Научная статья на тему 'Отрасли деятельности, где частный бизнес наиболее эффективен'

Отрасли деятельности, где частный бизнес наиболее эффективен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY CRITERIA / ОТРАСЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / BRANCH MANAGEMENT / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / УСЛУГИ / SERVICES / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ СРЕДСТВ / TURNOVER OF FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Дмитрий Владимирович

В статье сформированы критерии оценки эффективности деятельности российских отраслей и их современного уровня развития, а также объяснены причины и факторы, мотивирующие компанию к высоким показателям роста и к скорейшему завоеванию своих рыночных ниш. В зависимости от конкурентного напряжения и сроков оборачиваемости отрасли определены стратегии инвестирования малым и средним бизнесом в различных отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sectors of Activity in Which Private Businesses Are the Most Efficient

The paper forms the criteria for evaluating the performance of Russian industries and their current level of development and explains the reasons and factors that motivate a company to achieve high rates of growth and the early conquest of their market niches. Depending on the competitive tension and the period of the industry turnover, strategies of investing into various industries for small and medium-sized businesses are determined.

Текст научной работы на тему «Отрасли деятельности, где частный бизнес наиболее эффективен»

отрасли деятельности,,

где частный бизнес наиболее

эффективен

__Аннотация

В статье сформированы критерии оценки эффективности деятельности российских отраслей и их современного уровня развития, а также объяснены причины и факторы, мотивирующие компанию к высоким показателям роста и к скорейшему завоеванию своих рыночных ниш. В зависимости от конкурентного напряжения и сроков оборачиваемости отрасли определены стратегии инвестирования малым и средним бизнесом в различных отраслях.

_Ключевые слова: критерии эффективности, отраслевое управление,

_производство, услуги, конкуренция, оборачиваемость средств

Чернов Дмитрий Владимирович

канд. экон. наук, сотрудник, Институт коммуникационного менеджмента, Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики» chernov@mail.ru

Как определить, эффективна ли отрасль и входящие в нее компании или нет? По скорости роста бизнеса? По маржинальности операций? Ведь, например розничная торговля до кризиса 2008 г. росла очень быстро, но прибыль сетей была минимальна, поскольку очень велики были инвестиции в экспансию торговых сетей. Напротив, нефтегазовая отрасль - лидер по прибыли, но ее рост основан не на качественном управлении и прогрессивных технологиях, а на внешней конъюнктуре при снижающихся темпах добычи. Если проанализировать данные сырьевых компаний, то окажется, что в 2006-2007 гг. цена реализации нефти и газа была в 30-50 раз выше их себестоимости. Так, себестоимость добычи нефти у того же ЛУКОЙЛа в 2006-2007 гг. была $2,7/баррель [1], а «Газпром» добывал 1 тыс. м3 товарного газа с учетом его переработки по себестоимости всего 119,2 руб. (при этом себестоимость транспортировки 1 тыс. м3 газа по территории России составляла 381,2 руб.) [2]. Но, как оказалось, рентабельность и эффективность это не одно и то же: как только цена на нефть и газ осенью 2008 г. упала, компании этой отрасли сразу же подали заявки на господдержку, объясняя это тем,

что им не хватит средств расплатиться с кредитами и одновременно проводить инвестиции в добычу нефти и газа. Вот почему только по прибыльности нельзя судить об общей эффективности бизнеса, проверяемого кризисом на прочность.

