Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).
Управление. Вып. 7. С. 92-97.
И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В СФЕРЕ ТРУДА
В статье анализируется участие государственных органов власти и органов местного самоуправления в регулировании социально-трудовой сферы, более подробно рассматривается роль федеральных органов власти в социальном партнерстве, особенности заключаемых в Российской Федерации Генеральных соглашений.
Ключевые слова: социальное партнерство, шение.
Государственные и муниципальные органы власти участвуют как равноправные субъекты системы социального партнерства в регулировании сферы труда. Цель такого участия - согласование интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
Часть 2 ст. 35.1 Трудового Кодекса РФ (ТК) возлагает на государственные органы и органы местного самоуправления определенные обязанности по обеспечению участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда и занятости. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые принимают акты, относящиеся к социально-трудовой сфере, должны направлять соответствующим комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов), объединениям работодателей) проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Отсюда можно сделать вывод, что без рассмотрения проектов указанных актов органами социального партнерства на соответствующем уровне, выражения ими мнения по данным проектам и доведения его до сведения органа, намеревающегося принять такой акт, данный акт приниматься не может. Иначе будет нарушена ст. 35.1 ТК. В ней предусмотрена обязательность рассмотрения органами государственной власти или органами местного самоуправления, принимающими акты в сфере труда, решения соответствующих комиссий по регулированию со-
социально-трудовая сфера, Генеральное согла-
циально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), объединений работодателей по направленным им проектам). Профсоюзы (их объединения), объединения работодателей выражают интересы сторон трудовых отношений (работников и работодателей), согласование которых с интересами государства необходимо для проведения обоснованной социально-ориентированной государственной политики в сфере труда1.
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Инициатива в принятии того или иного акта в сфере труда может исходить как от государственных органов, органов местного самоуправления, так и от сторон или органов социального партнерства - профсоюзов (их объединений), объединений работодателей, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
К сожалению, правом законодательной инициативы на федеральном уровне профсоюзы, объединения работодателей не обладают. В ряде субъектов РФ профсоюзы таким правом наделены.
Система социального партнерства в России включает различные уровни: Генеральное соглашение, региональные соглашения, отраслевые (тарифные) соглашения, коллективные договоры.
Генеральное соглашение заключается на федеральном уровне; это правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики (ст. 45 ТК РФ) в следующих приоритетных областях: соблюдение конституционных
прав и свобод граждан, действующих норм трудового законодательства, а также ратифицированных Россией конвенций и рекомендаций МОТ; установление общегосударственных минимальных социальных нормативов и гарантий для работников предприятий всех форм собственности, позволяющих удовлетворять жизненно важные потребности, рост доходов населения; сдерживание безработицы и создание возможностей для производительной занятости, улучшение условий труда и его охраны, обеспечение экологической безопасности предприятий.
Подготовка Генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации является главной задачей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Начиная с 1992 г., в РФ заключено 11 Генеральных соглашений, в которых зафиксированы согласованные меры по созданию условий стабилизации экономики, содействию занятости населения и развитию рынка труда, регулированию доходов, уровня жизни и социальной защиты населения (табл. 1). Первые Генеральные соглашения заключались сроком на 1 год, следующие три - на 2 года, в настоящее время Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации заключаются на 3 года.
Особенности основных пунктов Генеральных соглашений, заключаемых в РФ, в сфере развития рынка труда и содействия занятости, доходов и уровня жизни населения приведены в табл. 2. Они отражают своеобразие экономической ситуации в стране, складывающийся в тот или иной период времени. Например, в Генеральном соглашении на 1995 г. было предусмотрено подготовить предложения о механизме индексации оплаты труда в связи с ростом потребительских цен, подготовить и внести проект законодательного акта о первоочередности выплат заработной платы перед другими платежами, о дополнении законодательства нормами, предусматривающими социальную поддержку работников в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), о поэтапной отмене нормирования средств, направляемых на оплату труда.
В Генеральном соглашении на 1996-1997 гг. подчеркивалась необходимость поэтапного
восстановления покупательной способности, заработной платы, разработки и осуществления комплекса мер по приближению тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста, разработки системы минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения.
Таблица 1
Генеральные соглашения, заключенные в РФ
Соглашение Срок, на который было заключено Генеральное соглашение, в годах
Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профессиональных союзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992 г. 1
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Советом Министров - Правительством РФ на 1993 г. 1
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1994 г. 1
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1995 г. 1
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996-1997 гг. 2
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 гг. 2
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. 2
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 гг. 3
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2005-2007 гг. 3
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2008-2010 гг. 3
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2011-2013 гг. 3
В Генеральном соглашении на 2005-2007 гг. предусмотрено при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 %, способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда и ежегодно проводить их мониторинг; не допускать превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда более 7,8 % в 2007 г.; разработать и осуществить меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда.
