Научная статья на тему 'Отраслевые особенности диагностики железнодорожной отрасли на основе концепции управления стоимостью'

Отраслевые особенности диагностики железнодорожной отрасли на основе концепции управления стоимостью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подходы к оценке стоимости компании / концепция управления стоимостью / транспортная система / железнодорожная отрасль / approaches to the valuation of the company / the concept of cost management / transport system / the railway industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Виктория Владиславовна, Романов Игорь Андреевич

Начиная с момента реорганизации Министерства путей сообщения, железную дорогу переносят на «рыночные рельсы», то есть именно рыночную конкуренцию в отрасли ставят во главу угла проводимых реформ. Именно развитие конкуренции и инвестиционной привлекательности определило акционерную структуру отрасли с возможностью создания зависимых и дочерних компаний в рамках вертикально-интегрированной структуры ОАО «Российские железные дороги». Отслеживать эффективность данного крупномасштабного проекта непросто, учитывая структуру корпорации и географию отрасли, что и определило в данном исследовании целесообразность использования методов создания и управления стоимостью. В статье рассмотрен ряд показателей, отражающих процесс создания стоимости, а также на основе стоимостного, системного, экономического и финансового анализа выбран оптимальный метод измерения стоимости для материнской и дочерней компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRANCH PECULIARITIES OF DIAGNOSTICS OF THE RAILWAY INDUSTRY BASED ON THE COST MANAGEMENT CONCEPT

Starting from the moment of the reorganization of the Ministry of Railways, the railroad was being transferred to the “market rails”, that is, market competition in the industry was put at the center of the reforms. It was the development of competition and investment attractiveness that determined the shareholder structure of the industry with the possibility of creating affiliated and subsidiary companies within the framework of the vertically integrated structure of Russian Railways. It’s not easy to monitor the effectiveness of this large-scale project, considering the structure of the corporation and the geography of the industry, which determined in this study the feasibility of using the methods of creating and managing value. The article describes a number of indicators reflecting the process of value creation, as well as the optimal method was selected for the purpose of measuring the cost for the parent and subsidiary companies on the basis of cost, system, economic and financial analysis.

Текст научной работы на тему «Отраслевые особенности диагностики железнодорожной отрасли на основе концепции управления стоимостью»

УДК 330.138

Радченко Виктория Владиславовна,

магистрант 1 года обучения,

Романов Игорь Андреевич,

магистрант 1 года обучения

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ

Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный

экономический университет, victory2442@ gmail .com, igorromanov96@yandex.ru

Аннотация. Начиная с момента реорганизации Министерства путей сообщения, железную дорогу переносят на «рыночные рельсы», то есть именно рыночную конкуренцию в отрасли ставят во главу угла проводимых реформ. Именно развитие конкуренции и инвестиционной привлекательности определило акционерную структуру отрасли с возможностью создания зависимых и дочерних компаний в рамках вертикально-интегрированной структуры ОАО «Российские железные дороги». Отслеживать эффективность данного крупномасштабного проекта непросто, учитывая структуру корпорации и географию отрасли, что и определило в данном исследовании целесообразность использования методов создания и управления стоимостью. В статье рассмотрен ряд показателей, отражающих процесс создания стоимости, а также на основе стоимостного, системного, экономического и финансового анализа выбран оптимальный метод измерения стоимости для материнской и дочерней компании.

Ключевые слова: подходы к оценке стоимости компании, концепция управления стоимостью, транспортная система, железнодорожная отрасль.

Viktoriya V. Radchenko,

1 st year undergraduate student, Igor A. Romanov,

1 st year undergraduate student

BRANCH PECULIARITIES OF DIAGNOSTICS OF THE RAILWAY INDUSTRY BASED ON THE COST MANAGEMENT

CONCEPT

Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics, victory2442@gmail.com, igorromanov96@yandex.ru

Abstract. Starting from the moment of the reorganization of the Ministry of Railways, the railroad was being transferred to the "market rails", that is, market competition in the industry was put at the center of the reforms. It was the development of competition and investment attractiveness that determined the shareholder structure of the industry with the

possibility of creating affiliated and subsidiary companies within the framework of the vertically integrated structure of Russian Railways. It's not easy to monitor the effectiveness of this large-scale project, considering the structure of the corporation and the geography of the industry, which determined in this study the feasibility of using the methods of creating and managing value. The article describes a number of indicators reflecting the process of value creation, as well as the optimal method was selected for the purpose of measuring the cost for the parent and subsidiary companies on the basis of cost, system, economic and financial analysis.

