Научная статья на тему 'Отрасль для всех и для каждого: из общественной истории легкой промышленности'

Отрасль для всех и для каждого: из общественной истории легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
138
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ (И ТЕКСТИЛЬНАЯ) ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / СТРУКТУРА РЫНКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЫНКА / РАЗВИТИЕ / МОДА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗЦОВ / LIGHT (AND TEXTILE) INDUSTRY / NATIONAL PRODUCTION / INDUSTRY MARKET / MARKET STRUCTURE / MARKET SOCIALIZATION / DEVELOPMENT / FASHION / INDIVIDUALIZATION OF SAMPLES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Любимова В.Д., Селезнев В.С.

В статье кратко рассмотрена специфика такой важнейшей отрасли экономики, как легкая промышленность, ее значение как социального института, системного сектора социальной жизни с присущими ей собственно человеческими формами функционирования и развития. Особо выделена мода и инфраструктура моды как концентрированное выражение национального и общемирового рынка легкой промышленности, логическое ядро деятельности отрасли, как наиболее близкое и понятное массовому потребителю явление социальной жизни, воплощающее в себе законы и процессы существования и действия отраслевого производства. Сделана попытка систематизации исторических фактов, касающихся развития легкой промышленности в свете движения социального прогресса, и их понимания с данных позиций, важного для гуманитарного осмысления процессов производства и потребления в сфере легкой промышленности в целях трансляции гуманитарных смыслов деятельности при подготовке кадров отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Любимова В.Д., Селезнев В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INDUSTRY FOR EVERYONE: FROM THE PUBLIC HISTORY OF LIGHT INDUSTRY

The article briefly examines the specifics of such an important branch of the economy as light industry, in its significance as a social institution, a system sector of social life with its proper human forms of functioning and development. The article highlights fashion and its infrastructure as a concentrated expression of the national and global light industry market, as the logical core of the industry's activities, as the closest and most understandable phenomenon of social life to the mass consumer, embodying the laws and processes of existence and actions of industrial production. Attempt of systematization of the historical facts concerning the development of easy-industrial sector in light of the movement of social progress, and their understanding of these items that are important to humanitarian understanding of the processes of production and consumption in light industry in order to broadcast the humanitarian meaning of the activities in the training industry.

Текст научной работы на тему «Отрасль для всех и для каждого: из общественной истории легкой промышленности»

УДК 67/68(091)(045)

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2020-10210

I

Отрасль для всех и для каждого: из общественной истории легкой промышленности

Черноглазкин С.Ю.1, Пушина Л.А.2, Мовсумзаде Э.М.3,4, В.Д. Любимова4, В.С. Селезнев4

1 ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА», 119313, Москва, Россия

ORCID: htpps://orcid.org/0000-0002-9274-8328, E-mail: chernoglaskin@rambler.ru

2 Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7270-4195, E-mail: lioubov.pouchina@gmail.com

3 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

4 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com, lubimova-valery@mail.ru, Sinntezz@mail.ru Резюме: В статье кратко рассмотрена специфика такой важнейшей отрасли экономики, как легкая промышленность, ее значение как социального института, системного сектора социальной жизни с присущими ей собственно человеческими формами функционирования и развития. Особо выделена мода и инфраструктура моды как концентрированное выражение национального и общемирового рынка легкой промышленности, логическое ядро деятельности отрасли, как наиболее близкое и понятное массовому потребителю явление социальной жизни, воплощающее в себе законы и процессы существования и действия отраслевого производства. Сделана попытка систематизации исторических фактов, касающихся развития легкой промышленности в свете движения социального прогресса, и их понимания с данных позиций, важного для гуманитарного осмысления процессов производства и потребления в сфере легкой промышленности в целях трансляции гуманитарных смыслов деятельности при подготовке кадров отрасли.

Ключевые слова: легкая (и текстильная) промышленность, национальное производство, отраслевой рынок, структура рынка, социализация рынка, развитие, мода, индивидуализация образцов.

Для цитирования: Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Любимова В.Д., Селезнев В.С. Отрасль для всех и для каждого: из общественной истории легкой промышленности // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 50-54. DOI:10.24411/2226-2296-2020-10210

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-074071 мк.

