Научная статья на тему 'Анализ структуры рынка шинной продукции РФ'

Анализ структуры рынка шинной продукции РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / СТРУКТУРА РЫНКА / РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ / MARKET / MARKET STRUCTURE / MARKET SHARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Галина Николаевна

В статье рассматривается современное состояние рынка шинной продукции РФ и проводится анализ структуры данной отрасли. На основе полученного анализа выявлены возможности расширения рыночной доли отечественных производителей на рынке шин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the market structure of tyre production of the Russian Federation

This article considers the current state of the tyre production market of the Russian Federation and analyses the structure of the given industry. On the basis of the analysis opportunities of expansion of domestic manufacturers' market share in the tyre market are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры рынка шинной продукции РФ»

ежегодно, со сроком погашения до 10-15 лет, направленные на модернизацию действующего производства, ввод новых мощностей, строительство заводов по выпуску современных двигателей, обновление модельного ряда автомобилей и, самое главное, на приобретение лицензий, новых технологий, автомобильных платформ и организацию новых производств.

4. Для стимулирования спроса на продукцию отечественного автомобилестроения необходимо предусмотреть частичную компенсацию процентных ставок по кредиту, затрат на страхование автомобиля, а также рост цен на продукцию естественных монополий, не превышающий темпы инфляции в стране.

5. Таможенная политика должна быть направлена на защиту отечественного производителя автомобилей от импорта готовой продукции. Для чего нужно переориентировать единые ставки не по принципу «чем больше объем двигателя, тем больше ставка за 1 см3 его объема», а по принципу: «максимальные ставки - на объемы 1300-1600 см3».

6. Рост доходов населения необходимо коррелировать с возможностями отечественной автомобильной промышленности. В противном случае спрос на импортные автомобили достигнет таких размеров, что нарушит внешнеторговый баланс страны и, в конечном итоге, приведет к утечке валюты за ру-

беж и резкому снижению жизненного уровня населения.

7. Государство должно принимать активное участие в определении основных направлений развития внутреннего автомобильного рынка России и развивать автотранспортную инфраструктуру (дороги, АЗС, АГЗС и т. д.) [4].

1. Режим доступа: www.yandex.ru/yaca/c348-0-0-0-0=3.Ыш1

2. Концепция развития автомобильной промышленности России до 2010 г. Режим доступа: www.rus-expo.ru. Загл. с экрана.

3. Дагаев А.А. Международные стратегические альянсы в автомобильной промышленности России // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. 2001.

4. Хадыков А.Т. Легковое автомобилестроение и экономика России // Автомобильная промышленность. 2007. № 1. С. 1-4.

Поступила в редакцию 9.09.2008 г.

Smimov V.A. Monitoring of operation of light automotive industry in the modern economy of Russia. The article is devoted to the analysis of dynamics of development of automobile motor industry in Russia. The detailed description and motivation of measures necessary for increase of operation efficiency of enterprises of automotive industry in the Russian Federation is given.

Key words: directions of regulation, light automotive industry, state support measures.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РЫНКА ШИННОЙ ПРОДУКЦИИ РФ

Г.Н. Ларионова

В статье рассматривается современное состояние рынка шинной продукции РФ и проводится анализ структуры данной отрасли. На основе полученного анализа выявлены возможности расширения рыночной доли отечественных производителей на рынке шин.

Ключевые слова: рынок, структура рынка, рыночная доля.

Рынок является важнейшей составной частью экономической сферы каждой страны, а также всего мирового хозяйства, в связи с чем изучение рынка и рыночных отношений представляет насущную потребность.

Владение рыночной ситуацией - необходимая предпосылка успешности и эффектив-

ности производственных, научно-технических, коммерческих, инвестиционных, валютнофинансовых операций как текущего, так и долгосрочного характера.

Столь весомая актуальность проблемы требует глубокого и всестороннего изучения рынка шинной промышленности во всех его

аспектах. Проблемой рынка занимались такие авторы, как Д. Бэйн, Р. Кейвс, Ф. Шер-рер, Д. Росс, В. Третьяк, Д. Грир, Дж. Стиг-лер, С. Авдашева, Н. Розанова.