Keywords: approaches to the valuation of the company, the concept of cost management, transport system, the railway industry.

Введение. В современных условиях рыночных отношений эффективное управление имуществом хозяйствующего субъекта представляет некоторые трудности. Выявление логики изменения стоимости и улучшение способов её управления на практике для крупных развивающихся компаний наиболее актуальная проблема, которая позволяет не только повышать инвестиционную привлекательность, но и применять современные способы управления денежными потоками, персоналом, активами. В исследовании раскрыты следующие важные особенности управления стоимости отраслевой характеристики:

1. Максимизация рыночной стоимости материнской компании, находящейся на этапе реструктуризации отрасли, с целью привлечения инвесторов.

2. Связь с осуществлением деятельности компании в отрасли, то есть в структуре себестоимости учтены все соответствующие издержки отрасли.

3. Допущение государственной поддержки отрасли как стратегически важной.

В процессе проведения исследования был отобран необходимый материал, проведен его анализ, а также представлено обоснование проведенных процедур.

1. Выявление отраслевых характеристик. Транспортные компании достаточно сложная система, использующая на практике не только трудовые и финансовые ресурсы, но и материальные, временные, информационные. Транспортная отрасль одна из самых зависимых от существующей экономической ситуации как внутри страны, так и во всем мире. Кроме того, транспортная система в России довольно важная и значительная часть сектора народного хозяйства, учитывая территориальную протяженность страны. В данном исследовании были рассмотрены две организации железнодорожных перевозок, одна из которых является дочерней компанией другой.

18 сентября 2003 года постановлением Правительства РФ №585 была учреждена государственная монополия ОАО «Российские железные дороги». Имущество компании было сформировано путем внесения

в уставный капитал активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству [12]. К настоящему моменту эксплуатационная длина железных дорог более 85 тыс. км; протяженность электрифицированных линий более 43 тыс. км. Эти и множество других факторов, таких как огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок; высокие финансовые рейтинги, квалифицированные специалисты; большая научно-техническая база; опыт международного сотрудничества дают возможность поставить открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в тройку мировых лидеров железнодорожных компаний.

За 15-летний период своего развития, реформирования и модернизации монолитное министерство советского типа превратилось в рынок с многочисленными «дочками» и «внучками» (108, в том числе ФПК, ФГК, ПГК, «Российские железные дороги Логистика» и другие).

«Первая грузовая компания» (ПГК) - 100% «дочка» ОАО РЖД, создана в 2007 году в качестве оператора железнодорожного подвижного состава. География участия компании достаточно широка: 14 филиалов по всей территории России, кроме того, 2 представительства в странах ближнего зарубежья. Компания обладает одним из самых крупных и сбалансированных парков в стране и обслуживает более 2 тыс. клиентов, среди которых крупнейшие и системообразующие предприятия российской экономики. За 10 лет Компания помогла клиентам перевезти более 2 млрд тонн грузов по сети корпорации ОАО «Российские железные дороги». На сегодняшний день ПГК оказывает весь спектр услуг, связанных с железнодорожными перевозками грузов и логистикой:

- предоставление подвижного состава (оперирование);

- экспедирование грузов;

- управление промышленной логистикой предприятий;

- предоставление вагонов в аренду;

- ремонт и предоставление услуг по подготовке вагонов к погрузке

[10].

В рыночных условиях определяющим фактором направления инвестиций в отрасль становится большая производительность и меньшие затраты, что направляет внимание менеджеров на поиск наиболее эффективных бизнес-решений, именно поэтому эффективное управление железнодорожной многоструктурной системой становится важной стратегией деятельности.

2. Обоснование применения концепции максимизации стоимости. Наиболее полно отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности показатель стоимости компании, который, кроме того, определяет эффективность деятельности в прогнозном периоде [4]. Со-

гласно федеральному закону № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" стоимость может быть рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости [1]. Однако, оценка стоимости компании представляет собой свод аналитических показателей, с помощью которых можно оценить компанию как хозяйствующий субъект с учетом всех источников ее финансирования, таких как собственные средства, долговые обязательства и иные внешние источники [6]. Грамотное управление стоимостью компании предполагает, что все аналитические методы и управленческие решения по ключевым вопросам направлены на одну общую цель — максимизацию стоимости компании, однако, чтобы чем-то управлять, необходимо это измерить с учетом социальной ответственности бизнеса.

