ЭКСПЕРИМЕНТ
И ИССЛЕДОВАНИЕ
Отношения ««ученик — учитель» широко исследуются в отечественной социальной и педагогической психологии. Учёные утверждают, что без знания закономерностей, определяющих становление и изменение взаимоотношений ««учитель — ученик» успешное управление учебным процессом становится невозможным, а учительский труд во многом теряет свою эффективность.
Отношения «ученик — учитель»
Татьяна Семёновна Семёнова,
доцент Пензенского государственного университета, кандидат психологических наук
• симпатия учителя • антипатия учителя
• школьники • взрослые • успеваемость
Исследователи отмечают, что в педагогической психологии сохраняется разрыв между психологией учителя и психологией ученика, что изучается сам учитель, а ученик присутствует как бы «за кадром», без рассмотрения того, как изменяются его психические состояния под влиянием конкретных воздействий учителя. Замечено, что построение межличностных отношений с учащимися во многом зависит от эмпатичес-кой способности учителя к сочувствию и сопереживанию. Предпочитаемые учителем механизмы установления межличностных отношений вызывают разное ответное эмоциональное отношение у групп учащихся, отличающихся индивидуально-типологическими характеристиками, а повышение самоуважения и симпатии к себе у учителей способствует снижению авторитарности и манипулятивности в отношениях с учениками и увеличению диалогической направленности в общении с ними. Учёные обратили внимание на то, что направленность личности учителя и особенности его саморегуляции определяют установки учителя по отношению к ученикам и степень принятия им учеников разных групп, а также на то, что отношения учителя с учащимися формируются по механизмам перехода психических состояний.
ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ
«Отношения между учителем и учеником можно представить как ось, где на верхнем полюсе " + ", любовь и забота, на нижнем " — ", злоба и неприятие, а посередине — 0, безразличие, пресловутое нейтральное отношение, которое при детальном рассмотрении всё равно оказывается либо симпатией, либо антипатией ... И если первое может стать гарантией гармоничного развития, то второе часто оказывается причиной педагогической трагедии»1.
Целью нашего исследования было изучение отношений «учитель — ученик» у школьников и тех, кто окончил школу. У школьников отношения с учителями представляли собой актуальные переживания, и это могло сказаться на субъективности оценок, у взрослых же эти переживания остались в прошлом, и можно рассчитывать на более объективные оценки. Для исследования была составлена анкета, где содержались вопросы о том, испытывали ли опрашиваемые во время обучения в школе симпатию или антипатию учителей по отношению к себе, в каких формах эти чувства выражались и какое влияние на них оказывали. Анкета содержала набор готовых ответов, из которых можно было сделать несколько выборов, а также предусматривала предложение своего ответа. Анкетирование проводилось анонимно.
В опросе участвовали 199 человек: 83 школьника — учащиеся 8-10-х классов общеобразовательной школы и 116 взрослых, окончивших школу в разное время. Из 116 взрослых: 16 чел. — преподаватели пединститута, 41 чел. — студенты дневного отделения факультета начальных классов, 20 чел. — студенты заочного отделения факультета начальных классов, 39 чел. — студенты дневного отделения гуманитарного и технологического колледжей.
Результаты опроса свидетельствуют, что у всех респондентов — у школьников и окончивших школу, большинство оценок относятся к средней и старшей школе, на начальную школу приходится минимальное количество оценок. Мы связываем это с возрастом детей — подростковым и ранним юношеским, которые рассматриваются в возрастной психологии как критические и отличаются появлением самосознания и остротой переживаний отношений со сверстниками и взрослыми.
Итак, результаты опроса школьников (табл. 1).
В таблице мы соотнесли оценки школьников с отметками их школьной успеваемости, сделанными ими самостоятельно в той же анкете, в таблице они выделены курсивом. Все отметки попали в интервал от 3 до 5. Троечниками себя назвали очень немногие дети.
Как видно из данных таблицы, большинство детей (41%) пережили и симпатии, и антипатии учителей, они же отличаются разнообразием оценок во всём интервале. Только симпатию со стороны учи-
телеи отмечают школьники преимущественно с высо- i Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социаль-кими отметками (22%), только антипатию — преиму- ная педагогическая психология. — СПб.: щественно снизкими (21%). 16% детеИ не испытали ни Изд-ш «Штер», ЖЮ. — С 7-8.
