Научная статья на тему 'Отраслевые и региональные факторы регулирования социально-трудовых отношений в современных условиях'

Отраслевые и региональные факторы регулирования социально-трудовых отношений в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ / ОТРАСЛЕВЫЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / SOCIAL AND LABOR CONFLICTS / SECTORAL / REGIONAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмакова Ирина Дмитриевна, Колмакова Екатерина Микаеловна, Микрюкова Анастасия Сергеевна

Рассматриваются вопросы регулирования социально-трудовых отношений в РФ в отраслевом и региональном аспектах. Сопоставляются показатели результативности регулирования социально-трудовых отношений в отдельных макрорегионах и отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колмакова Ирина Дмитриевна, Колмакова Екатерина Микаеловна, Микрюкова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the regulation of labor relations in the Russian Federation in the sectoral and regional aspects. Compared the performance indicators of regulation of labor relations in the individual macro-regions and industries.

Текст научной работы на тему «Отраслевые и региональные факторы регулирования социально-трудовых отношений в современных условиях»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356). Управление. Вып. 10. С. 120-123.

И. Д. Колмакова, Ек. М. Колмакова, А. С. Микрюкова

ОТРАСЛЕВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассматриваются вопросы регулирования социально-трудовых отношений в РФ в отраслевом и региональном аспектах. Сопоставляются показатели результативности регулирования социально-трудовых отношений в отдельных макрорегионах и отраслях.

Ключевые слова: социальное партнерство, социально-трудовые отношения, социально-трудовые конфликты, отраслевые, региональные факторы.

Регулирование социально-трудовых отношений играет важную роль в условиях социально-экономической нестабильности и нарастания кризисных явлений. В условиях введения западными странами экономических санкций в отношении России переход к инновационной экономике становится первоочередной задачей. Поэтому на современном этапе выстраивание социально-трудовых отношений в направлении оптимального использования человеческого капитала является ключевым источником экономического роста муниципального образования и региона. Источники и факторы повышения конкурентоспособности муниципальных образований и регионов рассматривались в работах Ю. Н. Старцева [1], Е. А. Колесник [2], В. А. Грищука [3], А. П. Карпович [4], И. Д. Кол-маковой [5], Е. М. Колмаковой [6] и других авторов.

Региональные социально-трудовые отношения — это отношения в рамках региона, муниципалитета и организации, в которые вступают работодатели, наемные работники, профсоюзные организации, региональные и муниципальные органы власти и управления, региональные и территориальные объединения профсоюзов, региональные и территориальные объединения работодателей, различные партии и движения по поводу разработки законодательных, нормативных и иных актов в целях согласования интересов и трудовых прав субъектов трудовых отношений в организациях [7. С. 19].

Развитие инновационной модели регулирования социально-трудовых отношений в регионе и муниципальном образовании происходит в процессе разрешения институциональных противоречий, то есть согласования интересов работников, работодателей, профсоюзов, объединений работодателей, органов власти и других субъектов. Причем преимущественное значение приобретают общерегиональные и общемуни-

ципальные интересы, для чего активно используются объединяющие идеи, ситуации или цели (в данном случае инновационное развитие).

Анализ складывающихся в этот период социально-трудовых отношений имеет принципиальное значение, так как именно в его рамках закладываются существенные основы социальной стабилизации. В силу этого обстоятельства необходимо изучение соответствующих процессов, происходящих в региональном и отраслевом разрезах, учитывающих кардинальные изменения в сфере социально-трудовых отношений. Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях на основе разработки и реализации региональных, отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров, заключение которых способствует повышению эффективности защиты трудовых прав и реализации интересов работников и работодателей.

Важнейшими показателями регулирования социально-трудовых отношений является количество и качество заключаемых соглашений, уровень охвата ими работников, объемы социальных гарантий. По состоянию на 1 января 2013 г. в РФ действовало 55 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. Действие соглашений распространялось на 75 % организаций, действующих в электроэнергетике, нефтедобыче и нефтепереработке, горно-металлургическом комплексах, машиностроении, строительстве, транспорте и связи, лесном хозяйстве и т. д., где трудится более 46 млн работников, что составляет около 62 % от числа занятых в РФ. В настоящее время в России заключено более 233,3 тыс. коллективных договоров, в том числе в субъектах малого предпринимательства — 36,9 тыс. Количество коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию в целом по РФ составляет

206 тыс. Коллективными договорами охвачено 27,9 млн человек, или 63 % от общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики [8].

