotope in the philosophy of culture] // Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universite-ta [Bulletin of Vyatka state university for the humanities]. 2011. № 2-4. P. 44-47.

Информация об авторах

Екатерина Александровна Сорокина E-mail: sorokina_e_al@mail.ru

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова» 392000, Тамбов, ул. Советская, дом 87

Information about the authors

Ekaterina Aleksandrovna Sorokina E-mail: sorokina_e_al@mail.ru

Tambov Regional State Budget Educational Institution of Higher Education «Tambov State Musical and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov» 392000, Tambov, 87 Sovetskaya Str.

Алёна Алексеевна Кутилина E-mail: alyona.kutilina@yandex.ru

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова» 392000, Тамбов, ул. Советская, дом 87

Alyona Alekseevna Kutilina E-mail: alyona.kutilina@yandex.ru

Tambov Regional State Budget Educational Institution of Higher Education «Tambov State Musical and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov» 392000, Tambov, 87 Sovetskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.