Методы оценки стоимости компании и генерируемые им денежные потоки в своем развитии прошли ряд этапов. Первоначально расчеты проводились с использованием моментных («цена/балансовая стоимость», «цена/чистая стоимость активов», «цена/дивидендные выплаты») и интервальных мультипликаторов («цена/прибыль», «цена/денежный поток», «цена/выручка»), а также показателей рентабельности (рентабельность собственного капитала, чистых активов, продаж и т. д.). Однако учитывая разнонаправленность значений указанных мультипликаторов и показателей, получить достоверный ответ о стоимости компании было невозможно [5].

Большинство используемых приемов и методов оценки имущества заимствованы из зарубежной практики, что создало определенное проблемное поле, связанное с особенностями российских рыночных отношений, ведениями учета, сбора и обработки информации. Для оценки стоимости компаний на сегодняшний день используется ряд специализированных комплексных показателей на основе концепции управления стоимостью VBM (Value Based Management). Подход VBM основан на традиционных моделях Дюпона и дисконтированного денежного потока (DCF). Из системы Дюпона взята идея предоставления финансового показателя как совокупности взаимосвязанных параметров, каждому из которых соответствует свой набор коэффициентов. Модель DCF позволяет учесть как прошлые, так и будущие денежные поступления и таким образом показывает риски, связанные с неопределенностью деятельности [8].

В 80-х - 90-х годах ХХ века появился целый ряд показателей, отражающих процесс создания стоимости. Наиболее известные из них -метод экономической добавленной стоимости (EVA), метод рыночной добавленной стоимости (MVA), метод акционерной добавленной стоимости (SVA), метод оценки денежной стоимости в стратегические инве-

стиции (CVA), метод избыточной сверхприбыли Эдвардса-Белла-Ольсона (EBO), метод оценки рыночной стоимости чистых активов (NTA), метод с фондовыми мультипликаторами (MC), метод скорректированной приведенной стоимости Стюарта Майерса (APV). Широкое распространение получила концепция оценки стоимости компании на основе метода дисконтированных денежных потоков (DCF), а на основе метода экономической добавленной стоимости возникла даже система управления EVA-based management.

3. Процедура апробации выбранных методов. На первом этапе исследования были подготовлены исходные данные для финансового и стоимостного анализа, а именно на основании финансовой отчетности было оценено, что по абсолютным показателям материнская компания ОАО «РЖД» превосходит дочернюю, например, чистая прибыль материнской на 2017 год 17 500 млн. рублей, а дочерней 10 201 млн. рублей. Однако, согласно табл. 1, по относительным показателям АО «ПГК» более эффективна.

Исходя из данных в ттаб. 1, ОАО «РЖД» отстает по многим показателям (в таблице приведен не полный вариант анализируемых коэффициентов), что в свою очередь подтверждает необходимость перехода от трудноуправляемого и бюджетно-затратного монолитного министерства к конкурентной в рыночной среде компании.

Таблица 1

Сравнение относительных показателей ОАО «РЖД» и А< О «ПГК»

Показатель Значение ОАО «РЖД» на 2017 г. Значение АО «ПГК» на 2017 г. Разница показателей

Рентабельность продаж 1% 10,5% -9,5%

Рентабельность (всех) активов 0,3% 11,6% -11,3%

Рентабельность инвестиций 0,3% 13,7% -13,4%

Рентабельность собственного капитала (Е*) 0,4% 18,6% -18,2%

Средневзвешенная стоимость капитала WACC 10,9% 8,9% +2%

Коэффициент текущей ликвидности 0,564 1,963 -1,399

Коэффициент быстрой ликвидности 0,43 1,647 -1,217

Коэффициент левереджа 25,69 % 36,7% -11,01%

На следующем этапе проведен анализ инвестиционных решений и стратегии развития компаний. На данном этапе были замечены крупномасштабные проекты как у материнской, так и у дочерней компании, однако их эффективность снова в пользу АО «ПГК». Например, ПГК сократила расходы на 1,5 млрд рублей за счет повышения эффективности эксплуатируемого парка [15]. Также АО «ПГК» создает сеть транспорт-

но-логистических хабов по всей России [14]. Кроме упомянутых инвестиционных проектов положительно влияет на рост выручки также заключение новых контрактов с крупными производителями («ЕВРОЦЕ-МЕНТ груп», «Северсталь») и пролонгация старых контрактов на срок до 5 лет («Роснефть», "Газпром нефть", "Транснефть-Логистика").

