Научная статья на тему 'Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации: современные направления и факторы формирования'

Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации: современные направления и факторы формирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13520
1195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PENAL POLICY / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ / THE FACTORS INFLUENCING PENAL POLICY / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / FACTORS OF FORMATION OF PENAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грушин Федор Владимирович, Перемолотова Лилианна Юрьевна

Уголовно-исполнительная политика это часть государственной политики в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, задачи, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения и отбывания уголовных наказаний. Необходимо констатировать, что современная уголовно-исполнительная политика Российской Федерации под воздействием системы самых разнообразных факторов постоянно развивается и совершенствуется, появляются новые ее направления, которые находят свое отражение в деятельности уголовно-исполнительной системы. Среди основных направлений уголовно-исполнительной политики следует отметить: гуманизацию исполнения и отбывания наказания; совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, приведение его в соответствие с нормами международного права; повышенное внимание к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (определение новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN DIRECTIONS AND FACTORS OF FORMATION

The penal policy is a part of a state policy in the field of crime prevention. It defines the purposes, tasks, principles, strategy, main directions, forms and methods of the state activities for ensuring execution and serving of criminal penalties. It should be noted that the modern penal policy of the Russian Federation under the influence of a system of various factors constantly develops and improves; its new directions appear which find the reflection in the penal system activity. Among the main directions of the penal policy the following ones should be noted: humanization of execution and serving the sentence; improvement of the penal legislation according to the rules of the international law; special attention to the punishments which aren’t connected with isolation from society (definition of new types of the criminal penalties alternative to imprisonment).

Текст научной работы на тему «Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации: современные направления и факторы формирования»

УДК 343.8

ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГРУШИН,

кандидат юридических наук, доцент, докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров,

e-mail: [email protected]; ЛИЛИАННА ЮРЬЕВНА ПЕРЕМОЛОТОВА

кандидат юридических наук, доцент, докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Реферат: уголовно-исполнительная политика - это часть государственной политики в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, задачи, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения и отбывания уголовных наказаний. Необходимо констатировать, что современная уголовно-исполнительная политика Российской Федерации под воздействием системы самых разнообразных факторов постоянно развивается и совершенствуется, появляются новые ее направления, которые находят свое отражение в деятельности уголовно-исполнительной системы. Среди основных направлений уголовно-исполнительной политики следует отметить: гуманизацию исполнения и отбывания наказания; совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, приведение его в соответствие с нормами международного права; повышенное внимание к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (определение новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы).

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, факторы, влияющие на уголовно-исполнительную политику, факторы формирования уголовно-исполнительной политики.

Уголовно-исполнительная политика - это часть государственной политики в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, задачи, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Необходимо различать субъектов формирования уголовно-исполнительной политики и факторы, оказывающие влияние на нее. К субъектам относятся: Федеральное собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Федеральное собрание Российской Федерации принимает федеральные законы (именно действующее законодательство является основной формой выражения политики), регулирующие процесс исполнения уголовных наказаний.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ). Например, на основании Указа Президента Российской Федерации от 8 ок-

тября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы, Министерства внутренних дел Российской Федерации» уголовно-исполнительная система была передана из ведения МВД в ведение Минюста России. По большому счету данный указ в большей степени относится к административной политике государства, однако Президент РФ вправе издать любой указ, который будет определять основные направления внутренней политики, в том числе уголовно-исполнительной.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114 Конституции РФ). Одним из показательных примеров работы Правительства РФ по формированию уголовно-исполнительной политики является принятое им распоряжение от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».

Данные субъекты определяют цель, стратегию и приоритетные направления уголовно-исполнительной политики.

© Грушин Ф. В., Перемолотова Л. Ю., 2016

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от целого ряда различных факторов. В теории уголовно-исполнительного права проблема факторов, определяющих развитие уголовно-исполнительной политики, является недостаточно исследованной. С одной стороны, любой, грамотный специалист, разбирающийся в проблемах исполнения наказания, назовет такие виды основных факторов, какими являются экономические, политические или социальные. С другой стороны, самостоятельные исследования системы факторов практически отсутствуют.