Анализ показателя занятости работников во вредных и опасных условиях труда по субъектам РФ показал ухудшение регулирования социально-трудовых отношений практически во всех макрорегионах РФ. Во всех федеральных округах возросла численность занятых на производстве со вредными и опасными условиями труда, а также занятых на тяжелых работах. Особенно велик удельный вес данных показателей в общей численности работников в Уральском и Сибирском федеральных округах (таблица).

В Уральском федеральном округе почти половина работников (45 %) работали в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам. С 2010 по 2012 г. наибольшая динамика данного показателя в отрицательную сторону наблюдалась в Северо-Кавказском (19,6 %), Южном (15,6 %) Уральском (13,0 %) федеральных округах.

Соблюдение взятых на себя социальными партнерами обязательств также является важным показателем эффективности социального партнерства.

В 2011 г. Рострудом было выявлено 6184 случая нарушениях трудового законодательства по вопросам коллективных договоров и соглашений. В первом полугодии 2014 г. в российской экономике было зафиксировано 66 социально-трудовых конфликтов (СТК) (для сравнения: в первом полугодии 2013 г. их было 78). В течение первых шести месяцев 2014 г. началось 56 СТК, завершилось 57 СТК. Общее количество СТК по сравнению с первым полугодием 2013 г. снизилось на 15 % [10].

Большая часть СТК протекала в трех федеральных округах: Сибирском (16 СТК, или 24 %), Северо-Западном (14 СТК, или 21 %), Приволжском (11 СТК, или 17 %). На их долю пришлось 62 % от общего количества СТК, на долю остальных пяти федеральных округов — 38 % (рис. 1).

В 2014 г. наиболее конфликтными субъектами РФ стали: Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Алтайский край, Иркутская и Свердловская области [10].

В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сферы экономической деятельности можно выделить наиболее конфликтные отрасли (рис. 2).

В 2014 г. конфликты протекали в двенадцати отраслях российской экономики. Наибольшее число СТК наблюдалось в машиностроении, металлургии, лесной промышленности, пищевой промышленности, а также в реформируемых бюджетных отраслях: здравоохранении, образовании, в подотрасли муниципального транспорта. В первом полугодии возникали конфликты в отрасли государственного управления, что ранее не отмечалось.

Основными причинами СТК, протекавших в 2014 г., стали, как и ранее, полная невыплата заработной платы (51,5 %), низкий уровень оплаты труда (21,2 %), сокращение работников (21,2 %), нарушения условий труда (13,6 %) (рис. 3) [10]. Таким образом, основная причина, по которой происходит более 70 % СТК,— невыплаты, задержки и низкий уровень заработной платы.

Невыплаты заработной платы и низкая цена труда оказывают дестимулирующее влияние на процесс замещения труда капиталом, так как ведут к ослаблению стимулов технологических преобразований, а следовательно, тормозят

Удельный вес работников, занятых в обрабатывающих производствах с вредными и опасными условиями труда, по субъектам Российской Федерации на конец года (в процентах от общей численности работников организаций обрабатывающих производств) [9. С. 360-362]

Федеральный округ Работали в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам Были заняты на тяжелых работах

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Дальневосточный 36,7 37,9 36,8 11,0 12,9 13,5

Приволжский 30,5 32,4 35,4 8,7 10,0 11,6

Северо -Западный 31,1 31,8 33,2 9,8 11,5 12,6

Северо -Кавказский 18,9 20,9 22,6 6,2 6,5 8,6

Сибирский 34,8 37,1 39,2 13,2 15,2 16,5

Уральский 39,9 43,4 45,2 15,0 17,3 18,1

Центральный 22,3 23,8 24,8 4,8 5,8 6,3

Южный 26,3 27,4 30,4 9,0 10,6 11,6

122

И. Д. Колмакова, Ек. М. Колмакова, А. С. Микрюкова

П Сибирский федеральный округ

Ш Северо-Западный федеральный округ

В Приволжский федеральный округ

21 % В Остальные федеральные округа

17 %

Рис. 1. Удельный вес социально-трудовых конфликтов в региональном разрезе (в процентах к общему количеству социально-трудовых конфликтов) в первом полугодии 2014 года

