Научная статья на тему '\ отрасль-аутсайдер \ шинное поле'

\ отрасль-аутсайдер \ шинное поле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ отрасль-аутсайдер \ шинное поле»

\ ОТРАСЛЬ-АУТСАЙДЕР \

По данным Росстата, за два первых месяца 2009 года выпуск шин снизился по сравнению с тем же периодом 2008-го на 61,7%. Еще в январе текущего года российские предприятия произвели 2031,4 тыс. шин, а в феврале их выпуск сократился в четыре раза и составил 509,6 тыс. Значительное снижение производства шин тесно связано с неважным положением их потребителей — автомобильных заводов.

Сокращение выпуска легковых, грузовых автомобилей и прочей колесной техники на 40% за 2008 год уменьшило и спрос на шинную продукцию. И это — после стабильного роста отрасли в предкризисный период.

Начиная с 2000 года, ежегодное увеличение объемов производства шин для легковых автомобилей составляло 10%, потребления — 13%. Более того, потребление шин стало опережать выпуск автомобилей. Это связано с тем, что некоторая часть произведенных в стране шин устанавливалась на иномарки российского производства.

Сегодняшний спад у российских шинников укладывается в русло мировых тенденций. По оценкам международных агентств, мировой спрос на шины за январь 2009 года упал на 35%. Спрос в секторе первичной комплектации снизился на 50%, а на вторичном рынке — на 20%.

По мнению Михаила Сайно из ИК «Брокеркредитсер-вис», уже в конце прошлого года спрос на шины был низким, в результате чего производители значительно уменьшили их выпуск, а многие и вовсе приостановили деятельность.

По мнению производителей шин, для повышения спроса на российском рынке необходима поддержка государства. А для этого, по словам заместителя гендиректора «Сибур — Русские шины» Игоря Караваева, нужно увеличить импортные пошлины. «Предложение о повышении пошлин на грузовые и легковые шины на 10% (до 25 и 30% соответственно) уже направлено в правительство», — сообщил он. Ведь уже в 2008 году совокупный объем импорта шин в натуральном выражении вырос по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 32,6% — с 15 млн. до 19,9 млн. штук, а экспорта — снизился на 16,5% — с 9,3 млн. до 7,78 млн.

Производство шин для легковых автомобилей в 2008 году по сравнению с предыдущим также сократилось

Крупнейшие отечественные производители шин

производитель 2008 Г., Млн. штук 2007 г., млн. штук изменение, %

ОАО «Нижнекамскшина» 11,9 12,4 95,7

«Сибур — Русские шины» 8,6* 9,1* 95,3

ОАО ШК «Амтел — Поволжье» 4,5 6,8 66,7

ОАО «Нокиан Тайерс» 4,5 2,4 157,3

ОАО «Ярославский шинный завод» 3,8 4,6 83,7

СП ЗАО «Матадор — Омскшина 2,6 2,9 89,9

ОАО «Омскшина» 2,3 2,7 88,0

ООО «Амтел —Черноземье» 2,2 3,1 71,9

ОАО «Волтайр —Пром» 1,7 2,0 81,8

ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» 1,6 1,1 146,4

ООО «Мишлен» 1,4 1,3 104,4

ООО «Уралшина» 1,1 1,5 77,8

ЗАО «МШЗМ» 0,2 1,3 23,1

ЗАО «Петрошина» 0,2 0,1 118,3

с 29,3 до 24,4 млн. Общий объем внутреннего потребления этого продукта за 2008 год составил 32,9 млн. штук, из них 18,5 млн. — импортного производства. Таким образом, процесс замещения шин отечественного производства импортными продолжается.

Крупнейшие производители шин в России — «СИБУР», Amtel-Vredestein и «Нижнекамскшина». Холдинг Ат1е1-Vredestein находится на грани банкротства. Осенью компания остановила производство на кировском заводе и снизила производство на предприятии Воронежа в связи с дефицитом оборотных средств. «СИБУР» планировала выпустить конвертируемые облигации на 12,7 млрд. руб., чтобы выкупить у банков-кредиторов долг компании и получить контроль над его активами.

Но сделка не состоялась из-за отсутствия решения банков об участии в реструктуризации задолженности шинного холдинга. Тем не менее «СИБУР» по-прежнему сохраняет интерес к приобретению активов холдинга.

Шинное

поле

За февраль производство шин в России сократилось в четыре раза. Аналитики объясняют спад катастрофическим положением в автопроме.

За 9 месяцев

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (84) 2009 53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.