Научная статья на тему 'Отношения собственности в контексте общественного мнения: социологический аспект'

Отношения собственности в контексте общественного мнения: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сизов Владимир Александрович

В работе выявлены особенности восприятия россиянами различных видов собственности, отношения к данному феномену представителей различных социально-профессиональных групп, основные типы отношений жителей России к собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения собственности в контексте общественного мнения: социологический аспект»

УДК 316.334.2

В. А. Сизов

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В работе выявлены особенности восприятия россиянами различных видов собственности, отношения к данному феномену представителей различных социально-профессиональных групп, основные типы отношений жителей России к собственности.

Вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как (и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества [1].

При этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность как категорию социально-экономическую, как особое, основополагающее общественное отношение. Еще В. С. Соловьев отмечал, что «все острые вопросы экономической жизни тесно связаны с понятием собственности, которое, однако, само по себе более принадлежит к области права, нравственности и психологии, нежели к области отношений хозяйственных» [2]. Не вызывает сомнений утверждение, что отношения собственности не могут быть сведены к чисто экономическим отношениям. В отношениях собственности синтезируются производственные, экономические, политико-экономические, социальные, интеллектуальные, духовно-нравственные, социокультурные, социопсихологические и другие начала, объективные и субъективные факторы общественного развития. Поэтому не случайно они стали предметом научного исследования всей совокупности общественных наук.

Отношения собственности - органичная часть совокупности социальноэкономических отношений, характеризующая способы, формы, механизмы присвоения (получения) и использования средств, условий и результатов жизнедеятельности, жизнеобеспечения и жизнеустройства людей. Соответственно, система отношений собственности во многом определяет сущностные черты социально-экономической системы и, тем самым, социально-экономическое положение членов общества, выстраивая его социальную структуру.

«Эрроу, Хиршмэн, Путнам, Фукуяма и другие, - отмечает Дж. Стиг-лиц, - утверждали, что успех рыночной экономики нельзя понять, оперируя лишь узкими экономическими стимулами: критически важные роли играют нормы, общественные институты, социальный капитал и доверие. Рыночному обществу необходим именно неявный социальный контракт, который нельзя просто узаконить, декретировать или ввести постановлением реформаторского правительства. Подобный «социальный клей» требуется любому обществу» [3].

Проблема собственности - одна из самых дискуссионных в общество-знании и социально острых в реальной жизни общества. Собственность - это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с трудом поддается определению, принимаемому всеми. Анализируя отношение людей к собственности, важно учитывать устойчивость системы ценностей и стерео-

типов поведения, сформированных советской эпохой. Прежде всего имеется в виду государственно-патерналистский комплекс представлений, выработанный привычкой жить и действовать в условиях распределительной системы. В патерналистском сознании коренится не только надежда на государство, но и постоянное ожидание обмана с его стороны, недоверие и страх по отношению к институтам и силам, олицетворяющим власть. Государство, власть - это всегда «они», а не «мы». Правовой нигилизм получил свое широкое рапространение в советскую эпоху потому, что нормы права либо не регулировали отношения в сфере частной инициативы, либо осуществляли его так, что у гражданина не было ни стремления, ни желания воспользоваться возможностью «жить и трудиться на самого себя, а не на государство». В условиях «пробуксовки» реформ и усиления негативных социальноэкономических последствий экономических преобразований (обесценивание сбережений, рост цен и открытая инфляция), ударивших непосредственно по «обывателю», именно эти особенности массового сознания россиян определяли их отношение к переменам, в частности к важнейшей их составляющей -введению института частной собственности и приватизации.

В апреле 2005 г. Институтом комплексных социальных исследований РАН (ныне Институт социологии РАН) в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Фридриха Эберта (Германия) проведено социологическое исследование «Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы» [4]. В проведении анкетирования населения на территории Пензенской области принимал непосредственное участие автор статьи. Значимость проведенного исследования заключается в том, что в ходе научного анализа выявлены особенности восприятия россиянами различных видов собственности, отношения к данному феномену представителей различных социально-профессиональных групп, основные типы отношений жителей России к собственности. Результаты исследования показывают, что спектр представлений россиян о частной собственности достаточно широк. При этом обращает на себя внимание ряд обстоятельств.

