РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ. НЕРОБЕЕВА А.Р. ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК Г. КАНСКА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассмотрена деятельность муниципальных библиотек г. Канска в виртуальной среде. Охарактеризованы возможности основных направлений работы библиотек г. Канска в веб-среде.
Ключевые слова: муниципальные библиотеки, сайт, социальные сети, онлайн-проект.
NEROBEEVA A. R. REFLECTION OF THE ACTIVITIES OF MUNICIPAL LIBRARIES KANSK IN A VIRTUAL ENVIRONMENT
The article considers the activities of the municipal libraries of Kansk in a virtual environment. The possibilities of the main directions of work of the Kansk libraries in the web environment are characterized.
Key words: municipal libraries, website, social networks, online project.
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ. НЕРОБЕЕВА А.Р. ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК Г. КАНСКА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Современные информационные технологии и ресурсы занимают все более прочное место в мире. Для того чтобы занять прочное место в виртуальном пространстве, библиотекам необходимо искать новые формы и методы работы, способы привлечения читателей и пользователей.
Централизованная библиотечная система г. Канска активно ведет работу в веб-пространстве.
В МБУК Централизованную библиотечную систему г. Канска входят 11 муниципальных библиотек, из них: Центральная городская библиотека им. А. П. Чехова, Центральная детская библиотека, 2 детских библиотеки, молодежная библиотека, городская библиотека им. А. и Б. Стругацких, городская библиотека им. Ю. Р. Кисловского, библиотека-музей, 3 универсальных библиотеки-филиала. Все библиотеки компьютеризированы, имеют выход в Интернет.
Отдельным инструментом общения с читателями онлайн-пространства служит собственный сайт МБУК ЦБС kansklib.ru. На сайте имеются следующие разделы и рубрики: «О ЦБС» («Новости», «Правила пользования», «Филиалы», «Вакансии»); «Читателю» («Акция "Списанные книги", «Афиша», «Клубы», «Конкурсы», «Новые поступления», «Открытый кинозал», «Периодические издания», «Писатели-юбиляры», «Электронный каталог», «Оцените работу библиотеки»); «Услуги» («Услуги библиотек», «Виртуальные службы», «Часто задаваемые вопросы») ; «Краеведение» («Летопись города Канска», «Поселок Мелькомбината», «Мини-музей «Забытая старина» «Литературный Канск», «Путеводитель», «Хронограф», «Мемориальные доски», «Календарь памятных дат», «Электронная коллекция
«Канская книга»); «Народный университет «Активное долголетие»; «Наш город» («Улицы города», «Дневник горожан», «Канску 385 лет») .
Через сайт осуществляется не только доведение информации до аудитории, но и обратная связь. Читатели высказывают свои пожелания и оставляют комментарии по темам публикуемых материалов. Помимо электронного каталога, информации о библиотеках, перечне услуг и анонса мероприятий, на сайте создана виртуально-справочная служба «Заочный консультант», «Электронная доставка документов», работает «Продление онлайн». Сайт постоянно актуализируется и предлагает новые сервисы. Один из последних - служба «Библиоинформ», электронная рассылка информации о новых поступлениях в фонд ЦБС. Интересны и тематически насыщены разделы и рубрики сайта: «Советуем почитать», «Лучшая читающая семья», «Читатель года», «Читальный зал», «Советы библиографа» и т.д.
Помимо традиционной информации об учреждении и библиотеках, перечня услуг, анонса мероприятий, электронного каталога, на сайте библиотеки действуют услуги виртуально справочных служб, ответы на запросы пользователей активно выполняются библиографами отдела библиотечного развития и информационных технологий Центральной городской библиотеки им. А. П. Чехова. В 2020 году виртуальные службы прошли модернизацию и активно продолжают свою работу на сайте.
На сегодняшний день на сайте действуют две виртуально-справочных службы: «Спроси библиотекаря» и «ШАГ. Школа активного гражданина». Обслуживаются все пользователи, обратившиеся в виртуальную справочную службу независимо от их возраста, уровня образования, места проживания, а также независимо от того, являются ли они читателями библиотек.
Для создания положительного имиджа и привлечения новых читателей, библиотеками ЦБС, активно используются социальные сети, которые уже давно имеют большую популярность. Библиотеки ЦБС г. Канска имеют страницы в социальных сетях: «Мой мир», «ВКонтакте», «Одноклассники», <^оиГиЬе», «^кТок». Эти страницы ведут работники библиотек, активно привлекая читателей, рекламируя библиотечные услуги, массовые мероприятия, оповещая их о библиотечных событиях и о новых поступлениях литературы.
Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации практически вся культурно-досуговая деятельность библиотек в 2020 году была переведена в виртуальный режим. Библиотеки МБУК ЦБС г. Канска расширяли свои традиционные функции, участвовали в культурной жизни города и региона, реализовывали программы и проекты, организовывали интеллектуальный досуг, оперативно предоставляли необходимую информацию через свой официальный сайт, аккаунты социальных сетей и каналы интернет-платформ. Чтобы сделать свои ресурсы более доступными, библиотеки ЦБС предлагали своим пользователям услуги виртуально-справочной службы, электронной доставки документов, информирование о новых поступлениях путем информационных рассылок, полнотекстовые ресурсы.
На сайте и социальных сетях библиотек Канска, можно было увидеть видеозаписи проведённых лекций, презентаций, литературных композиций, буктрейлеры, видеоролики. Помимо этого, библиотеками Канска были реализованы онлайн-проекты. Центральная детская библиотека разработала онлайн-проект «От.Личное чтение». В рамках проекта создана литературно-творческая онлайн-студия с видеотрансляциями мастер-классов, онлайн-встреч с писателями и художниками, познавательными занятиями и лекциями психологов, а также чтением литературных произведений.
В новых условиях Городская библиотека им. Ю. Р. Кисловского разработала онлайн-проект «Канск: читает автор». Целью проекта стало популяризация творчества современных авторов, через онлайн-формы. К участию в акции приглашались люди, занимающиеся литературным творчеством и являющиеся жителями Канска. Проект позволил им популяризировать своё творчество через чтение своих произведений в формате видеоролика. Видеоролики были размещены на страницах соцсетей Городской библиотеки им. Ю. Р. Кисловского, что позволило пользователям знакомиться с творчеством местных авторов. За время проведения акции с сентября по декабрь 2020 года было разработано 13 выпусков с видео -работами авторов: Л. А. Калиновской, О. Л. Кругом, Л. П. Синяковой, Л. Т. Воропаевой, С. В. Левченко.
В Городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара в онлайн-формате реализован проект «Лаборатория добрых дел «Тимуровец». Лаборатория добрых дел «Тимуровец» - это добровольное объединение учащихся, ориентированное на общечеловеческие ценности и мотивированное желание совершать добрые поступки на благо общества, развитие социальной активности школьников и студентов, развитие ответственности перед другими. Юные тимуровцы принимали участие в онлайн-мероприятиях, направленных на воспитание патриотической нравственности и духовной культуры молодого поколения, различных мастер-классах, в постановках кукольных спектаклей.
Детская библиотека-филиал № 7 реализовала онлайн-проект «Учимся, играя, или Чтение с увлечением». Онлайн проект представляет собой систему интеллектуально-познавательных игр для детей различных возрастов. В рамках проекта проведены: интеллектуальная онлайн-игра «Книжный боулинг», поэтический онлайн баттл «СТИХИйные чтения» и «ИГРОБУМ». Заключительным этапом стал литературный челлендж «Мое слово верное». В рамках онлайн-проекта в игровой форме любой читатель смог узнать о книгах, познакомиться с литературными героями, новыми книгами. Кроссворды, интерактивные пазлы, интеллектуальные игры, онлайн-викторины помогли ребятам окунуться в увлекательное приключение- прочитать эти книги, проявить свою смекалку.
Библиотека-филиал № 2 запустила онлайн проект «Под семейным зонтиком». Проект направлен на увлечение детей и родителей общим делом, интересным досугом, направленным на развитие творческих, интеллектуальных способностей, воспитание толерантного, уважительного
отношения друг к другу, интерес к книге, дать возможность самим научится слушать и понимать художественных текст, а также вовлечь их в сам процесс чтения. В рамках работы проекта были организованы следующие онлайн мероприятия: творческая онлайн мастерская «Радуга детства», салон «Мульти-Пульти», литературные онлайн-часы «Слушаем сказку», онлайн викторина «Добрый мир любимых сказок».
Во время реализации экологического онлайн-проекта «В мир природы через книгу» библиотека-филиал №8 использовала различные онлайн-формы массовой работы: познавательные мероприятия, виртуальные прогулки, конкурсы семейного чтения, акций и фото-показы на фоне соснового бора, базовым элементом которых стали онлайн-выставки книг о природе. Практически каждое онлайн-мероприятие сопровождалось лесными сказочными персонажами: озорной Бабой-Ягой, добрым Старичком-Лесовичком, прекрасной Госпожой Осенью, важным Котом Ученым, и другими интерактивными обитателями леса. Содержательная часть проекта включила в себя 8 массовых мероприятий экологической направленности в онлайн-режиме.
Городская библиотека им. А. и Б. Стругацких переформатировала проект «Большие Канские чтения» в онлайн формат. В этом году онлайн -мероприятия для различных категорий включили в себя: «Покажи сказку» для участников 3-6 лет; онлайн-квест «Успей прочитать» по произведениям рекомендованным к прочтению начальным классам (участники 7-10 лет); видео-пересказ по прочитанному произведению «О чем же книга?!» для участников 11-13 лет; молодежный онлайн-БАТЛ «Читай красиво!» для участников 14-30 лет.
