Вопросы экономики
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
рынка энергетических ресурсов*
и.в. шевченко,
декан экономического факультета
с.м. саввиди,
преподаватель кафедры «мировая экономика» Кубанский государственный университет
Инфраструктура рынка подразделяется на технологическую и коммерческую, и обе составляющие должны претерпевать необходимые изменения в целях создания условий для дальнейшего развития российского рынка и его интеграции в мировой рынок энергоресурсов.
В целом инфраструктура рынка газа — это товаропроводящие системы, предназначенные для обеспечения поставок товара в нужном ассортименте, с заданным качеством, в нужное время, в заданные места потребления.
Развитые товаропроводящие системы призваны обеспечить конкурентные отношения на рынке данных товарных ресурсов, эффективное перераспределение, замещение и удовлетворение спроса на товарные ресурсы и включение в рыночные отношения всех производителей и потребителей товарного ресурса.
Концептуально для развития конкуренции на товарных рынках важно, чтобы естественно-монопольные и потенциально-конкурентные виды деятельности были максимально разделены и монополистический вид деятельности находился под контролем государства. В газовой отрасли России пока продолжается полемика по самой концепции рынка газа.
В настоящее время существуют несколько концепций развития рынка газа в Российской Федерации и его интеграции в мировой рынок энергоресурсов. Базовыми среди них являются варианты Минэкономразвития России и ОАО «Газпром».
Концепция ОАО «Газпром» характеризуется следующими основными моментами:
• структура ОАО «Газпром» должна оставаться неизменной;
• цены на газ должны расти (с этим утверждением в общем-то согласны все участники дискуссии);
• часть газа на внутреннем рынке нужно продавать по свободным ценам, при этом какие-то отдельные правила этого процесса не нужны;
• независимые производители должны платить за расширение и реконструкцию газотранспортной сети.
Базовым моментом концепции Минэкономразвития России является постулат о структурном разделении естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности в рамках ОАО «Газпром» с последующим выведением газотранспортной компании из состава ОАО «Газпром». Одновременно МЭРТ сходится с ОАО «Газпром» в том, что какие-то дополнительные правила распределения регулируемых объемов газа в условиях дефицита этого ресурса не нужны.
По мнению ФСТ России, дальнейшее развитие рынка газа должно быть сопряжено с поэтапным развитием на нем элементов конкуренции и свободного ценообразования с обязательным созданием условий для развития независимых производителей газа при сохранении контроля государства как за темпом роста цен на газ, так и за балансом его производства и потребления, а также постепенным выравниванием условий на российском рынке газа и смежных с ним рынках стран СНГ и дальнего зарубежья. Базовым условием для развития рынка
*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
финансы и кредит
47
является необходимость опережающего развития добычи газа независимыми производителями, возможность которого подтверждается структурой имеющихся в их распоряжении запасов газа.
Функционирование рынка в рамках единых установленных государством правил, обеспечивающих максимально равные условия для всех субъектов рынка, должно дать сигнал к дальнейшему его развитию и интеграции в мировой рынок энергоресурсов.
К настоящему времени многие решения, казавшиеся еще пять лет назад универсальными, устарели. Например, традиционные системы материально-технического снабжения (ERP-системы) часто оказываются неработоспособными, поскольку их структура постоянно отстает от жизни. Слишком быстро меняются такие основополагающие параметры, как направления деятельности компании, число и структура ее подразделений, их бизнес-профиль, состав партнеров, непрерывно идет трансформация рынков. В этих условиях ERP-системы не всегда способны предложить адекватные решения для корпораций с динамично развивающейся структурой.
На смену приходят системы электронного бизнеса (E-business), которые лучше удовлетворяют требованиям новейшей экономики России.
Основой таких систем является Интернет, который еще совсем недавно рассматривался только как пространство для обмена информацией, как средство общения. Но сегодня «всемирная паутина» стала могучим инструментом и направлением нового бизнеса.