Интегрированные критерии эффективности отраслей

При оценке эффективности отраслей разумней выбрать интегрированные критерии, которые бы определили реальные успехи менеджмента в сложной конкурентной борьбе, без влияния выгодной рыночной конъюнктуры или господдержки. Поэтому для оценки эффективности отраслей отечественной экономики более правильно ввести детализированные критерии:

- темпы роста выручки за 10 лет;

- масштабные инвестиции в основные фонды (для производства) или в инфраструктуру услуг;

- прибыльность за 10 лет;

- напряжение конкурентных сил в отрасли;

- качество внутрифирменного управления (качество стратегии, профессионализм менеджмента, воплощение стратегии);

- роль коррупции в отрасли (как на уровне регуляторов отрасли, так и во взаимодействии предприятий отрасли с поставщиками и клиентами);

- роль государственного протекционизма в отрасли;

- удовлетворенность клиентов качеством продукции/услуг или соотношение цены и качества товаров или услуг;

- соотношение «российских» цен и общемировых;

- прозрачность бизнеса, корпоративное управление, капитализация и акционерные отношения;

- всероссийский охват предложением продукта/ услуги;

- борьба с импортом, при этом национальный или иностранный капитал контролирует отрасль;

- международная экспансия бизнеса;

- уровень дифференциации (выпуск продукции вторичного передела для промышленности или новые нестандартные решения для сферы услуг);

- использование всех возможностей рынка;

- уровень инноваций и технологических решений;

- качество маркетинговых коммуникаций с клиентами и партнерами;

...только

по прибыльности нельзя судить об общей эффективности бизнеса, проверяемого кризисом на прочность

- роль выгодной внешней конъюнктуры;

- сопротивляемость кризису.

=—:

' ча

вен

..врезультате оценки

отраслей

по 18 критериям

. самыми

эффективными

оказались

преимущественно

отрасли услуг

и отрасли,

производящие

продукты

для конечных

потребителей

Наиболее эффективные отрасли

Согласно этим критериям каждый год, начиная с 2005 г., более 30 слушателей МВА и EMBA-программ ИКМ НИУ «Высшей школы экономики», у которых имеется опыт работы в разных отраслях российской экономики, участвовали в экспертных оценках эффективности российских отраслей. В качестве «классификатора» отраслей использовалась отраслевая структура, принятая рейтинговым агентством «Эксперт» для ежегодных обзоров «Эксперт 400» и «Эксперт 200». Начиная с 1994 года, в этих обзорах проводится подробный анализ состояния соответствующего числа крупнейших отечественных компаний. В классификатор РА «Эксперт» входят компании практически всех сфер экономики, при этом отраслевая структура рейтинга более компактна и удобна для сопоставления, чем, например, классификаторы ОКОНХ. Участники экспертно оценивали каждую отрасль в баллах от 1 до 10. Затем баллы были суммированы, а отрасли ранжированы по убыванию итогового балла (см. табл. на с. 8-9).

Любопытно, но в результате оценки отраслей по 18 критериям в десятку наиболее эффективных отраслей не вошли традиционные лидеры по прибыли, такие, как нефтегазовый сектор или другие отрасли добычи полезных ископаемых. Самыми эффективными оказались преимущественно отрасли услуг и отрасли, производящие продукты для конечных потребителей. Эти отрасли за 10-15 лет смогли «с нуля», без приватизационной истории построить абсолютно новые бизнесы и эффективно аккумулировать доходы, обеспечив рост внутреннего потребления. Причем, из 15 самых эффективных отраслей в России только 6 связаны с производством, а большая часть представляет услуговый сектор.

Отрасли, входящие в первую пятерку, похожи сочетанием двух факторов - в них самая сильная конкуренция и очень высокая скорость оборота денежных средств. Легкость вхождения игроков на эти рынки, помноженная на высокую скорость оборачиваемости, приводит к росту эффективнос-

ти предоставления услуг и производства товаров за счет быстроты изменений, которые вносят компании в свою деятельность. Эти отрасли быстрее других доводят свои рынки до насыщения. С каждым «шагом вниз» по рейтингу конкурентное напряжение в той или иной отрасли снижается, а сроки окупаемости возрастают, скорость оборота денежных средств замедляется.

Какая экономика эффективнее:

основанная на конкуренции

или на государственном регулировании?