У ОАО «РЖД» также есть перспективные проекты на сумму более 7,5 трлн рублей [11], в перечень которых входит, например, модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМ и Транссиба, обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, электрификация участков и направлений дороги. Однако, всё это долгосрочные и стратегически ориентированные инвестиционные проекты, созданные не столько с целью получения прибыли, а сколько с целью модернизации железнодорожной инфраструктуры.

Исходя из анализа инвестиционных решений, был спрогнозирован бюджетный трехлетний горизонт для дальнейшего анализа, оценки стоимости, управления стоимостью и экономической эффективностью. В основу плана были заложены следующие коэффициенты-нормативы планирования на основе анализа исторических коэффициентов. Согласно проведенному анализу в таблице 2, ОАО «РЖД» планирует увеличивать коэффициент изменения выручки, уменьшать отношение операционных затрат к выручке, при этом сохранять отношение основных средств, денежных средств и запасов к выручке, а также выработанную политику взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами.

Таблица 2

Определение нормативов планирования для ОАО «РЖД»

Наименование 2016 2017 План 2018 План 2019 План 2020 Средние значения

К-ты измене- 5,94% 6,00% 6,20% 6,50%

ния выручки

Наименование 2016 2017 План 2018 План 2019 План 2020 Средние значения

Отношение дебиторской за- 7,32% 7,65% 7,60% 7,50% 7,40% 7,48%

долженности к

выручке, %

Отношение за- 4,69% 5,26% 5,20% 5,00% 4,90% 4,98%

пасов к выручке, %

Отношение 22,68% 23,33% 23,30% 23,10% 22,80% 23,00%

кредиторской

задолженности

к выручке, %

Отношение ОС 303,94% 272,57% 260,00% 250,00% 240,00% 288,26%

к выручке

Сумма НДС к 0,03% 0,18% 0,11% 0,11% 0,11% 0,11%

выручке

Можно также заметить в таблице 3, для АО «ПГК» запланировано некоторое ускорение развития, что связано не только с перечисленными инвестиционными проектами, но и также с недавним повышением кредитного рейтинга: агентство Fitch подтвердило рейтинг "Первой Грузовой Компании" на уровне "BB+", в то время как рейтинговое агентство RAEX присвоило рейтинг кредитоспособности «ПГК» на уровне ruAA+ [13].

Таблица 3

Определение нормативов планирования АО «ПГК»

Наименование 2016 2017 План План План Средние

2018 2019 2020 значения

К-ты измене- 18,24% 18,50% 18,75% 19,00%

ния выручки

Отношение 97,55% 84,01% 84,00% 83,50% 83,00% 90,78%

опе-рационных

затрат (с амортизацией) к

выручке, %

Отношение де- 13,22% 19,72% 18,00% 15,00% 13,00% 16,47%

биторской за-

долженности к

выручке, %

Отношение за- 10,60% 5,91% 6,00% 6,00% 6,00% 8,26%

пасов к выруч-

ке, %

Отношение 12,26% 10,85% 12,00% 12,00% 12,00% 11,55%

кредиторской

задолженности

к выручке, %

Отношение ОС 58,33% 50,94% 52,00% 53,00% 54,00% 54,63%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к выручке

Сумма НДС к 2,17% 1,94% 1,50% 1,50% 1,50% 2,06%

выручке

Следующий этап заключался непосредственно в расчете стоимости компаний по вышеупомянутым методам оценки (DCF, EVA, CVA, EBO, NTA, МС, АРV) и согласовании полученных результатов.

