Научная статья на тему 'Отношения России с ведущими странами Азии: взгляд финских специалистов'

Отношения России с ведущими странами Азии: взгляд финских специалистов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / РОССИЯ / ЯПОНИЯ / ИНДИЯ / КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения России с ведущими странами Азии: взгляд финских специалистов»

2019.03.046. М.А. ПОЛОЖИХИНА. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ВЕДУЩИМИ СТРАНАМИ АЗИИ: ВЗГЛЯД ФИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. (Обзор).

Ключевые слова: Финский институт международных отношений; Россия; Япония; Индия; Китай; экономические отношения.

Ухудшение условий взаимодействия с западными странами и введение антироссийских санкций определили стремление России «развернуться на восток». Специалисты Финского института международных отношений (FIIA) анализируют современные отношения России с ведущими странами Азии и перспективы их развития.

В работе [1] рассматривается состояние российско-японских отношений. Автор отмечает, что прилагаемые Японией дипломатические усилия преследуют две цели. Во-первых, урегулирование спора по Северным Территориям (называемых в России Южными Курильскими островами). Для Японии это является предварительным условием подписания мирного договора с Россией после окончания Второй мировой войны. Во-вторых, Токио стремится к установлению более тесных связей с Россией, чтобы таким способом затормозить динамичное развитие российско-китайского сотрудничества. Оба направления очень важны для Японии. Однако территориальная проблема и ее связывание с мирным договором чрезвычайно политизированы.

Посещение В.В. Путиным Японии в 2016 г. не позволило достичь прорыва в отношениях, кроме заключения соглашения совместно способствовать экономическому развитию оспариваемых территорий. Помимо этого, стороны договорились, что Япония, стремящаяся уменьшить свою энергозависимость от Ближнего Востока, будет участвовать в проекте по производству сжиженного газа на Ямале. Однако масштаб ее вклада гораздо скромнее инвестиций в этот проект Китая (200 млн долл. против 10 млрд) [1, p. 2].

В 2018 г. на Восточном экономическом форуме В.В. Путин предложил подписать мирный договор с Японией «без любых предварительных условий». Однако Япония пока придерживается своей прежней позиции: территориальный вопрос должен быть решен первым.

Основная цель России, по мнению автора, состоит в том, чтобы получить японские инвестиции и экономическую помощь без каких-либо предварительных условий и уступок по территориальной проблеме. При этом увеличивается российское военное присутствие на оспариваемых островах и продолжают развиваться связи России с Китаем.

Главная причина бескомпромиссной политики России - уверенность ее правящей элиты в том, что Япония не обладает стратегической автономией. Токио остается под влиянием США и зависит от них в сфере безопасности. Кроме того, Россию не очень заботит одна из самых острых японских проблем - ядерная и ракетная программы Северной Кореи. При этом ответные действия Японии в форме развития противоракетной обороны вызывают негативную реакцию со стороны России.

Общественное мнение в России - другой фактор политики России в вопросе островов. Согласно опросу, проведенному в 2016 г. Левада-центром, 78% российских респондентов были против передачи спорных островов, а 56% полагали, что сохранение островов важнее для России, чем подписание мирного договора с Японией и поступление японских инвестиций и технологий. С другой стороны, опрос общественного мнения в Японии, проведенный газетой Майнити в том же году, показал, что 57% респондентов считают, что Япония должна быть гибкой на переговорах с Россией и не настаивать на возврате всех четырех островков [1, р. 2].

Энергетические связи России с Китаем служат дополнительным препятствием более тесному российско-японскому сотрудничеству. Из-за заключенных долгосрочных договоренностей с Китаем Россия не имеет достаточно энергоресурсов и инфраструктурных возможностей для увеличения поставок в Японию.

Статья [2] посвящена современным российско-индийским отношениям. Автор подчеркивает, что Индия заняла особое место во внешней политике России с середины 1990-х годов. Прежде всего это касается сотрудничества двух стран в военно-технической и энергетической сферах.