38 %

□ Обрабатывающие производства И Транспорт В Здравоохранение Ш Образование

Рис. 2. Количество социально-трудовых конфликтов в отраслевом разрезе в первом полугодии 2014 года

13,6 %

51.5 %

21,2 %

□ Полная невыплата зарплаты

И Низкий уровень оплаты труда

П Сокращение работников

§ Нарушение условий труда

21,2 %

Рис. 3. Основные причины социально-трудовых конфликтов в экономике Российской Федерации

переход экономики на инновационный путь развития. Повышение оплаты труда, преодоление разрыва между ценой труда и стоимостью рабочей силы является необходимым условием преодоления кризиса и перехода к устойчивому росту.

Социально-трудовые конфликты могут иметь как локальный (в пределах одного предприятия), так и отраслевой характер. Например, СТК в здравоохранении, образовании, на транспорте, зафиксированные в 2014 г., имели отраслевой характер.

Субъектами урегулирования конфликтов выступают органы государственной и муниципальной власти, объединения работодателей, профсоюзы, суд, прокуратура, Рострудинспекция. Особенностью современного этапа развития социального партнерства в сфере труда является то, что в качестве субъектов в СТК стали принимать участие политические партии (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), выступая на стороне работников.

Таким образом, региональные и отраслевые факторы играют важную роль в механизме регулирования СТК. В современных условиях к ранее существующим проблемам в сфере регулирования социально-трудовых отношений добавляются новые, связанные с разрывом экономических связей с предприятиями, расположенными на Украине, секторальными санкциями Евросоюза и США по отношению к отраслям экономики РФ, что будет способствовать, по нашему мнению, расширению списка конфликтных отраслей экономики и ухудшению социально-трудовых отношений.

Своевременный учет, анализ этих факторов необходим для выявления очагов напряженности в социально-трудовых отношениях, нахождения путей стабилизации социально-трудовой обстановки в экономике страны.

Список литературы

1. Старцев, Ю. Н. Конкурентоспособность муниципального образования / Ю. Н. Старцев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2004. № 1 (3). Сер. 7. Гос. и муницип. управление. С. 80-87.

2. Колесник, Е. А. Совершенствование управления социально-экономическим развитием монопромышленного города : дис. ... канд. экон. наук / Е. А. Колесник. Челябинск, 2010. 184 С.

3. Грищук, В. А. Применение стратегического планирования в управлении муниципальным развитием / В. А. Грищук // Проблемы в управлении социально-экономическими системами в условиях инновационного развития : сб. науч. тр. VI регион. науч.-практ. конф. (ч. 1) и XXXVI сту-денч. научн. конф. «Студент и научно-технический прогресс (ч. 2). Челябинск : Энциклопедия, 2012. С. 55-60.

4. Карпович, А. П. Проблемы достижения фискальной автономии муниципальных образований / А. П. Карпович // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2008. № 27. Управление. Вып. 6. С. 34-37.

5. Колмакова, И. Д. Региональные факторы формирования предпринимательской экономики инновационного типа / И. Д. Колмакова // Вестн. ЮУрГУ. 2012. № 9 (268). Сер. Экономика и менеджмент. Вып. 21. С. 63-67.

6. Колмакова, Е. М. Факторы активизации инновационной деятельности российских регионов / Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 3. Управление. Вып. 7. С. 6-8.

7. Колмакова, И. Д. Теоретико-методологические основы системного регулирования социально-трудовых отношений региона : дис. ... д-ра экон. наук / И. Д. Колмакова. Екатеринбург, 2007. 357 с.

8. Минздравсоцразвития подготовило законопроект, направленный на совершенствование коллективно-переговорного процесса [Электронный ресурс] // Охрана труда в России : сайт. URL: htpp: http://ohranatruda.ru/news/896/146776/

9. Труд и занятость в России. 2013 : стат. сб. / Росстат. M., 2013. 661 c.

10. Анализ социально-трудовой обстановки в Российской Федерации в 1-м полугодии 2014 г. [Электронный ресурс] // Федерация независимых профсоюзов России : сайт. URL: http://www.fnpr. ru/n/256/9805.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.