Научная статья на тему 'Роль государственных и муниципальных органов власти в сфере труда'

Роль государственных и муниципальных органов власти в сфере труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА / ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL AND LABOR SPHERE / THE GENERAL AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колмакова Ирина Дмитриевна, Колмакова Евгения Микаеловна

В статье анализируется участие государственных органов власти и органов местного самоуправления в регулировании социально-трудовой сферы, более подробно рассматривается роль федеральных органов власти в социальном партнерстве, особенности заключаемых в Российской Федерации Генеральных соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the involvement of public authorities and local governments in regulating social and labor sphere, discussed in more detail the role of the federal government in social partnership, particularlyin the Russian Federation entered into the General Agreement.

Текст научной работы на тему «Роль государственных и муниципальных органов власти в сфере труда»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).

Управление. Вып. 7. С. 92-97.

И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В СФЕРЕ ТРУДА

В статье анализируется участие государственных органов власти и органов местного самоуправления в регулировании социально-трудовой сферы, более подробно рассматривается роль федеральных органов власти в социальном партнерстве, особенности заключаемых в Российской Федерации Генеральных соглашений.

Ключевые слова: социальное партнерство, шение.

Государственные и муниципальные органы власти участвуют как равноправные субъекты системы социального партнерства в регулировании сферы труда. Цель такого участия - согласование интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Часть 2 ст. 35.1 Трудового Кодекса РФ (ТК) возлагает на государственные органы и органы местного самоуправления определенные обязанности по обеспечению участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда и занятости. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые принимают акты, относящиеся к социально-трудовой сфере, должны направлять соответствующим комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов), объединениям работодателей) проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Отсюда можно сделать вывод, что без рассмотрения проектов указанных актов органами социального партнерства на соответствующем уровне, выражения ими мнения по данным проектам и доведения его до сведения органа, намеревающегося принять такой акт, данный акт приниматься не может. Иначе будет нарушена ст. 35.1 ТК. В ней предусмотрена обязательность рассмотрения органами государственной власти или органами местного самоуправления, принимающими акты в сфере труда, решения соответствующих комиссий по регулированию со-

социально-трудовая сфера, Генеральное согла-

циально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), объединений работодателей по направленным им проектам). Профсоюзы (их объединения), объединения работодателей выражают интересы сторон трудовых отношений (работников и работодателей), согласование которых с интересами государства необходимо для проведения обоснованной социально-ориентированной государственной политики в сфере труда1.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Инициатива в принятии того или иного акта в сфере труда может исходить как от государственных органов, органов местного самоуправления, так и от сторон или органов социального партнерства - профсоюзов (их объединений), объединений работодателей, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К сожалению, правом законодательной инициативы на федеральном уровне профсоюзы, объединения работодателей не обладают. В ряде субъектов РФ профсоюзы таким правом наделены.

Система социального партнерства в России включает различные уровни: Генеральное соглашение, региональные соглашения, отраслевые (тарифные) соглашения, коллективные договоры.

Генеральное соглашение заключается на федеральном уровне; это правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики (ст. 45 ТК РФ) в следующих приоритетных областях: соблюдение конституционных

прав и свобод граждан, действующих норм трудового законодательства, а также ратифицированных Россией конвенций и рекомендаций МОТ; установление общегосударственных минимальных социальных нормативов и гарантий для работников предприятий всех форм собственности, позволяющих удовлетворять жизненно важные потребности, рост доходов населения; сдерживание безработицы и создание возможностей для производительной занятости, улучшение условий труда и его охраны, обеспечение экологической безопасности предприятий.

Подготовка Генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации является главной задачей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Начиная с 1992 г., в РФ заключено 11 Генеральных соглашений, в которых зафиксированы согласованные меры по созданию условий стабилизации экономики, содействию занятости населения и развитию рынка труда, регулированию доходов, уровня жизни и социальной защиты населения (табл. 1). Первые Генеральные соглашения заключались сроком на 1 год, следующие три - на 2 года, в настоящее время Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации заключаются на 3 года.

Особенности основных пунктов Генеральных соглашений, заключаемых в РФ, в сфере развития рынка труда и содействия занятости, доходов и уровня жизни населения приведены в табл. 2. Они отражают своеобразие экономической ситуации в стране, складывающийся в тот или иной период времени. Например, в Генеральном соглашении на 1995 г. было предусмотрено подготовить предложения о механизме индексации оплаты труда в связи с ростом потребительских цен, подготовить и внести проект законодательного акта о первоочередности выплат заработной платы перед другими платежами, о дополнении законодательства нормами, предусматривающими социальную поддержку работников в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), о поэтапной отмене нормирования средств, направляемых на оплату труда.

В Генеральном соглашении на 1996-1997 гг. подчеркивалась необходимость поэтапного

восстановления покупательной способности, заработной платы, разработки и осуществления комплекса мер по приближению тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста, разработки системы минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения.