Отдельные аспекты теории факторов в уголовно-исполнительном праве рассматривали А. В. Бриллиантов, С. М. Зубарев, А. И. Зубков, В. Б. Малинин, М. П. Мелентьев, А. С. Михлин, А. Е. Наташев, В. И. Селиверстов, А. А. Толкаченко, В. А. Уткин, В. А. Фефелов, И. В. Шмаров, В. Е. Южанин и др. В основном среди ученых проблема факторов рассматривается в контексте уголовно-исполнительной политики. Представляется достаточно интересным рассмотреть взгляды ведущих ученых в области уголовно-исполнительного права в исследуемой сфере.

Единственное относительно самостоятельное исследование в рассматриваемой сфере было проведено профессором А. Е. Наташевым в семидесятые года прошлого века [1]. В отличие от современных взглядов профессор А. Е. Наташев разделял факторы, влияющие на появление уголовных наказаний, и на формы и методы их исполнения. «В отличие от наказаний формы и методы их исполнения, их развитие в меньшей степени обусловлены социально-экономическими условиями. В этой сфере в значительно большей мере испытывается воздействие политических, нравственных, религиозных и других факторов надстроечного характера с постоянным возрастанием роли политики вообще и карательной в частности» [2, с. 30]. Как полагал профессор А. Е. Наташев, советская исправительно-трудовая политика развивается под воздействием широкой совокупности объективных и субъективных факторов различной степени общности и значимости:

- развитие производительных сил и производственных отношений; экономико-географический фактор, хозяйственная политика, уровень материальной обеспеченности населения;

- развитие социально-политических принципов социализма, особенно таких, как социалистический демократизм, законность, гуманизм;

- повышение уровня культуры и сознательности населения, нравственные идеалы, общественное мнение и правосознание;

- состояние, структура и динамика преступности,

- уголовная политика и принципы уголовного права, содержание и цели наказания;

- принципы советского исправительно-трудового права; опыт функционирования исправительно-трудовой системы; обобщение практики исполнения наказаний; учет зарубежного опыта этой области;

- развитие науки [2, с. 31-32].

Профессор В. А. Уткин к факторам формирования уголовно-исполнительной политики относит внутренние и внешние, в том числе международные, социально-политические, экономические, морально-этические и правовые. Среди правовых факторов следует отметить характер и содержание уголовно-правовой политики (в особенности уровень криминализации и пенализации деяний, деятельность судов по назначению уголовных наказаний). Немаловажное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает правовое и моральное сознание общества, в том числе общественное мнение об уголовной политике и о деятельности уголовно-исполнительной системы [3, с. 6-7].

Профессор В. И. Селиверстов считает, что «стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредованно определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук» [4, с. 8]. Аналогичной позиции, за исключением требований международных актов о правах человека и обращении с осужденными, придерживался профессор И. В. Шмаров [5, с. 6].

Профессор А. И. Зубков полагал, что политика в сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний и обращения с осужденными непроизвольна, так как жестко определяется системой разнообразных факторов. Они представляют собой взаимодействующие явления, которые выступают как движущие силы, обусловливающие социальную направленность, основное содержание и перспективы дальнейшего развития нормативной базы и всей системы органов и учреждений, исполняющих наказания. Такими факторами выступают:

- уровень развития демократизма, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей;

- уровень культуры, общественного мнения и правосознания граждан, система их нравственных ценностей и идеалов;

- экономическая способность государства выделить необходимое количество ресурсов для нор-

мального функционирования системы органов и учреждений, исполняющих наказания;

- уровень, структура и динамика преступности;

- развитие уголовного законодательства и практики его применения;

- уровень развития уголовно-исполнительного законодательства и приведение его и практики учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями международных стандартов по обращению с осужденными;

- уровень развития науки уголовно-исполнительного права [6, с. 2].

Достаточно развернуто анализирует факторы, влияющие на уголовно-исполнительную политику, профессор В. Е. Южанин. По его мнению, на уголовно-исполнительную политику прежде всего оказывают влияние экономические и социальные факторы. При этом комплекс социальных факторов включает в себя социально-политическое состояние и структуру общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, здоровье людей, их материальное благополучие, работу системы социальных служб; обеспечение людей пенсиями, пособиями и иными гарантиями социальной защиты, создание условий для деятельности общественных формирований, состояние и динамику правонарушений в стране, меры по их предупреждению, профилактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др. Помимо социальных и экономических факторов на формирование политики влияют люди и их организации (Федеральное собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, партии, общественные организации, международные организации), а также международная пенитенциарная политика [7, с. 11-15].