Т.С. Семёнова. Отношения «ученик-учитель»
Таблица 1
Симпатии и антипатии учителей по отношению к школьникам по оценкам школьников (в %)
Наличие симпатии и/или Среднее 8 А 8 Б 9 Б 10 Б
антипатии учителя (83 чел.) (22 чел.) (20 чел.) (23 чел.) (18 чел.)
Ни симпатии, ни 16 18 10 30 6
антипатии 3-(3-4) 3-(3-4) 3-(3-4)-4-(4-5) 3-4
27 15 13 33
Только симпатия 22
4-5 (4-5)-5 4-5 (3-4)-4-(4-5)-5
9 15 27 33
Только антипатия 21
3-(3-4) 3-(3-4) 3-(3-4) (3-4)-4-(4-5)
И симпатия, и 41 46 60 30 28
антипатия 3-4-5 3-4-5 3-4-5 3-4-5
того, ни другого, оставшись незамеченными, большинство из них также имеют невысокую успеваемость.
Результаты опроса взрослых представлены в табл. 2.
Таблица 2
Симпатии и антипатии учителей во время обучения в школе по оценкам взрослых (в %)
Наличие симпатии и/или Среднее значение антипатии учителя
Ни симпатии, ни антипатии 14
Только симпатия 37
Только антипатия 9
И симпатия, и антипатия 40
Распределение результатов внутри выборки взрослых и соотнесённость с успеваемостью в собственной оценке респондентов представлены в табл. 3.
ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ
Таблица 3
Симпатии и антипатии учителей во время обучения в школе внутри выборки взрослых (в %)
Наличие симпатии и/или антипатии учителя Преподаватели вуза (16 чел.) (4—5)—5 Студенты дневного отд. (41 чел.) (3-4)-4-(4-5) Студенты заочного отд. (20 чел.) (4-5) Студенты колледжей (39 чел.) 3-(3-4)-(4-5)
Ни симпатии, ни антипатии — 5 10 40
Только симпатия 58 27 50 13
Только антипатия 8 7 5 15
И симпатия, и антипатия 34 61 35 32
Как видно из таблицы, никто из преподавателей вуза не остался незамеченным учителями. 60% опрошенных преподавателей окончили школу с золотыми медалями, поэтому неудивительно большое число симпатий ^ (58%). Один респондент так и сказал: «Я был круглый отличник, меня все ^
любили». Студенты продемонстрировали иное распределение отношения учителей и, соответственно, иной интервал отметок успеваемости. Студенты заочного отделения, многие из которых работают в школе учителями, оценили свою успеваемость в школе выше, чем студенты дневного отделения, и число симпатий у них оказалось выше. У всех названных групп число симпатий значительно превосходит число антипатий. Возможно, это стало одной из причин, почему они решили вернуться в школу, а лучшие из них были приглашены преподавать в вуз.
Студенты колледжей при примерно равных количествах симпатий и антипатий обнаружили самый большой в выборке процент (40%) равнодушия учителей, разброс отметок успеваемости у них заполняет весь возможный интервал. Представляем результаты опроса студентов колледжей отдельно в табл. 4.
При примерном равенстве школьных отметок в технологическом колледже большее число обделённых учительским отношением бывших школьников, отметки их школьной успеваемости покрывают весь возможный интервал, все они юноши. Небольшой размер выборки не позволил нам в этом исследовании сделать вывод о разнице в отношении учителей к мальчикам и девочкам и их школьной успеваемости, но этот результат заслуживает внимания. Во всяком случае, большой процент «незамеченных» детей в обоих колледжах в сумме с количеством детей, ощущавших только антипатии учителей, возможно, способствовал их раннему расставанию со школой.
