Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В КУЛЬТУРЕ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ'

ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В КУЛЬТУРЕ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / ФИННО-УГОРСКИЙ НАРОД / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов К. М.

Введение. Представлена характеристика эмоциональной культуры группы финно-угорских народов, отражающей накопленный обществом эмоциональный опыт и являющейся неотъемлемой частью общей культуры. В ее содержание входят психологические знания, практические умения и навыки управления эмоциями и чувствами, отношение к людям. Цель исследования - выявить эмоциональное содержание культуры финно-угорских народов. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели применялась методика психологического анализа языка как важнейшего носителя эмоциональной культуры. В качестве объекта анализа были использованы словари четырех финно-угорских народов: коми, удмуртов, мари и эрзи. Предметом психологического анализа выступили слова, отражающие эмоциональные явления. Были задействованы два параметра анализа эмоциональных категорий: знак и форма эмоциональных явлений. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показал, что эмоциональный опыт занимает важное место в языке и культуре исследуемых финно-угорских народов. В их языках насчитывается в среднем 315 эмоциональных категорий, отражающих разнообразные по содержанию и форме эмоциональные явления. Это свидетельствует о широте эмоционального опыта этнических групп. Данный показатель характеризуется незначительными отклонениями от среднего значения, что говорит о близости эмоционального опыта народов. В нем находят отражение все основные формы эмоциональных явлений: эмоциональные процессы, эмоциональные феномены, эмоциональные свойства и состояния, эмоциональные свойства действий. Обнаружены этнические особенности в количественном соотношении указанных параметров. Установлено, что доминирующее место в структуре эмоционального опыта занимают негативные эмоции при минимальном различии между данными этническими группами. Заключение. Эмоциональная реальность входит в сферу жизненных интересов людей и осваивается ими. Она находит отражение в культуре любого, в том числе финно-угорского, народа. Однако этнические особенности их эмоционального опыта и эмоциональной культуры остаются неизученными. Перспективной является задача создания целостной концепции эмоциональной культуры каждого финно-угорского народа, включающей знания об эмоциях и чувствах, приемы управления ими и отношение к людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF EMOTIONAL EXPERIENCE IN THE CULTURE OF THE FINNO-UGRIC PEOPLES

Introduction. The article presents the characteristic of emotional culture, reflecting the emotional experience accumulated by society. It is seen as an integral part of the overall culture. Its content includes psychological knowledge, practical skills in managing emotions and feelings, and attitudes toward people. The purpose of the study is to identify the emotional content of the culture of the Finno-Ugric peoples. Materials and Methods. To achieve this goal, the author used the methodology of psychological analysis of the language as the most important carrier of emotional culture. As an object of analysis the dictionaries of four Finno-Ugric peoples: Komi, Udmurts, Mari and Erzia were also used. The subject of psychological analysis were the words reflecting emotional phenomena, for example, sad, angry, joyful, embarrassed, etc. The following analysis parameters were used: sign and form of emotional phenomena. Results and Discussion. The analysis showed that emotional experience takes an important place in the language and culture of the relevant Finno-Ugric peoples. In their language, there are, on average, 315 emotional categories that reflect emotional phenomena that are diverse in content and form. This indicates the breadth of the emotional experience of these peoples. This indicator is characterized by slight deviations from the average value, which indicates the proximity of the emotional experience of these peoples. All the basic forms of emotional phenomena are reflected in their emotional experience: emotional processes, emotional phenomena, emotional properties and conditions, emotional properties of actions. Ethnic features were found in the quantitative ratio of these indicators. It was established that the dominant place in the structure of emotional experience is occupied by negative emotions with a minimal difference between these ethnic groups. Conclusion. Emotional reality is included in the sphere of people's interests and, in one way or another, is mastered by them. That is why it is reflected in the culture of any people, including the Finno-Ugric ones. However, the ethnic characteristics of their emotional experience and emotional culture remain unexplored. A promising task is to create a holistic concept of the emotional culture of every Finno-Ugric people, including knowledge about emotions and feelings, methods of managing them and attitude to people.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В КУЛЬТУРЕ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ»

Научная статья ISSN 2076-2577 (Print), 2541-982X (Online)