По мнению профессора В. А. Фефелова развитие и формирование основных направлений уголовно-исполнительной политики опосредованно определяет комплекс политических, экономических, правовых и социальных факторов [8, с. 53]. Помимо факторов уголовно-исполнительной политики, профессор В. А. Фефелов говорил и о факторах, влияющих на развитие уголовно-исполнительного права: «Развитие уголовно-исполнительного права во многом зависит от правового воспитания законопослушных граждан, от уровня правовой культуры общества» [8, с. 54].

Иные приоритеты при анализе факторов определяет С. М. Зубарев. По его мнению, на содержание уголовно-исполнительной политики, тенденции ее формирования, развития и реализации в современных условиях влияют следующие факторы: система международных правовых актов в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями; социально-политический, право-

вой, экономический, уровень общей, нравственной, правовой культуры общества; состояние, структура и динамика преступности; состояние функционирования и тенденции развития УИС [9, с. 17].

Нисколько не ставя под сомнения приведенные позиции ученых, мы полагаем, что система факторов, влияющих на развитие уголовно-исполнительной политики и законодательства, заслуживает гораздо большего внимания.

В результате деятельности субъектов формирования уголовно-исполнительной политики и системы факторов, оказывающих влияние на нее, складываются современные направления развития уголовно-исполнительной политики Российской Федерации. Среди них можно выделить следующие.

Гуманизация исполнения и отбывания наказания. Это направление уголовно-исполнительной политики постоянно развивается, что находит свое отражение в действующем законодательстве и деятельности УИС:

- в 2001 г. были отменены воспитательные колонии усиленного режима;

- в 2003 г. для осужденных женщин были отменены колонии строгого режима;

- Федеральным законом от 3 апреля 2006 г. № 46-ФЗ были внесены изменения в УИК РФ, в соответствии с которыми, например, произошло увеличение размера денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в ВК;

- увеличение норм питания осужденных (в приказе Минюста России от 2 августа 2005 г. № 125 по сравнению с приказом Минюста России от 4 мая 2001 г. № 136 увеличились нормы питания для осужденных);

- Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 191-ФЗ установил запрет на проведение каких-либо опытов в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания;

- Федеральный закон от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ, помимо осужденных беременных женщин, женщин, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет, распространил действие отсрочки от отбывания наказания и на мужчин, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющихся единственным родителем;

- Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 40-ФЗ установил, что осужденный обязан уплатить штраф в течение не 30, а 60 дней. В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет (ранее до 3 лет);

- Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ увеличил размер ежемесячных денежных средств, разрешаемых к расходованию осужденными на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости.

Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, приведение его в соответствие с нормами международного права. Начиная с 8 января 1998 г. и по 28 ноября 2015 г. в УИК РФ были внесены изменения 81 федеральным законом. Факторы, повлиявшие на принятие данных законов, разделились следующим образом:

- экономические - 19 законов (23,45 %);

- политические - 60 законов (74,07 %);

- социальные - 44 закона (54,32 %);

- духовные - 42 закон (51,85 %);

- технико-юридические - 41 закон (50,62 %) [10, с. 180-181].

Одной из основных целей Концепции является совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов.

Повышенное внимание к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (определение

новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы). Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство и правоприменительная практика развиваются по пути расширения наказаний без изоляции от общества, которые занимают все более значимое место. Например, в 2005 г. введены в действие обязательные работы, в 2010 г. -ограничение свободы. С 2011 г. в отечественной системе уголовных наказаний появились принудительные работы. Ежегодно возрастает доля так называемых альтернативных наказаний в структуре наказаний, назначаемых судами Российской Федерации.

Таким образом, современная уголовно-исполнительная политика Российской Федерации под воздействием системы самых разнообразных факторов постоянно развивается и совершенствуется, появляются новые ее направления, которые находят свое отражение в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Список литературы

1. Наташев А. Е. Основные факторы развития исправительно-трудового законодательства // К новой жизни. 1972. № 4.