В соответствии с таблицей 4, наибольшее искажение стоимости ОАО «РЖД» от средней в положительную сторону замечено за методом CVA. Недостаток метода, повлиявший на искажение результатов, в сложности разделения инвестиций ОАО «РЖД» на стратегические и нестратегические, а также в специфических корректировках при неравномерном поступлении ожидаемых денежных доходов. Наибольшее отрицательное искажение замечено за методом Стюарта Майерса (APV) из-за сложности оценки приведенной величины финансовых эффектов [16], в

нашем случае таким эффектом является субсидирование корпорации со стороны государства.

Таблица 4

Согласование результатов и выбор приемлемых методов измерения стоимости

для ОАО «РЖД»

Величина стоимости V, в млн рублей

Подходы 2016 2017 План 2018 Отклонение от сред.

По методу дисконтированных денежных потоков (DCF) 1 724 390 1 628148 1 288 799 -52,5%

По методу экономической добавленной стоимости (EVA) 4 409 895 5 067399 5 269 879 51,0%

По методу оценки рыночной стоимости чистых активов (NTA) 3 810 480 3 193421 3 725 511 9,7%

По методу избыточной сверхприбыли Эдвардса-Белла-Ольсона (EBO) 3 810 480 3 237591 3 738 940 10,3%

В соответствии с фондовыми мультипликаторами 2 694 538 2 329439 2 749 323 -20,5%

По методу оценки денежной стоимости в стратегические инвестиции (CVA) 5 297 230 5 816053 5 417 979 69,2%

На основе скорректированной приведенной стоимости Стюарта Майерса 1 398 811 1 250378 575 999 -67,0%

Средняя величина рыночной стоимости предприятия 3 306 546 3 217490 3 252 347 -

Согласно таблице 5, наибольшее искажение стоимости АО «ПГК» в положительную сторону показал метод EVA. Несмотря на наличие явных преимуществ у метода, существует ряд недостатков. Одним из них является обманчивая простота расчета EVA. Расчет осуществляется на основе данных финансового учета компании, принципы и методики которого могут исказить значение EVA. Вопреки словам Вессейнрайдера «Это всего лишь бухгалтерский учет» [17], авторами подхода было разработано около 150 корректировок бухгалтерских величин, необходимые для уточнения расчетов, среди которых: раздельный учет резервов по «плохим» долгам, учет отложенных налогов, учет рисков, связанных с вложением в ценные бумаги, инвестиционных рисков, «социальный» имидж компании и другие. Ко второму существенному недостатку метода, повлиявшему на результаты расчетов, относится влияние первона-

чальной оценки инвестированного капитала: заниженное значение оценки создало высокую добавленную стоимость [7].

Наибольшее отрицательное искажение результата замечено за методом с фондовыми мультипликаторами. Связано это с таким недостатком метода, как не отражение ключевых факторов роста стоимости, таких как возможности развития и потенциал денежных потоков, а также, так как мультипликаторы отражают текущее состояние рынка, то слишком низкая оценка указывает на недооценивание сопоставимых данных других фирм отрасли.

Таблица 5

Согласование результатов и выбор приемлемых методов измерения стоимости

для АО «ПГК»

Величина стоимости V, в тыс. рублей

Подходы 2016 2017 План 2018 Отклонение от сред.

По методу дисконтированных денежных потоков (DCF) 71 369 457 79 502 298 138 636 957 22,8%

По методу экономической добавленной стоимости (EVA) 110 606 213 108 545 796 121 145 917 50,4%

По методу оценки рыночной стоимости чистых активов (NTA) 34 781 447 62 902 650 86 225 332 -21,9%

По методу избыточной сверхприбыли Эдвардса-Белла-Ольсона (EBO) 34 781 447 63 092 926 87 322 997 -21,4%

В соответствии с фондовыми мультипликаторами 23 341 850 42 232 996 58 472 028 -47,4%

По методу оценки денежной стоимости в стратегические инвестиции (CVA) 119 967 845 81 790 377 117 014 596 40,7%

На основе скорректированной приведенной стоимости Стюарта Майерса 70 569 577 43 532 263 58 252 388 -23,2%

Средняя величина рыночной стоимости предприятия 66 488 262 68 799 901 95 295 745 -

По результатам анализа было выявлено, что оптимальным методом оценки стоимости дочерней компании является метод дисконтирования денежных потоков (БСБ), а для материнской компании метод оценки рыночной стоимости чистых активов (МТА). Стоимость компании по методу БСБ определяется величиной дисконтированных денежных потоков, которые она будет генерировать в будущем. Новая стоимость соз-