AN INDUSTRY FOR EVERYONE: FROM THE PUBLIC HISTORY OF LIGHT INDUSTRY Sergey. Yu. Chernoglazkin1, Lyubov A. Pushina2, Eldar M. Movsumzade3, 4, Valeria D. Lyubimova4, Vladislav S. Seleznev4

1 Publishing House Ltd OBRAKADEMNAUKA, 119313, Moscow, Russia

ORCID: htpps://orcid.org/0000-0002-9274-8328, E-mail: chernoglaskin@rambler.ru

2 Udmurt State University, 426034, Izhevsk, Russia

ORCID: ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7270-4195, E-mail: lioubov.pouchina@gmail.com

3 Ufa State Petroleum Technical University, 450062, Ufa, Russia

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

4 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) 117997, Moscow, Russia

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com, lubimova-valery@mail.ru, Sinntezz@mail.ru Abstract: The article briefly examines the specifics of such an important branch of the economy as light industry, in its significance as a social institution, a system sector of social life with its proper human forms of functioning and development. The article highlights fashion and its infrastructure as a concentrated expression of the national and global light industry market, as the logical core of the industry's activities, as the closest and most understandable phenomenon of social life to the mass consumer, embodying the laws and processes of existence and actions of industrial production. Attempt of systematization of the historical facts concerning the development of easy-industrial sector in light of the movement of social progress, and their understanding of these items that are important to humanitarian understanding of the processes of production and consumption in light industry in order to broadcast the humanitarian meaning of the activities in the training industry.

Keywords: Light (and textile) industry, national production, industry market, market structure, market socialization, development, fashion, individualization of samples.

For citation: Chernoglazkin S. Yu., Pushina L.A., Movsumzade E.M., Lyubimova V.D., Seleznev V.S. АN INDUSTRY FOR EVERYONE: FROM THE PUBLIC HISTORY OF LIGHT INDUSTRY. History and Pedagogy of Natural Science. 2020, no. 2, pp. 50-54. DOI:10.24411/2226-2296-2020-10210

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR ac- cording to the research project No 19-29-074071 mk.

^oj

История и педагогика естествознания

2•2020

Как любая другая отрасль национального и мирового производства, легкая (и текстильная) промышленность связана с социальной жизнью, выражена в ней разными своими составляющими, несет в себе фактор человеческого творчества в его естественном многообразии, определенном сложной структурой отраслевого рынка. Социальная жизнь развивает отраслевой рынок легкой промышленности и развивается в нем сама, как это имеет место и в других сферах производства. Можно сказать, сам рынок и есть социальная жизнь со своими ценностями, перипетиями, тенденциями и пр., которые в совокупности выражают глубинные и самые тесные связи социальных условий отраслевой специфики легкой промышленности. Развитие отраслевого рынка подразумевает и смену социальных условий, объясняемых, с одной стороны, влиянием изменений в целостной национальной жизни, а с другой - собственными, внутриотраслевыми преобразованиями, собственной динамикой социальной жизни рынка, переходами к новым этапам функционирования.

Целесообразно отметить специфику отраслевого рынка легкой промышленности, обозначив факторы, которые непосредственно определяют социализацию участвующих в рыночных отношениях людей как членов всего общества, общенациональной жизни. Факторы, иначе говоря, формируют такие общие модели поведения участников (выступающих в тех или иных ролях) в рамках отраслевого рынка, которые, зависят от данного рынка, объективно выводят этих людей на позиции сближения с представителями других общественных страт, сегментов, с другими гражданами страны при одновременном сохранении своей профессионально-отраслевой представительности.

К факторам можно отнести следующие.

Близость рынка легкой промышленности к массовому потребителю, к людям, общему населению страны. Действительно, наряду с рынками продуктов питания и жизненно важных услуг (ЖКХ, медицина, образование) рынок легкой промышленности входит в жизнь людей ежедневно, люди так или иначе постоянно используют продукты этого рынка, в силу естественной необходимости в одежде и в ее смене, а также тем или иным образом проводят мониторинг рынка, хотя бы просто обращая внимание на одежду других людей (а это практически объективный процесс, подчиняющийся законам непроизвольного внимания).

Рынок легкой промышленности - это рынок, действующий повсеместно и в лице многих субъектов. Он является одним из первичных базовых условий социальной, культурной деятельности населяющих страну и землю народов.

