УДК 657
Е. Н. ПЕТРУХИНА
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИВОВАРЕННОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Ключевые слова: пивоваренные предприятия, производство, производственная мощность, реализация, сезонность,
Аннотация. В статье рассматриваются основные показатели и особенности производственной деятельности предприятий по производству пивоваренной продукции.
Среди отраслей производственной сферы важнейшая роль в воспроизводственных отношениях принадлежит отраслям, обеспечивающим население продуктами первой необходимости. В обеспечение населения продуктами питания наряду с сельским хозяйством огромная роль принадлежит пищевой промышленности.
Пищевая промышленность охватывает систему пищевых и перерабатывающих предприятий, производящих продукты питания, удовлетворяющие потребности населения в продуктах первой необходимости. Это социально-экономическая функция пищевой промышленности делает ее важнейшим звеном в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Пищевая промышленность как отрасль экономики характеризует специфику развития производительных сил и производственных отношений отраслей пищевых производств, обеспечивающих основными продуктами питания население страны.
Пищевая промышленность является в первую очередь отраслью, которая обеспечивает возрастающий спрос населения на качественную продукцию, с влиянием на сельское хозяйство, транспорт, оптовую и розничную торговлю [2].
Российская пищевая промышленность включает в себя: кондитерскую промышленность, пивоварение, виноделие и ликероводочную промышленность, производство безалкогольных напитков, табачную промышленность, а также молочную промышленность.
Предприятия, занятые производством пищевых продуктов, в том числе напитков и табака, имеют сложную структуру, основными среди
© Петрухина Е. Н.
которых: хлебопекарные и мукомольные, молочные, мясные, винодельческие, крупяные производства.
Промышленность пивоваренных и безалкогольных напитков является одной из отраслей пищевой промышленности, которая занимается производством пива, безалкогольных напитков, а также минеральных вод.
В 2011 году объем производства пива составил 994, 1 млн дал., что составляет 96,6 % к уровню прошлого года, таким образом, сохранилась тенденция к снижению объемов производства в пивоваренной отрасли.
Совокупная производственная мощность пивоваренной отрасли на начало 2011 г. составила 1658,7 млн дал. Использование производственных мощностей пивоваренными предприятиями к 2011 году сократилось на 2,4 %.
Розничные продажи пива сохраняли положительную динамику в течение всего 2011 г., что разительно отличает отчетный год от трех предшествующих лет.
Своего максимума российский рынок пива достиг в 2007 г. -1155,3 млн дал, после чего начался спад, максимальная динамика которого пришлась на 2009 г. (- 6,7 %), а минимальный объем продаж -на 2010 г. (104 млн дал). В отчетном году отрасль не только компенсировала спад предыдущего года, но и превзошла результат 2009 г.
В последнее десятилетие в России стабильно увеличивается выпуск отечественных напитков, как безалкогольных, так и слабоалкогольных, кваса, минеральной и питьевой воды, чая и кофе. Производство безалкогольных и слабоалкогольных напитков развивается высокими темпами.
Начинает возобновляться производство хлебного кваса и медовых напитков, но по новым технологиям, позволяющим сохранить традиционно присущие им характерные органолептические качества и продлить срок годности напитков.
По итогам работы за 2008-2011 гг. объем производства пива составил лишь 86,7 % от лучшего показателя отрасли, который был достигнут в 2007 г. - 1147,2 млн дал. По объемам производства пива наша страна вышла на 4 место в мире.
Рисунок 1 - Динамика производства и потребления пива в России в 2004-2011 гг., млн дал
По данным, представленным Союзом Российских пивоваров в «Отчете пивоваренной отрасли», на начало 2011 г. в России насчитывалось 157 пивоваренных предприятий, включая как независимые региональные компании, так и филиалы крупных корпораций.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика количества предприятий в 2004, 2008 и 2011 гг. по группам в зависимости от мощности,
в млн дал
Производственная мощность 2004 2008 2011 Абсолютное отклонение
Общее число Общее число Общее число О4
До 1 млн. дал 125 59,2 98 58,7 87 55,4 - 38
От 1 до 6 млн. дал 47 22,3 31 18,6 29 18,5 - 18
Свыше 6 млн. дал 39 18,5 38 22,7 41 26,1 + 2
Итого 211 100 167 100 157 100 - 54
По данным Союза Российских пивоваров («Отчет пивоваренной отрасли» 2011 г.).