Так, в 2018 г. стороны подписали договор о поставках пяти зенитных ракетных систем С-400 стоимостью 5,4 млрд долл. [2, р. 2]. Индия и РФ совместно производят противокорабельную крылатую ракету БраМос (БгаЬМо8) и работают над проектом са-

молета-истребителя пятого поколения (хотя его будущее специалистам кажется сомнительным). Россия также поставляет Индии вертолеты и военные корабли. Все эти факты свидетельствуют о долговременности российско-индийских связей.

В энергетическом секторе Россия и Индия достигли того, что пока не получается у России с Китаем: существенных взаимных инвестиций «вверх» и «вниз» по производственной цепочке (в нефтеразведку, нефтепереработку и продажу конечных продуктов). Так, в 2016 г. индийские государственные энергетические компании увеличили до 49,9% свою долю в российских предприятиях по освоению Ванкорского и до 29,9% - Таас-Юряхского месторождений Роснефти1, заплатив 5 млрд долл. В свою очередь, в 2017 г. Роснефть приобрела долю в 49% индийской компании Essar Oil Limited (EOL), которая владеет НПЗ в г. Вадинар. Другими инвесторами стали российский холдинг United Capital Partners (UCP) и швейцарский сырьевой трейдер Trafigura. Сумма сделки составила 13 млрд долл. [2, p. 2].

Развивается индийско-российское сотрудничество и в других секторах экономики, хотя медленнее. В 2018 г. Индия получила первые импортные поставки сжиженного газа в соответствии с 20-летним договором, подписанным с Газпромом в 2012 г. Роса-том построил в Индии и управляет АЭС «Куданкулам». Два блока станции уже действуют, два строятся, и ведутся переговоры о строительстве еще двух блоков.

Все же, по мнению автора, экономические связи между странами остаются слабыми. Взаимная торговля, исключая экспорт оружия, не достигает уровня в 10 млрд долл. [2, p. 2].

Автор считает, что более тесному сотрудничеству Индии и России мешают сближение России и Китая, российско-пакистанские отношения, существующие китайско-индийские противоречия, сближение позиций Индии и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. России удалось убедить Китай расширить состав ШОС, пригласив туда Индию и Пакистан. Это, однако, не смягчило конкуренцию между Индией и Китаем за влияние в Южной Азии и

1 Ванкнор - одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений, расположено на севере Восточной Сибири в Туруханском районе Красноярского края. Таас-Юряхское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в Якутии. - Прим. реф.

Индийском океане, а также разногласия по поводу границ. Беспокойство Индии по поводу усиления Китая - основная движущая сила развития сотрудничества с США и главная причина поддержки Индией американской идеи четырехстороннего диалога по безопасности между Японией, Австралией, США и Индией -QUAD.

В долгосрочной перспективе, считает автор, России и Индии будет все труднее развивать сотрудничество, учитывая растущую склонность первого партнера к Китаю, а второго - к США.

В работе [3] анализируются российско-китайские отношения. Как признают специалисты, сотрудничество между Россией и Китаем в экономической сфере отстает от темпов развития стратегического и политического взаимодействия.

Сотрудничество в области энергетики играет важнейшую роль в экономических взаимоотношениях двух стран. Китай в настоящее время покупает больше 20% экспортируемой Россией сырой нефти: 24 млн т в 2013 г., 41 млн - в 2015 и почти 60 млн в 2017 г. Доля России в импорте нефти Китая повысилась до 14,2% в 2016 г., а доля ближневосточной нефти сократилась до 43,4% [3, p. 31-32]. Цифры отражают стратегию Китая по диверсификации источников импорта нефти и повышения безопасности маршрутов ее поставки. В Китае считают, что у импорта энергоресурсов из России есть стратегическое преимущество: большинство поставок осуществляется по сухопутным трубопроводам напрямую, т.е. самым безопасным способом. Кроме того, оба государства в состоянии продвигать некоторые совместные проекты больше по политическим, чем по экономическим мотивам.

Российско-китайское сотрудничество в газовой сфере не настолько результативно. Тем не менее ряд крупных китайских компаний в 2013 г. присоединились к проекту «Ямал СПГ» ПАО Но-ватэк. В 2018 г. была осуществлена первая поставка сжиженного природного газа с полуострова Ямал морем1 в Китай.