УДК 159.922

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.79-89 [^c^^^J

Отражение эмоционального опыта в культуре финно-угорских народов

Константин Михайлович Романов

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия

Введение. Представлена характеристика эмоциональной культуры группы финно-угорских народов, отражающей накопленный обществом эмоциональный опыт и являющейся неотъемлемой частью общей культуры. В ее содержание входят психологические знания, практические умения и навыки управления эмоциями и чувствами, отношение к людям. Цель исследования - выявить эмоциональное содержание культуры финно-угорских народов. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели применялась методика психологического анализа языка как важнейшего носителя эмоциональной культуры. В качестве объекта анализа были использованы словари четырех финно-угорских народов: коми, удмуртов, мари и эрзи. Предметом психологического анализа выступили слова, отражающие эмоциональные явления. Были задействованы два параметра анализа эмоциональных категорий: знак и форма эмоциональных явлений.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показал, что эмоциональный опыт занимает важное место в языке и культуре исследуемых финно-угорских народов. В их языках насчитывается в среднем 315 эмоциональных категорий, отражающих разнообразные по содержанию и форме эмоциональные явления. Это свидетельствует о широте эмоционального опыта этнических групп. Данный показатель характеризуется незначительными отклонениями от среднего значения, что говорит о близости эмоционального опыта народов. В нем находят отражение все основные формы эмоциональных явлений: эмоциональные процессы, эмоциональные феномены, эмоциональные свойства и состояния, эмоциональные свойства действий. Обнаружены этнические особенности в количественном соотношении указанных параметров. Установлено, что доминирующее место в структуре эмоционального опыта занимают негативные эмоции при минимальном различии между данными этническими группами. Заключение. Эмоциональная реальность входит в сферу жизненных интересов людей и осваивается ими. Она находит отражение в культуре любого, в том числе финно-угорского, народа. Однако этнические особенности их эмоционального опыта и эмоциональной культуры остаются неизученными. Перспективной является задача создания целостной концепции эмоциональной культуры каждого финно-угорского народа, включающей знания об эмоциях и чувствах, приемы управления ими и отношение к людям.

Ключевые слова: человек, культура, язык, финно-угорский народ, эмоциональная культура, структура эмоциональной культуры, эмоциональный опыт, этнические особенности эмоционального опыта

Для цитирования: Романов К. М. Отражение эмоционального опыта в культуре финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 79-89. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.79-89.

Введение

Культура является неотъемлемым свойством человеческого общества. Она содержит выработанный в процессе общественно-исторического развития опыт постижения и освоения окружающего мира: природы, предметной среды и людей как субъектов и личностей; включает в себя то, что значимо для людей. Передаваясь от поколения к поколению, культура обеспечивает постоянное воспроизводство, существование и развитие человека. Под ее влиянием происходит преобразование генетически заданных

натуральных психических функций - их очеловечивание [5; 10].

Человек - это не природный, а культурный феномен. С момента рождения ребенок оказывается погруженным в культуру и не может ни стать, ни оставаться человеком в иных условиях, например в условиях социальной изоляции. Известно, что дети, выросшие вне культуры, лишены того, что делает их людьми. Следовательно, можно говорить о том, что в культуре (или какой-то ее части) заключена психологическая сущность человека: са-

© Романов К. М., 2021

Finno-Ugric World. 2021. Vol. 13, no. 1 79

мосознание, личностные свойства, отношения, интересы, убеждения, чувства, воля, всевозможные схемы поведения и т. п. Усваивая именно эту часть культуры, ребенок становится полноценным субъектом и личностью со всеми присущими человеку свойствами: сознанием, когнитивными процессами (восприятием, мышлением, воображением, памятью и др.), способностями, эмоциями, чувствами и т. д. [1; 5; 10].

Среди множества структурных компонентов человека важнейшее место занимает эмоциональная сфера, в состав которой входят эмоции и чувства, а также механизмы и способы управления ими. В психологии эмоции определяются как непроизвольные реакции человека на значимые жизненные ситуации. Субъективно они представлены в форме всевозможных переживаний: удивления, гордости, радости, вины и др. Главной особенностью подобных ситуаций является то, что они затрагивают те или иные жизненные интересы человека, при этом происходит нарушение привычного для него равновесного душевного состояния.

Эмоции играют ключевую роль в регуляции душевного состояния, поведения, общения, деятельности, межличностных отношений и физиологических процессов. Они составляют основу межличностных отношений и чувств: любви, ненависти, симпатии, уважения, презрения и др.; обладают огромным энергетическим потенциалом. Под их влиянием происходит значительное изменение психофизиологических возможностей человека: либо их усиление, либо ослабление. Именно эмоции определяют душевное самочувствие человека: хорошее - плохое, приятное - неприятное, нормальное - ненормальное. Они оказывают серьезное влияние на состояние здоровья. Без преувеличения можно сказать, что эмоции - это очень важный фактор человеческого бытия, ими насыщены все сферы жизни: семейные отношения, трудовая деятельность, взаимоотношения с людьми, религиозные верования, досуг и др. [4; 7; 18; 19].

Необходимым условием эффективного взаимодействия человека с другими людьми является понимание их эмоциональных состояний. Без этого нельзя выстроить разумные и конструктивные способы общения. Понимание человеком своих эмоций и умение управлять ими выступают также необходимым условием собственного бытия и одним из показателей личностной зрелости [10; 17].