Из всей совокупности пивоваренных компаний Российской Федерации 87 предприятий (55,4 % от общего числа) - малые, с мощностью производства до 1 млн дал в год; 29 предприятий (18,5 % от общего числа) - средние, с объемом производства от 1 до 6 млн дал; 41 пред-
приятие - крупное (26,1 % от общей совокупности) с производственной мощностью свыше 6 млн дал.
На начало 2011 г. пивоваренные предприятия были зарегистрированы в 64 субъектах Российской Федерации. По общему количеству компаний лидируют Приволжский (39 предприятий), Центральный (30) и Сибирский (29) Федеральные округа.
Федер альные Окру га ■ До 1 млн. дал ■ От 1 до 6 млн. дал ■ Свыше 6 млн. дал
Рисунок 2 - Размещение пивоваренных предприятий по федеральным
округам
При осуществлении своей производственной деятельности пивоваренные предприятия руководствуются основными Национальными стандартами Российской Федерации на основную выпускаемую продукцию, а именно: ГОСТ Р 51174-2009 «Пиво. Общие технические условия», ГОСТ Р 53459-2009 «Пиво специальное. Общие технические условия», ГОСТ Р 53094-2008 «Квасы. Общие технические условия» и ГОСТ 28188-89 «Напитки безалкогольные. Общие технические условия», в которых прописаны общие технические требования к выпускаемой продукции, ее классификация, правила приема и т. д.
В соответствии с ГОСТ Р 51174-2009 «Пиво. Общие технические условия» пшеничное пиво - это пиво, в составе которого пшеничный солод составляет не менее 50 % от общего количества применяемого солода.
Пивоваренные предприятия вырабатывают пиво двух типов:
1. Светлое пиво (с цветом от 0,2 до 2,5 цветовых единиц (ц. ед.).
2. Темное пиво (более 2,5 ц. ед.).
По способу обработки пивоваренные предприятия изготавливают:
- непастеризованное;
- пастеризованное;
- фильтрованное;
- нефильтрованное осветленное;
- нефильтрованное неосветленное [5, 6, 7, 8].
Развитие пивоваренной промышленности нельзя рассматривать отдельно от развития отечественного сельского хозяйства, так как именно эта отрасль выступает основным поставщиком сырья для производства.
Основным сырьем для приготовления пива служит ячменный солод (ячмень, проросший в определенных условиях), который получают из пивоваренных сортов ячменя. Обеспечение предприятий солодом и хмелем является наиболее важной проблемой для развития пивоваренной отрасли. К сожалению, российское сельское хозяйство просто-напросто не в состоянии обеспечить пивоваренные предприятия в полной мере сырьем, что приводит к импорту сырья, а это, в свою очередь, к удорожанию готовой продукции.
Производство российского пивоваренного солода сосредоточено в основном в Центральном ФО, также в значимых объемах солод вырабатывается в Приволжском, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах.
В последнее десятилетие ситуация с производством безалкогольных и слабоалкогольных напитков в России и странах СНГ изменилась кардинальным образом. К ряду уже известных, действующих в России, добавилось целое поколение крупных, средних и мелких производств, которым пришлось начинать свой бизнес в относительно благоприятных условиях, когда этот рынок еще не был настолько заполнен участниками, чтобы обращать внимание на необходимость соблюдения баланса между качеством продукции, ее себестоимостью и маркетинговой политикой.
На сегодняшний день жесточайшая конкуренция на рынке производителей безалкогольных и слабоалкогольных напитков поставила
всех его участников пред необходимостью соблюдать этот баланс для поддержания и увеличения объемов продаж [4].
Пивоваренное производство требует значительных затрат для соблюдения санитарной чистоты и гигиены. Любое отклонение от нормы отражается на качестве пива. Высококачественное пиво получается только за счет совершенных технологий и качественного сырья.
На пивном производстве существуют идеальные условия для роста вредных микроорганизмов. Кроме всего прочего, испорченные продукты имеют другой отрицательный побочный эффект - подрывается доверие покупателей ко всей отрасли [3].
Неравномерность выработки продукции в течение года, связанная в первую очередь с сезонным характером производства выпускаемой продукции, который выражается в подъёме, сокращении или полном прекращении производства в отдельные периоды года.
Сезонный характер производства, хотя и возникает под влиянием климатических условий, в решающей степени зависит от способа производства. По мере развития техники и транспортных связей создаются возможности для преодоления сезонности производства.