Вместе с тем отсутствуют обстоятельные исследования по многим коренным вопросам рынка товаров шинной промышленности. В частности, недостаточно исследованы сущность рынка шин, его противоречивый характер, объективные рыночные законы, связь рынка с той или иной формой собственности, его региональная разновидность, необходимость и механизм регулирования. Эти вопросы имеют практическое значение. Без их решения невозможно сформировать полнокровные и социально ориентированные рыночные структуры.

Целесообразность стимулирования и поддержки общих структурных сдвигов в сторону отраслей и видов экономической деятельности с высокой долей добавленной стоимости определила проведение анализа рыночной структуры и изучение конкуренции на рынке шинной промышленности РФ в течение 1995-2006 гг. как одного из значительных отраслевых рынков отечественной экономики для выявления возможных путей повышения результативности его функционирования. Для этого рассмотрим основные показатели, характеризующие рыночную структуру.

Под рыночной структурой понимаются те элементы рынка, над которыми у предприятия-фирмы нет контроля или контроль незначителен [1]. Таким образом, именно структура рынка выступает в качестве независимого фактора, детерминирующего экономический облик отрасли. Следовательно, зная структуру рынка РФ, государство может оказывать воздействие на поведение предприятий и, следовательно, регулировать экономическую ситуацию в этой отрасли.

При анализе отраслевой структуры рынка особое значение имеет степень концентрации на нем продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Рыночная концентрация первых характеризуется их числом и долей в отраслевой продаже готовой продукции. Эмпирически ясно, что уровень концентрации продавцов выше в тех отраслях, где количество фирм меньше. Если же число фирм в отраслях одинаковое, этот уро-

вень выше там, где сильнее неравномерность в распределении рыночных долей продаж (или долей производства). Аналогичным образом обстоит дело с концентрацией покупателей. Если их число в отраслях равное, то ее уровень выше там, где значительнее неравномерность в распределении долей покупок отдельных покупателей.

Уровень концентрации агентов на рынке оказывает существенное влияние на их поведение. Чем меньше на рынке продавцов, тем выше их взаимозависимость. Это означает: вероятность их согласованных действий велика, а уровень конкурентоспособности рынка ниже [2, 3].

В теории и на практике используются различные показатели, позволяющие измерять степень концентрации производителей и покупателей на отраслевом рынке. К ним относятся индекс концентрации, индекс Херфиндаля - Хиршмана, индекс Ханна и Кея, показатель дисперсии рыночных долей, индекс Джини и т. д. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры.

Изучим первоначально положение дел на российском рынке шин.

Рынок шин оказывает значительное влияние на транспортную систему, и его состояние является одним из факторов, определяющих динамику ВВП. Шинная промышленность приобретает значение стратегически важной отрасли, обеспечивающей экономическую и оборонную безопасность страны.

Выпуск шин всех групп в России в период с 1998 по 2006 гг. показан в табл. 1. С 1998 по 2006 гг. общий объем выпуска увеличился в РФ на 13,8 млн штук, хотя по сравнению с 2005 г. меньше на 3,6 млн штук шин.

Доля импортируемых шин всех типов в 2005 г. составила 25,3 % от общего объема российского рынка, или 10,8 млн штук, при этом официально зарегистрированный импорт составил 8,5 млн штук (19,8 % от объема рынка), в качестве «серого» импорта в Россию было ввезено 2,3 млн штук шин (4,8 % от общего объема рынка) (рис. 2). Доля импорта шинной продукции в общем объеме рынка изменилась с 21,8 (в 1998 г.) до 25,3 % (в 2005 г.) (табл. 2).

Таблица 1

Объем и структура производства шин в России, млн штук*

Годы

1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего шин 23,5 29,9 33,8 35,8 38,6 39,0 40,9 37,3

в т. ч.:

для грузовых автомобилей 7,4 10,2 11,6 11,1 12,0 11,9 12,4 11,6

для легковых автомобилей 14,6 17,6 19,6 21,9 23,8 24,5 25,4 23,7

для сельскохоз. машин 0,8 1,1 1,6 1,6 1,7 1,7 1,7 1,8

мотошины 0,7 1,0 1,0 1,2 1,1 0,8 0,8 0,7

*по данным компании «Инвесториум»

Таблица 2

Характеристика российского рынка шин за 2000-2005 гг. и прогноз на 2010 г., млн штук [4]