Наиболее широко Интернет используется в электронной коммерции (E-Commerce). На первом этапе бурно развивалась торговля с частными лицами, или системы B2C (business-to-consumer), чему способствовало широкое распространение на
Рис. 1. Схема функционирования ЭТП во внутренней сети ООО «Межрегионгаз»
Западе не только персональных компьютеров, но и пластиковых карт. В начале 1990-х гг. лавиной росло число Интернет-магазинов по продаже книг, CD, видеокассет, бытовой электроники и т. д. Затем все шире Интернет стали осваивать банки, риелторские компании, агентства по продаже билетов, туров и т. д. И, наконец, наступило время коммерции В2В (Вш,ше££-/о-Вш'ше££), где сторонами выступают два предприятия.
Объемы операций В2В нарастали стремительно. Если еще в 1996 г. общий оборот Интернета составлял 9,5 млрд долл. США при небольшой доле прямых продаж через сеть (0,5 млрд долл.), то в 2000 г. оборот достиг уже 196 млрд долл. (рост в 20 раз), из которых 66 млрд долл. пришлись на операции между компаниями, а 7 млрд долл. — на розничные продажи. Тем не менее даже в США доля «онлайновых» сделок между предприятиями не превышает пока 3 — 5 %. Ожидается, что в течение ближайших пяти лет эта доля увеличится до 40 %.
Наибольшее распространение получили электронные системы материально-технического снабжения (Е-РгосыгвтвШ), призванные решать весь комплекс задач обеспечения бесперебойной работы компании, а именно поставку необходимых материалов, продуктов и услуг.
Для формирования информационных систем инфраструктуры российского рынка газа как подсистемы мирового рынка энергоресурсов большой интерес представляет проект разработки и внедрения электронной торговой площадки (ЭТП) для оптовой продажи газа (рис. 1.).
Основная цель проекта — создание механизма реализации газа по свободным ценам, обеспечивающего предоставление максимума услуг производителям, продавцам и покупателям. Заказчиком работ является ООО «Межрегионгаз», которое является на данный момент оператором ЭТП и непосредственным продавцом газа. ЭТП была развернута во внутренней сети заказчика, и состоялись пробные торги. В настоящее время торги проводятся на регулярной основе.
Развитие проекта ЭТП предполагает перенос торговых сессий в Интернет с обеспечением свободной регистрации посетителей торговой площадки. Расширение состава покупателей и предоставление возможностей продавать газ независимым производителям обеспечит полнофункциональное
Договоры продавец-покупатель, заключенные на ЭТП
Рис. 2. Проект функционирования ЭТП в перспективе
развертывание торговой площадки. Оператор торговой площадки, сохраняя при необходимости функции продавца, в перспективе будет в основном выступать в качестве комиссионера. Данная схема предусматривает непосредственный поиск продавцом покупателей (и наоборот) с заключением договоров при участии оператора ЭТП, взимающего комиссионную плату за использование ЭТП и предоставление услуг по выбору маршрутов и предприятия, и организации транспортировки газа.
Программно-техническая реализация данного комплекса предусматривает создание полнофункциональной электронной торговой площадки со спецификой, связанной с оптовой торговлей газом (рис. 2.).
Программный комплекс соответствует всем требованиям, предъявляемым к современным системам класса В2В (business-to-business), с полным документооборотом и общепринятой системой производственно-технических расчетов.
Модуль электронного документооборота включает в себя создание и ведение типовых документов, формируемых в процессе эксплуатации ЭТП (договоры, выставляемые счета, документы об оплате, акты и т. д.). Документооборот может выполняться с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП) с возможностью шифрования передаваемой информации через Интернет, что придает электронным документам юридическую силу.
Торговля на газовом рынке России имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке проекта ЭТП с выходом на мировой рынок энергетических ресурсов.
Важной задачей является проверка возможностей доставки газа потенциальному покупателю, определение возможных и выбор оптимальных маршрутов транспортировки и расчет стоимости товарно-транспортной работы. Для решения данной задачи необходимо взаимодействие с соответствующими службами ОАО «Газпром», отвечающими за функционирование Единой системы газопроводов (ЕСГ) России, в первую очередь — с Центральным производственно-диспетчерским управлением (ЦПДУ). Для подтверждения возможности продажи определенного лота требуется, исходя из географического положения продавца и потенциального покупателя, точек входа в магистральные трубопроводы ЕСГ и предполагаемых терминалов отгрузки газа потребителям, определить наличие технических возможностей транспортировки с учетом топологии газотранспортной сети, ее текущего технического состояния и пропускной способности. Мировой рынок энергетических ресурсов довольно широко использует аналогичные электронные технологии, в том числе и для обмена товарами на Интернет-рынках. Сегодня в мире существует более 70 электронных торговых площадок, созданных специально для торговли нефтью, нефтепродуктами и нефтяным оборудованием. Правда, не все существующие ресурсы эксплуатируются, часть из них находится в стадии отладки и организации. Ежегодно отдельные электронные площадки закрываются, вместо них появляются новые.
