Научная статья на тему 'Оценка динамики и структуры рынка производства шин'

Оценка динамики и структуры рынка производства шин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1301
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РЫНКА ПРОИЗВОДСТВА ШИН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка динамики и структуры рынка производства шин»

12.26. ОЦЕНКА ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ РЫНКА ПРОИЗВОДСТВА ШИН

Шишов Ю.В.

Организатор производства ООО «Мишлен. Русская компания по производству шин» г.Орехово-Зуево Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Интеграция России в мировое экономическое сообщество, рост количества автомобилей на 1000 населения потребовали увеличения производства комплектующих и запасных частей, в структуре которых основную долю занимают шины, что объясняется гео-климатическими условиями (летняя, зимняя шина) и неудовлетворительным качеством дорожного покрытия (повышенный уровень износа).

2000

2001

2002

2003

2004

2005

■■ ♦ 1 Bridgestone. Michelin. Goodyear

—•—Continental, Piretfc. Sumitomo. Yokohama. Hankook. Cooper. Kumho. Toyo — Производители Китая. Индии. России

Источник: Данные компании МюИеПп.

Эволюция продаж первой тройки компаний (ед. 1 млн долл.)

1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

[-♦—Bridgestone -«-Goodyear

Michelin

Сегодняшняя тенденция роста мировой автомобильной индустрии влечет за собой увеличение производственных мощностей поставщиков автомобильных покрышек, создание новых предприятий и новых брендов. До настоящего времени на пике популярности остаются такие гиганты как Bridgestone, Michelin и Goodyear, но влияние бурного развития автопрома стран Азии (Корея, Китай), Индии не может остаться незамеченным.

Совокупный объем мирового рынка шин, по данным журнала Tire Business, в 2005 году превышал $82 млрд. Темпы его роста в течение последних 5 лет составляли около 3% в среднем в год. Ежегодно в мире выпускается свыше 1 млрд. шин, более 51% из которых составляет выпуск легковых и легкогрузовых шин. Рынок характеризуется высокой степенью концентрации производства. В 2005 году на долю четырех транснациональных корпораций, производящих шины (Bridgestone, Goodyear, Michelin и Continental) приходилось 55% мирового рынка шин в денежном выражении.

На представленном ниже графике представлена эволюция долей рынка, распределенных между 3 основными группами производителей шин. В настоящее время происходит серьезный рост производства шин Китая, Индии и России. Можно предположить, что данный фактор частично влияет на деградацию долей рынка лидирующих транснациональных компаний.

Источник: FORTUNE 2004.

Несмотря на рекордный рост цен на нефть в последние несколько лет, спрос на автомобили и услуги транспорта не только не снижается, а наоборот растет. И основными драйверами роста являются развивающиеся страны. Среди них - Китай, ряд других стран Юго-Восточной Азии, Индия. Соответственно, по прогнозам ряда производителей шин, темпы роста мирового рынка шин до 2010 года сохранятся на уровне 3%, в дальнейшем рост замедлится до 2-2,5% в год.

Самая большая концентрация производителей находится на рынке легковых шин и на рынке грузовых. Остальные рынки для многих производителей пока недосягаемы, так как при производстве таких шин как сельскохозяйственные или для авиатранспорта, нужны иные технологии и более громоздкая оснастка. Если разделим рынок шин на сегменты по принадлежности специфике автотранспорта, то увидим, что основной оборот приходится на легковые и грузовые шины (88% рынка шин).

Сельскохозяйствен

Шины для двухколесного транспорта; 3,50%

ные шины;2%

Шины для авиатранспорт; 0,50%

Грузовые шины; 28%

Легковые шины;

jpsw 60%

Источник: LE MARCHE MONDIAL DU PNEUMATIQUE «Michelin».

Немаловажным фактором роста мирового рынка шин является и европейский рынок, в том числе рынок шин

Бизнес в законе

3'2008

в странах Восточной Европы, СНГ и Балтии. По оценкам экспертов, в 2004 году объем рынка шин стран Евросоюза составил €18,2 млрд. или 252 млн. единиц. Среднегодовые темпы роста продаж шин за последние 5 лет в Евросоюзе составляли также 3% в год, как и во всем мире. Это говорит о том, что экономический рост в странах Евросоюза, особенно в недавно вступивших странах Восточной Европы, сопровождается активным ростом грузооборота автотранспорта и ростом спроса населения на автомобили. 90% европейского рынка шин приходится на легковые и легкогрузовые шины.