Эмоциональная реальность как важнейший фактор человеческого бытия оказывает влияние на реализацию любых жизненных интересов и потребностей. Ее нельзя обойти или проигнорировать - ее надо понять и принять. В качестве социально значимой реальности она представлена в культуре и называется эмоциональной культурой. В ней содержится исторически выработанный эмоциональный опыт народа, включающий знания об эмоциях и чувствах, способы управления ими, отношение к людям. В результате усвоения данного опыта человек становится носителем эмоциональной культуры, обретает способность психологически грамотно обращаться с эмоциями и чувствами. Это возможно при условии, если он имеет необходимые психологические знания, хорошо ориентируется в эмоциональных явлениях, владеет способами воздействия на них, умеет устанавливать благоприятные межличностные отношения. Чем выше уровень развития у человека эмоциональной культуры, тем более успешной и благополучной будет его жизнь, в том числе отношения с людьми [10].

Эмоциональная культура в зависимости от того, кто является ее носителем и субъектом - конкретный человек или социальная общность, - существует в двух формах: как индивидуальный (личностный) и как общественный феномен. Как личностный феномен она характеризуется индивидуальными особенностями, выражающимися в степени открытости эмоциональной жизни, интенсивности эмоциональных реакций, устойчивости чувств и отношений, уровне владения эмоциями, эмоциональной предпочтительности и др. Как общественный

феномен она обладает этническими особенностями, которые проявляются в содержании и широте эмоционального опыта, открытости и интенсивности эмоционального мира, отношении к людям (представителям своего и чужого этноса), способах выражения чувств, способах управления эмоциями и др.

Каждый народ имеет свою эмоциональную культуру, сложившуюся на протяжении исторического развития. В ней аккумулирован совокупный опыт освоения аффективной реальности. Носителями эмоционального опыта этноса являются художественные тексты, сказки, народные песни, обряды, произведения живописи и скульптуры и др.

Эмоциональная культура содержит важнейшую информацию о народе. Можно сказать, что это уникальный эмоциональный портрет этноса, прототип эмоциональной сферы каждого его представителя. Он воспроизводится в каждом поколении людей. Именно поэтому существуют этнические особенности эмоциональной сферы: итальянцы экспрессивны, представители кавказских народов вспыльчивы и страстны, японцы эмоционально сдержанны и закрыты и т. д. [10].

Большой интерес представляет эмоциональная культура финно-угорских народов. Разработка соответствующей проблемы связана с поиском ответов на ряд вопросов, например: что общего в эмоциональной культуре финно-угорских народов? Чем отличается эмоциональная культура финно-угорских народов от эмоциональной культуры других народов: русского, татарского, немецкого и др.? Каковы особенности эмоциональной культуры разных финно-угорских народов? Ответы на эти вопросы важны для оптимизации межэтнических отношений, что весьма актуально как для отдельных регионов, так и для России в целом. Дело в том, что любые межчеловеческие отношения (уважение, любовь, симпатия, дружба и др.) базируются на эмоциональной основе. То же самое можно сказать и о конфликтах, в том числе межэтнических.

Обзор литературы

Этнические особенности эмоциональной культуры до сих пор остаются плохо изученными. Особенно это касается финно-угорских народов. Можно выделить только единичные работы, посвященные исследованию отдельных элементов их эмоциональной культуры. Так, в работе А. А. Гагаева и Н. В. Кудаевой раскрываются эмоциональные особенности и ценности мордовского народа. Авторами, в частности, отмечается, что для представителей этноса характерна сдержанность в выражении эмоций и чувств. По сравнению с русскими и некоторыми другими народами они являются эмоционально более сдержанными и закрытыми. Выделяется также отличительная ментальная черта мордовского народа - позитивное отношение к людям [6].

С. И. Баляев описал такие элементы эмоциональной культуры мордовского народа, как отношение к себе и отношение к своему этносу, составляющие этническую идентичность. Исследователь констатировал своеобразное размывание этнической идентичности эрзян и мокшан [2].

О. Н. Романовой и Д. К. Романовым осуществлен психологический анализ мордовских народных сказок как носителей психологической, в том числе эмоциональной, культуры. С помощью методики контент-анализа установлено, что в сказках отчетливо представлен эмоциональный опыт народа: отношения, чувства, способы воздействия на эмоции, критические для возникновения эмоций ситуации и формы выражения эмоций и т. д. [15].

В наших предыдущих работах описаны особенности эмоциональной культуры отдельных финно-угорских народов, выявленные с помощью психологического анализа языка, в частности зафиксированный в языке объем знаний об эмоциях и чувствах. Элементы эмоциональной культуры мордовского народа выделены в народных песнях и традиционных обрядах: свадебном обряде, обряде прощания, похоронном обряде и др. Все они привяза-

ны к важнейшим жизненным событиям: свадьбам, рождению детей, похоронам, праздникам - и несут большую эмоциональную нагрузку. В них зафиксирован этнический опыт управления эмоциями, эффективного переживания подобных событий. Данное направление исследований представляет особый интерес в связи с тем, что позволяет определить регуля-тивно-практические компоненты эмоциональной культуры, т. е. способы управления эмоциями и чувствами [11-14].

Богатый эмоциональный опыт того или иного народа отражен в изобразительном искусстве, творчестве лучших его представителей. Например, в произведениях получившего всемирную известность мордовского скульптора Степана Эрьзи запечатлен широкий спектр всевозможных эмоций. Однако этот эмоциональный опыт до сих пор остается неизученным.

