Научная статья на тему 'Отношения Российской Федерации и Европейского союза в сфере консульского права по визовым вопросам'

Отношения Российской Федерации и Европейского союза в сфере консульского права по визовым вопросам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
106
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСУЛЬСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ УПРОЩЕНИИ ВЫДАЧИ ВИЗ / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР / БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котляр В. С.

В статье анализируются консульские соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом, делается вывод о том, что установление безвизового режима для граждан России и Евросоюза способствовало бы укреплению политических, торговых, экономических, научных, спортивных, туристических связей между Россией и Евросоюзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения Российской Федерации и Европейского союза в сфере консульского права по визовым вопросам»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

Котляр, В. С.,

доктор юридических наук, член Совета по международно-правовым вопросам при МИД России,

e-mail: aliyev.xeyal@mail.ru Kotlyar, V. S.,

ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ КОНСУЛЬСКОГО ПРАВА ПО ВИЗОВЫМ

ВОПРОСАМ

Аннотация. В статье анализируются консульские соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом, делается вывод о том, что установление безвизового режима для граждан России и Евросоюза способствовало бы укреплению политических, торговых, экономических, научных, спортивных, туристических связей между Россией и Евросоюзом.

RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION IN THE FIELD OF CONSULAR LAW ON VISA ISSUES

Summary. The article analyzes the consular agreement between the Russian Federation and the European Union concluded that the establishment of a visa-free regime for citizens of Russia and the EU would strengthen the political, trade, economic, scientific, sports, tourism ties between Russia and the European Union.

Ключевые слова: консульские соглашения, Соглашение об упрощении выдачи виз, Лиссабонский договор, безвизовый режим.

Key words: consular agreement, the Agreement on visa facilitation, the Lisbon Treaty, a visa-free regime.

Одним из соглашений о консульских сношениях можно назвать Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, заключенное 25 мая 2006 года.

Подготовка к этому соглашению началась еще в 2003 году в Санкт-Петербурге с совместного заявления о том, что «Российская Федерация и Европейский союз согласились изучить условия безвизовых поездок в долгосрочной перспективе». Соответственно, не просто так заговорили о

такой возможности, основанием для этого послужило другое соглашение, а именно, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, а также в 2004 году прозвучало подтверждение о намерении упрощения визового режима и тогда же начались переговоры.

Какова же цель этого Соглашения? Целью любого соглашение является укрепление отношений, закрепление партнерства в разных сферах политической, экономической или - в данном случае - консульской. В том же Соглашении целью является не только упрощение выдачи виз для пребывания не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, т. е. гражданин имеет право находиться на территории государства - участника Соглашения постоянно не более 90 дней, не покидая его территорию. В Соглашении в первом же абзаце указано, что оно было заключено «желая способствовать контактам между людьми, являющимися важным условием устойчивого развития экономических, гуманитарных, культурных, научных и иных связей.» Еще одним важным моментом является то, что упрощение визового режима ведет к тому, что граждане Российской Федерации и Европейского Союза имеют право передвигаться по территории государства, входящего в это Соглашение, на равных условиях.

Разумеется, для разных категорий граждан разные требования в представлении документов для получения визы, это зависит, во-первых, от профессиональной принадлежности, например, для журналистов необходимо удостоверение или иной другой документ, подтверждающий, что он является профессиональным журналистом, а также документ подтверждающий, что «целью поездки является выполнение журналисткой работы», или, например, предпринимателям необходимо письмо от принимающего юридического лица. Если обобщить, то можно сказать, что нужен документ, подтверждающий цель поездки.

Что касается членов официальных делегаций необходимо письмо, выданное компетентным органом государства-члена ЕС или РФ, либо руководящим органом тех же государств, подтверждающее, что заявитель является членом делегации. В список категорий граждан, которые подпадают под получение визы в упрощенном виде, так же входят: школьники, студенты, аспиранты, водители, осуществляющие международные грузовые и пассажирские перевозки, для лиц, участвующих в научной, культурной или творческой деятельности, для участников международных спортивных мероприятий, для близких родственников, для участников официальных программ обмена между породненными городами. Для всех этих граждан, указанных выше виза выдается с упрощенной процедурой без предоставления требования другого иного подтверждения приглашения, а также обоснования поездки, предусмотренные внутренними законодательствами сторон Соглашения.

