Научная статья на тему 'Отношения "ученик - учитель"'

Отношения "ученик - учитель" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2022
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМПАТИЯ УЧИТЕЛЯ / АНТИПАТИЯ УЧИТЕЛЯ / ШКОЛЬНИКИ / ВЗРОСЛЫЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Татьяна Семёновна

Результаты опроса школьников и взрослых о симпатии и/или антипатии к ним учителей. Связь между симпатией и антипатией учителей по отношению к учащимся и их школьной успеваемостью. Формы проявления симпатии и антипатии учителей по отношению к учащимся, степень их выраженности. Влияние на респондентов учительских симпатий и антипатий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relashions "student - teacher"

Survey results of schoolchildren and adults about the teachers'' sympathy and\or antipathy to them. The connection of the teachers'' sympathy and anti-sympathy towards the students, and of the school progress. The forms of sympathy and antipathy of teachers to students, level of their expression. Influence on teaching sympathy and antipathy to respondents.

Текст научной работы на тему «Отношения "ученик - учитель"»

ЭКСПЕРИМЕНТ

И ИССЛЕДОВАНИЕ

Отношения ««ученик — учитель» широко исследуются в отечественной социальной и педагогической психологии. Учёные утверждают, что без знания закономерностей, определяющих становление и изменение взаимоотношений ««учитель — ученик» успешное управление учебным процессом становится невозможным, а учительский труд во многом теряет свою эффективность.

Отношения «ученик — учитель»

Татьяна Семёновна Семёнова,

доцент Пензенского государственного университета, кандидат психологических наук

• симпатия учителя • антипатия учителя

• школьники • взрослые • успеваемость

Исследователи отмечают, что в педагогической психологии сохраняется разрыв между психологией учителя и психологией ученика, что изучается сам учитель, а ученик присутствует как бы «за кадром», без рассмотрения того, как изменяются его психические состояния под влиянием конкретных воздействий учителя. Замечено, что построение межличностных отношений с учащимися во многом зависит от эмпатичес-кой способности учителя к сочувствию и сопереживанию. Предпочитаемые учителем механизмы установления межличностных отношений вызывают разное ответное эмоциональное отношение у групп учащихся, отличающихся индивидуально-типологическими характеристиками, а повышение самоуважения и симпатии к себе у учителей способствует снижению авторитарности и манипулятивности в отношениях с учениками и увеличению диалогической направленности в общении с ними. Учёные обратили внимание на то, что направленность личности учителя и особенности его саморегуляции определяют установки учителя по отношению к ученикам и степень принятия им учеников разных групп, а также на то, что отношения учителя с учащимися формируются по механизмам перехода психических состояний.

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

«Отношения между учителем и учеником можно представить как ось, где на верхнем полюсе " + ", любовь и забота, на нижнем " — ", злоба и неприятие, а посередине — 0, безразличие, пресловутое нейтральное отношение, которое при детальном рассмотрении всё равно оказывается либо симпатией, либо антипатией ... И если первое может стать гарантией гармоничного развития, то второе часто оказывается причиной педагогической трагедии»1.

Целью нашего исследования было изучение отношений «учитель — ученик» у школьников и тех, кто окончил школу. У школьников отношения с учителями представляли собой актуальные переживания, и это могло сказаться на субъективности оценок, у взрослых же эти переживания остались в прошлом, и можно рассчитывать на более объективные оценки. Для исследования была составлена анкета, где содержались вопросы о том, испытывали ли опрашиваемые во время обучения в школе симпатию или антипатию учителей по отношению к себе, в каких формах эти чувства выражались и какое влияние на них оказывали. Анкета содержала набор готовых ответов, из которых можно было сделать несколько выборов, а также предусматривала предложение своего ответа. Анкетирование проводилось анонимно.

В опросе участвовали 199 человек: 83 школьника — учащиеся 8-10-х классов общеобразовательной школы и 116 взрослых, окончивших школу в разное время. Из 116 взрослых: 16 чел. — преподаватели пединститута, 41 чел. — студенты дневного отделения факультета начальных классов, 20 чел. — студенты заочного отделения факультета начальных классов, 39 чел. — студенты дневного отделения гуманитарного и технологического колледжей.

Результаты опроса свидетельствуют, что у всех респондентов — у школьников и окончивших школу, большинство оценок относятся к средней и старшей школе, на начальную школу приходится минимальное количество оценок. Мы связываем это с возрастом детей — подростковым и ранним юношеским, которые рассматриваются в возрастной психологии как критические и отличаются появлением самосознания и остротой переживаний отношений со сверстниками и взрослыми.