Во-первых, большинство наших сограждан понятие частной собственности относят к той собственности, которая связана не только с производством, но и потреблением. Для большинства россиян в понятии «частная собственность» мирно сосуществуют личная собственность, предназначенная только для потребления, и собственность, приносящая доход. При этом крупная сумма денег для россиян ассоциируется, скорее, с потреблением, чем с ее использованием для получения дохода, что отражает сравнительно малое распространение среди них инвестиционного типа мышления. В этой связи надо сказать: вопрос о том, что имеют в виду россияне, говоря о частной собственности, фактически выявляет степень реального, а не декларативного принятия ими частной собственности, бессознательной легитимизации различных ее видов. Тот факт, что больше половины россиян называют в качестве объектов частной собственности такую собственность, которая ориентирована на получение дохода, свидетельствует о том, что получение от нее дохода действительно становится в России нормой жизни.

Во-вторых, в наибольшей степени понятие «частная собственность» ассоциируется у россиян с квартирой, и в этом смысле жилье выступает особенно значимым индикатором отношения россиян к собственности вообще.

В-третьих, собственность для россиян - это не любой объект соответствующего права, а нечто материальное, прежде всего недвижимость. В этом от-

ношении весьма характерно, что даже крупная сумма денег, на проценты от которой реально можно жить, в меньшей степени ассоциируется у россиян с частной собственностью, чем телевизоры, холодильники и мебель.

В-четвертых, собственность на природные ресурсы для подавляющего большинства россиян вообще не входит в их «образ» частной собственности.

Хотелось бы обратить внимание на то, что, хотя по большинству позиций представления россиян и пензенцев о частной собственности совпадают, имеются существенные различия. Так, почти на четверть меньше опрошенных пензенцев, чем россиян, считают собственность, ориентированную на получение дохода, частной собственностью.

Результаты исследования дают также достаточно оснований утверждать, что собственность не воспринимается населением как некий всеобщий принцип. Российское массовое сознание не оперирует этим понятием в «чистом» виде и не отделяет его от социально-исторических, социально-экономических и психологических контекстов, в которых оно существует. Иными словами, собственность в представлении россиян есть сама собственность и условия владения ею. Анализ проведенного исследования позволил идентифицировать группы россиян по отношению к частной собственности.

Противники частной собственности. Эта весьма небольшая по численности (15% населения) группа объединяет принципиальных и последовательных противников всякой частной собственности, под которой большинство имеют в виду не только производственную, но часть личной собственности (крупные объекты). Представители этой группы практически все категорические противники иностранной собственности в России. Также они в подавляющем большинстве сторонники планового государства и государственной собственности на все предприятия, противники приватизации.

Последовательные традиционалисты. Для этой группы, объединяющей 24% населения (в Пензенской области - 31%), характерно «доиндустриальное» восприятие частной собственности не столько как источника прибыли, сколько как свидетельство высокого статуса ее обладателя, принадлежности его к привилегированным слоям и просто как предмет потребления. Представители этой группы относятся к частной собственности в основном нейтрально, толерантны к понятиям «собственник» и «предприниматель», считают, что она дает свободу, а не закабаляет человека. Однако в массе своей они сторонники доминирования государственной собственности.

Сторонники частной собственности составляют почти половину населения (52%). Основная масса ее представителей понимает под ней и личную, и производственную собственность. В этой группе нет ни одного противника частного бизнеса.

Образ «российского бессребреника», равнодушного к владению и распоряжению собственностью, уходит в прошлое. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что массовые ожидания в отношении частной собственности во многом оказались обманутыми, положительное отношение к ней выросло. Причем как ценность частная собственность принимается сегодня практически всеми группами, за исключением откровенных социальных аутсайдеров, т.е. представителей наиболее бедных слоев населения, которые выходят из малообразованных семей и имеют низкий образовательный ценз.

Подавляющее большинство россиян свое отношение выражает к тем видам собственности, с которыми они имеют дело в повседневной жизни.

Если у них есть возможность наращивать личную собственность, то они и к собственности как таковой, в том числе и к наличию ее у других, относятся толерантно, а если нет подобной возможности, они превращаются в противников собственности.