Существование рынка как объединительного социального ресурса, как ресурса помощи людям. Рынок - это не только потребности, потребление и потребители, но и производство и производители. Рынок легкой промышленности подразумевает работу множественных производителей, функционирование множественных производственных мощностей, обслуживающих интересы населения, которые самым непосредственным образом отражаются на их жизни, поддержании собственно человеческих норм и форм существования - а следовательно, этот рынок несет глубоко гуманную функцию, функцию сохранения здоровья и доброго самочувствия людей, а также социального спасения и социальной помощи.

Действие рынка как средства укрепления личностных ресурсов, внутреннего психологического статуса участников в кругу других людей. Покупатель продукции легкой промышленности, ее потребитель ориентируется на улучшение своего внутреннего настроя, на удовольствие от своего образа и на его отражение в собственных глазах и в глазах окружающих. Здесь высокое значение имеет самоощущение людей как носителей отличающей их от других индивидуальности и осознание эмоционально-эстетической принадлежности к обществу.

Существование рынка как лица нации. Этот фактор функционирования рынка легкой промышленности связан с таким явлением, как мода. Мода выступает активным индикатором состояния экономического положения населения, достаточно точно указывая на его возможности в доступности одежды, ее качества, следования художественным изыскам современности и т.п. Мода также отражает идеологические предпочтения власти и населения и идеологическую свободу, степень которой в моде выражена наиболее явно. Чем разнообразнее и ярче (конечно, с учетом климата и прочих условий) выглядит одежда основной массы населения, тем выше уровень свободы в данном обществе. Мода является наиболее быстродействующим барометром социальных изменений, и в ней они находят свое выражение весьма зримо и отчетливо, отображая тот или иной исторический период. Помимо этого, мода не только демонстрирует векторы социального развития, но и

сама задает, конструирует поведенческие схемы людей, определяет стиль поведения и человека, носящего ту или иную одежду, и целых общественных групп, принимающих - по положению или добровольно - определенную форму одежды одновременно и как показатель того, что носящий такую одежду ведет себя, ориентируясь на установленные (законом или в результате договоренностей, традиций и пр.) правила личностной самопрезентации в обществе. Мода является и наиболее близким человеку направлением художественного искусства. Если, допустим, литература, живопись, театр и другие виды искусства могут не вызывать интереса каких-либо людей, то с модой, с направлениями ее развития сталкивается каждый человек, особенно, конечно, в современном мире потребления. Даже не интересуясь модой, человек все равно, соприкасается с ней, выстраивает ее приемлемые версии, формируя собственный стиль и обозначая одеждой свой актуальный социальный и психологический статус.

Данные факторы проявляют себя через целый ряд структурных составляющих рынка, среди которых можно выделить следующие:

- производственная база, производственные технологии легкой промышленности;

- художественное моделирование продукции, создание модных тенденций;

- модная индустрия;

- кросскультурные связи моды.

Рассмотрим последовательно, как

факторы социализации действуют в каждой из этих составляющих.

Производственная база, производственные технологии легкой промышленности.

Производственные мощности и производственные технологии определяют возможности формирования материальной основы создаваемой продукции. К материальной основе можно отнести качество и количество тканей, применяемых красителей, фурнитуры и т.п. - то есть всего того, что подразумевает производство продукции как вещественных ценностей, которые можно использовать по назначению независимо от их художественного богатства. Именно технико-технологические новшества определяли революционные изменения в легкой промышленности. Также технологии делали возможным и переход к новым социальным отношениям. Таким фактом в свое время явилось, например, создание фабрик, что обусловило переход к массовому изготовлению продукции, к новым социальным ролям

2■2020

История и педагогика естествознания

м]

участников товарных отношений и пр. А изобретение паровых станков и синтетических тканей позволило производить ткани любого качества в любом количестве при сохранении низкой себестоимости [1].

Создание технологических новшеств определяет и национальную гордость жителей тех или других стран, в которых появились новые технологические возможности, определившие и новые образцы продукции - особенно той, которую можно охарактеризовать как завоевавшую мир. Это, например, хлопковые джинсы от Л. Штраусса, появившиеся в США в середине XIX века [1], или женские сапоги с застежкой-молнией, созданные русским (советским) модельером В. Араловой [2].

В современных условиях отличительной чертой производственных технологий в значительной мере стало помимо механизации и автоматизации использование компьютерных форм создания и последующей эксплуатации моделей, что в совокупности позволило перейти к еще большей мас-совизации и удешевлению продукции, созданию «умной» одежды и т.п.