Исследования говорят о том, что эмоциональный опыт присутствует в самых разных носителях культуры финно-угорских народов. Можно утверждать, что на протяжении исторического развития эти народы создали свою эмоциональную культуру.

Этническое направление исследований эмоциональной культуры является весьма актуальным, перспективным и значимым в практическом плане. В эмоциональной культуре каждого финно-угорского народа содержатся уникальные и ценные для психотерапевтической практики элементы, которые со временем могут быть безвозвратно утеряны. Поэтому их необходимо выявить и сделать достоянием научной общественности. Знание и понимание эмоциональных особенностей финно-угорских народов важны также для укрепления позитивных межэтнических отношений в соответствующих регионах страны. В теоретическом плане кросс-культурный подход к исследованию эмоциональной культуры позволяет получить более полное и точное научное представление об эмоциональной сфере личности.

Материалы и методы

Цель данной работы - изучить и описать особенности эмоционального опыта четырех финно-угорских народов: коми, удмуртов, мари и эрзи. Для изучения эмоционального опыта был использован контент-анализ соответствующих слова-рей1. Всего было проанализировано более 140 000 слов, что придает высокую достоверность полученным результатам. При выборе методики мы предполагали, что в языке сконцентрирован психологический опыт народа. Язык составляет основу культуры. Посредством языка и речи осуществляются фиксирование, аккумуляция и трансляция опыта постижения людьми окружающего мира (в том числе самих себя), происходят социализация людей и формирование высших психических функций: мышления, памяти, воображения, внимания, эмоций, сознания и др. Через призму усвоенных понятий человек воспринимает и понимает окружающий мир, других людей и самого себя [8; 16]. Язык во многом предопределяет этнические особенности людей.

Психологический анализ словарей был направлен на выделение слов, отражающих эмоциональные явления, например радость, страх, волнение, и являющихся носителями эмоционального опыта этноса [3; 9]. Усваивая их, ребенок овладевает соответствующими умственными действиями, с помощью которых понимает эмоциональные состояния людей, в том числе собственные.

Для сравнительного анализа эмоционального опыта разных народов могут применяться следующие параметры: объем, знак, форма, временные характеристики, содержание, функциональный статус и модальность эмоций. В рамках данного исследования использовались такие параметры, как знак и форма. На основе соответствующего анализа можно выявить важные особенности эмоционального опыта финно-угорских народов.

1 См.: Безносикова Л. М., Айбабина Е. А., Коснырева Р. И. Коми-русский словарь: 31 000 слов. Сыктывкар, 1995; Васильев М. В., Учаев З. В. Марийско-русский словарь: 35 000 сл. Йошкар-Ола, 2003; Удмуртско-русский словарь: ок. 50 000 слов / сост.: Т. Р. Душенкова и др. Ижевск, 2008; Эрзянско-русский словарь: ок. 27 000 слов / под ред. Б. А. Серебренникова и др. М., 1993.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анализа показывают, что в языках всех рассматриваемых народов представлено примерно одинаковое количество эмоциональных категорий: коми - 343 ед. (1,1 % от объема словаря), удмуртском - 308 (0,58), марийском - 320 (0,8), эрзянском - 291 ед. (1,1 %). Средний показатель составляет 315,5 ед. при минимальном разбросе значения (в пределах 27,5 ед.). С точки зрения психологии этот показатель можно считать достаточно высоким. Он говорит о том, что данные финно-угорские народы довольно хорошо ориентируются в эмоциональных явлениях. Максимальное значение показателя у народа коми - 343 ед., минимальное - у эрзянского народа - 291 ед., т. е. различие в широте эмоционального опыта между исследуемыми финно-угорскими народами не превышает 52 ед. Это позволяет говорить об эмоциональной идентичности народов. Мы не можем оценить их эмоциональный опыт в терминах «хороший» или «плохой», «соответствующий норме» или «не соответствующий норме», «высоко развитый» или «низко развитый» и т. д. В настоящее время подобные нормативы не приняты. Более корректно считать, что каждый народ имеет такой эмоциональный опыт, которого достаточно для его благополучного существования. Как часть национальной культуры он уникален и полезен прежде всего для своего народа.

Рассмотрим соотношение эмоциональных категорий по знаку представленных в них эмоций. В зависимости от знака в психологии принято выделять три вида эмоций: положительные, отрицательные и двойственные.

Положительные эмоции возникают в ситуациях, благоприятствующих удовлетворению жизненных интересов, потребностей и мотивов. Субъективно они переживаются как приятные состояния, например радость, удовольствие, наслаждение, счастье и т. п. Вольно или невольно человек стремится создать их у себя

и по возможности усилить и продлить. Аналогичную стратегию поведения он практикует и во взаимодействии с родными и близкими людьми. Это приводит к поддержанию и улучшению межличностных отношений. На основе положительных эмоций возникают позитивные отношения и чувства: симпатия, уважение, любовь и др. Положительные эмоции сигнализируют человеку о личном благополучии, успешности жизни и удовлетворенности ею. В этом и состоит их онтологический смысл.