Существуют разные сроки оформления визы. Их можно разделить на срок, занимающий 10 дней, который может дойти до 30 дней, в случае, если необходимо дополнительное изучение документов, или же, наоборот, сократить до 3 дней, если существуют не терпящие отлагательства случаи.

Естественно, различается и срок, на который выдается виза, все от тех же параметров, а именно, от категории граждан. Например, дипломатические представительства и консульские учреждения оформляют многократные визы сроком до 5 лет членам национальных и

региональных правительств и парламентов, конституционных верховных судов, дипломатическим агентам и консульским должностным лицам, а вот визы сроком до года выдаются всем остальным категориям, перечисленным выше. Или им же выдается виза на срок от 2 до 5 лет, при условии, что эти граждане в течение предшествующего 2-х летнего периода использовали годовую визу.

Не обошло Соглашение и вопроса о визовых сборах. Стандартный сбор

составляет 35 евро, но есть исключения. В случае, когда ходатайство о получении визы подается заявителем не более чем за 3 суток до предполагаемой даты вылета, тогда заявитель обязан заплатить 70 евро. Но есть граждане, подпадающих под категорию лиц, которые освобождаются от уплаты визового сбора. Это такие лица, как близкие родственники граждан ЕС или РФ, проживающие на законных основаниях на территории одной из сторон Соглашения, члены официальных делегаций, члены национальных и региональных правительств и парламентов, конституционного и верховного судов, инвалиды и лица, сопровождающие их в силу необходимости, участники международных спортивных организаций и сопровождающие их лица, участники официальных программ по обмену породненными городами и, наконец, лица, участвующие в культурных, научных и творческих мероприятиях. Исключения из всех категорий составляют граждане, имеющие дипломатические паспорта, они могут въезжать и передвигаться транзитом через иностранное государство без виз, но сроки пребывания как у всех категорий граждан - не более 90 дней постоянного пребывания.

Дополнительные исключения и привилегии:

1) С гражданином может случиться такая ситуация, когда он потерял, или у него украли документы, удостоверяющие личность. Что же ему делать? В данном случае в Соглашении предусмотрено решение этой проблемы. Гражданин имеет возможность вернуться на родину без визы или удостоверяющих личность документов. Исключения составляют случаи, если одна из сторон Соглашения приостановит действие соглашения в интересах национальной безопасности.

2) Продление виз возможно, но при условии, что есть доказательства, что гражданин не имеет возможности покинуть территорию в связи с непреодолимой силой.

3) Существуют краткосрочные визы, сроком до 14 дней, предназначенные для посещения гражданских или воинских захоронений.

Но существуют государства, которые в неполном объеме принимают Шенгенское соглашение. И здесь пока наблюдаются проблемы только с Великобританией и Ирландией.

В отношении Королевства Дании можно сказать, что Соглашение было заключено в 2008 году и фактически ничем не отличается от Соглашения государствами Европейского союза, так же - и Соглашение с Республикой Исландией и Королевством Норвегии.

История отношений, современное положение.

В Брюсселе имел место саммит Россия-ЕС, в ходе которого был запущен переговорный процесс, нацеленный на отмену виз между Россией и Евросоюзом. В ходе предыдущего саммита в Ростове-на-Дону

руководство ЕС получило от России проект Соглашения о безвизовом сообщении, при этом российская сторона заверила, что готова подписать его.

Однако у ЕС на этот счёт другое мнение - европейские чиновники выдвинули российским властям свои пожелания о том, что России необходимо сделать перед отменой виз. После того, как Кремль получил эти пожелания, стороны договорились о совместном движении к безвизовому сообщению по плану. Пожелания стороны ЕС включают в себя четыре блока:

1) Первый из них предполагает основательную проработку вопроса безопасности удостоверяющих личность документов, то есть перехода на биометрические паспорта. Также ЕС указал, что Россия должна принять на вооружение распространённую в зарубежной Европе практику оповещения Интерпола об утерянных и украденных паспортах.

2) Второй блок касается вопросов борьбы с нелегальными мигрантами. Россия, по предложению ЕС, должна будет вести совместный контроль границ, а также управлять миграционными потоками. Помимо этого, Россию обяжут привести политику предоставления убежища в соответствие с Женевской конвенцией 1951 года и Нью-йоркским протоколом к ней.

3) Третий блок имеет название «Общественный порядок и безопасность», он предполагает усиление мер по противодействию коррупции, терроризму и оргпреступности. В рамках этого блока России предлагается бороться с перечисленными явлениями путём более тесного сотрудничества с европейскими правоохранительными органами.