Центральной городской библиотекой им. А. П. Чехова был реализован масштабный онлайн-проект «Площадь Коростелева: PROчитанная история». Основная идея проекта заключалась в том, чтобы в доступной форме представить ресурсы библиотеки по краеведению по следующим направлениям:
#ЛитературныйКанск - все о канских авторах и их произведения, доступные для изучения и просмотра в режиме опЛпе; просмотров цикла более 4 000;
#ГородскиеМаршруты - виртуальные экскурсии о Канске;
#автографыПобеды вКанске - посвящено 75-летие Победы, включает в себя виртуальные обзоры и презентации о жителях Канска- участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
В октябре 2019 года в МБУК ЦБС был создан Молодежный совет «РОМБ» с целью активизации профессионального роста молодых специалистов, реализации творческих идей, объединения их усилий для разработки актуальных направлений в работе ЦБС г. Канска. Актив Молодежного совета принял участие в онлайн-конкурсе молодежных инициатив «Территория Красноярский край». Семь онлайн-проектов, разработанных молодыми специалистами Молодежного совета, получили поддержку в краевом конкурсе: проект «Я - волонтер культуры», «Напольное
игровое поле «Игра в...», «Городская квест-игра «Площадь Коростелева. PROчитанная история», «II Городской турнир по игре в интерактивное краеведческое этнографическое лото «Алтаргана», «Краеведческий марафон «#мойКанск», «Интерактивный патриотический квиз «Битва победителей. Мы - правнуки Победы!», «Интерактивный литературный марафон «Будем читать: с книгой в будущее». По результатам независимой оценки качества (на основании опроса) большинство респондентов (87%) удовлетворены качеством рекламы услуг библиотек и степенью доступа к ним в сети Интернет, находят на сайте библиотек и их страницах в соцсетях нужную информацию (76%) и «частично находят» (19%).
Таким образом, правильно организовав свою деятельность в виртуальном пространстве, библиотека имеют высокие шансы занять свою нишу в Интернете, предложив своим виртуальным посетителям не только необходимую им информацию в кратчайшие сроки и различными способами, но и помощь в её поиске. С точки зрения пользователей, библиотека становится более доступной и привлекательной; с точки зрения самой библиотеки - помогает пользователям ориентироваться в огромном потоке информации, а также привлекает потенциальных пользователей среди молодого поколения, предпочитающих работать с современными информационными технологиями.
Тем самым библиотека выполняет свои традиционные функции, но на современном уровне, более эффективном, отвечающем требованиям времени.
Библиотеки ЦБС г. Канска самостоятельно определяют номенклатуру оказываемых услуг, опираясь в первую очередь на потребности потенциальных пользователей, а также на возможности предоставления им таких информационных продуктов и услуг. При этом, библиотека должны учитывать существующие в обществе и государстве ценностные ориентиры. Критерием библиотечного обслуживания является не объем библиотечных услуг, предоставленных населению за определенный период времени, а полнота удовлетворения общественных потребностей (групповых, индивидуальных) в библиотечных услугах. Именно этот критерий следует брать за основу оценки эффективности библиотечного обслуживания.
Сотрудники библиотек ЦБС г. Канска должны уметь использовать все возможности для нахождения пути к читателю, повышения интереса к чтению, роста посещаемости библиотек в виртуальном пространстве. Одной из таких возможностей является создание интернет-сообществ и блогов.
Все крупные библиотеки страны уже имеют свои персональные сайты; многие сотрудники ведут библиотечные блоги и сообщества в социальных сетях, активно общаются на форумах, как библиотечных, так и сторонних. Прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о том, какие же темы обсуждаются в библиотечных сообществах библиотекарями и другими участниками, нужно определиться с терминологией.
Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется участниками Сети. Сайт представляет собой
автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединённых общим интересом.
Специалисты должны правильно составлять рубрикатор, контент-план, календарь событий, разработать тематику постов. Эти документы помогут структурировать материалы, регулировать частоту публикаций, выделять актуальные разделы. Сроки, на которые они составляются, разные: год, месяц, неделя. Выбрав удобный вариант или создав собственный, вы сможете заранее спланировать работу и подготовить в срок необходимый материал.
Библиотеки ЦБС г. Канска активно создают и ведут сайт, применяют публичные социальные сети для организации профессионального общения и взаимодействия с пользователями, библиотечного обслуживания, обучающей деятельности и рекламы мероприятий, выбирая наиболее необходимое программное обеспечение, развивая формы мгновенных ответов, используя другие средства интерактивной коммуникации, что приближает их к читателям, делает более релевантными в современном информационном обществе, формирует новый имидж, повышает социальную активность пользователей.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Неробеева Алина Руслановна - студентка 4 курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Информационно-аналитическая деятельность», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»