Таблица 1

Генеральные соглашения, заключенные в РФ

Соглашение Срок, на который было заключено Генеральное соглашение, в годах

Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профессиональных союзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992 г. 1

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Советом Министров - Правительством РФ на 1993 г. 1

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1994 г. 1

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1995 г. 1

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996-1997 гг. 2

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 гг. 2

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. 2

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 гг. 3

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2005-2007 гг. 3

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2008-2010 гг. 3

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2011-2013 гг. 3

В Генеральном соглашении на 2005-2007 гг. предусмотрено при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 %, способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда и ежегодно проводить их мониторинг; не допускать превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда более 7,8 % в 2007 г.; разработать и осуществить меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда.

Отмечая эффективность выполнения Генеральных соглашений, следует указать, что около четверти обязательств по ним не выполняется правительством и работодателями2.

Генеральное соглашение служит основой для коллективных переговоров при заключении территориальных, отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, а также кол-

лективных договоров на предприятиях. Обязательства сторон, подписавших соглашение, охватывают все ключевые вопросы социальной политики, в решении которых заинтересованы все субъекты Российской Федерации и отрасли общественного производства.

Таким образом, Генеральное соглашение фиксирует уровень минимальных гарантий по оплате труда, содержит мероприятия по повышению минимального уровня оплаты труда, соотношения его с прожиточным минимумом, определяет обязательства соответствующих органов государственной власти по срокам приближения размера минимальной оплаты труда к размеру минимального потребительского бюджета.

17 ноября 2010 г. на заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей были одобрены поправки в Трудовой кодекс РФ, разработанные профильным комитетом под руководством президента группы «Онэксим» Михаила Прохорова. Это решение является официальным мнением объединения российских работодателей в части направления изменений трудового законодательства в России. Ключевыми предложениями среди них являлись3:

- увеличение рабочей недели до 60 часов;

- существенное расширение сферы приме -нения срочных трудовых договоров;

- упрощение и удешевление для работодателей увольнения сотрудников;

- сокращение гарантий для работников, совмещающих работу с обучением.

Данные предложения не нашли поддержки со стороны органов государственной власти и профсоюзов, так как, по их мнению, они нарушают реальные трудовые права.

По нашему мнению, в Генеральном соглашении необходимо фиксировать проведение политики поддержания и роста покупательной способности заработной платы в стране, а также соотношение оплаты труда в бюджетном и внебюджетном секторах экономики в целом по Российской Федерации, увязывать темпы роста фонда оплаты труда и валового внутреннего продукта.

Важную роль в сфере труда играет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государ-

Таблица 2

Основные положения Генеральных соглашений, заключаемых в РФ, в сфере развития рынка

труда и содействия занятости, доходов и уровня жизни населения

Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, Российскими объединениями профессиональных союзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992 г. Принять Программу обеспечения занятости населения с учетом складывающейся ситуации на рынке труда и возможного высвобождения рабочей силы, предусмотрев в ней приоритетное создание в 1992 г. рабочих мест в регионах, где предполагается значительное сокращение производства в связи с конверсией, закрытие нерентабельных предприятий, развитие фермерских хозяйств, в том числе силами бывших военнослужащих и мигрантов из стран СНГ. Принять меры по созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест. Разработать и утвердить порядок установления предприятиям квот, льгот и стимулов для приема на работу лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, а также молодых специалистов и граждан, зарегистрированных в качестве безработных. Разработать и принять с учетом повышающегося в связи с либерализацией цен уровня оплаты труда порядок исчисления среднего заработка для оплаты очередных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, а также механизм пересчета сумм возмещения ущерба за частичную потерю трудоспособности.

Генеральное соглашение между Общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1995 г. Подготовить предложения об использовании установленной доли доходов бюджетов всех уровней, полученных от приватизации предприятий, для создания новых рабочих мест и переподготовки кадров. Определить критерии отнесения территорий с критическими ситуациями на рынке труда, разработать механизм действий на федеральном, региональном и местном уровнях по смягчению критической ситуации на рынке труда и обеспечить его реализацию. Внести проект законодательного акта, определяющего возможности применения неполного рабочего времени, предоставления отпусков, обусловленных временным прекращением производства по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, и соответствующие меры социальной защиты. Подготовить предложения о механизме индексации оплаты труда в связи с ростом потребительских цен Подготовить и внести проект законодательного акта о первоочередности выплат заработной платы перед другими платежами. Обеспечить своевременное выделение в полном объеме предусмотренных в федеральном бюджете средств на оплату труда работников предприятий, учреждений и организаций, а также на выплату стипендий, пенсий и других социальных выплат. Учитывать в федеральном бюджете и поправках к нему, вносимых в течение года, средства на индексацию оплаты труда и социальных выплат. Внести предложения о поэтапной отмене нормирования средств, направляемых на оплату труда. Уточнить методику расчета величины прожиточного минимума, исходя из реального соотношения расходов населения. Приступить к реализации мер, обеспечивающих сокращение разрыва между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда. Разработать и приступить к реализации мер, обеспечивающих повышение роли, эффективности и престижности производительного труда.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 19961997 гг. Обеспечить утверждение Федеральной программы содействия занятости населения на 1996-1997 гг., предусмотрев в ней поддержку регионов с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда и меры по сдерживанию роста официальной безработицы в 1996 г. не выше 4,3 % в среднем по Российской Федерации. Подготовить предложения о порядке проведения социальной экспертизы федеральных программ структурной перестройки экономики, инвестиционных и других федеральных программ, а также проектов законодательных актов в части их влияния на занятость и положение на рынке труда и обеспечить проведение такой экспертизы. Приступить к поэтапному восстановлению покупательной способности заработной платы. Разработать систему минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения. Разработать и осуществить комплекс мер по приближению тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста. Разработать меры государственного воздействия на ограничение уровня дифференциации доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, направляемых на личное потребление, используя для этого, в частности, ослабление налоговой нагрузки на низко- и среднеобеспеченные слои населения и введение прогрессивного налогообложения доходов и имущества высокообеспеченных категорий граждан