Кроме того, в 2014 г. Газпром и CNPC2 подписали 30-летний договор о строительстве газопровода «Сила Сибири», по которому будет поставляться 38 млрд куб. м газа в год, стоимостью 400 млрд

1 То есть Северным морским путем. - Прим. реф.

2 Китайская национальная нефтегазовая корпорация. - Прим. реф.

долл. [3, р. 32]. Как ожидают, газ по трубопроводу «Сила Сибири» начнет поступать в Китай в конце 2019 г., хотя, вероятно, потребуется еще пять лет до его выхода на полную мощность. При этом доля России на китайском газовом рынке, вероятно, останется ниже, чем доля Центральноазиатских стран. Но прямой сухопутный трубопровод стратегически важен для Китая. Проект строительства другого газопровода, «Алтай» (или «Сила Сибири 2»), является пока отдаленной перспективой.

Атомная энергетика представляет собой еще одно направление сотрудничества между Россией и Китаем. Росатому удается удерживать свою долю китайского рынка. Компания осуществила ввод четырех реакторов на Тяньваньской АЭС и планирует строительство еще двух.

Интенсивность российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере в будущем будет только увеличиваться, считают авторы. Главной слабостью этого сотрудничества является отсутствием крупных взаимных инвестиций, хотя совместные проекты, прежде всего НПЗ в Тяньцзине, рассматривались. Китай является крупнейшим торговым партнером России. Однако масштабы российско-китайского экономического сотрудничества уступают связям обоих государств с западными партнерами. Обе страны стараются увеличить взаимный товарооборот до ежегодного уровня 100 млрд долл. (в 2017 г. он составил 84 млрд долл.). Тем временем, товарооборот России с ЕС составляет 267 млрд долл., Китая с ЕС - 665 млрд долл. и с США - 634 млрд долл. [3, р. 29].

Благодаря увеличению поставок нефти экспорт российских товаров в Китай вырос с 5-6% в 2000-х годах до 11% в настоящее время. Китай также усилил свою позицию на российском рынке до 21% от всего импорта товаров [3, р. 30]. При этом существует значительная диспропорция в торговле: Китай, по существу, импортирует только энергоресурсы и сырье из России. Товары обрабатывающей промышленности на высоко конкурентный китайский рынок практически не попадают. Российские компании не включены в производственные цепочки в Китае. Торговля услугами между Китаем и Россией также находится на низком уровне. Исключение составляет туризм. Напротив, экспорт Китая в Россию состоит из товаров обрабатывающей промышленности. Причем

доля продукции легкой промышленности (текстиль и одежда) уменьшилась, и сейчас доминирует экспорт машин и оборудования. Автор считает, что структура торговли хорошо характеризует экспортный потенциал обеих стран.

Инвестиции китайских компаний в России довольно умеренные, российские частные инвестиции в Китай практически отсутствуют. Согласно данным ЦБ России, доля Китая в общем объеме ПИИ в Россию колеблется около 1%. По данным китайского Министерства торговли (MoC), прямые инвестиции в Россию составляют менее 1% всего годового объема прямых инвестиций китайских компаний за границей. Согласно данным China Investment Tracker (CIT), 64% китайских инвестиций в Россию в 2006-2017 гг. были направлены в энергетический сектор и 11% - в металлургию. Общий годовой поток инвестиций составлял 29 млрд долл. (по данным MoC для того же периода времени - 10 млрд долл.). Новым явлением стал растущий интерес Китая к российскому онлайн рынку [3, p. 31].

Россия и Китай неоднократно пытались увеличить взаимные капиталовложения, в частности, создав российско-китайский Инвестиционный фонд. Однако даже политического давления оказалось недостаточно для того, чтобы убедить китайские банки и корпорации инвестировать в Россию. Авторы выделяют здесь две причины: относительно небольшой размер российского рынка и опасения по поводу западных финансовых санкций.