дается лишь тогда, когда компания получает прибыль на инвестированный ею капитал, которая превышает стоимость привлекаемого для этого капитала [9], что мы и можем наблюдать благодаря запланированным и быстро окупаемым инвестиционным проектам АО «ПГК». В то время как запланированные проекты ОАО «РЖД» рассчитаны на долгосрочную перспективу и не несут в себе мгновенной отдачи, а также в связи с обладанием значительных материальных активов и поддержкой со стороны государства, наиболее применим и близок к действительной рыночной стоимости корпорации метод оценки рыночной стоимости чистых активов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

2. Федеральные стандарты оценки недвижимости - Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611.

3. Федеральные стандарты оценки бизнеса - Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 326.

4. Ковшова М.В., Брызгалова Е.А. Оценка долей в бизнесе. М. Экономика и предпринимательство. 2014. № 11 (ч. 2). С. 930-932.

5. Ковшова М.В., Иванова О., Лапин Д. Методы оценки кредитоспособности заемщика и их применение в кредитных организациях. М. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики: научно-теоретический журнал. 2014. № 5. С. 73-80.

6. Ковшова М., Лавриненко А. «Оценка стоимости компаний транспортной отрасли российской федерации - проблемы и их решение» Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. 2015. №4. С. 333-337.

7. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании //Научный журнал Ниу ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» №3, 2014.

8. Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. Финансовый менеджмент / 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.

9. Самылин А.И. Корпоративные финансы. Финансовые расчеты: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2016.

10. Официальный сайт АО «Первая грузовая компания» [Электронный ресурс] Отчетность АО «ПГК» за 2017 год. - (Режим доступа: http://pgkweb.ru/upload/iblock/e66/godovoy_otchet_ao_pgk_za_2017_god.pdf).

11. Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс] Отчетность корпорации ОАО «РЖД» за 2017 год (Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=32).

12. Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс] (Режим доступа: www.rzd.ru).

13. Официальный сайт АО «Первая грузовая компания» [Электронный ресурс] (Режим доступа: www.pgkweb.ru).

14. Медийный портал Рамблер [Электронный ресурс] «ПГК создает сеть транспортно-логистических хабов по всей России» (Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/41759985/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&u tm_source=copylink).

15. Официальный сайт АО «Первая грузовая компания» [Электронный ресурс] ПГК сократила расходы на 1,5 млрд рублей за счет повышения эффективности эксплуатируемого парка (Режим доступа: http://www.pgkweb.ru/press-room/news/pgk-sokratila-raskhody-na-1-5-mlrd-rubley-za-schet-povysheniya-effektivnosti-ekspluatiruemogo-parka/).

16. Richard A. Brealey, Stewart C. Myers «Principles of corporate finance», seventh edition,2016.

17. Weissenrieder, F. «Value-Based Management: Economic Value Added or Cash Value Added?», Department of Economics Gothenburg University and Consultant within Value Based Management, March, 1997, pp. 1-42.

УДК 330.1

Косухина Мария Александровна,

доцент, канд. экон. наук, доцент

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Россия, г. Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО « СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)», makosyhina@etu.ru

Аннотация. В статье исследуется проблема определения места и роли этапа коммерциализации инновационного продукта в управлении инновационным процессом с использованием основных положений системного анализа, рассмотрены основные модели инновационного процесса, предложена новая трактовка понятия финансово-экономической модели инновационной деятельности, разработана общая схема построения финансово-экономической модели бизнес-процесса инновационной деятельности.

Ключевые слова: коммерциализация, инновационный процесс, бизнес-процесс, финансово-экономическая модель, модели инновационного процесса, инновационная деятельность

Maria A. Kosukhina,

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences,

SYSTEM ANALYSIS IN THE INNOVATIVE PRODUCT COMMERCIALIZATION MANAGEMENT

1Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State Electrotechnical university "LETI", makosyhina@etu.ru

Abstract. The article investigates the problem of determining the place and role of the innovative product commercialization stage in managing the innovation process using the basic principles of system analysis, examines the main models of the innovation process, proposes a new interpretation of the financial and economic model of innovation concept, develops the general scheme for constructing a financial - economic business process model of innovation activity.

Keywords: commercialization, innovation process, business process, financial and economic model, innovation process models, innovation activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.