2. Управление органами, исполняющими наказания. М., 1980. 385 с.

3. Уткин В. А. Уголовно-исполнительное право : учеб.-метод. комплекс. Томск, 2015. 117 с.

4. Уголовно-исполнительное право : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. М., 2009. 352 с.

5. Уголовно-исполнительное право : учебник / под ред. И. В. Шмарова. М., 1998. 624 с.

6. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века : учебник / под ред. А. И. Зубкова. М., 2005. 720 с.

7. Уголовно-исполнительное право. Общая часть : учебник / под общ. ред. Ю. И. Калинина ; науч. ред. А. Я. Гришко, О. В. Филимонов. Рязань, 2009.

8. Фефелов В. А. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть : учеб. пособие. Рязань, 1998. 378 с.

9. Уголовно-исполнительное право : учебник / отв. ред. А. С. Михлин. М., 2010. 422 с.

10. Грушин Ф. В. Система экономических факторов, определяющих развитие уголовно-исполнительной политики, уголовно-исполнительного права и законодательства : монография / под ред. В. И. Селиверстова. Рязань, 2015.

FEDOR VLADIMIROVICH GRUSHIN,

phd in law, doctoral student of department of the research

and faculty training, e-mail: [email protected]; LILIANNA YUREVNA PEREMOLOTOVA phd in law, doctoral student of department of the research

and faculty training (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

PENAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN DIRECTIONS AND FACTORS OF FORMATION

Abstract: the penal policy is a part of a state policy in the field of crime prevention. It defines the purposes, tasks, principles, strategy, main directions, forms and methods of the state activities for ensuring execution and serving of criminal penalties. It should be noted that the modern penal policy of the Russian Federation under the influence of a system of various factors constantly develops and improves; its new directions appear which find the reflection in the penal system activity.

© Grushin F. V., Peremolotova L. Ju., 2016

Among the main directions of the penal policy the following ones should be noted:

humanization of execution and serving the sentence;

improvement of the penal legislation according to the rules of the international law;

special attention to the punishments which aren't connected with isolation from society (definition of new types of the criminal penalties alternative to imprisonment).

Key words: penal policy, the factors influencing penal policy, factors of formation of penal policy.

References

1. Natashev A. E. Osnovnye faktory razvitija ispravitel'no-trudovogo zakonodatel'stva [Major factors of development of the corrective-labor legislation]. K novoj zhizni - To new life, 1972, no. 4.

2. Upravlenie organami, ispolnjajushhimi nakazanija [Management of the bodies executing punishments]. Moscow, 1980. 385 р.

3. Utkin V. A. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal law]. Tomsk, 2015. 117 р.

4. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal law]. Under the editorship of V. I. Seliverstov. Moscow, 2009. 352 р.

5. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal law]. Under the editorship of I. V. Shmarov. Moscow, 1998. 624 р.

6. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: teorija, zakonodatel'stvo, mezhdunarodnye standarty, otechestven-naja praktika konca XIX - nachala XXI veka [Criminal and executive right of Russia: the theory, the legislation, the international standards, domestic practice of the end of XIX - the beginning of the XXI century]. Under the editorship of A. I. Zubkov. Moscow, 2005. 720 р.

7. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. Obshhaja chast'[Penal law. General part]. Under the general editorship of Ju. I. Kalinina, scientific editorship of A. Ja. Grishko, O. V. Filimonov. Ryazan, 2009.

8. Fefelov V. A. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii. Obshhaja chast' [Penal law of Russia. General part]. Ryazan, 1998. 378 р.

9. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal law]. Under the editorship of A. S. Mihlin. Moscow, 2010. 422 р.

10. Grushin F. V. Sistema jekonomicheskih faktorov, opredeljajushhih razvitie ugolovno-ispolnitel'noj politiki, ugolovno-ispolnitel'nogo prava i zakonodatel'stva [System of the economic factors defining development of criminal and executive policy, the criminal and executive right and the legislation]. Under the editorship of V. I. Seliverstov. Ryazan, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.