Также стоит отметить, что занимающие первые места в рейтинге отрасли услуг и производства товаров розничного спроса менее всего пострадали от экономического кризиса. За годы нешуточной конкуренции они привели бизнес-процессы и технологии к оптимальному состоянию, вытеснили неэффективные компании и завершили насыщение своих рынков, выйдя на фазу стабилизации. Ключевым критерием в данном случае можно считать уровень охвата потребителей. Кто сумел свою услугу из диковинки превратить в необходимость для пользователей, тот гарантировал доход в любой экономической ситуации. Так, например, средняя разговорная активность (MOU) абонентов в федеральной тройке операторов мобильной связи уменьшилась за кризисный квартал конца 2008 г. всего на единицы минут в месяц, а активные московские абоненты в разгар кризиса стали говорить всего на 5-7% меньше [3]. Даже в условиях кризиса люди предпочитают сохранять свои мобильные номера, подписку на кабельное ТВ, доступ в интернет и пользоваться удобным магазином поблизости, хотя он и дороже рынка или гипермаркета, расположенного за несколько километров от дома. При этом компании, которые заняли позиции в нижней половине списка с наступлением кризиса 2008-2010 гг. пострадали больше других отраслей. Так хуже всех после наступления кризиса обстояли дела у только что сформированных, начавших небольшой рост и еще не адаптировавшихся к рыночным реалиям отраслей с невысокой конкурентоспособностью и долгой оборачиваемостью средств. Огромные увольнения (до 30-50% от кадровой численнос-

отрасли, входящие в первую пятерку, похожи сочетанием двух факторов -в них самая сильная конкуренция и очень высокая скорость оборота денежных средств

Уровень эффективности управления в российских отраслях и распределение

Отрасль Стадия Продукты и услуги Ориентация B2C или B2B Общий балл Темпы роста выручки за 10 лет

1 Телекоммуникации(мобильная связь) Стабилизация Услуги B2C 144 10

2 Пищевая промышленность Конец роста Продукты B2C 125 9

3 Промышленность бытовых товаров (FMCG)* Конец роста Продукты B2C 119 10

4 Розничная торговля Рост Услуги B2C 113 10

5 Телекоммуникации (остальные типы) Рост Услуги B2Cи B2B 109 7

6 Банки и инвестиционные компании Рост Услуги B2Cи B2B 107 10

7 Информационные технологии Рост Услуги B2B 107 7

8 Цветная металлургия Рост Продукты B2B 103 8

9 Черная металлургия Рост Продукты B2B 102 10

10 Оптовая торговля Рост Услуги B2B 99 10

11 Общественное питание Рост Услуги B2C 98 4

12 Развлечения Рост Услуги B2C 92 10

13 Страхование Рост Услуги B2C 90 9

14 Нефтяная и нефтегазовая промышленность Рост Продукты B2B 89 10

15 Фармацевтическая промышленность Рост Продукты B2B 89 9

16 Электроэнергетика Рост Продукты B2Cи B2B 84 5

17 Парфюмерно-косметологическая промышленность Рост Продукты B2C 83 3

18 СМИ и рекламная индустрия* Рост Услуги B2Cи B2B 81 8

19 Упаковка Рост Продукты B2B 76 8

20 Промышленность драгоценных металлов и алмазов Рост Продукты B2B 69 8

21 Лесная/деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Рост Продукты B2B 67 7

22 Легкая промышленность Конец формирования Продукты B2C 64 3

23 Угольная промышленность Конец формирования Продукты B2B 62 6

24 Полиграфическая промышленность Конец формирования Продукты B2B 60 3

25 Химическая и нефтехимическая промышленность Конец формирования Продукты B2B 61 6

26 Лизинг Конец формирования Услуги B2B 58 8

27 Строительство Конец формирования Продукты B2Cи B2B 57 10

28 Транспорт Конец формирования Услуги B2Cи B2B 55 5

29 Сервисные компании промышленности НИИ и сервисные компании) Формирование Услуги B2B 46 3