Итак, результаты опроса школьников (табл. 1).

В таблице мы соотнесли оценки школьников с отметками их школьной успеваемости, сделанными ими самостоятельно в той же анкете, в таблице они выделены курсивом. Все отметки попали в интервал от 3 до 5. Троечниками себя назвали очень немногие дети.

Как видно из данных таблицы, большинство детей (41%) пережили и симпатии, и антипатии учителей, они же отличаются разнообразием оценок во всём интервале. Только симпатию со стороны учи-

телеи отмечают школьники преимущественно с высо- i Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социаль-кими отметками (22%), только антипатию — преиму- ная педагогическая психология. — СПб.: щественно снизкими (21%). 16% детеИ не испытали ни Изд-ш «Штер», ЖЮ. — С 7-8.

Т.С. Семёнова. Отношения «ученик-учитель»

Таблица 1

Симпатии и антипатии учителей по отношению к школьникам по оценкам школьников (в %)

Наличие симпатии и/или Среднее 8 А 8 Б 9 Б 10 Б

антипатии учителя (83 чел.) (22 чел.) (20 чел.) (23 чел.) (18 чел.)

Ни симпатии, ни 16 18 10 30 6

антипатии 3-(3-4) 3-(3-4) 3-(3-4)-4-(4-5) 3-4

27 15 13 33

Только симпатия 22

4-5 (4-5)-5 4-5 (3-4)-4-(4-5)-5

9 15 27 33

Только антипатия 21

3-(3-4) 3-(3-4) 3-(3-4) (3-4)-4-(4-5)

И симпатия, и 41 46 60 30 28

антипатия 3-4-5 3-4-5 3-4-5 3-4-5

того, ни другого, оставшись незамеченными, большинство из них также имеют невысокую успеваемость.

Результаты опроса взрослых представлены в табл. 2.

Таблица 2

Симпатии и антипатии учителей во время обучения в школе по оценкам взрослых (в %)

Наличие симпатии и/или Среднее значение антипатии учителя

Ни симпатии, ни антипатии 14

Только симпатия 37

Только антипатия 9

И симпатия, и антипатия 40

Распределение результатов внутри выборки взрослых и соотнесённость с успеваемостью в собственной оценке респондентов представлены в табл. 3.

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

Таблица 3

Симпатии и антипатии учителей во время обучения в школе внутри выборки взрослых (в %)

Наличие симпатии и/или антипатии учителя Преподаватели вуза (16 чел.) (4—5)—5 Студенты дневного отд. (41 чел.) (3-4)-4-(4-5) Студенты заочного отд. (20 чел.) (4-5) Студенты колледжей (39 чел.) 3-(3-4)-(4-5)

Ни симпатии, ни антипатии — 5 10 40

Только симпатия 58 27 50 13

Только антипатия 8 7 5 15

И симпатия, и антипатия 34 61 35 32

Как видно из таблицы, никто из преподавателей вуза не остался незамеченным учителями. 60% опрошенных преподавателей окончили школу с золотыми медалями, поэтому неудивительно большое число симпатий ^ (58%). Один респондент так и сказал: «Я был круглый отличник, меня все ^

любили». Студенты продемонстрировали иное распределение отношения учителей и, соответственно, иной интервал отметок успеваемости. Студенты заочного отделения, многие из которых работают в школе учителями, оценили свою успеваемость в школе выше, чем студенты дневного отделения, и число симпатий у них оказалось выше. У всех названных групп число симпатий значительно превосходит число антипатий. Возможно, это стало одной из причин, почему они решили вернуться в школу, а лучшие из них были приглашены преподавать в вуз.

Студенты колледжей при примерно равных количествах симпатий и антипатий обнаружили самый большой в выборке процент (40%) равнодушия учителей, разброс отметок успеваемости у них заполняет весь возможный интервал. Представляем результаты опроса студентов колледжей отдельно в табл. 4.

При примерном равенстве школьных отметок в технологическом колледже большее число обделённых учительским отношением бывших школьников, отметки их школьной успеваемости покрывают весь возможный интервал, все они юноши. Небольшой размер выборки не позволил нам в этом исследовании сделать вывод о разнице в отношении учителей к мальчикам и девочкам и их школьной успеваемости, но этот результат заслуживает внимания. Во всяком случае, большой процент «незамеченных» детей в обоих колледжах в сумме с количеством детей, ощущавших только антипатии учителей, возможно, способствовал их раннему расставанию со школой.