Следует заметить, что имеется значительный рост цен на сырье (таких как каучуки, стирол, бутадиен, нефть и др.), необходимое для производства шин. Но даже при этом условии компании имеют вполне светлую перспективу. На примере компании МюИеНп видим, что при росте цен на сырье ее чистая прибыль имеет курс значительного роста.

Э Чистая прибыль компании "Бутадиен

"Каучук натуральный

А (Чистая прибыль компании)

Источник: Финансовый отчет компании «Michelin» за 2007 г.

В 2000-2005 гг. российский рынок шин рос ежегодно на 5% при среднегодовых темпах роста в странах Евросоюза в 3% за тот же период. Объем российского рынка шин в 2005 году оценивался производителями примерно в 47 млн. штук. Среди них свыше 87% рынка (41 млн.) занимали шины российского производства, остальная доля приходилась на импортную продукцию и продукцию заводов иностранных производителей, действующих в России. Предполагается, что в перспективе изменений в «российском» сегменте рынка шин (среднеценовом и эконом-класс) не произойдет.

В 2006 году почти весь премиальный сегмент розничного рынка шин контролировался дилерскими сетями пяти иностранных производителей -Michelin, Bridgestone, Goodyear, Nokian и Continental AG. Некоторые из этих производителей открыли свои заводы в России. Несмотря на то, что на долю премиального сегмента приходится только 9% всех продаж шин в России, в перспективе этот сегмент будет расти и расширяться, по мере того, как будет расти спрос на автомобили импортного производства, в том числе -на автомобили зарубежных марок, собранных на территории России. Таким образом, для российских производителей шин конкуренция с иностранными производителями в долгосрочной перспективе может стать весьма жесткой.

В структуре рынка по видам продукции 35 млн. (77% общего объема рынка) приходилось на шины для легковых автомобилей и легковесных грузовиков, 10 млн. (22%) - на шины для грузовых автомобилей и автобусов, остальную долю занимают шины для сельскохозяйственных машин и шины для спецтехники, в том числе для тяжелых грузовиков и самосвалов.

[^—■Производство шин в России (млн.шт.) |

Источник: Росстат, прогноз БД «Открытие».

По сравнению с 2004 годом производство шин в России выросло на 4%. Российский рынок шин, как и аналогичные рынки в других странах, делится на три крупных сегмента: премиальный (класс А), представленный иностранными производителями, среднеценовой (класс В), представленный как российскими, так и некоторыми иностранными производителями, и экономичный (класс С), который является самым массовым и охватывает продажи недорогих шин от российских производителей или импортируемых из СНГ, причем зачастую нелегально.

В России шины производятся на 11 заводах, однако 8 из них контролируются тремя крупными холдинговыми компаниями. Это СИБУР, Амтел-Фредештайн и Нижнекамскшина. В свою очередь, два из этих трех нефтехимических холдингов контролируются крупнейшими компаниями нефтегазового сектора. Так, СИБУР на 100% принадлежит Газпрому, контрольным пакетом акций Нижнекамскшины владеет Татнефть. На 3 холдинговых компании приходится свыше 90% объема производства шин в России. Самым крупным производителем является СИБУР, на долю которого в 2005 году приходилось 37% рынка.

Доли российского рынка шин отечественных производителей, 2006 г.

Волтайр

Пром

5%

Прочие

4%

Нижнекамск-шина 34%

Уралшина

5%

Амтел-

Черноземье

8%

Омскшина

13%

Яршина

12%

Источник: Нижнекамскшина.

Амтел-

Поволжье

19%

В то же время нельзя не отметить тенденцию к замедлению темпов роста производства российских шин и даже к снижению производства. За 10 месяцев 2006 года, по данным Росстата, производство всех видов шин в России снизилось на 2%. В основном это связано с остановкой производства грузовых шин в воронежском и красноярском филиалах Амтела, на Московском шинном заводе. Причинами остановки производства стала модернизация (Амтел) либо смена собственника (Красноярский шинный завод). В то же время динамично растет производство грузовых шин в

омском филиале СИБУРа и в Нижнекамскшине. Тем не менее, за этот же период производство легковых шин выросло на 2% к аналогичному периоду 2005 года до 23 млн шт. Увеличение выпуска шин было обеспечено в результате роста производства на заводах Ам-тел-Фредештайн, в Нижнекамскшине, в ООО «Мишлен. Русская компания по производству шин», на еще неконсолидированном Барнаульском шинном заводе, на предприятии Омскшина, принадлежащем СИБУРу. Доля импортной продукции на российском рынке постепенно растет. Более 30% всего объема импортных поставок шин составляют поставки из Украины и Белоруссии, в основном это шины класса С (невысокого качества). Также в Россию поступают и бывшие в употреблении шины, которые ввозятся якобы с целью переработки. Однако по оценкам независимых экспертов, доля «серого импорта» на этом рынке составляет только 5-6%. Остальные приходятся на поставки брендированной продукции ведущих мировых производителей.

