Научная статья на тему 'ОТРАСЛЕВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОТРАСЛЕВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционные принципы / публичная власть / уголовно-исполнительная политика / конституционные преобразования / уголовно-исполнительная система / constitutional principles / public authority / penal policy / constitutional re-forms / penal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгения Владимировна Лунгу

В статье рассматриваются конституционные принципы формирования и функ-ционирования уголовно-исполнительной системы в свете создания единой системы публичной власти в Российской Федерации. Отмечается, что предусмотренные дей-ствующим уголовно-исполнительным законодательством принципы не отражают конституционные преобразования 2020 года и нуждаются в пересмотре с учетом произошедших новаций. В результате автором формулируется новый взгляд на кон-ституционные принципы формирования и функционирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Предлагается выделить следующие конституционные принципы: гуманизм, законность, федерализм, разделение вла-стей, гласность, согласованность функционирования органов, входящих в единую си-стему публичной власти РФ, и организационно-правовое, функциональное и финансо-во-бюджетное взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной вла-сти. При этом следует считать, что принцип демократизма не может быть реали-зован в формировании и функционировании уголовно-исполнительной системы в том значении, в каком он понимается в конституционном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евгения Владимировна Лунгу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECTORAL MANIFESTATION OF CONSTITUTIONAL PRINCIPLES IN THE PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the constitutional principles of the formation and functioning of the penal system in the light of the creation of a unified system of public authority of the Russian Federation. The paper notes that the principles provided for by the current penal legislation do not reflect the constitutional reforms of 2020 and need to be revised taking into account the innovations that have occurred. As a result, the author formulates a new view on the constitutional principles of the formation and functioning of the penal system of the Russian Federation. It is proposed to distinguish the following constitutional principles: humanism, legality, federalism, separation of powers, transparency, coordination of func-tioning of bodies included in the unified system of public power of the Russian Federation and organizational, legal, functional and financial-budgetary interaction of bodies included in the unified system of public power. At the same time, it should be considered that the principle of democracy cannot be implemented in the formation and functioning of the penal system in the meaning in which it is understood in constitutional law.

Текст научной работы на тему «ОТРАСЛЕВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.8; 342.413

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/38-45

Е. В. Лунгу

ОТРАСЛЕВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРИНЦИПОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются конституционные принципы формирования и функционирования уголовно-исполнительной системы в свете создания единой системы публичной власти в Российской Федерации. Отмечается, что предусмотренные действующим уголовно-исполнительным законодательством принципы не отражают конституционные преобразования 2020 года и нуждаются в пересмотре с учетом произошедших новаций. В результате автором формулируется новый взгляд на конституционные принципы формирования и функционирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Предлагается выделить следующие конституционные принципы: гуманизм, законность, федерализм, разделение властей, гласность, согласованность функционирования органов, входящих в единую систему публичной власти РФ, и организационно-правовое, функциональное и финансово-бюджетное взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. При этом следует считать, что принцип демократизма не может быть реализован в формировании и функционировании уголовно-исполнительной системы в том значении, в каком он понимается в конституционном праве.

Ключевые слова: конституционные принципы; публичная власть; уголовно-исполнительная политика; конституционные преобразования; уголовно-исполнительная система.

Для цитирования: Лунгу Е. В. Отраслевое проявление конституционных принципов в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации // Вестник Кузбасского института. 2023. № 4 (57). С. 38-45. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/38-45.

E. V. Lungu

SECTORAL MANIFESTATION OF CONSTITUTIONAL PRINCIPLES IN THE PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION OF THE RUSSIAN

FEDERATION

The article examines the constitutional principles of the formation and functioning of the penal system in the light of the creation of a unified system of public authority of the Russian Federation. The paper notes that the principles provided for by the current penal legislation do not reflect the constitutional reforms of 2020 and need to be revised taking into account the innovations that have occurred. As a result, the author formulates a new view on the constitutional principles of the formation and functioning of the penal system of

© Лунгу Е. В., 2023 © Lungu E. V., 2023

the Russian Federation. It is proposed to distinguish the following constitutional principles: humanism, legality, federalism, separation of powers, transparency, coordination offunc-tioning of bodies included in the unified system of public power of the Russian Federation and organizational, legal, functional and financial-budgetary interaction of bodies included in the unified system of public power. At the same time, it should be considered that the principle of democracy cannot be implemented in the formation and functioning of the penal system in the meaning in which it is understood in constitutional law.

Keywords: constitutional principles; public authority; penal policy; constitutional reforms; penal system.

For citation: Lungu E. V. Sectoral manifestation of constitutional principles in the penal enforcement legislation of the Russian Federation. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 4 (57), p. 38-45. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/38-45.