По нашему мнению, основная проблема взаимоотношений россиян с собственностью заключается в том, что собственности этой у них очень мало, как мало и опыта и навыков выстраивания рациональных практик ее использования. Эта мысль подтверждается тем, что по мере роста благосостояния доля положительно относящихся не только к своей, но и к чужой собственности резко возрастает. Анализ показывает, что к произошедшему резкому расслоению общества на богатых и бедных россияне на момент старта реформ психологически были не готовы. До сих пор более 50% опрошенных считают, что именно этому в первую очередь способствовало появление в стране частной собственности. Не сбылись надежды и в отношении влияния частной собственности на возрождение чувства хозяина и выход из экономического кризиса. При этом весьма существенно, что россиян не слишком волнует проблема эксплуатации (16%), а для пензенцев такой проблемы практически не существует (6%).

Как выяснилось, характер отношения россиян к собственности во многом определяет их отношение к проведенной приватизации. Показательно, что 43% россиян и 52% пензенцев считают приватизацию, в принципе, правильной, но неправильно реализованной мерой. Хотя существенна доля тех, кто считает ее совершенно лишней мерой - 32 и 24%, соответственно.

Широко распространенное мнение о незаконности приватизации 90-х гг. и ее губительных последствиях для государства и народа приводит к тому, что возникшие крупные состояния не рассматриваются большинством россиян как легитимные. Отсюда - довольно высокий уровень продолжающейся поддержки пересмотра итогов приватизации. В настоящее время ее необходимость воспринимается обычно либо под лозунгом национализации собственности, происхождение которой обусловлено нарушениями в ходе приватизации (46% россиян и 57% пензенцев), либо под лозунгом значительного обременения ее владельцев штрафными санкциями (25% россиян и 17% пензенцев).

Обстоятельства владения собственностью зачастую в сознании россиян получают не столько правовую, сколько морально-этическую квалификацию. Фундаментальной константой отечественной культуры и российского менталитета является представление о том, что право на собственность создается в первую очередь трудом, производящим какие-то общезначимые ценности и блага. Именно честный труд рассматривается как «справедливое» основание собственности. Таково мнение 83% россиян и 72% пензенцев.

Таким образом, вопреки довольно распространенному мнению, отношение к собственности не раскалывает российское общество как целое. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что неразрывная связь концепта собственности с принципом «трудовой справедливости» является своего рода смысловым инвариантом социального мышления россиян. Его истоки уходят в глубину столетий, однако он и сегодня остается живой традицией, которая не была утрачена в потоке исторических перемен. По сути, мы сталкиваемся с важным смыслообразующим элементом национальной ментальности, который в определенном смысле находится «выше» обычных мировоззренческих различий и носит надидеологический характер.

В то же время приверженностъ россиян принципу «трудовой справедливости» явно расходится с их оценкой реальной практики сегодняшних дней. Как показывает исследование, у наших сограждан нет уверенности в том, что собственность - это своего рода вознаграждение за личные усилия индивида и что ею действительно обладают самые способные и трудолюбивые. Половина населения убеждена в том, что добросовестный труд в нынешних условиях не может стать причиной успеха и источником значительного благосостояния. Все, полагают они, зависит от случая и личных связей. В условиях господства «трудовой» модели легитимной для россиян собственности это означает их серьезные сомнения в том, что наличие значительной ее части у сегодняшних хозяев является легитимным.

Предпринятое исследование показало, что россияне выступают активными сторонниками уважения права собственности по отношению ко всей собственности, которой они хотя бы теоретически могут владеть и которая потенциально не может наносить серьезного ущерба интересам общества. Анализ выявил наличие двух полярных видов собственности относительно которых у россиян единое мнение. Первый вид включает в себя земельные участки, используемые для собственных нужд, жилье и, в несколько меньшей степени, крупные суммы денег, собственниками которых, с точки зрения наших сограждан, должны быть отдельные люди. Второй вид включает в себя все виды природных богатств - от лесов до недр, - собственником которых россияне единодушно видят только государство. Что же касается земли для производства сельхозпродукции на продажу, акций предприятий и самих предприятий, тут единого мнения у россиян нет, и они допускают примерно в равной степени собственность на них и отдельных людей, и коллективов, и (по отношению к предприятиям в целом) даже государства.

Список литературы

1. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - С. 203-210.

2. Русская философия собственности (18-20 вв.) / под ред. К. Исупова, И. Савкина. -СПб. : СП Ганза, 1993. - С. 167.

3. Стиглиц, Дж. Куда ведут реформы? / Дж. Стиглиц // Вопросы экономики. -1999. - № 7. - С. 2-13.

4. Горшков, М. Л. Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы / М. Л. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Л. Андреев, С. В. Горюнова ; подгот. Н. И. Покида // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.