Таблица - Динамика сезонного производства пива за 2006-2012 гг., в млн дал
Период 2006 2007 2008 2009 2010 2011
млн дал млн дал млн дал млн дал млн дал млн дал
Январь 46,4 69,4 63,6 59,0 33,4 54,0
Февраль 54,9 69,9 70,0 68,1 58,4 67,1
Март 77,2 94,5 101,2 93,6 84,4 84,8
Апрель 83,3 106,6 105,1 97,4 96,5 89,7
Май 95,8 116,1 122,5 109,0 108,3 102,8
Июнь 108,0 113,6 120,6 115,0 111,5 106,6
Июль 112,0 119,8 128,3 119,0 119,0 105,1
Август 107,0 114,9 115,3 97,8 116,9 91,2
Сентябрь 85,4 94,3 82,1 79,1 82,5 71,3
Октябрь 72,4 76,3 71,0 74,5 67,5 63,3
Ноябрь 73,3 82,4 74,4 77,6 75,0 74,0
Декабрь 82,5 89,2 86,9 94,9 76,8 84,1
По данным Союза Российских пивоваров («Отчет пивоваренной отрасли» 2011 г.).
Выпуск пивоваренной продукции в отчетном году отличался менее заметным проявлением сезонности, чем в предшествующие годы. Если в 2006-2008 гг. на 11-Ш кварталы в сумме приходилось 58-59 % годового производства пива, а в 2010 г., с его исключительно жарким летом, этот показатель достиг 61,6 %, то в 2011 г. на теплый сезон пришлось лишь 56,9 % объема произведенной продукции.
Все затраты, включаемые в себестоимость продукции (пива), группируются по экономическим элементам и по статьям калькуляции.
Важный момент в деятельности пивоваренного предприятия - это процесс ценообразования. Цена на пивоваренную продукцию формируется под воздействием спроса и предложения на рынке, с учетом транспортно-заготовительных расходов, а также сезонных и региональных особенностей.
Отпускная цена на пиво складывается из совокупности затрат по статьям калькуляции.
Вложенные за последнее время в развитие пиво-безалкогольной промышленности инвестиции позволили поднять производство продукции на качественно новый уровень и поставлять продукцию на внутренний и зарубежные рынки. Быстрая окупаемость вложений способствовала привлечению иностранных инвестиций.
Основными производителями в России являются пивоваренные компании: «Балтика», «Вена», «Хейнекен» (г. С.-Петербург), «Очаково», «Эфес» (г. Москва), «Ярпиво» (г. Ярославль), «Клинский пивком-бинат» (Московская область), «Красный Восток» (Республика Татарстан), «Винап» (г. Новосибирск), «Пикра» (г. Красноярск) [1].
Российский пивной рынок оценивается аналитиками как динамично развивающийся, а так же как один из самых крупных и весьма перспективных.
В настоящее время на рынке пива происходит обострение конкурентной борьбы, это проявляется в первую очередь при выводе крупных брэндов на региональные рынки.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кайшев В. Г. «Пищевая и перерабатывающая промышленность России: достижения и проблемы». Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 5/2004, С. 18.
2. Чичикин А. А. «Пищевая промышленность в системе обеспечения продовольственной безопасности». Экономика и управление. С. 300-302.
3. «Напольные покрытия в пищевой промышленности. Опыт зарубежных стран (пивоваренное производство)». Пищевая промышленность. 1/2005. С. 44.
4. «FORZA: надежные компоненты для производства напитков». Пищевая промышленность, 12/2004. С. 78.
5. ГОСТ Р 51174-2009 «Пиво. Общие технические условия».
6. ГОСТ Р 53459-2009 «Пиво специальное. Общие технические условия».
7. ГОСТ Р 53094-2008 «Квасы. Общие технические условия».
8. ГОСТ 28188-89 «Напитки безалкогольные. Общие технические условия».
9. «Отчет пивоваренной отрасли» 2011 г.
CHARACTERISTICS OF THE BRANCH OF BREWING INDUSTRY IN RUSSIA
Keywords: production, sales, seasonality, brewery, the production capacity.
Annotation. Article considers key indicators and manufacturing activities of enterprises of beer production.
ПЕТРУХИНА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА - преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
PETRUKHINA EKATERINA NIKOLAEVNA - tutor of the chair «Accounting, analysis and audit», Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino,
([email protected] )_______________________________________