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2010

Всего по шинной промышленности России 28,93 32,76 34,63 37,5 38,21 40,93 59,0

Импорт шин Россией, всего 6,2 6,2 5,6 6,62 8,18 10,84 10,9

Экспорт шин из России, всего 4,67 4,99 5,88 6,65 7,37 9,04 15,2

Емкость рынка шин в России 30,46 33,97 34,35 37,47 39,02 42,73 54,70

СИБУР

прочие

Рис. 1. Структура российского рынка шин в 2006 г. [5]

Характерная для российского рынка шин тенденция увеличения внутреннего производства и снижения объемов импорта в значительной мере связана со стремлением западных производителей к расширению своего присутствия в России посредством открытия на территории нашей страны собственных производств или кооперации с отечественными производителями. По прогнозам, общий объем производственных мощностей

западных производителей в России к 2008 г. составит 17 млн штук.

Преобладающей тенденцией развития шинной отрасли как во всем мире, так и в России является создание многопрофильных интегрированных комплексов, состоящих как из предприятий, так и из соответствующих структур в сфере обращения, маркетинга и сбыта товаров, финансов и НИОКР.

Российский рынок шинной продукции характеризуется высокой степенью монополизации, где на долю трех основных участников (ОАО «Татнефть», СИБУР и АМТЕЛ) приходится 91 % от общего объема произведенных в РФ шин.

Сейчас российские производители шинной продукции ориентируются на рыночный спрос, и в связи с этим структура производства шин в стране постепенно меняется.

Наиболее острая конкурентная борьба на отечественном рынке отмечается в сегменте легковых шин. Российские производители вынуждены конкурировать как между собой, так и с иностранными компаниями, на долю которых приходится около 20 % рынка, поэтому особенно важно исследовать ситуацию на данном рынке и выявить перспективы развития для российских производителей в этой группе.

Для характеристики рынка легковых шин необходимо определить показатели концентрации, которые основаны на сопоставлении размеров фирмы с размером рынка, на котором она действует. Именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации. Индекс концентрации из-

меряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.

Из табл. 4 видно, что в 2006 г. доля крупнейших производителей составляла 78,1 %, из них доля ОАО «Нижнекамскшина» - 30,9 %, доля ОАО ШК «Амтел-Поволжье» - 21,8 %, ОАО «Ярославский ШЗ» - 14,9 % и доля ОАО «Омскшина» - 10,5 %. Индекс концентрации составил: СЯ4 = 0,781.

Если сравнивать индексы концентрации четырех производителей за шесть лет с 1999 по 2006 гг., то мы получим показатели, представленные в табл. 6.

Однако информация, которую дает нам индекс концентрации, далеко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку к, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Для расчета индекса Херфиндаля -Хиршмана сложим квадраты долей фирм, расположенных в порядке убывания.

Таблица 4

Динамика структуры рынка легковых шин РФ по годам

Заводы Доли предприятий по годам (%)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

ОАО «Нижнекамскшина» 32,6 32 29,9 28,16 28,5 27,8 30,9

ОАО «Ярославский шинный завод» 18 15,3 15,8 16,6 15,5 14,9 14,9

ОАО ШК «Амтел-Поволжье» (Киров) 3,3 4,6 6,8 9,6 13,2 18,1 21,8

ОАО «Омскшина» (включая СП) 13,4 16,4 16,5 16 12,1 9,6 9,3

ООО «Амтел-Черноземье» (г. Воронеж) 5,8 6,7 6,7 6 6,9 8,5 10,5

ОАО «Московский шинный завод» 9,6 8,4 7,8 7,4 8,4 8,9 3,9

ОАО «Волтайр» 7,6 8 7,5 5,8 5,3 4,35 3,2

АО «Уралшина» 2,9 2,8 4,5 5,04 3,9 4,2 4,2

ОАО «Алтайская ШК» (Барнаул) 4,9 3,7 1,8 1,2 1,7 1,35 1,3

ОАО ШК «Амтел-Сибирь» (Красноярск) 1,3 1,7 2,5 3,9 4,4 2,3 0

ОЗ ГУП «НИИШП» 0,5 0,4 0,19 0,1 0 0 0

ЗАО «Петрошина» 0,01 0,01 0,01 0 0 0 0

ИТОГО: 100 100 100 100 100 100 100

Таблица 6

Индексы концентрации четырех производителей с 1999 по 2006 гг.

Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Индекс концентрации 0,653 0,673 0,683 0,69 0,70 0,693 0,704 0,781

Таблица 7

Динамика индекса Херфиндаля - Хиршмана, характеризующего структуру рынка легковых шин РФ по годам

Годы 2QQQ 2QQ1 2QQ2 2QQ3 2QQ4 2QQ5 2QQ6

Индекс Херфиндаля - Хиршмана 1568 1752 1599 1583 1557 161Q 1894

В 2006 г. индекс Херфиндаля- Хиршма-на был равен:

12

НН1 = ^ 72 = 0,3092 + 0,1492 + 0,2182 +

1

+ 0,0932 + 0,1052 + 0,0392 + 0,0322 +

+ 0,0422 + 0,0132 = 0,1894.

Индекс Херфиндаля - Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50 % рынка, действительно сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70 % рынка [2].

В нашем случае индекс Херфиндаля -Хиршмана равен 0,1894 или 1894. Если бы рынок легковых шин был поровну поделен всеми участниками рынка, то НН1 имел бы следующее значение:

НН1 = 0,0832 -12 = 0,006889.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что российский рынок легковых шин характеризуется средней степенью концентрации.

Таким образом, анализ структуры рынка легковых шин РФ позволил нам определить следующие условия функционирования отечественных производителей на рынке, которые препятствуют формированию их конкурентоспособности.

1. Увеличение доли шин иностранного производства на российском рынке шин говорит о низком качестве товара отечественных производителей и неконкурентоспособ-

ности российской продукции на данном отраслевом рынке.

2. Назрела необходимость пересмотра формирования конкурентных преимуществ отечественной продукции и стратегии развития с учетом тенденций развития мирового рынка шин.

3. Наличие серьезных проблем с конкурентоспособностью продукции российских производителей шин, а также отсутствие четкой политики государства в области регулирования рынка шин в условиях функционирования определяют необходимость выработки мер экономической политики в отношении отраслевого рынка, нацеленных на создание условий для повышения конкурентоспособности отечественных производителей.

Российским предприятиям необходимо разрабатывать стратегию для удержания конкурентного преимущества, и основными моментами при ее выборе являются структура рынка, на котором действует предприятие, и позиция, которую оно занимает в пределах отраслевого и регионального рынка. При выборе конкурентной стратегии нельзя учитывать только одни из этих факторов. Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии.

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. М., 1998. С. 9.

2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М., 2QQ6.

3. Третьяк В.П. Введение в анализ отраслевой организации рынков // РЭЖ. 2QQ1. № 5-6.

4. РосБизнесКонсалтинг. Режим доступа: http:// www.quote.ru. Загл. с экрана.

5. Российская газета. Режим доступа: http:// www.rg.ru/bussines/econom. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 3.09.2008 г.

Larionova G.N. Analysis of the market structure of tyre production of the Russian Federation. This article considers the current state of the tyre production market of the Russian Federation and analyses the structure of the given

industry. On the basis of the analysis opportunities of expansion of domestic manufacturers’ market share in the tyre market are revealed.

Key words: market, market structure, market share.

ИННОВАЦИИ И ИХ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ Ю.В. Беляева

Результатом настоящей статьи явилось обоснование возможности структуризации инноваций, а также разработка подходов к определению жизненных циклов по видам инноваций в контексте концепции инновационно-конкурентных экономических отношений.

Ключевые слова: инновации, жизненный цикл, инновационно-конкурентные экономические отношения.

Целью настоящей статьи является обоснование возможности структуризации инноваций и разработка подходов к определению жизненных циклов по видам инноваций в контексте концепции инновационно-конкурентных экономических отношений.

Понятие цикличности явлений и процессов является структурообразующим понятием для большинства экономических явлений и процессов. Рассмотрение инноваций как экономической категории делает возможным отнесение инноваций либо к явлениям, либо к процессам в зависимости от их видов.

Определение жизненного цикла тех или иных инноваций является значимым для осуществления прогнозирования экономических реалий. Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

- концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития;

- концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;

- концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации

можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», т. е. базовую, основу жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Рассмотрим вначале жизненный цикл продуктовых инноваций.

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т. е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.