Конституционные принципы — это базовые начала, которые охватывают все наиболее важные общественные отношения в государстве и обществе, в том числе по вопросам формирования и функционирования органов государственной власти. Несмотря на то, что в Конституции РФ прямо не упоминается уголовно-исполнительная система или пенитенциарная система, тем не менее ее организация и деятельность также осуществляются в соответствии с базовыми конституционными принципами и направлена на установление конституционной законности.

Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить следующие конституционные принципы деятельности уголовно-исполнительной системы: законность, гуманизм, уважения прав и свобод человека (ст. 1 Закона РФ от 21.07.1993 № 54734 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»), они же с незначительными изменениями закрепляются статьей 3 Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (приоритет прав и законных интересов человека и гражданина, гуманизм и соблюдение законности). Уголовно-исполнительный кодекс Россий-

ской Федерации (далее — УИК РФ), ограничиваясь более широким принципом гуманизма, не содержит в качестве самостоятельного принципа принцип уважения прав и свобод человека, однако закрепляет демократизм как принцип исполнения уголовных наказаний (ст. 1). Следует отметить, что все эти принципы получили законодательное закрепление в нормативных правовых актах, принятых в период с 1993 по 2023 гг., следовательно, отвечают задачам своего времени и нуждаются в переосмыслении в связи происходящими изменениями. Закрепляя конституционные принципы функционирования уголовно-

исполнительной системы по наиболее важным вопросам, отнесенным к ведению ФСИН России, действующее уголовно-исполнительное законодательство не содержит принципов формирования самой системы. Поэтому перечень конституционных принципов, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, не является исчерпывающим и требует переосмысления, в том числе в связи с конституционными преобразованиями 2020 года, и прежде всего — формированием единой системы публичной власти.

Проблема принципов деятельности уголовно-исполнительной системы до-

статочно актуальна в науке уголовно-исполнительного права. В разные годы к проблеме обращались А. И. Зубков, В. И. Селиверстов, И. В. Шмаров,

A. С. Михлин, М. П. Мелентьев,

B. А. Уткин, А. Я. Гришко, О. В. Филимонов, Ю. В. Трунцевский, С. И. Курганов, Ю. И. Блохин, С. Н. Пономарев [1, с. 28-31; 6, с. 5-7; 2, с. 109-116; 8, с. 1520]. В целом в уголовно-исполнительной науке отмечается не только отсутствие единых представлений о содержании принципов, но и их системе [4, с. 85-88].

На основе норм Конституции РФ, а также имеющегося отраслевого законодательства можно выделить следующие конституционные принципы формирования и функционирования современной уголовно-исполнительной системы:

1. Гуманизм, как базовый принцип признания человека его прав и свобод наивысшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), закреплен в международных актах о правах человека и нормах об обращении с осужденными. Он находит свое место в целом ряде статей УИК РФ, в частности, ст. 10 гласит: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...». В ч. 2 ст. 12 УИК РФ указывается, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию». Принцип гуманизма находит отражение в целях исполнения наказания, средствах исправления (общественно полезный труд, интенсивное психологопедагогическое воздействие, профессиональное и общеобразовательное обучение), а также в целях уголовно-исполнительной политики, предусмотренной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, но уже в контексте гуманизации условий отбывания наказаний и мер пресечений

(см. распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (ред. от 27.05.2023) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года»).

2. Демократизм, как принцип формирования и функционирования пенитенциарной системы, закреплен ст. 8 УИК РФ и достаточно сложен для толкования в науке уголовно-исполнительного права, в связи с чем не имеет однозначного понимания [2]. В науке конституционного права демократизм в том числе включает формирование и функционирование высших органов государственной власти. Он находит свою реализацию в порядке формирования и коллективном принятии решений. В таком значении он, безусловно, не может рассматриваться в целях организации и деятельности уголовно-исполнительной системы. Поэтому применительно к ней принцип демократизма заключается в назначении руководителя ФСИН России на должность Президентом РФ, а также в формировании общественных советов и наблюдательных комиссий, прежде всего Общественного совета при ФСИН России, который создан в целях оказания содействия в осуществлении общественного контроля за деятельностью ФСИН России в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защиты прав и законных интересов работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, включая обсуждение проектов разрабатываемых общественно значимых нормативных правовых актов и ежегодных планов деятельности, а также иных вопросов (см. приказ ФСИН России от 22.11.2021 № 1067 «О создании Общественного со-

вета при Федеральной службе исполнения наказаний» (вместе с «Положением об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний»)). В науке уголовно-исполнительного права демократизм, как принцип деятельности уголовно-исполнительной системы, рассматривается в том числе как участие в ее деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления [3, с. 50], что, на наш взгляд, в части участия субъектов РФ в функционировании уголовно-исполнительной системы относится к содержанию принципа федерализма в соответствии со ст. 72 Конституции РФ

3. Законность заключается в верховенстве Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ст. 4, 13, 15, 17-19 и др.). В уголовно-исполнительном законодательстве и праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности наряду с гуманизмом находит закрепление во всех законодательных источниках уголовно-исполнительного законодательства и может быть отнесен, по мнению П. В. Тепляшина, к «принципам, характеризующим правовые основы» [5, с. 17-20]. В свою очередь, И. В. Дворян-сков рассматривает данный принцип шире не только как правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы, но и принцип исполнения наказания [7, с. 25].