Т.С. Семёнова. Отношения «ученик-учитель»
Таблица 4
Симпатии и антипатии учителей во время обучения в школе по оценкам студентов колледжей (в %)
Наличие симпатии и/или антипатии учителя Гуманитарный (12 дев., 12 юн.) (3-4)-4-(4-5) Технологический или антипатии учителя (15 юношей) 3-(3-4)-(4-5)
Ни симпатии, ни антипатии 33 47
Только симпатия 13 13
Только антипатия 16 13
И симпатия, и антипатия 38 27
Ответы на следующие вопросы анкеты целесообразно производить в сравнении школьников и взрослых. В чём выражалась симпатия? Ответы школьников и взрослых представлены в табл. 5. В процессе обработки ответы были нами проранжированы. Большему количеству ответов присвоен первый ранг, далее — по убыванию, равным количествам ответов присвоены одинаковые ранги. Ранги здесь и дальше обозначены римскими цифрами. Рядом с рангом в скобках приводится процент полученных ответов.
Таблица 5
Формы выражения симпатии учителей по ответам школьников и взрослых
№ В чём выражалась симпатия учителя ? Школьники (ранг) Взрослые (ранг)
1 В похвале I (39%) II (36%)
2 В улыбке, ласковом взгляде IV (23%) III (29%)
3 В помощи, поддержке советах II (36%) I (40%)
4 В хороших отметках II I (27% ) IV (22%)
5 В снисходительномотношении V (7%) V (5%)
6 Ни в чём особенном, просто так казалось VI (5%) VI (3%)
Как видно из табл. 5, первые места у школьников занимают похвала, помощь, поддержка, советы и хорошая отметка, затем улыбка, ласковый взгляд. На последних местах с большим отрывом — снисхождение учителя и собственная мнительность («так казалось»). У взрослых первые мес-
Э К С П Е Р И М Е Н Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е
та занимают помощь, поддержка, советы, похвала, улыбка, ласковый взгляд; затем — хорошая отметка. Завершают ряд с большим отрывом снисходительность учителя и собственная мнительность. Как видно из сопоставления, похвала нужна всем: и детям, и взрослым, но детям она важнее. Конструктивную поддержку в форме помощи и совета высоко ценят и дети, и взрослые, но для взрослых это самая большая ценность. Эмоциональное одобрение (улыбку, ласковый взгляд) взрослые оценивают выше, чем дети. Дети больше взрослых ориентированы на высокую отметку, и это не удивительно, так как отметку школьникам ещё предстоит заработать, а взрослые все свои школьные отметки уже получили. Снисходительное отношение как выражение симпатии отметили и дети, и взрослые, но для всех респондентов оно наименее предпочтительно.
Ответы респондентов на вопрос, как влияла симпатия учителя на школьников и взрослых, представлены в табл. 6.
Таблица 6
0
№ Как влияла на вас симпатия учителя ? Школьники (ранг) Взрослые (ранг)
1 Радовала поднимала настроение I (35%) I (31%)
2 Вызывала ответную симпатию III (23%) II (30%)
3 Вызывала любовь к его предмету IV (17%) III (26%)
4 Вызывала желание лучше учиться по всем предметам VI (12%) V (11%)
5 Вызывала желание стать лучше, чтобы он мог мной гордиться II (24%) IV (12%)
6 Никак не влияла V (16% ) VI (7%)
0
Как видно из табл. 6, симпатия учителя радовала, поднимала настроение и у школьников, и у взрослых. Далее у взрослых она вызывала ответную симпатию и любовь к его предмету. Желания лучше учиться по всем предметам и стать лучше, чтобы учитель мог ими гордиться, занимают последние места у взрослых. У детей сразу после радости идёт желание стать лучше, чтобы учитель мог ими гордиться, и ответная симпатия. Последние места занимают любовь к предмету и желание лучше учиться по всем предметам. Равнодушных к учительской симпатии (ответ «никак не влияла») больше среди школьников.
Формы выражения антипатии учителей по отношению к себе глазами школьников и взрослых представлены в табл. 7.
В проявлениях антипатии и дети, и взрослые проявили единодушие, последовательность рангов совпала. Антипатия проявлялась в том, что учитель снижал отметки, ругал, не замечал, никогда не хвалил.
Как влияла антипатия учителей на школьников и взрослых, представлено в табл. 8.