Отрицательные эмоции порождаются ситуациями и обстоятельствами, препятствующими реализации жизненно важных интересов, потребностей и мотивов. Субъективно они переживаются как неприятные, а в некоторых случаях невыносимые состояния, такие как горе, страх, тоска, вина, стыд и т. д. Человек старается предотвратить возможность возникновения подобных эмоциональных состояний, а когда они возникают - избавиться от них. Точно так же он ведет себя и по отношению к близким людям - старается оградить их от неприятностей и страданий. На основе отрицательных эмоций возникают негативные отношения и чувства: ненависть, презрение, отвращение и т. п., а также всевозможные фобии, от которых очень трудно избавиться. Отрицательные эмоции сигнализируют о том, что человек находится в неблагоприятной зоне бытия, неправильно ведет себя, совершает ошибки, сталкивается с опасностью, в том числе смертельной. Игнорирование этих эмоциональных сигналов создает реальную угрозу жизни человека. В этом заключается онтологический смысл отрицательных эмоций, которые являются более важными для существования и выживания человека, чем положительные.

Двойственные эмоции интегрируют в определенном соотношении положительные и отрицательные эмоции. Они отражают факт противоречивости жизненных ситуаций и многозначности отношений человека с окружающим миром и людьми. Конкретная ситуация может благоприятствовать реализации одних

Таблица 1. Количественное соотношение эмоциональных категорий в языках по знаку эмоций Table 1. The quantitative ratio of emotional categories in languages by the sign of emotions

Язык / Language Положительные эмоции / Positive emotions Отрицательные эмоции / Negative emotions Двойственные эмоции/ Dual emotions Всего / Total

Количество слов / Number of words % Количество слов / Number of words % Количество слов / Number of words %

Коми / Komi 83 24,3 225 65,6 35 10,1 343

Удмуртский / Udmurt 67 21,8 205 66,5 36 11,7 308

Марийский / Mari 70 21,9 215 67,2 35 10,9 320

Эрзянский / Erzya 71 24,4 190 65,5 30 10,1 291

Средние показатели / Average indicators 72,75 23,1 208,75 66,2 34 10,8 315,5

потребностей и желаний и в то же время создавать трудности для удовлетворения других.

Обратимся к результатам психологического анализа эмоциональных категорий. Среднее для всех этнических групп значение показателя отрицательных эмоций равно 208,75 ед. (66,2 %), что свидетельствует об их доминировании в жизненном опыте исследуемых народов. Одновременно можно утверждать, что представители этих этнических групп в отрицательных эмоциональных состояниях разбираются значительно лучше, чем в положительных. Этнические особенности данного количественного показателя выражены очень слабо. Максимальное значение наблюдается у народа коми - 225 ед., минимальное отмечается у эрзянского народа - 190 ед. Однако процентные показатели у всех четырех народов почти одинаковы.

Положительный эмоциональный опыт в языках исследуемых народов значительно беднее. Среднее значение соответствующего показателя равно 72,75 ед. (23,1 %), что почти в три раза ниже показателя отрицательных эмоций. В относительном выражении он изменяется в интервале от 21,8 до 24,4 %, т. е. почти одинаков у всех этнических групп. Это говорит об отсутствии этнических особенностей.

Двойственные эмоции в языках данных финно-угорских народов представлены слабо - 34 ед. (10,8 %). В этом отно-

шении этнических особенностей также не обнаружено.

Результаты анализа эмоционального опыта четырех финно-угорских народов в зависимости от знака эмоций приведены в табл. 1.

Таким образом, данным финно-угорским народам свойственна одинаковая структура эмоционального опыта. Ведущее место в нем занимает отрицательный эмоциональный опыт, затем идет положительный, на последнем месте находится двойственный. Подобная структура эмоционального опыта скорее всего характерна не только для финно-угорских, но и для других народов, т. е. она является универсальной. Это может говорить о наибольшей важности для выживания людей отрицательных эмоций. Они сигнализируют о неблагоприятных, опасных и даже гибельных для человека жизненных ситуациях, другими словами, охраняют его. Игнорирование этих эмоциональных сигналов приводит к гибели человека. Для положительных эмоций, сигнализирующих о пространстве жизненного благополучия, такая функция нехарактерна. Обозначенная проблема требует дополнительного исследования.