4. Федерализм на основе государственной целостности, единстве системы органов государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Согласно ст. 71 вопросы формирования и функционирования уголовно-

исполнительной системы относятся к компетенции Российской Федерации, а именно: регулирование прав и свобод осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей (п. «в»); формирование ФСИН России (п. «г»); управление объектами ФСИН России (п. «д»); оборот оружия, боеприпасов, другой спецтехники, используемой для обеспечения деятельности ФСИН России; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных (п. «м»); уголовно-исполнительное законодательство (п. «о»); федеральная государственная служба и установление ограничений для лиц, замещающих должности в уголовно-исполнительной системе РФ (п. «т»).

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относятся вопросы защиты прав и свобод работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей (п. «б» ст. 72 Конституции РФ); разграничение государственной собственности (п. «г» ст. 72 Конституции РФ); природопользование и охрана окружающей среды, в том числе обеспечение экологической безопасности на объектах ФСИН России (п. «д» ст. 72 Конституции РФ); вопросы обеспечения доступной и качественной медицинской помощи сотрудникам, работникам, ветеранам уголовно-исполнительной системы, а также осужденным и лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (п. «ж» ст. 72 Конституции РФ); осуществление мер по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий (п. «з» ст. 72 Конституции РФ); административное, административ-

но-процессуальное законодательство, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды в части функционирования уголовно-исполнительной системы (п. «к» ст. 72 Конституции РФ); кадры (п. «л» ст. 72 Конституции РФ).

Таким образом, значительное количество вопросов, с которыми сталкиваются в процессе формирования и функционирования уголовно-исполнительной системы, относятся не только к вопросам исключительного ведения Российской Федерации, но и к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

5. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Уголовно-исполнительная система в соответствии с Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» отнесена к органам исполнительной власти и находится в ведении Министерства юстиции РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством Президента РФ. Т. е. ФСИН России является особым субъектом обеспечения правопорядка и конституционной законности, которая создается и функционирует в качестве основной составной части единой централизованной системы федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции. Поэтому уголовно-исполнительная политика, осуществляемая ФСИН России, в том числе осуществляемая в соответствии с доктри-нальными актами, должна быть реализована исходя из общих направлений внутренней политики государства, определяемой Президентом РФ.

6. Гласность организации и деятельности органов публичной власти в вопросах, касающихся реализации прав и свобод человека (ч. 3 ст. 15 Конститу-

ции РФ). Принцип гласности заключается в обязательном обнародовании всех информационных данных, касающихся формирования и функционирования уголовно-исполнительной системы, по вопросам реализации прав и свобод человека. Данный принцип распространяется на все органы публичной власти, но при этом не получил закрепления в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. В то же время гласность формирования и функционирования находит реализацию при освещении деятельности органов и учреждений ФСИН России посредством официального сайта, а также через ведомственные печатные издания. Однако вопрос достаточности и полноты реализации принципа гласности остается открытым, так как не получил правовой регламентации.

7. Согласованность функционирования органов, входящих в единую систему публичной власти РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) — принцип, трансформированный из ранее закрепленного (до 2020 г.) «согласованного функционирования органов, входящих в единую систему государственной власти» и, по сути, получивший новое содержание. С точки зрения функционирования уголовно-исполнительной системы в новой формулировке он в большей степени отвечает объективным потребностям, так как подразумевает согласованное функционирование не только с органами государственной власти, но и с органами местного самоуправления. Взаимодействие с органами местного самоуправления прописано, в частности, в вопросах контроля над деятельностью учреждений, исполняющих наказание (ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»), а также по вопросам ис-

полнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

8. Организационно-правовое, функциональное и финансово-бюджетное взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации»), в том числе по вопросам передачи полномочий между уровнями публичной власти, в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства. Организационно-правовой аспект проявляется в наличии инструментов и механизмов влияния на порядок организации и прекращение полномочий органов и должностных лиц пенитенциарной системы, а также порядок функционирования ее органов и учреждений. Функциональный аспект проявляется в уголовно-исполнительной политике в единой направленности деятельности, политики государства, его

целей и задач. Финансово-бюджетное взаимодействие состоит в оптимальном распределении доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, в том числе с учетом необходимости обеспечения реализации целей и задач уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, в Российской Федерации созданы идейные конституционные начала формирования и функционирования уголовно-исполнительной системы в единой системе органов публичной власти, которые, в свою очередь, должны найти отражение в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в соответствии с целями государственной политики. Закрепление системы и содержания конституционных принципов формирования и функционирования уголовно-исполнительной системы должно осуществляться в соответствии с конституционным смыслом и получить законодательное регулирование.