Т.С. Семёнова. Отношения «ученик-учитель»
Таблица 7
№ В чём выражалась антипатия учителя ? Школьники (ранг) Взрослые (ранг)
1 Снижал отметки I (41%) I (33%)
2 Ругал II (27%) II (16%)
3 Он меня не замечал III (17%) III (11%)
4 Никогда не хвалил IV (15%) IV (9%)
5 Ни в чём особенном! просто так казалось V (7%) V (7%)
Таблица 8
0
№ Как влияла на вас антипатия учителя ? Школьники (ранг) Взрослые (ранг)
1 Вызывала ответную антипатию I (29%) I-II (21%)
2 Возникала неприязньк его предмету II (28%) III (20%)
3 Приводила в недоумение что я ему плохого сделал? V (19%) I-II (21%)
4 Обижала, снижала настроение III—IV (23%) IV (13%)
5 Вызывала неприязньк учёбе в целом VII (6%) VII (4%)
6 Сильно ранила VI (11% ) VI (6%)
7 Никак не влияла III —IV (23%) V (11%)
0
Как видим, у взрослых антипатия учителя вызывает почти в равных соотношениях ответную антипатию, неприязнь к его предмету и недоумение, чем это вызвано. Затем следуют обида, снижение настроения и на последнем месте — неприязнь к учёбе в целом. У детей на первом месте ответная антипатия, на втором неприязнь к его предмету, на третьем — обида и только на пятом — недоумение, чем это вызвано. На последнем месте неприязнь к учёбе в целом. Равнодушных к учительской антипатии (ответ «никак не влияла») среди школьников больше.
Большую чувствительность к учительскому отношению, как симпатии, так и антипатии, у взрослых по сравнению со школьниками мы склонны объяснять принадлежностью большей части опрошенных к педагогической профессии, для которой эмпатия, то есть умение почувствовать состояние другого человека, — профессионально важное качество.
Итак, выводы.
Большая часть учащихся, примерно 40% опрошенных всей выборки, во время обучения в школе испытывали со стороны учителей и симпатию,
Э К С П Е Р И М Е Н Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е
и антипатию. Примерно такое же количество учащихся испытали только симпатию или только антипатию в общей сумме ответов. Оставшиеся 14—16% учеников не испытали ни симпатии, ни антипатии учителей, то есть прошли для них незамеченными.
Симпатии и антипатии учителей связаны с отметкой успеваемости учащихся: хорошо и отлично успевающие дети вызывают, как правило, симпатию учителей, учащиеся с недостаточно высокой успеваемостью вызывают антипатию учителей либо оставляют их равнодушными к себе.
Школьники проявили большую эмоциональность в оценке отношения учителей, взрослые более рациональны. Так, в выражении симпатии учителей для школьников более важны похвала и оценка, для взрослых — поддержка, помощь, советы. При ощущении антипатии учителя взрослые в большей мере по сравнению со школьниками пытаются выяснить причину негативного отношения учителя.
Если дети и взрослые по-разному оценили формы выражения симпатии учителей, что отразилось в несоответствии рангов предпочтительности, то оценки форм выражения антипатии учителей у всех опрошенных чётко совпали.
Наводят на размышления впечатления студентов педвуза, имевших опыт негативных переживаний от общения с учителями и выбравших, тем не менее, профессию учителя. Хорошо, если негативный образец поведения заставит будущую учительницу сделать всё возможное, чтобы избежать его в своей профессиональной деятельности. А если наоборот, прошлые обиды и унижения сделают из неё «мстительницу» и приведут к вымещению прежних обид на зависимых от неё детях? Вряд ли это будет сделано преднамеренно, но негативные образцы, запечатлённые в памяти, могут активизироваться в стрессовых ситуациях, например, в условиях дефицита времени или информации, при столкновении интересов учителя и ученика, при наличии нерешённых личных проблем учителя.
Анкетирование позволило нам лишь констатировать полученные результаты, но не проанализировать стоящие за ними причины. Мы оценили учительское отношение только с одной стороны — со стороны детей. Становление положительных отношений между учителем и учеником — процесс двусторонний, и его успешность зависит от активности обеих сторон. Что в диаде «учитель — ученик» зависит от ученика (обучаемость, индивидуальные особенности и т.д.), а что от учителя (профессионализм, человеческие качества и др.) и в какой степени — открытая проблема психологии и педагогики, которая актуальна всегда.