Художественное моделирование продукции, создание модных тенденций.

Моду можно назвать определяющей, ключевой составляющей функционирования легкой промышленности как производственной системы как в национальном, так и в мировом масштабе. Именно мода определяет логику движения, прогресса в функционировании производства легкой промышленности, по крайней мере в непрерывном режиме, да и в случаях больших социальных потрясений, определяющих глобальные изменения (как, например, после Великой французской революции или Октябрьской революции в России) моды. Она, подчиненная логике социальных преобразований, весьма быстро подстраивается под новый социум и тоже начинает играть роль пускового фактора в наладке (переналадке) работы производственных структур. Мода служит направляющим компонентом деятельности легкой промышленности, ориентируя предпочтения и производителей, и потребителей и предлагая им в том числе новые взгляды на их собственные возможности и запросы, которые они предъявляют к производству и его развитию.

В современных условиях мода становится мощным демократизирующим фактором - в частности за счет такого явления, как уличная мода (стрит-стайл), - оказывающим уже серьезное влияние и на подиумную моду. Улич-

ная мода отличает человека и как члена определенной социальной группы (подгруппы), и как индивидуальность в зависимости от его личных предпочтений, от того, что диктуют дизайнеры и крупные бренды. Люди на улицах не стеснены теми или иными рамками трендов, а одеваются по своему желанию. И это заставляет присматриваться к уличной моде и создателей поди-умной моды. С идеями уличной моды работают самые лучшие мировые дизайнеры: Е. Ямамото, Д. Версаче, обувной бренд Timberland и др. [3].

Модная индустрия.

Естественно, что, как и всякое производство, легкая промышленность выстроена как целая сеть производств, группирующихся вокруг основного производства и поддерживающего его существование и развитие всевозможными доступными способами, а также, в свою очередь, развивающихся и сами, используя его ресурсы. Легкая промышленность имеет такую же системную инфраструктуру, но здесь большая доля усилий ложится на художественно-культурные формы пропаганды и распространения достижений отрасли, на то, что называется модной индустрией и включает деятельность субъектов, создающих стиль жизни людей, определяющих их широкую и наглядно зримую повседневность (в ее доступных или, по крайней мере, желанных) образцах.

Современные стратегии европейской модной индустрии восходят своими корнями к деятельности ведущего модельера начала ХХ века П. Пуаре. Наряду с инновациями в стилистике и конструировании одежды Пуаре разработал стратегию маркетинга, представляя костюмы как произведения искусства, а себя - как художника и покровителя искусств. Он действительно хорошо разбирался в современном ему искусстве, способствовал продвижению передовых на тот момент художников и тенденций, а кроме того, в дополнение к своему основному бизнесу - моделированию одежды -создал линию роскошно упакованных духов, названных в честь своей старшей дочери, и руководил небольшой художественной школой, поставлявшей образцы для его мастерской и названной по имени второй дочери. П. Пуаре поддерживал идею совокупного произведения искусства и позиционировал свою одежду в контексте дизайна интерьера [4].

Ориентируя свою «империю» на богатую клиентуру, П. Пуаре практически создал модную индустрию, что явилось огромным шагом вперед в развитии легкой промышленности.

Производство стало частью целой системы работы по продвижению интересов производителей, рекламы, создания направленного спроса. Тем не менее ограниченность круга клиентуры Пуаре только представителями богатого класса явилась фактором, который стал отрицательно сказываться на развитии отрасли. Начало преодолению такого положения вещей было положено деятельностью знаменитой К. Шанель, которая демократизировала модные тенденции и создала новый большой стиль в европейской одежде. Шанель коренным образом изменила женский силуэт, предложив, как известно, отказаться от громоздких платьев в пользу «маленького черного платья», дополняемого рядом аксессуаров, создающих совместно с этим платьем единый ансамбль, что расширило диапазон культурных предпочтений в мире моды.