Т.С. Семёнова. Отношения «ученик-учитель»

Таблица 4

Симпатии и антипатии учителей во время обучения в школе по оценкам студентов колледжей (в %)

Наличие симпатии и/или антипатии учителя Гуманитарный (12 дев., 12 юн.) (3-4)-4-(4-5) Технологический или антипатии учителя (15 юношей) 3-(3-4)-(4-5)

Ни симпатии, ни антипатии 33 47

Только симпатия 13 13

Только антипатия 16 13

И симпатия, и антипатия 38 27

Ответы на следующие вопросы анкеты целесообразно производить в сравнении школьников и взрослых. В чём выражалась симпатия? Ответы школьников и взрослых представлены в табл. 5. В процессе обработки ответы были нами проранжированы. Большему количеству ответов присвоен первый ранг, далее — по убыванию, равным количествам ответов присвоены одинаковые ранги. Ранги здесь и дальше обозначены римскими цифрами. Рядом с рангом в скобках приводится процент полученных ответов.

Таблица 5

Формы выражения симпатии учителей по ответам школьников и взрослых

№ В чём выражалась симпатия учителя ? Школьники (ранг) Взрослые (ранг)

1 В похвале I (39%) II (36%)

2 В улыбке, ласковом взгляде IV (23%) III (29%)

3 В помощи, поддержке советах II (36%) I (40%)

4 В хороших отметках II I (27% ) IV (22%)

5 В снисходительномотношении V (7%) V (5%)

6 Ни в чём особенном, просто так казалось VI (5%) VI (3%)

Как видно из табл. 5, первые места у школьников занимают похвала, помощь, поддержка, советы и хорошая отметка, затем улыбка, ласковый взгляд. На последних местах с большим отрывом — снисхождение учителя и собственная мнительность («так казалось»). У взрослых первые мес-

Э К С П Е Р И М Е Н Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

та занимают помощь, поддержка, советы, похвала, улыбка, ласковый взгляд; затем — хорошая отметка. Завершают ряд с большим отрывом снисходительность учителя и собственная мнительность. Как видно из сопоставления, похвала нужна всем: и детям, и взрослым, но детям она важнее. Конструктивную поддержку в форме помощи и совета высоко ценят и дети, и взрослые, но для взрослых это самая большая ценность. Эмоциональное одобрение (улыбку, ласковый взгляд) взрослые оценивают выше, чем дети. Дети больше взрослых ориентированы на высокую отметку, и это не удивительно, так как отметку школьникам ещё предстоит заработать, а взрослые все свои школьные отметки уже получили. Снисходительное отношение как выражение симпатии отметили и дети, и взрослые, но для всех респондентов оно наименее предпочтительно.

Ответы респондентов на вопрос, как влияла симпатия учителя на школьников и взрослых, представлены в табл. 6.

Таблица 6

0

№ Как влияла на вас симпатия учителя ? Школьники (ранг) Взрослые (ранг)

1 Радовала поднимала настроение I (35%) I (31%)

2 Вызывала ответную симпатию III (23%) II (30%)

3 Вызывала любовь к его предмету IV (17%) III (26%)

4 Вызывала желание лучше учиться по всем предметам VI (12%) V (11%)

5 Вызывала желание стать лучше, чтобы он мог мной гордиться II (24%) IV (12%)

6 Никак не влияла V (16% ) VI (7%)

0

Как видно из табл. 6, симпатия учителя радовала, поднимала настроение и у школьников, и у взрослых. Далее у взрослых она вызывала ответную симпатию и любовь к его предмету. Желания лучше учиться по всем предметам и стать лучше, чтобы учитель мог ими гордиться, занимают последние места у взрослых. У детей сразу после радости идёт желание стать лучше, чтобы учитель мог ими гордиться, и ответная симпатия. Последние места занимают любовь к предмету и желание лучше учиться по всем предметам. Равнодушных к учительской симпатии (ответ «никак не влияла») больше среди школьников.

Формы выражения антипатии учителей по отношению к себе глазами школьников и взрослых представлены в табл. 7.

В проявлениях антипатии и дети, и взрослые проявили единодушие, последовательность рангов совпала. Антипатия проявлялась в том, что учитель снижал отметки, ругал, не замечал, никогда не хвалил.