По собственной оценке Nokian Tires, компании принадлежит 14% всех импортных поставок шин в Россию, также хорошо представлены в России шины Goodyear, Michelin, Bridgestone, Continental. Иностранные производители присутствуют на российском рынке шин с 1907 года. В России они создали либо разветвленные сети собственных розничных продаж либо заключили альянсы с уже существовавшими российскими розничными сетями. В 2006 году почти весь премиальный сегмент розничного рынка шин контролировался дилерскими сетями пяти иностранных производителей - Michelin, Bridgestone, Goodyear, Nokian и Continental AG. Некоторые из этих производителей открыли свои заводы в России - Michelin в д. Давыдово Московской области, Nokian Tyres - во Все-воложске Ленинградской области.

Вместе с ростом объема рынка шин будут происходить некоторые структурные изменения на розничном рынке. Количество независимых розничных точек по продажам шин будет год от года сокращаться. Отдельным, несетевым продавцам, как правило, трудно обеспечить покупателю широкий ассортимент и доступные цены, так как бесконечно снижать цены, конкурируя с иностранными производителями, они не в состоянии. Поэтому их участь - это диверсификация бизнеса, слияние с крупными сетями или просто закрытие. Также ожидается, что к 2010 году в России резко сократится число рынков непродовольственных товаров, так как, например, в городах-миллионниках власти нацелены на вытеснение несовременных форматов из розничной торговли, поэтому количество авторынков будет уменьшаться.

Продажи шин иностранных производителей в России

Источник: Ведомости, РБК, расчеты БД «Открытие»/

Розничные сети продаж: шин ведущих производителей

Michelin

Производитель Сеть Точки продаж, 2GG6 Собственное производство шин в РФ

Michelin Tyre Plus 5Q Есть

Bridgestone Pole Position 1QQ Нет

Goodyear Premio 17 Нет

Continental ООО MBO 21 Нет

Nokian Tyres Vianor 37 Есть

Амтел-Фредештайн Колесо, Росшина, UVL Plus, Хорошие колеса, Нордшина 1Q4 Есть

Число автомобилей на 1GGG жителей, 2GG4, шт.

Румыния

Россия (без учета Москвы)

Чехия США Франция Германия Канада Италия

0 100 200 300 400 500 600 700

Источник: ЕиготопіЬг, Амтел-Фредештайн.

В России показатель обеспеченности населения автомобилями за последние 10 лет вырос вдвое и составляет 176 автомобилей на 1000 жителей. Однако все равно Россия по этому показателю отстает от стран Восточной Европы.

Согласно оценкам ЕиготопіЬг, Россия выйдет на уровень Чехии и Польши (около 400 автомобилей на 1000 жителей) только к 2010-2011 гг. По оценкам Ам-тел-Фредештайн, в период с 2001 по 2005 год среднегодовые темпы роста продаж легковых автомобилей в России составляли 8%, что сравнимо с темпами продаж автомобилей в развивающихся странах. Считается, что у российского рынка шин есть хороший потенциал роста. Объем рынка шин в России в 2006 году составил около 59 млн. штук, причем не только за счет роста производства, но и за счет роста импортных поставок. По прогнозам, парк автомобилей в России, который в 2005 году насчитывал 32 млн. транспортных средств, будет расти ежегодно на 6% до 2011 года, что будет создавать спрос на шины. Ожидается, что темпы роста российского рынка шин за тот же период будут аналогичными. Также, самыми быстрорастущими будут премиальный и среднеценовой сегменты, которые растут в основном благодаря росту доходов населения и изменения предпочтений потребителей в сторону более качественных и надежных автомобилей -иномарок и «российских иномарок». Потенциал роста у экономичного сегмента, на наш взгляд, остается только в наименее благополучных регионах, и то этот сегмент будет со временем сокращаться. Следовательно, российским производителям шин, чтобы сохранить свои доли на рынке, придется переходить на новые стандарты качества продукции, больше придавать значения маркетингу и сбыту.

489

5O6

6O3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.