Важную информацию об эмоциональном опыте можно получить с помощью анализа эмоциональных категорий в соответствии с формой выраженных в них эмоциональных явлений. Последние могут иметь форму процессов или устой-

Таблица 2. Количественное соотношение эмоциональных категорий в языках по форме эмоций Table 2. The quantitative ratio of emotional categories in languages by the form of emotion

Язык / Language Эмоциональные феномены / Emotional phenomena Эмоциональные процессы / Emotional processes Эмоциональные свойства (состояния)/ Emotional properties (states) Эмоциональные свойства действий / Emotional properties of actions Всего / Total

Количество слов / Number of words % Количество слов / Number of words % Количество слов / Number of words % Количество слов / Number of words %

Коми / Komi 89 25,9 104 30,6 84 24,4 66 19,1 343

Удмуртский / Udmurt 83 27,0 171 55,5 42 13,7 12 3,8 308

Марийский / Mari 70 21,9 156 48,7 62 19,4 32 10,0 320

Эрзянский / Erzya 84 28,8 100 34,4 70 24,1 37 12,7 291

Средние показатели / Average indicators 81,5 25,8 132,7 42,1 64,5 20,4 36,75 11,6 315,45

чивых свойств. В языке они представлены разными частями речи: глаголами, причастиями, деепричастиями, прилагательными, существительными и наречиями.

Эмоциональные процессы характеризуются жесткими временными границами и выраженной динамикой. В языке они представлены преимущественно глаголами (например, со значением 'беспокоиться', 'гордиться', 'стыдиться', 'страдать', 'горевать', 'тосковать'). В них четко прослеживается эмоциональная активность субъекта - эмоциональные акты или действия переживания. Человек может успокаивать себя или других, бороться со своим страхом, страдать и т. п. [3].

Эмоциональные свойства (состояния) являются более протяженными во времени: от нескольких часов до многих дней и даже месяцев. Они отличаются также стабильностью. Эмоциональные свойства (состояния) выражены в языке прилагательными (например, со значением 'веселый', 'подавленный', 'грустный', 'смущенный').

Эмоциональные свойства действий в языке представлены наречиями (например, со значением 'весело', 'стыдливо', 'смущенно', 'настороженно') и всегда привязаны к каким-то действиям (весело рассказывать, стыдливо отворачиваться, гордо демонстрировать и т. д.).

Особое место среди эмоциональных явлений занимают эмоциональные феномены. В языке они выражены существительными (например, со значением 'ревность', 'вина', 'страх', 'любовь'). В отличие от предшествующих эмоциональных категорий в них присутствует не факт привязанности эмоционального явления к какому-то конкретному субъекту, действию или ситуации, а эмоциональное явление как таковое. За такими категориями стоит абстрактное мышление.

Результаты анализа эмоционального опыта четырех финно-угорских народов в зависимости от формы эмоций приведены в табл. 2.

По данным количественного анализа было установлено, что в эмоциональном опыте исследуемых финно-угорских народов представлены все формы эмоциональных явлений. В среднем по словарям они распределились в такой последовательности: эмоциональные процессы -132,7 ед. (42,1 %), эмоциональные феномены - 81,5 (25,8), эмоциональные свойства (состояния) - 64,5 (20,4), эмоциональные свойства действий - 36,75 ед. (11,6 %). Подобная структура эмоционального опыта свойственна всем этническим группам. Следовательно, они достаточно хорошо ориентируются в эмоциональных явлениях и способны выделять их временные характеристики.

На основе полученных результатов мы не можем утверждать, что это типично для эмоциональной культуры всех финно-угорских народов или для любого народа. На данном этапе исследования мы не можем дать теоретическую интерпретацию установленного факта. Для ответа на поставленные вопросы требуются соответствующие исследования.

Этнические особенности эмоционального опыта прослеживаются в уровне выраженности выделенных категорий. Эмоциональные процессы больше всего представлены в эмоциональном опыте удмуртского народа - 171 ед. (55,5 %). Вторую позицию занимает марийский народ - 156 ед. (48,7 %). Значительно отстают от них коми - 104 ед. (30,6 %) и эрзя - 100 ед. (34,4 %). Эмоциональные феномены выражены примерно одинаково во всех этнических группах при незначительном отставании соответствующих показателей у марийского народа - 70 ед. (21,9 %). Эмоциональные свойства (состояния), как и эмоциональные свойства действий, больше всего выражены в эмоциональном опыте народа коми -соответственно 84 ед. (24,4 %) и 66 ед. (19,1 %). Далее следуют показатели эрзи, мари и удмуртов.

Для дальнейшего изучения этнических особенностей эмоционального опыта данных финно-угорских народов требуется анализ эмоциональных категорий по содержанию, модальности и другим параметрам. Это позволит создать более полное представление об их эмоциональном опыте.

Заключение

Национальная культура финно-угорских народов содержит исторически накопленный эмоциональный опыт. Он включает в себя соответствующие психологические знания и практические умения обращения с эмоциями и чувствами. Этот опыт составляет содержание эмоциональной культуры. Носителями эмоционального опыта выступают язык, художественная литература, сказки, изобразительное искусство, обряды и традиции. Эмоциональная культура транс-

лируется от поколения к поколению, обеспечивая формирование эмоциональной сферы личности. Эмоциональная культура характеризуется этническими особенностями.

Важнейший носитель эмоциональной культуры - язык. Он содержит накопленные в процессе исторического развития народа знания об эмоциях и чувствах, которые ребенок усваивает вместе с усвоением языка и речи. Контент-анализ языка позволяет выявить этнические особенности эмоциональной культуры.