Отмечая эффективность выполнения Генеральных соглашений, следует указать, что около четверти обязательств по ним не выполняется правительством и работодателями2.
Генеральное соглашение служит основой для коллективных переговоров при заключении территориальных, отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, а также кол-
лективных договоров на предприятиях. Обязательства сторон, подписавших соглашение, охватывают все ключевые вопросы социальной политики, в решении которых заинтересованы все субъекты Российской Федерации и отрасли общественного производства.
Таким образом, Генеральное соглашение фиксирует уровень минимальных гарантий по оплате труда, содержит мероприятия по повышению минимального уровня оплаты труда, соотношения его с прожиточным минимумом, определяет обязательства соответствующих органов государственной власти по срокам приближения размера минимальной оплаты труда к размеру минимального потребительского бюджета.
17 ноября 2010 г. на заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей были одобрены поправки в Трудовой кодекс РФ, разработанные профильным комитетом под руководством президента группы «Онэксим» Михаила Прохорова. Это решение является официальным мнением объединения российских работодателей в части направления изменений трудового законодательства в России. Ключевыми предложениями среди них являлись3:
- увеличение рабочей недели до 60 часов;
- существенное расширение сферы приме -нения срочных трудовых договоров;
- упрощение и удешевление для работодателей увольнения сотрудников;
- сокращение гарантий для работников, совмещающих работу с обучением.
Данные предложения не нашли поддержки со стороны органов государственной власти и профсоюзов, так как, по их мнению, они нарушают реальные трудовые права.
По нашему мнению, в Генеральном соглашении необходимо фиксировать проведение политики поддержания и роста покупательной способности заработной платы в стране, а также соотношение оплаты труда в бюджетном и внебюджетном секторах экономики в целом по Российской Федерации, увязывать темпы роста фонда оплаты труда и валового внутреннего продукта.
Важную роль в сфере труда играет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государ-
Таблица 2
Основные положения Генеральных соглашений, заключаемых в РФ, в сфере развития рынка
труда и содействия занятости, доходов и уровня жизни населения
Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, Российскими объединениями профессиональных союзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992 г. Принять Программу обеспечения занятости населения с учетом складывающейся ситуации на рынке труда и возможного высвобождения рабочей силы, предусмотрев в ней приоритетное создание в 1992 г. рабочих мест в регионах, где предполагается значительное сокращение производства в связи с конверсией, закрытие нерентабельных предприятий, развитие фермерских хозяйств, в том числе силами бывших военнослужащих и мигрантов из стран СНГ. Принять меры по созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест. Разработать и утвердить порядок установления предприятиям квот, льгот и стимулов для приема на работу лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, а также молодых специалистов и граждан, зарегистрированных в качестве безработных. Разработать и принять с учетом повышающегося в связи с либерализацией цен уровня оплаты труда порядок исчисления среднего заработка для оплаты очередных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, а также механизм пересчета сумм возмещения ущерба за частичную потерю трудоспособности.
Генеральное соглашение между Общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1995 г. Подготовить предложения об использовании установленной доли доходов бюджетов всех уровней, полученных от приватизации предприятий, для создания новых рабочих мест и переподготовки кадров. Определить критерии отнесения территорий с критическими ситуациями на рынке труда, разработать механизм действий на федеральном, региональном и местном уровнях по смягчению критической ситуации на рынке труда и обеспечить его реализацию. Внести проект законодательного акта, определяющего возможности применения неполного рабочего времени, предоставления отпусков, обусловленных временным прекращением производства по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, и соответствующие меры социальной защиты. Подготовить предложения о механизме индексации оплаты труда в связи с ростом потребительских цен Подготовить и внести проект законодательного акта о первоочередности выплат заработной платы перед другими платежами. Обеспечить своевременное выделение в полном объеме предусмотренных в федеральном бюджете средств на оплату труда работников предприятий, учреждений и организаций, а также на выплату стипендий, пенсий и других социальных выплат. Учитывать в федеральном бюджете и поправках к нему, вносимых в течение года, средства на индексацию оплаты труда и социальных выплат. Внести предложения о поэтапной отмене нормирования средств, направляемых на оплату труда. Уточнить методику расчета величины прожиточного минимума, исходя из реального соотношения расходов населения. Приступить к реализации мер, обеспечивающих сокращение разрыва между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда. Разработать и приступить к реализации мер, обеспечивающих повышение роли, эффективности и престижности производительного труда.