30 Операции с недвижимостью Формирование Услуги B2B 45 10

31 Промышленность строительных материалов Формирование Продукты B2B 44 6

32 Образование* Формирование Услуги B2C 43 5

33 Агропромышленный комплекс Формирование Продукты B2B 41 2

34 Машиностроение Формирование Продукты B2B 39 1

35 Жилищно-коммунальное хозяйство Кризис (СССР) + зарождение Услуги B2C 22 2

36 Здравоохранение* Кризис (СССР) + зарождение Услуги B2C 16 2

го РО со со - со - РО со со РО со со сл сл РО РО -рь. со СТ5 СТ5 сл СТ5 сл СТ5 со со со -рь. о Инвестиции в основные фонды

- - РО РО сл о о РО сл о РО со со РО со о СТ5 РО РО о о РО со сл со о о со со СТ5 РО о о Прибыльность за 10 лет

- - со со со со сл РО -рь. РО РО со сл РО сл со о - -рь. со со со со СТ5 -рь. со со со со о о Конкурентное направление в отрасли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о - - - РО РО РО РО со со РО со РО со со со -рь. -рь. СТ5 сл сл СТ5 сл сл СТ5 СТ5 со Внутрифирменное управление

- о -рь. со - РО о РО о СТ5 со со о РО со со сл РО о со сл со сл со СТ5 -рь. Уровень коррупции**

- - РО РО - со - РО со со со со со РО РО со со со - сл о со со со сл со со СТ5 со со со Государственный протекционизм**

о о - РО РО РО РО РО РО РО со со со РО со сл сл -рь. СТ5 РО со РО -рь. сл СТ5 сл сл СТ5 СТ5 СТ5 -рь. со Удолетворенность клиентов

о о РО о - - - со - РО РО сл со со - со РО СТ5 со со -рь. -рь. со РО со СТ5 СТ5 сл СТ5 СТ5 со со со Прозрачность бизнеса

- РО РО РО - - - - со со РО РО со РО со со со СТ5 сл СТ5 со -рь. -рь. со сл сл СТ5 СТ5 о о о Охват национального рынка

о о - сл со - - РО РО со со РО РО СТ5 о со РО РО РО сл РО со со СТ5 со со -рь. СТ5 сл со РО 05 Вытеснение импорта

о о - со о РО со - РО РО - со - -рь. - со сл - со - со РО СТ5 - РО РО СТ5 со со со со РО - со Международная экспансия

- о РО РО со - - РО - РО РО - - РО со со РО РО РО РО -рь. со со -рь. со -рь. -рь. сл СТ5 о 05 Уровень дифференциации

о РО - - со РО РО РО РО РО со со РО -рь. РО со -рь. сл сл сл сл -рь. -рь. со сл со СТ5 сл СТ5 со со Использование всех возможностей рынка

- РО РО РО - РО - со - со -рь. РО -рь. РО со со со -рь. со сл со РО сл со -рь. сл -рь. сл СТ5 СТ5 Уровень инноваций

о - РО - - - со РО со - со со со РО -рь. сл со со -рь. -рь. СТ5 СТ5 сл сл СТ5 СТ5 со со со Качество маркетинговых коммуникаций

о РО со - - РО со о -рь. -рь. -рь. со о РО СТ5 сл со - со со РО со сл СТ5 со Благоприятая конъюнктура**

сл сл о сл - - РО СТ5 РО - РО -рь. РО РО СТ5 - со СТ5 СТ5 сл со -рь. со со -рь. со со со о Сопротивляемость кризису

о

а о

¡а

ш »

а

о о н

8

и и К н

►в а к о л

X

о »

® §

и

о

г к

К)

о

1-1 о

£ а3 м Р\

3 -к

_даже в условиях ти предприятий) произошли в машиностроении,

_кризиса люди угольной промышленности, промышленности

_предпочитают строительных материалов, строительстве [4]. В

_сохранять свои этих отраслях повсеместно наблюдались останов_мобильные ки производства и бессрочные отпуска.