Как влияла антипатия учителей на школьников и взрослых, представлено в табл. 8.

Т.С. Семёнова. Отношения «ученик-учитель»

Таблица 7

№ В чём выражалась антипатия учителя ? Школьники (ранг) Взрослые (ранг)

1 Снижал отметки I (41%) I (33%)

2 Ругал II (27%) II (16%)

3 Он меня не замечал III (17%) III (11%)

4 Никогда не хвалил IV (15%) IV (9%)

5 Ни в чём особенном! просто так казалось V (7%) V (7%)

Таблица 8

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Как влияла на вас антипатия учителя ? Школьники (ранг) Взрослые (ранг)

1 Вызывала ответную антипатию I (29%) I-II (21%)

2 Возникала неприязньк его предмету II (28%) III (20%)

3 Приводила в недоумение что я ему плохого сделал? V (19%) I-II (21%)

4 Обижала, снижала настроение III—IV (23%) IV (13%)

5 Вызывала неприязньк учёбе в целом VII (6%) VII (4%)

6 Сильно ранила VI (11% ) VI (6%)

7 Никак не влияла III —IV (23%) V (11%)

0

Как видим, у взрослых антипатия учителя вызывает почти в равных соотношениях ответную антипатию, неприязнь к его предмету и недоумение, чем это вызвано. Затем следуют обида, снижение настроения и на последнем месте — неприязнь к учёбе в целом. У детей на первом месте ответная антипатия, на втором неприязнь к его предмету, на третьем — обида и только на пятом — недоумение, чем это вызвано. На последнем месте неприязнь к учёбе в целом. Равнодушных к учительской антипатии (ответ «никак не влияла») среди школьников больше.

Большую чувствительность к учительскому отношению, как симпатии, так и антипатии, у взрослых по сравнению со школьниками мы склонны объяснять принадлежностью большей части опрошенных к педагогической профессии, для которой эмпатия, то есть умение почувствовать состояние другого человека, — профессионально важное качество.

Итак, выводы.

Большая часть учащихся, примерно 40% опрошенных всей выборки, во время обучения в школе испытывали со стороны учителей и симпатию,

Э К С П Е Р И М Е Н Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

и антипатию. Примерно такое же количество учащихся испытали только симпатию или только антипатию в общей сумме ответов. Оставшиеся 14—16% учеников не испытали ни симпатии, ни антипатии учителей, то есть прошли для них незамеченными.

Симпатии и антипатии учителей связаны с отметкой успеваемости учащихся: хорошо и отлично успевающие дети вызывают, как правило, симпатию учителей, учащиеся с недостаточно высокой успеваемостью вызывают антипатию учителей либо оставляют их равнодушными к себе.

Школьники проявили большую эмоциональность в оценке отношения учителей, взрослые более рациональны. Так, в выражении симпатии учителей для школьников более важны похвала и оценка, для взрослых — поддержка, помощь, советы. При ощущении антипатии учителя взрослые в большей мере по сравнению со школьниками пытаются выяснить причину негативного отношения учителя.

Если дети и взрослые по-разному оценили формы выражения симпатии учителей, что отразилось в несоответствии рангов предпочтительности, то оценки форм выражения антипатии учителей у всех опрошенных чётко совпали.

Наводят на размышления впечатления студентов педвуза, имевших опыт негативных переживаний от общения с учителями и выбравших, тем не менее, профессию учителя. Хорошо, если негативный образец поведения заставит будущую учительницу сделать всё возможное, чтобы избежать его в своей профессиональной деятельности. А если наоборот, прошлые обиды и унижения сделают из неё «мстительницу» и приведут к вымещению прежних обид на зависимых от неё детях? Вряд ли это будет сделано преднамеренно, но негативные образцы, запечатлённые в памяти, могут активизироваться в стрессовых ситуациях, например, в условиях дефицита времени или информации, при столкновении интересов учителя и ученика, при наличии нерешённых личных проблем учителя.

Анкетирование позволило нам лишь констатировать полученные результаты, но не проанализировать стоящие за ними причины. Мы оценили учительское отношение только с одной стороны — со стороны детей. Становление положительных отношений между учителем и учеником — процесс двусторонний, и его успешность зависит от активности обеих сторон. Что в диаде «учитель — ученик» зависит от ученика (обучаемость, индивидуальные особенности и т.д.), а что от учителя (профессионализм, человеческие качества и др.) и в какой степени — открытая проблема психологии и педагогики, которая актуальна всегда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.