Литература

1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. — Москва : Норма, 2008. — 495 с.

2. Пономарев, С. Н. Система принципов уголовно-исполнительного права / С. Н. Пономарев // Вестник юридического факультета Коломенского института (филиала) ГОУ ВПО МГОУ. — 2007. — № 2. — С. 109-116.

3. Постатейный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации : учебное пособие / Е. А. Антонян, А. Я. Гришко, М. П. Журавлев и др.; под редакцией В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. — 2-е изд., дополн. и перераб. — Москва : Илекса, 2009. — 944 с.

4. Рахматулин, З. Р. Принципы уголовно-исполнительного законодательства в свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года / З. Р. Рахматулин // Эпоха науки. — 2022. — № 29. — С. 85-88.

5. Тепляшин, П. В. Принципы пробации (в контексте Федерального Закона от 6 февраля 2023 года «О пробации в Российской Федерации»): вопросы законодательного учета и перспективы реализации / П. В. Тепляшин // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : материалы Всероссийской научно-практической конференции к 100-летию со дня рождения профессора Александра Львовича Ременсона — юриста, ученого-пенитенциариста, педагога, основателя Томской школы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права, Томск, 27-28 апреля 2023 года. — Томск : Федеральное

казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Томский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний», 2023. — Вып. 11. — С. 17-20.

6. Уголовно-исполнительное право : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / С. И. Курганов. — Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2004. — 430 с.

7. Уголовно-исполнительное право : учебник / А. И. Абатуров, С. А. Боровиков, И. В. Дворянсков [и др.] ; под ред. И.В. Дворянскова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 380 с.

8. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 432 с.

References

1. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii [Commentary on the Penal Code of the Russian Federation]. Ed. by dr. of law, prof. A. I. Zubkov. Moscow, Norma, 2008. 495 p.

2. Ponomarev S. N. Sistema principov ugolovno-ispolnitel'nogo prava [System of Principles of Penal Law]. Vestnikyuridicheskogo fakul'teta Kolomenskogo instituta filiala) GOU VPO MGOU [Bulletin of the Law Faculty of the Kolomna Institute (Branch) of the Moscow State Regional University], 2007, no. 2, p. 109-116.

3. Postatejnyj kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii [Article commentary on the Penal Code of the Russian Federation. Textbook. By E. A. Antonyan, A. Ya. Grishko, M. P. Zhuravlev and others; edited by V. E. Eminov, V. N. Orlov. 2nd ed., additional and rework. Moscow, Ileksa, 2009. 944 p.

4. Rakhmatulin Z. R. Principy ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva v svete realiza-cii Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy na period do 2030 goda [Principles of penal law in the light of the implementation of the Concept for the development of the penal system for the period up to 2030]. Epokha nauki [Epoch of Science], 2022, no. 29, p. 85-88.

5. Teplyashin P. V. Principy probacii (v kontekste Federal'nogo Zakona ot 6 fevralya 2023 goda «O probacii v Rossijskoj Federacii»): voprosy zakonodatel'nogo ucheta i perspektivy realizacii [Principles of probation (in the context of the Federal Law of February 6, 2023 "On Probation in the Russian Federation"): issues of legal accounting and prospects for implementation]. In: Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pedagogika, psihologiya i pravo [Penal System: Pedagogy, Psychology and Law]. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference for the 100th anniversary of the birth of professor Alexander Lvovich Remenson — lawyer, penal scientist, teacher, founder of the Tomsk School of Forced Labor (Penal) Law, Tomsk, April 27-28, 2023. Tomsk, the Tomsk Institute for Advanced Training of Employees of the FPS of Russia, 2023. Iss. 11. P. 17-20.

6. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law. Textbooks. Manual for university students studying in the specialty 021100 "Jurisprudence". By S. I. Kurganov. Moscow, UNITY, Law, 2004. 430 p.

7. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law]. Textbook. By A. I. Abaturov, S. A. Bo-rovikov, I. V. Dvoryanskov and others. Ed. by I. V. Dvoryanskov. Moscow, INFRA-M, 2022. 380 p.

8. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii [Penal Law of Russia]. Textbook. Ed. by V. I. Seliverstov. 8th ed., rev. and add. Moscow, Norma, INFRA-M, 2023. 432 p.

Сведения об авторе

Евгения Владимировна Лунгу: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. E-mai: lungu.const.law@gmail.com

Information about the author

Evgeniya V. Lungu: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), head of the Chair of State and Legal Disciplines, candidate of law, associate professor. E-mail: lungu.const.law@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.