_номера, подписку В десяти первых отраслях нет ни одной моно_на кабельное ТВ, полии. Это ответ на вопрос, какая экономика

доступ в интернет эффективнее: основанная на конкуренции или на и пользоваться

е ча

государственном регулировании, пусть даже осу-удобнъм магазином ществляемом рыночными методами через круп_поблизости, хотя ные государственные концерны. Наши экономис-

_он и дороже рынка ты делятся на два противоборствующих лагеря:

_или гипермаркета рыночников и государственников. Но истина

_ посередине: согласно нормальному распределе-

_ нию вероятностей, в системе всегда присутству-

_ ют две области стандартного отклонения. Чистая

конкуренция без контроля государства - такая же утопия, как и государственное планирование без частной инициативы. Наиболее жизнеспособными являются системы, которые балансируют в области нормального распределения, не допуская ошибок: ни слишком стремительного роста, ни пассивности.

Политика в отношении отраслей с диаметрально противоположными характеристиками

Поэтому для России ответ очевиден: отрасли, имеющие продолжительные сроки оборачиваемости денежных средств и связанные с национальной безопасностью или общественной инфраструктурой, должны контролироваться государством. Частный бизнес не готов взять риски проектов с окупаемостью в 10-15 лет. Единственное, что может удержать такие проекты на плаву - это государственная поддержка (например, или госо-боронзаказ или особое внимание государства к бизнесу, как это произошло, например, с проектом БикЬо1 Бирег^ или «АвтоВАЗ»). Но и в этих секторах нельзя создавать монополии. В каждом должны быть 2-3 крупные госкомпании со схожей структурой активов, конкурирующие между собой и оцениваемые по одинаковым показателям. Если управленцы не обеспечивают надлежащую эффективность и прозрачность, они будут «съедены» по законам выживания другими управленцами. Нет

возможности найти эффективных управленцев -можно взять их из бизнеса. Элемент конкуренции повышает эффективность решений при любом государственном строе. В СССР одним из немногих экспортных товаров, завоевавших превосходную репутацию, были вооружения. И произошло это благодаря конкуренции между крупными «научно-инженерно-промышленными» группами, параллельно решавшими одинаковые задачи («МиГ» и «Сухой», КБ Ильюшина и КБ Туполева, КБ Миля и КБ Камова и т.д.). Поэтому создаваемая конкуренция между государственными компаниям (Сбербанк VS ВТБ, Роснефть VS Газпром и т.д.) только идет на пользу бизнесу. Отрасли, ориентированные на конечных потребителей, с высокой скоростью оборота денежных средств (это, как правило, розничные услуги и товары) нужно отдавать в частные руки (малый и средний бизнес) и строить их регулирование так, чтобы в этих секторах не прекращалась конкуренция и сохранялись прозрачные для всех участников правила работы.

Литература

1. Федун Л. Лукойл: трансформация в глобальную энергетическую компанию. Доклад на конференции «Россия: взгляд в будущее». - М., 2006.

2. Миллер А. «Газпром» перешел от этапа стабилизации к росту. Тезисы доклада. 27.06.2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/ агйс1ез/агйс1е13300.зЬш1.

3. Цуканов И. Разговор накоротке // Ведомости.

- 2009. - 30 марта. - № 55 (2325).

Цветкова М. Безработные субъекты // Ведомости.

- 2009. - 13 фев. - № 26 (2296).

Dmitry V. Chernov

Cand. of Econ. Sci., Officer, Institute of Communication Management, National Research University Higher School of Economics

Sectors of Activity in Which Private Businesses Are the Most Efficient

Abstract

T\he paper forms the criteria for evaluating the performance of Russian industries and their current level of development and explains the reasons and factors that motivate a company to achieve high rates of growth and the early conquest of their market niches. Depending on the competitive tension and the period of the industry turnover, strategies of investing into various industries for small and medium-sized businesses are determined.

Keywords: efficiency criteria, branch management, production, services, competition, turnover of funds

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.