В дальнейшем в развитии модной индустрии все большее место стали занимать бренды одежды, становящиеся все разнообразнее. В этом нашло свое отражение разнообразие групп клиентов и запросов, включая разные жизненные ситуации, требующие разной одежды и другой продукции. Именно учет широких пластов жизни стал, как известно, приметой современных модных трендов, в отличие от прежних эпох, особенно от моды стран социализма. Социалистическая мода не была ориентирована на жизнь людей, а выполняла репрезентативную функцию, демонстрируя показные успехи в обеспечении населения соответствующими товарами, которые на самом деле являлись дефицитными для широких масс потребителей и предназначались для узких прослоек населения, в частности артистов [5]. Даже товары, предназначавшиеся, казалось бы, трудящимся массам для повседневной жизни и работы, в каких-то случаях были просто отражением идеалистических представлений и средствами создания впечатления у участников и зрителей, а не действительно полезными и рассчитанными на реальное производство и потребление вещами. В этом отношении чрезвычайно любопытно описание всемирно известным модельером Э. Скиапарелли показа в Москве 1935 году на открытии Московского дома моделей, где она сама присутствовала в качестве официального представителя Франции на выставке изделий легкой промышленности. Модельер писала: «Под стеклянным шаром медленно поворачивались электрические манекены, демонстрируя довольно странные туалеты, точнее, странные для меня: мне-то думалось,

Ш

История и педагогика естествознания

2■2020

что одежда работающих людей должна быть простой и практичной, а тут -оргия шифона, бархата и кружев» [5].

Кросскультурные связи моды.

Мода как своеобразное итоговое выражение функционирования рынка легкой промышленности, в свою очередь, отражающего широкие общественные тенденции, выступает в формах активатора различного рода связей между теми или иными общественными сегментами. Мода весьма показательным образом отражает национальные традиции, жизнь того или иного народа, того или иного государства, условия, в которых им приходиться существовать, развиваться, в определенном смысле, даже образ мышления, ментальные особенности людей, составляющих какой-либо народ, нацию. С другой стороны, все эти фундаментальные составляющие общественной жизни имеют глобальное значение для научной политики, представляют весьма и весьма значительный интерес для художественного творчества, для информационной работы с населением. Это означает, что мода становится важным фактором для науки, искусства, литературы, средств массовой коммуникации. Они черпают в ней свои сюжеты и, в свою очередь, вносят вклад в ее развитие, обсуждая ее потребности и возможности, придавая импульсы движению творческой мысли в области моды, формируя новые предложения и образцы модной продукции. В современном мире к традиционным видам околомодного дискурса добавился такой вид, как блогерство. В интернете работают множество блогеров, освещающих темы моды, знакомящих с новинками фэшн-рынка, раскрывая в силу своих возможностей законы фэшн-творчества. Но и традиционные виды работы далеко не исчерпали своих ресурсов, по-прежнему создавая имидж модной индустрии как очень интересной, яркой сферы человеческой деятельности, производства, сочетающего в себе художественное творчество, возможности самовыражения и широкой самопрезентации, экономическую составляющую и пр. Мода продолжает фигурировать в числе наиболее «очеловеченных» сфер дея-

тельности, а в нашей стране, вероятно, получает новый старт в связи с утратой прежних - скорее отрицательных -коннотаций, более или менее явно декларируемого отношения к моде как к области интересов недалеких, мещански настроенных, пренебрегающих общественными заботами людей.

В современных условиях мода, по сути, перешла всякие границы существования как сегмента национального производства и национальной культуры и стала элементом поддержки национального рынка в других его сегментах. Это является мировой тенденцией, хорошо осознанной их представителями и раскрывающей другие актуальные общественные тенденции в наиболее приближенных к жизни «обычного» человека, обывателя формах.

Например, та же ориентация на уличную моду, все более завоевывающая мир, получает отражение в мировом кинематографе. При этом такая ориентация прослеживается в произведениях кинематографа в историческом разрезе, что создает двойную логику в предъявлении моды широкой публике. С одной стороны, акцентуа-лизируются явления собственно моды, что вызывает интерес у одних зрителей, а с другой - к миру моды привлекается аудитория, которую не столь занимают проблемы моды, но которая увлечена историей. Погружаясь в интересующую их сферу, они одновременно приобщаются к вопросам (пусть самым общим) моды. Исторические знания проводятся через сюжеты, связанные с модой, с определенными личностями, важными в мире моды, или повествующие о тех или иных модных субкультурах, имевших место в истории. В отечественном кинематографе о моде и связанных с ней общественных коллизиях снят известный фильм «Стиляги», в мировом кинематографе - «Дьявол носит Прада», «Красота», в известном фильме «Завтрак у Тиффани» героиня тешит себя различными нарядами и пр. Разумеется, это только самые начальные позиции более чем длинного списка подобных фильмов.