Авторы указывают на возможные изменения в моделях сотрудничества Они подчеркивают, что в результате глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. и конфликта России с западными странами по поводу Украины в 2014 г. сложились близкие, многогранные, но асимметричные отношения между Китаем и Россией. При этом не произошло никаких политических или институциональных прорывов, которые привели бы экономические отношения к качественно новому уровню. Отношения продолжают основываться на торговле товарами, и признаков более глубокой экономической интеграции пока не заметно.

Самым вероятным сценарием взаимоотношений России и Китая в течение следующего десятилетия авторы считают сжатие экономического сотрудничества на фоне растущих уступок России Китаю. Другой возможный сценарий - увеличение числа заинте-

ресованных лиц в обоих государствах, которым выгодно развитие взаимных связей. Авторы отмечают несколько направлений, которые могут применить модель сотрудничества и уменьшить в нем политическую составляющую: 1) китайские крупномасштабные инвестиции в российскую инфраструктуру, в частности в строительство высокоскоростной железнодорожной линии; 2) совместное производство, например, создание нового широкофюзеляжного реактивного пассажирского самолета, который мог бы конкурировать с Аэробусом и Боингом; 3) совместное коммерческое использование Северного морского пути; 4) открытие российской нефте-и газодобычи для китайских инвесторов вместе с открытием китайского рынка для российских компаний; 5) расширение сотрудничества между предприятиями малого и среднего бизнеса.

Авторы отмечают развивающееся сотрудничество между Китаем и Россией в военной области и в сфере безопасности. Региональным объектом российско-китайского отношений является Центральная Азия, тогда как в Восточной Азии безусловно доминирует Китай. При этом у Китая и России разное видение организации региона. Но, в частности, ШОС (тупиковый, но все же полезный инструмент, по мнению авторов) подтверждает способность партнеров регулировать взаимоотношения. Россия и Китай предприняли много шагов, чтобы избежать конкуренции друг с другом в регионе.

Авторы считают, что, несмотря на определенные успехи, союз Китая и России остается отдаленной перспективой. Они полагают, что его формированию мешают воспоминания элит обеих стран о китайско-советских отношениях в 1950-х годах; нежелание поддерживать территориальные требования друг друга; расхождения в представлениях о будущем мировом порядке.

Изменить характер российско-китайских отношений мог бы отход Китая от политики сдержанности по отношению к России, создающей иллюзию равенства партнеров. Дальнейшее укрепление влияния Китая может проявиться в более жестком отношении к России. Это, в свою очередь, может вызвать негодование и соответствующую реакцию российской элиты. С другой стороны, внутренние изменения и приход к власти тех представителей российской элиты, которые расценивают зависимость страны от Ки-

тая как вредную для национальных интересов, может помешать России играть роль младшего партнера.

С точки зрения Запада, тесное сотрудничество между Россией и Китаем, во-первых, делает невозможным для США или ЕС изолировать кого-либо из них. Россия и Китай готовы оказывать друг другу политическую и экономическую поддержку. Во-вторых, Россия и Китай бросают вызов Западу: Россия - с помощью политических и военных инструментов, а Китай - с помощью финансово-экономических средств.

Список литературы

1. Gaens B., Kaczmarski M. Japan-Russia relations: The Kremlin has the upper hand / Finnish institute of international affairs. - Helsinki, 2018. - 2 p. - (FIIA Comment; N 17). - Mode of access: https://www.fiia.fi/enpubhcation/japan-russia-relations

2. Kaczmarski M. Russia-India relations: Long-term obstacles remain despite sectoral achievements / Finnish institute of international affairs. - Helsinki, 2018. - 2 p. -(FIIA Comment; N 19). - Mode of access: https://www.fiia.fi/en/publication/russia-india-relations

3. Kaczmarski M., Katz M.N., Tiilikainen T. The Sino-Russian and US-Russian relationships: Current developments and future trends / Finnish institute of international affairs. - Helsinki, 2018. - 123 p. - (FIIA Report; N 57). - Mode of access: https://www.fiia.fi/en/publication/the-sino-russian-and-us-russian-relationships

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.