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 19961997 гг. Обеспечить утверждение Федеральной программы содействия занятости населения на 1996-1997 гг., предусмотрев в ней поддержку регионов с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда и меры по сдерживанию роста официальной безработицы в 1996 г. не выше 4,3 % в среднем по Российской Федерации. Подготовить предложения о порядке проведения социальной экспертизы федеральных программ структурной перестройки экономики, инвестиционных и других федеральных программ, а также проектов законодательных актов в части их влияния на занятость и положение на рынке труда и обеспечить проведение такой экспертизы. Приступить к поэтапному восстановлению покупательной способности заработной платы. Разработать систему минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения. Разработать и осуществить комплекс мер по приближению тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста. Разработать меры государственного воздействия на ограничение уровня дифференциации доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, направляемых на личное потребление, используя для этого, в частности, ослабление налоговой нагрузки на низко- и среднеобеспеченные слои населения и введение прогрессивного налогообложения доходов и имущества высокообеспеченных категорий граждан
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 20002001 гг. Обеспечить в предстоящий период опережающие темпы роста доходов населения по сравнению с ростом величины прожиточного минимума. Осуществить подготовку законодательных или иных нормативных правовых актов в целях повышения ответственности работодателей и учредителей бюджетных организаций, представителей государства в акционерных обществах за обеспечение своевременной выплаты заработной платы. Разработать и реализовать совместную программу по сокращению задолженности по заработной плате, в том числе на основе реструктуризации долгов организаций перед бюджетом и поэтапной ликвидации системы неплатежей в экономике страны. Освободить минимальную заработную плату от выполнения несвойственных ей функций технического норматива при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а также иных платежей и взносов. Стороны ставят целью добиться предотвращения застойного характера безработицы и не допустить превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методике Международной организации труда, в 2000 г. более 14 % и в 2001 г. - более 13,5 %.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2005-2007 гг. Рекомендовать при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации. Рассмотреть целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. При определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 %. Способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда и ежегодно проводить их мониторинг. Не допускать превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), более 7,9 % в 2005 г., 7,9 % в 2006 г. и 7,8 % в 2007 г. Разработать и осуществить меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2008-2010 гг. Содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем: создания условий и стимулов для модернизации и диверсификации производства товаров и услуг; внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций; стимулирования энергосбережения, рационального использования природных ресурсов, способствующих технологической модернизации, повышению инвестиционного спроса, расширению емкости внутреннего рынка.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации 2011-2013 гг. Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих оживлению экономики в посткризисный период,_повыше-нию ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведение социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения.
ственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (табл. 3). Она осуществляет государственную функцию по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. В процессе исполнения данной государственной функции Роструд непосредственно взаимодействует с общероссийскими профсоюзами, их объединениями и объединениями работодателей. По данным Ро-струда РФ, с 2006 по 2010 г. наблюдалось снижение количества зарегистрированных коллективных трудовых споров с 18 до 9 (табл. 3).
Таблица 3
Количество коллективных трудовых споров (КТС), зарегистрированных Рострудом за период с 2006 по 2010 г.4
Годы Количество зарегистрированных коллективных трудовых споров Количество урегулированных КТС
Всего В том числе с участием Роструда
2006 18 18 8
2007 9 7 7
2008 17 16 13
2009 6 6 2
2010 9 9 7
Таким образом, роль государства в регулировании социально-трудовой сферы исключи-
тельно важна. Точка зрения некоторых ученых и практиков о том, что полноправными партнерами в регулировании социально-трудовой сферы должны быть профсоюзы и работодатели, а государству отводится роль наблюдателя, - ошибочна. Она противоречит не только теории, но и многолетней практике. Государство выступает в двуединой роли - и как собственник, и как гарант прав. Практика показывает, что работодатели с целью снижения издержек производства стремятся к сохранению или даже к снижению уровня оплаты труда, к экономии на условиях и безопасности труда, сокращении рабочих мест за счет достижений научно-технического прогресса. А наемные работники стремятся к повышению заработной платы, к безопасности и улучшению условий труда, сохранению рабочих мест и т. д. В этих условиях именно законодательные и исполнительные органы государственной власти должны обеспечить рациональное сочетание баланса интересов работников и работодателей.
Примечания
1 Трудовой кодекс РФ // Информацион. система ГАРАНТ.
2 Социальное партнерство в сфере труда. Библиотечка профсоюзного актива. М. : Профиз-дат, 2006. № 12. С. 61.
3 Заявление ФНПР 22.11.2010. URL : http:// www.fnpr.org.ru/n/241/6086.html.
4 URL : http://www.rostrud.ru/activities/34/22831/ 22835.shtml.