О персоналиях сняты - художественный фильм об увлеченном мо-

дой писателе и драматурге XIX века О. Уайльде, документальный фильм о стритстайл-фотографе Б. Каннингеме и пр.; о модной субкультуре - фильм «Дети свинга» о так называемых свин-гъюгендах - молодежи гитлеровской Германии, идейно противостоявшей нацистским тенденциям одежды и поведения, фильм «Голос улиц» - повествующий об афроамериканцах, создавших хип-хоп-группу N.W.A. и ставший своеобразной энциклопедией хип-хоп-культуры, включая характерный для нее стиль одежды [3].

Кросскультурные связи моды также выражаются в активном использовании ее создателями этнонациональных мотивов, включении элементов народного костюма в современную одежду, обращении к фольклорным образцам, выделении этнонациональной специфики как творческом направлении, решающем соответствующим образом задачи сохранения исторической памяти. Сохранение вековых традиций нашего народа, распространение знаний о них и воспитание уважения к прошлому является актуальным и важным и для современной России, в том числе и в структурах бытового и художественного сознания, структурах эмоционально-эстетического познания мира и его индивидуальной и коллективной оценки.

Итак, в заключение можно сказать, что общественная история рынка легкой и текстильной промышленности имеет в своей основе логику перехода к индивидуальным образцам продукции, предназначающимся каждому отдельному человеку. В этом реализуется смысл рыночного прогресса в данной отрасли, перехода к новым, непрерывно совершенствуемым технологическим и художественным решениям. В этих условиях российская производственная и образовательная мысль должна будет действовать в четком осознании этой тенденции, настраивая рынок и подготовку его субъектов к более яркому и точному художественному видению растущих возможностей ее реализации и более глубокому отражению своей работы в средствах информации, а также с учетом комплексной ориентации на отраслевые и общенациональные интересы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ткани и мода. Орнаменты и технологии // История моды. 2019. № 153. 48 с.

2. Модельеры СССР: от Ламановой до Юдашкина // История моды. 2019. № 167. 48 с.

3. Короли стритстайла в ХХ-ХХ1 веках: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио // История моды. 2019. № 174. 48 с.

4. Каталог выставки «Пуаре - король моды». М.: Московский Кремль, 2012. 308 с.

5. Джурджа Бартлетт FashionEast. Призрак, бродивший по Восточной Европ / пер. с англ. Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 360 с.

История и педагогика естествознания

153

REFERENCES

1. Fabrics and fashion. Ornaments and technologies. Istoriya mody, 2019, no. 153, 48 p. (In Russian).

2. Fashion designers of the USSR: from Lamanova to Yudashkin. Istoriya mody, 2019, no. 167, 48 p. (In Russian).

3. Kings of street style in the XX-XXI centuries: London, Paris, New York, Tokyo. Istoriya mody, 2019, no. 174, 48 p. (In Russian).

4. Katalog vystavki «Puare - korol mody» [Catalog of the exhibition "Poiret - the king of fashion"]. Moscow, Moskovskiy Kreml Publ., 2012. 308 p.

5. Dzhurdzha Bartlett. FashionEast. Prizrak, brodivshiypo Vostochnoy Yevrope [FashionEast . The ghost that roamed Eastern Europe]. Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 2011. 360 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Черноглазкин Сергей Юрьевич, к.п.н., научный консультант, ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА»

Пушина Любовь Александровна, к.филол.н., доцент, Удмуртский государственный университет.

Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Любимова Валерия Дмитриевна, магистр, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Селезнев Владислав Сергеевич, аспирант, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Sergei YU. Chernoglazkin, Cand. Sci. (Ped.), Scientific Advisor, Publishing House Ltd OBRAKADEMNAUKA.

Lyubov A. Pushina, Cand. Sci. (Philol.), Assoc. prof., Udmurt State University. Eldar M. Movsumzade, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Valeria D. Lyubimova, Master, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Vladislav S. Seleznev, Postgraduate Student, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

^ЭКСПОЦЕНТР

20-я международная выставка Ш НАЦИОНАЛЬНЫЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕФТЕГАЗ-2021 нефтегазовый

форум

ВНИМАНИЕ! НОВЫЕ ДАТЫ!

26-29 апреля 2021

54

История и педагогика естествознания

2•2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.