В словарях финно-угорских народов (коми, удмуртов, мари и эрзи) содержится от 0,58 до 1,1 % эмоциональных категорий, т. е. слов, отражающих эмоциональные явления. В абсолютном выражении показатели данных этнических групп примерно одинаковы: коми - 343, удмурты - 289, мари - 320, эрзя - 291. Это говорит о том, что эмоции и чувства достаточно широко отражены в их языке и культуре.

Эмоциональный опыт исследуемых народов представлен преимущественно отрицательными эмоциями. В среднем они составляют 208,75 ед. (66,2 %). Положительный эмоциональный опыт значительно уступает отрицательному по объему: 72,75 ед. (23,1 %). Оставшаяся часть эмоционального опыта приходится на двойственные эмоции. Данная структура эмоционального опыта типична для четырех народов. Различия между соответствующими количественными показателями минимальны и статистически незначимы, что может свидетельствовать об эмоциональной близости этносов.

Доминирование негативного эмоционального опыта не является показателем психологического неблагополучия или «несчастливости» данных этнических групп - оно характерно и для других народов. Это говорит о том, что отрицательные эмоции более важны для выживания народа, чем положительные.

В эмоциональном опыте исследуемых финно-угорских народов представлены все основные формы эмоциональных явлений: эмоциональные процессы -

132,7 ед. (42,1 %), эмоциональные феномены - 81,5 (25,8), эмоциональные свойства (состояния) - 64,5 (20,4), эмоциональные свойства действий - 36,75 ед. (11,6 %). Соотношение этих показателей характеризуется этническими особенностями.

В статье представлен преимущественно когнитивный компонент эмоциональ-

ной культуры - зафиксированные в языке знания об эмоциях и чувствах. Задача дальнейших исследований - изучение регулятивно-практического и духовно-нравственного компонентов эмоциональной культуры финно-угорских народов, т. е. системы приемов управления эмоциями и чувствами и зафиксированного в менталитете отношения к людям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы исследования финно-угорской культуры: моногр. / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Ломшина, М. В. Логинова и др. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2014. 164 с.

2. Баляев С. И. Этническая идентичность эрзян и мокшан: опыт этнопсихологического анализа: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 108 с.

3. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 182 с.

4. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва: опыт общепсихол. исслед. М.: Смысл, 2005. 190 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 487 с.

6. Гагаев А. А., Кудаева Н. В. Угро-финский космо-психо-логос. Саранск: [б. и.], 2009. 614 с.

7. Изард К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.

8. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 204 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Полевая А. И. Проблема отражения эмоций в языке // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 17. С. 84-86.

10. Романов К. М. Психологическая культура личности. М.: Когито-Центр, 2015. 314 с.

11. Романов К. М. Психологическое содержание традиционных свадебных обрядов мордвы // Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. М., 2013. С. 99-107.

12. Романов К. М. Этнические особенности эмоционального опыта удмуртского народа и народа коми // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1 (10). С. 91-96.

13. Романов К. М. Этнические особенности эмоциональной культуры финно-угорских народов // Актуальные проблемы психологии развития личности: сб. науч. ст. Гродно, 2014. С. 86-91.

14. Романов К. М., Романов Д. К., Тир-ских Н. В. Психологическое содержание традиционного обряда прощания у народа эрзя // Вестник Мордовского университета. 2014. № 3. С. 98-101.

15. Романова О. Н., Романов Д. К. Сравнительный анализ исторически ранних форм психологической культуры русского и мордовского народов // Финно-угорский мир. 2012. № 2. С. 120-122.

16. Уорф Б. Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. 1. С. 170-181.

17. Ekman P. Emotions revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life. 2nd edition. New York: Times Books, 2007. 142 p.

18. Leary M. R., Kovalsky R. M. Impression management: a literature review and two-component model // Psychological bulletin. 2013. Vol. 107, no. 1. Р. 34-47.

19. Li D. et al. Empathy in Chinese Eight-Year Medical Program Students: Differences by School Year, Educational Stage, and Future Career Preference // BMC Medical Education. 2018. Vol. 18. P. 241-250. D0I:10.1186/s12909-018-1348-2.

Поступила 07.02.2020; одобрена 11.01.2021; принята 20.01.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

К. М. Романов - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, famylypost@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0001-7662-3632

(fjj) КУЛЬТУРОЛОГИЯ -

Original article ISSN 2076-2577 (Print), 2541-982X (Online)

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.79-89

Reflection of emotional experience in the culture of the Finno-Ugric peoples

Konstantin M. Romanov

National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Introduction. The article presents the characteristic of emotional culture, reflecting the emotional experience accumulated by society. It is seen as an integral part of the overall culture. Its content includes psychological knowledge, practical skills in managing emotions and feelings, and attitudes toward people. The purpose of the study is to identify the emotional content of the culture of the Finno-Ugric peoples.