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 20002001 гг. Обеспечить в предстоящий период опережающие темпы роста доходов населения по сравнению с ростом величины прожиточного минимума. Осуществить подготовку законодательных или иных нормативных правовых актов в целях повышения ответственности работодателей и учредителей бюджетных организаций, представителей государства в акционерных обществах за обеспечение своевременной выплаты заработной платы. Разработать и реализовать совместную программу по сокращению задолженности по заработной плате, в том числе на основе реструктуризации долгов организаций перед бюджетом и поэтапной ликвидации системы неплатежей в экономике страны. Освободить минимальную заработную плату от выполнения несвойственных ей функций технического норматива при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а также иных платежей и взносов. Стороны ставят целью добиться предотвращения застойного характера безработицы и не допустить превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методике Международной организации труда, в 2000 г. более 14 % и в 2001 г. - более 13,5 %.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2005-2007 гг. Рекомендовать при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации. Рассмотреть целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. При определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 %. Способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда и ежегодно проводить их мониторинг. Не допускать превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), более 7,9 % в 2005 г., 7,9 % в 2006 г. и 7,8 % в 2007 г. Разработать и осуществить меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2008-2010 гг. Содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем: создания условий и стимулов для модернизации и диверсификации производства товаров и услуг; внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций; стимулирования энергосбережения, рационального использования природных ресурсов, способствующих технологической модернизации, повышению инвестиционного спроса, расширению емкости внутреннего рынка.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2011-2013 гг. Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих оживлению экономики в посткризисный период,_повыше-нию ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведение социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения.

ственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (табл. 3). Она осуществляет государственную функцию по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. В процессе исполнения данной государственной функции Роструд непосредственно взаимодействует с общероссийскими профсоюзами, их объединениями и объединениями работодателей. По данным Ро-струда РФ, с 2006 по 2010 г. наблюдалось снижение количества зарегистрированных коллективных трудовых споров с 18 до 9 (табл. 3).

Таблица 3

Количество коллективных трудовых споров (КТС), зарегистрированных Рострудом за период с 2006 по 2010 г.4

Годы Количество зарегистрированных коллективных трудовых споров Количество урегулированных КТС

Всего В том числе с участием Роструда

2006 18 18 8

2007 9 7 7

2008 17 16 13

2009 6 6 2

2010 9 9 7

Таким образом, роль государства в регулировании социально-трудовой сферы исключи-

тельно важна. Точка зрения некоторых ученых и практиков о том, что полноправными партнерами в регулировании социально-трудовой сферы должны быть профсоюзы и работодатели, а государству отводится роль наблюдателя, - ошибочна. Она противоречит не только теории, но и многолетней практике. Государство выступает в двуединой роли - и как собственник, и как гарант прав. Практика показывает, что работодатели с целью снижения издержек производства стремятся к сохранению или даже к снижению уровня оплаты труда, к экономии на условиях и безопасности труда, сокращении рабочих мест за счет достижений научно-технического прогресса. А наемные работники стремятся к повышению заработной платы, к безопасности и улучшению условий труда, сохранению рабочих мест и т. д. В этих условиях именно законодательные и исполнительные органы государственной власти должны обеспечить рациональное сочетание баланса интересов работников и работодателей.

Примечания

1 Трудовой кодекс РФ // Информацион. система ГАРАНТ.

2 Социальное партнерство в сфере труда. Библиотечка профсоюзного актива. М. : Профиз-дат, 2006. № 12. С. 61.

3 Заявление ФНПР 22.11.2010. URL : http:// www.fnpr.org.ru/n/241/6086.html.

4 URL : http://www.rostrud.ru/activities/34/22831/ 22835.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.