4) Последний блок именуется «Международные отношения и фундаментальные права», в нём идёт речь об обеспечении возможности для россиян свободно передвигаться по родной стране - обратное названо дискриминацией.

«Мы распишем поэтапный план. В итоге появится соглашение, пока же мы договорились о процессе. Наша общая цель - достижение безвизового режима. Это в интересах России и европейцев», - сообщил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

В свою очередь, российская сторона сообщила, что Россия понимает, что виз быть не должно, а также то, что отменять их необходимо так, чтобы «не разбалансировать ситуацию в ЕС».

Перспективы отмены визового режима между Россией и ЕС.

Перспективы отмены визового режима между Россией и ЕС -совокупность задач, программ, предложений и планов действий, реализация которых в итоге должна привести к введению двустороннего безвизового режима между Российской Федерацией и государствами Европейского союза. Перспектива безвизового режима между Евросоюзом и Россией впервые была озвучена осенью 1999 года экс-премьер министром Италии Романо Проди, только что занявшим пост председателя Еврокомиссии. Существующий визовый режим он назвал «анахронизмом» и высказал предположение, что к 2008 году между ЕС и Россией установится безвизовый режим. На официальном уровне инициатива перехода к взаимному безвизовому режиму впервые была сформулирована президентом РФ Владимиром Путиным в августе 2002

года в послании главам государств Европейского союза.

В мае 2003 года на саммите в Санкт-Петербурге перспектива была заявлена как долгосрочная цель, к которой шаг за шагом должны идти Россия и ЕС. Тогда же лидерами членов ЕС и России была выдвинута идея «четырёх общих пространств» - общего экономического пространства, общего пространства науки и образования, общего пространства внешней безопасности и общего пространства свободы, безопасности и правосудия, — «дорожные карты» которых предполагалось принять в ноябре 2004 года на саммите ЕС-Россия в Гааге.

Вопросы либерализации визового режима, облегчения условий для взаимных контактов и поездок должны были быть включены в «дорожную карту» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия.

В результате расширения Евросоюза на восток, в частности, вхождения в ЕС в мае 2004 года государств Центральной, Восточной Европы и Прибалтики, геополитическая карта Европы существенно изменилась: Россия стала самым большим соседом ЕС с общей границей протяжённостью более 2 тыс. км. Исходя из того, что геополитические, экономические и военно-стратегические интересы России исторически связаны с Европой, а основой современных взаимоотношений ЕС и России провозглашено стратегическое партнёрство, обновлённый Евросоюз сперва продемонстрировал готовность откликнуться на инициативу Путина.

Однако, надежды на то, что Новая Европа - бывшие союзники Советского Союза по социалистическому лагерю и Республики бывшего СССР - поддержат введение безвизового режима с Россией, не оправдались. Тем не менее, проходящие дважды в год саммиты Россия-ЕС регулярно включают в повестку дня традиционно «повисший» вопрос о безвизовом режиме для граждан России и ЕС.

В мае 2005 года на проходившем в Москве очередном саммите Россия-ЕС были достигнуты договорённости по текстам четырёх «дорожных карт» и более гибкому использованию возможностей в рамках Шенгенского соглашения.

На саммите в Сочи 25 мая 2006 года лидеры России и ЕС подписали Соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии (соглашение о реадмиссии долгое время было одним из непременных условий, выдвигаемых ЕС). 19 апреля 2007 года стороны - РФ и Совет ЕС на уровне министров юстиции и внутренних дел - завершили внутренние процедуры, необходимые для вступления этих соглашений в силу.

В соответствии с данными Соглашениями, вступившими в силу 1 июня 2007 года, была упрощена процедура выдачи однократных виз сроком действия до трёх месяцев, а также многократных виз для определённых категорий граждан. Без излишних бюрократических формальностей шенгенские визы, как уже отмечалось выше, стали получать государственные чиновники, бизнесмены, деятели науки и культуры, журналисты, спортсмены, преподаватели, учащиеся и близкие родственники лиц, проживающих в России или в государствах ЕС.

Очередным шагом на пути к упрощению визового режима между ЕС и Россией стало Соглашение о реадмиссии. Документ, ратифицированный государствами Евросоюза (за исключением Великобритании, Ирландии и Дании) 19 февраля 2007 года, прежде всего,

был направлен на борьбу с нелегальной миграцией. Согласно этому документу, въехавшие на территорию ЕС из России нелегальные мигранты должны будут возвращаться на родину за счёт России, и наоборот, а вся ответственность при этом ложится на то государство, с территории которой человек въехал в государство-участника Соглашения.