Materials and Methods. To achieve this goal, the author used the methodology of psychological analysis of the language as the most important carrier of emotional culture. As an object of analysis the dictionaries of four Finno-Ugric peoples: Komi, Udmurts, Mari and Erzia were also used. The subject of psychological analysis were the words reflecting emotional phenomena, for example, sad, angry, joyful, embarrassed, etc. The following analysis parameters were used: sign and form of emotional phenomena.

Results and Discussion. The analysis showed that emotional experience takes an important place in the language and culture of the relevant Finno-Ugric peoples. In their language, there are, on average, 315 emotional categories that reflect emotional phenomena that are diverse in content and form. This indicates the breadth of the emotional experience of these peoples. This indicator is characterized by slight deviations from the average value, which indicates the proximity of the emotional experience of these peoples. All the basic forms of emotional phenomena are reflected in their emotional experience: emotional processes, emotional phenomena, emotional properties and conditions, emotional properties of actions. Ethnic features were found in the quantitative ratio of these indicators. It was established that the dominant place in the structure of emotional experience is occupied by negative emotions with a minimal difference between these ethnic groups.

Conclusion. Emotional reality is included in the sphere of people's interests and, in one way or another, is mastered by them. That is why it is reflected in the culture of any people, including the Finno-Ugric ones. However, the ethnic characteristics of their emotional experience and emotional culture remain unexplored. A promising task is to create a holistic concept of the emotional culture of every Finno-Ugric people, including knowledge about emotions and feelings, methods of managing them and attitude to people.

Keywords: man, culture, language, Finno-Ugric people, emotional culture, structure of emotional culture, emotional experience, ethnic characteristics of emotional experience

For citation: Romanov KM. Reflection of emotional experience in the culture of the Finno-Ugric peoples. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2021;13;1:79-89 (In Russ.). DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.79-89.

REFERENCES

1. Mokshin NF, Lomshina EN, Loginova MV et al. Actual problems of the study of Finno-Ugric culture. Monograph. Saransk; 2014. (In Russ.)

2. Baljaev SI. Ethnic identity of Erzyans and Mokshans: experience of ethnopsychologi-cal analysis. Monograph. Saransk; 2013. (In Russ.)

3. Babenko LG. Lexical means of designating emotions in Russian. Ekaterinburg; 1989. (In Russ.)

4. Vasiljuk FE. Experience and prayer. Experience of general psychological research. Moscow; 2005. (In Russ.)

5. Vygotskij LS. Collected works in 6 books. Moscow; 1982:1. (In Russ.)

6. Gagaev AA, Kudaeva NV. Finno-Ugric cosmo-psycho-logos. Saransk; 2009. (In Russ.)

7. Izard Kje. Psychology of emotions. Saint Petersburg; 1999. (In Russ.)

8. Maslova VA. Linguoculturology. Moscow; 2001. (In Russ.)

9. Polevaja AI. The problem of reflecting emotions in the language. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera = Collections of conferences of the SIC Sociosphere. 2013;17:84-86. (In Russ.)

10. Romanov KM. Psychological culture of personality. Moscow; 2015. (In Russ.)

11. Romanov KM. Psychological content of traditional Mordovian wedding ceremonies. Aktual'nye problemy sem'i u finno-

ugorskikh narodov: materialy Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. = Actual problems of the family among the Finno-Ugric peoples. Materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference. Moscow; 2013:99-107. (In Russ.)

12. Romanov KM. Ethnic features of the emotional experience of the Udmurt people and the Komi people. Povolzhskii peda-gogicheskii vestnik = Volga Pedagogical Bulletin. 2016;1;1(10):91-96. (In Russ.)

13. Romanov KM. Ethnic features of the emotional culture of Finno-Ugric peoples. Aktual'nye problemy psikhologii razvitiia lichnosti: sb. nauch. st. = Actual problems of psychology of personality development. Collection of scientific articles. Grodno; 2014:86-91. (In Russ.)

14. Romanov KM, Romanov DK, Tirskih NV. The psychological content of the traditional rite of farewell among the Herzya people. Vestnik Mordovskogo universiteta = Mor-

dovia university bulletin. 2014;3:98-101. (In Russ.)

15. Romanova ON, Romanov DK. Comparative analysis of historically early forms of psychological culture of the Russian and Mordovian peoples. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2012;2:120-122. (In Russ.)

16. Uorf BL. Science and Linguistics. Novoe v lingvistike = New in linguistics. Moscow; 1960;1:170-181. (In Russ.)

17. Ekman P. Emotions revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life. New York; 2007.

18. Leary MR, Kovalsky RM. Impression management: a literature review and two-component model. Psychological bulletin. 2013;107;1:34-47.

19. Li D et al. Empathy in Chinese Eight-Year Medical Program Students: Differences by School Year, Educational Stage, and Future Career Preference. BMC Medical Education. 2018;18:241-250. D0I:10.1186/s12909-018-1348-2.

Submitted 07.02.2020; reviewing 11.01.2021; accepted 20.01.2021.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

K. M. Romanov - Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology, National Research Mordovia State University, famylypost@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7662-3632

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.