Реализуя сложнейшие технологии нефтедобычи, транспортировки и переработки сырья, нефтяные компании нуждаются в партнерстве с тысячами мелких и средних снабженческих фирм, в большом объеме сервисных услуг, обладают широкой сетью сбыта и огромным количеством дистрибьюторов, работающих на нескольких рынках.
Поэтому развитие ^2^-моделей, способных обеспечить высокий уровень внутреннего и внешнего взаимодействия, будет оказывать все большее влияние на развитие как российского рынка газа, так и мирового рынка энергоресурсов, причем не только в сфере материально-технического снабжения, но и сбыта.
Предприятия нефтегазовой отрасли могут получить огромную прибыль от перехода к электронной торговле, газом, необходимыми расходными материалами, запасными частями и оборудованием, хотя бы только благодаря снижению издержек на проведение транзакций. А оборот мировой нефтяной торговли огромен, в 2005 г. он исчислялся почти в 2 трлн долл.
По мнению многих западных экспертов, в России наиболее подготовленными к внедрению современных электронных технологий являются крупнейшие корпорации национального уровня, или, как у нас их называют, — «естественные монополии» (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»). Однако анализ показывает, что российский нефтегазовый комплекс уже сегодня стал лидером в сфере использования Интернет-решений. В РАО «ЕЭС России» прошли имитационные электронные торги природным газом в режиме «on-line» на базе электронной торговой площадки «B2B-Energo». В основу модели торгов природным газом был положен проект Правил торговли газом на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса.
Основным отличием торговли на площадке «B2B-Energo» от биржевой является организация торгов в форме двойного (встречного) электронного аукциона, который проводится в режиме «on-line» в глобальной сети Интернет во временном формате «на сутки вперед». Подобный формат обеспечивает прозрачность аукциона и исключает возможность «раскачки» рынка (взвинчивания цен).
Расчетная система площадки «B2B-Energo» обеспечивает проведение полного комплекса финансовых операций по торговле газом, а также выполнение главного условия — «поставки против платежа».
РАО «ЕЭС России», являясь крупнейшим потребителем топлива, считает важнейшей за-
дачей формирование и развитие современного и эффективного электронного рынка топлива, адаптированного к проводимому реформированию электроэнергетики. Использование для торговли газом электронной торговой площадки «В2В-Епв^о», на которой в настоящее время уже проводятся торги углем и мазутом, позволит сделать реальный шаг к запуску рынка топлива для электроэнергетики.
На сегодняшний день «В2В-Епвщо» объединяет около 2 000 организаций, в числе которых: АО-энерго, АО-электростанции, другие предприятия холдинга РАО «ЕЭС России» (заказчики); заводы-изготовители энергетического оборудования, запасных частей и других материально-технических ресурсов, применяемых в энергетике; организации, занимающиеся монтажом и ремонтом энергооборудования, предприятия научно-проектного комплекса энергетики и др.
Президент РФ высказался за необходимость организовать биржевую торговлю нефтью и газом с расчетами в рублях, в том числе, чтобы расширить зону влияния российской валюты.
Для интеграции российского рынка газа в мировой рынок энергетических ресурсов следует придать электронным торгам соответствующий масштаб и довести уровень продаж газа ОАО «Газпром», по крайней мере, до 50 млрд куб. м. Важно, чтобы независимые производители имели равные с ОАО «Газпром» права на использование новой формы торговли.
Работа электронной площадки должна также позволить объединить биржевые технологии с системами управления газоснабжением России. После завершения данной программы можно будет создавать полноценную биржу газа, аналогичную соответствующим структурам США и стран ЕС.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621 -69-49 http:\\www.financepress.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]