В течение первых трёх лет после вступления в силу Соглашения о реадмиссии в Россию должны были подлежать возврату только собственные граждане Российской Федерации либо граждане тех государств, с которыми у РФ имелись реадмиссионные договоры. Международное сотрудничество в области реадмиссии принято считать наиболее эффективным способом противодействия нелегальной миграции, и Российская Федерация постоянно расширяет географию международных договоров о реадмиссии (вступили в силу соглашения с Норвегией, Данией, Исландией, Вьетнамом и другими государствами).

Лиссабонский Договор.

Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, привнёс в вопрос о безвизовом режиме между Россией и ЕС некоторую долю оптимизма, озвученную главой МИД Италии Франко Фраттини.

Сейчас любая из 28 государств-членов ЕС может наложить вето и заблокировать любое решение. В будущем это станет невозможным, потому что вопрос будет решаться квалифицированным большинством голосов.

Со вступлением в силу Лиссабонского договора Евросоюз стал объединением государств с единой внешней политикой и единой внешнеполитической службой, что предполагает более централизованное принятие решений, для чего достаточно будет квалифицированного большинства. В МИДе России в этой связи отмечалось:

«Такие решения будут приниматься более централизованно, а не по принципу ориентации на мнение самого несговорчивого».

Начиная с 2014 года, квалифицированное большинство - это примерно 55 % членов Совета Евросоюза (минимум 15 государств, представляющих около 65 % населения ЕС. В январе 2010 года за разработку «дорожной карты», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС, выступил глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос, который высказал надежду, что вопрос о безвизовом режиме может быть решён ещё до конца срока председательства Испании в ЕС, то есть до 1 июня 2010 года. Несмотря на столь оптимистичные заверения представителя ЕС, по мнению завотделом исследований европейской интеграции Института Европы РАН Ольги Потёмкиной россиянам не стоит радоваться раньше времени: «Дело в том, что, если даже де-юре в Европейском союзе такие серьёзные вопросы решаются квалифицированным большинством голосов, то на практике очень часто в рамках Совета всё-таки стараются достичь консенсуса, то есть заручиться поддержкой всех стран».

Кроме того, не только Россия добивается отмены визового режима, но и балканские государства, и некоторые государств Восточного партнёрства (Азербайджан, Белоруссия, Армения, Грузия, Молдавия и Украина), а Евросоюз, по мнению Потёмкиной, вряд ли готов ввести безвизовый режим сразу для такого количества государств, хотя Россия уже

подписала Соглашение о реадмиссии и выполнила ряд других требований. Несмотря на осторожные прогнозы, эксперт, тем не менее, признаёт: «Все требования ЕС Россия выполнила полностью. Здесь уже прицепиться совершенно не к чему. Осталось только проявление политической воли».

В том, что в краткосрочной перспективе ожидать снятия визовых барьеров не стоит, убеждён и замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований ГУ ВШЭ Дмитрий Суслов. По его мнению, отмена визового режима предполагает тесное взаимодействие спецслужб и правоохранительных органов, обмен в оперативном и постоянном режиме базами данных на граждан и преступников. Такие действия подразумевают достаточно высокий уровень взаимного доверия сторон, а ЕС, по мнению Дмитрия Суслова, не готов обмениваться с Россией информацией подобного рода.

25-й саммит ЕС-Россия, прошедший в Ростове-на-Дону 31 мая - 1 июня 2010 года, был первым после вступления в силу Лиссабонского договора. Кроме того, именно во время проведения саммита начало действовать расширенное Соглашение о реадмиссии между Россией и Европейским союзом - документ, по сути, являющийся важной уступкой ЕС со стороны России.

До подписания этого Соглашения пребывание нелегального мигранта в миграционном центре и его дальнейшую депортацию оплачивали государства ЕС. С подписанием Россия взяла на себя обязательство оплачивать транспортировку нелегальных мигрантов, попавших в ЕС с территории России, что, с учётом безвизового режима РФ с большинством стран СНГ, будет стоить России немалых средств. В то же время, действующее до Ростовского саммита Соглашение о реадмиссии (ратифицировано 19 февраля 2007 года) выявило, что сама Россия не представляет для ЕС миграционной опасности.

Поэтому одной из основных обсуждаемых на саммите тем стал вопрос об отмене виз между Россией и членами ЕС. На саммите Россия представила проект Соглашения о переходе к безвизовому режиму, который, по словам замглавы представительства ЕС в России Майкла Уэбба, стал сюрпризом для Евросоюза: «Мы получили от российской стороны проект Соглашения об отмене виз. Это было для нас неожиданностью. Хотя, безусловно, позиция российской стороны для нас не сюрприз, но и российская сторона, наверное, не была удивлена позицией ЕС».

В рамках Ростовского саммита состоялся первый раунд переговоров,

на

котором было решено перенести обсуждение этого вопроса на более высокий уровень - высших должностных лиц. Как отметил по итогам саммита

постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов, нужно переходить к реальным действиям, так как диалог давно идёт, и экспертные встречи состоялись, и Россия готова перейти к безвизовому режиму «хоть завтра». Однако при этом Чижов заметил: «Наши партнёры не скрывали, что среди членов ЕС есть различные подходы к данному вопросу. Это подтверждает, что проблемы, остающиеся в этой сфере, носят, скорее, политический

характер, чем технический». 5 апреля 2010 года вступил в силу новый Визовый кодекс, в настоящее время обязательный для всех государств -участников Шенгенского соглашения. Суть изменений заключается в унификации правил выдачи шенгенских виз система подачи документов приведена к единому стандарту для всех государств шенгенской зоны, независимо от того, в консульстве какого государства оформляется виза.

Для граждан России введение нового Кодекса обернулось некоторыми изменениями, из которых к положительным можно отнести стандартизацию пакета документов и бланков. Новая единая анкета для шенгенских виз менее сложная, чем британская или американская. В новой анкете, состоящей из 3-х листов, на которых обязательно должны быть две собственноручные подписи, содержится пункт о том, что конфиденциальные данные заявителя могут быть без его ведома переданы консульской службе какому-либо другому государству - участнику Шенгенского соглашения.

Отменяется транзитная шенгенская виза (категория «В»), ей на смену введена обычная въездная виза с указанием «транзит». Кроме того, в анкете содержится пункт о дате сдачи отпечатков пальцев. Однако, когда именно заработает Визовая информационная система (ВИС), при помощи которой с каждого туриста старше 12 лет будут сниматься биометрические данные, пока точно неизвестно. Для ребёнка, даже если он вписан в паспорт родителей, придётся делать отдельную визу, правда, детям до 6 лет, а также школьникам и студентам, приезжающим на учёбу или стажировку, визы будут выдаваться бесплатно.

Стоимость шенгенской визы, выдаваемой на 3 месяца, взрослому обойдётся в €60, однако для российских граждан, в соответствии с подписанным 1 июня 2006 года Соглашением РФ-ЕС, сохранены визовые сборы в €35. К положительным пунктам нового Визового кодекса можно отнести срок выдачи визы, который для россиян сократился до 10 дней, а также право не только получить информацию о причине отказа в шенгенской визе, но и обжаловать решение консульства.

Что касается таких нововведений как предъявление помимо справки о доходах с работы, других доказательств финансовой состоятельности претендента (кредитной карты, банковских поручительств, дорожных чеков и др.), то вряд ли эти требования можно назвать «упрощением», тем более что до введения нового Кодекса некоторые государства, например, Болгария, Чехия, Словакия, Финляндия не требовали таких подтверждений. Комментируя новые правила Визового кодекса, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина отметила, что порядок оформления документов не слишком изменился, просто требования «более чётко формализованы». При этом она обратила внимание на следующее: «Единственное, что в этой истории удивляет, что изменение порядка оформления документов на въезд для россиян появляется тогда, когда упорно на самом высоком политическом уровне РФ и ЕС ведутся разговоры о скорой отмене визового режима вообще».

В конце марта 2014 года Еврокомиссия распространила информацию о том, что для российских граждан упрощается режим получения въездных виз в Евросоюз, а также удлиняются сроки их пребывания в государствах - членах ЕС. Однако, это может случиться после

одобрения Советом ЕС и Европарламентом соответствующего документа.

В заключение следует отметить, что установление безвизового режима для граждан России и Евросоюза способствовало бы укреплению политических, торговых, экономических, научных, спортивных, туристических связей между Россией и Евросоюзом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза [Электронный ресурс] : Сочи, 25 мая 2006 г. // Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - Дата обращения : 03.05.2014.

2. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества [Электронный ресурс] : Лиссабон, 13 декабря 2007 г. // Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - Дата обращения : 03.05.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.